Научная статья на тему 'Структура и компетенция органов управления таможенным делом в Таможенном союзе'

Структура и компетенция органов управления таможенным делом в Таможенном союзе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
609
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ / СТРУКТУРА И КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT OF CUSTOMS BUSINESS / STRUCTURE AND COMPETENCE OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мильшина Ирина Владимировна

В статье исследуется специфика управления таможенным делом в условиях формирования Таможенного союза, раскрывается структура и компетенция органов управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE AND COMPETENCE OF THE MANAGEMENT OF CUSTOMS BUSINESS IN THE CUSTOMS UNION

The article examines the specifics of management of customs business in the Customs Union, the structure and competence of management are revealed.

Текст научной работы на тему «Структура и компетенция органов управления таможенным делом в Таможенном союзе»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, НАЦИОНАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ

УДК 339.543

СТРУКТУРА И КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ

© Мильшина Ирина Владимировна

кандидат юридических наук, доцент кафедры публичного права, Саратовский государственный социально-экономический университет.

И milshina_irina@mail.ru

В статье исследуется специфика управления таможенным делом в условиях формирования Таможенного союза, раскрывается структура и компетенция органов управления.

Ключевые слова: управление таможенным делом, структура и компетенция органов управления.

В!

7

»Конституции РФ (ч. 2 ст. 24) закреплено вправо каждого знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Таким образом, в данной норме установлено право на доступ к информации путём закрепления обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления по подготовке и предоставлению запрашиваемой информации.

Право граждан на доступ к информации должно основываться на принципе максимальной открытости информации, то есть любая информация, которой располагают государственные органы, должна быть открыта и доступна, за исключением чётко лимитированного перечня сведений, не подлежащих общественному доступу. К открытой информации можно отнести документы и материалы, связанные с деятельностью органов государственной власти, межправительственных и межгосударственных организаций, независимо от формы хранения информации, их источника, даты и места издания. Следует отметить формы обеспечения граждан информацией о деятельности органов власти: распространение информации в средствах массовой информации, выпуск специализированных брошюр и сборников, размещение информации в сети Internet, размещение информации на стендах официальной информации в зданиях и помещениях, в которых располагаются органы власти и другие формы.

Свободный доступ граждан к информации формально не ограничен. Однако часто при попытке получить правовую информацию гражданин сталкивается с проблемами неразвитости инфраструктуры, обеспечивающей возможность доступа, и необходимостью дополнительных затрат на получение информации. В результате малообеспеченные, нетрудоустроенные, проживающие в сельской местности граждане лишены возможности воспользоваться своими гражданскими правами при получении информации современными способам [13].

В последние годы поток информации растёт и справиться с ней становится трудно. Для этого требуется проведение её анализа и обработки данных. В том числе такая работа необходима и по исследуемому вопросу.

С 1 января 2010 г. в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) был создан Таможенный союз Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан. Представляется целесообразным систематизировать информацию относительно особенностей таможенного регулирования в Таможенном союзе, структуры и компетенции органов управления таможенным делом.

Таможенный союз представляет собой экономическое сообщество, в пределах которого не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за

исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Управлению таможенным делом в рамках Таможенного союза свойственна определённая специфика:

- осуществляется только специально уполномоченными на то субъектами - высшим и регулирующим органами государств - членов Таможенного союза, наделёнными соответствующими властными полномочиями и выступающими от имени этих государств;

- сочетает в себе правоустановление с правоприменением (так, Межгосударственные советы на уровне глав государств и глав правительств наделены полномочиями по формированию договорно-правовой базы Таможенного союза, исполняются же принятые решения таможенными органами Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь);

дела наделена Комиссия Таможенного союза. Непосредственную реализацию задач в области таможенного дела обеспечивают таможенные органы государств - членов Таможенного союза.

