Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 19(234).
Право. Вып. 28. С. 27-35.
С. В. Брусницына
СТРУКТУРА И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ НОРМЫ О ПРАВЕ КАЖДОГО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Анализируются структура и формы реализации конституционной нормы о праве каждого на благоприятную окружающую среду, выделяются как общие, так и специальные признаки рассматриваемой правовой нормы.
Ключевые слова: право на благоприятную окружающую среду, конституционная обязанность, структура конституционно-правовых норм, формы реализации правовых норм.
Одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, является закрепленное в ст. 42 Конституции РФ право каждого на благоприятную окружающую среду, которое можно определить как закрепленную Конституцией РФ и гарантируемую государством возможность каждого человека и гражданина самостоятельно и свободно избирать вид и меру своего поведения в отношении пользования окружающей средой, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов и не оказывает негативного воздействия на здоровье человека.
В ст. 42 Конституции РФ мы имеем по существу три нормы права: первая формулирует право каждого на благоприятную окружающую среду; вторая и третья нормы конкретизируют первую, раскрывая важнейшие правомочия граждан по реализации данного права. Из этого следует, что объектом конституционной охраны является окружающая среда. Охрана осуществляется двумя способами: путем установления конституционных прав и возложения на граждан конституционных обязанностей. В связи с этим необходимо отметить ст. 58 Конституции РФ, устанавливающую обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В теории права, в зависимости от содержания, правовые нормы подразделяются на исходные, общие и специальные. С точки зрения функциональной роли в механизме правового регулирования рассматриваемую конституционную норму следует отнести к группе исходных, поскольку ее закрепление в Конституции РФ определяет основу правового регулирования экологических отношений.
Учитывая функции и цели правового регулирования, норму ст. 42 Конституции РФ можно отнести к регулятивным конституционноправовым нормам, основной функцией которой является регулирование позитивных действий субъектов правоотношений.
Если анализировать конституционную норму с точки зрения особенностей структурных элементов, то по форме выражения диспозиции она относится к числу управомочивающих, поскольку предоставляет субъектам право на совершение предусмотренного в ней положительного действия (возможность пользоваться благоприятной окружающей средой). Это видно из ее формулировки: «Каждый имеет право...». Наличие в диспозиции указания на возможность субъекта пользоваться правом является характерным примером управомочивающих норм.
С точки зрения субъекта правотворчества и сферы действия данная норма обладает высшей юридической силой на территории Российской Федерации и является нормой прямого действия. Нормативные акты субъектов Российской Федерации, включая конституции республик в составе России, регулирующие данный вид общественных отношений, должны соответствовать положениям ст. 42 Конституции РФ.
Структура конституционно-правовых норм складывается обычно из гипотезы и диспозиции. Если проанализировать структуру этой конституционной нормы, то можно обнаружить, что в рассматриваемой норме права прямо гипотеза не выражена, но она может быть выведена путем толкования. Как известно, гипотеза — это элемент нормы права, указывающий на те условия (фактические обстоятельства), при наличии или отсутствии которых норма вступает в действие. Гипотеза устанавливает условия действия диспозиции во времени, пространстве и по кругу лиц. В этом случае необходимым условием
действия указанной нормы является наличие на территории России любого лица, независимо от возраста, расы, национальности, а также наличие или отсутствие у него гражданства.
Содержание диспозиции рассматриваемой нормы, то есть указания на возможное и должное поведение субъектов, их права и обязанности, требует более детального анализа. Диспозиция данной нормы имеет предоставительно-обязывающий характер, позволяющий ей при наличии предусмотренных в гипотезе условий выступать в качестве государственного регулятора общественных отношений. По форме выражения диспозиция является управомочивающей, что проявляется в предоставлении всем субъектам этого права, находящимся на территории России, возможности пользоваться благоприятной окружающей средой. Согласно законодательству Российской Федерации благоприятная окружающая среда обеспечивается соблюдением всеми обязанными субъектами установленных в законодательстве требований технических регламентов, стандартов и нормативов. Поэтому понятно, что все находящиеся на территории страны лица обязаны соблюдать указанные в специальном экологическом и ином законодательстве нормативы и нести ответственность за их несоблюдение. Наряду с этим конституционной нормой предполагается наличие у любого лица возможности требовать у компетентных лиц достоверной, своевременной и объективной экологически значимой информации, которую последние обязаны предоставить. В случае отказа в предоставлении такой информации любой гражданин может обратиться в суд с иском о защите нарушенного конституционного права. Другим действием, возможность совершения которого предоставила конституционная норма, является право лица на возмещение ущерба, причиненного в результате противоправной деятельности любых физических и юридических лиц, а также государства в целом, нарушивших экологическое законодательство.
