ким кризисом или повышением таможенных пошлин. Однако одно это, безусловно, правильное постановление не способно решить все проблемы реструктуризации отрасли. Их решение может быть достигнуто в результате комплексных действий как федеральных, так и региональных органов власти, а так же органов местного самоуправления. П редполагается, что Федеральная власть должна законодательно повысить ответственность
как юридических, так и физических лиц за нарушение закона в лесной отрасли с целью большего соответствия наказания нанесенному экономическому ущербу. Остальные органы власти должны создать условия неотвратимости наказания за нарушение закона. Кроме того все уровни власти должны добиться значительного повышения занятости населения и на этой основе повысить его законопослушность.
Литература
1. Зиновьева. Лесной фонд и проблемы лесного рынка Читинской области (http://www.forest.ru/rus/basics/regions/tchita/zinov. html).
2. Лесной план Забайкальского края /Разработчик — ООО «Лесгеоконсалтинг». — Чита, 2008.
3. Колесникова А.В. Динамика развития и проблемы лесного сектора приграничного региона // Приграничное сотрудничество: Россия, Монголия, Китай: Сб. докл. / Под ред. О.Б. Ломаева; Министерство международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Забайкальского края. — Чита: Экспресс-издательство, 2008. — С. 155-160.
4. Таможенная статистика внешней торговли Читинской области // Бюлл. СТУ. — Новосибирск, 2005.
5. Таможенная статистика внешней торговли Читинской области // Бюлл. СТУ. — Новосибирск, 2006.
6. Таможенная статистика внешней торговли Читинской области // Бюлл. СТУ. — Новосибирск, 2007.
7. Таможенная статистика внешней торговли Читинской области // Бюлл. СТУ. — Новосибирск, 2008.
8. Коротаев Э.И., Симонов В.И. Производство строительных материалов из древесных отходов. — М.: Изд-во «Лесная промышленность», 1972. (http://bibliotekar.ru/spravochnik-99-drevesina/index.htm).
9. Грибова С.Н. Забайкальский край и Китай в торговле лесом: новые подходы // Пространственная экономика. — 2008. — №4. — С. 139-152.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС В СИСТЕМЕ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
С.Н. Куприн,
генеральный директор казенного предприятия Воронежской области •Единая дирекция капитального строительства и газификации»(г. Воронеж)
В статье определяются и анализируются основные задачи инвестиционной строительной политики в Воронежской области, а также формулируются цели, стоящие перед отраслью. Сформулированы конкретные меры, необходимые для увеличения объема строительно-монтажных работ, объемов производства строительных материалов и развития регионального строительного комплекса.
Ключевые слова: строительный комплекс, жилье, жилищное строительство, целевые программы, развитие.
ББК У31(2)-56-21я7
Стратегическое управление развитием региона включает систему мер государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, направленной на организацию производства, распределение и реализацию товаров и услуг на всех фазах жизненного цикла создания общественно необходимой продукции [1]. В Воронежской области, как и в других регионах России, государственная управленческая деятельность нацелена на приоритетное обеспечение населения доступным и комфортным жильем, объектами социально-культурного назначения в соответствии с действующими нормативами Российской Федерации.
На основе ФЦП «Жилище», Концепции областной целевой программы «Доступное жилье», стратегии развития строительного комплекса Воронежской области до 2015 г. определены следующие основные задачи инвестиционной строительной политики в регионе:
удовлетворение потребностей граждан региона в строительной продукции и услугах жилищного строительства;
удовлетворение потребностей населения в объектах социально-культурного назначения;
развитие сектора промстройиндустрии; кадровое обеспечение строительного комплекса. Рассмотрим их более подробно.
