УДК 141.82
В. А. Курилов
«Строитель коммунизма» и «homo religiosus» в философском дискурсе марксистско-ленинской этики
Автор рассматривает философско-антропологический аспект марксистско-ленинского учения о морали - противопоставление светской этики «строителя коммунизма» и мировоззрения так называемого Homo Religiosus. Основное внимание уделено анализу влияния культурной революции на мировоззрение советского общества. Изучение советского опыта конфронтации религиозной и светской морали актуально для понимания истоков и смысла современной полемики о роли религии в культурном развитии общества.
The author considers the philosophical and anthropological aspect of MarxistLeninist doctrine of morality - the opposition of secular ethics of the "Builder of communism" and the worldview of the so-called Homo Religiosus. The main attention is paid to the analysis of the Cultural Revolution influence on the worldview of Soviet society. The study of the Soviet experience of confrontation between religious morality and secular culture is important for understanding the origins and meaning of modern controversy about the role of religion in the cultural development of society.
Ключевые слова: культурная революция, марксистско-ленинская этика, религиозная мораль, светская культура, коммунистическое воспитание.
Key words: Cultural Revolution, Marxist-Leninist ethics, religious morality, secular culture, communist indoctrination.
Обычно марксистско-ленинскую этику определяли как философскую науку о сущности, законах возникновения и исторического развития морали, коммунистической в особенности, о специфических функциях морали, о нравственных ценностях общественной жизни [2, c. 25]. В советской общественной науке этика была относительно самостоятельной философской дисциплиной, которая опиралась на методологическую основу исторического материализма. Задача марксистско-ленинской этики не сводилась только к правильному объяснению принципов морального поведения, она должна была активно влиять и преобразовывать нравственные отношения в соответствии с законами социального прогресса. Главная задача этики советского периода - воспитания коммунистической личности, «нового человека». В связи со своей воспитательной функцией этика (как
© Курилов В. А., 2019
и все философские науки) должна была соответствовать принципу партийности. Осознание коренных классовых интересов, выражавшееся в мировоззрении, идеологии, создании политических партий - это и есть принцип партийности, точнее его субъективное содержание. Считалось, что вся духовная деятельность людей пронизана партийностью, проявляющейся в зависимости от предмета и роли в общественном развитии того или вида деятельности.
Объектом изучения этики является мораль. Этика вычленяет моральное значение социальных явлений (труд, образование, наука, искусство и т. д.), обосновывает принципы моральности человеческого поведения. Факторы, непосредственно регулирующие поведение (а таковым в первую очередь является нравственное сознание), определяют специфику этики как относительно самостоятельной науки. Важной особенностью марксистско-ленинской этики являлось её прикладное использование, т. е. выработка системы рекомендаций, призванных усилить эффективность общественного воздействия на процессы поведения и воспитания людей в духе коммунистических идеалов. Вот почему наряду с регулятивной и отражательной (познавательной) функциями морали особое внимание советская теория морали уделяла воспитательной функции. В самом общем виде мораль определялась как форма общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех областях общественной жизни. Требования морали принимают форму безличного долженствования, равно обращённого ко всем, но ни от кого не исходящего повеления [14, с. 225].
Специфический объект отражения морального сознания - взаимоотношения между обществом и человеком, взаимоотношения людей в обществе, проявляемые в их непосредственном общении. Результаты отражения образуют нормативные и оценочные суждения, взгляды на добро и зло, другие моральные представления. Познание социальной действительности моральным сознанием обеспечивается посредством овладения нормативными понятиями и через оценку конкретных явлений общественной жизни, поступков и взаимоотношений людей [2, с. 44].
В марксистско-ленинской этике отмечалось, что мораль включает в себя только те нормы поведения, которые связаны с понятиями о добре и зле. Мораль выражает разрыв между сущим (нравственные отношения) и должным (моральный идеал). За десятилетия советской власти марксистско-ленинская этика проделала значительную эволюцию и всегда была теснейшим образом переплетена с идеологической работой коммунистической партии.
