УДК 338.45:69 ББК: 65.31
Рамазанова А.О. — к.э.н. доцент кафедры «Экономика и управление» МФ МАДИ
Борисова Л.А. — к.э.н. доцент, с.н.с. научно-исследовательского института «Управление, экономика, политика и социология» Дагестанского государственного университета народного хозяйства
Ramazanova A.O. — candidate of economic science, docent, department of Economics and Management MB MAI
Borisova L.A. — Ph.D., docent, Senior Research Fellow of the Research Institute of Management, Economics, Politics and Sociology of Dagestan State University of the economy
СТРОИТЕЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ КАК ОСНОВА
ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРЕИМУЩЕСТВ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
BUILDING CLUSTERS AS A BASIS OF THE STRATEGICAL ADVANTAGES FORMATION FOR THE RUSSIAN BUILDING ENTERPRISES
В статье рассмотрены особенности и основные виды кластеров, тенденции и перспективы кластеризации в строительном комплексе. Раскрыты основные направления деятельности российских строительных кластеров в условиях интернационализации экономических отношений. Обозначены важнейшие преимущества кластеризации российских предприятий и фирм строительного комплекса.
Ключевые слова: кластер, строительные предприятия, строительный комплекс, конкурентные стратегии, стратегическое преимущество
Some peculiarities and main types of clusters, tendencies and building complex clustering prospects have been considered in the paper. The main directions of the Russian building clusters activity in the conditions of economic relations internationalization have been revealed. The most important advantages of the Russian building enterprises and companies have been determined as well. Keywords: cluster, building enterprises, construction complex, competitive strategies, strategic advantage
Строительный комплекс является одним из наиболее важных секторов отечественной экономики, призванный осуществлять обновление на современной технической основе производственных фондов, развитие и совершенствование социальной сферы, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение производства материальных благ. Вопросы развития строительного комплекса в рыночных условиях актуальны по причине многомерности, динамичности и стохастичности деятельности его участников, разделения функциональных обязанностей между разными фирмами при осуществлении инвестиционно-строительных проектов, сложности построения хозяйственных связей. Состояние строительного комплекса во многом определяет уровень развития общества и производительных сил, но четкого однозначного представления о составе рыночного комплекса, особенностях и резервах его развития на сегодняшний день не существует[3]. Интернационализация фирм стала ключевой концепцией в современной мировой экономике, при том, что многие строительные организации в полной мере используют возможность выйти на международный рынок.
Одной из наиболее важных концепций, объясняющих процесс выхода компаний на зарубежные рынки, является сетевой подход. Дж.
Йохансон и Л. Маттссон рассматривают бизнес сети как взаимоотношения, которые фирмы устанавливает со своими клиентами, дистрибьюторами, поставщиками, конкурентами и правительством, являющимися основными действующими лицами в сетевой структуре[7]. В соответствии с их утверждениями, по мере того, как компания становится интернациональной, количество и прочность взаимосвязей между различными элементами бизнес сетей увеличивается. Сетевая модель процессов интернационализации вновь пересматривает один из ключевых элементов Модели Уппсала, в качестве которого выступают экспериментальные знания[6]. Посредством участия в процессах интернационализации сетевых структур, компания может приобрести доступ к экспериментальным знаниям других фирм без необходимости самостоятельного прохождения через аналогичные бизнес ситуации с целью извлечения собственного опыта. Предприятие получает информацию относительно возможностей, потребностей и стратегий своего партнера, а также об условиях бизнес среды и сетевых структурах. В данном случае, типовой процесс интернационализации претерпел изменения в части перехода от поступательного, последовательного развития к развитию скачкообразному посредством вступления в сетевые структуры [6].
Одним из наиболее распространенных видов сетевых структур является кластер, который был определен М.Е. Портером как «географическая концентрация взаимосвязанных компаний, поставщиков, продуцентов услуг, фирм в родственных областях, а также связанных с ними институциональных образованиях (например, университетах, агентствах по стандартизации и торговых ассоциаций) в определенных областях, которые конкурируют между собой, но вместе с тем и сотрудничают» [11]. Кластерная концепция объясняет повсеместно наблюдаемый феномен, состоящий в том, что большинство видов промышленной и торговой деятельности, особенно в высокотехнологичных секторах, демонстрируют тенденцию все большей и большей совместной пространственной концентрации. Обнаруживается все большее количество подтверждений того, что кластерные структуры играют важную роль в процессе интернационализации фирмы. Данное обстоятельство связано с возникновением тренда, заключающегося в феномене кластеризации, а именно в предоставлении возможностей доступа к зарубежным партнерам и международному сотрудничеству в рамках межрегиональных и транснациональных сетей. Это означает наличие изменений в традиционном подходе к концепции построения кластера, в соответствии с которым кластерные структуры рассматривались в качестве закрытых производственных систем, ограниченных определенным местоположением. В условиях глобализации мировой экономики и растущей специализации, наблюдающейся в рамках трансграничной цепочки создания стоимости, кластерные инициативы приобретают форму интернациональных стратегий и участвуют в формировании транснациональных партнерств.
