Научная статья на тему 'Структура и основные формы землепользования в Оренбургской области'

Структура и основные формы землепользования в Оренбургской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1001
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловьев С. А., Маркова А. И.

Дана оценка земельных преобразований в России и Оренбургской области за последние 15 лет. Проанализированы структура и основные формы землепользования по категориям землепользователей в Оренбургской области, состав и структура продукции сельского хозяйства и экономическая эффективность сельскохозяйственных предприятий по категориям землепользователей, отмечено, что наибольшими темпами растет эффективность в крестьянских (фермерских) хозяйствах и наименьшими в сельскохозяйственных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Соловьев С. А., Маркова А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structure and main forms of land use in the Orenburg region

An evaluation of land reforms in Russia and Orenburg region for the latest 15 years has been given. The structure and general land use modes according to land users groups in the Orenburg region, the structure and composition of agricultural products and economic efficiency of agricultural enterprises have been analysed. It is pointed out that the highest efficiency growth rates are being observed on small-scale farming units and the lowest ones are characteristic for agricultural organizations.

Текст научной работы на тему «Структура и основные формы землепользования в Оренбургской области»

Исследование экономической эффективности основных форм землепользования

С.А. Соловьев, д.т.н., А. И. Маркова, к.э.н.,

Оренбургский ГАУ

Земля в России является национальным богатством. Земельный фонд включает земли сельскохозяйственного назначения, земли под населенными пунктами, государственный лесной фонд, государственный водный фонд, земли, занятые различными отраслями народного хозяйства, земли государственного запаса, заповедные и курортные земли [1].

Более 15 лет прошло с начала земельных преобразований в России. Основные результаты проводившейся в эти годы земельной реформы следующие [2]:

• ликвидирована государственная монополия на владение землей;

• осуществлен переход к платному землепользованию;

• созданы условия для гражданского оборота земельных участков;

• сформирован слой крестьянских (фермерских) хозяйств;

• созданы целевые земельные фонды;

• введен в действие Единый государственный реестр земель;

• на качественно новом техническом и технологическом уровнях развернута система государственного земельного кадастра;

• подготовлены необходимые кадры в области регулирования земельных отношений.

В 1990—2006 гг. в России фактически созданы основы нового земельного строя. Его характеризуют: новая законодательно-нормативная база; многообразие форм собственности на землю; многоукладное и платное землепользование; обеспечение населения страны земельными участками; современная система кадастра и регистрации прав на землю.

В частную собственность граждан и юридических лиц передано 129,6 млн. га, что сравнимо с территорией ряда крупных стран Европы. Абсолютное большинство (97%) этих земель являются сельскохозяйственными угодьями. В итоге перераспределения частными собственниками земель стали более 44 млн. граждан и юридических лиц. За последние годы созданы правовые основы для дальнейшей приватизации земель. В новом Земельном кодексе Российской Федерации заложен принцип «единого объекта недвижимости», предусмотрен механизм выкупа государственных и муниципальных земель собственниками приватизированных предприятий [3].

Анализ темпов проведения земельных преобразований в России показал, что в ходе их реализации был допущен ряд существенных ошибок и просчетов, не позволивших осуществить мероприятия по организации рационального использования и охраны земельных ресурсов. К таким ошибкам следует отнести [4]:

1. Предпочтение частной собственности на землю в ущерб равноправному отношению ко всем видам собственности и многоукладному землепользованию, что привело к земельной спекуляции, косвенному росту тарифов на услуги ЖКХ, а также непомерному росту стоимости жилья.

2. Прекращение проведения в стране комплекса землеустроительных работ по организации рационального использования и охраны земельных ресурсов, что в итоге привело к массовому забрасыванию продуктивных земель.

3. До сих пор в стране не организовалась система национального земельного банка, что тормозит проведение земельной реформы.

4. Искусственно разделен единый технологический процесс формирования кадастрового учета, оценки недвижимости и регистрации прав на землю.