Под структурой принято понимать форму организации системы, единство устойчивых взаимосвязей между составляющими систему элементами, совокупность управленческих органов, обеспечивающих выполнение функций управления, необходимых для достижения поставленных целей. Любая структура сложной системы (включая и систему управления таможенным делом в Таможенном союзе) не только состоит из отдельных, хотя и взаимосвязанных элементов, но и характеризуется иерархическими уровнями (ступени управления), а также вертикальными и горизонтальными связями между собой. В процессе управления таможенным делом принимают участие многие

Таможенный союз представляет собой экономическое сообщество, в пределах которого не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

- строится на основе вертикальных, субординационных, иерархических связей и отношений (учитывая императивность управленческой деятельности, распространены вертикальные отношения, то есть отношения строгого подчинения административной и дисциплинарной власти субъектов управления);

- способно изменяться сообразно текущей действительности, то есть способно к развитию и самосовершенствованию;

- включает в себя внутренние связи (взаимосвязь органов государств - членов Таможенного союза) и внешние (сотрудничество Таможенного союза с иными государствами и международными организациями).

Правовое положение органов управления находит своё конкретное выражение в их компетенции. В ней закрепляются задачи, функции, формы и методы деятельности этих органов, то есть их административная правоспособность и дееспособность. Рассматривая компетенцию соответствующих органов управления таможенным делом, необходимо обратить внимание, что одни из органов осуществляют руководство таможенным делом, другие - регулирование, а третьи - непосредственно осуществление или реализацию таможенного дела [12, с. 10].

Например, общее руководство таможенным делом в Таможенном союзе осуществляют Межгосударственные советы глав государств и глав правительств. Компетенцией по регулированию отношений в области таможенного

органы власти, составляющие единую, иерархически построенную систему управления, которая может быть дифференцирована на элементы.

Так как решение о формировании Таможенного союза было принято в рамках ЕврАзЭС, прежде всего следует рассмотреть организационную структуру органов управления Евразийского экономического сообщества. В рассмотренной иерархии Сообщество является первой ступенью управления таможенным делом.

Межгосударственный совет является высшим органом ЕврАзЭС. В его состав входят главы государств и главы правительств. Членами Евразийского экономического сообщества с момента его образования 10 октября 2000 г. являются пять государств: Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан [1]. Межгосударственный совет рассматривает принципиальные вопросы Сообщества, связанные с общими интересами государств-участников, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей и задач ЕврАзЭС.

Интеграционный Комитет является постоянно действующим органом ЕврАзЭС. В его состав входят заместители глав правительств стран ЕврАзЭС. К числу основных задач Интеграционного комитета относятся: обеспечение взаимодействия органов ЕврАзЭС; подготовка предложений по повестке дня за-

седаний Межгосударственного совета, а также проектов решений и документов по регулированию условий взаимной торговли и согласованию таможенной политики по отношению к третьим государствам; контроль реализации решений, принятых Межгосударственным советом.

Секретариат Интеграционного комитета является структурным подразделением, на который возложена задача организации и информационно-технического обеспечения работы Межгосударственного совета и Интеграционного комитета. Секретариат возглавляет Генеральный секретарь ЕврАзЭС. Это высшее административное должностное лицо Сообщества, назначаемое Межгосударственным советом. К функциям Секретариата относятся: организация разработки проектов документов и программ по углублению интеграционных процессов; организация консультаций и переговоров по согласованию государствами-членами ЕврАзЭС подходов к проведению общей политики по направлениям сотрудничества; подготовка и согласование проектов решений Межгоссовета, Интеграционного комитета и Комиссии постоянных представителей и др.

При Интеграционном комитете ЕврАзЭС действует ряд вспомогательных органов. В советах и комиссиях объединены руководители ведомств государств - членов ЕврАзЭС, которые совместно вырабатывают согласованную политику в соответствующих областях. Так, при Интеграционном комитете для координации действий таможенных служб государств - членов ЕврАзЭС, реализации целей и задач Сообщества учреждён Совет руководителей таможенных служб [2]. Он наделён рядом функций: принимает меры по реализации решений органов Сообщества; проводит согласованную политику по таможенному делу и углублению таможенного сотрудничества; организует работу по созданию единой таможенной территории; обеспечивает организацию и совершенствование таможенного дела; разрабатывает проекты документов в области гармонизации национальных таможенных законодательств; обеспечивает единство управления и контроля за исполнением таможенными службами принятых на себя взаимных обязательств; разрабатывает и реализует межгосударственные проекты, программы и другие совместные мероприятия по развитию таможенного дела. Кроме того, Совет координирует работу таможенных служб по обустройству пунктов пропуска на внешних границах; разрабатывает меры по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил и по другим вопросам, отнесённым к его компетенции.

