Научная статья на тему 'Структура и математические модели информационно-обучающей системы "Шихтовщик алюминиевого расплава"'

Структура и математические модели информационно-обучающей системы "Шихтовщик алюминиевого расплава" Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
148
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / МОДЕЛЬ-ИМИТАТОР / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / СТРУКТУРА СИСТЕМЫ / ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ / ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ / УПРАВЛЯЮЩИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ / РЕЖИМ УПРАВЛЕНИЯ / MATHEMATICAL MODEL / MODEL-SIMULATOR / TECHNOLOGICAL PROBLEM / SYSTEM STRUCTURE / PHYSICO-CHEMICAL PATTERNS / CHEMICAL COMPOSITION / CONTROL ACTIONS / CONTROL MODE

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Мартусевич Е. А., Буинцев В. Н., Калашников С. Н.

Важным аспектом при создании информационно-обучающих систем для обучения и повышения квалификации технологического персонала промышленных предприятий является разработка и реализация математических моделей изучаемых технологических процессов на этапе формирования алгоритмического и программного обеспечения такого рода систем. Рассматриваемая информационно-обучающая система связана с шихтовкой и разливкой алюминиевых сплавов различных марок. Система содержит необходимый объём теоретической информации, которая описывает основные принципы производства алюминия с применением наиболее известных технологических операций, направленных на формирование требуемых сплавов металла с заданным химическим составом. В основе информационно-обучающей системы лежит математическая модель технологического процесса, при разработке и описании которой используются как принципы информационного подобия, так и физико-химические законы с использованием экспериментально-статистических методов моделирования. Структура информационно-обучающей системы состоит из логически взаимодействующих между собой структурных блоков, которые позволяют формировать и решать различные технологические задачи шихтовки расплава алюминия в плавильных печах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Мартусевич Е. А., Буинцев В. Н., Калашников С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structure and mathematical models of the information system "Аluminum melt Mixer"

An important aspect in the creation of information and training systems for training and advanced training of technological personnel of industrial enterprises is the development and implementation of mathematical models of the studied technological processes at the stage of forming algorithmic and software of such systems. The considered information and training system is associated with the blending and casting of aluminum alloys of various grades. The system contains the necessary amount of theoretical information that describes the basic principles of aluminum production using the most well-known technological operations aimed at the formation of the required metal alloys with a given chemical composition. The information-training system is based on a mathematical model of the technological process, in the development and description of which both the principles of informational similarity and the physicochemical laws are used using experimental-statistical modeling methods. The structure of the information and training system consists of structural units that interact logically with each other, which allow the formation and solving of various technological problems of melting aluminum melting in smelting furnaces. Each unit has a certain meaning and performs the required amount of load. The system consists of seven important and weighty structural units. The interactions of the studied production object with the control actions and external disturbances make it possible to form the initial parameters of the task, which in turn become the basis for user interaction with the training system. The user interface of the system allows visualizing the aspects of technological change that are taking place and storing the student’s corrective actions for further analysis in the computer’s memory. If necessary, the system can provide the user with the opportunity to use the potential of an interactive assistant, in the event that he is difficult or unable to determine the weight of the next corrective adjustment. The interactive assistant based on the current parameters of the technological problem is able to determine and suggest to the user the use of the most optimal control action for the best solution of the problem. Thus, when introducing these principles of training, the system should show its effectiveness by reducing the final cost of the finished metal products, by reducing errors in technological operations and empirical calculations of the masses of the components used, increasing its consumer qualities.

Текст научной работы на тему «Структура и математические модели информационно-обучающей системы "Шихтовщик алюминиевого расплава"»

Структура и математические модели информационно-обучающей системы «Шихтовщик алюминиевого расплава»

