Научная статья на тему 'Структура и факторы инновационного поведения предприятий в регионе*'

Структура и факторы инновационного поведения предприятий в регионе* Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
445
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ПРЕДПРИЯТИЯ / ПОВЕДЕНИЕ / РЕГИОН / МОДЕЛЬ / ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / INNOVATION / ENTERPRISES / BEHAVIOR / REGION / MODEL / EMPIRICAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прокин В. В., Лепихина Т. Л., Анисимова Е. Л.

В статье рассматривается концептуальная модель и дается эмпирический анализ структуры и факторов инновационного поведения предприятий в Пермском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE AND FACTORS OF INNOVATIVE BEHAVIOUR OF ENTERPRISES IN THE REGION

The article gives the conceptual model and empirical analysis of the structure and factors of enterprises’ innovative behavior of in the Perm Krai.

Текст научной работы на тему «Структура и факторы инновационного поведения предприятий в регионе*»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2014 ЭКОНОМИКА Вып. 1(20)

УДК: 332.122:330

СТРУКТУРА И ФАКТОРЫ ИННОВАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ

__ _____ _ ____ _л

ПРЕДПРИЯТИИ В РЕГИОНЕ

В.В. Прокин, к. экон. наук, доц. кафедры экономической теории

Электронный адрес: [email protected]

Т.Л. Лепихина, к. экон. наук, доц. кафедры экономической теории

Электронный адрес: [email protected]

Е.Л. Анисимова, ст. преп. кафедры экономической теории

Электронный адрес: штукЦт@таі1.т

Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 614990, г. Пермь, Комсомольский пр-т, 29

В статье рассматривается концептуальная модель и дается эмпирический анализ структуры и факторов инновационного поведения предприятий в Пермском крае.

Ключевые слова: инновации; предприятия; поведение; регион; модель; эмпирический анализ.

Россия проигрывает в глобальном инновационном соревновании развитым странам. Доля инновационно активных предприятий в народном хозяйстве страны не превышает 10%, в странах ОЭСР составляет от 50 до 80%. Сохранение нынешней инновационной динамики в российской экономике приведет её к ещё большему отставанию, поскольку в ближайшие десятилетия ожидается переход мировой экономики на новую волну роста и к более высоким технологическим укладам. В течение второй половины 2010-х и на протяжении 2020-х гг. мировую экономику ожидает серия отраслевых технологических революций, которые произойдут благодаря кумулятивным эффектам роста наукоемкости большого числа сегментов мировой экономики [10].

В связи с этим цель нашего исследования

- выявить уровень, структуру и факторы инновационной активности

промышленных предприятий в региональной экономике России. В работе представлены результаты реализуемого авторами исследовательского проекта «Моделирование инновационной экономики» [1,6,7,8,9].

1. Концептуальная модель и гипотезы исследования В основе моделирования инновационной деятельности предприятия должна быть определенная модель инновационного процесса [11]. Предложенные инновационной наукой модели такого рода отражают определенные исторические этапы развития инновационной экономики в метасистеме рыночной экономики, они имеют общую тенденцию к усложнению. Основными векторами развития моделей инновационных процессов яв-

ляются следующие [5]:

- от технологических моделей к рыночным;

- линейных моделей к нелинейным;

- закрытых моделей к открытым.

В работе [2] представлена классификация моделей инновационного процесса по Р. Ротуэллу (R. Rothwell), которые хронологически сменяют друг друга:

- модель «технологического толчка» (technology push, science push) - 1955-1960 гг.;

- модель «втягивания рынком» (Market pull, Need pull) - 1960-1970 гг.;

- интерактивная, рекрусивная, сопряженная (совмещенная) модель (в том числе модели Р. Ротуэлла, К. Фримена, А. Хорсли и др.) - 19701980 гг.;

- цепная модель Клайна - Розенберга -1980-1990 гг.;

- интегрированная модель параллельного выполнения всех функций инновационного процесса всеми его участниками во внутренней и внешней среде фирмы (японская модель) - 1990 -2000 гг.;

- модель стратегических цепей (в том числе модели Ротуэлла, Уилрайта - Кларка, Куп-пера) - 2000 - 2008 гг.

