Научная статья на тему 'Строительный комплекс в системе целевых программ развития Воронежской области'

Строительный комплекс в системе целевых программ развития Воронежской области Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
291
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
строительный комплекс / жилье / ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / целевые программы / развитие / construction complex / housing / Housing construction / target programs / Development

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Куприн С. Н.

В статье определяются и анализируются основные задачи инвестиционной строительной политики в Воронежской области, а также формулируются цели, стоящие перед отраслью. Сформулированы конкретные меры, необходимые для увеличения объема строительно-монтажных работ, объемов производства строительных материалов и развития регионального строительного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article defines and analyzes the major tasks of investment construction politics in Voronezh region, as well as specific measures necessary to increase the volume of construction works, production of construction materials, and development of the regional construction complex.

Текст научной работы на тему «Строительный комплекс в системе целевых программ развития Воронежской области»

ким кризисом или повышением таможенных пошлин. Однако одно это, безусловно, правильное постановление не способно решить все проблемы реструктуризации отрасли. Их решение может быть достигнуто в результате комплексных действий как федеральных, так и региональных органов власти, а так же органов местного самоуправления. П редполагается, что Федеральная власть должна законодательно повысить ответственность

как юридических, так и физических лиц за нарушение закона в лесной отрасли с целью большего соответствия наказания нанесенному экономическому ущербу. Остальные органы власти должны создать условия неотвратимости наказания за нарушение закона. Кроме того все уровни власти должны добиться значительного повышения занятости населения и на этой основе повысить его законопослушность.

Литература

1. Зиновьева. Лесной фонд и проблемы лесного рынка Читинской области (http://www.forest.ru/rus/basics/regions/tchita/zinov. html).

2. Лесной план Забайкальского края /Разработчик — ООО «Лесгеоконсалтинг». — Чита, 2008.

3. Колесникова А.В. Динамика развития и проблемы лесного сектора приграничного региона // Приграничное сотрудничество: Россия, Монголия, Китай: Сб. докл. / Под ред. О.Б. Ломаева; Министерство международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Забайкальского края. — Чита: Экспресс-издательство, 2008. — С. 155-160.

4. Таможенная статистика внешней торговли Читинской области // Бюлл. СТУ. — Новосибирск, 2005.

5. Таможенная статистика внешней торговли Читинской области // Бюлл. СТУ. — Новосибирск, 2006.

6. Таможенная статистика внешней торговли Читинской области // Бюлл. СТУ. — Новосибирск, 2007.

7. Таможенная статистика внешней торговли Читинской области // Бюлл. СТУ. — Новосибирск, 2008.

8. Коротаев Э.И., Симонов В.И. Производство строительных материалов из древесных отходов. — М.: Изд-во «Лесная промышленность», 1972. (http://bibliotekar.ru/spravochnik-99-drevesina/index.htm).

9. Грибова С.Н. Забайкальский край и Китай в торговле лесом: новые подходы // Пространственная экономика. — 2008. — №4. — С. 139-152.

СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС В СИСТЕМЕ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

С.Н. Куприн,

генеральный директор казенного предприятия Воронежской области •Единая дирекция капитального строительства и газификации»(г. Воронеж)

[email protected]

В статье определяются и анализируются основные задачи инвестиционной строительной политики в Воронежской области, а также формулируются цели, стоящие перед отраслью. Сформулированы конкретные меры, необходимые для увеличения объема строительно-монтажных работ, объемов производства строительных материалов и развития регионального строительного комплекса.

Ключевые слова: строительный комплекс, жилье, жилищное строительство, целевые программы, развитие.

ББК У31(2)-56-21я7

Стратегическое управление развитием региона включает систему мер государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, направленной на организацию производства, распределение и реализацию товаров и услуг на всех фазах жизненного цикла создания общественно необходимой продукции [1]. В Воронежской области, как и в других регионах России, государственная управленческая деятельность нацелена на приоритетное обеспечение населения доступным и комфортным жильем, объектами социально-культурного назначения в соответствии с действующими нормативами Российской Федерации.