Е.А. Мартусевич, В.Н. Буинцев, С.Н. Калашников

ФГБОУВО «Сибирский государственный индустриальный университет», Новокузнецк

Аннотация: Важным аспектом при создании информационно-обучающих систем для обучения и повышения квалификации технологического персонала промышленных предприятий является разработка и реализация математических моделей изучаемых технологических процессов на этапе формирования алгоритмического и программного обеспечения такого рода систем. Рассматриваемая информационно-обучающая система связана с шихтовкой и разливкой алюминиевых сплавов различных марок. Система содержит необходимый объём теоретической информации, которая описывает основные принципы производства алюминия с применением наиболее известных технологических операций, направленных на формирование требуемых сплавов металла с заданным химическим составом. В основе информационно-обучающей системы лежит математическая модель технологического процесса, при разработке и описании которой используются как принципы информационного подобия, так и физико-химические законы с использованием экспериментально-статистических методов моделирования. Структура информационно-обучающей системы состоит из логически взаимодействующих между собой структурных блоков, которые позволяют формировать и решать различные технологические задачи шихтовки расплава алюминия в плавильных печах. Ключевые слова: математическая модель, модель-имитатор, технологическая задача, структура системы, физико-химические закономерности, химический состав, управляющие воздействия, режим управления.

Применение компьютерных систем для профориентации, переподготовки и обучения операторов сложных технологических процессов в металлургическом производстве является своевременным и целесообразным подходом с точки зрения повышения эффективности производства за счёт наиболее рационального использования имеющихся материальных ресурсов отрасли. Процесс построения адекватных моделей любого изучаемого объекта предоставляет широкие возможности в изучении его свойств принципов взаимодействия с окружающей средой [1].

Информационно-обучающая система «Шихтовщик алюминиевого расплава» или упрощенно «Алюминщик», разработанная в Сибирском государственном индустриальном университете (СибГИУ) предназначена для организации начального обучения и повышения квалификации технологического персонала промышленных предприятий, связанных с

шихтовкой и производством алюминия с целью уменьшения материальных, энергетических и других затрат, что влияет на конечную себестоимость товарной продукции [2].

Суть шихтовки заключается в смешении имеющихся компонентов, вовлечённых в металлургическое производство, с целью получения требуемого алюминиевого сплава определенного химического состава с соответствующими физическими свойствами, который необходим для удовлетворения портфеля заказов различных покупателей [3].

Литейщик производит слив имеющихся не пустых ковшей в миксер до полной ёмкости в нужных, по его мнению, пропорциях. Вновь образованный в миксере химический состав расплава анализируется с помощью отбора пробы [4]. В зависимости от точности попадания проб в допуски химического состава заданной алюминиевой марки определяется потребность в дополнительных управляющих воздействиях на процесс формирования марки сплава. Чем выше точность предыдущих действий, тем соответственно меньше корректирующих воздействий необходимо произвести в дальнейшем. Данный факт положительно влияет на экономическую эффективность как отдельно взятого литейного отделения, так и на производственную мощность предприятия в целом [5].

Также для обогащения расплава необходимыми химическими элементами или для придания особых свойств выплавляемому металлу могут использоваться легирующие добавки. Легирующие металлы также имеют свой собственный химический состав и влияют на свойства доступного расплава в миксере.

Расчёт массы, добавляемых в расплав лигатур также производится литейщиком. Стоимость лигатур сильно варьируется в связи с разной распространенностью того или иного компонента и зависит от степени сложности их изготовления [6]. В качестве легирующих добавок

используются сплавы, например, следующих металлов: бора, железа, кремния, магния, меди, никели, свинца, титана и др. [7].

Литейщик обеспечивает высокое качество конечной готовой продукции, поэтому в его распоряжении имеются средства, позволяющие обеднять или очищать расплав от вредных газовых включений и примесей. Стоимость флюсов невысока, что благоприятно сказывается на их использовании, однако злоупотребление этим механизмом не приемлемо [8].

Так, качество готовой продукции и ее химический состав полностью определяются управляющими воздействиями технологического персонала литейного отделения, отвечающего за протекание определенного технологического процесса. В связи с этим необходимо максимально эффективно и рационально использовать доступные агрегаты и компоненты производства [9].

Умение проводить необходимые численные расчёты масс исходных компонентов и способность прогнозировать конечные результаты шихтовки являются основополагающими. В связи с этим появляется необходимость тренировки профессиональных навыков шихтовки.

