Научная статья на тему 'СТРОИТЕЛЬНЫЙ СЕГМЕНТ В ПОСТКОНФЛИКТНОЙ ЭКОНОМИКЕ СИРИИ'

СТРОИТЕЛЬНЫЙ СЕГМЕНТ В ПОСТКОНФЛИКТНОЙ ЭКОНОМИКЕ СИРИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИРИЯ / ПОСТКОНФЛИКТНОЕ РАЗВИТИЕ / СТРОИТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кожевников Константин Игоревич

В статье анализируется постконфликтное состояние Сирийской Арабской Республики - как на уровне национальной экономики в целом, так и, главным образом, в сфере строительства. На этапе постконфликтного восстановления строительной отрасли представляется необходимым шире использовать как традиционные подходы ее развития, так и мировую практику. Исследование подтверждает, что Сирии важно активизировать создание совместных предприятий в отрасли, в том числе, по возможности, с иностранным участием (Россия, Иран и др.), усилить господдержку отрасли, сформировать основы для создания экспертных процедур управления стоимостью строительства и государственно-частного партнерства в строительстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTION SEGMENT IN SYRIA’S POST-CONFLICT ECONOMY

The article analyzes the post-conflict state of the Syrian Arab Republic-both at the level of the national economy as a whole, and mainly in the construction sector. At the stage of post-conflict reconstruction of the construction industry, it is necessary to make greater use of both traditional approaches to its development and international practice. The study confirms that it is important for Syria to step up the creation of joint ventures in the industry, including, if possible, with foreign participation (Russia, Iran, etc.), strengthen state support for the industry, and form the basis for creating expert procedures for managing construction costs and public-private partnerships in construction.

Текст научной работы на тему «СТРОИТЕЛЬНЫЙ СЕГМЕНТ В ПОСТКОНФЛИКТНОЙ ЭКОНОМИКЕ СИРИИ»

DOI: 10.38197/2072-2060-2021-229-3-85-97

строительный сегмент

в постконфликтной

экономике сирии construction segment in syria's post-conflict economy

кожевников константин игоревич

Заведующий кафедрой «Ценообразование в строительстве и промышленности» Института Строительства и Архитектуры Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

konstantin i. kozhevnikov

Head of the Department «Pricing in Construction and Industry» of the Institute of Construction and Architecture of the Ural State Technical University.

АННОТАЦИЯ

В статье анализируется постконфликтное состояние Сирийской Арабской Республики - как на уровне национальной экономики в целом, так и, главным образом, в сфере строительства. На этапе постконфликтного восстановления строительной отрасли представляется необходимым шире использовать как традиционные подходы ее развития, так и мировую практику. Исследование подтверждает, что Сирии важно активизировать создание совместных предприятий в от-

86

расли, в том числе, по возможности, с иностранным участием (Россия, Иран и др.), усилить господдержку отрасли, сформировать основы для создания экспертных процедур управления стоимостью строительства и государственно-частного партнерства в строительстве. ABSTRACT

The article analyzes the post-conflict state of the Syrian Arab Repub-Lic-both at the level of the national economy as a whole, and mainly in the construction sector. At the stage of post-conflict reconstruction of the construction industry, it is necessary to make greater use of both traditional approaches to its development and international practice. The study confirms that it is important for Syria to step up the creation of joint ventures in the industry, including, if possible, with foreign participation (Russia, Iran, etc.), strengthen state support for the industry, and form the basis for creating expert procedures for managing construction costs and public-private partnerships in construction.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Сирия, постконфликтное развитие, строительство, экономическое развитие, экономический кризис. KEYWORDS

Syria, post-conflict development, construction, economic development, economic crisis.

Введение

В XXI в. в мире, в связи с ростом глобальной нестабильности, значительно возросло количество гражданских конфликтов в различных странах (в том числе и военных). Особенно это характерно для региона Ближнего Востока — таких стран, как Ливан, Палестина, Ирак, Афганистан, Йемен, Сирия. Но гражданские конфликты, в том числе военные, имели место или даже продолжаются в таких

странах, как европейские Косово, Сербия, Босния и Герцеговина, Украина, африканские Ливия, Ангола, Либерия и др. Все эти и другие страны, пережившие или переживающие гражданские конфликты, имеют необходимость постконфликтного восстановления своего национального экономического потенциала.

