Научная статья на тему 'Структура доходов и расходов государственного бюджета тувинской Народной республики 1929-1943 гг'

Структура доходов и расходов государственного бюджета тувинской Народной республики 1929-1943 гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
531
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования Тувы
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ТУВЫ / ТУВИНСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / ЭКОНОМИКА / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / БЮДЖЕТ / ФИНАНСЫ / HISTORY OF TUVA / PEOPLE'S REPUBLIC OF TUVA / ECONOMY / FISCAL POLICY / BUGDET / FINANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тайбыл Регина Сергеевна

В исследованиях истории Тувы в период, когда республика имела самостоятельную государственность (Тувинская Народная Республика, с 1921 по 1944 гг.), особый интерес для экономистов, историков представляет изучение особенностей формирования бюджета. Значительный вклад в изучение истории развития формирования бюджета ТНР сделан российскими учеными-историками. Но структура бюджета изучена не за все годы его существования. Целью исследования является реконструкция структуры государственного бюджета ТНР с 1929 по 1943 гг., т. е. за те годы, которые не охвачены исследованиями. В качестве источников выступили архивные документы отчеты по бюджету Министерства финансов ТНР за указанные годы, которые хранятся в Государственном архиве Республики Тыва. Данные за 1944 г. (последний год перед вступлением ТНР в состав СССР) минфином в архив не сдавались. Чтобы проследить динамику бюджета, автором были изучены материалы, представленные в опубликованных работах ученых: А. Г. Ковалева, Л. И. Тульчинского, А. И. Каплунова, коллектива авторов «Истории Тувы» (2001, 2007 гг.)., Н. П. Москаленко, Д. Ф. Дабиева. Данные, приведенные авторами, обобщены в развернутой таблице. Анализ имеющихся работ показывает, что авторы, поднимая тему государственного бюджета ТНР, в своих исследованиях обобщали сведения лишь начальных периодов существования ТНР. На основании приведенных в архивных документах цифрах автором составлена таблица. Анализ ее данных таблицы показывает, что с 1929 по 1931 гг. доходные и расходные части бюджета состояли из 4 статей. Бюджет по примеру Советского Союза составлялся бездефицитным. Доходы не только покрывали расходную часть, но и оставались на следующий год. Динамика доходной части государственного бюджета положительна. Основная часть доходов бюджета расходовалась на народное хозяйство, социально-культурные мероприятия и на органы государственного управления, прокуратуру и суд. Очевидно, что исследовательское поле может быть расширено за счет других вопросов, связанных с отдельными статьями бюджета.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the history of Tuva during the period of its relative independence (1921-1944, when it was known as the People’s Republic of Tuva (PRT)), economic historians find special interest in the study of the republic’s budget. Although Russian historians made a significant contribution into this field, the distribution of PRT’s budget has never been studied in its entirety throughout all of the years of the republic’s history. The aim of this article is to reconstruct the PRT’s budget distribution for the years 1929-1943 (the period which have not explored in detail before). Our study is based on archival sources, namely, budget reports of PRT’s Ministry of Finance which are preserved at the State Archives of the Republic of Tuva. The ministry never submitted to the archives any data for 1944 (the last year before PRT became part of the USSR). To follow the dynamics of budget development, we have studied the materials published by A.G. Kovalev, L.I. Tul’chinskii, A.I. Kaplunov, authors of “Istoriia Tuvy” (2001, 2007), N.P. Moskalenko and D.F. Dabiiev. Their data are summed up in the table provided in the article. An analysis of their works has shown that these authors have actually relied on the figures for PRT’s early years only. The archival documents analyzed in the article provided the data for another table which shows that in 1929-1931 there were 4 articles of income and expenditure in the PRT’s budget. Treading in the footpath of the Soviet Union, the PRT adopted a surplus budget, with incomes exceeding expenditures and turning over into the following year. The incomes of the budget kept increasing, and the main articles were expenditure were the national economy, social and cultural policy and national administration, courts and prosecution office. The research field can obviously be further expanded by studying the issues related to specific articles of PRT’s budget.

Текст научной работы на тему «Структура доходов и расходов государственного бюджета тувинской Народной республики 1929-1943 гг»

www.nit.tuva.asia

№ 4

2016

Novye issledovaniia Tuvy

структура доходов и расходов государственного бюджета тувинской народной республики

1929-1943 гг.