В этом случае наиболее экономичным, безопасным и перспективным методом обучения является обучение с использованием компьютерных систем обучения [10]. Применение компьютерных обучающих систем ориентирует на более глубокое изучение теоретических закономерностей и особенностей выплавки алюминия в плавильных печах, способствуя отработке практических навыков управления этапами значимого технологического процесса.

Технологические инструкции обычно рекомендуют использовать усредненные значения управляющих воздействий в процессе шихтовки, отдавая литейщикам право корректировки конкретных количественных значений на каждом этапе плавки в зависимости от текущих особенностей её

протекания [11]. Даже при наличии универсальных инструкций литейщикам необходима обучающая система, которая бы позволила отработать навыки управления в зависимости от меняющихся условий производства.

Разработка такой системы должна начинаться с определения целей и задач обучения. В данном случае, необходимо провести анализ принятий управляющих воздействий, приводящих к ошибкам и неточностям при выполнении технологического задания. На основании такого анализа имеется возможность определить функционально-техническую структуру обучающей системы [12].

Одним из критериев эффективности такой информационно-обучающей системы является достаточно высокая степень адекватности математической модели технологического процесса, при разработке и описании которой важную роль играет применение физико-химических законов о закономерностях протекания моделируемого процесса [13].

На рис. 1 представлена функционально техническая структура информационно-обучающей системы «Алюминщик», которая позволяет решать различные задачи обучения технологического персонала необходимым навыкам шихтовки расплава алюминия.

Обучающая системы представлена семью важными структурными блоками, взаимодействие которых позволяет организовывать и решать технологические задачи шихтовки расплава алюминия до заданного химического состава [14].

Блок «Информационная база» необходим для начального обучения пользователя системы и позволяет выводить на экран ЭВМ структурированную информацию об особенностях основных этапов производства металла [15].

:

Рис. 1. - Функционально-техническая структура ИОС «Алюминщик»

Блок «формирования исходной технологической задачи» позволяет осуществлять точную настройку исходный параметров задачи шихтовки, а именно установить химический состав расплава в миксере и ковшах, определить используемые материалы и компоненты производства, а также осуществить выбор необходимой марки металла для выплавки и т.д.[16].

На основе предыдущего шага настроек исходных параметров технологической задачи система с помощью математической модели-имитатора взаимодействует с входными информационными потоками блока на предыдущем шаге.

Все управляющие воздействия или упрощенно история действий пользователя хранится в блоке «хранения истории пользовательских действий», которые можно в дальнейшем проанализировать с помощью специальных средств и алгоритмов [17].

Изменение параметров процесса шихтовки визуализировано в виде специального интерфейса пользователя, что является необходимой частью обучения и позволяет более тщательно осознавать влияние собственных действий на технологический процесс шихтовки.

В случае необходимости пользователь может использовать возможности встроенного интерактивного помощника, который на основании текущих параметров системы, способен предложить наиболее оптимальный режим управления для решения поставленной задачи шихтовки [18].

После завершения работы с информационно-обучающей системой результаты действий пользователя интерпретируются и отображаются в понятном и лаконичном виде на экране ЭВМ [19].

На основании представленной выше схемы взаимодействия моделируемого объекта осуществляется описание входных и выходных потоков информации, а также определяется роль помех [20].

К первичному входному потоку информации относятся следующие данные:

- обучающая информация об основных этапах производства алюминия;

- набор технологической информации о вакуумных-ковшах с жидким алюминием-сырцом, содержащий сведения о химическом составе расплава, температуре расплава, доступной ёмкости ковшей, массе осадка на стенках ковшей;

- технологическая информация, относящаяся к плавильной печи (миксеру), включающая в себя сведения о текущем химическом составе расплава, температуре расплава, доступной ёмкости миксера, массе осадка на стенках миксера, массе уже использованных легирующих и флюсовых добавок;

- информация о мощности нагревательных элементов миксера;

- информация о размере исходного заказа;

- информация о заданной марке алюминия;

- информация о стандартном значении времени работы модели;

- информация о ступенях выполнения технологической задачи;

- информация о легирующих добавках, с уточненным химическим составом;

- информация о флюсовых добавках, с уточнённым химическим составом;

- стоимость технологических операций и материалов.