Можно говорить о том, что в экономической науке возникло определенное направление экономической теории, которое можно назвать «теорией развития постконфликтной экономики». Эти исследования проводятся как в государствах, непосредственно переживших гражданские конфликты, так и в третьих странах — как в страновом, так и в секторальном (отраслевом) аспектах.

В совокупности эти исследования дают представление о возможных стратегиях, с помощью которых более или менее успешно можно было бы осуществить восстановление и укрепление экономического потенциала в целом или отдельной отрасли экономики постконфликтных стран с помощью конкретных моделей социально-экономического развития.

В этих исследованиях выделяется несколько подходов. «Западный подход, доминировавший в последние десятилетия, критикуется за стремление к интеграции в неолиберальный англосаксонский миропорядок, способствуя созданию рыночной капиталистической экономической системы, связанной с политическим режимом, который готов поощрять и защищать капитализм свободного рынка» [8]. Автор полагает также, что отличительной чертой «модели реконструкции» в рамках «западного подхода» является неолиберализм — нерегулируемая, рыночная экономика, либеральная демократия, свободный поток

88

частного капитала, приватизация, отмена внутреннего регулирования и экономической защиты и «благое управление», что на практике означает, что обязанности молодого государства переориентированы на облегчение и защиту условий свободного рынка для создания богатства, большая часть которого экспроприируется субъектами частного сектора из-за пределов страны и/или консолидируется национальными элитами. Эти модели строятся, как правило, на основе зарубежного (западного) финансового, инвестиционного, программного и др. участия и под контролем соответствующих стран или международных организаций (ООН, МВФ и др.).

Интересно отметить, что, по мнению ряда авторов, «западный подход» не имеет пока убедительных примеров положительного решения национальных проблем постконфликтной экономики [9].

Однако стоит отметить, что постепенно формируется другой подход, который условно можно назвать альтернативным («альтернативный подход»), который как раз противопоставляет западным (либеральным) экономическим концепциям более традиционную для той или иной страны, национальную экономическую тактику, охватывающую регулирование и организацию экономической активности не только в стране, но даже в отдельном ее регионе и/или отрасли. В западно-азиатских странах такой альтернативный подход базируется как на религиозных воззрениях общества, так и на исторических (зачастую — многовековых) традициях [8].

В значительной степени это касается строительной отрасли Сирии, западноазиатской страны, переживающей сейчас постконфликтный период восстановления.

Постконфликтное состояние Сирии

и ее строительного сектора

В Сирийской Народной Республике (САР) гражданская война шла с 2011 по 2017 г., когда было объявлено о победе над боевиками.

За это время в результате боевых действий национальное хозяйство Сирии оказалось физически разрушенным. Есть большое число уничтоженных или приведенных в негодность зданий и сооружений (в частности, физически разрушены заводы в Алеппо, Хомсе и пригородах Дамаска), жилого фонда, трубопроводов, транспортной инфраструктуры — дорог, портов, аэропортов и др. По оценкам Всемирного банка, к 2017 г. почти 30% зданий Сирии были сильно повреждены или разрушены [18]. Весной 2019 г. в докладе ООН были представлены результаты инвентаризация 140 000 поврежденных зданий, из которых 40 000 были полностью разрушены и еще 50 000 серьезно пострадали [11]. Помимо этого, боевиками были серьезно повреждены или разрушены древние архитектурные памятники, например, Пальмира.

Разрушения строительных и других сооружений распределены очень неравномерно. Самый большой ущерб сосредоточен в восточных пригородах Дамаска, в районе лагеря беженцев Ярмук на южной окраине столицы, а также в районах Восточного Алеппо, Ракки, Хомса и Хамы. Например, в Хомсе ООН-Хабитат сообщает, что почти 54% зданий больше не пригодны для жилья [12]; в лагере беженцев Ярмук и прилегающих районах Дамаска было разрушено около 80% зданий [13].