Регина С. Тайбыл

Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований, Тувинский государственный университет

the distribution

OF INCOME AND

expenditure

IN THE BUDGET OF THE

people's republic

OF TUvA, 1929-1943

Regina S. Taibyl

Tuva Institute for the Humanities and Applied Socioeconomic Studies, Tuvan State University

В исследованиях истории Тувы в период, когда республика имела самостоятельную государственность (Тувинская Народная Республика, с 1921 по 1944 гг.), особый интерес для экономистов, историков представляет изучение особенностей формирования бюджета. Значительный вклад в изучение истории развития формирования бюджета ТНР сделан российскими учеными-историками. Но структура бюджета изучена не за все годы его существования. Целью исследования является реконструкция структуры государственного бюджета ТНР с 1929 по 1943 гг., т. е. за те годы, которые не охвачены исследованиями. В качестве источников выступили архивные документы — отчеты по бюджету Министерства финансов ТНР за указанные годы, которые хранятся в Государственном архиве Республики Тыва. Данные за 1944 г. (последний год перед вступлением ТНР в состав СССР) минфином в архив не сдавались.

Чтобы проследить динамику бюджета, автором были изучены материалы, представленные в опубликованных работах ученых: А. Г. Ковалева, Л.И.Тульчинского, А. И. Каплунова, коллектива авторов «Истории Тувы» (2001, 2007 гг.)., Н. П. Мо-

In the history of Tuva during the period of its relative independence (1921-1944, when it was known as the People's Republic of Tuva (PRT)), economic historians find special interest in the study of the republic's budget. Although

Russian historians made a significant contribution into this field, the distribution of PRT's budget has never been studied in its entirety throughout all of the years of the republic's history. The aim of this article is to reconstruct the PRT's budget distribution for the years 1929-1943 (the period which have not explored in detail before). Our study is based on archival sources, namely, budget reports of PRT's Ministry of Finance which are preserved at the State Archives of the Republic of Tuva. The ministry never submitted to the archives any data for 1944 (the last year before PRT became part of the USSR).

Тайбыл Регина Сергеевна — научный сотрудник сектора финансовой аналитики Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований; аспирант кафедры экономики и менеджмента Тувинского государственного университета. Адрес: 667000, Россия, г. Кызыл, ул. Кочетова, д. 4. Тел.: +7 (39422) 2-39-36. Эл. адрес: regina.tigi@mail.ru, igi@ tigpi.ru. Научный руководитель — д-р экон. н., проф. В. К. Севек.

Taibyl Regina Sergeevna, Research Fellow, Sector of financial analytics, Tuva Institute for Humanities and Applied Socioeconomic Studies; Postgraduate student, Department of Economics and Management, Tuvan State University. Postal address: 4 Kochetov St., 667000 Kyzyl, Republic of Tuva, Russian Federation. Tel.: +7 (344) 2-39-36. E-mail: regina.tigi@mail.ru, igi@tigpi.ru. Research advisor: Vyacheslav Kyrgysovich Sevek, Doctor of Economics, Professo and Dean, Faculty of Economics, Tuvan State University.

www.nit.tuva.asia

№ 4

2016

Novye issledovaniia Tuvy

скаленко, Д. Ф. Дабиева. Данные, приведенные авторами, обобщены в развернутой таблице. Анализ имеющихся работ показывает, что авторы, поднимая тему государственного бюджета ТНР, в своих исследованиях обобщали сведения лишь начальных периодов существования ТНР.

На основании приведенных в архивных документах цифрах автором составлена таблица. Анализ ее данных таблицы показывает, что с 1929 по 1931 гг. доходные и расходные части бюджета состояли из 4 статей. Бюджет по примеру Советского Союза составлялся бездефицитным. Доходы не только покрывали расходную часть, но и оставались на следующий год. Динамика доходной части государственного бюджета положительна. Основная часть доходов бюджета расходовалась на народное хозяйство, социально-культурные мероприятия и на органы государственного управления, прокуратуру и суд.

Очевидно, что исследовательское поле может быть расширено за счет других вопросов, связанных с отдельными статьями бюджета.

Ключевые слова: история Тувы; Тувинская Народная Республика; экономика; налоговая политика; бюджет; финансы

To follow the dynamics of budget development, we have studied the materials published by A.G. Kovalev, L.I. Tul'chinskii, A.I. Kaplunov, authors of "Istoriia Tuvy" (2001, 2007), N.P. Moskalenko and D.F. Dabiiev. Their data are summed up in the table provided in the article. An analysis of their works has shown that these authors have actually relied on the figures for PRT's early years only.