Кроме этих моделей инновационного процесса можно выделить специфические, например, маркетинговые модели Роджерса и Робертсона, в которых главное внимание уделяется системе «инновационный продукт - инновационный потребитель», диалектике их взаиморазвития [12].

Учитывая многообразие зарубежных, а также отечественных моделей инновационного

* Исследование проведено при финансовой поддержке РГНФ, проект №12-12-59008

© Прокин В.В., Лепихина Т.Л., Анисимова Е.Л., 2014

38

процесса, их исторические и логические взаимо- тельности предприятия нелинейного открытого

связи, нами разработана общая концептуальная рыночного типа (рис.1).

воспроизводственная модель инновационной дея-

Рис. 1 . Воспроизводственная рыночная модель инновационной деятельности предприятия

Исходным и основным элементом инновационной деятельности предприятия являются ее конечные цели, которые реализуются через подсистему «инновационный спрос - инновационное предложение» как на внутрифирменном, так и на внешнем рынке [4]. Функционирование этой подсистемы определяет параметры и динамику второй подсистемы «спрос на НИОКР -предложение НИОКР» также одновременно и на внутрифирменном, и на внешних рынках.

Структура и динамика всех трех подсистем (целевой, инновационной и научно- исследовательской) определяются, во-первых, их взаимодействием, во- вторых, системой факторов внутренней среды предприятия и системой факторов внешней среды с учетом диалектической взаимосвязи внутренних и внешних факторов.

Исходя из рыночной специализации данной воспроизводственной модели инновационной деятельности наиболее принципиальным будет также деление всех факторов спроса и предложения на ценовые (цены на НИОКР и их результаты и на инновационные товары и услуги) и неценовые.

Построенная концептуальная модель отражает на качественном уровне структурные и факторные связи в сфере инновационной деятельности предприятия (ИДП). Это позволяет сформулировать ряд нетривиальных гипотез исследования. Структурные гипотезы должны отражать структуру целей и направлений инновационной деятельности. Среди них требуют проверки прежде всего следующие гипотезы:

- структурно - целевая: доминирование текущих целей ИДП над стратегическими;

- структурно - деятельностная: преобладание технологических инноваций над продуктовыми и маркетинговыми.

Факторные гипотезы отражают прогнозируемую важность (вес) тех или иных видов факторов в их общей системе.

Среди них в качестве основных выдвигаются следующие:

- средовая: более сильное влияние (положительное и негативное) на ИДП факторов внешней среды, чем внутренней;

- рыночная: приоритет ценовых факторов ИДП над неценовыми;

- секторная: большее значение для ИДП факторов финансового сектора (финансирования) в сравнении с факторами реального сектора;

- отраслевая: большая инновационная активность компаний высокотехнологичных отраслей относительно предприятий средне- и низкотехнологичных отраслей;

- региональная: более высокий уровень ИДП в промышленно развитых и экспортно ориентированных регионах, нежели в регионах с традиционной и более закрытой экономикой.

2. База и метод исследования

Объектом исследования являются производственные предприятия Пермского края. В данной работе приводятся результаты проведенного по специальной методике экспертного опроса на 20 предприятиях 10 отраслей Пермского края в сентябре - ноябре 2012 г.

Разработанная анкета включает 24 вопроса по уровню, структуре, факторам инновационного спроса и организации инновационной деятельности предприятия. Произведен опрос 86 экспертов, инновационных менеджеров и специалистов, а также руководителей организаций ведущих отраслей экономики Пермского края: машиностроения, металлургии, химической и нефтехимической промышленности, транспорта. Основная часть экспертов представляет крупные компании со стажем работы на рынке свыше 10 лет (85,5% всех экспертов), с годовым объемом реализованной продукции за последние три года свыше 100 млн. руб. (69, 4%), с количеством штатного персонала 2000 и более человек (47,1%). По организационно-правовой форме в выборке преобладают открытые (64,7%) и закрытые (14,1%) акционерные общества, а также общества с ограниченной ответственностью (12,9%).

