СТРОИТЕЛЬСТВО КРУПНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ НА ПРИНЦИПАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА
В.Г. ПОЛЯКОВ
Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет, кандидат экономических наук, заслуженный строитель РФ, заведующий кафедрой e-mail: [email protected] И.Ю. ЗУБКОВА Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет, кандидат технических наук, доцент e-mail: [email protected]
Статья посвящена вопросам стратегического управления региональным развитием в целях создания динамично развивающейся и конкурентоспособной экономики за счет эффективного использования потенциала территорий.
Ключевые слова: стратегия регионального развития; инвестиционная политика; крупные промышленные комплексы; государственно-частное партнерство; зоны опережающего развития; конкурентоспособность экономики.
Коды классификатора JEL: R11, R13.
Основные приоритеты экономической политики в рамках концепции социально-экономического развития России до 2020 г., направленные на решение главной стратегической задачи страны — создание конкурентоспособной экономики, основанной на межотраслевом сотрудничестве производителей как субъектов народнохозяйственного пространства, в частности, включают:
— совершенствование государственного регулирования экономикой;
— улучшение состояния окружающей среды и повышение экологических стандартов;
— расширение интеграции обрабатывающих отраслей в мировую экономику на основе их встраивания в глобальные цепочки производства добавленной стоимости;
— содействие развитию экологически чистых производств.
При этом, ориентируясь на первый из вышеуказанных приоритетов, необходимо разрабатывать и внедрять новые инструменты государственного регулирования экономики практически во всех сферах человеческой деятельности, обеспечивающих взаимодействие власти и бизнеса на принципах сотрудничества, реализуя функции властных структур, конечной целью которых является стимулирование бизнеса на выполнение комплекса задач как экономического развития, так и социальной ответственности, соблюдая при этом баланс интересов государства и бизнес-структур.
Конкурентоспособность экономики страны должна определяться достаточным научно-техническим уровнем выпускаемой продукции и объемом «инвестиций в особо чувствительные сферы» [8]. Для регионов России это означает необходимость усиления диверсификации и повышения инвестиционного потенциала производства и его инфраструктуры в целях повышения конкурентоспособности региональной экономики, рассматривая ее как способность субъектов экономической деятельности в условиях глобальной экономики вести успешную борьбу за рынки и ресурсы, опираясь на имеющиеся преимущества и обеспечивая совместно с органами государственной власти всех уровней реализацию долгосрочных целей общества, поставленных региональными стратегиями социально-экономического развития.
Концепцию конкурентоспособности региона можно сформулировать как повышение роли интенсивных факторов, таких как инновации, развитие новых отраслей и форм управления, формирование устойчивых конкурентных преимуществ на базе имеющихся в регионе ресурсов.
В частности, для дальнейшего развития Волгоградской области, хозяйственный профиль которой определяется высокоразвитой промышленностью, сельским хозяйством, а также значительным потенциалом минеральносырьевой базы [9], в рамках повышения национальной конкурентоспособности необходимо направить усилия на развитие основных «точек роста» региональной экономики по следующим стратегическим направлениям:
♦ освоение и глубокая переработка природно-сырьевых ресурсов (строительство крупных промышленных комплексов по добыче и глубокой переработке минерального сырья: калийных руд, бишофита, цементного сырья, уникальные месторождения которых расположены на территории области);
♦ переработка продукции агропромышленного комплекса (строительство предприятий по переработке собираемых в области высоких урожаев зерна, подсолнечника, овощей и выпуска готовой продукции с высокой долей добавленной стоимости, строительство животноводческих комплексов полного цикла с использованием инновационных технологий).
© Поляков В. Г., Зубкова И. Ю., 2009
ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)
ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)
180
В.Г. ПОЛЯКОВ, И.Ю. ЗУБКОВА
♦ развитие инженерной и транспортной инфраструктуры (строительство и реконструкция автомобильных дорог, проведение комплексной модернизации автодорожной сети, направленные на сокращение времени сообщения между регионами, сокращение транспортных расходов до с 30-40 до 6-10%).
Реализация подобных капиталоемких проектов, безусловно, сдерживается ограниченностью ресурсов и резервов, тем более в условиях продолжающегося экономического кризиса. Усилия правительств большинства государств направлены на поиск эффективных «оперативных» решений, позволяющих минимизировать последствия кризиса, однако, на наш взгляд, необходима переориентация экономической политики на меры, направленные на его преодоление, создающим стимулы к выходу на новые рынки, расширению производства и созданию новых рабочих мест.
