ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
УДК 338.435 А. И. Зигамшим
СТРУКТУРА И ПАРАМЕТРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
Ключевые слова: качество и уровень жизни, номинальные, реальные денежные доходы, реальная, начисленная заработная плата, повышение материального уровня жизни, улучшение условий труда и занятости, инженерной инфраструктуры, жилищных и социальных условий жизни населения в сельских поселениях.
Автор рассматривает одну из наиболее острых проблем, связанных с формированием адекватных показателей оценки качества жизни сельского населения в регионах, что связано с существенным их отличием от городского, что требует, по мнению автора, их более выраженной и адекватной формализации в методах статистического мониторинга, включая показатели и индикаторы-предвестники (пороговые значения).
Key words: quality and ranges of life, nominal, real, money income, charging, material range of life increase, labor conditions and occupation improve, engineering infrastructure, housing and living conditions of public in the country
The author discusses one of the main acute problems, connected to the forming of adequate indexes of quality of life in regions, that is due to the significant difference between the city life. The author considers its expression in the adequate forming within the methods of statistical observe. including the ranges and thresholds.
В основе основных показателей, характеризующих качество жизни, безусловно, лежат показатели уровня жизни населения, как количественная оценка, основанная на пороговых значениях физиологических характеристик. К этим показателям специалисты, прежде всего, относят, следующие:
- номинальные денежные доходы населения, как величину фактически сложившегося размера денежных доходов населения;
- реальные денежные доходы, как величину фактического объема товаров и услуг в денежном выражении, которые можно приобрести на величину номинальных доходов населения;
- реальные располагаемые денежные доходы населения, как величину реальных доходов за минусом обязательных платежей и взносов и скорректированные на индекс потребительских цен; в октябре 2011г. по сравнению с соответствующим периодом 2010г., по оценочным расчетам, составило 100,8%, в январе-октябре 2011г. - 100,0%.
Так, номинальные денежные доходы населения, как величина фактически сложившегося размера денежных доходов населения Республики Татарстан в 2011г. составили 77426,5 млн. рублей и по сравнению с 2010г. выросли на 7,7%, а денежные расходы населения сложились в сумме 75796,0 млн. рублей и увеличились на 8,1 %. Реальные денежные доходы, как величина фактического объема товаров и услуг в денежном выражении, которые можно приобрести на величину номинальных доходов населения в 2011г. увеличились по сравнению с 2010г. всего на 1,4%. Еще более скромный прирост показали реальные располагаемые денежные доходы населения, как величина реальных доходов за минусом обязательных платежей и взносов и скорректированные на индекс потребительских цен (индекс инфляции), рост которых за 2010г. составил 0,8%, а в течение 2011 г. практически не повысился [1].
Официально принятым показателем, измеряющим уровень доходов населения, является показатель уровня заработной платы. Так, средняя начисленная заработная плата работающих на предприятиях и в организациях республики, включая малое предпринимательство, в 2011г. составила 20167,3 рубля. По сравнению с 2010г. она увеличилась на 16,9%. В тоже время среднемесячная начисленная заработная плата работников сельского хозяйства составила всего 11122, 7 рубля, что почти вдвое ниже среднего уровня по всем отраслям и видам деятельности в регионе. По этому показателю, как одному из важнейших в определении критериев качества жизни населения, уровень начисленной заработной платы работников сельского хозяйства существенно отстает от таких отраслей как добыча полезных ископаемых (29058,9 рублей), обрабатывающие производства (21516,5 рублей), издательская и полиграфическая деятельность (27560,6 рублей), производство нефтепродуктов (31429,8 рублей), химическое производство (26391,5 рублей), производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (23104,7 рублей), производство транспортных средств и оборудования (22729,5 рублей), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (23132,0 рублей), строительство (25479,3 рублей), розничная торговля (18028,9 рублей), транспорт и связь (21710,8), финансовая деятельность (26426,9 рублей), деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта (19368,2 рублей) [1].
