УДК 371.044.4
СТРУКТУРА И ЭВОЛЮЦИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ОРГАНОВ ВОЕННОЙ ЮСТИЦИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
© Вера Александровна МАКЕДОНСКАЯ
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва, Российская Федерация, доктор исторических наук, профессор кафедры истории, e-mail: VAMakedonskaya@mephi.ru © Татьяна Дмитриевна ШВЕЦ Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва, Российская Федерация, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории,
e-mail: TDShvets@mephi.ru
В статье рассматриваются основные направления деятельности органов военной юстиции в годы Великой Отечественной войны. Проблема деятельности правоохранительных органов в Вооруженных Силах в годы Великой Отечественной войны рассматривалась недостаточно объективно, многие материалы, в частности, некоторые архивные данные, были попросту недоступны. В настоящее время представляется возможным дать широкий комплексный анализ проблемы.
Ключевые слова: военная юстиция; военные трибуналы; правоохранительные органы; военнополевые суды; Великая Отечественная война; военно-судебная система; Верховный Суд СССР; кадровая проблема.
Органы военной юстиции прошли большой, яркий и в то же время сложный путь развития. 300-летняя история военно-судебных учреждений полна героических страниц и драматизма. Военно-судебная система и военные прокурорско-следственные органы развивались вместе с Вооруженными Силами России. Органы военной юстиции эволюционировали в соответствии с основными этапами развития российской армии. История военной юстиции неразрывно связана с историей государственности России; история военной юстиции - это часть истории российской судебной системы. Исторический опыт работы военных юристов в условиях войны помогал и помогает нынешним работникам органов военной юстиции соблюдать законность и укреплять правопорядок в воинских учреждениях.
Необходимо отметить, что долгое время проблема деятельности правоохранительных органов в Вооруженных Силах в годы Великой Отечественной войны рассматривалась недостаточно объективно, кроме того многие материалы, в частности некоторые архивные данные, были попросту недоступны. В настоящее время представляется возможным дать широкий комплексный анализ проблемы.
Научная новизна исследования определяется тем, что в современных условиях впервые предпринята попытка комплексного
исторического исследования проблем организации и деятельности органов военной юстиции в годы Великой Отечественной войны. При этом отдельные аспекты и сюжеты рассматриваемых проблем до настоящего времени или не решены, или носят противоречивый характер.
В связи с расширением подсудности военных трибуналов большое значение приобрел вопрос о развитии и приспособлении организации военных судов к обстоятельствам и условиям военного времени. Организационное развитие военных трибуналов в период войны осуществлялось в направлении их количественного увеличения в связи с переходом Вооруженных сил СССР на штаты военного времени, формированием новых частей, соединений, объединений. Совершенствование военно-судебной системы
произошло с учетом опыта ее работы в боевой обстановке [1, с. 74]. Нападение на нашу страну немецко-фашистских захватчиков потребовало необходимость перестройки военно-судебных учреждений применительно к условиям военного времени [2, с. 343-347]. На современном этапе развития исторической науки необходимо переосмысление актуального опыта реорганизации военносудебных органов в годы Великой Отечественной войны.
В годы войны неоднократно менялось количество звеньев в системе трибуналов отдельных родов войск. Так, практика осуществления правосудия в действующей армии показала, что военные трибуналы стрелковых корпусов во время тяжелых оборонительных боев с противником при отсутствии трибуналов в дивизиях не могли обеспечить оперативное рассмотрение уголовных дел, как того требовали законы военного времени. Поэтому вскоре они были расформированы и вместо них созданы военные трибуналы стрелковых дивизий. Что касается военных трибуналов танковых, механизированных и кавалерийских корпусов, то они оказались жизнеспособными. В дивизиях этих корпусов трибуналы не создавались. С 1943 г. с началом крупных наступательных операций в действующей армии стали вновь функционировать военные трибуналы стрелковых корпусов. При этом трибуналы остались и в дивизиях [3, с. 74-75]. Такие вопросы организации и деятельности военных трибуналов, изменения в структуре военно-судебной системы в годы войны остаются недостаточно исследованными.
