разующую функцию, диктуя выбор выразительных и образных средств, логику построения рассказа композиции.
Библиографический список
1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975.
2. БлохМ.Я. Проблема основной единицы текста // Коммуникативные единицы языка. - М., 1985.
3. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981.
4. ВиноградовВ.В. Стилистика. Теория поэтической речи. - М.: Поэтика, 1963.
5. Коммуникативно-парадигматические аспекты исследования языковых единиц. Сборник статей к юбилею профессора М.Я. Блоха. Ч. 1. -Барнаул; М., 2004.
6. ЭсалнекА.Я. Внутрижанровая типология и пути ее исследования. - М., 1985.
7. Booth W.C. The Rhetoric of Fiction. - Chicago, 1961.
8. Chatman S. Story and Discourse: Narrative Structure in Fiction and Film. - Ithaca, 1978.
9. DolezelL. The Typology of the Narrator: point of view in fiction. - The Hague, 1967. - Vol. 1.
А.Н. Шебловинская
СТРОФИЧЕСКОЕ И МЕТРИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ «ФЕЙНЫХ СКАЗОК» К.Д. БАЛЬМОНТА
В составе «Полного собрания сочинений» (1911 г.) К.Д. Бальмонта в шестом томе были представлены «Фейные сказки». В.Я. Брюсов одним из первых отметил особый возвышенно-чистый слог «Фейных сказок» К. Д. Бальмонта: «Родник его творчества снова бьет здесь струей ясной, хрустальной, напевной. Это песни нежные, воздушные, сами создающие свою музыку. Это - легкое, прозрачное паутинное кружево, сквозь которое просвечивается тонкая шея девушки. Это серебряный смех задумчивых колокольчиков, «узкодонных, разноцветных на тычинке под окном». Это утренние,
радостные песни, спетые уверенным голосом в яркий полдень»1.
Этот поэтический цикл, включая Посвящение, состоят из шестидесяти восьми стихотворений, отобранных и расположенных самим автором в три раздела: «Фея», «Детский мир», «Былинки». В последующих изданиях, вышедших после революции, количество текстов, их порядок изменялся редакторами без участия К.Д. Бальмонта.
«Фейные сказки» К.Д. Бальмонта имеют четкую организацию. Небольшое стихотворное «Посвящение» состоит из 9 строф чередующегося дактиля. В истории русской поэтической тра-
Таблица1
Соотношение строфики «Фейных сказок» и всей лирики К.Д. Бальмонта (процентное соотношение, ранговое место)
Виды строф «Фейные сказки» К.Д. Бальмонта Лирика К.Д. Бальмонта (результаты подсчетов Л.Е. Ляпиной)
я © Детский мир Былинки Среднее число Ранг Соотношение в лирике Ранг
Двустишие 23 11 7 13 II 4 IV
Четверостишие 56 58 85 66 I 44,6 I
Пятистишие - 19 4 6,4 IV 3 V
Шестистишие 21 4 - 8,2 III 4,3 III
Проч. виды - 8 4 6,4 IV 44,1 II
Всего 100 100 100 100 100
188
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2007
© А.Н. Шебловинская, 2007
Таблица2
Метрический репертуар К.Д. Бальмонта «Фейных сказок»
диции четырехстопный дактиль характерен для торжественной возвышенной поэзии.
Первый и второй разделы - «Фея» (379 стихов) и «Детский мир» (295 стихов) - содержат по 18 стихотворений («Посвящение» не учитывалось). Третий раздел - «Былинки» (400 стихов) -состоит из 31 стихотворения.
Результаты наблюдений строфики «Фейных сказок» К.Д. Бальмонта отражены в таблице процентного соотношения. Также представлен анализ метрического и строфического репертуара оригинальных поэтических сочинений К.Д. Бальмонта, произведенный Л.Е. Ляпиной (автором были рассмотрены 3350 произведений, исключая переводы).
Л.Е. Ляпина отмечает характерную особенность лирики К.Д. Бальмонта, проявившуюся также и в «Фейных сказках»: «Однострофных произведений мало... очень низкий процент прочих
размеров... Равнострофные произведения преобладают. Из них более 2/3 составляют традиционные четверостишия, но наряду с ними активно используются двустишия, трехстишия... ощущается его привязанность к традиционным формам стиха XIX в.». Также указывается частое использование К.Д. Бальмонтом скрытой строфики, особенно в полиметрических композициях2. Исследовательница отмечает, что период 1905-1910 гг. -творческий взлет поэта - характеризуется экспериментами и интенсивным поиском в технике стиха. Во всех разделах наиболее частотны четверостишия. Количество строф с четным количеством стихотворных строк превосходит с нечетным, что характерно для лирики К. Д. Бальмонта в целом3.
Преобладающий тип строфики «Фейных сказок» - катрен (от 56% до 85%), что также присуще лирике К.Д. Бальмонта в целом.
Для лирического наследия поэта двустишия не характерны - на четвертой позиции, в то время как другие строфические примеры занимают второе место.
Преобладание двустиший в «Фейных сказках» вызвано ориентацией автора на детскую фольклорную традицию, для которой традиционен упрощенный характер организации текста.
