References
1. Orlov A.Yu. The Basis of Sanitary and Chemical Hazard of Medical Waste: Diss. Moscow; 2010. (in Russian)
2. Soprun L.A. Hygienic Basis for Choice of Medical Waste Treatment Method: Diss. St.Petersburg; 2010. (in Russian)
3. Chartier Y., ed. Safe Management of Wastes from Health-Care Activities. Geneva: World Health Organization; 2013.
4. SanPiN 2.1.7.2790-10. Sanitary and epidemiologic requirements for health-care waste management. Moscow; 2010. (in Russian)
5. Akashkina L.V, Akimkin VG., Balakaeva A.V, Bormashov A.V., Gogitidze T.V, Igonina E.P. et al. Medical Waste. The Safety Management Experience in Russian Federation [Meditsinskie otkhody. Opyt bezopasnogo obrashcheniya v Rossiyskoy Federatsii]. Rusa-kov N.V., ed. Moscow: Nauchnyy mir; 2013. (in Russian)
6. Shcherbo A.P., Mironenko O.V. Hygiene of Medical Waste Management [Gigiena upravleniya bol'nichnymi otkhodami]. St.Petersburg: izdatel'stvo MAPO, OOO «Firma KOSTA»; 2008. (in Russian)
7. Shandala M.G., Fedorova L.S., Belova A.S. Modern problems of medical waste treatment In: Problems of Waste Management of Health Care Institutions. Thesises of the V International Conference [Problemy obrashcheniya s otkhodami lechebno-profilak-ticheskikh uchrezhdeniy: Sbornik materialov VMezhdunarodnoy konferentsii]. Moscow; 2009: 159-60. (in Russian)
8. Technical Assistance Manual: State Regulatory Oversight of Medical Waste Treatment Technologies: A Report of the State and Territorial Association on Alternative Treatment Technolo-
Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2016; 95(7)
_DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-7-617-622
Original article
gies (STAATT). TR-112222. EPRI, Palo Alto, CA: 1998.
9. Akashkina L.V., Balakaeva A.V., Bulganina M.S., Zudinova E.A., Korol'kov V.S., Mamontova L.S. et al. Review of Economical, Sanitary and Hygienic and Ecological Effectiveness of Activities Provided by State Program of Moscow City «Health Care System of the Capital» for 2012-2015 [Otsenka ekonomi-cheskoy, sanitarno-gigienicheskoy i ekologicheskoy effektivnosti provedeniya meropriyatiy, predusmotrennykh gosudarstvennoy programmoy goroda Moskvy «Stolichnoe zdravookhranenie» na 2012-2015 gg.]. Moscow; 2014. (in Russian)
10. Methodological guidelines for the control of steam and air sterilizers. (Approved by the Chief epidemiological control of the Ministry of Health on February 28, 1991 N 15 / 6-5). Moscow; 1991. (in Russian)
11. Manual R 4.2.2643-10. 3.5. Disinfectology, Laboratory methods and testing of disinfectants to assess their effectiveness and safety. Moscow; 2010. (in Russian)
12. Methodical guidelines MG 4.2.2661-10. 4.2. Control methods. Biological and microbiological factors. Methods of sanitary and parasitologic testing. Moscow; 2010. (in Russian)
13. Guidelines 2.1.7-02.07. Requirements for the selection, transportation, storage and preparation for the examination of samples of medical waste. Moscow; 2008. (in Russian)
14. Instructional guidelines MU 287-113. Guidelines for disinfection, sterilization cleaning and sterilization of medical devices. Moscow; 1998. (in Russian)
Поступила 19.06.15 Принята к печати 17.11.15
О ФЕДОТОВА И.В., ЧЕРНИКОВА Е.Ф., 2016 УДК 613.6:656.13
Федотова И.В., Черникова Е.Ф.