В период Великой Отечественной войны в Красной Армии и на Военно-Морском Флоте военные трибуналы действовали в соединениях (корпусах, дивизиях, отдельных бригадах), армиях, флотилиях, военноморских базах, районах авиационного базирования, укрепленных районах и гарнизонах. Эти военно-судебные органы являлись только судами первой инстанции. Вторым звеном стали военные трибуналы фронтов, флотов, военных округов и отдельных армий. В местностях, объявленных на военном положении, и в районах боевых действий они действовали как суды первой и надзорной инстанций, а в остальных случаях - как суды первой и кассационной инстанций [1, с. 75].
Объявление ряда местностей на военном положении и последующие мероприятия по укреплению тыла страны вызвали необходимость создания широкой сети военных трибуналов войск НКВД. Увеличение количества этих трибуналов было напрямую связано с увеличением численности самих внутренних войск. В истории войск НКВД много героических страниц. В обороне Ленинграда отличились бойцы 1-й, 20-й, 21-й, 22-й, 23-й дивизий войск НКВД; ряд частей НКВД участ-
вовал в обороне Тулы; в битве за Сталинград отличилась 10-я стрелковая дивизия внутренних войск НКВД; особо отмечаются героические действия личного состава Отдельной мотострелковой бригады особого назначения НКВД в битве за Москву. За годы войны в боях с фашистами участвовал 21 бронепоезд внутренних войск. Охрана тыла в годы Великой Отечественной войны, в большей степени, была возложена на внутренние войска НКВД [3, с. 307-320]. На трибуналы войск НКВД возлагалась борьба с уклонениями от трудовых мобилизаций, самовольными уходами рабочих и служащих с предприятий военной и приравненной к ней промышленности, злостными нарушениями правил и распоряжений МПВО и другими преступлениями граждан, которые в период Великой Отечественной войны подлежали наказанию «по законам военного времени» [1, с. 75].
В период Великой Отечественной войны в прифронтовой полосе по причине исключительных обстоятельств военного времени (например, в связи с объявлением осадного положения) некоторые областные, городские и районные народные суды реорганизовывались в военные трибуналы с оставлением их в ведении наркоматов юстиции союзных республик. Эта реорганизация носила временный характер и, как только позволяла обстановка, военные трибуналы были преобразованы в прежние местные суды [1, с. 75]. Например, когда фашисты рвались к Москве в октябре 1941 г., все судебные органы Москвы были реорганизованы в военные трибуналы. На базе Московского городского суда и народных судов столицы был создан военный трибунал г. Москвы с постоянными сессиями в районах, действовавшими в составе трех постоянных членов военного трибунала [2, с. 344].
В апреле 1943 г. при дивизиях действующей армии были образованы военнополевые суды, задачей которых стало привлечение к уголовной ответственности немецко-фашистских военных преступников, их пособников, изменников Родины, шпионов врага. Военно-полевые суды действовали в составе: председателя военного трибунала дивизии, начальника дивизионного отдела «СМЕРШ», заместителя командира дивизии по политчасти, прокурора дивизии. Все при-
говоры военно-полевых судов утверждались командиром дивизии и немедленно приводились в исполнение [1, с. 76].
Вся военно-судебная система возглавлялась Верховным Судом СССР. В составе Верховного Суда функционировала Военная коллегия Верховного Суда СССР, которая в годы войны действовала как:
- суд первой инстанции по наиболее важным делам специальной подсудности;
- кассационная инстанция для военных трибуналов округов, флотов и отдельных армий в местностях, не объявленных на военном положении;
- надзорная инстанция по делам всех военных трибуналов [1, с. 77].
Военная коллегия была надзорной инстанцией для всех трибуналов, кроме трибуналов железнодорожных и водных путей сообщения, в отношении которых аналогичные функции выполняли Военно-железнодорожная и Военно-транспортная коллегии Верховного Суда СССР.
Если в мирное время для военных трибуналов единственной надзорной инстанцией являлась Военная коллегия Верховного Суда СССР, то в период Великой Отечественной войны вскоре после ее начала право надзора было предоставлено военным трибуналам фронтов и округов. Это вызывалось необходимостью, при отсутствии права кассационного пересмотра дел по приговорам военных трибуналов, быстро, оперативно реагировать в судебном порядке на каждый случай неправильного приговора, немедленно по вынесению вступающего в законную силу. Таким образом, было необходимо обеспечить строгое начало законности в деятельности военных трибуналов [2, с. 346].