Из-за перечисленных выше ошибок и других просчетов в земельном преобразовании мы пришли к тому, что сегодня в стране отсутствует внятная земельная политика и необходимая государственная поддержка организации рационального использования и охраны земельных ресурсов.

В ходе земельной реформы в Оренбургской области были реорганизованы 593 колхоза и совхоза, в результате 355 тыс. жителей села стали собственниками земельных долей.

К настоящему времени большая часть земельных долей передана их собственникам в аренду, как правило, тем же хозяйствам, в счет земель которых доли образованы.Фактически речь идет о формировании в счет передаваемой в аренду доли (или, чаще, нескольких долей) земельного массива, так называемого временного земельного участка. Поэтому с 2003 г. согласно Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» идет процесс формальной трансформации договоров аренды земельных долей в договоры доверительного управления ими.

За годы проведения реформы сформирован значительный слой крестьянских (фермерских) хозяйств, в распоряжение которых передано 916,9 тыс. га сельскохозяйственных угодий. В собственности граждан находятся 1206,0 тыс. га сельхозугодий области [5].

1. Земельная площадь Оренбургской области, тыс. га (на начало 2006 г.)

Показатели 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Всего земель в том числе сельскохозяйственные угодья в процентах от общей площади лесные земли в процентах от общей площади другие земли в процентах от общей площади 12370.2 10927.2 88.3 667,6 5,4 775,4 6.3 12370,2 10910,4 88,2 667,6 5.4 792,2 6.4 12370,2 10963,0 88,6 592,8 4,8 814,4 6,6 12370.2 10839.3 87.6 592,9 4,8 938,0 7.6 12370,2 10838,7 87.6 592.7 4,8 938.8 7.6 12370,2 10839,6 87.6 593,5 4,8 937,1 7.6

Источник данных: Статистический ежегодник: Оренбургская область, 2007. С. 42.

2. Распределение сельскохозяйственных угодий по категориям землепользователей в Оренбургской области, тыс. га (на конец года)

Годы Земли, используемые землепользователями, занимающимися сельскохозяйственным производством В том числе

сельско- хозяйственных организаций крестьянских (фермерских) хозяйств в личном пользовании граждан из них

личных подсобных хозяйств коллективных и индивидуальных садов и огородов

Все сельскохозяйственные угодья

1995 10703,0 9441,4 565,9 695,7 49,3 33,8

2000 10625,0 9039,4 705,2 880,4 68,8 32,4

2001 10642,7 8935,6 785,9 921,2 78,7 31,5

2002 10653,9 8807,7 866,1 980,1 89,1 31,4

2003 10448,5 8534,7 914,7 999,1 95,9 29,8

2004 10445,0 8520,8 919,9 1004,3 87,7 32,2

2005 10393,0 8452,6 934,4 1006,0 88,9 17,9

2006 10357,0 8234,1 916,9 1206,0 94,4 18,0

Пашня

1995 6169,0 5646,2 438,0 84,8 40,2 12,7

2000 6092,0 5425,1 554,5 112,4 52,0 11,9

2001 6089,6 5344,6 620,9 124,1 59,0 11,2

2002 6102,2 5275,5 682,6 144,1 65,4 11,1

2003 6024,4 5155,7 714,7 154,0 70,6 9,5

2004 6027,1 5149,2 720,9 157,0 64,6 11,9

2005 6009,5 5101,5 730,3 177,7 65,4 0,8

2006 5993,1 4975,4 715,6 302,1 69,4 0,8

Кормовые угодья

1995 4511,8 3796,6 127,9 587,3 7,7 -

2000 4507,9 3612,6 150,7 744,6 15,1 -

2001 4528,3 3589,4 165,0 773,9 17,9 -

2002 4526,9 3530,6 183,4 812,9 22,0 -

2003 4399,3 3377,4 199,9 822,0 23,6 -

2004 4393,1 3370,0 198,9 824,2 21,4 -

2005 4360,7 3348,3 204,0 808,4 21,8 -

2006 4341,2 3256,0 201,2 884,0 23,3 -

Источник данных: Статистический ежегодник: Оренбургская область, 2007. С. 320.