При этом потребительские цены на товары и услуги в 2011г. по сравнению с 2010г. возросли на 6,5%. Таким образом, реальная заработная плата работающих на предприятиях и в организациях республики, включая малое предпринимательство, рассчитанная с учетом роста индекса потребительских цен на товары и услуги, в 2011г. к уровню 2010г. составила 109,7%. При этом годовой
темп роста средней начисленной заработной платы работающих в сельском хозяйстве составил 122,8%, что выше, чем в ряде других отраслей экономик Республики Татарстан [1].
Как свидетельствуют данные официальной статистики, несмотря на то, что темпы роста среднемесячной начисленной заработной платы работников сельского хозяйства в целом опережали средние данные по республике, однако ее величина составляла чуть более 50% от среднего уровня по региону.
Более того, суммарная просроченная задолженность по заработной плате в отрасли сельского хозяйства в 2011 г. более чем вдвое превышала аналогичный показатель на 2010г. Так, если в целом по Республике Татарстан просроченная задолженность по заработной плате по видам экономической деятельности на конец 2011 г. составляла 62895 тыс. рублей, в том числе просроченная задолженность по заработной плате работникам сельского хозяйства 17641 тыс. рублей, что составляет почти третью часть от суммарной просроченной задолженности по заработной плате по всем видам экономической деятельности. При этом если в отраслях обрабатывающих производств, транспорте она сокращается, то на предприятиях сельскохозяйственного производства продолжает расти.
Указанные тенденции еще более ярко проявились на динамике численности работников, перед которыми имелась просроченная задолженность по заработной плате. Так, из общей численности работников, перед которыми имелась просроченная задолженность по заработной плате в целом по Республике Татарстан, составляющая 4471 человек, на работников сельского хозяйства приходилось в 2011 г. почти 1 тыс. человек или почти 30% от общей численности. Более того, численность работников предприятий сельскохозяйственного производства, перед которыми имелась просроченная задолженность по заработной плате, по сравнению с 2010 годом выросла в 2,3 раза, чего не наблюдается ни в одной другой сфере экономической деятельности [1].
Аналогичные проблемы наблюдаются на предприятиях обрабатывающих производств, где в 2011 г. численность работников, перед которыми имелась просроченная задолженность по заработной плате, достигала 1509 человек. При этом существенно ниже уровень задолженности по заработной плате перед работниками на предприятиях по добыче полезных ископаемых (9 человек), на предприятиях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды (203 человека), в строительстве (364 человека), на предприятиях транспорта (198 человек). Продолжает расти численность работников, перед которыми имелась просроченная задолженность по заработной плате на предприятиях обрабатывающих производств (105,9 %), на предприятиях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды (114,0%), на предприятиях строительной отрасли (145%). Все эти процессы в совокупности привели к тому, что и в целом по Республике Татарстан эта неблагоприятная тенденция имеет нарастающую динамику и по сравнению с 2010 годом численность работников, перед
которыми имелась просроченная задолженность по заработной плате, выросла почти на 41%.
При этом практически вся сумма просроченная задолженность по заработной плате была обусловлена отсутствием собственных средств у сельскохозяйственных предприятий и организаций, а численность работников, перед которыми имелась просроченная задолженность по заработной плате в сельском хозяйстве выроста в 2,5 раза по сравнению с 2010 г.
Наличие просроченной заработной платы особенно остро ощущается в сельской местности, так как величина номинальной заработной платы в отрасли в 2011 г. не на много превышала прожиточный минимум, величина которого в целом для трудоспособного населения Республики составляла в 2011 г. 5607 рублей. При этом в зависимости от величины прожиточного минимума, установленного в субъектах Российской Федерации в среднем на душу населения, в том числе по социальнодемографическим группам составляла в 2011 году для пенсионеров 3722 рубля, а для детей - 5025 рублей [1].
Если же сопоставить эти данные с величиной реальной заработной платой в сельской местности, то можно вполне обоснованно утверждать, что сельское трудоспособное население существует на уровне прожиточного минимума.
