ФИЗИОЛОГИЯ
О.А. Жилина, В.А. Асочакова
Курганский государственный университет
СТРЕССОГЕННОСТЬ ОБРАЗА ЖИЗНИ И СТРЕССОРЕАКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
В литературе встречается много сведений о снижении уровня здоровья населения и об омоложении психосоматических заболеваний (В.И. Натаров, Т.А. Немчин, 1988; Э.Э. Стэх, 1991; В.К. Буйлов, 1997; Л.О. Манаева, 1997).
Известно, что ежедневные неприятности имеют большее значение как факторы, способствующие развитию вредных последствий стресса, чем крупные одноразовые события в жизни (Ф.И. Фурдуй, 1990). Уровень стрессогенности образа жизни зависит от режима питания, сна, отдыха, повседневной двигательной активности, нервно-психического напряжения, наличия социальных проблем, в том числе материальных. Одна из самых подверженных стрессу категорий населения - это студенты.
Негативным для здоровья студентов фактором является экзаменационный стресс (В.И. Николаев, 1996; Е.А. Умрюхин, Е.В. Быкова, Н.В. Климина, 1996; В.Б. Стрелец, Н.Н. Самко, Ж.В. Голикова, 1998; И.В. Харитонова и др., 2000). Слишком низкий или, наоборот, чрезмерно высокий уровень повседневной двигательной активности также может действовать на организм подобно стрессу.
Исследователи отмечают взаимосвязь индивидуальных стресс-реакций с личностными характеристиками испытуемых (В.И. Николаев, 1996; И.В. Харитонова и др., 2000), но недостаточно исследован вопрос о влиянии уровня повседневной двигательной активности на стрессогенность и стрессореактивность.
В нашем исследовании приняли участие 62 студента мужского пола Курганского госуниверситета факультета психологии, валеологии и спорта: 31 спортсмен (19 борцов и 12 легкоатлетов) и 31 не занимающийся спортом. В качестве модели эмоционального стресса использовали сдачу курсового экзамена. Испытуемых-добровольцев предварительно исследовали с помощью теста Люшера, опросников стрессо-генности образа жизни и подверженности стрессу Т.А. Немчина, теста ММР1, опросников Айзенка и Ле-онгарда. У 12 испытуемых определяли субъективные временные эталоны (СВЭ) в покое и при стрессе. У 39 испытуемых исследовали фоновую желудочную секрецию до и сразу после сдачи экзамена. Определяли
объем, концентрацию кислоты, пепсиногена и протео-литическую активность тощаковой, базальной и стимулированной секреции (стимулятор - капустный отвар). Для установления уровня эмоционального стресса у 11 испытуемых определили концентрации адре-нокортикотропного гормона (АКТГ) в сыворотке крови в покое и в день сдачи экзамена. Все 62 испытуемых прошли тестирование с помощью опросника САН (самочувствие, активность, настроение), также у них были измерены частота сердечных сокращений (ЧСС) и артериальное давление (АД) в условиях эмоциональной стабильности и при эмоциональном напряжении.
По данным нашего исследования, у 83,7% студентов (п=62) была отмечена выраженная стрессогенность образа жизни. При этом самые высокие показатели наблюдались у нетренированных, достоверно низкие - у спортсменов, особенно у борцов. Большинство студентов (77,5%) имели среднюю стрессоустой-чивость. Интересно, что высоких показателей по данному тесту не обнаружено вообще, кроме того, довольно велик процент лиц с низкой (13%) и очень низкой стрессоустойчивостью (9,5%) - большинство из них спортсмены, развивающие скоростно-силовые качества. Для оценки психосоматического состояния студентов мы использовали краткий вариант теста Лю-шера (8-цветовой). В нашем исследовании 16,5% студентов имели клиническое психосоматическое состояние, 43,5% субклиническое и только 40% оптимальное. При этом почти все высококвалифицированные спортсмены имели либо субклиническое, либо клиническое психосоматическое состояние.
Как следует из этих данных, наиболее благоприятным для здоровья студентов фактором являются занятия любительским спортом. Лица, не занимающиеся спортом, не имеют возможности снять эмоциональное напряжение. Высококвалифицированные же спортсмены испытывают стресс от высоких мышечных нагрузок.