The archival documents analyzed in the article provided the data for another table which shows that in 1929-1931 there were 4 articles of income and expenditure in the PRT's budget. Treading in the footpath of the Soviet Union, the PRT adopted a surplus budget, with incomes exceeding expenditures and turning over into the following year. The incomes of the budget kept increasing, and the main articles were expenditure were the national economy, social and cultural policy and national administration, courts and prosecution office.

The research field can obviously be further expanded by studying the issues related to specific articles of PRT's budget.

Keywords: history of Tuva; People's Republic of Tuva; economy; fiscal policy; bugdet; finance

Введение

Каждое государство во все времена нуждалось в стратегическом планировании структуры государственного бюджета. Государственный бюджет — центральное звено финансовой системы государства. Он играет активную роль в функционировании экономики, ее поступательном и динамичном развитии (Урман, Севек, 2010: 11; Бадич, Павлова, 2002: 80). Структура государственного бюджета состоит из доходной и расходной части. Сущность структуры государственного бюджета проявляется в формировании доходной части с помощью налоговых и неналоговых, а также безвозмездных поступлений, перераспределения национального дохода, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

В исследованиях истории Тувы в период, когда республика имела самостоятельную государственность — с 1921 по 1944 гг. — изучение особенностей формирования бюджета Тувинской Народной Республики (ТНР) имеет особую актуальность. Изучение темы исследования дает нам возможность проанализировать, из чего формировались доходы государственного бюджета республики, и как они распределялись, на какие сферы шли и в каких объемах.

Значительный вклад в изучение истории развития формирования бюд-

111

www.nit.tuva.asia

№ 4

2016

Novye issledovaniia Tuvy

жета ТНР сделан отечественными учеными-историками: В. М. Иезуитовым, В.И.Дуловым, В. Д. Март-оолом, М.С. Байыр-оолом, О. А. Толгар-оол, Ф. М. Сей-фулиной, Н. П. Москаленко и др.; и экономистами: А. Г. Ковалевым, А. И. Ка-плуновым, В. А. Соколовым, В. В. Осиповым, В. П. Солдатовым, Д. Ф. Дабиевым, Л. И. Тульчинским, Р. М. Кабо и др. Обзор имеющихся работ показывает, что структура бюджета этого государства изучена не за все годы его существования. Это обстоятельство и предопределило наш выбор темы исследования.

Целью исследования является реконструкция структуры государственного бюджета ТНР в отчетные периоды с 1929 по 1943 гг., т. е. за те годы, которые не охвачены исследованиями историков и экономистов. Для достижения поставленной цели предлагается решение следующих задач: проанализировать опубликованные ранее научные работы, связанные с темой исследования; сопоставить имеющиеся в исследованиях данные по бюджету ТНР; реконструировать структуру доходов и расходов бюджета за 1929-1943 гг.

В качестве источников для нас выступили архивные документы — отчеты по бюджету Министерства финансов ТНР за указанные годы, которые хранятся в Государственном архиве Республики Тыва (ГА РТ). Данные за 1944 г. (последний год перед вступлением ТНР в состав СССР) минфином в архив не сдавались.

Исследования по теме бюджета ТНР (обзор работ)

Среди наиболее близких к нашей теме работ отметим работы: «Зарождение и развитие финансово-кредитной системы в Туве (1921-1944 гг.)» А. Г. Ковалева (Ковалев, 1960); «Очерки бюджета Тувы» Л. И. Тульчинского и А. И. Каплуно-ва (Тульчинский, Каплунов, 1972), а также «К вопросу о зарождении и развитии финансово-кредитной системы в Туве (1921-1944 гг.) Л. И. Тульчинского (Тульчинский, 1961); «История Тувы» II том второго издания, в котором есть соответствующий раздел (История Тувы, 2007: 227-243); «Этнополитическая история Тувы в XX веке» Н. П. Москаленко (Москаленко, 2004); «О государственном бюджете Тувинской Народной Республики» Д. Ф. Дабиева (Дабиев, 2014: Электр. ресурс).

Данные, приведенные авторами, мы обобщили в таблице 1.