Удовлетворение потребностей граждан региона в строительной продукции и услугах жилищного строительства
Строительная политика носит ярко выраженную производственно-социальную направленность. Основной задачей управления является количественное и качественное увеличение основных показателей социальной направленности строительства: увеличение объемов вводимого жилья, в первую очередь, малоэтажного; увеличение доли доступного жилья в общем объеме, вводимого в отчетный период, в рамках реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России»; комфортность вводимого жилья. Достижение этих показателей и обеспечение устойчивого функционирования строительного комплекса области будет обеспечено за счет строительства и ввода жилья в объеме порядка 1 млн 400 тыс. кв. метров с 2010 г. при ежегодном темпе прироста не менее 10% по каждому району области и г. Воронежа. Приоритетным направлением станет организация строительства малоэтажного индивидуального быстровозводимого жилья во вновь образуемых микрорайонах с развитой социальной инфраструктурой. Конечной целью реализации этого направления к 2010 г. определено соотношение ввода малоэтажного и многоэтажного жилья в пропорции 50:50%.
В рамках программы «Жилище» предусматривается выделение безвозмездных субсидий молодым семьям, жилищных сертификатов отдельным категориям граждан, обеспечение магистральными инженерными сетями новых земельных участков и др. Методологически обоснованным считается, что доступность жилья для населения определяется количеством лет, в течение которых среднестатистическая семья должна откладывать весь свой доход, чтобы приобрести на рынке жилья среднестатистическую стандартную квартиру. Для стран с развитой рыночной экономикой этот временной период оценивается как минимум в 4 года. Объективно доступность жилья следует рассматривать как возможность приобретения жилья соответствующего стандарта социальными группами граждан с определенным уровнем дохода. Под жилищным стандартом понимаются не только размеры полезной площади жилища, но и его планировка, этажность, уровень комфортности (в том числе экологичность помещений), качество отделки и месторасположение жилого объекта [2].
Анализ использования мощностей показал, что подрядные предприятия строительного комплекса Воронежской области имеют реальные возможности для выполнения объемов строительства по вводу жилья в 2010 г. в размере 1600 тыс.кв.м. В соответствии с приоритетами строительной политики региона разработан перечень основных мероприятий по ускорению темпов ввода малоэтажного индивидуального жилья. На первом этапе проработаны и намечены пути увеличения строительства малоэтажных быстровозводимых домов в соответствии с предпочтениями граждан:
1) развитие классических технологий домостроения; 2) внедрение новых технологий домостроения; 3) строительство стационарных заводов по производству быстровозводимого индивидуального жилья; 4) строительство мобильных заводов (комплексов) по строительству быстровозводимых домов; 5) увеличение числа потенциальных подрядных организаций, осуществляющих строительство индивидуального жилья; 6) создание благоприятного инвестиционного климата.
В качестве основных направлений развития регионального жилищного строительства определены следующие:
формирование системы территориального планирования, создание условий для разработки правил землепользования и застройки, градостроительной документации для жилищного строительства;
развитие конкуренции и снижение административных барьеров на рынке жилищного строительства, создание эффективных механизмов снижения высокого уровня монополизации и административного протекционизма на рынке, внедрение прозрачных конкурентных процедур предоставления земельных участков для жилищного строительства;
развитие кредитования застройщиков на цели жилищного строительства;
обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, создание условий для привлечения кредитных средств и частных инвестиций для этих целей;
модернизация и обновление оборудования, повышение эффективности технологий строительства и производства строительных материалов;
комплексная застройка территорий, реконструкция и обновление кварталов застройки.
Выполнение основной цели строительной политики в части возведения жилья и увеличения его объемов в 2 раза по сравнению с 2004 г. предполагает решение двух первоочередных проблем: наличие необходимого количества земельных участков для строительства жилья, востребованного населением; обеспечение этих земельных участков коммунальной инфраструктурой, автомобильными дорогами и объектами социально-культурного назначения.
В целях решения первой проблемы проведен анализ наличия, рассчитана потребность по годам на период до 2015 г. и определены 38 конкретных земельных участков общей площадью
6079,3 гектаров. Это позволит повысить ввод жилья до 14,3 млн кв. метров на период до 2015 г. Строительство магистральных инженерных сетей к новым микрорайонам будет производиться в соответствии с федеральной подпрограммой «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства». Ее цель — опережающее развитие коммунальной инфраструктуры земельных площадок, микро-
районов для строительства доступного жилья за счет средств бюджетов всех уровней и предприятий коммунальной сферы, обеспечивающих энерго-, газо- и водоснабжение в соответствии с проведенными расчетами.