В рамках нашей темы в первую очередь следует обратить внимание на программное выступление В. И. Ленина на III Всероссийском съезде РКСМ 2 октября 1920 г. В этой речи Ленин сформулировал основные принципы коммунистической морали. Во-первых, подчёркивалась классовая природа морали. Во-вторых, отрицалась старая «буржуазная мораль», т. е. мораль капиталистического общества, ей противопоставлялась новая пролетарская нравственность, которая должна была быть подчинена интересам классовой борьбы. В-третьих, нравственным объявлялась всё, что служило разрушению «старого эксплуататорского общества» и способствовало объединению всех трудящихся вокруг пролетариата с целью создания нового коммунистического общества. В-четвёртых, основанием коммунистической морали Ленин провозгласил «укрепление и завершение коммунизма» [4, с. 297-299].
В 1920-е гг. развернулась содержательная дискуссия о партийной этике. Для укрепления морального авторитета, целенаправленной и систематической борьбы с нравственными деформациями в партийных рядах, в 1920 г. по решению IX партийной конференции была образована Контрольная комиссия - КК (впоследствии стала называться центральной - ЦКК). Партийные чистки дополнялись деятельностью этого органа, который был призван бороться с нарушениями коммунистической этики, т. е. быть «судом коммунистической чести». Соответствующие комиссии были созданы также и в местных партийных организациях. Необходимо отметить, что в 1924 г. Пленум ЦКК фактически вводит в партийный лексикон понятия морали и этики. Основополагающим принципом партийной этики и коммунистической морали выдвигался принцип верности рабочему классу, революции, партии, делу социализма и коммунизма. На этот счёт очень определённо высказался Е. М. Ярославский на Втором пленуме ЦКК в 1924 г.: «... мы должны сказать, что человек ради партии должен быть готов на всё. Если он это делает - это коммунист» [9, с. 218].
Однако безоговорочное служение делу партии не конкретизировалось; не совсем ясно, какой смысл вкладывался в это понятие. Можно было сделать вывод о том, что партийно-государственная целесообразность стала отождествляться с моралью. Основной итог дискуссии по вопросам партэтики состоял в том, что она закрепила положительное отношение к этике, прояснила моральные основы деятельности партии и отдельных коммунистов, а также выявила наиболее типичные нравственные болезни в партийной среде того времени [9, с. 15].
В проекте предложений Президиума ЦКК II Пленуму ЦКК РКП(б) были кратко сформулированы пять моральных норм коммуниста: 1) для коммуниста партия цель, а не средство; 2) коммунист не делает то, против чего борется партия; 3) для коммуниста на первом месте должны быть интересы партии; 4) забота о товарищах по работе; 5) создание благоприятных условий для коммунистической работы всех членов семьи как в трудовой товарищеской коммуне [9, с. 154]. Обличались и основные нравственные «болезни» членов партии, такие как «онэпивание», хозяйственное обрастание, излишества, пьянство, нездоровые семейные отношения и половая распущенность, участие коммунистов в религиозных обрядах и ритуалах. В документе под названием «Указания Пленума ЦКК о подходе КК и отдельных членов партии к отрицательным явлениям в партии» выдвигалось требование «полного отказа от связи с любым религиозным культом», а также вводился запрет на участие члена партии в религиозных обрядах, так как это затрудняло антирелигиозную пропаганду.
Участники дискуссий по вопросам партэтики сошлись на том, что этично то, что помогает «сокрушать классовых врагов, учиться хозяйствовать на социалистических началах, строить коммунизм; неэтично всё то, что вредит этому». Этот подход рекомендовался всем КК и ответственным партработникам на местах. В целом партэтика вырабатывала нормы коммунистической морали, которые в ходе строительства коммунизма должны были внедряться в массовое сознание советского общества, заменять устаревшие моральные нормы.