В работе А. Г. Ковалева «Зарождение и развитие финансово-кредитной системы в Туве (1921-1944 гг.)» обобщены разрозненные печатные и архивные материалы, характеризующие пути развития и роль финансово-кредитной системы в период ТНР. Автором приведены сведения о суммах годовых доходов и расходов бюджета, а также структура расходной части бюджета республики за отчетный период 1928 по 1943 гг. Важным является, то, что он определил структуру расходной части бюджета за 1932,1934, 1936, 1938, 1941-1943 годы. Однако, сведения за 1933, 1935, 1937, 1939, 1940 годы отсутствуют.

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ THE NEW RESEARCH OF TUVA

www.nit.tuva.asia № 4 Чг 2016 Novye issledovaniia Tuvy

Таблица 1. Анализ доходов и расходов государственного бюджета ТНРс точки

зрения разных источников1

Table 1. Incomes and expenditures in the budget of the People's Republic of Tuva, as

assessed by various sources

Годы Ден. ед. Н. П. Москаленко (Этно-политическая история Тувы в XX веке) А.Г. Ковалева (Зарождение и развитие финансово-кредитной системы в Туве (1921-1944 гг) Л.И. Тульчинский, А.И.Каплунов (Очерки бюджета Тувы) История Тувы II том (2007) Д. Ф. Дабиев(О государственном бюджете ТНР) Сведения, составленные на основе годовых отчетов Министерства финансов ТНР (Архивные источники)

доходы доходы расходы доходы расходы доходы расходы доходы расходы

1.09.1923 г. -01.09.1924 г. тыс. лан 282,0 - - 282,0 - - - - - -

1.09.1924 г. -01.09.1925 г. тыс. лан 312,5 - - 312,5 - - - - - -

1.09.1925 г. -01.09.1926 г. тыс. тугриков 418,3 - - 418,3 - - - - - -

1.09.1926 г. -01.09.1927 г. тыс. тугриков 559,0 - - 559,0 - - - - - -

1.09.1927 г. -01.09.1928 г. тыс. рублей 728,4 750,9 394,1 728,4 - - - - - -

1.09.1928 г. -01.09.1929 г тыс. рублей 1438,0 1437,2 1073,1 1438,0 - - - - 1438,0 1074,0

1.09.1929 г. -01.09.1930 г тыс. рублей 1554,2 1290,7 1387,4 1554,0 - 1554,2 - - 1554,0 1261,0

1.09.1930 г. -01.09.1931 г тыс. рублей - 2422,1 2268,1 2422,1 - 2422,1 - - 2422,0 2268,0

1932 г. тыс. рублей - 3314,7 3050,8 3314,7 - 3314,7 3314,7 3314,7 3314,7 3314,7

1933 г. тыс. рублей - - - 4067,1 - 4067,1 4067,1 4067,1 4067,1 4067,1

1934 г. тыс. рублей - 3990,9 3668,9 3990,9 - 3990,9 3990,9 3990,9 3990,9 3990,9

1935 г. тыс. рублей - - 2818,7 - 2818,7 2818,4 2818,5 2818,7 2818,7

1936 г. тыс. акша 3709,5 3533,8 3709,5 - 3709,5 - - 3709,5 3709,5

1937 г. тыс. акша - - 4225,4 - 4225,4 - - 4225,4 4089,1

1938 г. тыс. акша 5191,9 5007,8 5192,0 - 5192,0 - - 5191,9 5191,1

1939 г. тыс. акша - - 5417,6 - 5417,6 - - 5417,6 5370,6

1940 г. тыс. акша - - 5692,7 5316,9 5652,7 - - 5692,7 5320,5

1941 г. тыс. акша 76620 7191,3 7662,0 7191,3 7662,0 - - 7662,0 7209,5

1942 г. тыс. акша 11497,8 10788,7 11497,8 10788,7 11497,8 - - 11497,8 10788,7

1943 г. тыс. акша 13618,9 13260,5 13608,9 13260,5 13608,9 - - 13608,9 13260,5

1 В связи с отсутствием тувинской национальной валюты бюджет ТНР до сентября 1925 г. исчислялся в китайских мерах веса, используемых при взвешивании серебра, - ланах и футах (1 лан = 100 футам = 1 руб. 43 коп.в советских серебряных рублях). С сентября 1925 г. по сентябрь 1927 г. он исчислялся в монгольских тугриках (1 тугрик = 18 г чистого серебра = 1 советский серебряный рубль), с 1927 по 1936 г. - в советских рублях. С 1936 по 1944 г. - в тувинской национальной денежной единице - акша = 1 руб. 31,4 коп. (История Тувы..., 2007: 176).

www.nit.tuva.asia

№ 4

2016

Novye issledovaniia Tuvy

Структуру расходной части бюджета, по Ковалеву, в рассмотренные им годы, составляли следующие статьи расходов: народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, нужды обороны, управленческие нужды, государственные займы и прочее (Ковалев, 1960: 42).