На основе ФЦП «Жилище», Концепции областной целевой программы «Доступное жилье», стратегии развития строительного комплекса Воронежской области до 2015 г. определены следующие основные задачи инвестиционной строительной политики в регионе:

удовлетворение потребностей граждан региона в строительной продукции и услугах жилищного строительства;

удовлетворение потребностей населения в объектах социально-культурного назначения;

развитие сектора промстройиндустрии; кадровое обеспечение строительного комплекса. Рассмотрим их более подробно.

Удовлетворение потребностей граждан региона в строительной продукции и услугах жилищного строительства

Строительная политика носит ярко выраженную производственно-социальную направленность. Основной задачей управления является количественное и качественное увеличение основных показателей социальной направленности строительства: увеличение объемов вводимого жилья, в первую очередь, малоэтажного; увеличение доли доступного жилья в общем объеме, вводимого в отчетный период, в рамках реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России»; комфортность вводимого жилья. Достижение этих показателей и обеспечение устойчивого функционирования строительного комплекса области будет обеспечено за счет строительства и ввода жилья в объеме порядка 1 млн 400 тыс. кв. метров с 2010 г. при ежегодном темпе прироста не менее 10% по каждому району области и г. Воронежа. Приоритетным направлением станет организация строительства малоэтажного индивидуального быстровозводимого жилья во вновь образуемых микрорайонах с развитой социальной инфраструктурой. Конечной целью реализации этого направления к 2010 г. определено соотношение ввода малоэтажного и многоэтажного жилья в пропорции 50:50%.

В рамках программы «Жилище» предусматривается выделение безвозмездных субсидий молодым семьям, жилищных сертификатов отдельным категориям граждан, обеспечение магистральными инженерными сетями новых земельных участков и др. Методологически обоснованным считается, что доступность жилья для населения определяется количеством лет, в течение которых среднестатистическая семья должна откладывать весь свой доход, чтобы приобрести на рынке жилья среднестатистическую стандартную квартиру. Для стран с развитой рыночной экономикой этот временной период оценивается как минимум в 4 года. Объективно доступность жилья следует рассматривать как возможность приобретения жилья соответствующего стандарта социальными группами граждан с определенным уровнем дохода. Под жилищным стандартом понимаются не только размеры полезной площади жилища, но и его планировка, этажность, уровень комфортности (в том числе экологичность помещений), качество отделки и месторасположение жилого объекта [2].

Анализ использования мощностей показал, что подрядные предприятия строительного комплекса Воронежской области имеют реальные возможности для выполнения объемов строительства по вводу жилья в 2010 г. в размере 1600 тыс.кв.м. В соответствии с приоритетами строительной политики региона разработан перечень основных мероприятий по ускорению темпов ввода малоэтажного индивидуального жилья. На первом этапе проработаны и намечены пути увеличения строительства малоэтажных быстровозводимых домов в соответствии с предпочтениями граждан:

1) развитие классических технологий домостроения; 2) внедрение новых технологий домостроения; 3) строительство стационарных заводов по производству быстровозводимого индивидуального жилья; 4) строительство мобильных заводов (комплексов) по строительству быстровозводимых домов; 5) увеличение числа потенциальных подрядных организаций, осуществляющих строительство индивидуального жилья; 6) создание благоприятного инвестиционного климата.

В качестве основных направлений развития регионального жилищного строительства определены следующие:

формирование системы территориального планирования, создание условий для разработки правил землепользования и застройки, градостроительной документации для жилищного строительства;

развитие конкуренции и снижение административных барьеров на рынке жилищного строительства, создание эффективных механизмов снижения высокого уровня монополизации и административного протекционизма на рынке, внедрение прозрачных конкурентных процедур предоставления земельных участков для жилищного строительства;

развитие кредитования застройщиков на цели жилищного строительства;

обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, создание условий для привлечения кредитных средств и частных инвестиций для этих целей;

модернизация и обновление оборудования, повышение эффективности технологий строительства и производства строительных материалов;

комплексная застройка территорий, реконструкция и обновление кварталов застройки.