В юридической литературе длительное время особенностью норм конституционного права признавалось отсутствие у них санкций, поскольку считалось, что обеспечение норм этой отрасли права осуществляется с помощью санкций других отраслей права — уголовного, административного, частично гражданского законодательства. Однако эта концепция представляется весьма спорной, и, по мнению ряда ученых-
конституционалистов, в принципе ошибочной: «Норма без санкции перестает быть мерой, масштабом поведения, поскольку нарушение этой меры, выход за указанные рамки не повлечет за собой надлежащую реакцию, государственное осуждение и государственное принуждение, обеспечивающее в порядке “обратной связи” регулирование нарушенных общественных отношений»1.
По мнению С. А. Авакьяна, если существует отрасль права, то она должна обеспечивать реализацию своих норм, прежде всего собственными средствами, в том числе и мерами ответственности, санкциями, а уж затем мерами других отраслей права2.
Санкции в конституционном праве существуют в большей степени как возможность (чем действительность) их применения, самим своим существованием в достаточной мере обеспечивая организаторскую работу, эффективное использование субъективного права3.
Поэтому очевидно, что в данной норме санкция как таковая отсутствует, поскольку в самой норме не предусмотрены меры государственного неблагоприятного воздействия на правонарушителя. Санкция в данном случае, как и гипотеза, выводится путем обращения к самим нормам. За действия, нарушающие диспозицию ст. 42 Конституции РФ, законодателем предусмотрены меры конституционно-правовой ответственности, налагаемые на обязанных субъектов (лиц). Так, Президент РФ имеет право отправить в отставку любого министра, если подведомственное ему министерство не справляется, по его мнению, со своими обязанностями. Правительство РФ также несет ответственность перед Федеральным Собранием РФ, которое может выразить ему свое недоверие в случае неудовлетворительной работы по обеспечению и защите права граждан на благоприятную окружающую среду. Однако все рассмотренные примеры реализации конституционно-правовой санкции за экологические правонарушения носят в какой-то мере гипотетический характер, и до настоящего времени она не применялась.
Анализируя конституционно-правовую норму о праве каждого на благоприятную окружающую среду, отметим основные ее отличия от норм других отраслей права.
Во-первых, источником права, в котором выражена эта норма, выступает Конституция РФ, содержащая основополагающие, наиболее зна-
чимые нормы и обладающая высшей юридической силой во всей системе права.
Во-вторых, норма ст. 42 Конституции РФ относится к регулятивным нормам и рассчитана на всех правоприменяющих субъектов независимо от вида правоотношений, участниками которых они являются.
В-третьих, рассматриваемая конституционная норма имеет учредительный характер, она является первичной, то есть выступает основой для правового регулирования отношений в области охраны окружающей среды и, можно сказать, в целом для формирования и развития всего экологического законодательства. Поскольку основными задачами экологического права являются сохранение и восстановление окружающей среды в целях обеспечения благоприятных условий жизни и деятельности человека, то все нормы экологического законодательства тем или иным образом направлены на обеспечение конституционного права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду.
В-четвертых, представленная правовая норма имеет особый механизм реализации, выражающийся в том, что она является основанием для возникновения общего правоотношения, субъекты которого наделены одинаковыми правами без всяких условий. В частности, Н. И. Матузов отмечает, что общие правоотношения в отличие от конкретных выражают юридические связи более высокого уровня между государством и гражданами, а также последних между собой по поводу гарантирования и осуществления основных прав и свобод личности4.