Кластеры возникли в последние два десятилетия в качестве центрального вопроса исследования в сфере инновационности предприятий. Наиболее важными характеристиками кластеров являются: географическая и отраслевая концентрация, сотрудничество и конкуренция (соконкуренция), специализация на определенных видах экономической деятельности, существование взаимоотношений между действующими участниками кластера и формальной взаимной зависимостью [10]. Три важных измерения кластерных структур — это географические границы, ширина и глубина кластера.
Понятие географических границ включает в себя
территориальную распространенность фирм, заказчиков, обслуживающих организаций, а также институтов, встроенных в систему постоянных взаимоотношений и взаимозависимых видов деятельности, характеризующих кластер. Географический охват кластера может варьироваться от небольшого района внутри города до территорий, включающих в себя большую часть территории страны или даже в некоторых случаях целиком страны в случае формирования трансграничных кластерных структур. Понятие «ширина кластеров» относится к ряду горизонтально связанных отраслей внутри кластера. Узкие кластеры состоят из одной или нескольких областей и их цепочек поставок[2].
Строительные кластеры обычно являются широкими, поскольку представляют собой сосредоточение ресурсов, навыков и возможностей, которые переливаются в родственные отрасли. Вследствие этого, большинство кластеров включают в себя как минимум несколько горизонтально связанных отраслей, и лишь небольшой процент кластеров содержит единый сегмент в рамках какой-либо отрасли.
Понятие глубины кластера относится к группе отраслей, связанных посредством вертикальных взаимоотношений внутри кластера. Глубокие кластеры включают в себя комплекс отраслей и замкнутую цепочку поставок, что подтверждает факт наличия в них большинства или даже всех этапов производственных процессов в вертикальной производственной цепочке, реализуемых его участниками. Неглубокие кластеры зависят в основном от объема вложений, потока компонентов, оборудования, технологий и сервисной поддержки, поступающих извне региона [5].
Вертикальное (глубина) и горизонтальное (ширина) измерения кластера составляют его потенциальную силу. При этом динамические изменения, как глубины, так и ширины кластера могут быть в дальнейшем увеличены посредством воздействий, оказываемых соответствующими научными организациями, например, научно-исследовательскими организациями и образовательными центрами, поддерживающими отрасль строительства.
В соответствии с последними достижениями научной мысли кластеры приобретают свойства и статус новых международных стратегий, таких как задействование аутсорсинга и привлечение прямых иностранных инвестиций в целях поддержания их конкурентоспособности [13]. Это свидетельствует о том, что кластеры вступают в новую фазу развития. Вслед за локальной кластеризацией, имеющей место между рыночными игроками, расположенными в границах одного региона, наступает время для создания взаимоотношений сотрудничества в рамках межрегиональных и транснациональных сетей и установления трансграничных кластеров [8].
Локальная база знаний может быть усилена за счет многонациональных компаний, которые также могут оказывать поддержку фирмам в регионе за счет предоставления финансовых ресурсов в развитии их видов деятельности в высоко рискованных областях. Присутствие многонациональных компаний может оказывать сильное маркетинговое воздействие и таким образом усиливать имидж кластера.
В соответствии с положениями, изложенными в работах М.Е. Портера, чем в большей степени национальные отрасли, в частности строительство, подвергаются воздействию процессов международной конкуренции, тем более явной становится тенденция к кластеризации [12]. Фирмы могут компенсировать потери, возникшие ввиду осуществления затрат на исходные ресурсы, путем привлечения сторонних источников финансирования на глобальных рынках. Таким
образом, источником конкурентного преимущества является не доступ к инвестиционным ресурсам, а способность компаний использовать данные инвестиционные ресурсы наиболее эффективным образом.