Выполнение основной цели строительной политики в части возведения жилья и увеличения его объемов в 2 раза по сравнению с 2004 г. предполагает решение двух первоочередных проблем: наличие необходимого количества земельных участков для строительства жилья, востребованного населением; обеспечение этих земельных участков коммунальной инфраструктурой, автомобильными дорогами и объектами социально-культурного назначения.

В целях решения первой проблемы проведен анализ наличия, рассчитана потребность по годам на период до 2015 г. и определены 38 конкретных земельных участков общей площадью

6079,3 гектаров. Это позволит повысить ввод жилья до 14,3 млн кв. метров на период до 2015 г. Строительство магистральных инженерных сетей к новым микрорайонам будет производиться в соответствии с федеральной подпрограммой «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства». Ее цель — опережающее развитие коммунальной инфраструктуры земельных площадок, микро-

районов для строительства доступного жилья за счет средств бюджетов всех уровней и предприятий коммунальной сферы, обеспечивающих энерго-, газо- и водоснабжение в соответствии с проведенными расчетами.

Для выполнения программы малоэтажного домостроения в рамках пилотного проекта выбран земельный участок площадью 150 га около пос. Нечаевка, на котором планируется построить не менее 1200 индивидуальных домов. Опыт, полученный в застройке этого участка, будет служить примером организации строительства доступного индивидуального жилья на других территориях.

В настоящее время выделены следующие приоритетные технологии производства быстровозводимых малоэтажных индивидуальных домов:

— технология модульного домостроения, позволяющая осуществлять сборку дома из готовых комплектов (модулей) по типовым проектам менее чем за 3-4 недели;

— технология каркасно-модульного домостроения, обеспечивающая монтаж модулей с использованием силовой структуры металлического или деревянного каркаса силами бригады из 4-7 человек за 2-4 недели;

— технология панельного и панельно-каркасного домостроения предполагающая использование новых материалов — сэндвич-панелей, позволяющая выполнять монтаж дома за 2-3 недели;

— технология производства домов с применением несъемной опалубки позволяет силами бригады, состоящей из 3-5 человек, ставить дом площадью до 150 м2 за 4-6 недель;

— технология каркасно-монолитного и монолитного домостроения основанная на применении новых марок бетонов, пе-нобетонов и использовании металлического каркаса будущего здания и съемной опалубки, что дает возможность осуществлять строительство за 1-1,5 месяца.

В регионе в 2006 г. на проектные работы, строительство инженерных сетей и дорог было направлено из областного бюджета 26 млн руб. Выполнены работы по обеспечению участка строительства коммунальной инфраструктурой: к участку подведена магистральная электролиния ВЛ-10; почти полностью смонтированы внутриплощадочные электролинии ВЛ-0,4; проложены магистральные газовые сети высокого и низкого давления; проложены магистральные и внутриплощадочные сети водоснабжения и канализации, идут разработки по строительству современных биологических очистных сооружений; создана одна водозаборная скважина, ведется бурение второй скважины, установлена водонапорная башня, построена подъездная автомобильная дорога.

Генеральным планом комплексной застройки нового микрорайона предусмотрено строительство школы, детского садика, медпункта, магазинов и других объектов социальной инфраструктуры. Произведена геодезическая съемка участка застройки объектами социального назначения, прорабатываются проекты и варианты застройки.

Отработана схема получения кредита молодыми семьями по программе «Молодая семья» с Центрально-Черноземным банком Сбербанка РФ. Из всех граждан, обратившихся в банк за получением кредита, фактически его получили 28 семей.

В строительстве доступного жилья на земельных участках около пос. Нечаевка и других микрорайонах, согласно задачам программы «Жилище», участвуют молодые семьи и отдельные категории граждан. В 2005 г. на финансирование программы «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав ФЦП «Жилище», было направлено из федерального и областного бюджетов около 17 млн рублей. За счет этих средств 87 молодых семей — участников областной программы получили субсидии на компенсацию части затрат при приобретении (строительстве) жилья.

В 2006 г. на субсидирование 393 молодых семей направлено 101,1 млн руб., в том числе 66,4 млн рублей — за счет средств областного и муниципальных бюджетов, 34,7 млн рублей — федерального бюджета, что превышает уровень 2005 г. почти в 6 раз. В 2007 г. 439 молодым семьям было выдано субсидий на приобретение (строительство) жилья на общую сумму 101,6 млн рублей.