Главы государств, входящих в ЕврАзЭС, назначают постоянных представителей при Сообществе. Образованная ими Комиссия постоянных представителей предназначена для обеспечения работы ЕврАзЭС в промежутках между заседаниями Интеграционного комитета, а также рабочего взаимодействия между Сообществом и соответствующими органами, ведомствами и организациями государств ЕврАзЭС. К основным функциям Комиссии относятся: согласование позиций государств Сообщества по вопросам укрепления сотрудничества и углубления интеграции; осуществление взаимодействия между ЕврАзЭС и органами, ведомствами и организациями государств Сообщества; рассмотрение позиций и предложений государств по вопросам сотрудничества и проектам документов, вносимых на заседания Интеграционного комитета и др.

Органом парламентского сотрудничества в рамках ЕврАзЭС является Межпарламентская ассамблея, которая осуществляет правовое обеспечение функционирования Сообщества, рассматривает вопросы гармонизации национального законодательства государств и приведения его в соответствие с договорами, заключёнными в рамках ЕврАзЭС. Основными задачами Межпарламентской ассамблеи являются: формирование согласованной правовой политики ЕврАзЭС и организация межпарламентского сотрудничества.

В соответствии с Соглашением между ЕврАзЭС и СНГ от 3 марта 2004 г. Экономический суд СНГ выполняет функции Суда Евразийского экономического сообщества [3]. Суд ЕврАзЭС, как планируется, начнёт свою работу с 1 января 2012 г. В соответствии со ст. 8 Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества Суд обеспечивает единообразное применение действующих в рамках ЕврАзЭС договоров и принимаемых решений, рассматривает споры экономического характера, возникающие между государствами по вопросам реализации решений органов ЕврАзЭС, даёт по ним разъяснения и заключения. Суд осуществляет свои функции при необходимости принятия решений по конкретным делам, а также по запросам государств - членов ЕврАзЭС, их высших судебных органов, Межгосударственного Совета, Межпарламентской ассамблеи и Интеграционного комитета ЕврАзЭС.

Суд ЕврАзЭС формируется из представителей государств Сообщества в количестве не более двух представителей от каждой Стороны. Судьи назначаются Межпарламентской ассамблеей по представлению Межгосударственного совета сроком на шесть лет.

Таким образом, рассматривая первую ступень управления таможенным делом в Евразийском экономическом сообществе, можно сделать следующие выводы. Межгосударственный совет является высшим органом, осуществляющим руководство таможенным делом в ЕврАзЭС. Это наднациональный орган, осуществляющий стратегию, направления и перспективы развития Сообщества. Интеграционный комитет является постоянно действующим органом ЕврАзЭС, обеспечивающим деятельность Межгосударственного совета на уровне глав правительств и глав государств. Секретариат Интеграционного комитета - структурное подразделение, на которое возложена задача организации и информационно-технического обеспечения работы Межгосударственного совета и Интеграционного комитета. При Интеграционном комитете учреждён Совет руководителей таможенных служб, осуществляющий координацию действий таможенных служб государств - членов ЕврАзЭС. Комиссия Постоянных представителей государств - членов ЕврАзЭС обеспечивает текущую работу Сообщества в период между заседаниями Интеграционного комитета. Межпарламентская ассамблея ЕврАзЭС - орган парламентского сотрудничества, осуществляющий координацию законотворческой деятельности национальных парламентов. Суд ЕврАзЭС обеспечивает единообразное применение действующих в рамках Сообщества договоров, рассматривает споры экономического характера, возникающие между государствами, даёт по ним разъяснения и заключения.

Ко второй ступени управления таможенным делом можно отнести организационную структуру управления Таможенным союзом ЕврАзЭС, в рамках которого созданы и функционируют следующие институты.

Межгосударственный совет ЕврАзЭС на уровне глав государств и глав правительств наделен функциями высшего органа Таможенного союза [4]. Решения по вопросам Таможенного союза принимаются членами Межгоссовета от государств - членов ЕврАзЭС, формирующих Таможенный союз. Особенности порядка работы Межгоссовета при выполнении им функций высшего органа Таможенного союза определяются Положением, утверждаемым Межгосударственным советом.

Это единый наднациональный орган, который регулирует внешнюю торговлю, деятельность определённых сфер производства и торговли, а также принимает решения по вопросам, связанным с процессом функционирования Таможенного союза. Межгосударственный

совет рассматривает принципиальные вопросы Таможенного союза, связанные с общими интересами государств-участников, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей и задач Таможенного союза.