В составе экспертов 88% имеют стаж работы на предприятии 5 лет и выше, высшее и послевузовское образование - 82%, специалисты

- 55%, руководители подразделений (отделов, лабораторий) - 29%, руководители компаний (генеральные директора, директора по направлениям, главные специалисты) - 17%. Среди всей группы экспертов являются руководителями инновационных проектов и инновационного бизнеса 54%, участвуют в НИОКР в качестве специалистов 31%, простые исполнители по инновационной тематике -15%. Эти характеристики свидетельствуют о достаточной квалификации экспертов и валидности их оценок.

3. Результаты исследования

3.1. Структура спроса на результаты

НИР

По данным опроса экспертов, структура поставщиков НИОКР для компаний следующая:

• организации других регионов РФ -

32,9%,

• организации Пермского края - 29,3%,

• внутренние научно-исследовательские структуры компании - 21,0%,

• зарубежные организации - 16,8%.

Таким образом, только пятая часть всех

потребляемых результатов НИОКР приходится на собственные внутрифирменные исследования и разработки, что свидетельствует о недостаточном научно-техническом потенциале предприятий или о его относительно слабой реализации. В качестве стратегического ориентира можно также рекомендовать повышение доли (роли) организаций Пермского края (академических институтов, НИИ, вузов) как поставщиков результатов НИР для региона.

Вместе с тем, по оценке экспертов, в 2013-2020 гг. по сравнению с 2012 г. существенно увеличат свою долю (роль) как поставщики результатов НИОКР (% от числа опрошенных):

• внутренние отделы НИОКР - 33;

• зарубежные разработчики - 20;

• академические и отраслевые институты, ОКБ - 18,8;

• российские компании - 15,3;

• университеты - 12,9.

Следует обратить внимание на слабую оценку роли университетов как поставщиков результатов НИР в регионе. Этот элемент инновационной региональной системы, безусловно, необходимо развивать опережающими темпами.

Структура научно-технической и организационно - экономической продукции, на которую предъявляют спрос компании, по оценке экспертов, следующая (% от числа опрошенных):

• новые технологии - 21,0;

• новые виды техники - 18,3;

• новые материалы - 13,8;

• новые формы организации производства- 11,2;

• новые комплектующие - 10,7;

• новый кадровый менеджмент - 6,3;

• новые формы обучения персонала и менеджеров - 6,3;

• программные продукты по ресурсосбережению и рентабельности производства - 4,0;

• новые виды энергетических ресурсов -

3,1;

• новые инструменты маркетинга - 2,7;

• новый менеджмент качества - 2,7.

Следовательно, в структуре инновационного спроса предприятий лидирует спрос на научно-технические идеи и разработки (новые виды технологий, техники, материалов). Наличие такого спроса отметил каждый 5-6-й эксперт. На втором месте по частоте случаев спрос на организационно - экономические разработки (новые формы организации производства, кадрового менеджмента, обучения персонала). Серьезной проблемой является низкий спрос компаний на результаты НИР в сфере информационных технологий, менеджмента качества и маркетинга. Общеизвестно, что в этих сферах деятельности российские компании заметно отстают от своих иностранных конкурентов. Налицо явный дисбаланс в уровне спроса компаний на технологические и рыночные разработки, которые необходимо преодолевать за счет масштабного спроса компаний на организационные и маркетинговые достижения иностранных и отечественных компаний.