В ходе реализации на территории области федеральной целевой программы «Жилище» участникам подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» в 2005 г. предоставлено 204 сертификата на сумму 119,8 млн рублей, за счет

чего участниками подпрограммы приобретено 11,3 тыс. кв. метров жилья.

В течение 2006 г. в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» предоставлено 194 государственных жилищных сертификата на сумму 167,7 млн рублей военнослужащим, уволенным в запас или отставку, чернобыльцам, вынужденным переселенцам, а также гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера.

Фактический объем финансирования программы «Обеспечение жильем молодых семей (2004-2010 гг.)» в 2008 г. составил 407 499 тыс. руб. (32,7% от запланированного по программе), в том числе: из федерального бюджета — 206 876,1 тыс. руб., из областного бюджета — 100 000 тыс. руб., из местных бюджетов — 17 414,4 тыс. руб., из средств населения — 83 208,5 тыс. руб. Средства федерального и областного бюджетов направлены в муниципальные образования в виде субсидий для оформления свидетельств молодым семьям на компенсацию части стоимости строящегося (построенного) или приобретенного жилья.

В результате реализации мероприятий программы в регионе в 2008 г. количество молодых семей, претендующих на получение государственной поддержки, составило 960 (40%); а улучшивших жилищные условия при оказании государственной поддержки — 516 (33,5%).

В результате корректировки изменены целевые показатели эффективности реализации программы, в качестве которых на весь период реализации приняты:

— количество молодых семей, изъявивших желание получить государственную поддержку — 3000 ед. (2009 г. — 2700);

— количество молодых семей, улучшивших жилищные условия при оказании государственной поддержки — 1470 ед. (2009 г. — 1455);

— доля молодых семей, улучшивших жилищные условия при оказании государственной поддержки, от общего количества молодых семей — участников программы — 49% (2009 г. — 5,39%).

Общий объем финансирования, предусмотренный программой на 2009 г., составил 1440,2 млн руб., в том числе: из федерального бюджета — 434,63 млн руб., из областного бюджета — 110,0 млн руб., из местных бюджетов — 31,45 млн руб., из внебюджетных источников — 864,12 млн руб.

Общий объем финансирования программы, предусмотренный Законом Воронежской области от 01.12.2008 г. №126-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 г.», составляет 100 000,0 тыс. руб. Программа предусматривает реализацию мероприятия: «Оказание государственной поддержки молодым семьям на приобретение (строительство) жилья». Отбор субъектов РФ для участия в 2009 г. в реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг. осуществлялся на конкурсной основе.

ностями для строительства объектов производственного и социально-культурного назначения, а также для производства строительных конструкций и материалов для строительства. Одной из основных задач предприятий базы стройиндустрии является рост объемов промышленного производства конкурентоспособной продукции с использованием местных сырьевых ресурсов. Финансово-экономическое состояние более 300 промышленных предприятий по производству строительных материалов свидетельствует о том, что отрасль в регионе сохранена и имеет все возможности для дальнейшего развития [4].

В области работают 16 заводов железобетонных изделий и конструкций мощностью 851 тыс. куб. м., 7 постоянно действующих кирпичных заводов общей мощностью 370,8 млн штук, 3 завода по выпуску стеновых газосиликатных блоков, предприятие по выпуску керамической плитки, 2 деревообрабатывающих завода, цементный завод, предприятие по производству нерудных строительных материалов и др. Общая численность работников в отрасли составляет порядка 18 тыс. человек, а общий объем инвестиций в 2006 г. в основной капитал по отрасли промышленности строительных материалов составил

250,3 млн рублей. Предприятиями промышленности строительных материалов производится свыше 6% всей промышленной продукции (табл.1).