Пятистишия в основном характерны для раздела «Детский мир» (19%) (в «Былинках» - 4%). Исследователи неоднократно высказывали точку зрения, что «строфы нечетного состава» тяготеют к вокальным жанрам, в которых «нечетный стих выполняет функцию рефрена»4. Автор осознает это тяготение: только среди названий стихотворений второго раздела присутствуют «Детская песенка» и «Колыбельная песня». Употребление других нечетных строф составляет не более 4%.
Непосредственно написаны пятистишиями «Сказочки», «Кошкин дом», «Смешной старик» (раздел «Детский мир»,) «Изморозь», «Тоньше» (раздел «Былинки»). Среди них встречаются формы АЬААЬ и аЬааЬ (3 и 2 раза, соответственно). К.Д. Вишневский отмечает данную форму в духовной оде Тредиаковского, элегиях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, стилизации «Песнь Боя-на» Языкова, фрагменте поэмы Аксакова, легенде Полонского, медитации Майкова, подчеркивая отсутствие жесткого прикрепления» строфы «ни к жанру, ни к теме, ни к какой-либо постоянной области душевных переживаний»5. Стихотворения К.Д. Бальмонта «Сказочки», «Кошкин дом» координируют со сказкой в стихах, «Смешной старик» - повествование юмористического характера и «Изморозь», «Тоньше» тяготеют к медитативной лирике.
Таблица3
Сопоставление процентного соотношения классических метров «Фейных сказок» и всей лирики поэта7 (значения округлены до целых)
190
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2007
Высокий процент употребления двустиший (второе место) в «Фейных сказках», особенности распределения (23% - 11% - 7%), низкий процент прочих строфических примеров (четвертое место) могут быть связаны с традиционным использованием такого построения текста именно в детской литературе, детском фольклоре.
Следующая таблица позволяет выявить употребление и их закономерности в метрическом репертуаре К.Д. Бальмонта.
Обращает на себя внимание преобладание хореев (52%). Особенно частотны в этой группе Х4 (22%) и разностопный Х (25%). Число ямбов, дольников и дактилей отличается статистической близостью - 14% Я, 12% До и 10% Д. Использование анапестов, амфибрахиев, стихотворений с переменной анакрусой и тактовиков составляет менее 6%.
Л.Е. Ляпина, характеризуя метрический репертуар всей лирики К.Д. Бальмонта, подчеркивает следующие характерные особенности: «Самые распространенные размеры - Я5, Х4, Я4... Хореи, будучи на втором месте, составляют 27% XIX в. цифра говорит о переходе Бальмонта к закономерностям ХХ в. На общем фоне выделяется Х4 - 16,3%; он широко употребим у Бальмонта в стилизациях народного стиха, а также в детских стихотворениях («Фейные сказки»)»6.
Анализ результатов подсчетов процентного соотношения классических метров «Фейных сказок» и всей лирики К.Д. Бальмонта представляет следующие соотношения:
- первое и второе ранговые места принадлежат хорею и ямбу. Однако в «Фейных сказках» преобладает хорей - 52% от всех метров, тогда как ямб - 14%. В лирических произведениях поэта эти метры заняли - хорей - 45%, а ямб - 27%. Преобладание хореических размеров в «Фейных сказках» объясняется художественными задачами писателя;
- третье и четвертое ранговые места разделили подобным образом дактиль и анапест; количество процентов составляет незначительную разность;
- классические метры наиболее характерны и для «Фейных сказок», и для лирики поэта: «Склонность Бальмонта к урегулированным раз-
мерам объясняется его стремлением создавать симметричный, «орнаментальный» ритмический рисунок»8;
- в «Фейных сказках» внутри одного метра соотношения размеров в большинстве случаев сохраняют ранг, характерный лирике поэта в целом.
Закономерности расположения текстов внутри отдельных частей и «Фейных сказок» в целом позволяют представить эту книгу как стихотворный цикл. Трехчастная организация текстов этого произведения с объединяющим стихотворным Посвящением, с одной стороны, дает К.Д. Бальмонту возможность представить читателю на различных уровнях восприятия волшебную страну как модель идеального мира. С другой - является отражением символических представлений о трехчастном строении мироздания. Адресуя свое сочинение детям, К.Д. Бальмонт использует в первой части художественный опыт детской устной народной поэзии: разнообразные средства выразительности, персонажей, характерные темы. Включение в «Фейные сказки» тактовиков и дольников различных ритмических вариаций, широко употребляемых в народном творчестве9, связано с ориентацией автора на русскую фольклорную традицию в целом.
Примечания
1 Брюсов В.Я. Среди стихов. 1894-1924 - Манифесты, статьи, рецензии. - М.: Советский писатель, 1990. - С. 167.
2 Ляпина Л.Е. Метрический и строфический репертуар К.Д. Бальмонта // Проблемы теории стиха. - Л.: АН СССР «Наука»; Институт русской литературы (Пушкинский дом), 1984. - С. 185-186.
3 Там же. - С. 185-187.
4 Вишневский К.Д. Введение в строфику // Проблемы теории стиха. - Л.: АН СССР «Наука»: Институт русской литературы (Пушкинский дом), 1984. - С. 41-42.
5. Там же. - С. 50.
6. Ляпина Л.Е. Метрический и строфический репертуар К.Д. Бальмонта... - С. 180.
7. Там же. - С. 181.
8. Там же. - С. 184.
9. Гаспаров М.Л. Современный русский стих. - М.: Наука, 1974. - С. 371.