Для выполнения программы малоэтажного домостроения в рамках пилотного проекта выбран земельный участок площадью 150 га около пос. Нечаевка, на котором планируется построить не менее 1200 индивидуальных домов. Опыт, полученный в застройке этого участка, будет служить примером организации строительства доступного индивидуального жилья на других территориях.
В настоящее время выделены следующие приоритетные технологии производства быстровозводимых малоэтажных индивидуальных домов:
— технология модульного домостроения, позволяющая осуществлять сборку дома из готовых комплектов (модулей) по типовым проектам менее чем за 3-4 недели;
— технология каркасно-модульного домостроения, обеспечивающая монтаж модулей с использованием силовой структуры металлического или деревянного каркаса силами бригады из 4-7 человек за 2-4 недели;
— технология панельного и панельно-каркасного домостроения предполагающая использование новых материалов — сэндвич-панелей, позволяющая выполнять монтаж дома за 2-3 недели;
— технология производства домов с применением несъемной опалубки позволяет силами бригады, состоящей из 3-5 человек, ставить дом площадью до 150 м2 за 4-6 недель;
— технология каркасно-монолитного и монолитного домостроения основанная на применении новых марок бетонов, пе-нобетонов и использовании металлического каркаса будущего здания и съемной опалубки, что дает возможность осуществлять строительство за 1-1,5 месяца.
В регионе в 2006 г. на проектные работы, строительство инженерных сетей и дорог было направлено из областного бюджета 26 млн руб. Выполнены работы по обеспечению участка строительства коммунальной инфраструктурой: к участку подведена магистральная электролиния ВЛ-10; почти полностью смонтированы внутриплощадочные электролинии ВЛ-0,4; проложены магистральные газовые сети высокого и низкого давления; проложены магистральные и внутриплощадочные сети водоснабжения и канализации, идут разработки по строительству современных биологических очистных сооружений; создана одна водозаборная скважина, ведется бурение второй скважины, установлена водонапорная башня, построена подъездная автомобильная дорога.
Генеральным планом комплексной застройки нового микрорайона предусмотрено строительство школы, детского садика, медпункта, магазинов и других объектов социальной инфраструктуры. Произведена геодезическая съемка участка застройки объектами социального назначения, прорабатываются проекты и варианты застройки.
Отработана схема получения кредита молодыми семьями по программе «Молодая семья» с Центрально-Черноземным банком Сбербанка РФ. Из всех граждан, обратившихся в банк за получением кредита, фактически его получили 28 семей.
В строительстве доступного жилья на земельных участках около пос. Нечаевка и других микрорайонах, согласно задачам программы «Жилище», участвуют молодые семьи и отдельные категории граждан. В 2005 г. на финансирование программы «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав ФЦП «Жилище», было направлено из федерального и областного бюджетов около 17 млн рублей. За счет этих средств 87 молодых семей — участников областной программы получили субсидии на компенсацию части затрат при приобретении (строительстве) жилья.
В 2006 г. на субсидирование 393 молодых семей направлено 101,1 млн руб., в том числе 66,4 млн рублей — за счет средств областного и муниципальных бюджетов, 34,7 млн рублей — федерального бюджета, что превышает уровень 2005 г. почти в 6 раз. В 2007 г. 439 молодым семьям было выдано субсидий на приобретение (строительство) жилья на общую сумму 101,6 млн рублей.
В ходе реализации на территории области федеральной целевой программы «Жилище» участникам подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» в 2005 г. предоставлено 204 сертификата на сумму 119,8 млн рублей, за счет
чего участниками подпрограммы приобретено 11,3 тыс. кв. метров жилья.