Таблица 1

Производство строительных материалов в Воронежской области

Наименование материалов и изделий Мощность на 1.01.2006 г. Доля использования среднегодовой мощности

Мелкоштучные стеновые материалы, млн шт. ус. кирп. 392,5 80,1

в том числе:

кирпич строительный, млн ус. кирп. 296,0 77,8

конструкции и изделия из легких и ячеистых бетонов, тыс. куб. м 98,5 81,0

керамическая облицовочная плитка, тыс. кв. м 3650,0 100,0

сборный железобетон, тыс. куб. м 648,2 63,7

нерудные строительные материалы, млн куб. м 5752,0 96

цемент, тыс. тонн 432,2 86,2

минеральная вата и изделия из нее, тыс. куб. м 175,0 96

Удовлетворение потребностей населения в объектах социально-культурного назначения

Основной задачей при строительстве объектов социальнокультурного и промышленного назначения является выполнение нормативных сроков строительства при высоком качестве и снижении его стоимости в соответствии с инвестиционными договорами, федеральными, областными целевыми программами, а также обеспечение населения услугами в соответствии с нормативным уровнем [3]:

— в области здравоохранения: обеспеченность больничными учреждениями — 134,7 койки на 10 тыс. жителей; амбулаторнополиклиническими учреждениями — 181,5 посещений в смену на 10 тыс. жителей;

— в области физической культуры и спорта — обеспеченность спортивными залами — 3500 кв. м на 10 тыс. жителей;

— в области образования — сокращение численности учащихся, занимающихся во вторую смену, за счет строительства новых школ;

— в области культуры — обеспечение населенных пунктов учреждениями культуры.

Развитие сектора промстройиндустрии

Анализ сложившейся ситуации в строительном комплексе подтверждает, что в регионе имеется достаточное количество строительных организаций, обладающих достаточными мощ-

Однако в настоящее время на территории области по-прежнему не налажено производство таких материалов как стекло, облицовочный кирпич, а объемы производства цемента и пиломатериалов ниже потребностей.

Для достижения целей, стоящих перед предприятиями регионального строительного комплекса, определены следующие пути развития промышленности строительных материалов и стройиндустрии:

— модернизация предприятий стройиндустрии, направленная на выпуск современных эффективных материалов по энергосберегающим технологиям, внедрение в производство новых технологий, оборудования;

— создание условий для привлечения инвестиций в развитие действующих производств, введения новых мощностей и их эффективной эксплуатации;

— ввод в действие новых производств по выпуску современных строительных материалов и изделий;

— обеспечение потребности капитального строительства и эксплуатационных нужд в качественных, экологически чистых, современных видах продукции, отвечающих по ассортименту и номенклатуре платежеспособному спросу различных слоев населения;

— рациональное использование минеральных природных ресурсов, вовлечение в производство техногенных отходов различных отраслей промышленности;

— снижение ресурсоемкости, энергетических и трудовых затрат на изготовление продукции;

— повышение производительности труда за счет максимальной механизации и автоматизации производственных процессов.

Предусматривается увеличение объемов производства строительных материалов в соответствии с потребностями, как за счет действующих предприятий, так и за счет вновь организованных производств и предприятий. Выполнение поставленных задач возможно за счет реализации инвестиционных проектов, проводимых и намечаемых к осуществлению в регионе.

В качестве приоритетной задачи определено создание благоприятного инвестиционного климата и строительство заводов по производству цемента общей мощностью 1 млн тонн цемента в год, облицовочного керамического кирпича — в объеме 66,9 млн штук в год, оконного стекла — 250 тыс. кв. метров в год. В рамках реализации пилотного проекта строительства малоэтажного индивидуального жилья намечены мероприятия по привлечению инвестиций в строительство стационарных и мобильных заводов по производству быстровозводимых домов, с учетом последних зарубежных и отечественных инновационных технологий и разработок.

Кадровое обеспечение строительного комплекса

Подготовка и переподготовка специалистов строительного профиля требует:

комплексного анализа реальной потребности отрасли в специалистах, оценки их необходимого количества и квалификации по видам деятельности, оценки возможностей распределения и трудоустройства выпускников высших и средних специальных учебных заведений в организациях, предприятиях и учреждениях строительного профиля;

организации на базе существующих учебных заведений строительного профиля подготовки специалистов с высшим и средним техническим образованием по современным методам управления в строительстве, а также переподготовки квалифицированных рабочих кадров в соответствии с образовательными стандартами по новым технологиям строительного производства, включая прямые договора между предприятиями строительного комплекса и учебными заведениями;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

составления современных программ обучения, как по содержанию, так и по номенклатуре специальностей.