3. Состав и структура валовой продукции сельского хозяйства по категориям землепользователей в Оренбургской области

Годы Хозяйства всех категорий Сельскохозяйственные организации Крестьянские (фермерские) хозяйства Хозяйства населения

млн. руб. проценты млн. руб. проценты млн. руб. проценты млн. руб. проценты

2001 23278,4 100 11678,1 50,1 923,0 4,0 10677,3 45,9

2002 22025,9 100 9714,5 44,1 954,3 4,3 11357,1 51,6

2003 25578,8 100 11063,0 43,3 1281,3 5,0 13234,5 51,7

2004 29943,3 100 12893,0 43,1 1634,5 5,5 15395,9 51,4

2005 31430,5 100 11966,3 38,1 1506,6 4,8 17957,6 57,1

2006 33440,0 100 12885,0 38,5 2244,9 6,7 18310,1 54,8

Источник данных: Статистический ежегодник: Оренбургская область, 2007. С. 321.

Оренбургская область — одна из наиболее развитых в сельскохозяйственном отношении областей России.

Необходимо отметить, что хотя на начало 2006 г. сельскохозяйственные угодья и составили 87,6% от общей площади земельных угодий, все же, по сравнению с 2001 г., площадь сельскохозяйственных угодий сократилась на 87,6 тыс. га, или на 0,8%. Это сокращение вызвано, главным образом, несовершенством и незаконченностью земельных преобразований, недостаточно эффективной системой землепользования. Поэтому необходимо принимать соответствующие меры (как на государственном, так и на областном уровне), направленные на улучшение состояния сельскохозяйственных угодий, недопущение дальнейшего сокращения их площади.

Особую важность приобретает вопрос, связанный с распределением сельскохозяйственных угодий по категориям землепользователей. Если до 1991 г. землепользователями были колхозы, совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия, то сейчас, в связи с многообразием форм собственности, созданы акционерные общества, товарищества, кооперативы, малые предприятия и крестьянские (фермерские) хозяйства; некоторые колхозы сохранили свой статус.

Как видно из таблицы 2, за период с 1995 по 2006 гг. все сельскохозяйственные угодья сократились на 346 тыс. га или на 3,3%; пашня — на 175,9 тыс. га, или на 13%; кормовые угодья — на 151,1 тыс. га, или на 3,5%. Такая же тенденция наблюдается и по сельскохозяйственным угодьям, принадлежащим сельскохозяйственным организациям. Снижение произошло соответственно на 1207,3 тыс. га, или на 14,6%; на 670,8 тыс. га, или на 21,4%; на 540,6 тыс. га, или на 14,2%.

В то же время наблюдается резкое увеличение по всем видам угодий в крестьянских (фермерских) хозяйствах, соответственно — на 351 тыс. га, или на 62%; на 277,6 тыс. га, или на 63,4%; на 73,3 тыс. га, или на 57,3%; в личном пользовании граждан — соответственно на 510,3 тыс. га, или на 73,3% по сельскохозяйственным угодьям; на 217,3 тыс. га, или в 2,5 раза по пашне; на 296,7 тыс. га, или на 51% по кормовым угодьям.

Концепция современного землепользования должна исходить из принципа рационального, бережного и эффективного использования природных ресурсов. Рассмотрим экономическую эффективность использования сельскохозяйственных угодий в области, для чего определим сначала стоимость валовой продукции.

Данные таблицы 3 показывают, что структурные изменения коснулись и производства валовой продукции сельского хозяйства. При сокращении площади сельскохозяйственных угодий (табл. 2) валовая продукция увеличилась на 44% это связано с тем, что большое развитие получили крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, а также частные сельскохозяйственные организации, целью которых является получение как можно большей прибыли, а не охрана национального богатства страны — земли.

Экономическая эффективность рассчитывается по формуле [1]:

^=¥ •

где ВП — стоимость валовой продукции, тыс. руб.;

£ — площадь сельскохозяйственных угодий, тыс. га.

Расчеты представлены в таблице 4.

Как видно из данных таблицы 4, эффективность выросла по всем категориям предприятий.