СТРЕСС КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РИСКА У СОТРУДНИКОВ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ФБУН «Нижегородский НИИ гигиены и профпатологии» Роспотребнадзора, 603950, Нижний Новгород
Проведена гигиеническая оценка профессиональных факторов, характеризующих условия труда автоинспекторов ДПС. Установлено, что наряду с высокой нервно-эмоциональной напряженностью их труд сочетается с воздействием неблагоприятного микроклимата, повышенных уровней шума, вибрации, тяжести. Субъективно автоинспекторы также отметили негативное влияние на состояние здоровья загрязненного воздуха автомагистралей. Анализ распространенности хронических заболеваний среди 431 автоинспектора выявил ведущую роль болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани, органов пищеварения, нервной системы и системы кровообращения, доля которых в структуре патологии составляет 86%. Рост частоты указанных заболеваний со стажем подтверждает их профессиональную обусловленность. Расчет показателей относительного профессионального риска показал, что особенно значимо с увеличением стажа возрастает риск заболеваний, в патогенезе которых существенную роль играет стресс. В изучаемой группе это были такие заболевания, как гипертоническая болезнь, вегетососудистая дистония, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, риск развития которых в ряде возрастно-стажевых групп характеризуется как высокий и очень высокий. Полученные результаты свидетельствуют, что мероприятия, направленные на снижение уровней воздействующих профессиональных факторов, могут способствовать предупреждению развития стрессогенной патологии у автоинспекторов.
Ключевые слова: инспекторы ДПС; стресс; условия труда; профессиональный риск.
Для цитирования: Федотова И.В., Черникова Е.Ф. Стресс как фактор профессионального риска у сотрудников дорожно-патрульной службы. Гигиена и санитария. 2016; 95(7): 617-622. DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-7-617-622
Fedotova I.V., Chernikova E. F.
STRESS AS AN OCCUPATIONAL RISK FACTOR AMONG POLICEMEN OF ROAD PATROL SERVIC
Nizhny Novgorod Research Institute for hygiene and occupational pathology of the Federal Service on Customers' Rights Protection and Human Well-being Surveillance, Nizhny Novgorod, 603950, Russian Federation
The hygienic evaluation of occupational factors which characterized working conditions of traffic policemen of road patrol service was performed. The authors found that along with high neuro-emotional occupational stress in traffic policemen, they exposed to unfavorable microclimate, higher level of noise, vibration and their work was classified as heavy. Also, traffic policemen presented subjective complaints about negative impact of polluted air of motorways on their health status. Prevalence of chronic diseases was analyzed in group of 431 traffic policemen. The authors
дигиена и санитария. 2016; 95(7)
DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-7-617-622_
Оригинальная статья
revealed a leading role of the following diseases: musculoskeletal diseases, diseases of connective tissue, digestive diseases, diseases of the nerve system, circulation system; their portion in the morbidity structure was 86.0%. The association of these diseases with occupation was confirmed by the increasing of their incidence with increasing of length of duration of service. Calculation of indices of relative occupational risk showed (that especially important) the increase of the length of service led to the increase in the risk ofpathologies, in which stress played a significant role. In examined group, the authors revealed such diseases as hypertension, autonomous-vascular dystonia, gastric and duodenal ulcer. Risk of the development of these diseases in some age/length of service groups is classified as high and very high. Obtained results provide the evidence that measures aimed to the decrease of the exposure to occupational factors will promote prevention of stress-stipulated diseases among traffic policemen.
Keywords: traffic policemen of road patrol service; stress; working conditions; occupational risk.
For citation: Fedotova I.V., Chernikova E. F. Stress as an occupational risk factor among policemen of road patrol service. Gigiena i Sanitaria (Hygiene and Sanitation, Russian journal) 2016; 95(7): 617-622. (In Russ.). DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-7-617-622
For correspondence: Irina V. Fedotova, MD, PhD, DSci., head of the Department of hygiene of the Nizhny Novgorod Research Institute for hygiene and occupational pathology of the Federal Service on Customers' Rights Protection and Human Well-being Surveillance, Nizhny Novgorod, 603950, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest. Funding. The study had no sponsorship. Received: 30 June 2015 Accepted: 17 November 2015
Введение
Проблема «стресса на работе» привлекает все большее внимание исследователей, поскольку часто является одной из причин возникновения болезней и снижения работоспособности. Изучение влияния производственных факторов на развитие стрессового состояния и разработка мер его профилактики становятся актуальными научными направлениями медицины труда [1-3].