Структура спроса на НИОКР определяет приоритеты их финансирования. По оценке экспертов, на период до 2020 г. необходим его существенный рост по следующим направлениям:

> частичная модернизация производственной базы и процессов - 35,3%;

> разработка новой продукции на базе существующих технологий - 25,5%;

> разработка новых технологий для производства новой продукции - 14,1%;

> приобретение на рынке новых технологий - 10,6%;

> собственная разработка новых техно ло-гий для производства выпускаемой продукции -8,2%;

> приобретение на рынке новых моделей продукции - 8,2%.

Таким образом, в инновационных программах компаний преобладают виды инновационного развития с невысоким уровнем креативности (частичная модернизация, выпуск новой продукции на старой технологической базе). На радикальное технологическое обновление в период до 2020 г. указывает лишь каждый 8-12-й

эксперт. Такой же низкий уровень характерен для планов рыночной закупки новых технологий и образцов продукции. Стратегической рекомендацией в этом случае является создание внутренних и внешних благоприятных условий для повышения уровня технологического и продукционного обновления бизнеса предприятий региона.

3.2. Региональный фактор инновационного поведения предприятий Существует ряд критериев для классификации предприятий как инновационноактивных. Одним из основных критериев является доля расходов на НИОКР в общем объеме расходов организаций. Согласно данным аналитического доклада ЦРЭИ ВШЭМ в среднем затраты на НИОКР по предприятиям Пермского края в 2010 г. составили 72,1 млн.руб. [3].

Лидирующую позицию по затратам на НИОКР занимает группа предприятий «ПЦБК» в размере 656 млн. руб., а последнее место занимает предприятие «Авиадвигатель» с размером затрат на НИОКР 5 млн. руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Региональная структура распределения компаний, вошедших в рейтинг Топ - 100, представлена на рис. 2. Рассматриваемые компании относятся к следующим объектам: Тюменская, Свердловская, Челябинская, Курганская, Оренбургская области, республики Башкортостан и Удмуртская, Пермский край.

Лидирующую позицию в рейтинге инновационно-активных компаний Урала и Западной Сибири занимает Республика Башкортостан с объёмом затрат на НИОКР 7051,2 млн. руб., что на 5 820, 3 млн. руб. больше, чем в Пермском крае (почти в 6 раз больше). Замыкающую позицию в рейтинге занимает Курганская область, где объём затрат на НИОКР 33,8 млн. руб., что на 1197,1 млн. руб. меньше, чем в Пермском крае (в 36 раз). Таким образом, можно сделать вывод, что Пермский край занимает среднюю позицию в рейтинге инновационно активных компаний Урала и Западной Сибири по объёму затрат на НИОКР. Это означает, что на предприятиях есть возможности развития интеллектуально - креативных ресурсов.

8000

7000

6000

ю > п 5000

4000

3000

2000

1000

0

7051,2

3750,5

1 2894,6

1

1230,9 983,8

1 1 287 51,1 33,8 і і і і і і

ХО

&

Л*

о/

і/

А*

о/

і/

&

&

Рис. 2. Региональная структура инновационно активных компаний Урала и Западной Сибири по

объёму затрат на НИОКР в 2010 г.

В Стратегии развития Пермского края до 2015 г. одним из приоритетных направлений названо развитие инновационной составляющей региона, т. к. инновации в конечном счёте позволяют достичь экономического роста и повышения качества жизни. Сложность и комплексность современных научных исследований определяют необходимость разработки новых интеграций ресурсов не только на стадиях разработки и предложения инноваций, но и на стадии спроса.

В целом, анализ влияния регионального фактора показывает, что на уровень инновационной активности региона оказывают наиболее существенное влияние две характеристики: от-

раслевая структура региональной экономики и тесно связанные с ней финансовые возможности предприятий региона. Так, лидерами спроса на НИОКР Большого Урала явились Республика Башкорстан и Тюменская область (включая ЯНАО и ХМАО) с сильно развитой нефтегазодобычей и переработкой, а также Свердловская область - лидер по машиностроению и металлургии.

