УДК 624: 69 (571.6) ББК Н.г. + Щ113(255)6
М.Е. Базилевич, г. Хабаровск Научный руководитель: Н.П. Крадин
Строительное отделение и областная чертежная при Приморском генерал-губернаторстве (1884-1917 гг.)
Аннотация
Статья посвящена истории появления строительных отделений и межевых частей, работавших при Приморском генерал-губернаторстве в период с 1888 по 1917 г. Дается краткий экскурс по истории формирования административного аппарата на Дальнем Востоке России во второй половине XIX в., приводятся причины активного развития строительного и межевого дела. Статья содержит краткие биографические сведения о гражданских и межевых инженерах Н.М. Болгове, Н.И. Герцине, К.Н. Жаке, В.Ф. Ливине и А.Ф. Федоровском, положивших начало производству архитектурных, строительных и межевых работ на Дальнем Востоке России.
Ключевые слова: Приморская областная чертежная, строительное отделение, гражданские и межевые инженеры.
В середине XIX в. завершилось включение территорий Приамурья и Уссурийского края в состав Российской империи. Эти обширные земли окончательно закрепились за Россией благодаря подписанию Айгунского (16 (29) мая 1858 г.) и Пекинского (2 (14) ноября 1860 г.) договоров. Для ускорения освоения присоединенных территорий потребовался незамерзающий выход в Тихий океан и города-порта при нем. В 1859 г. местом строительства нового города были выбраны берега хорошо укрытой бухты в заливе Петра Великого, напоминавшей бухту Золотой Рог в Константинополе. Генерал-губернатор предложил назвать бухту так же, как константинопольскую, и в 1860 г. основал на ее берегу военный пост, получивший название Владивосток [3].
Манифест об отмене крепостного права, подписанный императором Александром II 19 февраля 1861 г., дал импульс развитию переселенческого движения из европейской части страны на Дальний Восток. Увеличение численности населения, развитие сельского хозяйства, торговли, промышленности, с одной стороны, и усиление экспансии западных держав на дальневосточном побережье Тихого океана — с другой, привели к необходимости укрепления административного аппарата на востоке России. По указу императора 16 июня 1884 г. было создано Приамурское генерал-губернаторство. В его состав вошли: Забайкальская, Амурская, Приморская области, Владивостокское военное губернаторство и остров Сахалин, ранее находившиеся в ведении главного управления Восточной Сибири [2].
Активное освоение территории Дальнего Востока и увеличение объемов строительства потребовали привлечения высококвалифицированных специалистов в области проектирования, межевого и горного дела. В 1888 г. при управлении Приамурского генерал-губернатора было создано строительное отделение. В отделении работали начальник, старший и два младших архитектора. Данное подразделение занималось торгами, разработкой мер по распределению дорожной повинности, вопросами по устройству путей сообщения и составлением смет на строительные работы. Также при губернаторской канцелярии наряду с делопроизводствами, занимавшимися бухгалтерской, инспекторской, хозяйственной, учебной и другими видами деятельности, работало делопроизводство, ведавшее межевой частью [5].
Следует отметить, что первые межевые части (чертежные) при губернских правлениях впервые появились в России после учреждения должностей губернского и уездного землемеров 7 ноября 1775 г. и полностью зависели от местных властей. В случае необходимости проведения межевания
учреждения должны были обращаться не напрямую в межевые части, а к генерал-губернатору или губернскому правлению, которые уже давали поручения и предписания чертежным [4].
Приморская областная чертежная представляла собой межевое учреждение, состоявшее в ведении Приамурского генерал-губернаторства. Чертежная состояла из областного землемера, делопроизводителя и уездных землемеров (межевых инженеров). В обязанности областного землемера входили: надзор за межевой частью, наблюдение за межевыми делами губернского правления и присутствие во время обсуждения межевых вопросов. Областная чертежная занималась утверждением полюбовных сказов8, наблюдением за производством специального межевания, хранением планов и межевых книг [5].