В этой связи по окончании военных действий на основной территории страны правительству важно физически отстроить и восстановить разрушенное и укрепить про-

90

мышленный и экономический потенциал страны. Эта задача обеспечивает возможность развития национального строительного сектора. Сирийское руководство приступило к этапу реконструкции уже осенью 2017 г.

Однако экономические всеобъемлющие антисирийские санкции, введенные западными странами на коалиционной основе в 2011 г., не позволяют решать задачи реконструкции и строительства. Так, ЕС ввел санкции с 2011 года против сирийского государства, а также против сирийских физических и юридических лиц. Эти меры регулярно обновляются и ежегодно расширяются по решению государств — членов ЕС. В общей сложности Европа ввела запрет на поездки и/ или замораживание активов отношении 273 физических и 70 юридических лиц [14, 15], в том числе — финансовых (инвестиционных).

В декабре 2020 г. управление по контролю за иностранными активами министерства финансов США (OFAC) ввело санкции против Центрального банка Сирии, которые в частности, «направлен на то, чтобы препятствовать будущим инвестициям в контролируемые правительством районы Сирии» [16].

При этом в российской научной литературе сформировалась точка зрения о том, что экономические санкции, применяемые в XXI веке западными странами особенно активно — это не исключение, а фактически повседневная реальность, с которой приходится жить многим странам долгие годы [7]. Представляется, что Сирия не станет исключением.

В результате этих негативных факторов имеет место еще одна проблема сирийской экономики — экономический кризис, сопровождающийся инфляцией. Сирия сталкивается с огромными проблемами, выходящими далеко за рамки

восстановления инфраструктуры и жилья. Экономика Сирии значительно сократилась в ходе конфликта. В 2018 г. ущерб, нанесенный экономике Сирии, ООН оценила более чем в 388 млрд долл., в том числе: прямое физическое уничтожение — около 120 млрд долл., потеря производительности (в том числе из-за разрушения заводов) — около 268 млрд долл. [17]. Только за первые 5,5 лет войны — с середины 2011 г. до конца 2016 г. — потери ВВП составили около 226 млрд долл., или примерно в 4 раза больше общего ВВП Сирии в 2010 г. Реальный ВВП за тот же период сократился примерно на 2/3 [17].

Таким образом, в стране имеет место острая необходимость масштабного строительства и восстановления строительного сектора. Однако — во многом вследствие давления экономических санкций, а также обесценивания национальной валюты из-за инфляции и кризиса [4] — в Сирии имеет место дефицит не только инвестиций, прежде всего иностранных, но и строительных материалов и рост цен на них. Так, 9 декабря 2020 г. Министерство внутренней торговли и защиты прав потребителей Сирии приняло решение об очередном повышении цен на цемент примерно на 80%. Это уже второе повышение с августа 2020 г., когда цены на различные виды цемента выросли на 50% [2].

Согласно последнему решению, государственная цена на одну тонну фасованного цемента увеличилась с 70 000 SYP (около 24 долл.) до 125 000 SYP (около 43 долл.), в то время как оптовые цены выросли с 61 000 SYP (около 21 долл.) до 106 000 SYP (около 36 долл.) [19]. Хотя цемент продолжает поступать на сирийский рынок (как импорт из Турции и контрабанда через Ливан), импортные поставки других строительных материалов жестко ограничены — как из со-

92

ображения экономии валютных ресурсов, так и из необходимости поддержания национальных производителей строительных материалов.

Растут цены и на другие жизненно важные строительные материалы [5].

В то же время можно говорить о том, что строительный комплекс Сирии постепенно возрождается, как и другие сферы национальной экономики, хотя и не достиг еще не только довоенного уровня, но даже показателей 2000 г. (см. рисунок). В частности, в 2018 г. рост стоимостного объема отрасли составил 26%, что выглядит обнадеживающе, так как рост отрасли в 2017 г. относительно 2016 г. составил лишь 5%.