Развитие кластеров в значительной степени определяется внешними импульсами, возникающими как результат рыночной конкуренции, изменений в спросе и технологических изменений. Изменения технологических парадигм и траекторий связаны с процессом интернационализации и вносят свой вклад в стратегии компаний, взаимоотношения между фирмами внутри кластера.
Особенности современного этапа развития экономики ставят российские предприятия строительной индустрии в совершенно новые условия, которые требуют от них выработки иных принципов конкуренции и освоения базовых конкурентных стратегий, наработанных мировой практикой. В России происходит осознание значимости кластерного подхода в решении задач модернизации и технологического развития национальной экономики и в практическом внедрении поддерживающих инновационную деятельность институциональных структур, сетевых и кластерных образований. Данный интерес объясняется широкомасштабным положительным опытом кластеризации экономик многих развитых стран мира, доказавшим не в теории, а на практике эффективность использования сетевых структур в повышении конкурентоспособности экономики, как отдельных регионов, так и страны в целом[1].
Принципиально важным моментом является то, что все базовые конкурентные стратегии эффективно реализуются через кластерное взаимодействие предприятий, когда не отдельное предприятие конкурирует на рынке, а целый строительный комплекс, который сокращает свои издержки благодаря совместной технологической кооперации компаний. Стимулирование кластерных механизмов роста конкурентоспособности за последние полвека неоднократно становилось основой выдвижения целых стран в ряд самых развитых в мире.
Возникший на фоне стремительного развития строительного комплекса дефицит по многим наименованиям стройматериалов вызывает необходимость увеличения объемов и расширение ассортимента продукции промышленности строительных материалов и конструкций. Наряду с этим, значительные запасы сырья (глин, песка, гранита, гравия и др.) обеспечивают возможность выделения и поддержки отдельного производственного кластера в промышленности строительных материалов и конструкций[4].
Основные направления деятельности российских строительных кластеров в условиях интернационализации экономических отношений:
1. Выполнение полного цикла работ объектов капитального строительства, включая особо опасные и технически сложные объекты, с целью реализации инвестиционных промышленных проектов «под ключ» на основе государственно-частного партнерства по направлениям деятельности: энергетика, промышленность и природные ресурсы; водные ресурсы и ирригация; транспорт и коммуникации; продовольствие, сельскохозяйственные и животные ресурсы; защита окружающей среды.
2. Отбор инвестиционных промышленных проектов для строительно -технического обеспечения полного цикла работ объектов капитального строительства при освоении природных ресурсов на внутренних рынках в Российской Федерации и странах ближнего зарубежья.
3. Техническое обеспечение инвестиционных промышленных проектов собственными и привлеченными ресурсами, включая трансфер технологий и использование мощной партнерской материальной базы, с целью реализации государственных программ Российской Федерации.
4. Строительство объектов для глубокой переработки местного сырья и организации совместных производственных предприятий по отдельным направлениям деятельности, в том числе с российским и иностранным участием, а также складского хозяйства в рамках построения совместных сбытовых и производственных сетей.
5. Создание совместных промышленных экономических зон, ориентированных на производство экспортной продукции и оснащенных передовыми технологиями, на которых будет организовано многопередельное производство продукции с высокой добавленной стоимостью с целью эффективного использования высокотехнологичных производств, инноваций и долгосрочных финансовых ресурсов; построение единых международных транспортных коридоров с целью улучшения транспортной логистики за счет мультимодальных перевозок и перераспределения грузооборота.
Важность кластеров для конкурентоспособности российских субъектов строительного комплекса связана со множеством преимуществ микроэкономического порядка, в числе которых наиболее важными являются [9]:
- более легкий доступ к информации относительно рынка (например, текущим потребностям клиентов) и последним технологическим достижениям;
- более обширный доступ к ограниченным ресурсам и компетенциям, благодаря их взаимодополняемости в кластерных структурах, что создает благоприятные условия для взаимного обмена или приобретения соответствующих объектов партнерами (например, посредством организации процесса централизованных закупок);
- большее количество возможностей для вступления в совместные научно-исследовательские проекты и другие виды деятельности, ориентированные на создание инноваций;
- большее количество возможностей для установления рыночных ниш и для обеспечения доступа на экспортные рынки;
- развитие человеческого капитала, как результат более значительной мобильности персонала и организованных тренингов и конференций;
- рост производственной мощности и производственной гибкости посредством предоставления больших возможностей для перераспределения ресурсов и использование свободных мощностей своих экономических подразделений, осуществляющих свою деятельность в границах кластера;
- ускорение принятия мер и создание возможностей для формирования быстрой реакции на события бизнес среды;
- более широкий доступ к клиентам, предполагающий изменения на международном рынке;
- возможность обеспечения взаимодополняемости видов экономической деятельности компании с другими фирмами посредством более совершенной реализации механизма сопоставления предложений и запросов бизнеса, более эффективного распределения ролей и функций между ними или осуществление совместных действий на рынке;
- снижение уровня неопределенности и риска в бизнес деятельности посредством создания атмосферы взаимного доверия в условиях изменяющейся среды.