Основными учебными заведениями, которые готовили специалистов для работы в строительном отделении и межевой части (гражданских, межевых инженеров и архитекторов), в России во второй половине XIX в. считались: Институт гражданских инженеров, Константиновский межевой институт, Горный институт, Академия художеств в Санкт-Петербурге и Московское училище живописи ваяния и зодчества [1]. В 1870-е гг., в связи с необходимостью подготовки специалистов межевого дела для регионов Российской империи открылись землемерные училища в целом ряде городов: Пскове (1874 г.), Курске (1876 г.), Пензе (1877 г.), Оренбурге (1877 г.), Уфе (1879 г.). В дальнейшем увеличение числа землемерных училищ проходило под влиянием столыпинской земельной реформы 1906-1911 гг. Начали работу Полтавское, Красноярское (1909 г.), Читинское (1910 г.), Костромское, Новочеркасское, Омское (1911 г.), Екатеринославское, Житомирское, Симбирское (1912 г.) землемерные училища. Таким образом, к 1916 г. насчитывалось 14 училищ. Служба многих выпускников этих училищ проходила на Дальнем Востоке [4].
В процессе изучения архивных материалов удалось установить имена целого ряда гражданских и межевых инженеров, а также архитекторов, стоявших у истоков строительного дела и архитектуры на Дальнем Востоке, работавших в различных строительных отделениях и межевых частях при Приморском генерал-губернаторстве.
Одним из первых межевых инженеров, прибывших в Приамурский край, был выпускник Курского землемерного училища Николай Михайлович Болгов. Известно, что до приезда во Владивосток он проработал один год в Забайкальской областной чертежной. Приказом по ведомству министерства юстиции по межевой части от 27 февраля 1889 г. его перевели на должность чертежника Приморской областной чертежной. Через три года усердной службы, согласно указу Департамента Герольдии Правительствующего Сената за № 161, Николай Михайлович получил чин коллежского регистратора, а в 1894 г. за выслугу лет получил чин губернского секретаря. С 18 января 1895 г. работал в должности младшего землемера, а с 9 марта 1896 г. — окружного землемера Приморской области [6].
В 1887 г. на Дальний Восток приехал межевой инженер, титулярный советник Владимир Афанасьевич Федоровский. Получив образование в Константиновском межевом институте, он был обязан прослужить по межевому ведомству пять лет, и, согласно предписанию управляющего межевой частью от 6 октября 1879 г. за № 353, Владимир Афанасьевич был определен на службу в межевую канцелярию старшим землемерным помощником, где прослужил восемь лет, вплоть до своего назначения на должность помощника областного землемера Амурской области. В 1889 г. В.А. Федоровского произвели в надворные советники, а в 1906 г. он получил повышение по службе — был назначен на должность Приморского областного инженера и чин коллежского советника.
Должность землемера позволяла добиться высокого чина в табели о рангах Российской империи. Так, В.А. Федоровский дослужился в Приамурье до должности статского советника (произведен 15 ноября 1910 г.). Существовало положение «Об особых преимуществах службы в отдаленных местах», утвержденное Министерством юстиции, согласно ст. 17-21 которого служащим назначалась прибавочное жалование «за выслугу лет в пределах Приамурского генерал-губернаторства». В.А. Федоровскому за выслугу 10 лет назначили прибавочное жалование «в размере 50% из оклада 1100 руб. в год с прекращением прежней прибавки с 4 апреля 1908 г.» [10].
Интересно сложилась судьба младшего архитектора строительного отделения Приморского областного правления Николая Ильича Гущина (ок. 1848 — 14.09.1904). После окончания Московско-
8 Полюбовный сказ (полюбовная сказка) — соглашение сторон в форме письменного акта, в котором землевладельцы оговаривали условия размежевания своих земель, то есть договаривались о границах.