При эмоциональном стрессе достоверно (р < 0,05) повышались концентрация АКТГ (п=11), ЧСС, АД, снижались показатели САН (п=62). Было обнаружено 3 типа реакции секреторной функции желудка на стресс (п=39): угнетение (п=14), стимуляция (п=11) и отсут-
ствие изменений (п=14). У испытуемых с угнетением желудочной секреции преобладал адаптивный компонент стресс-реакции, со стимуляцией - стрессовый компонент (группа риска гастроэнтерологической патологии), у остальных преобладали реакции гомеоста-тирования (Ф.И. Фурдуй, 1990). В первую группу попали легкоатлеты и неспортсмены, во вторую - борцы и неспортсмены, в третью - только не занимающиеся спортом.
В процессе многолетних тренировок на выносливость у легкоатлетов наблюдается повышение всех фоновых показателей желудочной секреции, у спортсменов скоростно-силового направления (в частности, у борцов) - снижение (А.П. Кузнецов и др., 1987). В результате слизистая желудка у борцов не адаптирована к резкому повышению агрессивных свойств желудочного содержимого, что предрасполагает к патологическим изменениям. Однако следует отметить, что направленность секреторных сдвигов при эмоциональном стрессе не зависела от уровня фоновой желудочной секреции и не имела непосредственных связей с уровнем повседневной двигательной активности и спортивной специализацией.
В попытке объяснить эти различные типы реакции секреторной функции желудка на эмоциональный стресс мы исследовали психологические особенности (темперамент, характер) этих групп. Оказалось, что по психологическому профилю (тесты Айзенка, Леон-гарда и ММР1) можно с высокой точностью прогнозировать тип стресс-реакции (а именно направленность изменений секреторной функции желудка) с помощью стандартного дискриминантного анализа. Лица с угнетением желудочной секреции характеризовались повышенной экстраверсией, низким невротизмом, малым количеством акцентуаций (в основном гипер-тимного типа). Испытуемые из группы риска имели достоверно высокий невротизм, чаще всего педантическую, застревающую, возбудимую, дистимическую, циклотимическую акцентуации характера (несколько акцентуаций в сочетании), повышенные шкалы невротической триады по ММР1. Испытуемые с преобладанием гомеостатических реакций занимали среднее положение.
Полученные данные позволяют сделать вывод, что на стрессореактивность человека влияет уровень повседневной двигательной активности, но не влияет специфика тренировочного процесса. Наши исследования еще раз подтвердили, что вегетативные стресс-реакции индивидуальны и зависят от индивидуальных психологических особенностей (К.В. Судаков, 1993). Выявлены личностные черты, обусловливающие повышенную стрессореактивность: высокий невротизм, педантическая, застревающая, возбудимая, дистими-ческая, циклотимическая акцентуации характера (несколько акцентуаций в сочетании), повышенные шкалы невротической триады по ММР1. В то же время в различные виды спорта отбираются лица, имеющие определенное сочетание личностных черт.
Ясно, что вегетативный субсиндром стресса при прочих равных условиях зависит еще и от вида и интенсивности стресс-фактора. Можно предположить, что
стресс, который испытывают студенты на экзамене, и стрессовое предстартовое состояние на соревнованиях вызывают разные вегетативные сдвиги. Таким образом, представляется актуальным создание экспресс-методик, позволяющих диагностировать уровень эмоционального напряжения и степень риска негативных последствий стресса в различных жизненных ситуациях.
Одним из возможных путей решения этой проблемы может являться исследование субсиндрома изменения восприятия времени при стрессе (Т.В. Самохина, О.Н. Кузнецов, Н.И. Моисеева, 1988; Ю.В. Корягина, 2003). С этой целью 12 испытуемых (по 4 человека из каждой группы с различным типом стресс-реакции) отмеривали интервалы времени 6 сек, 30 сек и 1 мин 15 сек в состоянии эмоциональной стабильности и непосредственно перед экзаменом. Затем вычисляли субъективные эталоны времени испытуемых (СВЭ) по методике В.И. Лупандина (1989).