Следующий важный этап в развитии марксистско-ленинской этики связан с XXII съездом КПСС и появлением в программе партии морального кодекса строителя коммунизма. Согласно новой программе партии процесс перехода к коммунизму был связан с возрастанием роли морального фактора и уменьшением значения административного регулирования общественных отношений. Отсюда следовало повышенное внимание работников идеологического фронта к проблемам становления коммунистической морали. Вошли в практику работы партийных организаций отчёты коммунистов о выполнении ими принципов морального кодекса строителя коммунизма. В Белоруссии, Литве, Азербайджане преподавание основ марксистско-ленинской этики и морали было введено в высших и средних общеобразовательных и специальных учебных заведениях, в системе профессионально-технического образования [12, с. 221-224].
Коммунистическая мораль не только противопоставлялась «классовой морали эксплуататоров», но и подчёркивалось её прогрессивное значение в нравственном развитии общества. В марксистско-ленинской этике признавался тот факт, что религиозная мораль содержит исторически сложившиеся и ставшие общепринятыми в человеческом обществе нормы (например, христианские заповеди «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй»). Однако выдвигался тезис об искажённом отражении и сакрализации нравственных норм, которые были порождены соответствующими экономическими и другими общественными отношениями. Следовательно, религия не создавала мораль, а лишь закрепляла уже сложившиеся нравственные нормы.
В обновлённом Уставе КПСС впервые появилось требование борьбы каждого коммуниста с «религиозными пережитками». После утверждения формализованных норм коммунистической морали в Программе партии, критика религиозной морали (как самой массовой формы несоциалистической морали) получила новый импульс.
Можно выделить два подхода в критике религиозной морали: 1) функциональный (противопоставление норм религиозноц и коммунистической морали с точки зрения их функций в обществе); 2) субстанциональный (критика с позиций марксистско-ленинской теории морали, т. е. философская критика религиозной морали).
При функциональном подходе к критике религиозной морали на первый план выдвигался тезис о вредном влиянии религиозной морали на процесс строительства коммунизма. Подчёркивалась одна из основных функций религии - сакрализация норм морали эксплуататорских классов в капиталистическом обществе. Обосновывалось обвинение религии в культивировании у верующих качеств социальной пассивности и смирения и, как следствие, их отказ от борьбы против произвола угнетателей. Ориентация моральных норм религии на потусторонние ценности, отвлекающая людей от строительства коммунизма, рассматривалась как крайне вредная и приводящая к социальной дезориентации, увлекающая в сторону иллюзорных представлений.
Основные принципы и нормы коммунистической морали, такие как коллективизм, коммунистическое отношение к труду, социалистический гуманизм противопоставлялись моральным нормам религии с целью раскрытия дисфункции религиозного комплекса в социалистическом обществе. Коммунистическая мораль провозглашала труд высшей ценностью, основой богатства и могущества соци-
алистического общества, фундаментом коммунистического воспитания и развития творческих способностей человека. Осознание общественной значимости личного труда рассматривалось как один из основных критериев морального облика советского человека - строителя коммунизма, его отличие от Homo Religiosus.
Этой оптимистичной характеристике противопоставлялась оценка роли труда с точки зрения религиозных учений. Например, утверждалось, что в христианстве труд рассматривается как «наказание за первородный грех», а целью труда, подкреплённого молитвою, является спасение души. Помимо достаточно низкой оценки труда, религиозная мораль подрывала веру человека в силу коллектива, учила полагаться не на поддержку товарищей и собственные силы, а на божью волю. Считалось, что в целом религиозной морали чуждо понимание труда как творческой деятельности человека, направленной на преобразование природы и общества. Кроме того, соблюдение религиозных праздников отрывало трудящихся от работы, расшатывало трудовую дисциплину, мешало выполнению производственных планов. Религиозная мораль способствовала отвлечению людей от активного участия в трудовой деятельности. Таким образом, религиозная мораль тормозила развитие трудового энтузиазма у советских людей.