В работе А. Г. Ковалева «Зарождение и развитие финансово-кредитной системы в Туве (1921-1944 гг.)» обобщены разрозненные печатные и архивные материалы, характеризующие пути развития и роль финансово-кредитной системы в период ТНР. Автором приведены сведения о суммах годовых доходов и расходов бюджета, а также структура расходной части бюджета республики за отчетный период 1928 по 1943 гг. Важным является, то, что он определил структуру расходной части бюджета за 1932,1934, 1936, 1938, 1941-1943 годы. Однако, сведения за 1933, 1935, 1937, 1939, 1940 годы отсутствуют. Структуру расходной части бюджета, по Ковалеву, в рассмотренные им годы, составляли следующие статьи расходов: народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, нужды обороны, управленческие нужды, государственные займы и прочее (Ковалев, 1960: 42).

Л. И. Тульчинский и А. И. Каплунов в монографии «Очерки бюджета Тувы» провели анализ формирования бюджета в период ТНР, разделяя его на два этапа развития (Тульчинский, Каплунов, 1972). Первый этап охватывает период с 1921 по 1929 гг., когда происходит становление тувинской государственности, развитие народного хозяйства и культуры, зарождение тувинских финансов. Второй этап охватывает период с 1930 по 1944 гг., т. е. до вхождения Тувы в состав СССР. На этом этапе происходит укрепление тувинского государства, развитие всех отраслей народного хозяйства и культуры, становление и укрепление социалистического уклада в экономике. Необходимо отметить, что авторы определили суммы доходов бюджета за весь период ТНР, а расходов только — с 1940 по 1943 гг.

В фундаментальном труде коллектива историков «История Тувы» II том (2007 г.) авторы затрагивают внутреннюю политику и внешнюю политическую ситуацию, особенности экономического развития ТНР, в том числе события, непосредственно влиявшие на налоговую политику республики. Авторы также выделили два этапа развития ТНР. Рассматривая данные о государственном бюджете республики, историки привели данные только на доходную часть бюджета на втором этапе развития ТНР (1930-1943 гг.) (История Тувы, 2007: 240).

Одним из современных исследователей данной темы исследования является Д. Ф. Дабиев. В своей работе «О государственном бюджете Тувинской Народной Республики» он, тем не менее, подробно рассматривает только период с 1932 по 1935 гг., представляя структуру доходной и расходной части бюджета республики в эти годы. Структура доходной части бюджета, по мнению Дабиева, состоит из 5 статьей доходов: прямые налоги, косвенные налоги, сборы и пени, разные

www.nit.tuva.asia

№ 4

2016

Novye issledovaniia Tuvy

доходы, займы. Расходная часть бюджета также состоит из 5 статьей расходов: прямые налоги, косвенные налоги, сборы и пени, разные доходы, займы. Расходная часть бюджета также состоит из 5 статьей расходов: народное хозяйство, социально-культурные и бытовые мероприятия, оборона, управление, расходы по займам (Дабиев, 2014: Электр. ресурс).

В монографии Н. П. Москаленко «Этнополитическая история Тувы в XX веке», автор уделяет внимание экономическим взаимоотношениям ТНР и СССР, также описывает становление и формирование государственного бюджета, обобщает данные о доходах государственного бюджета на первом этапе развития ТНР (1923-1930 гг.) (Москаленко, 2004: 121).

Таким образом, анализ имеющихся работ показывает, что авторы, поднимая тему государственного бюджета ТНР, в своих исследованиях обобщали сведения лишь начальных периодов существования ТНР.

Структура доходной и расходной части государственного бюджета ТНР с 1929 по 1943 гг.

С момента образования ТНР до 1923 г. бюджет республики не составлялся, поступившими средствами распоряжались по усмотрению Совета Министров (Тульчинский, Каплунов, 1972: 21). В архивных данных есть только общие годовые суммы, а состав и структуры не найдены. В связи с имеющими сведениями в Государственном архиве Республики Тыва о составе и структуре государственного бюджета ТНР, нами представлены данные начиная с 1 сентября 1928 г. по 1 сентября следующего 1929 г. вплоть до конца 1943 г.