В течение 2006 г. в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» предоставлено 194 государственных жилищных сертификата на сумму 167,7 млн рублей военнослужащим, уволенным в запас или отставку, чернобыльцам, вынужденным переселенцам, а также гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера.
Фактический объем финансирования программы «Обеспечение жильем молодых семей (2004-2010 гг.)» в 2008 г. составил 407 499 тыс. руб. (32,7% от запланированного по программе), в том числе: из федерального бюджета — 206 876,1 тыс. руб., из областного бюджета — 100 000 тыс. руб., из местных бюджетов — 17 414,4 тыс. руб., из средств населения — 83 208,5 тыс. руб. Средства федерального и областного бюджетов направлены в муниципальные образования в виде субсидий для оформления свидетельств молодым семьям на компенсацию части стоимости строящегося (построенного) или приобретенного жилья.
В результате реализации мероприятий программы в регионе в 2008 г. количество молодых семей, претендующих на получение государственной поддержки, составило 960 (40%); а улучшивших жилищные условия при оказании государственной поддержки — 516 (33,5%).
В результате корректировки изменены целевые показатели эффективности реализации программы, в качестве которых на весь период реализации приняты:
— количество молодых семей, изъявивших желание получить государственную поддержку — 3000 ед. (2009 г. — 2700);
— количество молодых семей, улучшивших жилищные условия при оказании государственной поддержки — 1470 ед. (2009 г. — 1455);
— доля молодых семей, улучшивших жилищные условия при оказании государственной поддержки, от общего количества молодых семей — участников программы — 49% (2009 г. — 5,39%).
Общий объем финансирования, предусмотренный программой на 2009 г., составил 1440,2 млн руб., в том числе: из федерального бюджета — 434,63 млн руб., из областного бюджета — 110,0 млн руб., из местных бюджетов — 31,45 млн руб., из внебюджетных источников — 864,12 млн руб.
Общий объем финансирования программы, предусмотренный Законом Воронежской области от 01.12.2008 г. №126-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 г.», составляет 100 000,0 тыс. руб. Программа предусматривает реализацию мероприятия: «Оказание государственной поддержки молодым семьям на приобретение (строительство) жилья». Отбор субъектов РФ для участия в 2009 г. в реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг. осуществлялся на конкурсной основе.
ностями для строительства объектов производственного и социально-культурного назначения, а также для производства строительных конструкций и материалов для строительства. Одной из основных задач предприятий базы стройиндустрии является рост объемов промышленного производства конкурентоспособной продукции с использованием местных сырьевых ресурсов. Финансово-экономическое состояние более 300 промышленных предприятий по производству строительных материалов свидетельствует о том, что отрасль в регионе сохранена и имеет все возможности для дальнейшего развития [4].
В области работают 16 заводов железобетонных изделий и конструкций мощностью 851 тыс. куб. м., 7 постоянно действующих кирпичных заводов общей мощностью 370,8 млн штук, 3 завода по выпуску стеновых газосиликатных блоков, предприятие по выпуску керамической плитки, 2 деревообрабатывающих завода, цементный завод, предприятие по производству нерудных строительных материалов и др. Общая численность работников в отрасли составляет порядка 18 тыс. человек, а общий объем инвестиций в 2006 г. в основной капитал по отрасли промышленности строительных материалов составил
250,3 млн рублей. Предприятиями промышленности строительных материалов производится свыше 6% всей промышленной продукции (табл.1).