Важной организационной проблемой стала кадровая проблема. Принцип выборности судей военных трибуналов в период войны не применялся. Кадровые вопросы решались в порядке, определенном Положением о военных трибуналах от 22 июня 1941 г. В частности, перемещения председателей, их заместителей и членов военных трибуналов производились:
- военных трибуналов округов, фронтов и армий (флотов и флотилий) - Наркомом юстиции СССР;
- военных трибуналов корпусов и иных воинских соединений, военизированных уч-
реждений - председателями военных трибуналов фронтов и флотов [1, с. 77].
Отмечается, что конституционные основы осуществления правосудия военными трибуналами в годы Великой Отечественной войны остались без изменений. Представляется, что такая система военных трибуналов, сложившаяся во время войны, себя оправдала и выдержала суровое испытание.
Военные трибуналы, как и общая судебная система в республиках, имеющих краевое (областное) деление, были построены по трехзвенной схеме. Первое звено - военные трибуналы армий, корпусов и иных воинских соединений и военизированных учреждений; второе звено - военные трибуналы военных округов, фронтов, военно-морских флотов; третье звено - Верховный Суд СССР (Военная коллегия, Военно-железнодорожная коллегия и Военно-транспортная коллегия) [4, с. 40].
Так, состав общей структуры военносудебной системы (по типу воинского формирования, в которых функционировали трибуналы) можно представить следующим образом:
- военные трибуналы Красной (Советской) Армии;
- военные трибуналы Военно-Морского флота;
- военные трибуналы войск НКВД;
- военные трибуналы железнодорожного транспорта;
- военные трибуналы морского и речного флота;
- военно-полевые суды;
- военные трибуналы прифронтовых районов.
Война потребовала внести определенные изменения и в систему судебного управления в СССР. Военные трибуналы в большей части, как и общая судебная система в республиках, имеющих краевое (областное) деление, были построены по трехзвенной схеме. Первое звено - военные трибуналы армий, корпусов и иных воинских соединений и военизированных учреждений; второе звено -военные трибуналы военных округов, фронтов, военно-морских флотов, третье звено -Верховный Суд СССР (Военная коллегия). Функции судебного управления в отношении военных трибуналов осуществлялись непосредственно Народным комиссариатом юс-
тиции (НКЮ) СССР через Управление военных трибуналов (УВТ).
Условия войны внесли качественные изменения в систему управления специализированными военными трибуналами. В 1944 г. структура Народного комиссариата юстиции СССР по управлению специальными судами выглядела следующим образом:
- главное управление военных трибуналов железнодорожного и водного транспорта;
- главное управление военных трибуналов Советской армии и Военно-морского флота;
- управление военных трибуналов войск Народного комиссариата внутренних дел СССР [4, с. 40].
Названные управления контролировали деятельность военных трибуналов путем проведения целевых проверок и ревизий, изучения и обобщения опыта их работы и судебной практики. Управления ведали организацией и комплектованием военных трибуналов, разрабатывали приказы и инструкции, направленные на улучшение их деятельности, вели учет и изучение кадров, ведали их подготовкой, переподготовкой и расстановкой. Вопросы комплектования кадрами военных трибуналов действующей армии были одной из важных задач Главного управления военных трибуналов Советской армии и Военно-морского флота. Управления уделяли много внимания вопросам координации деятельности военных трибуналов с органами военной прокуратуры и государственной безопасности, Военной коллегией Верховного Суда СССР [4, с. 40].
Таким образом, в структуре судебной власти в годы Великой Отечественной войны произошли значительные изменения, коснувшиеся в большей части военных трибуналов. В СССР в годы войны функционировали военные трибуналы Красной Армии, ВоенноМорского Флота, войск НКВД, железнодорожного транспорта, водного транспорта, прифронтовых районов во главе с коллегиями Верховного Суда СССР, а также дивизионные военно-полевые суды. Сложившаяся в годы войны военно-судебная система оправдала себя, показав функциональность и жизнеспособность в суровых условиях войны. Война потребовала внести значительные изменения в систему судебного управления в
СССР. Определенным образом изменились задачи, функции и цели работы военных трибуналов. Деятельность военных судов была подчинена задаче разгрома немецко-фашистских захватчиков. Однако многие проблемы функционирования военно-судебной системы в годы Великой Отечественной войны остаются недостаточно исследованными, необходимо переосмысление многих фактов работы военных трибуналов и военно-полевых судов в период войны, что подтверждают многие исследователи [5, с. 307, 310-311].