При этом ставшие в последние 20-25 лет популярными и положенными в основу государственной политики большинства стран мира идеи монетаризма в современной ситуации глобального финансового кризиса не предлагают реальных путей выхода. Уместно вспомнить сегодня концепцию Дж.М. Кейнса, в которой доказано, что государство может и зачастую должно оказывать влияние на рыночные механизмы экономики и имеет для этого определенные инструменты такого воздействия. К последним относятся и инструменты государственночастного партнерства (ГЧП). Эта система сложилась в результате эволюционного движения своеобразной группы социально-экономических отношений в направлении создания института, заключающего в себе совокупность инструментов, методов и форм сотрудничества хозяйствующих систем и государства.
Как всякая социально-экономическая система, она включает прежде всего механизм целеполагания, выражающийся в приобретении внутренних и внешних императивов к выполнению цели и подцелей системы, инструментов текущего управления всеми видами деятельности по реализации цели и контроля за результатами.
Институт ГЧП многофункционален, в каждой стране имеет свою специфику, отражающую как национальные, так и региональные разнообразие и особенности в таких аспектах жизнедеятельности населения, как конкретные и актуальные для данной страны (региона) задачи, требующие неукоснительного решения на разных этапах процесса развития, выявления своих и общих противоречий и адаптированных к окружающим изменениям инструментов разрешения противоречий, свойственных системам разного уровня организации, тенденций и закономерностей развития.
Поэтому актуальнейшей проблемой науки и практики является разработка и реализация специфических инструментов регулирования, для того чтобы избежать негативных последствий еще на стадии становления предприятий, организуемых по принципу ГЧП, ввести в правовые рамки и извлечь как можно в большей степени полезного из этих отношений, выявить условия действенности инструментов регулирования последних и возможного стимулирования проявления системы социальной ответственности, достижения баланса в реализации интересов субъектов, функционирующих на принципах государственно-частного сотрудничества (ГЧС); развития бизнес-структур, в которых формируется добавочная стоимость продукта, обеспечивать доступ малых и средних предприятий к ресурсам, формирующимся вокруг бизнес-центра, в роли которого могут выступать государственно-частные компании (в рамках кластера или формированиях с более тесными интегральными связями).
Научные положения, основой которых явилось изучение мирового опыта ГЧП, прогрессивного движения экономической мысли, современных реалий в освоении данной формы сотрудничества, убеждают, что ГЧП особенно активно проявляет свои позитивные свойства в период кризиса, так как государство помогает «выжить» и накопить потенциал развития для выхода из кризисной ситуации, а не обанкротиться и разрушиться.
Актуальна для текущего периода и ближней перспективы разработка перспективных направлений, и, в первую очередь тех, где формируется добавочная стоимость. Очевидно, что, чтобы достичь целей ГЧС, важно сформулировать всесторонне обоснованную политику развития со становлением необходимых институтов ее реализации (господдержкой, определением рациональных границ налогового пресса на бизнес, субсидированием компенсаций по банковским процентным ставкам, увеличением доступа к кредитно-финансовым и другим ресурсам и т. п.).
Государственно-частное партнерство — относительно новое для России в ее новой истории направление формирования системы отношений между властью и бизнесом. Неоднозначность складывающихся мнений базируется на осознании того, что эта, так называемая «новая технология развития экономики» (так позиционирует себя ГЧП) строится почти на личных отношениях между губернатором, министром, вице-премьером и т. п., на их авторитете и действиях. Такие отношения, как показывает, увы, не единичный опыт, допускают коррупционные и монополистические риски. Поэтому актуальнейшей проблемой, стоящей перед наукой, является выработка принципов, эффективных форм и направлений, правовой основы, позволяющей защитить бизнес, население страны и государство, интересы которого заключены в решении социальных задач. Достижение согласованности действий, баланса интересов в реализациях социально значимых проектов на принципах ГЧП особенно важно в настоящее время, когда это явление не только уже имеет место быть в реалиях экономической жизни страны, но и поступательно развивается на основе повышения внимания структур органов государственной власти и бизнеса, начавшего серьезно страдать от сужения доступа к ресурсам, преимущественно финансовым.
В этом направлении Правительством РФ предпринимаются довольно масштабные, усиливающиеся в последние два года меры: уже в программе социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу ГЧП уделяется повышенное внимание, особенно при реализации проектов в таких отраслях, где государство, осуществляя социальные функции, не может не стремиться к некоторому, но достаточно активному присутствию в определенных сферах деятельности, особенно в тех, что связаны с прямой ответственностью государства за результаты работы.