В нашем исследовании было показано, что выделенные 3 группы с различной стрессореактивнос-тью различались по степени изменений СВЭ: больше всего «сжимали» единицу времени испытуемые со стимуляцией желудочной секреции (борцы и неспортсмены). Вероятно, изменения субъективного временного эталона отражали уровень эмоционального стресса испытуемых. Однако в целом изменения СВЭ были в достаточно узком диапазоне, поэтому для создания такой экспресс-методики необходимы дальнейшие исследования на большей выборке испытуемых.
Анализ экспериментальных данных позволяет сделать следующие выводы:
1.Высокий (профессиональный спорт) или низкий уровень повседневной двигательной активности является неблагоприятным для психосоматического здоровья фактором. Оптимальный уровень повседневной двигательной активности - одно из важнейших условий низкой стрессогенности образа жизни.
2.Стрессореактивность человека напрямую зависит от личностных характеристик. В результате отбора для занятий борьбой отбираются лица с повышенной стрессореактивностью секреторной функции желудка, что может привести к патологическим изменениям.
3.Маркером уровня эмоционального напряжения является существенное «сжатие» эталона времени.
СЕРИЯ «ФИЗИОЛОГИЯ, ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ И МЕДИЦИНА», ВЫПУСК 2 41
Список литературы
1. Буйлов В.К. Психотерапия в профилактике и амбулаторном лечении неврозов у студентов //Рос. мед. журн. - 1997. - № 2.
- С. 13-15.
2. Корягина Ю.В. Исследование хронобиологических особенностей восприятия времени и пространства у спортсменов //
Теория и практика физической культуры. - 2003. - №11. - С.46-53.
3. Кузнецов А.П. и др. Морфофункциональные особенности желудочно-кишечного тракта у человека при гиперкинезии и
эмоциональном стрессе // Материалы XV съезда Всесоюзн. физиол. об-ва им. И.П. Павлова. - Кишинев: Наука, 1987.
- Т. 2. - С. 470-471.
4. Лупандин В.И. Психофизическое шкалирование. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989. -240 с.
5.Манаева Л.О. Об уровне стресса у студентов г. Мурманска // Экология человека. - 1997. - № 1. - С. 56-58.
6.Натаров В.И., Немчин Т.А. Нервно-психическое напряжение и психопрофилактика состояний здоровья студентов // Психол. журн. - 1988. - Т. 8. - № 3. - С. 87-92.
7.Николаев В.И. Эмоциональный стресс - положительное и отрицательное влияние на здоровье человека // Ноол. экол. ноосферы, здоровье и образ жизни: Материалы Междунар. науч. конф., СПб., 22-24 марта, 1996. - СПб., 1996. - С. 210-211.
8.Самохина Т.В., Кузнецов О.Н., Моисеева Н.И. Методы изучения психического времени как показатель адаптации // Адаптационные возможности человека в условиях больших городов. - Л., 1988. - С. 64-66.
9.Стрелец В.Б., Самко Н.Н., Голикова Ж.В. Физиологические показатели предэкзаменационного стресса // Журн. высш. нерв. деят. - 1998. -Т. 48. - № 3. - С. 458-463.
10. Стэх Э.Э. Количественная оценка здоровья студенток // 8 Съезд Белорус. физиол. об-ва им. И.П. Павлова, Минск, 10-11
сент, 1991: Тез. докл. - Минск, 1991. - С. 119.
11.Судаков К.В. Стресс как проблема выживания человечества: экспериментальные подходы к изучению механизмов устойчивости к стрессу // Выживание человека: резерв. возможности и нетрадиц. мед.: 1 Междунар. конф., Москва , 21-24 сент., 1993: Тез. докл. - М., 1993. - С. 18-20.
12.Умрюхин Е.А., Быкова Е.В., Климина Н.В. Энергообмен и вегетативные функции у студентов при учебной и экзаменационной нагрузках //Физиол. чел. - 1996. - Т. 22. - № 2. - С. 108-111.
13.Фурдуй Ф.И. Стресс и здоровье. - Кишинев: Штиинца, 1990. - 239 с.
14.Харитонова И.В. и др. Особенности реакций эндокринной и сердечно-сосудистой систем людей с различным типом темперамента на эмоциональный стресс // Физиол. человека. - 2000. - Т. 26. - № 3. - С. 121-125.