Прикладной аспект коммунистической морали заключался в развитии моральных стимулов (осознание общественной значимости труда, ответственность перед обществом и трудовым коллективом, эстетическое удовлетворение процессом и результатом трудовой деятельности), задействованных в трудовом воспитании. Для повышения дисциплины и производительности труда использовали моральное поощрение (различные формы и виды общественного признания трудовых заслуг, широкая пропаганда, с помощью выразительных и эмоциональных средств, трудового героизма).
Категории долга и совести в коммунистической морали наполнялись качественно иным содержанием, чем в религиозной морали. Например, в христианстве источником чувства долга считают Бога, а высший долг человека - любовь к Богу. Марксистско-ленинская этика понятие долга выводила из обязанностей человека перед обществом. Чувство долга отражает глубокую связь человека с коллективом. Моральный идеал для советского человека - это подчинение личных интересов общественным, т. е. делу строительства коммунизма. Источником долга в советской теории морали являлись общественные интересы.
Тесно переплетается с понятием долга категория совести. Если в христианской этике совесть понимается как врождённый «божественный голос», вложенное творцом различение добра и зла, то в марксистско-ленинской этике происхождение совести не выводили за пределы общества. Под совестью понимали нравственную самооценку человеком собственных поступков. Сущность совести - восприятие общественных интересов человеком как своих личных интересов. Когда такое восприятие в процессе воспитания и самовоспитания становится убеждением индивида, он начинает оценивать собственные поступки, сопоставлять их с моральным идеалом, выработанным в ходе исторического развития общества. Совесть в коммунистической морали была инструментом контроля общественных отношений, преградой для проникновения всего аморального в сознание человека. Исходя из положений марксистско-ленинской этики, представления религии о долге и совести наносили вред строительству коммунизма. Сковывая инициативу человека, считавшего долг и совесть «божественным даром», религиозная мораль отвлекала людей от прогрессивных общественных задач.
Принцип коллективизма «каждый за всех, все за одного», провозглашённый в моральном кодексе строителя коммунизма, должен был способствовать развитию коллективного начала в советском обществе, в то время как в религиозном учении о личном спасении усматривалось потворство развитию индивидуализма и эгоизма. Человек, подверженный влиянию религиозной морали и учению о личном спасении, склонен вращаться в сфере личных чувств, порождённых представлениями о потустороннем мире, о греховности. Коллектив и общество его мало интересуют, они могут увести его в сторону от цели приобретения посмертного «райского блаженства», вовлечь его «во грехи», в «мирскую суету». Согласно такой логике земные чувства и привязанности опасны для дела «вечного спасения».
Однако, следуя положениям Маркса, отмечалось, что религиозная мораль не является причиной социальной ограниченности и замкнутости в «личном духовном мире», она только выражение, следствие ограниченности и «разорванности бытия».
Моральный идеал социалистического гуманизма, выраженный в формуле «человек человеку - друг, товарищ, брат», утверждал классовую солидарность и сплочённость трудящихся всего мира. Характерные для религиозной морали принципы всепрощения, любви к ближнему, непротивление злу насилием, считались «псевдогуманизмом» и рассматривались марксистско-ленинской этикой как пережит-
ки «капиталистической морали», целью которой было насаждение социальной пассивности и отказа от борьбы за счастливое коммунистическое будущее человечества.
Патриотизм понимался как любовь к Родине, готовность отдать служению ей все свои силы, а порою и жизнь. В религии зачастую потусторонний, горний мир объявляется «истинной отчизной». В некоторых случаях последователи религиозных учений отказывались принимать воинскую присягу, брать в руки оружие (Свидетели Иеговы, мурашковцы, адвентисты-реформаторы, часть пятидесятников). Отказ некоторых верующих от вступления в профсоюзы, общественные организации, нежелание голосовать на выборах в органы советской власти был инспирирован, в том числе, влиянием религиозной нравственности.
Считалось, что религия разъединяет людей по религиозному, расовому и национальному признакам. Коммунистическая мораль, наоборот, должна была объединить всех людей независимо от расы, национальной и религиозной принадлежности.