3.3. Структура факторов инновационного поведения предприятий в регионе В качестве рабочей гипотезы исследования было выдвинуто предположение о доминировании ценовых факторов низкого спроса на НИОКР над неценовыми, а также факторов

• высокие налоги на деятельность инновационных компаний - 16,9.

В группе неценовых факторов - барьеров инновационной активности компаний наиболее часто отмечаются:

> сложность оформления собственности на продукты интеллектуальной деятельности -

11,5;

> отсутствие внятных государственных стратегий и программ инновационного развития на федеральном уровне - 12,0;

> слабая региональная (муниципальная) поддержка инновационно - активных компаний

- 11,1;

> недостаточный уровень спроса на инновационную продукцию со стороны предприятий и организаций - 8,2.

В качестве наиболее важного условия стимулирования научно-технического спроса эксперты выделяют финансовый (ценовой) фактор государственной бюджетной поддержки инновационной деятельности (каждый 3 -й эксперт), а также увеличение рыночного спроса на инновационную продукцию (каждый 5-й эксперт).

3.4. Влияние отраслевого фактора

Для сравнения выбраны две отрасли: машиностроение (высокотехнологичная отрасль) и химическая промышленность (среднетехнологичная). Как видно из данных табл. 1, тип отрасли существенно влияет на структуру спроса предприятий на виды НИР, научнотехнических и организационно-экономических разработок.

Таблица 1

Виды спроса на НИОКР на предприятии по отраслям (% от числа опрошенных экспертов)

Объект спроса Машиностроение Химия

Новые материалы 48 72

Новые виды энергетических ресурсов 6 0

Новые виды техники 60 36

Новые комплектующие 38 0

Новые технологии 60 72

Новые формы организации производства 26 0

Новые инструменты маркетинга 4 10

Новый менеджмент качества 8 0

Новый кадровый менеджмент 14 18

Программные продукты по ресурсосбережению и рентабельности производства 10 0

Новые формы обучения персонала и менеджеров 14 0

Новые технологии работы на финансовых рынках 2 0

внешней среды в связи со слабым развитием инновационной инфраструктуры и недостатком финансовых средств и финансовой поддержки предприятий в регионе. Анализ данных экспертного опроса в целом подтверждает выдвинутую гипотезу. Так, среди факторов внутренней среды, тормозящих инновационную активность и конкурентоспособность предприятия, эксперты отметили (% от числа опрошенных):

• недостаток финансовых средств для собственных НИР или их приобретения на рынке - 30,0;

• слабая материальная заинтересованность персонала в инновациях - 27,9;

• низкая квалификация персонала - 16,4;

• слабое знание уровня НТП в отрасли и рынка новых материалов, технологий, видов техники, продукции - 10,7;

• недостаточная заинтересованность руководства в собственных НИОКР - 15,0.

Таким образом, наиболее массовыми факторами низкого спроса на НИОКР, по оценке экспертов, оказываются финансовые (ценовые) факторы - недостаток средств, а следовательно, отсутствие возможности повысить материальную заинтересованность персонала в инновационной деятельности.

Среди факторов внешней среды, препятствующих развитию инновационной деятельности предприятия, эксперты чаще всего называют ее ценовые условия:

• высокая стоимость приобретения НИР и их результатов (патентов, лицензии и т.д.) на рынке - 16,9;

Из 12 объектов спроса на НИОКР его уровень заметно выше на предприятиях машиностроения, чем химии, по 8 объектам и только по двум (новые материалы и технологии) заметно ниже. Это свидетельствует о более разносторонней структуре спроса на НИОКР в более технологичной отрасли. Это особенно заметно по та-

ким направлениям спроса, как новые виды техники, новые формы организации производства и обучения персонала.

Отраслевой фактор существенно влияет на оценку факторов низкого спроса на инновационную продукцию компании и в отрасли (табл. 2).