Комиссия Таможенного союза была учреждена 6 октября 2007 г. как единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза [5]. Основной задачей Комиссии является обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза.

Комиссия в пределах своих полномочий принимает решения, имеющие обязательный характер для государств. Комиссия осуществляет следующие функции: исполняет решения, принятые высшим органом Таможенного союза; осуществляет таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, применение защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, обеспечение технического регулирования и санитарного, ветеринарного и фитосани-тарного контроля; осуществляет мониторинг исполнения международных договоров по формированию Таможенного союза. Помимо названных, Комиссия разрабатывает при участии правительств рекомендации для Межгоссовета по вопросам его формирования и функционирования; обеспечивает в пределах своих полномочий реализацию международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза; оказывает содействие государствам в урегулировании споров в рамках Таможенного союза до обращения в Суд ЕврАзЭС; осуществляет в пределах своей компетенции взаимодействие с органами власти государств; а также выполняет функции депозитария международных договоров по формированию Таможенного союза.

Секретариат КТС в соответствии со ст. 11 Договора о Комиссии таможенного союза от 6 октября 2007 г. является её рабочим органом. Секретариат осуществляет организацию работы высшего органа Таможенного союза, Комиссии и их информационно-техническое обеспечение [6].

На Секретариат возложены функции по подготовке материалов, проектов решений и рекомендаций по вопросам формирования и функционирования Таможенного союза, в том числе по заключению и изменению международных договоров, для рассмотрения высшим органом Таможенного союза и Комиссией; мониторинга соблюдения Сторонами положений международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза, исполнения решений, принятых высшим орга-

ном Таможенного союза и Комиссией. Также Секретариат проводит мониторинг и анализ законодательства каждого государства-участника в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности; осуществляет подготовку проектов международных договоров и иных документов, необходимых для формирования Таможенного союза и создания единой таможенной территории; взаимодействует с органами государственной власти Сторон и выполняет иные функции, определённые высшим органом Таможенного союза или Комиссией и направленные на организацию их работы и информационно-техническое обеспечение.

При Секретариате КТС создан Научно-экспертный совет [7] в целях проведения научно-правовой экспертизы проектов международных договоров, решений органов Таможенного союза, выработки рекомендаций и предложений по совершенствованию международного сотрудничества в рамках Таможенного союза, а также по вопросам торговой, экономической, валютно-финансовой политики, таможенного администрирования и контроля тарифного и нетарифного регулирования, статистики внешней и взаимной торговли.

Основными задачами и функциями Научно-экспертного совета являются: осуществление мониторинга законодательств государств - членов Таможенного союза и внесение рекомендаций по их гармонизации и приведению в соответствие с принятыми в рамках

государств - участников Таможенного союза [8]. Координационный совет в рамках своей компетенции осуществляет мониторинг исполнения норм международных актов, регулирующих таможенные отношения; содействует реализации решений, принятых высшим органом и КТС; осуществляет подготовку рекомендаций таможенным службам по обеспечению единообразного применения таможенных правил. На заседаниях Координационного совета обсуждаются спорные вопросы, связанные с толкованием или применением ТК; анализируется реализация актов, регулирующих таможенные отношения; осуществляется подготовка предложений по совершенствованию таможенного дела, унификации таможенных правил и форм таможенных документов.

Следует отметить, что Координационный совет имеет право вносить на рассмотрение КТС предложения по совершенствованию таможенного регулирования; разрабатывать предложения о совершенствовании порядка зачисления сумм таможенных пошлин, иных эквивалентных платежей; принимать своими решениями документы (письма, рекомендации, порядки) организационного характера для обеспечения эффективного таможенного администрирования на единой таможенной территории Таможенного союза. Также Координационный совет уполномочен создавать постоянные или временные рабочие группы, необходимые для подготовки вопросов в сфере таможенного дела.

Управление таможенным делом в Таможенном союзе - это целенаправленная, планомерная деятельность органов власти государств - членов Таможенного союза, сочетающая в себе правоустановление и правоприменение, оказывающая организующее воздействие на управляемые объекты.