Темпы роста эффективности можно найти, рассчитав индексы эффективности [1].

Индекс эффективности определяется по формуле:

т = К =ЕЕ±. ЁЕ±:

Эф ^ ' £0 ■

1) по всем категориям предприятий:

3228,7

— =1,476;

1эф 2187,0

2) по сельскохозяйственным организациям:

тэф = ^ = 1,197 ;

эф

1307,0

3) по крестьянским (фермерским) хозяйствам:

2448,3

Ьф ="

— = 2,080;

1174,4

4) по хозяйствам населения:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Средний уровень эффективности сельскохозяйственных предприятий по категориям землепользователей, руб. на 1 га

Годы Хозяйства всех категорий Сельскохозяйственные организации Крестьянские (фермерские) хозяйства Хозяйства населения

2001 2187 1307 1174 11590

2002 2967 1103 1102 11587

2003 2448 1296 1401 13246

2004 2866 1513 1776 15329

2005 30241 1414 1612 17850

2006 32287 1565 2448 15182

/ =1^ = 1,310.

эф 11590

Таким образом, в целом по всем категориям предприятий эффективность выросла на 47,6%; наибольшими темпами растет эффективность в крестьянских (фермерских) хозяйствах — в 2 раза, в хозяйствах населения — на 31% и самые низкие темпы роста по сельскохозяйственным организациям — на 19,7%.

Можно сказать, что в области завершен первый этап земельных преобразований, однако он не решил всех возложенных на него задач, поскольку рыночный механизм перераспределения земельных участков не был четко обозначен законодательством.

После вступления в силу ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» Законодательное Собрание Оренбургской области в свою очередь в декабре 2002 г. в первом чтении приняло закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области».

Особое внимание было уделено установлению ограничения на участок сельскохозяйственных угодий, который может находиться одновременно в собственности гражданина и его близких родственников: максимально это 10% общей площади сельскохозяйственных угодий одного административного района.

Рыночные отношения в аграрном секторе смогут начать эффективно действовать лишь в том случае, если будут осуществлены финансовое оздоровление предприятий, реформирование убыточных и неплатежеспособных сельхозорга-низаций. К сожалению, принятый в 2002 г. ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» механизмом его реализации подкреплен с большим опозданием. В области стадию банкротства к этому времени прошли 59 хозяйств. Этого могло и не произой-

ти, если бы действовал реальный механизм оздоровления.

В заключение, учитывая ключевую роль земли как фактора доступа к экономическим возможностям, следует подчеркнуть, что форма определения прав на землю, методы организации использования и охраны земли, способ получения хозяйствами и предпринимателями прав собственности или прав владения земель, а также пути разрешения связанных с ней конфликтов — имеют далеко идущие социально-экономические для любой страны последствия. Корни прошлых, современных и будущих конфликтов во многом следует искать в борьбе за землю. Государство не может оставаться в стороне от этих проблем, тем более в такой уникальной стране, как Россия, территория которой составляет 12,5% от мировой площади. Таким образом, необходимо на государственном уровне совершенствовать систему землепользования, так как, несмотря на принятие ряда законов, регулирующих эту сферу, многие вопросы остаются нерешенными. В частности, правовые аспекты регламентации арендных отношений, создание инфраструктуры земельного рынка, создание механизмов практического воплощения норм земельного законодательства.

Литература

1. Маркова, А.И. Курс лекций по сельскохозяйственной статистике с основами экономической статистики: учебное пособие. Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 1999.

С. 27, 39-40.

2. Липски, С. Регулирование землепользования в России на современном этапе //Аграрная Россия. 2006. № 1. С. 8—20.

3. Липски, С. Формы землепользования // Экономист. 2006. № 3. С. 90-96.

4. Лойко, П.Ф. Земельные преобразования в России в 1921— 2006 гг.: ошибки и просчеты, пути выхода из кризисного состояния современного землепользования страны // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2006. № 7. С. 4-13.

5. Статистический ежегодник 2007. Оренбургская область / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. Оренбург, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.