Моральное понятие подвига трактуется христианством как прославление Бога, ревностное ему служение. Подвижниками называют монахов, аскетов, святых, блаженных, юродивых. Богословы молитву уподобляют подвигу. Марксистско-ленинская критика усматривала в религиозном понимании подвига - самоистязание, равнодушие к обществу, к гражданским обязанностям, к родным и близким. Коммунистическая теория морали признавала подвигом только тот поступок, который был совершён ради блага других. Подвиг - это беззаветный, бескорыстный поступок, до конца выполненный общественный долг, совершённый в трудных условиях. Коммунистическая мораль призывала людей на подвиги самоотверженной борьбы за интересы Родины, за дело коммунизма.
Стоит остановиться на отношении религиозной и коммунистической морали к положению женщины в обществе. Консервативная религиозная мораль пыталась замкнуть интересы женщины на быте и семье, лишить её права активного участия в жизни общества. Коммунистическая мораль обосновывала раскрепощение и равноправие женщины, активно вовлекала её в общественное производство, поощряла общественную деятельность [11, с. 94-104].
Для усиления аргументации тезиса о вреде религиозной морали приводились конкретные примеры из жизни последователей религиозных объединений. Чаще всего для этого подбирались случаи преступной деятельности последователей тех религиозных объединений,
которые не были лояльны к советскому политическому строю и находились в конфронтации с государством (истинно-православная церковь, совет церквей евангельских христиан-баптистов, Свидетели Иеговы и некоторые другие). Приведём пример из советской серии «В помощь лектору»:
«Е. С. Абушенко - член утевской секты баптистов в Белоруссии - пыталась насильственно втянуть в секту свою дочь Веру. Она запрещала ей читать газеты, слушать радио, смотреть телевизор, ходить в кино, на собрания. Вера решительно выступила против матери и её фанатичных "братьев" и "сестёр". И тогда Абушенко решила избавиться от дочери. Она убила её. Другой дикий случай произошёл во Фрунзе. Серёжа Зевалкин рос без отца. А его мать и дед - члены баптистской секты. Как-то мать и дед отправились в молебный дом. Они решили взять с собой и Серёжу. А когда тот отказался, мать и дед связали мальчику ноги металлической цепочкой, на цепь повесили два замка и оставили его в запертом доме» [10, с. 53].
Подобный фактический материал должен был закрепить в сознании реципиента мысль о вреде религиозной морали, сделать её более наглядной, конкретизировать.
Марксистско-ленинская субстанциональная (философская) критика религиозной морали доказывала несостоятельность этической теории основанной на религиозных учениях и утверждала коммунистическую мораль. Указывалось, что далеко не все нормы поведения, а лишь особый тип этих норм, отличный от множества других, охватывается понятием морали. Как форма общественного сознания мораль возникает только при наличии в обществе представлений о добре и зле [5, с. 291-292]. Необходимым условием морали выступает наличие морального идеала, т. е. образца, в соответствии с которым человек оценивает свои намерения и поступки.
Используя методологическую основу исторического материализма, марксистско-ленинская этика объясняла происхождение морали и её необходимого условия (представлений о добре и зле) отражением в сфере духовной жизни общества процесса социального расслоения в ходе разделения труда. С появлением противоположности материальных интересов личности и общества формируется моральная неудовлетворённость, разрыв должного и сущего, эгоизм и альтруизм. Требования, предъявляемые индивиду, стали расходиться с его основными влечениями и интересами. Человек обнаруживает, что не в состоянии подавить в себе дурные (противоположные интересам общества) побуждения и чувства, подчинить их требованиям долга. Так появляется сознание вины, греховности и, как следствие, стремление
к очищению, к святости. Мораль классового общества стала выражением разрыва сущего и должного. Такова в общих чертах теория происхождения сущности морали в марксистско-ленинской этике.