Таможенного союза международными обязательствами; подготовка научно обоснованных предложений по совершенствованию правового регулирования в рамках Таможенного союза. Кроме того, Научно-экспертный совет информирует Секретариат о новых научных доктринах в области политики, экономики, финансово-налоговой деятельности, таможенного дела и права; участвует в подготовке печатных изданий и представлении информационных материалов в электронном виде для сайта Комиссии, а также оказывает научно-методическую помощь Секретариату в соответствии с установленными функциями и полномочиями.

Координационный совет руководителей таможенных служб государств - участников Таможенного союза был учреждён в целях координации взаимодействия таможенных служб

В настоящее время возникла необходимость создания Объединённой коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза. Договор об Объединённой коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза был одобрен решением КТС в целях единообразного обеспечения форм и методов таможенного администрирования на единой таможенной территории Таможенного союза [9]. В состав Коллегии входят Председатель, его заместители, а также руководящие работники центральных таможенных органов государств Сторон (по должностям) из числа членов коллегий центральных таможенных органов государств Сторон, с равным представительством от каждого центрального таможенного органа. Представители таможенных служб, отвечающие за целые блоки таможенной деятельности

(правоохрана, таможенные платежи, контроль и др.), получат возможность для профессионального обсуждения проблем, возникающих в ходе строительства единой таможенной территории.

В Таможенном союзе функционирует ещё один орган управления, уполномоченный рассматривать заявления хозяйствующих субъектов по вопросам соответствия решений КТС договорно-правовой базе Таможенного союза. Таким органом стал Экспертный совет, созданный при высшем органе Таможенного союза [10]. Экспертный совет рассматривает как заявления одного хозяйствующего субъекта, так и обращения неопределенного круга хозяйствующих субъектов. В состав Экспертного совета входит не менее 5 представителей от каждого из государств - членов Таможенного союза, обладающих необходимыми специальными знаниями и опытом в области права, международной торговли, в других областях, имеющих отношение к разрешению споров.

Суд ЕврАзЭС с ноября 2009 г. наделён функциями органа по разрешению споров в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС. В июле 2010 г. принята новая редакция Статута Суда ЕврАзЭС, определяющая организацию его деятельности, основные принципы и компетенции [11].

В связи с формированием Таможенного союза Суд рассматривает дела о соответствии актов органов Таможенного союза международным договорам, составляющим договорно-правовую базу Таможенного союза; рассматривает дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов Таможенного союза; даёт толкование международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза, актов, принятых органами Таможенного союза; разрешает споры между КТС и государствами, входящими в Таможенный союз, а также между государствами - членами Таможенного союза по выполнению ими обязательств, принятых в рамках Таможенного союза. Высший орган судебной власти государства - члена Таможенного союза вправе обратиться в Суд с запросом о вынесении заключения по вопросам применения международных договоров, заключённых в рамках Таможенного союза, и актов КТС, затрагивающих права и законные интересы хозяйствующих субъектов, если эти вопросы существенно влияют на разрешение дела по существу.

Таким образом, Суд ЕврАзЭС является судебной организацией, призванной обсуживать правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства. Суд вправе рассматривать не только межгосударственные споры, которые могут возникать в связи с выполне-

нием нормативной базы Таможенного союза, но и иски субъектов хозяйствования. А такие иски могут быть в связи с тем, что орган управления принял решение, которое, по мнению какого-либо экономического оператора, ущемляет его интересы и не соответствует правовой базе.

С учётом вышеизложенного, рассматривая вторую ступень управления таможенным делом в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС, можно сделать следующие выводы. Межгосударственный совет ЕврАзЭС на уровне глав государств и глав правительств наделён функциями высшего органа Таможенного союза. Решения по вопросам Таможенного союза принимаются членами Межгоссовета от государств, формирующих Таможенный союз. Комиссия Таможенного союза является его регулирующим органом, обеспечивающим условия функционирования и развития, исполняет решения, принятые высшим органом Таможенного союза и другие функции. Секретариат КТС осуществляет организацию работы Межгоссовета, Комиссии и их информационно-техническое обеспечение. Научно-экспертный совет проводит по поручениям Секретариата Комиссии научно-правовые экспертизы проектов решений и органов Таможенного союза и другие функции. Координационный совет руководителей таможенных служб государств - участников Таможенного союза вырабатывает унифицированные подходы в рамках таможенных служб. Объединенная коллегия таможенных служб включает руководителей и руководящих работников центральных таможенных органов из числа членов коллегий центральных таможенных органов государств Сторон. Экспертный совет при Межгоссовете рассматривает заявления хозяйствующих субъектов государств - членов Таможенного союза по вопросам соответствия решений КТС договорно-правовой базе Таможенного союза. Суд ЕврАзЭС обсуживает правовую базу Таможенного союза и единого экономического пространства, рассматривает межгосударственные споры.