Таблица 1
Производство строительных материалов в Воронежской области
Наименование материалов и изделий Мощность на 1.01.2006 г. Доля использования среднегодовой мощности
Мелкоштучные стеновые материалы, млн шт. ус. кирп. 392,5 80,1
в том числе:
кирпич строительный, млн ус. кирп. 296,0 77,8
конструкции и изделия из легких и ячеистых бетонов, тыс. куб. м 98,5 81,0
керамическая облицовочная плитка, тыс. кв. м 3650,0 100,0
сборный железобетон, тыс. куб. м 648,2 63,7
нерудные строительные материалы, млн куб. м 5752,0 96
цемент, тыс. тонн 432,2 86,2
минеральная вата и изделия из нее, тыс. куб. м 175,0 96
Удовлетворение потребностей населения в объектах социально-культурного назначения
Основной задачей при строительстве объектов социальнокультурного и промышленного назначения является выполнение нормативных сроков строительства при высоком качестве и снижении его стоимости в соответствии с инвестиционными договорами, федеральными, областными целевыми программами, а также обеспечение населения услугами в соответствии с нормативным уровнем [3]:
— в области здравоохранения: обеспеченность больничными учреждениями — 134,7 койки на 10 тыс. жителей; амбулаторнополиклиническими учреждениями — 181,5 посещений в смену на 10 тыс. жителей;
— в области физической культуры и спорта — обеспеченность спортивными залами — 3500 кв. м на 10 тыс. жителей;
— в области образования — сокращение численности учащихся, занимающихся во вторую смену, за счет строительства новых школ;
— в области культуры — обеспечение населенных пунктов учреждениями культуры.
Развитие сектора промстройиндустрии
Анализ сложившейся ситуации в строительном комплексе подтверждает, что в регионе имеется достаточное количество строительных организаций, обладающих достаточными мощ-
Однако в настоящее время на территории области по-прежнему не налажено производство таких материалов как стекло, облицовочный кирпич, а объемы производства цемента и пиломатериалов ниже потребностей.
Для достижения целей, стоящих перед предприятиями регионального строительного комплекса, определены следующие пути развития промышленности строительных материалов и стройиндустрии:
— модернизация предприятий стройиндустрии, направленная на выпуск современных эффективных материалов по энергосберегающим технологиям, внедрение в производство новых технологий, оборудования;
— создание условий для привлечения инвестиций в развитие действующих производств, введения новых мощностей и их эффективной эксплуатации;
— ввод в действие новых производств по выпуску современных строительных материалов и изделий;
— обеспечение потребности капитального строительства и эксплуатационных нужд в качественных, экологически чистых, современных видах продукции, отвечающих по ассортименту и номенклатуре платежеспособному спросу различных слоев населения;
— рациональное использование минеральных природных ресурсов, вовлечение в производство техногенных отходов различных отраслей промышленности;
— снижение ресурсоемкости, энергетических и трудовых затрат на изготовление продукции;
— повышение производительности труда за счет максимальной механизации и автоматизации производственных процессов.
Предусматривается увеличение объемов производства строительных материалов в соответствии с потребностями, как за счет действующих предприятий, так и за счет вновь организованных производств и предприятий. Выполнение поставленных задач возможно за счет реализации инвестиционных проектов, проводимых и намечаемых к осуществлению в регионе.
В качестве приоритетной задачи определено создание благоприятного инвестиционного климата и строительство заводов по производству цемента общей мощностью 1 млн тонн цемента в год, облицовочного керамического кирпича — в объеме 66,9 млн штук в год, оконного стекла — 250 тыс. кв. метров в год. В рамках реализации пилотного проекта строительства малоэтажного индивидуального жилья намечены мероприятия по привлечению инвестиций в строительство стационарных и мобильных заводов по производству быстровозводимых домов, с учетом последних зарубежных и отечественных инновационных технологий и разработок.
Кадровое обеспечение строительного комплекса
Подготовка и переподготовка специалистов строительного профиля требует:
комплексного анализа реальной потребности отрасли в специалистах, оценки их необходимого количества и квалификации по видам деятельности, оценки возможностей распределения и трудоустройства выпускников высших и средних специальных учебных заведений в организациях, предприятиях и учреждениях строительного профиля;
организации на базе существующих учебных заведений строительного профиля подготовки специалистов с высшим и средним техническим образованием по современным методам управления в строительстве, а также переподготовки квалифицированных рабочих кадров в соответствии с образовательными стандартами по новым технологиям строительного производства, включая прямые договора между предприятиями строительного комплекса и учебными заведениями;
составления современных программ обучения, как по содержанию, так и по номенклатуре специальностей.