Таблица 2

Факторы низкого спроса на инновационную продукцию компании и в отрасли ____________________в зависимости от отрасли, %_________________________________

Факторы Машиностроение Химия

Низкая платежеспособность покупателя 34 10

Недостаточная информированность покупателей об этих товарах и услугах 16 18

Высокие ставки кредита на приобретение инновационных товаров 18 18

Приверженность покупателей к традиционным товарам, брендам, торговым маркам 20 36

Боязнь нового и высоких рисков у покупателей 36 54

Слабый маркетинг инновационных компаний 14 27

Другое 8 0

Эксперты на машиностроительных предприятиях в первую очередь выделяют в качестве барьера инновационного спроса покупателей их низкую платежеспособность, на предприятиях химической промышленности - приверженность покупателей к традиционным товарам и брендам, боязнь покупки новых товаров. Это означает, что оценка инновационности спроса на рынке химической продукции ниже, чем на рынке машиностроительной продукции.

Заметное влияние отраслевого фактора прослеживается и в оценке экспертами внутренних слабых сторон своего предприятия, которые не позволяют ему развивать инновационную активность и конкурентоспособность (табл. 3). На

машиностроительных предприятиях в качестве наиболее массового дестимулирующего фактора их инновационной активности отмечается недостаток финансовых средств для проведения или приобретения на рынке НИР и их результатов.

На предприятиях химической промышленности ссылка на недостаток финансовых средств отмечается в два раза реже. Напротив, в этой отрасли наиболее тормозят инновационную активность такие внутрифирменные факторы, как низкая материальная заинтересованность персонала в инновациях (в два раза чаще, чем в машиностроении) и слабое знание уровня НТП и рынка инноваций в отрасли (в 5,6 раза реже соответственно).

Таблица 3

Оценка экспертами внутрифирменных факторов, тормозящих развитие инновационной

Дестимулирующие факторы инновационной активности Машиностроение Химия

Недостаточная заинтересованность руководства в собственных НИОКР 27 27

Слабое знание уровня НТП в отрасли и рынка новых материалов, технологий, видов техники, продукции 8 45

Недостаток финансовых средств для собственных НИР или их приобретения на рынке 52 27

Низкая квалификация персонала 20 27

Слабая материальная заинтересованность персонала в инновациях 36 72

Таким образом, в более финансово обеспеченной и высокодоходной химической промышленности более значимыми внутрифирменными факторами выступают относительно низкое качество системы материального стимулирования персонала в инновациях и его недостаточная инновационная информированность и квалификация, в то время как в машиностроении на первое место среди внутрифирменных барьеров инновационной активности компаний выдвигаются факторы её финансирования и окупаемости. Так, на высокую рентабельность своих инновационных разработок указали только 10% экспертов в машиностроении и 81% в химической промышленности, на необходимость обеспечить финансовую поддержку государством инновационно активных предприятиях (дотации, субсидии, льготные став-

ки кредита и налогообложения) - 40% и 18% соответственно.

4. Заключение Проведенное исследование позволило выявить ряд важных проблем в инновационном спросе предприятий Пермского края, в частности в структуре спроса:

• низкая доля самих предприятий и университетов как поставщиков результатов НИР и НИОКР;

• значительное отставание уровня спроса на рыночные, маркетинговые разработки от уровня спроса на технологические новшества;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• преобладание потенциального спроса на частичную модернизацию производства и видов предлагаемой продукции над спросом на полное обновление технологической базы и товарного ассортимента.

Основными результатами факторного анализа инновационного спроса предприятий являются следующие:

> Подтверждение гипотезы о доминировании ценовых факторов низкого спроса на НИОКР над неценовыми и, соответственно, факторов внешней среды над факторами внутренней среды предприятий.

> Среди ценовых неблагоприятных факторов инновационной деятельности преобладают: недостаток собственных финансовых средств; высокая стоимость результатов НИОКР при их приобретении на рынке; высокая налоговая нагрузка на инновационно-активные предприятия; слабая бюджетная поддержка инноваций.