го училища живописи, ваяния и зодчества со званием неклассного художника он сделал успешную карьеру в Москве, где занимался архитектурной деятельностью. Так, с 1874 по 1876 г. Николай Ильич участвовал в работах по расширению Воспитательного дома, после чего, 3 ноября 1876 г., получил звание почетного члена московского совета детских приютов. Позже выполнял перестройки Андреевской богадельни и занимался планировкой Ямской Коломенской слободы. Как и большинство архитекторов того времени, Н.И. Гущин исполнял государственную службу при Министерстве внутренних дел. Известно, что в 31 октября 1880 г. его произвели в коллежские регистраторы, а в 1883 г. в коллежские секретари. Здесь же, в Москве, Гущин женился на Елизавете Павловне Чурилиной, родившей ему троих сыновей: Владимира - 13 января 1875 г., Николая - 22 декабря 1875 г. и Павла - 14 мая 1886 г. Затем, 19 марта 1896 г. семья Гущиных переехала в Витебск, где Николай Ильич вступил в должность младшего инженера строительного отделения Витебского губернаторского правления. Спустя два года приказом Министерства Внутренних дел от 7 февраля 1898 г. переведен во Владивосток, где назначен младшим архитектором строительного отделения Приморского областного правления. Н.И. Гущин занимался исследованием состояния грунтовых дорог и составлением смет. В 1899 г. во время командировки в Николаевск-на-Амуре проводил техническое освидетельствование и прием работ по строительству Николаевской тюрьмы и занимался составлением сметы для проекта по постройке Николаевской гражданской больницы. 17 июля 1900 г. приказом по гражданскому ведомству за №58 за выслугу лет Николай Ильич был произведен в коллежские асессоры [7].
В течение десяти лет в строительном отделении при Приморском областном правлении прослужил гражданский инженер Константин Николаевич Жак. Он окончил полный курс наук в Институте гражданских инженеров императора Николая I с правом на чин X класса 12 июня в 1903 г. и 27 июня того же года распоряжением Министерства внутренних дел направлен в Приморье исполнять должность младшего инженера строительного отделения при Приморском областном правлении. По истечении одного года службы Константин Николаевич получил чин коллежского секретаря. К.Н. Жак участвовал в работе различных комиссий, занимался строительством многих крупных зданий и сооружений. Так, 3 сентября 1904 г. в составе комиссии он осуществлял прием в казну Иманской дороги, в начале 1905 г. по делам службы посещал крепость «Владивосток». Летом 1905 г. ездил в командировку в Хабаровск для освидетельствования здания гражданской тюрьмы. 26 февраля 1911 г. занимался обследованием тюрьмы в г. Никольск-Уссурийске. 26 мая 1911 г. в составе санитарно-технической комиссии проводил осмотр некоторых домов по Семеновской, Корейской улицам и Китайской части города Владивостока. 16 апреля 1912 г. назначен членом комиссии для выполнения заказа, сделанного исполняющим должность Камчатского губернатора, о заготовках строительных материалов, потребных для производства казенных построек в Петропавловске. В 1912 г. приказом военного губернатора Константин Николаевич был назначен в комиссию для освидетельствования и принятия ремонтных работ по приведению в исправность Амурской колесной дороги, исполненных в 1911 г. младшим инженером строительного отделения Тустановским. 17 декабря 1912 г. К.Н. Жак был назначен в комиссию для технического осмотра актов и протоколов по постройкам помещения ресторана «Модерн». 20 марта 1913 г. командирован в с. Владимиро-Александровское для освидетельствования строящегося арестного дома и заготовленного подрядчиком материала. Во время отпуска архитектора Владимира Карловича Гольденштедта со 2 мая по 16 июля 1913 г. исполнял его обязанности [8].