Профессиональная деятельность автоинспекторов или дорожных полицейских, как именуется эта профессия в ряде стран мира, имеет большую социальную значимость, так как направлена на предотвращение тяжелых последствий, обусловленных несоблюдением правил дорожного движения. Специфика работы автоинспекторов связана с необходимостью исполнять должностные обязанности на высоком уровне в любых ситуациях и в сжатые сроки, требует повышенного внимания, постоянного зрительного и слухового контроля за ситуацией на дороге. Источниками нервно-эмоционального напряжения для них являются конфликты с водителями, преследование преступников и связанный с ним риск для жизни. К особенностям службы сотрудников ОВД относится и наличие властных полномочий, предписывающих применение огнестрельного оружия в ситуациях, связанных с риском для собственной жизни и угрозе жизни окружающих, что также является фактором психологической нагрузки, требующим моральной устойчивости [4-6]. Эффективная работа автоинспекторов зависит не только от их квалификации, но и от состояния здоровья, на которое может оказывать влияние как напряженность труда, так и такие факторы, как шум, вибрация, неблагоприятный микроклимат, воздействие химических веществ, которые могут усугублять негативное влияние психических нагрузок и сами выступать в качестве стресс-факторов [7, 8].
Для корреспонденции: Федотова Ирина Викторовна, д-р. мед. наук, зав. отделом гигиены ФБУН «Нижегородский НИИ гигиены и профпатологии» Роспотребнадзора, 603105, Нижний Новгород. E-mail: [email protected]
Целью настоящего исследования явилась гигиеническая оценка уровней стресс-факторов, воздействующих на сотрудников дорожно-патрульной службы и обусловливающих состояние здоровья в данной профессиональной группе.
Материал и методы
Исследование проведено в группе автоинспекторов ГИБДД, осуществляющих патрулирование на автомагистралях Нижнего Новгорода. Для оценки условий их труда замеры проводили в местах патрулирования на выездах из города и на перекрестках с интенсивным движением транспорта в точках наиболее частого нахождения автоинспекторов непосредственно на дорожном полотне. В соответствии с требованиями, предъявляемыми к методам санитарно-гигиенического исследования, измеряли уровни шума (2724 замера), общей вибрации (1029 замеров), параметры микроклимата (177), оценивали состояние воздушной среды (2355 проб), проводили подсчет транспортных средств, проходящих через рабочий участок в дневное и вечернее время суток (каждые полчаса в течение 10 мин). Для оценки тяжести и напряженности труда использованы хронометражные данные трудового процесса (10 фотографий рабочего дня). Тяжесть и напряженность трудового процесса автоинспекторов оценивали в соответствии с Руководством Р 2.2.2006-05.
Для изучения состояния здоровья автоинспекторов анализировали сведения официальных медицинских документов (431 поликлиническая амбулаторная карта МСЧ ГУВД). Расчет показателей состояния здоровья проводили в стажевых группах: 0-4 года, 5-9 лет, 10 лет и более с учетом возрастной градации 20-29, 30-39, 40 лет и более. Возраст автоинспекторов, участвовавших в исследовании, колебался от 21 года до 47 лет, стаж - от 0 до 27 лет. Средний возраст автоинспекторов составил 34 ± 0,46 года, средний стаж - 8,21 ± 0,40 года. Достоверность различий уровней показателей в возрастно-стаже-вых группах рассчитывали с помощью критерия Стьюдента t. В случае значительных колебаний доли
возрастных лиц в той или иной стажевой группе (более 15%) для нивелирования влияния возраста на уровень показателей использовали прямой метод стандартизации. 100 человек участвовали в анкетном опросе, в процессе которого им предлагали ответить на вопросы, касающиеся состояния здоровья, оценки условий труда, режима и характера питания, образа жизни.