На основании приведенных в архивных документах цифрах (отчеты по бюджету Министерства финансов ТНР), составлена таблица «Состав и структура доходов и расходов государственного бюджета ТНР за 1929-1943 гг.» (ГАРТ. Ф. 113. Оп. 1. Д. 34, Л. 2; ГАРТ. Ф. 113. Оп. 1. Д. 35, Л. 20-213) (см. таб. 2).

Анализ данных таблицы показывает, что с 1929 по 1931 гг. доходные и расходные части бюджета состояли из 4 статей. Начиная с 1932 г., бюджет государства переходит на календарный год, по григорианскому календарю с 1 января по 1 января доходная часть бюджета увеличилась до 7 статей (прямые налоги, косвенные налоги, пошлины и сборы, доходы от госимуществ, возмещение госрасходов, разные доходы, прочие поступления) и расходная часть до 5 статей (народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, армия и МВД, органы государственного управления в т. ч. прокуратура и суд, прочие расходы).

Бюджет по примеру Советского Союза составлялся бездефицитным. Доходы не только покрывали расходную часть, но и оставались на следующий год. В отчетный период 1928-1929 гг. остаток средств составил 364,0 тыс. руб., а в 1943 г. — 348,4 тыс. акша (452,9 тыс. руб.).

Таблица 2. Состав и структура доходов и расходов государственного бюджета ТНР за 1929-1943 гг. Table 2. Distribution of income in the budget ofPRT; 1929-1943

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статьи Диоды | й В н а в S г* 1 ■ а & I—1 s ■ 1 £ СЗ h m a гл. ■— li я a Я a\ r—1 Я a ik £ a t--a OS M aо i— ft gj а а p—I 't а g a\ r—1 1943 r.

Денежная еаннниа тыс. тг;"о. ТЫС. ЗШН

Прямые налоги (еднныи сельхоз

налог, налог г ооорота, подоходный

налог ог прпоылен. подояодаыи налог с та'зшпты. патентные налоги 1500, 1653, 1720, 2410, 2614, 2853, 1911,

1 п сооры. налог cjo строений. пргчпе) 334,0 433,0 B77,0 930,9 8 1567,2 374.1 5 6 6 7 4 3 19B9,S 2008,3

Косвенные налоги (шюженше 1040, L545, 1730, 1509, L751, 2007, 2053, Ш6, 2511,

M, ПОШЛИНЫ* 477,0 426.0 взе.о 0 7 2153.5 2 5 6 В 3 1 3 1457.8 2526.7

Пошлины И сборы (пошлин! с

дсоычн драгоценных иегалпоЕ, coop

с транспортных средств и скота.

регистратки паспортов и зхзы coop

31 регистрацию ор?-,шя, coop за

3 регистралткю ишнфоянширянд поописочкьдт coop) 112,0 101.0 549.0 161,0 249,2 149,2 4B,9 6B.B 126,6 109,6 144,6 22B,4 654.9 2179,3 2468,2

Доходы от госнмущестЕ (арехдках 1148,

4 плата 31 тоадеоные ич астки) 106,0 42,0 10.3 39.1 47,7 54,7 6 1821.0 17411

Возмещение госрасиадоЕ (сршы. 1220,

внесенные Hj восстановления

о крвдига после заЕлютеяня С1:егы) 15$ 122,В 12.1 21,6 1,5 61,6 63,3 26,0 14,f 7 2B48,7 3142,4

Разные доходы (дотоодаг от паев п

ахпнх. гтрощенты по таудщу счетаи

ТГ ^-ТТТТТ---Т.ТЛ rrvq^f -T1-.VJ-1TTT.J cyt

6 продажи НЕГОДНОГО Н НВН^'ЖНОГО ШПЛЕЕСТЕ1. ДОХОДЫ Е Е11ш ) 515,0 594,0 55B.O 130,0 119,1 53.7 64.9 94,9 211.2 71,В 336,0 156,! 747,9 1003,7

Прочие поступления

;™нфис£зсъанные халилалы. Еы^лч^а ОГ ХОнфиСКЮ! ЭННОГО ГОГЛДЕСТЕа. Е0!лр1банда ог ВУОС. штрафы налатземые от ВУОС и Милипиен.

7 штрафы ^"чреаденин. разные доходы") 21.1 22.7 44.6 7B,9 33,95 91.9 489,7 195,3 569J

www.nit.tuva.asia

№ 4

2016

Novye issledovaniia Tuvy

Ч ЕК1

оя

■* да

■¿кя

ка

кет

■-1 сея

кет

1ИПЖИ

■и

ОЕвШМ!