В 1913 г. за выслугу лет Константин Николаевич получил чин надворного советника, а также, согласно приказу и.д. губернатора Приморской области, получил право на ношение нагрудной светло-бронзовой медали в память 300-летия царствования Императорского дома Романовых. В том же году К.Н. Жак участвовал в строительстве Ивановской сельской лечебницы и здания больницы при Владивостокской тюрьме. 27 июля 1914 г. Константин Николаевич женился на Татьяне Ивановне Ивановой, а 9 августа того же года, ввиду призыва на военную службу, был освобожден от обязанностей по ведомству МВД. Дальнейшая судьба инженера неизвестна.
Еще один архитектор, Владимир Федорович Ливин, родился 23 апреля 1878 г. Образование получил в Санкт-Петербургском Институте гражданских инженеров, после окончания которого его назначили на должность младшего архитектора строительного отделения при Приморском област-
ном правлении. Служба его проходила успешно: 8 марта 1905 г. Владимир Федорович утвержден в чин коллежского секретаря, спустя три года за выслугу лет произведен в титулярные советники. 6 декабря 1908 г. Ливин получил в награду орден Святого Станислава 3-й степени, а через два года его повысили по службе, назначив областным архитектором. В этой должности В.Ф. Ливин выполнял обязанности председателя различных комиссий по освидетельствованию и приему работ по постройке мостов, дорог, жилых и общественных зданий и сооружений, выявлению недостач, оценке недвижимости, проверке пожарной безопасности. Среди проектов, реализованных под началом В.Ф. Ливина, или при его непосредственном участии, следует отметить предложения о постройке во Владивостоке здания телеграфной конторы, организацию работ по постройке Хабаровской тюрьмы, проведение освидетельствования драматического театра Шмелева в пожарном отношении и др. 30 апреля 1913 г. В.Ф. Ливин получил право на ношение светло-бронзовой медали в память 300-летия царствования Императорского дома Романовых. За время службы на Дальнем востоке у В.Ф. Ливина родились дочери Ирина (3 мая 1910 г.) и Наталья (6 августа 1914 г.). 22 августа 1916 г. высочайшим приказом по гражданскому ведомству Ливин был уволен со службы «с мундиром» [9].
После Октябрьской революции 1917 г. Приамурское генерал-губернаторство было ликвидировано. Действующий на тот момент генерал-губернатор Н.Л. Гондатти отстранен от должности, а его полномочия переданы комиссару временного правительства А.Н. Русанову. В начале 1918 г. специальная комиссия во главе с комиссаром М.С. Веденским провела ликвидацию дел канцелярии Приамурского генерал-губернаторства. В том же году полномочия строительных отделений и чертежных со всем составом служащих и делопроизводствами перешли в ведение Губернских советов народного хозяйства.
Список использованных источников
1. Базилевич М.Е., Крадин Н.П. Архитектурные и инженерные школы подготовки архитектурных кадров в России во второй половине XIX — нач. XX в. Новые идеи нового века - 2014: материалы четырнадцатой Междунар. науч. конф. = The new Ideas of New Century - 2014: The Fourteenth International Scentific Conference Proceedings: в 3 т. / Тихоокеан. гос. ун-т. — Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2014. — Т 1.
2. История Дальнего Востока СССР (XVII в. — февраль 1917 г.). — М., 1981.
3. Старый Владивосток. — Владивосток: Изд-во «Утро России», 1992.
4. 175 лет — высшему землеустроительному образованию в России. — URL: http://www.guz.ru/ media/file/redac/374.doc (дата обращения: 28.02.2014).
5. Канцелярия Приамурского генерал-губернатора. Предисловие к фонду 702. Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИА ДВ). — URL: http://rgiadv.ru/fonds/ polnyy-spisok-fondov-rgia/702-1 (дата обращения: 24.02.2014).
6. РГИА ДВ. Ф.1. Оп.14, Дд.: 100, 269, 326, 493, 953.
7. Там же. Д. 269.
8. Там же. Д. 326.
9. Там же. Д. 493.
10. Там же. Д. 953.