Также при построении модели учитываются возмущающие воздействия, называемые помехами. К помехам относятся следующие составляющие:

- потеря тепла в миксере и снижение температуры плавки;

- потеря тепла в ковшах и снижение температуры расплава алюминия;

- образование осадка (кристаллизация расплава) на стенках ковшей и стенках миксера за счёт остывания расплава и уменьшения температуры жидкого металла;

- образование газовых включений кислорода и водорода в расплаве металла при смешивании исходных материалов.

После обработки входного потока информации, моделью-имитатором формируется выходной поток информации, к которому следует отнести следующие данные:

- итоговый химический состав марки алюминиевого сплава;

- итоговая температура расплава в миксере, с учётом всех воздействий на его основу;

- процент выполнения исходного заказа;

- масса сформированного расплава для разливки готовой продукции;

- масса затраченных модифицирующих материалов;

- себестоимость конечной массы сформированного расплава алюминия;

- время, затраченное на формирование заданного объёма заказа.

Математические модели информационно-обучающей системы представлены в виде соотношений материально-теплового баланса.

При формировании выходных параметров используются соответствующие физические и математические расчётные закономерности. Так, для расчёта теплового баланса при смешивании двух различных расплавов с неодинаковыми значениями температуры используется соотношение 1.

_ "■; ^+Аг , (1)

+ "г)

где: Тобщ - рассчитываемая конечная температура расплава; "1 - масса исходного расплава;

11 - температура исходного расплава; "2 - масса добавляемого расплава;

12 - температура добавляемого расплава;

АТ - приращение температуры, которое рассчитывается с помощью соотношения 2.

т т

АТ _{ Кагрдт-$ Уохлдт, (2)

0 0

где: Унагр - скорость нагрева расплава при включенных нагревательных элементах;

Уохл - скорость охлаждения расплава при выключенных нагревательных элементах; т - модельное время.

Химический состав выплавляемой марки алюминия с учётом модифицирующих добавок вычисляется поэлементно с помощью соотношения 3.

х " - > к ",

X _ 1 _1 ■>' 1 ¿—Ч_1 '■> 1 флюс (3)

где: Xсш - содержание 7-го химического элемента в алюминиевом сплаве;

"

микс

X^ - концентрация j-го химического элемента в /-том шихтовом

материале;

Ш1 - масса /-го шихтового материала;

^ - коэффициент удаления^го химического элемента /-м флюсом; т, флюс - масса флюса; т микс - масса расплава в миксере.

Значение себестоимости готовой продукции определяется с помощью соотношения 4.

Х"=1 тг * Ц, + Wэл * Ц

Сст =, (4)

т

спл

где: Сспл - себестоимость сплава;

т/ - масса /-го шихтового материала;

Ц/ - цена /-го шихтового материала;

Жэл - кол-во затраченной электроэнергии;

Цэл - цена электроэнергии.

Процент выполнения заказа рассчитывается с помощью соотношения 5.

х% = т "00% (5)

т 2

где: Х%- процент выполнения заказа;

т1 - масса выплавленного металла;

т2 - масса заказа на выплавку.

В конечном варианте данная разработка представляет собой ПО для внедрения в 1Т-структуру предприятия-заказчика с использованием языка высокого уровня С# версии 7.0 с применением различных библиотек и средств используемой среды разработки.

На основании анализа общих требований к реализации обучающих тренажерных комплексов сформулировано требование, заключающееся в возможности обеспечения отработки профессиональных навыков пользователя при осуществлении выплавки различных заданных алюминиевых сплавов, в условиях различных ограничивающих обстоятельств и помех

Литература

1. Кабышев, О.А., Кабышев А.М. Разработка и компьютерное моделирование регулятора переменного напряжения // Инженерный вестник Дона, 2019, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2019/5683

2. Мартусевич, Е.А., Буинцев В.Н., Калашников С.Н. Алгоритмическое и программное обеспечение информационно-обучающей системы «Шихтовщик алюминиевого расплава» // Инженерный вестник Дона, 2018, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2018/5279

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Управление портфелем заказов клиентов: Удовлетворение потребителей. URL: msd.com.ua/udovletvorenie-potrebitelej/upravlenie-portfelem-zakazov-klientov.