СШЛГСП

а

3

Э

И 1

£ п

www.nit.tuva.asia

№ 4

2016

Novye issledovaniia Tuvy

Динамика доходной части государственного бюджета положительна. По мере развития экономики страны доходы бюджета, которые состояли из поступлений от прямых (23%), косвенных (33%) и разных налогов (36%) в 1928-1929 гг., постепенно замещались доходами на возмещение госрасходов (23%) и на пошлины и сборы (18%) к 1943 г.

Из таблицы видно некоторое сокращение бюджетных доходов в 1934-м, 1935-м и 1936 г., по сравнению с 1933 г., что было обусловлено изменением системы сельскохозяйственного налога. С 1934 г. отменен индивидуальный налог с бывших зажиточных хозяйств. Подоходно-прогрессивная система сельхозналога заменена пропорциональной. Одновременно свыше 50% аратских хозяйств было освобождено от уплаты этого налога. Кроме того, на 63% были снижены таможенные пошлины на импорт спирта и на экспорт некоторых видов пушнины (белки и др.). Освобождена от налогообложения добыча золота (Тульчинский, Каплунов, 1972: 36-37).

Основная часть доходов бюджета расходовалась на народное хозяйство, социально-культурные мероприятия и на органы государственного управления, прокуратуру и суд.

Из бюджета 1928-1929 гг. на нужды народного хозяйства было направлено 404,0 тыс. руб., что составляет 38% от всего дохода бюджета республики, в 1943г. — 2605,2 тыс. акша или 20% (3386,7 тыс. руб.). Среди расходов на народное хозяйство основное место занимает финансирование мероприятий на развитие хозяйства, и в частности, основной отрасли экономики — животноводства ТНР. В 1936 г. и 1934 г. расходы на животноводство составили 20% и 29,9% от всех расходов республики (Ковалев, 1960: 44).

Динамика расходов бюджета на социально-культурные цели с каждым годом увеличивается. Так, в бюджете за 1929 г. расходы составили 187 тыс. руб., или 17% от всего дохода бюджета республики, в 1943 г. — уже 4614,8 тыс. акша или 35% (5999,24 тыс. руб.).

Обратная зависимость наблюдается в отношении расходов на государственное управление, прокуратуру и суд. Если в 1928-1929 гг. они составили 331 тыс. руб., в 1943 г. произошел дальнейший рост до 1997 тыс. акша (2596,1 тыс. руб.). Если в бюджете их доля в 1928-1929 гг. равнялась 31%, то в 1943 г. она сократилась до 15%.

Анализ показывает, что за рассматриваемый период доходы бюджета динамично возрастали. Следовательно, росли расходы государства на социально-культурные мероприятия.

www.nit.tuva.asia

№ 4

2016

Novye issledovaniia Tuvy

Заключение

Наш анализ показал, что доходы государственного бюджета ТНР в последние годы самостоятельного существования в основном пополнялись за счет прямых, косвенных и иных налогов. По мере развития экономики республики основные налоговые источники доходов бюджета замещались другими налогами (налоги на возмещение госрасходов, пошлины и сборы).

Общая сумма доходов Государственного бюджета ТНР в 1943 г. достигла13,6 млн. акша, или 17,9 млн руб., что почти в 13 раз больше, чем в 1929 г. Расходы государственного бюджета ежегодно увеличивались по мере пополнения государственной казны. Доходы государственного бюджета расходовались на развитие народного хозяйства, на социально-культурные мероприятия и на органы государственного управления.

Анализ научных исследований по теме государственного бюджета Тувинской Народной Республики показывает наличие целого ряда исследовательских лакун, в том числе по определенным периодам. В данной статье мы попытались представить данные за последний период с 1929 по 1943 г., которые были нами изучены в документах Государственного архива Республики Тыва. Однако, очевидно, что исследовательское поле может быть расширено за счет других вопросов, связанных с отдельными статьями бюджета.

Бадич, А. М., Павлова, Л. Н. (2002) Государственное и муниципальное финансы : учебник для вузов / отв. ред. Н. Д. Эриашвили. М. : ЮНИТИ. 687 с.

Дабиев, Д. Ф. (2014) О социально-экономическом развитии Тувинской Народной Республики [Электронный ресурс] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. № 9. URL: http://www.applied-research.ru/ru/ artide/view?id=5880 (дата обращения: 06.05.2016).