Кластеризация предприятий снижает издержки, способствует росту внутреннего рынка и выходу на внешний, повышает уровень оплаты труда, увеличивает качество продукции и ее конкурентоспособность. Сильные компании, достигшие значимых результатов и являющиеся ядром кластера, как более требовательные заказчики «подтягивают» малые и средние предприятия, заставляя их
поднимать качество поставляемых им комплектующих, полуфабрикатов, оборудования. Для небольших фирм формируется емкий рынок с инновационной направленностью, который концентрируется вокруг сборочных предприятий и строительных компаний.
Создание кластерных цепочек в строительной отрасли поможет быстрее выходить на новые продукты, которые создают условия организации новых домостроительных систем и конструктивных решений с переходом на более экономичное, бережное отношение к ресурсам, к формированию другой ценовой политики, особенно в части обеспечения доступности сооружений, предназначенных для удовлетворения потребностей народа.
Кластерное взаимодействие предприятий перспективно и в инвестиционном проектировании. Как показала практика, для инвестора, будь то государство или частный инвестор, более привлекательны не отдельные объекты, а системные решения, в реализации которых необходимо участие комплекса организаций.
Список литература:
1. Атуева Э.Б., Борисова Л.А. Кластерный подход в стратегии развития России и регионов. // Материалы IX Всероссийской научно практической конференции «Проблемы теории и практики управления развитием социально-экономических систем. - Махачкала: ФГБОУ ВПО ДГТУ, 2013, с. 107-112
2. Васильева М.В. Роль инновационных кластеров в процессе интернационализации фирм// Экономика и управление. № 8. 2013, с.32-46
3. Малахова В.В. Кластерный подход к развитию строительного комплекса региона// Экономика и управление № 1. 2009, с.57-61
4. Тагиров Ш.М. Кластеризация, как способ обеспечения конкурентоспособности РД. // Вестник Махачкалинского филиала ФГБОУ ВПО «МАДИ». Сборникнаучныхтрудов. ВыпускХШ (2).- Махачкала, МФ МАДИ, 2014, с. 199-205
5. Enright M.J. "Regional clusters and multinational enterprises" International Studies of Management and Organization, vol. 30, no. 2, 2000, pp. 114-138.
6. JohansonJ.,VahlneJ.-E. "The Uppsala internationalization process model revisited: from liability of foreignness to liability of outsidership. Journal of International Business Studies, vol. 40, 2009, pp. 1411-1431.
7. JohansonandJ., MattssonL.G. "Internationalizationinindustrialsystems: anetworkapproach, strategiesinglobalcompetition" inThelnternationalizationoftheFirm: A. Reader, P.J. Buckleyand, P.N. Ghauri, Ed. London: AcademicPress, 1993, pp. 303-322.
8. Kowalski A. M.ZnaczenieKlastrówdlaInnowacyjnosciGospodarki w Polsce. Warszawa: SzkolaGlównaHandlowawWarszawie - OficynaWydawnicza, 2013, ch. 14.
9. KowalskiA.M."Innovativeness of Poland's manufacturing sector" in Poland: Competitiveness Report 2011. Focuson Manufacturing.
10.KowalskiandA.M., MarcinkowskiA. "Clustersversusclusterinitiatives, with focus on the ICT sectorin Poland" European Planning Studies, 2012.
11.PorterM. E. On Competition (Конкуренция), Boston: Harvard Business School Press, 1998, pp. 197.
12.PorterM.E. The Competitive Advantage of Nations. New York: Free Press, 1990, pp. 152.
13.RabellottiR., CarabelliA., HirschG. "Industrial districts on the move: where are they going?" European PlanningStudies, vol. 17, no. 1, 2009, pp. 19-41.
14.WeresaM.A., WarsawEd. World Economy Research Institute, Warsaw School of Economics, 2011, pp. 321-347.