Ярким отражением динамики показателей качества жизни сельского населения являются показатели прироста или убыли сельского населения в Республике Татарстан. Анализ динамики этих показателей свидетельствует о хроническом сокращении численности сельского населения региона. Так, на протяжении последних 20 лет, начиная с 1990 по 2010 годы, мы наблюдаем ежегодную естественную убыль сельского населения в Республике Татарстан. Так, если еще в 1990 году естественный прирост сельского населения составлял положительную величину и составлял 1630 человек, то уже в 1995 году численность сельского населения сократилась на 4368 человек, в 2000 году - на 6076 человек, в 2005 году - на 8010 человек, в 2006 году - на 7064 человека, в 2007 году - на 5838 человек, в 2008 году - на 5114 человек, в 2009 году - на 4832 человека, в 2010 году - на 4569 человек. Иначе говоря, ежегодно сельское население Республики Татарстан сокращается в среднем на 4000 человек, что пагубно влияет как на показатели экономического, так и социального параметров функционирования отрасли, а также существенно снижает престиж и привлекательность сельского хозяйства как вида экономической деятельности для подрастающей молодежи.
При этом пик естественной убыли сельского населения приходился на 2005-2006 годы, когда ежегодно численность сельского населения в регионе сокращалась на 7-8 тыс. человек, что составляло, соответственно, 7,4 и 8,4 человека на 1000 человек сельского населения. Данный показатель превышал аналогичные данные для городского населения в 7-8 раз. Так, если в 2008 году можно впервые на период с 1990 года наблюдать прирост городского населения, величина которого составила всего 452 челове-
ка, то в 2009 году эта цифра выросла до 3545 человек, а в 2010 году - 3647 человек, что свидетельствует о возрастающей привлекательности городов для проживания в Республике Татарстан по сравнению с сельской местностью.
Сельское население отличается и существенно более высоким уровнем смертности. Так, если в городской местности количество умерших на 1000 человек населения в течение периода с 1995 по 2010 годы колебалось в пределах 11,3 - 11,9 человека, то в сельской местности этот показатель с 13,7 в 1990 году вырос до 16,6 человека в 2000 году и продолжает держаться на этом высоком уровне на протяжении последнего десятилетия. Так, в 2010 году количество умерших сельских жителей на 1000 человек сельского населения составляло почти 17 человек.
Таким образом, показатели естественной убыли сельского населения стабильно держаться на высоком уровне на протяжении всего периода с 1995 по 2010 годы. Так, если в 1990 году мы могли еще наблюдать прирост показателя соотношения родившихся и умерших среди сельского населения, величина которого на 1000 человек составляла 1,7, то с 1995 года мы наблюдаем естественную убыль сельского населения. Так, в 1995 году показатель естественной убыли сельского населения на 1000 человек составлял уже отрицательную величину - 4,3, в 2000 году - 6,1, в 2005 году
- 8,4, в 2006 году - 7,4, в 2007 году - 6,1, в 2008 году
- 5,4, в 2009 году - 5,1, в 2010 году - 4,9 [1].
Принципиально ситуация не изменилась и в 2010 г. Так, если городское население в 2010 г. выросло на 3647 чел., то сельское население сократилось на 4569 человек. При этом в 1990 г. естественный прирост сельского населения составлял 1630 человек.
Не менее важными факторами оценки показателей качества жизни сельского населения являются показатели числа умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми. Этот показатель достаточно комплексно отражает и уровень наследственности сельского населения, и уровень обеспеченности современными медицинскими услугами родовспоможения. Безусловно, что определенный прогресс в этом отношении за прошедшие 20 лет достигнут. Если в 1990 г. в сельской местности на 1000 родившихся живыми умирало в возрасте до 1 года 14,4 ребенка, то в
2010 г. этот показатель сократился до 6,6 ребенка. Однако, данный параметр качества жизни до сих пор выше, чем у городского населения, что обусловлено отмеченными выше факторами. Так, если для городского населения на 1000 родившихся живыми смертность первого года жизни составляла в 2010 г. 5,3 ребенка, то для сельского населения этот показатель составлял 6,6.