Обеспечение населения России и ее регионов жильем продолжает сохранять статус приоритетной социальной задачи. Для ее решения уже разработаны соответствующие законодательно-правовые документы, призванные способствовать привлечению инвестиций в жилищно-строительную сферу и улучшению жилищных условий граждан. Однако на сегодняшний день потенциальные возможности строительных предприятий, организаций не в полной мере реализованы, а к основным факторам, ограничивающим производственную деятельность, следует относить не только последствия кризиса, но и сохраняющийся высокий уровень налогообложения, значительную стоимость энергоресурсов, низкую платежеспособность заказчиков и т.д.
Особенно следует обратить внимание и внести изменения в законодательные акты Российской Федерации, регулирующие
жилищные отношения, порядок строительства и эксплуатацию жилья. В частности, в первую часть ГК РФ, в Федеральный Закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)», в Федеральный Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними».
В Воронежской области поставлена стратегическая задача обеспечения граждан жильем. Создаются возможности для участия каждого платежеспособного домохозяйства в улучшении своих жилищных условий; на период до 2015 г. Определены ориентиры доведения средней обеспеченности комфортным, удовлетворяющим современным требованиям, жильем до 25 м2 общей жилой площади на человека, с учетом всех форм собственности жилищного фонда, в том числе арендного жилищного фонда.
Выполнение намеченных целей и задач даст возможность увеличить объемы строительно-монтажных работ в несколько раз в 2010-2015 гг., объемы производства строительных материалов — в пять раз к уровню 2006 г., что позволит укрепить материально-техническую базу действующих предприятий строительного комплекса, повысить заработную плату работников этой отрасли и поступления платежей в бюджетную систему РФ.
Для достижения указанных целей предстоит решить следующие задачи:
создать условия для увеличения платежеспособного спроса на жилье за счет роста доходов населения и их легализации; стимулирования защищенности инвестиций и средств населения, направляемых в жилищное и коммерческое строительство объектов инженерной и социальной инфраструктуры; расширения участия органов государственной, муниципальной власти и работодателей в приобретении гражданами жилья в собственность;
увеличить доступность приобретения жилья за счет развития механизмов рассрочки и кредитования; реализации комплекса мер по уменьшению рыночной стоимости жилья, в том числе в индивидуальном жилищном строительстве, развития арендного жилищного фонда всех форм собственности;
улучшить качество при уменьшении себестоимости строительства и обслуживания жилищного фонда за счет освоения новых технологий, материалов, проектов;
рационально использовать земельные ресурсы Воронежской области за счет разработки и утверждения генеральных планов городов и населенных пунктов региона, либерализации процедуры предоставления земельных участков под строительство;
снизить ресурсоемкость обслуживания и улучшить потребительские свойства существующего жилищного фонда, реформировать жилищно-коммунальное хозяйство Воронежской области, обеспечить восстановление жилищного фонда первых массовых серий, ликвидировать ветхий и аварийный жилищный фонд.
Выполнение основной цели и перспективных приоритетных направлений строительной политики Воронежской области на основе активного использования всех преимуществ программно-целевого подхода в управлении позволит в 2010-2015 гг. обеспечить повышение качества жизни населения региона и усилить конкурентоспособность регионального строительного комплекса.
Литература
1. Асаул А.Н. Антикризисное управление корпоративными структурами в инвестиционно-строительном комплексе. — СПб: СПбГАСУ, 2001. — С. 110.
2. Митрофанова И.В. Стратегическое программирование развития макрорегиона. — Ростов-н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2009. — С. 45-47.
3. Бардасова Э.В. Принципы управления жилищным строительством // Прикладные проблемы управления в базовых отраслях национальной экономики: межвуз. сб. науч. тр. — М.: ИНИОН РАН. 2005.
4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007. Ст. сб. — М.: Росстат, 2008.