Таким образом, управление таможенным делом в Таможенном союзе - это целенаправленная, планомерная деятельность органов власти государств - членов Таможенного союза, сочетающая в себе правоустановление и правоприменение, оказывающая организующее воздействие на управляемые объекты (участников ВЭД).

Рассматривая структуру и компетенцию органов управления таможенным делом, можно подчеркнуть основную особенность Таможенного союза - в нём нет ярко выраженных исполнительных органов власти и представительных органов власти.

Библиографический список

1. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества [Электронный ресурс] : с изм. от 6 октября 2007 г. : подписан в г. Астане 10 октября 2000 г. : ратифицирован Федеральным законом от 22 мая 2001 г. № 56-ФЗ «О ратификации Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества».

- СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.09.2011).

2. Решение № 84 Интеграционного комитета Евразийского экономического сообщества «О Положении о Совете руководителей таможенных служб при Интеграционном комитете Евразийского экономического сообщества» [Электронный ресурс] : принято в г. Москве

5 мая 2002 г. - СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.09.2011).

3. Соглашение между Евразийским экономическим сообществом и Содружеством Независимых Государств о выполнении Экономическим судом Содружества Независимых Государств функций Суда Евразийского экономического сообщества [Электронный ресурс] : заключено в г. Минске 3 марта 2004 г. - СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 14.08.2011).

4. Протокол о внесении изменений в Договор

06 учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. [Электронный ресурс] : подписан в г. Душанбе 6 октября

2007 г. : ратифицирован Федеральным законом от 27 октября 2008 г. № 192-ФЗ «О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года».

- СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.08.2011).

5. Договор о Комиссии таможенного союза [Электронный ресурс] : подписан в г. Душанбе 6.10.2007 г. : ред. от 9 декабря 2010 г. : ратифицирован Федеральным законом от 27 октября

2008 г. № 188-ФЗ «О ратификации Договора о Комиссии таможенного союза» // СПС Кон-сультантПлюс (дата обращения: 10.09.2011).

6. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12 декабря 2008 г. «О Секретариате Комиссии таможенного союза» [Электронный ресурс] ; ратифицировано Федеральным законом от 5 мая 2010 г. № 72-ФЗ «О ратификации Соглашения о Секретариате Комиссии таможенного союза» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 14 сентября 2011 г.).

7. Положение о Научно-экспертном совете Секретариата Комиссии таможенного союза [Электронный ресурс] // Официальный сайт

Комиссии Таможенного союза. - URL: http:// www.tsouz.ru (дата обращения: 12.03.2011).

8. Решение Комиссии Таможенного союза от

26 ноября 2009 г. № 126 «О Координационном совете руководителей таможенных служб Таможенного союза» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза. - URL: http://www.tsouz.ru (дата обращения: 24.09.2011).

9. Решение Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2010 г. № 469 «О проекте Договора об Объединённой коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза. - URL: http:// www.tsouz.ru (дата обращения: 6.09.2011).

10. Положение об Экспертном совете в рамках Таможенного союза [Электронный ресурс] : приложение к Решению Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 16 // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза. - URL: http://www.tsouz.ru (дата обращения: 12.08.2011).

11. Решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. № 502 «О новой редакции Статута Суда Евразийского экономического сообщества, утверждённого Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от

27 преля 2003 г. № 122, и проекте Протокола о внесении изменений в Соглашение между Содружеством Независимых Государств и Евразийским экономическим сообществом о выполнении Экономическим судом Содружества Независимых Государств функций Суда Евразийского экономического сообщества от 3 марта 2004 г.» [Электронный ресурс] : документ опубликован не был. - СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 22.05.2011).

12. Халипов С. В. Таможенное право [Текст] : учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Зерцало-М, 2005. - ISBN 5-94373-113-Х.

13. Хургин В. М. О праве граждан на доступ к информации. - URL: http://www.library.ru/1/ kb/articles/article.php?a_uid=155 (дата обращения: 26.09.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.