Именно здесь необходим государственный контроль, финансовая поддержка, обеспечение расширения доступа к ресурсам территорий. Разработанная Министерством регионального развития Российской Федерации Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. определяет
СТРОИТЕЛЬСТВО КРУПНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ НА ПРИНЦИПАХ.
181
развитие отдельных субъектов на основе комплексного анализа их потенциала, выделяя в каждом регионе исторически сложившиеся и естественно-природные территории, формирующие основной вклад в устойчивое развитие экономики региона — зоны опережающего развития, формирование которых позволяет наиболее точно и системно прогнозировать основные направления социально-экономического развития региона и, исходя из этого, планировать рациональное размещение государственной и муниципальной инфраструктуры, а также эффективные меры регулирования, призванные обеспечить создание благоприятных условий для реализации потенциала развития территорий, например, софинасирование объектов инженерной и социальной инфраструктуры, строительство которых предполагается вести на принципах государственно-частного партнерства в составе комплексных инвестиционных проектов [3].
В этой связи основная задача власти на уровне субъекта Российской Федерации — разработать стратегию регионального развития, предложить бизнесу направления или конкретные проекты для инвестирования и создать благоприятные условия для взаимовыгодных отношений, например, устранив инфраструктурные ограничения и разработав реально работающие механизмы предоставления государственных гарантий и налогового льготирования.
В условиях глобализации источником конкурентоспособности регионов и, как следствие, их экономической безопасности, становится эффективное использование региональных ресурсов и учет местных особенностей [6]. В настоящее время перспективным представляется развитие приоритетных региональных кластеров, которые необходимы для усиления конкурентного преимущества конечного продукта.
При этом принципиально важно не искусственное создание кластеров «сверху», а их выявление и поддержание со стороны государства и органов власти [4]. По теории промышленных кластеров М. Портера необходимо поддерживать развитие всех без исключения кластеров, потому что невозможно точно спрогнозировать темпы развития каждого из них, и политика государства, при которой помощь оказывается только кластерам с высокими темпами развития, по мнению Портера, ошибочна [7].
Кластеризация позволяет создать возможность для бизнеса и региона развиваться не по инерции, а в строго заданном и стратегически спланированном направлении, а также обеспечить конкурентоспособность определенной сферы. При разработке региональных стратегий необходимо учитывать, какие ключевые точки роста существуют в региональной системе и что могут сделать различные группы интересов для развития этих ключевых точек роста. В то же время при выявлении перспективных кластеров и планировании их развития обязательно должны быть учтены рамки региональных стратегий.
Стратегией развития Волгоградской области до 2025 г. предусматривается развитие нескольких зон опережающего развития, из которых особую значимость как определяющих точки роста на территории региона имеют следующие (по специализациям): Волгоградская агломерация, Котельниковская промышленная зона (добыча полезных ископаемых), Эльтонская зона экономического развития (добыча полезных ископаемых, лечебнооздоровительные местности и курорты).
В зоне Волгоградской агломерации, представляющей собой территориально-экономическое объединение плотно расположенных и функционально связанных городов Волгограда и Волжского, а также прилегающих к ним муниципальных районов с интенсивными хозяйственными, транспортными, трудовыми, информационноуправленческими и рекреационными отношениями, предполагается выделить индустриальный (в рамках которого будет осуществляться модернизация существующих и строительство новых производств с увеличением доли промышленной продукции с высокой добавленной стоимостью), транспортно-логистический и туристско-рекреационный кластеры, предусмотрев интеграцию всей технологической и организационной инфраструктуры бизнеса в виде универсальной сервисной оболочки, в состав которой войдут: Инновационный центр, Агентство инвестиций и развития, Центр финансово-кредитной поддержки, Венчурный фонд, Единый информационный банк с центром электронной коммерции, Центр мониторинга, прототипирования и трансферта технологий.
Подобный подход позволяет достичь целей региональной экономической политики, в частности:
1) обеспечить наиболее эффективную с точки зрения капитализации региона интеграцию в российский и международный рынки, сосредоточивая на своей территории центры управления потоками товаров, финансов, информации и людей, центры разработки и обращения инноваций;
2) обеспечить инфраструктурную, производственно-технологическую и социально-культурную связанность территории и граничащих с ней районов, открывая доступ их населения к источникам социальноэкономического роста;
3) создать емкий и разнообразный рынок труда, обеспечить трудоспособное население работой, отвечающей их квалификации и личной жизненной стратегии;
4) реализовать на территории пилотные инновационные и инвестиционные проекты и комплексные проекты социально-экономического развития, новых энергетических мощностей, крупных транспортных комплексов — портов, аэропортов, мультимодальных логистических центров и информационных узлов, и т. д.