Результаты обработаны с использованием электронных таблиц Microsoft Excel, пакета прикладных программ Statisticа для Windows» (версия 6,0), SPSS v. 13,0 для Windows.
Результаты и обсуждение
Изучение условий труда автоинспекторов, патрулирующих автомагистрали Нижнего Новгорода показали, что через посты на выездах из города проходят от 12 до 47 машин в минуту, а на внутригородских магистралях - от 13 до 66. Должностными инструкциями автоинспекторам предписано осуществлять контроль безопасности дорожного движения, в случае необходимости останавливать и досматривать транспортные средства, производить проверку документов, осуществлять контроль законности провоза грузов, участвовать в оперативно-розыскных мероприятиях, выявлять нарушителей правил дорожного движения, принимать решения о выборе меры пресечения правонарушения, оформлять необходимую документацию. Напряженность трудового процесса обусловлена такими показателями, как необходимость быстро единолично принимать решения в сложных ситуациях; риск для собственной жизни и ответственность за жизнь и безопасность других лиц; наличие значительного числа конфликтных ситуаций, возникающих при контактах с водителями; нерациональный режим работы (12-часовой рабочий день, наличие ночных дежурств и отсутствие регламентированных перерывов). Сменный характер труда приводит к нарушению привычных биоритмов (сна, бодрствования, выполнения работы, метаболического и гормонального обменов), исключает «защиту временем» от неблагоприятного воздействия факторов рабочей среды и трудового процесса на организм автоинспекторов, приводит к более быстрому развитию утомления [9, 10]. По данным М.В. Потаповой (2007), нервно-эмоциональное напряжение на работе испытывают 72,7% автоинспекторов [11]. При выполненном нами анкетном опросе фактор напряженности труда, как вызывающий дискомфортные состояния в конце смены, отметили 35 % участников.
Тяжесть труда в этой профессиональной группе обусловлена рабочей позой стоя более 80% смены, частыми наклонами корпуса более 30° и ношением тяжелого обмундирования (бронежилет, радиостанция, светоотражательный жезл, автомат, табельное оружие - всего около 11 кг).
Оriginal article
Таблица 1
Характеристика воздушной среды на автомагистралях Нижнего Новгорода
Перечень веществ (ПДКМР, для атмосферного воздуха населенных мест, мг/м3) Всего проб Число проб выше ПДК Концентрации, мг/м3
мин.-макс. средняя
РЬ (0,001) 163 0 (0%) 0-0,001 0,00015 ± 0,000027
Мп (0,01) 162 0 (0%) 0-0,001 0,00018 ± 0,000031
А1 (0,01) 85 4 (4,7%) 0-0,024 0,0056 ± 0,00088
Бенз(а)пирен (1 • 10-6) 104 16 (20,2%) 0-0,00001 8 х 10-7 ± 1 х 10-7
Фенол (0,007) 32 1 (3,1%) 0-0,009 0,0015 ± 0,0004
Формальдегид (0,035) 286 12 (7,0%) 0-0,085 0,0055 ± 0,0014
N0 (0,04) 175 0 (0%) 0-0,52 0,025 ± 0,0025
К02 (0,2) 286 0 (0%) 0-0,48 0,068 ± 0,004
СО (5) 417 28 (2,4%) 0,03-18,4 3,34 ± 0,19
Углеводороды (1) 271 19 (13,7%) 0,08-19,4 0,825 ± 0,0,094
Бензол (0,3) 266 0 (0%) 0-0,073 0,01 ± 0,001
Взвешенные частицы (0,5) 108 25 (39,8%) 0,1-2,7 0,61 ± 0,071
Всего... 2355 105 (8,0%)
Примечание. Жирным шрифтом отмечены значения, превышающие ПДК.
Результаты исследования состояния воздуха рабочих участков инспекторов ДПС ГИБДД свидетельствуют, что концентрации анализируемых веществ были значительно ниже допустимых значений для рабочей зоны, но в ряде отобранных проб превышали ПДК для атмосферного воздуха населенных мест (табл. 1).