В-пятых, стоит отметить специфический характер субъектов, названных в конституционной норме о праве на благоприятную окружающую среду. Таким субъектом является каждый человек, который находится на территории Российской Федерации, независимо от дееспособности, наличия гражданства и других признаков.
В-шестых, эта конституционно-правовая норма имеет особенную структуру, которая содержит только диспозицию, а гипотеза и санкция выводятся логически. В состав данной нормы входят три элемента, тесно взаимосвязанных между собой: право пользования благоприятной окружающей средой, право на достоверную информацию о ее состоянии и право на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением.
Конституционное закрепление названных экологических прав имеет огромное политическое и юридическое значение, которое определяется ролью и значением прав человека в современном обществе.
Однако недостаточно признать в Конституции РФ права и свободы человека и гражданина, необходимо, чтобы граждане могли осуществлять эти права, в частности, пользоваться предусмотренным законом социальным благом в виде окружающей среды, качество которой позволяет удовлетворять экологические, экономические, эстетические и иные потребности человека и не оказывает вредного воздействия на его здоровье и на других живых организмов. По мнению И. Я. Дюрягина, под реализацией правовых норм понимается их претворение в жизнь в практической деятельности организаций, органов, должностных лиц и граждан5. Аналогичное определение используется и в современной теории права, которая рассматривает реализацию права как осуществление юридически закрепленных и гарантированных государством возможностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций6.
Б. С. Эбзеев, соглашаясь с таким определением, предлагает применять его к нормам Конституции РФ с некоторыми оговорками7. По его мнению, в отличие от других правовых актов конституция обладает учредительными свойствами, и поэтому ее реализация не может сводиться только к практической деятельности людей по приобретению и использованию прав и выполнению юридических обязанностей. Реализация конституции есть процесс организации государственно-политического единства, включающий элементы как формального, организационного, так и содержательного свойства (речь идет о юридическом оформлении государства, учреждении его органов, наделении их, а также граждан и их объединений определенными правами, возложении на них обязанностей и поддержании установленных конституцией правовых состояний).
Конституционные нормы реализуются в различных формах, в числе которых можно выделить: 1) соблюдение, 2) исполнение, 3) использование, 4) применение. В каких формах может быть реализована рассматриваемая конституционная норма? Попытаемся ответить на этот вопрос, анализируя содержание каждой формы реализации.
Итак, при соблюдении нормы субъекты правоотношений воздерживаются от совершения противоправных действий, то есть соблюдают требования правовых норм. Соблюдение — пассивная форма поведения субъектов, касающаяся в основном правовых запретов. Поэтому в такой форме реализуются запрещающие и охранительные нормы. Учитывая, что норма ст. 42 Конституции РФ является регулятивной, напрямую в форме соблюдения она реализовываться не может. Вместе с тем законодательство в области охраны окружающей среды устанавливает немало запретов, соблюдение которых будет обеспечивать реализацию конституционного права на благоприятную окружающую среду.
Например, одним из основных принципов охраны окружающей среды является запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды (ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды»8). Указанным Законом предусмотрены требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, соблюдение которых позволит не оказывать негативного воздействия на окружающую среду, а значит, и обеспечивать ее благоприятное состояние. К таким требованиям относятся: 1) запрет на ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими выполнение установленных требований в области охраны окружающей среды; 2) запрет на ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды; 3) запрет на применение токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду, при ведении сельского и лесного хозяйства и др.
Большое значение для реализации права на благоприятную окружающую среду имеют запрещающие нормы, регулирующие отноше-
ния в сфере обращения с отходами производства и потребления. Так, ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, на размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах и т. д. В свою очередь, Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»9, к примеру, устанавливает запрет на размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Состояние окружающей среды является благоприятным, если соответствует установленным нормативам качества, объектом которых выступает, в первую очередь, атмосферный воздух. Поэтому в Федеральном законе «Об охране атмосферного воздуха»10 содержатся требования к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух, согласно которым, например, запрещается внедрение новых техники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, а также применение технологического оборудования и других технических средств, если они не отвечают установленным законодательством требованиям охраны атмосферного воздуха.