35000

Строительство Сельское хозяйство А Промышленность )( Услуги

Рисунок. Динамика стоимостных показателей основных секторов национальной экономики САР в 2000-2018 гг., млн долл. в текущих ценах по текущему курсу

Источник: составлено автором по данным ЮНКТАД

Поэтому очень важно формировать экспертные процедуры в управлении стоимостью строительства, в частности нормативно-методическую экспертизу, а также экспертизу

на подтверждение стоимости строительства [3] — в целях возможного уменьшения инфляционных процессов в отрасли.

Если говорить о субъектах строительного сектора в Сирии, то к ним относятся четыре традиционные группы субъектов: (государственные) компании, кооперативы, государство и частные лица. С 1990-х годов на сцену вышел пятый фактор — частные застройщики.

В настоящее время трудно оценить доли каждого из них в строительной отрасли Сирии. Однако традиция строительного сектора арабских стран, и Сирии в том числе, заключается в том, что государственные компании и государство как субъект, как правило, занимаются промышленным и инфраструктурным строительством, а строительство жилого фонда осуществляют, главным образом, частные лица и — в сегодняшних условиях — частные застройщики. Доля кооперативов в отрасли незначительна.

Традиционно в жилищном строительстве не менее 75% жилого фонда — это частные дома, и лишь 25% — многоквартирные. Поэтому восстановление жилого фонда — это прерогатива частных лиц и застройщиков, включая проекты для строительства, а восстановление промышленных и иных объектов общенационального и/или регионального значения — это сфера государственной ответственности.

Для активизации строительства и восстановления жилого фонда в Сирии правительство осуществляет компенсацию гражданам, потерявшим свои дома в ходе военного конфликта.

Вместо заключения можно привести следующие рекомендации для развития строительной отрасли Сирийской Арабской Республики:

94

1. Активнее создавать совместные предприятия, в том числе — по возможности с зарубежными партнерами, прежде всего региональными. Инвестиционные процессы в регионе Ближнего Востока — традиционная и характерная особенность сотрудничества [6], как и в целом нацеленность стран региона на развитие взаимодействия в различных областях [1].

2. Усилить господдержку отрасли — предоставлять налоговые льготы частным застройщикам, реализующим социально и экономически значимые проекты.

3. В условиях нехватки инвестиций и финансирования строительства актуализируется задача формирования экспертных процедур управления стоимостью строительства.

4. Формировать условия, как финансовые, так и юридические, для развития государственно-частного партнерства.

Эти меры, по мнению автора, дадут возможность обеспечить рост строительного сегмента в Сирии, в том числе — в целях постконфликтного развития.

Библиографический список / References

1. Глава миссии Лиги арабских государств в Москве (посол ЛАГ), его превосходительство господин Джабер Хабиб Джабер: интервью журналу «Россия и Азия» // Россия и Азия. 2019. № 4 (9). S. 5-11.

2. Интервью с Его Превосходительством доктором Риядом Хадда-дом, Чрезвычайным и Полномочным Послом Сирийской Арабской Республики в Российской Федерации // Россия и Азия. 2019. № 2. С. 5-8.

3. Дидковская О.В., Кожевников К.И., Кожевников И.В. Экспертные процедуры в управлении стоимостью строительства / В сборнике:

Стоимостной инжиниринг и экспертиза недвижимости: проблемы и перспективы развития / сборник статей. — Самара, 2016. — С. 5-10.

4. Русакович В.И., Кухтин Г.В. Сирия: экономика, социальная сфера, перспективы развития // Россия и Азия. 2019. № 2. С. 9-21.

5. Русакович В.И., Сухова Р.А. Международные санкции — препятствие или стимул к развитию малой экономики (Опыт Сирии) // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2015. № 6. С. 99-107.

6. Шкваря Л.В. Иностранный капитал в странах Персидского Залива // Азия и Африка сегодня. 2011. № 2 (643). С. 39-46.

7. Шкваря Л.В. Российско-европейские санкции и их влияние на региональные и глобальные экономические процессы // Экономика и предпринимательство. 2017. № 7 (84). С. 349-353.