Было отмечено, что содержание вредных веществ в воздухе зависело от интенсивности транспортного потока и значительно возрастало в часы пик, когда поток машин резко увеличивался, а скорость их движения снижалась и образовывались так называемые пробки. Так, измеренные в часы пик на посту «Мещерский» концентрации бенз(а)пирена были выше ПДК в 57% отобранных проб, кратность превышения достигала 10 раз; концентрации углеводородов, измеренные в то же время, превышали ПДК в 80% отобранных проб, кратность превышения достигала 19,4 раза. Следует отметить, что нервно-эмоциональное напряжение на работе в сочетании с воздействием химических стрессоров способно утяжелять влияние последних, снижая порог вредного действия и приводя к более ранним и выраженным последствиям в состоянии здоровья [7].
Микроклимат оказался наиболее неблагоприятным профессиональным фактором для автоинспекторов Нижнего Новгорода, классифицированным как 3.3, что обусловлено климатическим поясом и продолжительностью пребывания их на открытом воздухе (более 80% смены). Автоинспекторы осуществляют наблюдение за транспортным потоком без использования предохраняющих от осадков, ветра, прямых солнечных лучей укрытий. Согласно данным опроса, выдаваемые комплекты спецодежды и обуви не в полной мере защищают автоинспекторов от обморожения в холодный период года и от перегревания в теплый. Так, 92% опрошенных указали на несоответствие выдаваемых комплектов
хгиена и санитария. 2016; 95(7)
DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-7-617-622
Оригинальная статья
61
ш
"" 35 34
и
17 15
Ш
ш
80-, 7060504030201001 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
Рис. 1. Факторы рабочей среды и трудового процесса, отмеченные автоинспекторами в качестве причин различных дискомфортных состояний, развивающихся в течение или сразу после дежурства.
1 - загазованность воздуха; 2 - ночные дежурства; 3 - шум; 4 - повышенная/пониженная температура воздуха на рабочем месте; 5 - физическое напряжение, связанное с работой в позе «стоя»; 6-запыленность воздуха на рабочем месте; 7 - неприятные запахи; 8 - тяжелое обмундирование; 9 - высокое нервно-эмоциональное напряжение; 10 - необходимость длительного сосредоточенного наблюдения за потоком транспортных средств; 11 - отсутствие условий для приема пищи; 12 - большое количество конфликтных ситуаций с водителями/руководством; 13 - вибрация; 14 - опасность для жизни; 15 - высокая/низкая освещенность рабочего места; 16 - монотонность работы; 17 - перемещение в пространстве; 18 - сухость воздуха; 19 - постоянные в течение смены наклоны корпуса более 30°.
спецодежды и обуви погодным условиям и их низкую износостойкость. Поскольку длительное нахождение на открытом воздухе в несоответствующей по теплозащитным свойствам одежде может спровоцировать развитие простудных заболеваний, патологию периферической нервной системы и др., инспекторы заявляли, что предпочитают приобретать более теплую обувь и обмундирование за свой счет. Важно подчеркнуть, что неблагоприятный микроклимат не только сам является фактором риска, но может усугублять негативное воздействие других факторов. Особенно сильно этот эффект выражен при высокой температуре и влажности в сочетании с низкой скоростью движения воздушных потоков [11-14].
Измеренные уровни шума, воздействующие на автоинспекторов при нахождении их вблизи или непосредственно в потоке транспорта, колебались от 52 до 93 дБА, эквивалентные значение были в пределах 70-74 дБА на перекрестках городских автомагистралей и 73-76 дБА на выездах из города (при ПДУ 65 дБА с учетом тяжести и напряженности труда). Эквивалентные корректированные уровни виброускорения соответственно составили 89-94 и 95-103 дБ (ПДУ- 100 дБ). Более высокие значения уровней шума и вибрации на постах патрулирования при выезде из города объясняется большей долей грузовых машин в транспортном потоке (соответственно 20,6 и 37,5%).