История Тувы (2007) / отв. ред. В. А. Ламин. Новосибирск : Наука. Т. II 430 с.

Ковалев, А. Г. (1960) Зарождение и развитие финансово-кредитной системы в Туве (1921-1944 гг.) // Ученые записки. Кызылский государственный педагогический институт. Вып. 1. / отв. ред. А. Ч. Кунаа. Кызыл : Типография управления культуры. Вып. 1. 160 с. С. 26-47.

Москаленко, Н. П. (2004) Этнополитическая история Тувы в XX веке. М. : Наука.

Тульчинский, Л. И. (1961) К вопросу о зарождении и развитии финансово-кредитной системы в Туве (1921-1944 гг.) // Ученые записки Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории / отв. ред. Н. А. Сер-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

222 с.

www.nit.tuva.asia

№ 4

2016

Novye issledovaniia Tuvy

добов. Вып. IX. Кызыл : Типография управления культуры. 285 с. С. 269-270.

Тульчинский, Л. И., Каплунов, А. И. (1972) Очерки бюджета Тувы / отв. ред. В.П.Солдатов. Кызыл : Тувинское книжное издательство. 136 с. С. 19-55.

Урман, Н. А., Севек, В. К. (2010) Организационно-экономические аспекты реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации. На материалах Республики Хакасия. Кызыл : Изд-во ТувГУ. 221 с.

Дата поступления: 12.08.2016 г.

REFERENCES

Badich, A. M. and Pavlova, L. N. (2002) Gosudarstvennoe i munitsipal'noe finansy : uchebnik dlia vuzov, ed. N. D. Eriashvili. Moscow, IuNITI. 687 p. (In Russ.).

Dabiev, D. F. (2014) O sotsial'no-ekonomicheskom razvitii Tuvinskoi Narodnoi Respubliki. Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanii, no. 9 [online] Available at: http://www.applied-research.ru/ru/article/view?id=5880 (access data: 06.05.2016). (In Russ.).

Istoriia Tuvy (2007), ed. V. A. Lamin. Novosibirsk, Nauka. Vol. II 430 p. (In Russ.).

Kovalev, A. G. (1960) Zarozhdenie i razvitie finansovo-kreditnoi sistemy v Tuve (1921— 1944 gg.). In: Uchenye zapiski. Kyzylskii gosudarstvennyi pedagogicheskii institut. Vol. 1, ed. A. Ch. Kunaa. Kyzyl, Tipografiia upravleniia kul'tury. 160 p. Pp. 26-47. (In Russ.).

Moskalenko, N. P. (2004) Etnopoliticheskaia istoriia Tuvy v XX veke. Moscow, Nauka. 222 p. (In Russ.).

Tul'chinskii, L. I. (1961) K voprosu o zarozhdenii i razvitii finansovo-kreditnoi sistemy v Tuve (1921-1944 gg.). In: Uchenye zapiski Tuvinskogo nauchno-issledovatel'skogo instituta iazyka, literatury i istorii, ed. N. A. Serdobov. Vol. IX. Kyzyl, Tipografiia upravleniia kul'tury. 285 p. Pp. 269-270. (In Russ.).

Tul'chinskii, L. I. and Kaplunov, A. I. (1972) Ocherki biudzheta Tuvy, ed. V. P. Soldatov. Kyzyl, Tuvinskoe knizhnoe izdatel'stvo. 136 p. (In Russ.).

Urman, N. A. and Sevek, V. K. (2010) Organizatsionno-ekonomicheskie aspekty reformirovaniia mezhbiudzhetnykh otnoshenii v Rossiiskoi Federatsii. Na materialakh Respubliki Khakasiia. Kyzyl, Izd-vo TuvGU. 221 p. (In Russ.).

Submission data: 12.08.2016.

www.nit.tuva.asia

№ 4

2016

Novye issledovaniia Tuvy

Библиографическое описание статьи:

Тайбыл Р. С. Структура доходов и расходов государственного бюджета Тувинской Народной Республики 1929-1943 гг. [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2016, № 4. URL: http://nit.tuva.asia/nit/article/view/619 (дата обращения: дд.мм.гг.).

Citation:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Taibyl R. S. The distribution of income and expenditure in the budget of the People's Republic of Tuva, 1929-1943. Novye issledovaniia Tuvy, 2016, no. 4 [on-line] Available at: http:// nit.tuva.asia/nit/article/view/619 (accessed: ...).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.