Таким образом, при соблюдении определенных требований экологического законодательства, воздержании от совершения неправомерных действий путем пассивного поведения граждан и (или) юридических лиц обеспечивается такое состояние окружающей среды, которое не оказывает негативного воздействия на здоровье человека. Следовательно, путем соблюдения названных правовых норм осуществляется реализация конституционной правовой нормы о праве человека и гражданина на благоприятную окружающую среду. Но не стоит забывать о том, что для реализации этой конституционной нормы важное значение имеет соблюдение норм права и органами государственной власти. Так, для наиболее эффективной реализации государственного контроля в области охраны окружающей среды для органов государственной власти, осуществляющих экологический контроль, устанавливается запрет на совмеще-
ние функций государственного контроля в области охраны окружающей среды и функций хозяйственного использования природных ресурсов (п. 6 ст. 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Второй формой реализации рассматриваемой нами конституционной нормы является ее исполнение. Если соблюдение норм права предполагало пассивное поведение субъектов, то их исполнение подразумевает активные действия. В этом случае субъекты выполняют возложенные на них обязанности, функции, полно -мочия, реализуя тем самым правовые нормы. Спецификой данной формы является то, что она: во-первых, распространяется в основном на обязывающие нормы; во-вторых, предполагает, как уже говорилось, активные действия субъектов; в-третьих, отличается известной императивностью, властностью, поскольку за неисполнение юридических предписаний могут последовать санкции; в-четвертых, в большинстве случаев правоисполнительные действия, в отличие от первой формы, так или иначе фиксируются, оформляются11. Исполнение, как и соблюдение, напрямую не может являться формой реализации конституционной нормы, предусмотренной ст. 42, так как эта норма является управомочивающей, поскольку предоставляет субъектам право на совершение предусмотренного в ней положительного действия (возможность пользоваться благоприятной окружающей средой). Для реализации названной конституционной нормы имеют значение обязанности субъектов, установленные как на конституционном уровне, так и в отраслевом законодательстве. В этой связи необходимо обратить внимание на ст. 58 Конституции РФ, устанавливающую обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В содержании рассматриваемой обязанности можно выделить три элемента: 1) необходимость совершать определенные активные действия, направленные на охрану окружающей среды (воздерживаться от совершения действий, негативно влияющих на состояние окружающей среды); 2) необходимость требовать совершения либо несовершения тех или иных действий от других лиц; 3) необходимость нести юридическую ответственность в случае совершения экологического правонарушения.
Первый из указанных элементов относится
как к должностным лицам в рамках исполнения возложенных на них нормативными правовыми актами обязанностей по охране окружающей среды, по предоставлению достоверной информации о ее состоянии и т. д., так и к каждому гражданину, в том числе иностранцам и лицам без гражданства, находящимся в пределах Российской Федерации и соприкасающимся с окружающей средой в процессе своей жизнедеятельности (в быту, на отдыхе) и выполнения своих трудовых обязанностей, связанных с воздействием на окружающую среду.
Второй элемент рассматриваемой обязанности следует из ряда статей Конституции РФ (например, ч. 2 ст. 36) и других федеральных законов, нормы которых обязывают граждан соблюдать Основной Закон, осуществлять свои права и свободы не в ущерб правам и свободам других лиц. Смысл данного элемента заключается в том, что гражданин не может быть безучастным к нарушениям его прав, он должен сам соблюдать закон и требовать этого от других лиц.
Третий элемент означает наличие как ретроспективной, так и позитивной ответственности. Данный аспект должен касаться и гражданина, и государства. Необходимо отметить, что обязанность отвечать за свои действия (бездействие), повлекшие ухудшение качества окружающей среды в целом либо какого-то ее компонента, является не только моральной, но и правовой. Поэтому если гражданин не бережет природу, то в соответствии с действующим законодательством его ждет не только общественное порицание, но и наложение мер юридической ответственности.
Для реализации конституционной обязанности сохранять природу и окружающую среду в экологическом законодательстве предусматриваются конкретные обязанности граждан общего и специального характера. Так, согласно ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать иные требования законодательства. Пункт 1 ст. 77 названного Закона предусматривает общую обязанность граждан, причинивших вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи и иного вредного воздействия, возместить его в полном объеме.