Следует отметить, что, несмотря на объективно установленный факт непревышения допустимых значений уровней загрязнения воздуха вредными веществами, при опросе 72% автоинспекторов отмечают загазованность как причину дискомфортных состояний (рис. 1).
Высокие рейтинги имеют такие характеристики условий труда как наличие ночных дежурств, шум, повышенная/пониженная температура воздуха, фи-
нн е устраивает в работе
-40-1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Рис. 2. Факторы, обусловливающие удовлетворенность работой инспекторов ДПС ГИБДД.
1 - желание заработать пенсию и другие льготы; 2 - хорошее самочувствие и желание «не отрываться от коллектива»; 3 - возможность карьерного роста; 4 - финансовые соображения; 5 - желание получить жилье/сертификат; 6 - другие причины; 7 - уровень заработной платы; 8 - тяжелые условия труда; 9 - ухудшение самочувствия, связанное с условиями труда; 10 - неудовлетворенность содержанием работы; 11 - неблагоприятный моральный климат в коллективе; 12 - прочие причины.
зическое напряжение, связанное с работой в позе стоя; запыленность воздуха, неприятные запахи, ношение тяжелого обмундирования, высокое нервно-эмоциональное напряжение. При проведении опроса 464 московских автоинспекторов было также отмечено, что 67% из них во время дежурства испытывают дискомфорт от действия транспортных выхлопов и шума и связывают с этими неблагоприятными факторами плохое самочувствие по окончании дежурства [15].
Тем не менее 92% инспекторов, по нашим данным, удовлетворены своей работой и готовы продолжать службу. Это обусловлено желанием заработать пенсию и другие льготы, хорошим самочувствием и отношениями в коллективе, возможностью карьерного роста, желанием получить жилье или другими причинами (рис. 2).
Не устраивает автоинспекторов в работе низкий уровень заработной платы, тяжелые условия труда, ухудшение самочувствия, связанное с исполнением профессиональных обязанностей, неудовлетворенность содержанием работы, неблагоприятный моральный климат в коллективе и др.
Большинство сотрудников ДПС (57%) указали, что в конце смены испытывают чувство усталости. Среди жалоб на состояние здоровья наиболее часто отмечались следующие: боли в области спины, шеи и конечностей; усталость глаз, резь, слезоточивость; головная боль (рис. 3). Указанные выше симптомы лишь в 3% исчезали самостоятельно после работы, треть проходили в отпускной период, а в 41% случаев для купирования требовался прием лекарственных препаратов.
Анализ распространенности хронических заболеваний показал, что уровень ее составляет 113 случаев на 100 работающих. Первое по частоте ранговое место занимают болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (БКМС), далее следуют болезни органов пищеварения (БОП), нервной системы (БНС) и системы кровообращения (БСК) (рис. 4). Причем, доля этих четырех классов болезней в
» О
К
о га
с; о.
60 П 40 20 Н 0
60
27
1
1 15 У// 14 У/Л </л. 10 7 2 Ш, ^
2 ' 3 ' 4 ' 5 6 ' 7
Рис. 3. Частота отмечаемых автоинспекторами симптомов, возникающих к концу дежурства.
1 - боли в области спины, шеи, плеч, рук и ног; 2 - усталость глаз, резь в них, слезоточивость; 3 - головная боль (разлитая или локальная); 4 - чувство раздражительности, депрессия; 5 - заложенность носа, сухость и першение в горле; 6 - сухость и раздражение кожи; 7 - боли в области сердца.
структуре всей зарегистрированной патологии в сумме составляет 86%. Основной нозологической формой в классе БКМС являются дорсалгии. Группа БОП представлена в основном такими заболеваниями, как хронический гастрит и дуоденит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки; БНС - синдромом вегетативно-сосудистой дистонии (ВСД), БСК - артериальной гипертензией.