Не менее красноречивы и показатели миграции сельского населения как внутри Республики Татарстан, так и вне ее. При этом миграционные потоки сельского населения характеризуются, преимущественно, внутриреспубликанской миграцией, на долю которой приходится свыше 75% всех мигрантов. Так, если в 2008 г. число выбывших из сельского местности превышало число прибывших на проживание в сельскую местность в регионе на 570 человек, то в
2010 г. этот показатель вырос почти втрое и составил 1683 человека. Именно в 2010 году мы наблюдаем явление миграционного оттока сельского населения, когда число выбывших составляло 18786 человек, а прибывших на проживание в сельскую местность составило 18597 человек. В результате чего можно наблюдать сокращение численности проживающих в сельской местности за счет миграционного фактора на 189 человек. При этом наиболее ярко эти процессы выражены в потоках внутри-республиканской миграции. Так, если в 2008 году миграционный отток сельского населения составлял 570 человек, то к концу 2010 года эта величина выросла до 1683 человек [1].
При этом необходимо отметить, что доминирующая часть выбывшего сельского населения остается в Республике Татарстан и, скорее всего, вливается в состав городского населения.
Таким образом, миграционные потоки являются косвенным отражением процессов роста или снижения качества жизни сельского населения в Республике Татарстан.
Анализ данных свидетельствует о том, что уровень образования в сельской местности также существенно отстает как от городского, так и от других отраслей экономики Республики Татарстан. Так, среди сельского населения только 9% имеют высшее профессиональное образование, в то время как в обрабатывающих отраслях этот показатель составляет 21,7%, оптовой и розничной торговли -21%, отрасли транспорта и связи - 17,9%. Аналогичная ситуация складывается и в сфере среднего профессионального образования. Так, среди сельского населения имеют полное среднее образование только 17,6%, тогда как в обрабатывающих отраслях этот показатель составляет 25,2%, в строительстве -21,1%, в оптовой и розничной торговле - 28,5%, в сфере жилищно-коммунального хозяйства - 28,5%. Почти трое из десяти человек трудоспособного сельского населения вообще не имеют основного общего образования [1].
Если провести анализ показателей качества жизни сельского населения в динамике, то вполне очевиден вывод о том, что их динамика не опережает темпы роста средних показателей по региону. Так, при относительном росте уровня занятости сельского населения с 68,8% в 2007 г. до 78,6% в
2011 г., абсолютная и относительная величина средней заработной платы работников сельскохозяйственных организаций до сих пор вдвое ниже среднего уровня по региону. А отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работника сельскохозяйственных организаций к среднему по Республике Татарстан уровню за прошедшие четыре года практически не изменился. Так, если в 2008 году отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работника сельскохозяйственных организаций к среднему по Республике Татарстан уровню составляло 48,6%, то к концу 2010 года этот показатель вырос до 51%, что свидетельствует о сохранении отрицательных тенденций в динамике основного показателя, характери-
зующего качество жизни сельского населения, которым является уровень оплаты труда сельского населения (табл. 1).
Таблица 1 - Динамика показателей уровня оплаты труда работников сельского хозяйства в Республике Татарстан
Нельзя забывать и о том, двукратное увеличение за прошедшие пять лет абсолютной величины среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников, занятых в сфере сельского хозяйства, существенно отличается от ее реальной величины, всецело зависящей от темпов роста цен на продукты питания, товары и услуги, величина которого за этот же период превысила 50%. Это свидетельствует о том, что реальная заработная плата работников сельского хозяйства выроста не вдвое, а только на 50%, что незамедлительно сказалось на основных показателях уровня и качества жизни сельского населения (табл. 2).