Специальные обязанности закреплены в природоресурсном законодательстве12. Например,
в соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся таковыми, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий и др.13 Обязанности пользователей недр предусматриваются в Законе РФ «О недрах»14, например, соблюдение требований технических проектов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь и выборочной отработки полезных ископаемых и т. д.
Конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, являясь частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, распространяется как на граждан, так и на юридических лиц. Так, Постановление Конституционного Суда РФ от
14 мая 2009 г. указывает на то, что внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду обязательно для всех лиц, деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Освобождение от платы за загрязнение окружающей среды отдельных субъектов хозяйственной и иной деятельности противоречит принципу всеобщности конституционной обязанности сохранять природу и окружающую среду и, соответственно, порождает неравенство между субъектами экологических правоотношений15.
В современной юридической литературе наряду с обязанностями личности в конституционный статус последней включаются и обязанности государства16. «Обязанности государства, корреспондирующие правам и свободам человека и гражданина, находят свое выражение в совокупности зафиксированных в законе различных гарантий, т. е. условий и возможностей, которые государство обязуется создать и предоставить лицам для практического осуществления ими своих прав и свобод»17.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 11 марта 1996 г.18 праву каждого на благоприятную окружающую среду корреспондирует обязанность государства принимать достаточные меры для защиты природы и людей при радиационных авариях и катастрофах. Гарантии социальной защиты граждан приме -
нительно к праву на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья могут включать в себя комплекс льгот и компенсаций, выходящих за пределы возмещения ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Поэтому конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду представляет собой обязанность не только граждан и юридических лиц, но и государства.
Таким образом, при осуществлении активных действий субъектами правоотношений, выполняющими возложенные на них обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, обеспечивается реализация конституционной нормы о праве каждого на благоприятную окружающую среду. Поскольку указанное право связано с обязанностью государства поддерживать окружающую среду в благоприятном для жизни людей состоянии, осуществление такой обязанности может быть только результатом совместных усилий по ее сохранению всех граждан и каждого человека в отдельности. При этом конституционные экологические обязанности каждого должны сопровождаться юридической ответственностью как гарантией их соблюдения и обязанностями правового демократического государства по обеспечению механизма их реализации.
Третьей формой реализации правовых норм является использование субъектами по своему усмотрению и желанию предоставленных им прав и возможностей, удовлетворение законных интересов, осуществление своей право- и дееспособности. Характерный признак данной формы — добровольность. В такой форме реализуются управомочивающие нормы, в диспозициях которых предусмотрены субъективные права. Именно в такой форме реализуется норма ст. 42 Конституции РФ о праве каждого на благоприятную окружающую среду.
Пользование всегда означает для лица определенную правовую возможность, дозволенность, управомоченность, такое проявление субъективного права, без которого «оно немыслимо как яв-ление»19. Оно может выражаться в возможности пользоваться определенным социальным благом, т. е. в праве удовлетворять свои материальные и духовные потребности.
Провозглашение государством определенного права всегда означает для лица юридиче-
скую возможность поступать так или иначе. Предусмотренная «возможность» есть тот исходный конструктивный элемент, который содержит первоначальное представление о правах и свободах человека и гражданина. В отношении конституционной нормы о праве на благо -приятную окружающую среду такой возможностью выступает пользование окружающей средой (природной средой) как естественной средой обитания, качество которой не оказывает неблагоприятного воздействия на здоровье человека, т. е. пригодной для нормальной жизнедеятельности. В первую очередь это касается наличия реальной возможности для граждан потреблять то качество окружающей среды, которое не превышает установленных экологическими нормативами предельных показателей ее загрязнения.
Право на пользование надлежащим качеством окружающей среды осуществляется путем установления в законодательстве системы экологических нормативов, к которым прежде всего относятся нормативы качества окружающей среды и допустимого воздействия на нее, сформулированные в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». Об установлении таких нормативов говорится и в природоресурсном законодательстве. Так, ст. 35 Водного кодекса РФ содержит положение о том, что поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты. В то же время ч. 5 ст. 13 Земельного кодекса РФ предусматривает установление нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 11, 12) устанавливает нормирование качества атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на атмосферный воздух и т. д.