Следует отметить, что при проведении психоневрологического обследования в данной группе автоинспекторов у 18,9% из них выявлены пограничные психические расстройства (ППР) в форме невротических реакций, сформированных под воздействием стресс-факторов, в виде кратковременных преходящих пограничных психических расстройств, включающих астенические, ипохондрические, дис-сомнические синдромы (расстройства сна), которые регрессировали после разрешения экстремальных стрессовых ситуаций (ДТП, оперативные мероприятия, профессиональные стрессы, связанные с риском для жизни, необходимостью применения огнестрельного оружия и т.д.) [16]. Методом цветовых выборов М. Люшера установлено, что у 18,9% автоинспекторов с проявлениями невротических реакций доминировал стрессовый профиль, подтверждающий наличие личностной тревожности в момент исследования. В группе без проявлений невротических расстройств 71,6% сотрудников характеризовались высокой стрессоустойчивостью, эмоциональной стабильностью, высокой самооценкой, уверенностью в себе, оптимальной социально-психологической адаптацией в условиях опасной работы. Только у 9,5% из них отмечался стрессовый профиль теста легкой степени выраженности.
Расчет относительного профессионального риска (ОПР) по показателям частоты хронической патологии в стажевых группах 5-9 и 10+ по сравнению с группой 0-4 лет показал, что в ряде случаев его уровень характеризуется как высокий и очень высокий (табл. 2). При анализе стандартизованных по возрасту показателей распространенности заболеваний особенно высокие значения ОПР в стажевой группе 10 лет и более характерны для БСК. Рост ОПР с увеличением стажа работы подтверждает профессиональную обусловленность выявленной патологии среди автоинспекторов. Рядом исследователей также установлена корреляционная связь между уровнями воздействия шума, интенсивностью движения
§ 401 | 35-
Р зон
о
"8 2 о.
о 20Н
0 " 154
я
1 10
Я К и
т О>
О
Опдта! агШе 37,12
20,65
5,57
0,46
1
16,16
1
7,19
0 0,23
3 ' 4 5 ' 6
15,31
3,02
8
10 11
Рис. 4. Частота хронических заболеваний в группе инспекторов ДПС ГИБДД.
1 - новообразования, 2 - болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ и иммунитета, 3 - психические расстройства, 4 - болезни нервной системы, 5 - болезни глаза и придаточного аппарата, 6 - болезни уха и сосцевидного отростка, 7 - болезни системы кровообращения, 8 - болезни органов дыхания, 9 - болезни органов пищеварения, 10 - болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, 11 - болезни мочеполовой системы.
транспорта, концентрацией в атмосферном воздухе оксидов азота, сажи и развитием сердечно-сосудистой патологии и связанной с ней смертностью дорожных полицейских [17, 18].
Отмечают, что для этой профессиональной группы сменный график работы, отсутствие условий для регулярного и полноценного принятия пищи в комплексе с высоким нервно-эмоциональным напряжением и неблагоприятным влиянием окружающей среды являются провоцирующими факторами развития высокого уровня заболеваемости язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки [4, 9, 19].
Заключение
Установлено, что условия труда автоинспекторов характеризуются рядом факторов, которые как по объективным оценкам, полученным при проведении гигиенического исследования, так и с учетом субъективного мнения самих автоинспекторов могут быть отнесены к стрессогенным. Наряду с нервно-эмоциональным напряжением сюда можно отнести воз-
Таблица 2
Относительный профессиональный риск у инспекторов ДПС ГИБДД, проработавших более 5 лет по сравнению со стажевой группой 0-4 года
Возраст, годы В целом
Класс болезней 20-29 30- 39 40 и более по группе стандартизованных по возрасту показателей
Стажевые группы, годы
5-9 5-9 10+ 5-9 10+ 5-9 10+
БНС 0,91 1,12 1,63 3,04 3,04 0,81 1,52
БСК 0,71 2,84 2,64 2,03 4,25 2,02 2,53
БОП 2,14 2,54 3,24 0,21 0,71 1,01 1,32
БКМС 1,63 1,73 1,52 1,32 1,42 1,22 1,42
Вся патология 1,63 1,42 1,83 0,71 1,42 1,22 1,42
Примечание: 1 - нулевой относительный профессиональный риск (0 < ЯЯ < 1); 2 - малый относительный профессиональный риск (1 < ЯК < 1,5); 3 - средний относительный профессиональный риск (1,5 < ЯК < 2); 4 - высокий относительный профессиональный риск (2 < ЯЯ < 3,2); 5 - очень высокий относительный профессиональный риск (3,2 < ЯЯ < 5).