Некоторые законы, регламентирующие деятельность военной юстиции в годы войны, были приняты еще в довоенное время. Таковым является Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1923 г. [6], который определил круг дел, подсудных военным трибуналам, и порядок производства уголовных дел. Важно отметить деятельность Верховного Суда и Военной коллегии Верховного Суда в решении проблем подсудности дел военным трибуналам в этот период [7-8]. В августе 1926 г. ЦИК и СНК СССР утвердили Положение о военных трибуналах и военной прокуратуре [9], имевшее основополагающее значение для органов военной юстиции и установившее для военных трибуналов систему, порядок их комплектации и организации. Впоследствии Положение о военных трибуналах и военной прокуратуре неоднократно изменялось и дополнялось [9]. Перед войной, в декабре 1940 г., Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об изменении подсудности военных трибуналов» к подсудности военных трибуналов были отнесены дела обо всех преступлениях военнослужащих и военнообязанных во время прохождения последними военных сборов, независимо от их квалификации по делу.
Штаты военных трибуналов утверждались совместными приказами Наркома Юстиции и Наркома Обороны или ВоенноМорского флота. Военные трибуналы стали рассматривать дела в составе трех постоянных членов. Отсюда и популярное название военного трибунала - «тройка». Председатели военных трибуналов назначались из числа кадровых работников военных трибуналов, а заместители председателей и члены военных трибуналов - из числа лиц военно-юридического запаса.
Компетенция военных трибуналов по рассмотрению уголовных дел значительно расширилась. Военные трибуналы стали рассматривать все дела о преступлениях против обороны страны, общественного порядка и государственной безопасности, а именно:
- дела о государственных преступлениях;
- дела о преступлениях против общественной (социалистической) собственности;
- все дела о преступлениях, совершенных военнослужащими;
- дела об убийствах;
- дела о насильственном освобождении из домов заключения и из-под стражи;
- дела об уклонении от исполнения всеобщей воинской обязанности и о сопротивлении представителям власти;
- дела о незаконной покупке, продаже и хранении оружия, а также о хищении оружия.
Кроме того, военным властям было предоставлено право передавать на рассмотрение военных трибуналов дела о спекуляции, злостном хулиганстве и иных преступлениях. Необходимо отметить, что в ходе войны подсудность военных трибуналов была значительно расширена.
1. Емелин А.А. Правовые основы организации и деятельности военных трибуналов в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) // Борьба с преступностью: история и современность: материалы научной конференции / под ред. В.Н. Казакова. М., 2000.
2. Кожевников М.В. История советского суда. М., 1948.
3. Органы и войска МВД России. М., 1996.
4. Смыкалин А. Судебная система страны в годы Великой Отечественной войны // Российская юстиция. 2002. № 9.
5. Петухов Н.А. История военных судов России. М., 2009.
6. Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и крестьянского правительства. 1923. № 7. Ст. 106.
7. Разъяснения 12 Пленума Верховного Суда от 29.11.26 г.
8. Циркуляр Военной коллегии Верховного Суда от 30.11.26 г.
9. Собрание законодательства СССР. 1926.
№ 57. Ст. 413; 1928. № 19. Ст. 161; № 114. Ст. 710; 1929. № 13. Ст. 106; № 70. Ст. 655.
Поступила в редакцию 28.07.2011 г.
UDC 371.044.4
STRUCTURE AND EVOLUTION OF COMPETENCE OF MILITARY JUSTICE DEPARTMENT DURING GREAT PATRIOTIC WAR
Vera Alexandrovna MAKEDONSKAYA, National Research Nuclear University “MIPhI”, Moscow, Russian Federation, Doctor of History, Professor of History, e-mail: VAMakedonskaya@mephi.ru
Tatiana Dmitrtyevna SHVETS, National Research Nuclear University “MIPhI”, Moscow, Russian Federation, Candidate of History, Associate Professor of History, e-mail: TDShvets@mephi.ru
The article considers the main directions of activity of military justice department during Great Patriotic war. The problem of activity of military justice department in Armed Forces during Great Patriotic war wasn’t viewed enough, many materials such as some archive data was unavailable. Nowadays it is possible to give the broad complex analysis of problem.
Key words: Military Justice; military courts; law enforcement; courts-martial; Great Patriotic war; military justice system; Supreme Court of the USSR; personnel problem.