ТЛ С С ___
В системе христианской морали тот или иной поступок считается нравственным не в силу своих свойств и последствий, а только в зависимости от того, соответствует ли он божественной воле. Получается, что мораль, не имеющая другого фундамента, кроме ссылки на Бога, лишена внутренней опоры и самостоятельного смысла. Это подводило советских исследователей религиозной морали к выводу о том, что полюса добра и зла могли бы поменяться местами, если бы было доказано, что именно так надо понимать волю «небесного отца». Следовательно, любой аморальный поступок в такой системе координат может быть оправдан ссылкой на божественный авторитет. Принципы религиозной морали не подлежат для верующих критике: божественная санкция парализует всякое размышление и осуждает всякое сомнение.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что религия не рассматривалась как причина происхождения нравственности. По мысли советских исследователей религиозной этики, религия была лишь оболочкой нравственности, которая освещала нормы классовой морали, придавала им священный авторитет. Религия не только выносила источник морали за пределы общества и человека, но и преодолевала разрыв между должным и сущим представлениями о награде за добродетель в потустороннем мире. В мире земном верующего альтруиста ждали только трудные испытания. В этом заключается иллюзорность решения моральных проблем религией.
Марксистско-ленинская этика предложила свой рецепт преодоления конфликта между должным и сущим. Как предполагалось, в коммунистическом обществе исчезнет практическое расхождение, противоположность требований, предъявляемых идеалом, с одной стороны, и реальными условиями жизни, реальными возможностями, - с другой [15, с. 24]. Произойдёт сближение идеала с действительностью, общественные интересы будут совпадать с личными, гармонично дополнять друг друга. Согласно теории научного коммунизма в процессе коммунистического строительства будет усиливаться соответствие индивидуального сознания общественному сознанию, произойдёт сближение уровней их развития, постепенно исчезнет неравномерность утверждения коммунистического сознания в духовном мире каждой личности. Такое сближение индивидуального и общественного сознания означает снятие противоречия между
моральным идеалом коммунизма и соответствием этому моральному идеалу практической деятельности личности. Таким образом, моральная проблема должного и сущего будет решена.
Для ускорения процесса построения коммунизма необходимо было сделать нормы коммунистической морали не только знанием, но и убеждением всех советских граждан, а также повседневным регулятором общественных отношений.
Приведём пример жизненной ситуации и его анализа с позиции марксистско-ленинской этики с целью демонстрации глубокой связи этической теории и практической деятельности.
«Пожилая женщина, работающая в колхозе птичницей, пришла в правление попросить пару десятков яиц для угощения приехавших к ней гостей. Кто-то из ожидавших здесь прихода председателя шутливо заметил: "А что тебе просить, сама хозяйка, взяла бы - никто бы и не знал". Женщина возразила: "Не гожусь я для таких дел, умирать скоро, не хочу на том свете перед богом отвечать"».
Анализируя этот пример, советский учёный В. Н. Шердаков отмечает, что истолкование этого случая может быть разным. Сторонники религиозной морали сделают вывод о пользе религии для удержания от аморальных поступков. Другие отметят, что факт удержания от аморального поступка был следствием страха перед Богом, а это лишает такое решение нравственной ценности. Потому что нравственный поступок должен быть самодостаточным актом свободной воли, продиктованным внутренним убеждением человека, который исходит из интересов других людей или общества, даже в ущерб личным интересам. Далее В. Н. Шердаков утверждает, что главным мотивом в этом происшествии нужно считать не страх перед Богом, а человеческую совесть. Представления о должном, о человеческом достоинстве и самоуважении были основой, а мысль о Боге, скорее всего, являлась внешней оболочкой, в которую привычно облекались эти представления [16, с. 233-234]. Вывод В. Н. Шердакова обосновывает самостоятельность моральных норм от религии, привычные представления обыденного религиозного сознания лишь объясняют мотивы морального поступка, являются его оболочкой.
Таким образом, марксистско-ленинская субстанциональная и функциональная критика религиозной морали дополняли друг друга, обосновывали необходимость преодоления религии и замещения религиозной нравственности коммунистической моралью. Если принимать во внимание тезис о самостоятельности морали, независимости её происхождения от религии, получается что религия не создаёт мораль, а лишь обосновывает нормы классовой морали, охраняет и
утверждает их. Тогда напрашивается вывод о естественном процессе возникновения коммунистической морали в социалистическом обществе, так как она соответствует цели и задачам развития этого общества.