4. База нормативной документации производства алюминия: Химия и химическая технология. URL: chem21.info/info/1128161

5. Характеристика производственной мощности: Финансовая анали тика. URL: economy-ru.com/finansovaya-analitika-knigi/harakteristika-proizvodstvennoy-moschnosti-28313.html

6. Information Technology of Aluminium Production: Aluminum production technology. URL: balcoindia.com/operations/pdf/Aluminium-Production-Process.pdf (free) - The title from the screen. - Lang. Rus.

7. Степанова, Т.Н., Гильманшина Т.Р., Падалка В.А. Основы получения отливок из сплавов цветных металлов: Учебное пособие. -Красноярск, 2016. - 80 с.

8. Мартусевич, Е. А., Загуляев Д.В., Коновалов С.В., Комиссарова И. А., Громов В. Е. Влияние примесей в алюминии на изменение его микротвердости в слабых магнитных полях // Международная научная конференция «Актуальные проблемы прочности». - 2012. - c. 136-137.

9. Components of production metallurgy: Fundamentals of metallurgy. URL: steelcast.ru/d/80122/d/fundamentals_of_metallurgy.pdf (free) - The title from the screen. - Lang. Rus.

10. Введение в математическое моделирование: Имитационное моделирование. URL:studwood.ru/1704262/informatika/kompyuternye_obuchay uschie_sistemy.

11. Мартусевич, Е. А., Буинцев В.Н. Система требований к разработке автоматизированной информационно-обучающей системы «Алюминщик» // Х1 Всероссийская научно - практическая конференция (с международным участием) AS'2017 системы автоматизации в образовании, науке и производстве. - 2017. - с. 224 - 229.

12. Коропец, П. А., Федосов Б.Т. Теория автоматического управления. Динамические объекты: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону, 2012. - 87 с.

13. Технологические этапы создания и использования моделей: Структурирование исходной проблемы. URL: itteach.ru/statisticheskoe-modelirovanie/technologicheskie-etapi-sozdaniya-i-ispolzovaniya-modeley

14. Мартусевич, Е. А., Буинцев В.Н. Тренажер «Алюминщик» для обучения технологического персонала литейного отделения алюминиевого завода // II Международная научно-практическая конференция «Современные научные достижения металлургической теплотехники и их реализация в промышленности», посвященная 90-летию заслуженного деятеля науки и техники РФ Ю. Г. Ярошенко. - 2017. - с. 224 - 229.

15. Albahari, D., Albachari B. Full description of the C # language: A guide to the use of the manual. - 5 th ed. Processed and additional. - M.: Williams, 2017. - 1040 p.

16. Горенский, Б. М., Кирякова О.В., Даныкина Г.Б. Информационные технологии в металлургии: Учебное пособие по циклу лабораторных работ. - Красноярск: ВПО «СФУ» ИЦМиЗ, 2007. - 118 с.

17. Principles of Software Development: Soft Quality. URL: allankellyassociates.co.uk/static/wrip/PrinciplesSwDev.pdf (free) - The title from the screen. - Lang. Rus.

18. Мартусевич, Е. А., Буинцев В.Н. Поиск решения технологических задач методом последовательной оптимизации // Инновационные технологии научного развития: сборник статей Международной научно - практической конференции. - 2017. - с. 282.

19. Optimization methods: Introduction and Basic Concepts. URL: upwork.com/hiring/development/c-sharp-developer (free) - The title from the screen. - Lang. Rus.

20. Основные виды помех: Краткая характеристика. URL: sernam.ru/book_nd.php?id=10.