> Наиболее важными факторами внешней среды, тормозящими инновационный спрос предприятий, выступают дефицит качественных государственных, региональных и муниципальных программ инновационного развития отраслей и территорий; сложность процедуры оформления прав интеллектуальной собственности на результаты НИОКР; слабая региональная поддержка инновационно-активных компаний.

> Среди факторов внутренней среды негативного характера необходимо выделить отсутствие на большинстве предприятий долгосрочных стратегий инновационного развития, их слабую реализацию и низкую эффективность.

> В машиностроении как более технологичной отрасли, чем химия, отмечается более высокий уровень и разнообразнее структура спроса на НИОКР.

> В машиностроении наиболее тормозящим инновационную активность внутрифирменным фактором выступают недостаток финансовых ресурсов, низкая рентабельность и большая длительность полного инновационного цикла, в химической промышленности - недостаточная инновационная информированность, квалификация и материальная заинтересованность персонала в инновациях.

Выявленные отраслевые различия в структуре и факторах инновационной деятельности предприятий региона необходимо учитывать при разработке региональных, отраслевых и корпоративных программ развития инновационной экономики.

Список литературы

1. Анисимова Е.Л. Инновационный кластер

- часть экономической системы // Системный анализ в экономике - 2013. Секция 1: матер. науч.-практ. конф. Москва, 27-28 ноября 2013 г. М.:

ЦЭМИ РАН, 2013. С.15-18.

2. Баранчеев В.П., Масленникова Н.П., Мишин В.М. Управление инновациями: учебник. М.: Юрайт, 2011. 711 с.

3. Инновационная активность промышленных компаний Урала: текущее состояние и прогноз изменений: аналитический доклад. Екатеринбург: ЦРЭИ ВШЭМ УрФУ, 2011. 63 с.

4. Киченко Л.П., Михайлов К.В. Управление инновационным продуктом в условиях применения конкурентами стратегии инновационной имитации // Вестник Пермского университета. Серия Экономика. 2013. Вып. 4. С. 81-87.

5. Кокурин Д.И., Волков В.С., Сафиуллина Е.И., Назин К.Н. Инновационная экономика (управленческий и маркетинговый аспекты). М.: Экономика, 2011. 532 с.

6. Прокин В.В. Системное микроэкономическое моделирование инновационного спроса предприятий // Инновационная экономика и промышленная политика региона (ЭКОПРОМ-2012): тр. Междунар. науч.-практ. конф. г. Санкт-Петербург, 24 сент.-3 окт. 2012г. СПб.: Изд-во политехи. ун-та, 2012. Т.2. С. 66-72.

7. Прокин В.В. Системное моделирование инновационной экономики: основные направления и проблемы // Развитие инновационного предпринимательства в современной экономике: матер. IV науч.-практ. конф. с междунар. участием (Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 29 ноября 2011 г.) Пермь, 2012. Т. I. С. 112-126.

8. Прокин В.В. Теоретико - методологические предпосылки исследования инновационного спроса в регионе // Шумпетеровские чтения: матер. 2-й Междунар. науч.-практ. конф. Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2012. С. 102-108.

9. Прокин В.В. Эффективность инновационно активных предприятий: отраслевая и региональная детерминация // Материалы I Междунар. науч.-практ. конф. «Инновационное развитие экономики: тенденции и перспективы», г. Пермь 15 ноября 2012 г. Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2012. С.150-159.

10. Стратегический глобальный прогноз 2030. Расширенный вариант / под ред. А.А. Дын-кина / ИМЭМО РАН. М.: Магистр, 2011. 480 с.

11. Шешукова Т.Г. Организационное проектирование инновационного развития хозяйственного расчета на предприятии // Вестник Пермского университета. Сер. Экономика. 2012. Вып. 4. С. 24-27.

12. Шмигин И. Философия потребления / пер. с англ. Харьков.: Гуманитарный центр, 2009. 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.