Утверждение коммунистической морали проходило под воздействием всего советского образа жизни, этот процесс направлялся и контролировался многогранной идеологической деятельностью коммунистической партии. Активное практическое участие в борьбе за коммунизм рассматривали как основу нравственного воспитания. В партийных документах отмечалось:
«Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения. Выработать такую позицию -задача нравственного воспитания» [7, с. 77].
Субъективный фактор, т. е. внедрение коммунистической морали институтами идеологии, устранял стихийность процесса становления новых моральных норм и должен был способствовать приближению к главной цели социалистического общества - коммунизму.
Коммунистическая идеология была тесно переплетена с теорий морали, нравственными нормами и отношениями в советском обществе. Можно рассматривать марксистско-ленинскую этику, нормы коммунистической морали, идейно-воспитательную работу по формированию нравственных убеждений как одно из направлений коммунистической идеологии.
Моральные нормы, сформировавшиеся в практике общественной жизни под влиянием идей и принципов коммунистической политической идеологии и вобрав их в себя, становились для человека в процессе образования и воспитания внутренним регулятором его поведения, превращались во внутренние убеждения. Реализуясь как результат убеждённости личности, нормы коммунистической морали выполняли определённую идеологическую функцию, становились средством идеологического воздействия. Если же для личности моральные нормы и заложенные в них идеи не становились её убеждениями, они всё же могли реализоваться в практической деятельности, так как личность не хотела испытывать на себе отрицательную реакцию общественного большинства за своё ненормативное поведение. В том случае, если личность нарушала нормы коммунистической морали, тем самым она отрицала в определённой степени и политическую идеологию, господствующую в социалистическом обществе, занимала положение persona non grata [8, с. 57].
Нормы коммунистической морали должны были стать убеждениями всех советских людей, для этого коммунистическая партия проводила большую идеологическую работу. Идейно-воспитательная деятельность (компонент идеологической сферы) - это внесение социалистического общественного сознания, марксистско-ленинской идеологии в сознание каждого человека в отдельности. Коммунистическая партия была главным элементом субъекта управления идеологической сферой, она осуществляла политическое руководство, и в тех или иных формах прямое управление сферой идеологии. Также в роли субъекта управления идеологической сферой выступали органы государственно-административного управления, комсомол, профсоюзы, различного рода творческие организации и добровольные общества. Объектом управления идеологической сферой общества (идеологического воспитания) являлся человек, его сознание, дела и поступки [3, с. 62-66].
Таким образом, если схематично описать суть идейно-воспитательной деятельности по внесению норм коммунистической морали в сознание индивида, то получится следующая формула: субъект управления оказывает управляющее воздействие на объект управления с целью воспитания у объекта управления стойких моральных убеждений.
В целом процесс формирования коммунистической нравствено-сти, преодоление, замещение и вытеснение из общественного сознания и общественных отношений религиозной морали был одним из факторов реализации на практике ленинской программы культурной революции, которую проводила в жизнь коммунистическая партия и государство. Культурную революцию понимали как единый процесс формирования «нового человека».
Советские исследователи выделяли три основные группы задач, которые решались в ходе культурной революции: 1) ликвидация неграмотности и приобщение граждан к такому уровню общеобразовательных и технических знаний, которых требовали от них условия производства, задачи отделения церкви от государства и системы образования, развитие средств массовой коммуникации; 2) передача в руки советских граждан материальной базы культуры, реформа народного образования и создание на этой основе собственных кадров советской интеллигенции, установление контроля за деятельностью буржуазных специалистов; 3) всеобщая доступность культурных ценностей и обеспечение возможности творчества в любой области жизнедеятельности общества.