Вместе с тем достижение поставленных целей невозможно только по траектории предшествующего развития региона и концентрации государством и частными инвесторами ресурсов в рамках одной территории, пусть и обладающей несомненно значительными резервами для роста. Представляется необходимым, принимая во внимание сырьевые доминанты, направить усилия на придание пространственного развития региональной экономике и преодоление социально-экономической ассиметрии, диверсифицируя промышленную деятельность на территории Волгоградской области за счет разработки и освоения крупных месторождений полезных ископаемых и строительства горно-обогатительных предприятий, обеспечивая при этом стабильность налоговой базы за счет появления новых крупных бюджетообразующих налогоплательщиков, создания социальной инфраструктуры и повышения качества жизни населения.
Ярчайшим примером сотрудничества государства и частного бизнеса в данном направлении является развитие Котельниковской промышленной зоны и Эльтонской зоны экономического развития. На первой террито-
ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)
ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)
182
В.Г. ПОЛЯКОВ, И.Ю. ЗУБКОВА
рии уже реализуется крупнейший в Волгоградской области инвестиционный проект по освоению Гремячинского месторождения калийных солей и строительству горно-обогатительного комбината мощностью до 4,6 млн тонн хлористого калия в год. Объем инвестиций компании, реализующей проект, составит более 70 млрд рублей, при этом государство берет на себя обязательства финансовой поддержки при строительстве производственной и социальной инфраструктуры.
Эльтонская зона экономического развития представляет особый интерес как территория, потенциальные возможности которой позволяют эффективно развивать на первый взгляд взаимоисключающие направления: создание на базе озера Эльтон, уникального по своим бальнеологическим ресурсам, современного курортнооздоровительного и реабилитационного комплекса межрегионального и международного значения, и освоение расположенных в пределах этой же территории месторождений калийной руды, не нарушая при этом экологический баланс особо охраняемой территории регионального значения — природного парка Эльтонский.
Безусловно, в сохранении природных ландшафтов и биоразнообразия заинтересовано, прежде всего, государство, однако без участия частного инвестора развить потенциал территории, создать для жителей рабочие места и социальную инфраструктуру не представляется возможным. На данном примере наиболее удачно демонстрируется природа ГЧП как экономического явления и процесса реализации функций государства и частного бизнеса в виде своеобразной альтернативы низкой социальной ответственности частного бизнеса и соблюдения баланса интересов (собственные, социально-общественные, исключительно государственные в области обеспечения безопасности во всех ее ипостасях), в производственной деятельности.
Таким образом, определяющими факторами, формирующими конкурентоспособность экономики региона и создающими основу устойчивого экономического роста, могут являться, как показано на примере Волгоградской области, строительство крупных промышленных комплексов, развитие их инфраструктуры, использование кластерного подхода, при условии создания комплекса институциональных условий для притока инвестиций и реализации инвестиционных проектов, в том числе эффективное использование инструментов государственночастного партнерства,
При этом следует минимизировать риски неэффективного использования ресурсов, когда задачи социальной политики защиты безработных и создания новых рабочих мест подменяются политикой искусственного завышения спроса на неэффективную продукцию, что значительно снижает конкурентоспособность региональной экономики в целом.
В заключение авторы подчеркивают, на этапе кризиса важно определить и начать реализовывать меры, которые позволили бы перейти от защиты «наиболее уязвимых» субъектов хозяйственной деятельности к поддержке «новых локомотивов» региональной экономики, что позволит Российской Федерации в целом существенно быстрее развиваться на этапе посткризисного восстановительного роста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М., 2005.
2. Кондратьев В. Государство и корпорации в стратегии глобальной конкурентоспособности // Международные процессы. 2006. Т. 4. № 3 (12).
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (проект). Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.economy.gov.ru. 2008.
4. Нелюбова Н.Н. Кластеризация как институт повышения конкурентоспособности в инновационной стратегии региона / Региональная экономика. 2007. № 10 (49).
5. Оценка антикризисных мер по поддержке реального сектора российской экономики : докл. к X Междунар. науч. конф. ГУ ВШЭ по проблемам развития экономики и общества, Москва, 7-9 апреля 2009 г.
6. Пилипенко И.В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы. Смоленск: Ойкумена, 2005.
7. ПортерМ, Э. Международная конкуренция, М.: Международные отношения, 1993.
8. Путин В.В. Выступление на Международном инвестиционном форуме. г. Сочи. 2008, сентябрь
9. Шабунина И.М. Подходы к экономической оценке природных ресурсов // Природные условия и ресурсы Волгоградской области : монография. Волгоград: Перемена, 1996. С. 242-255.