References

1. Kabyshev O.A., Kabyshev A.M. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2019, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2019/5683

2. Martusevich E.A., Buintsev V.N., Kalashnikov S.N. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2018, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2018/5279

3. Upravlenie portfelem zakazov klientov: Udovletvorenie potrebiteley [Customer Order Portfolio Management: Customer Satisfaction]. URL: msd.com.ua/udovletvorenie-potrebitelej/upravlenie-portfelem-zakazov-klientov

4. Baza normativnoy dokumentatsii proizvodstva alyuminiya: Khimiya i khimicheskaya tekhnologiya [Base of normative documentation of aluminum production: Chemistry and chemical technology]. URL: chem21.info/info/1128161

5. Kharakteristika proizvodstvennoy moshchnosti: Finansovaya anali-tika [Characteristics of production capacity: Financial analytics]. URL: economy-

ra.com/finansovaya-analitika-knigi/harakteristika-proizvodstvennoy-moschnosti-28313.html

6. Information Technology of Aluminium Production: Aluminum production technology. URL: balcoindia.com/operations/pdf/Aluminium-Production-Process.pdf (free). The title from the screen. Lang. Rus.

7. Stepanova, T.N., Gil'manshina T.R., Padalka V.A. Osnovy polucheniya otlivok iz splavov tsvetnykh metallov [Basics of producing castings from non-ferrous metal alloys]: Uchebnoe posobie. Krasnoyarsk, 2016. 80 p.

8. Martusevich, E. A., Zagulyaev D.V., Konovalov S.V., Komissarova I.A., Gromov V.E. Mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya «Aktual'nye problemy prochnosti». 2012. pp. 136-137.

9. Components of production metallurgy: Fundamentals of metallurgy. URL: steelcast.ru/d/80122/d/fundamentals_of_metallurgy.pdf (free). The title from the screen. Lang. Rus.

10. Vvedenie v matematicheskoe modelirovanie: Imitatsionnoe modelirovanie [Introduction to Mathematical Modeling: Simulation Modeling]. URL:studwood.ru/1704262/informatika/kompyuternye_obuchayuschie_sistemy

11. Martusevich, E. A., Buintsev V. N. XI Vserossiyskaya nauchno -prakticheskaya konferentsiya (s mezhdunarodnym uchastiem) AS'2017 sistemy avtomatizatsii v obrazovanii, nauke i proizvodstve. 2017. pp. 224 - 229.

12. Koropets, P. A., Fedosov B. T. Teoriya avtomaticheskogo upravleniya. Dinamicheskie ob"ekty [Theory of automatic control: Dynamic objects]: Uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu, 2012. 87 p.

13. Tekhnologicheskie etapy sozdaniya i ispol'zovaniya modeley: Strukturirovanie iskhodnoy problem [Technological stages of creating and using models. Structuring the original problem]. URL: itteach.ru/statisticheskoe-modelirovanie/technologicheskie-etapi-sozdaniya-i-ispolzovaniya-modeley

14. Martusevich, E. A., Buintsev V. N. II Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Sovremennye nauchnye dostizheniya metallurgicheskoy teplotekhniki i ikh realizatsiya v promyshlennosti», posvyashchennaya 90-letiyu zasluzhennogo deyatelya nauki i tekhniki RF Yu. G. Yaroshenko. 2017. pp. 224 - 229.

15. Albahari, D., Albachari B. Full description of the C # language: A guide to the use of the manual. 5 th ed. Processed and additional. M.: Williams, 2017. - 1040 p.

16. Gorenskij, B. M., Kiryakova O.V., Danykina G.B. Informatsionnye tekhnologii v metallurgii [Information technology in metallurgy]: Uchebnoe posobie po tsiklu laboratornykh rabot. Krasnoyarsk: VPO «SFU» ITsMiZ, 2007. 118 p.

17. Principles of Software Development: Soft Quality. URL: allankellyassociates.co.uk/static/wrip/PrinciplesSwDev.pdf (free). The title from the screen. Lang. Rus.

18. Martusevich, E. A., Buintsev V. N. Innovatsionnye tekhnologii nauchnogo razvitiya: sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno - prakticheskoy konferentsii. 2017. p. 282.

19. Optimization methods: Introduction and Basic Concepts. URL: upwork.com/hiring/development/c-sharp-developer (free). The title from the screen. Lang. Rus.

20. Osnovnye vidy pomekh: Kratkaya kharakteristika [The main types of interference: Brief description]. URL: sernam.ru/book_nd.php?id=10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.