По мнению советских исследователей, с построением социализма задачи культурной революции были в основном решены. Сторонники этого взгляда упускали третью группу задач культурной революции, которая определяла её гуманистическую сущность. С точки зрения советского учёного Н. С. Злобина, именно процесс преодоление деления общества на творцов и потребителей культурных ценностей был целью культурной революции, её завершением, что, по мысли исследователя, совпадало с построением коммунизма [6, с. 255-257].
Необходимо остановиться ещё на одном компоненте теории научного коммунизма. связанном с развитием коммунистического общественного сознания. В теории научного коммунизма обосновывалось положение о том, что с развитием коммунистических отношений государство и правосознание будут заменены общественным самоуправлением и моральным сознанием. Точнее, по мере перехода общества к коммунизму на основе норм нравственности и норм права будут складываться единые нормы коммунистического общежития. Правосознание должно было не просто исчезнуть, а преобразоваться [13, с. 251]. Чаще всего выделяли три группы форм общественного сознания. К первой группе относили те формы общественного сознания, которые не отмирали при коммунизме, а становились более содержательными: философия, наука, мораль, искусство. Ко второй группе относились так называемые «извращённые» виды сознания, оставшиеся при социализме как пережитки прошлого, они должны были исчезнуть окончательно с построением коммунизма, к третьей -относились политическое и правовое сознание. При наступлении второй фазы коммунизма эти формы должны были преобразиться в идеологию, выражающую общечеловеческие интересы и нормы коммунистического общежития [1, с. 81-82].
Религиозное сознание, а следовательно, и нормы религиозной морали находились в противоречии с социалистическим общественным сознанием. Индивидуалистические, национальные, религиозные «предрассудки и заблуждения, пережитки прошлого» сохранялись при социализме на уровне индивидуального и группового сознания, а одна из задач идеологической работы заключалось в их преодолении. Получалось, что утверждение коммунистической нравственности и сокращение влияния норм религиозной морали являлось одним из показателей приближения коммунизма. Отсюда и такое широкое внимание к проблемам этики и морали со стороны идеологических работников.
Таким образом, процесс замещения религиозной нравственности нормами коммунистической морали получил обоснование в этической доктрине теории научного коммунизма, которая выстраивала систему философской и идеологической аргументации для формирования нового типа человека - строителя коммунизма.
Список литературы
1. Агаронян А. С. Проблемы формирования коммунистического общественного сознания. - Ташкент: Узбекистан, 1977.
2. Архангельский Л. М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике. -М.: Высшая школа, 1974.
3. Афанасьев В. Г. Об управлении идеологической сферой в социалистическом обществе // Коммунист. - 1975. - № 12. - С. 60-68.
4. В. И. Ленин о литературе и искусстве. - М.: Худож. лит., 1986.
5. Дробницкий О. Г. Научная истина и моральное добро // Наука и нравственность / сост. В. И. Толстых. - М.: Политиздат, 1971. - С. 268-322.
6. Злобин Н. С. Культура и общественный прогресс. - М.: Наука, 1980.
7. Материалы XXV съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1976.
8. Михальченко Н. И. Коммунистическая идеология и деятельность масс. -Киев: Наукова думка, 1976.
9. Партийная этика: Документы и материалы дискуссии 20-х годов / под ред. А. А. Гусейнова и др. - М.: Политиздат, 1989.
10. Прокофьев В. И. Категории морали и религия. - М.: Знание, 1970.
11. Прокофьев В. И. Кодекс коммунистической морали и религиозная «нравственность». - М.: Воениздат, 1964.
12. Теория и практика коммунистического воспитания / редкол.: Ж. Т. То-щенко и др. - М.: Мысль, 1980.
13. Уледов А. К. Структура общественного сознания: теоретико-социологическое исследование. - М.: Мысль, 1968.
14. Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя, П. Ф. Юдина. -2-е изд. - М.: Политиздат, 1968.
15. Шердаков В. Н. Атеизм и нравственность. - Л.: Знание, 1973.
16. Шердаков В. Н. Иллюзия добра: Моральные ценности и религиозная вера. - М.: Политиздат, 1982.
Статья поступила: 01.07.2019. Принята к печати: 19.08.2019