Кроме того, законодательством предусмотрена система санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, закрепленных в Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения»20; система градостроительных нормативов, установленных в Градостроительном кодексе РФ21.
Таким образом, соблюдение обязанными субъектами указанных нормативов чистоты водных ресурсов, почвы, атмосферного воздуха, эксплуатации производственных, общественных зданий, помещений и сооружений позволит, по мысли законодателя, реализовать право граждан на пользование надлежащим качеством окружающей среды, благоприятным для их жизни и здоровья, не оказывающим негативного воздействия.
Наряду с чистотой окружающей среды не менее важной ее характеристикой является ресур-соемкость (неистощимость) природных богатств. В данном случае соотношение экологических требований и экономических интересов достигается путем установления нормативных требований по использованию (изъятию) природных ресурсов, предусмотренных ст. 26 Федерального закона «Об охране окружающей среды», согласно которой нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды и порядок их установления определяются законодательством
о недрах, животном мире, земельным, водным, лесным законодательством и иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.
Так, например, в Водном кодексе РФ предусматриваются нормативы использования водных ресурсов в виде лимитов и квот забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимитов и квот сброса сточных вод (п. 3 ст. 33). Лесное законодательство в качестве инструмента обеспечения принципа рационального и непрерывного использования лесов предусматривает определение расчетной лесосеки при разработке и утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств и лесопарков (п. 5 ст. 87 ЛК РФ). Федеральный закон «О животном мире» одной из функций управления называет нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания путем установления лимитов изъятия объектов животного мира (ст. 17).
Таким образом, обязательное соблюдение приведенных выше нормативов допустимого изъятия компонентов природной среды позволяет рационально использовать как возобновляемые, так и невозобновляемые природные ресурсы, не допуская их чрезмерного истощения.
Несоблюдение указанных нормативов приводит не только к печальным экологическим последствиям, но и к значительному экономическому ущербу, а также к невозможности для человека пользоваться благоприятной окружающей средой.
Окружающая среда является благоприятной для пользования и в случае, когда она способна удовлетворять потребности граждан в отдыхе, туризме, лечении22, а также их эстетические потребности. Это обеспечивается путем создания особо охраняемых природных территорий и объектов, рекреационных зон, лечебнооздоровительных местностей, курортов и т. д.
Одним из элементов права на пользование надлежащим качеством окружающей среды следует считать и наличие определенного видового разнообразия объектов окружающей среды. В соответствии с Конвенцией о биологическом разнообразии23 это понятие означает вариабельность живых организмов из всех источников, включая, среди прочего, наземные, морские и иные водные экосистемы и экологические комплексы, частью которых они являются (ст. 2). Биологическое разнообразие включает в себя разнообразие в рамках вида, между видами и экосистем.
Положения указанной Конвенции нашли свое отражение и в российском законодательстве, в частности, в Федеральном законе «О животном мире»24, Федеральном законе «О рыболовстве и сохранении водных биологических ре-сурсов»25, а также в других нормативных правовых актах. Кроме того, в целях защиты видового разнообразия объектов окружающей среды Российской Федерацией и ее субъектами ведется Красная книга26.
И еще одним признаком благоприятного состояния окружающей среды является ее экологическая устойчивость — один из признаков равновесия экологической системы, которое следует рассматривать как состояние системы, характеризующееся устойчивостью, способностью к саморегуляции, сопротивляемостью нарушениям, восстановлением первоначального состояния, существовавшего до нарушения рав-новесия27.
Необходимо отметить, что использование предполагает как активное действие субъектов, так и их пассивное поведение, т. е. отказ от возможности использовать свое право. Думается, что отказаться от пользования благоприятной
окружающей средой человеку просто невозможно, так как она является средой его жизнедеятельности. Природная среда является единственным местом обитания человека, поэтому его действия всегда будут связаны с ее использованием, в связи с чем реализация предусмотренной ст. 42 Конституции РФ нормы приобретает особое значение.
Таким образом, реализация права на пользование благоприятной окружающей средой возможна только в случаях, когда ее состояние соответствует установленным российским законодательством нормативам, касающимся ее чистоты, ресурсоемкости, экологической устойчивости, видового разнообразия и способности удовлетворять экологические, экономические, социальные, эстетические и иные потребности граждан.