Таблица 2 - Динамика основных показателей качества жизни сельского населения в сравнении со средним уровнем по всем видам экономической деятельности в Республике Татарстан
Наименование показателя 2007 2008 2009 2010 20111'
1 2 3 4 5 6
По Республике Татарстан
Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работника сель-скохозяй- ственных организаций и минимального потребительского набора на члена семьи, % 78,6 99,5 101,5 103,7 106,92)
Ввод в действие автомобильных дорог с твердым покрытием, км 61,4 142,3 26,8 74,4 98,0
Ввод в действие объектов социальнокультурной сферы:
Дома - интернаты для престарелых, инвалидов (взрослых и детей), мест 162 205 - 95 100
Детские оздоровительные лагеря, места 120 60
Дома отдыха, места 3 - - - 10
Санатории, коек - - - 180 -
Физкультурнооздоровительные комплексы, единиц 14 18 7
Плавательные бассейны (с длиной дорожек 25 и 50 м), кв. м 1259 1283 1483 4350 250
Плоскостные спортивные сооружения, КВ. М 33493 25765 8896
Стадионы, места 50003) 75613) 78103) 1200 6960
Спортивные залы, кв.м 694 3912 14975 3939 17450
Спортивные сооружения с искусственным льдом, кв. м 9131 23484 12359 - 3925
в том числе в сельской местности
Ввод в действие газопроводных сетей в сельской местности, км 14,1 23,3 18,5 54,6 32,4
Ввод в действие водопроводных сетей в сельской местности, км 92,6 67,1 18,7 47,3 71,1
Ввод в действие линий электропередачи для электрификации сельского хозяйства:
- напряжением 35 КВ и выше, км 61,5 20,9 - 15,80 -
- напряжением 6-20 КВ, км 194,4 107,3 124,4 387,1 83,2
- напряжением 0,4 КВ, км 229,1 151,2 354,3 535,3 341,5
Наименование показателя 2007 2008 2009 2010 2011
Уровень занятости сельского населения в трудоспособном возрасте, % 68,8 73,6 72,2 76,4 78,6
Средняя заработная плата работника по РТ (по полному кругу предприятий), рублей/месяц 11468,6 14904,0 15206,9 17350,1 49161,3
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, занятых в сфере сельского хозяйства, рублей 4853,7 7237,9 7814,9 8544,3 9772,3
Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работника сельскохозяйствен-ных организаций к среднереспубликанскому уровню, % 42,3 48,6 51,4 49,2 51,0
Источник: [2].
Окончание табл. 2
1 2 3 4 5 6
Ввод в действие АТС в сельской местности тыс. номеров 18,9 10,4 3,1 2,2 0,2
Ввод в действие жилых домов в сельской местности, тыс.кв.м. 476,9 500,5 500,1 498,2 520,7
Ввод в действие дошкольных образовательных учреждений в сельской местности, места 270 180 45 15 570
Ввод в действие общеобразовательных учреждений в сельской местности, ученических мест 800 1254 477 15 470
Ввод в действие больничных учреждений в сельской местности, коек 18 - - - -
Ввод в действие амбулаторно-поликлинических учреждений сельской местности, посещений в смену 400 15 - 12 75
Ввод в действие учреждений культуры клубного типа в сельской местности мест 853 180 - 250 200
Источник: [2].
Как свидетельствуют данные официальной статистики только в 2009 г. удалось преодолеть отрицательное соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работника сельскохозяйственных организаций и минимального потребительского набора на члена семьи. Если в 2008 г. это соотношение составляло 99,5% или средняя номинальная начисленная заработная плата работника сельскохозяйственных организаций была меньше минимального потребительского набора на члена семьи, то преодолеть это удалось лишь в 2009 г., когда он впервые превысил номинальную заработную плату на 1,5%. Нельзя забывать, что это речь идет о номинальной заработной плате, а не о реальной ее величине, которая до сих пор у сельских жителей не превышает минимального прожиточного минимума.
При всей в целом положительной динамике основных показателей качества жизни сельского населения в сравнении со средним уровнем по всем видам экономической деятельности в Республике Татарстан, необходимо заметить, что многие особенно социально значимые направления повышения качества жизни сельского населения имеют тенденцию к замедлению темпов роста. Так, динамика роста ввода в действие водопроводных сетей в сельской местности имеет ярко выраженную тенденцию к замедлению. Если в 2007 году было введено в сельской местности 92,6 км. водопроводных сетей, то в 2008 году этот показатель сократился до 67,1 км., а в 2010 году
- даже до 18,7 км. водопроводных сетей [2].
Значительную тревогу вызывает ситуация, вкладывающаяся в сфере сельского здравоохранения. При сегодняшнем крайне низком уровне удовлетво-
ренности сельского населения объемом и качеством медицинских услуг, за последние четыре года не было введено ни одного учреждения здравоохранения в сельской местности. Кроме того, существенно отстает от потребности объем ввода в действие амбулаторно-поликлинических учреждений сельской местности Татарстана, за последние четыре года их было введено в четыре раза меньше, чем за один только 2008 год.