8. Guttal S. The politics of post-war/post-conflict reconstruction // Development. 2005. Vol. 48/ Iss. 3/ Pp.73-81. D0I:10.1057/pal-grave.development.1100169/

9. Muhamet Mustafa. Building democracy and the market economy in post-conflict societies D0I:10.13140/RG.2.2.22474.11203

10. world bank, The Toll of War: The Economic and Social Consecutions of the Conflict in Syria (Вашингтон, округ Колумбия, 10 июля 2017 г.), v-x, 17-75, https://www.worldbank.org/en/country/syria/ publication/the-toll-of-war-the-economic-and-social-consequences-of-the-conflict-in-syria.

11. United Nations Institute for Training and Research, Syrian Cities Damage Atlas Syrian Cities Damage Atlas — Eight Year Anniversary of the Syrian Civil War: Thematic assessment of satellite identified damage, https://reliefweb.int/report/syrian-arab-republic/syrian- -cities-damage-atlas-eight-year-anniversary-syrian-civil-war (доступ 29 января 2020).

12. UN Habitat, City Profile Homs: Multi Sector Assessment (May 2014), https://unhabitat.org/sites/default/files/download-manager-files/ Homs%20RCP.pdf (accessed 27 March 2020).

96

13. United Nations Institute for Training and Research, Syrian Cities Damage Atlas Syrian Cities Damage Atlas — Eight Year Anniversary of the Syrian Civil War: Thematic assessment of satellite identified damage, https://reliefweb.int/report/syrian-arab-republic/syrian-cities-damage-atlas-eight-year-anniversary-syrian-civil-war (see note 49). (Примечание 49).

14. Council of the European Union, "Council Regulation (EU) No. 36/2012 of 18 January 2012 Concerning Restrictive Measures in View of the Situation in Syria and Repealing Regulation (EU) No 442/2011", Official Journal of the European Union, Document 02012R0036, 27 September 2017, https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1512995 969284&uri=CELEX:02012R0036-20170927 (accessed 6 March 2020);

15. Council of the European Union, "Council Decision 2013/255/CFSP of 31 May 2013 Concerning Restrictive Measures against Syria", Official Journal of the European Union https://www.consilium.europa.eu/ en/press/press-releases/2020/05/28/Syria-sanctions-against-the-regime- extended-for-one-year

16. Sanctions on Syria's Central Bank Set Course for a Grim 2021. In Depth Analysis. https://coar-global.org/2021/01/04/ sanctions-on-syrias-central-bank-set-course-for-a-grim-2021/

17. "Experts Discuss Post-conflict Reconstruction Policies after Political Agreement in Syria", UNESCWA, 7 August 2018, https://www.unescwa. org/news/syrian-experts-discuss-post-conflict-reconstruction-policies-after-political-agreement-syria (accessed 28 January 2020); "The Latest: UN Says Civil War Has Cost Syria $388B in Damage", AP, 9 August 2018, https://apnews.com/aa0aaa2c44cd430196f 572227b45c150/The-Latest:-UN-says-civil-war-has-cost-Syria-$388B-in-damage (accessed 10 February 2020).

18. world bank, The Toll of War: The Economic and Social Consecutions of the Conflict in Syria (Вашингтон, округ Колумбия, 10 июля 2017 г.), v-x, 17-75, — https://www.worldbank.org/en/country/syria/

publication/the-toll-of-war-the-economic-and-social-consequences-of-the-conflict-in-syria. (see note 48), vii.

19. Syria Update 14 September 2020). https://coar-global.org/2020/09/14/ lavrov-touts-russias-primacy-in-damascus-visit/

20. Hamieh C.S., Mac Ginty R.A very political reconstruction: Governance and reconstruction in Lebanon after the 2006 war // Disasters, 34 (2010), pp. S103-S123.

Контактная информация / Contact information

ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» (УрФУ), Кафедра ценообразования в промышленности и строительстве 620002 Екатеринбург, ул. Мира 19, ауд. С-419.

Ural Federal University (UrFU), Department «Pricing in construction and industry», 19, Mira str., off. S-419. 620002, Yekaterinburg, Russia.

Константин Игоревич Кожевников / Konstantin I. Kozevnikov [email protected], [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.