Четвертой формой реализации рассматриваемой нами конституционной правовой нормы выступает ее применение. Нормы права в процессе их реализации не только соблюдаются, исполняются и используются, но и применяются уполномоченными на то органами и должностными лицами в отношении соответствующих субъектов, фактов, событий. Гипотеза любой правовой нормы как раз и указывает на условия и обстоятельства ее применения. В силу особой значимости данной формы реализации права ее необходимо рассматривать более подробно.
Завершая анализ конституционно-правовой нормы о праве каждого на благоприятную окружающую среду, следует отметить, что указанная норма имеет особую структуру, которая содержит только диспозицию, а гипотеза и санкция выводятся логически; она обладает учредительным характером, является регулятивной и управомочивающей, а также имеет особый механизм реализации.
Примечания
1 Братусь, С. Н. Юридическая ответственность и законность. М., 1976. С. 68.
2 См.: Авакьян, С. А. Конституционное право России : учеб. курс : в 2 т. М., 2005. Т. 1. С. 89.
3 См.: Зражевская, Т. Д. Ответственность по советскому государственному праву. Воронеж, 1980. С. 83-85.
4 См.: Матузов, Н. И. Теория государства и права : учебник / Н. И. Матузов, А. В. Малько. М., 2003. С. 384-385.
5 См.: Дюрягин, И. Я. Применение норм советского права. Свердловск, 1973. С. 7.
6 См.: Теория государства и права : учеб. для вузов / под ред. В. М. Корельского, В. Д. Перевалова. М., 2002. С. 392.
7 См.: Эбзеев, Б. С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд : учеб. пособие для вузов. М., 1996. С. 71.
8 Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2009 г.) // Рос. газ. 2002. 12 янв.
9 Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1998. № 26. Ст. 3009.
10 Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1999. № 18. Ст. 2222.
11 См.: Матузов, Н. И. Указ. соч. С. 330.
12 Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (с изм. от 24 июля 2009 г.) // Собр. законодательства РФ. 2006. № 50. Ст. 5278; Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74- ФЗ (с изм. от 24 июля 2009 г.) // Там же. № 23. Ст. 2381; Федеральный закон «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ (с изм. от 24 июля 2009 г.) // Там же. 1995. № 17. Ст. 1462.
13 Земельный кодекс Российской Федерации от
25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (в ред. от 24 июля 2009 г.) // Собр. законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.
14 Закон РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 (в ред. от 17 июля 2009 г.) // Рос. газ. 1992. 5 мая.
15 Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности положения подпункта “б” пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации “Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия” в связи с запросом Верховного суда Республики Татарстан» от 14 мая 2009 г. № 8-П // Собр. законодательства РФ. 2009. № 22. Ст. 2752.
16 См.: Конституционное законодательство России / под ред. Ю. А. Тихомирова. М., 1999. С. 80.
17 Там же. С. 81.
18 Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 1 Закона Российской Федерации от 20 мая 1993 года “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча” в связи с жалобой гражданина В. С. Корнилова» от 11 марта 1996 г. № 7-П // Собр. законодательства РФ. 1996. № 14. Ст. 1550.
19 См.: Воеводин, Л. Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. С. 97.
20 Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ // Рос. газ. 1999. 6 апр.
21 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. // Рос. газ. 2004. 30 дек.
22 Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ // Рос. газ. 1995. 1 марта; Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ // Рос. газ. 1995. 22 марта.
23 Конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 г.) // Собр. законодательства РФ. 1996. № 19. Ст. 2254.
24 Федеральный закон «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ // Рос. газ. 1995. 5 мая.
25 Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ // Рос. газ. 2004. 23 дек.
26 Постановление Правительства РФ «О Красной книге Российской Федерации» от 19 февраля 1996 г. № 158 // Собр. законодательства РФ. 1996. № 9. Ст. 808.
27 См.: Каменева, З. В. Экологическая безопасность как форма реализации права граждан на благоприятные условия жизнедеятельности // Законодательство и экономика. 2004. № 1.