Несомненные успехи за прошедшие семь лет были достигнуты в преодолении огромной территориальной дифференциации показателей качества жизни между муниципальными образованиями Республики Татарстан. Так, если в 2005 г. разница между самыми развитым и отсталым районом региона по показателю валовой товарной продукции на душу населения составляла 26 раз, то к 2011 г. она сократилась до 8, по показателю инвестиций на душу населения - со 120 раз, до 76, по показателю уровня жизни - с 5,6 раз до 4,7, по уровню средней заработной платы - с 3,4 раза до 2,4 [1]. Однако даже эти различия между муниципальными районами Республики Татарстан свидетельствуют о достаточно высоком уровне территориальной асимметрии в уровне и качестве жизни сельского населения региона [3].
Таким образом, подводя итог анализу структурных показателей, характеризующих уровень и качество жизни сельского населения, а также их основные параметры, можно сделать следующие выводы.
Прежде всего, это касается относительно скромного прироста показателей реальных располагаемых денежных доходов сельского населения, величины реальных доходов за минусом обязательных платежей и взносов и скорректированных на индекс потребительских цен (индекс инфляции), рост которых за 2010г. составил всего 0,8%, а в течение 2011 г. практически не повысился.
Кроме того, несмотря на то, что темпы роста среднемесячной начисленной заработной платы работников сельского хозяйства в целом опережали средние данные по республике, однако ее величина составляла чуть более 50% от среднего уровня по региону. Если же сопоставить эти данные с величиной реальной заработной платой в сельской местности, то можно вполне обоснованно утверждать, что сельское трудоспособное население существует на уровне прожиточного минимума.
Все это сопровождалось хроническим сокращением численности сельского населения региона. Так, на протяжении последних 20 лет, начиная с 1990 по 2010 годы, мы наблюдаем ежегодную естественную убыль сельского населения в Республике Татарстан.
Не менее красноречивы и показатели миграции сельского населения как внутри Республики Татарстан, так и вне ее. Так, если в 2008 году число выбывших из сельского местности превышало число прибывших на проживание в сельскую местность в регионе на 570 человек, то в 2010 году этот показатель вырос почти втрое и составил 1683 человека.
При этом необходимо отметить, что доминирующая часть выбывшего сельского населения остается в Республике Татарстан и, скорее всего, вливается в состав городского населения.
Если провести анализ показателей качества жизни сельского населения в динамике, то вполне очевиден вывод о том, что их динамика не опережает темпы роста средних показателей по региону. Как свидетельствуют данные официальной статистики только в 2009 г. удалось преодолеть отрицательное соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работника сельскохозяйственных организаций и минимального потребительского набора на члена семьи.
Нельзя забывать, что это речь идет о номинальной заработной плате, а не о реальной ее величине, которая до сих пор у сельских жителей не превышает минимального прожиточного минимума.
Таким образом, анализ основных показателей, характеризующих качество жизни сельского на-
селения в территориальном разрезе, свидетельствует о том, что значительные различия между уровнем социального и экономического развития муниципальных районов Республики Татарстан обусловливают достаточно высокую степень территориальной асимметрии в уровне и качестве жизни сельского населения региона.
Литература
1. Зиганшин А.И. Комплексный информационноаналитический доклад «Социально-экономическое положение Республики Татарстан» // Татарстанстат. -2010. - №10. - С.
2. Республиканская целевая программа «Развитие сельского хозяйства Республики Татарстан на 2008 - 2012 годы», утверждена Постановлением КМ РТ от 14.12.2007, № 711.
3. Зиганшин А.И. Проблемы оценки качества жизни сельского населения в Республике Татарстан /А.И. Зиганшин, А.В.Краснов// Вестник Казанского технологического университета. - 2011. - Т. 14, № 20. - С. 229237.
© А. И. Зиганшин - соиск. каф. экономики и управления на предприятии пищевой промышленности КНИТУ, [email protected].