Обеспечение населения России и ее регионов жильем продолжает сохранять статус приоритетной социальной задачи. Для ее решения уже разработаны соответствующие законодательно-правовые документы, призванные способствовать привлечению инвестиций в жилищно-строительную сферу и улучшению жилищных условий граждан. Однако на сегодняшний день потенциальные возможности строительных предприятий, организаций не в полной мере реализованы, а к основным факторам, ограничивающим производственную деятельность, следует относить не только последствия кризиса, но и сохраняющийся высокий уровень налогообложения, значительную стоимость энергоресурсов, низкую платежеспособность заказчиков и т.д.

Особенно следует обратить внимание и внести изменения в законодательные акты Российской Федерации, регулирующие

жилищные отношения, порядок строительства и эксплуатацию жилья. В частности, в первую часть ГК РФ, в Федеральный Закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)», в Федеральный Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними».

В Воронежской области поставлена стратегическая задача обеспечения граждан жильем. Создаются возможности для участия каждого платежеспособного домохозяйства в улучшении своих жилищных условий; на период до 2015 г. Определены ориентиры доведения средней обеспеченности комфортным, удовлетворяющим современным требованиям, жильем до 25 м2 общей жилой площади на человека, с учетом всех форм собственности жилищного фонда, в том числе арендного жилищного фонда.

Выполнение намеченных целей и задач даст возможность увеличить объемы строительно-монтажных работ в несколько раз в 2010-2015 гг., объемы производства строительных материалов — в пять раз к уровню 2006 г., что позволит укрепить материально-техническую базу действующих предприятий строительного комплекса, повысить заработную плату работников этой отрасли и поступления платежей в бюджетную систему РФ.

Для достижения указанных целей предстоит решить следующие задачи:

создать условия для увеличения платежеспособного спроса на жилье за счет роста доходов населения и их легализации; стимулирования защищенности инвестиций и средств населения, направляемых в жилищное и коммерческое строительство объектов инженерной и социальной инфраструктуры; расширения участия органов государственной, муниципальной власти и работодателей в приобретении гражданами жилья в собственность;

увеличить доступность приобретения жилья за счет развития механизмов рассрочки и кредитования; реализации комплекса мер по уменьшению рыночной стоимости жилья, в том числе в индивидуальном жилищном строительстве, развития арендного жилищного фонда всех форм собственности;

улучшить качество при уменьшении себестоимости строительства и обслуживания жилищного фонда за счет освоения новых технологий, материалов, проектов;

рационально использовать земельные ресурсы Воронежской области за счет разработки и утверждения генеральных планов городов и населенных пунктов региона, либерализации процедуры предоставления земельных участков под строительство;

снизить ресурсоемкость обслуживания и улучшить потребительские свойства существующего жилищного фонда, реформировать жилищно-коммунальное хозяйство Воронежской области, обеспечить восстановление жилищного фонда первых массовых серий, ликвидировать ветхий и аварийный жилищный фонд.

Выполнение основной цели и перспективных приоритетных направлений строительной политики Воронежской области на основе активного использования всех преимуществ программно-целевого подхода в управлении позволит в 2010-2015 гг. обеспечить повышение качества жизни населения региона и усилить конкурентоспособность регионального строительного комплекса.

Литература

1. Асаул А.Н. Антикризисное управление корпоративными структурами в инвестиционно-строительном комплексе. — СПб: СПбГАСУ, 2001. — С. 110.

2. Митрофанова И.В. Стратегическое программирование развития макрорегиона. — Ростов-н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2009. — С. 45-47.

3. Бардасова Э.В. Принципы управления жилищным строительством // Прикладные проблемы управления в базовых отраслях национальной экономики: межвуз. сб. науч. тр. — М.: ИНИОН РАН. 2005.

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007. Ст. сб. — М.: Росстат, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.