гиена и санитария. 2016; 95(7)
DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-7-617-622_
Оригинальная статья
действие химических веществ, шума, неблагоприятного микроклимата, тяжести труда. Влияние этих факторов приводит к высокому риску возникновения у автоинспекторов ряда патологических нарушений, в патогенезе которых стресс играет существенную роль - это прежде всего заболевания сердечно-сосудистой и нервной системы, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. Частота этих заболеваний существенно возрастает с увеличением стажа работы, что подчеркивает их профессиональную обусловленность. Для снижения профессионального риска у автоинспекторов в системе профилактических мероприятий следует особое внимание уделять мерам, направленным на поддержание экологического благополучия на автомагистралях, введению рациональных режимов труда и отдыха, защите от влияния неблагоприятных микроклиматических условий, что должно положительно сказаться на показателях здоровья и работоспособности автоинспекторов, а в конечном итоге, и на безопасности дорожного движения.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Литер ату р а
(п.п. 1, 7, 10, 12-14, 17-19 см. References)
1. Юшкова О.И., Матюхин В.В., Шардакова Э.Ф. Психофизиологические аспекты производственного стресса в медицине труда. Медицина труда и промышленная экология. 2001; (8): 1-7.
2. Измеров Н.Ф., ред. Профессиональная патология: национальное руководство. М.: ГЕОТАР-Медиа; 2011.
3. Соколова О.Р., Сайфутдинов Р.Г. К вопросу о течении язвенной болезни желудка и двеннадцатиперстной кишки у сотрудников ГИБДД. Сибирский вестник гепатологии и гастроэнтерологии. 2007; (21): 38-9.
4. Шогенов А.Г., Муртазов А.М. Психосоматические расстройства у сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел: частота, вторичная профилактика. Медицина труда и промышленная экология. 2007; (5): 10-2.
5. Борисова С.Е. Психологические особенности профессиональной деятельности инспекторов дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Психологическая наука и образование psyedu. ru. 2012; (2). Available at: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/ n2/53505_full.shtml.
8. Суворов Г.А., Пальцев Ю.П., Походзей Л.В., Прокопенко Л.В., Рубцова Н.Б., Тихонова Г.И. Физические факторы и стресс. Медицина труда и промышленная экология. 2002; (8): 1-4.
9. Соколова О.И., Крюков А.И., Панкова В.Б. Условия труда и состояние слуха у сотрудников дорожно-патрульной службы Москвы. Вестник отоларингологии. 2006; (4): 31-4.
11. Потапова М.В. Условия профессиональной деятельности и состояния здоровья сотрудников ГИБДД МВД Республики Татарстан. Медицинский вестник МВД. 2007; (4): 46-8.
15. Михайличенко К.Ю., Касьяненко А.А., Щелкунова И.Г., Гречко А.В. Риск возникновения экологически обусловленных заболеваний у сотрудников дорожно-патрульной службы. Гигиена и санитария. 2010; (3): 39-42.
16. Трошин В.В., Андреев А.Г. Состояние нервной системы у сотрудников дорожно-постовой службы ГИБДД. В кн.: Материалы V Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России». М.; 2009; 1: 147-9.
References
1. Izmerov N., Suvorov G., Matiukin V., Afanasieva R., Shkarinov L. Occupationally induced stress. In: Psychological Stress at Work:
Proceedings of the International Symposium. Helsinki; 2000.
2. Yushkova O.I., Matyukhin V.V., Shardakova E.F. Psychophysiological aspects in occupational medicine. Meditsina truda i pro-myshlennaya ekologiya. 2001; (8): 1-7. (in Russian)
3. Izmerov N.F., ed. Occupational Pathology: National Manual [Professional'naya patologiya: natsional'noe rukovodstvo]. Moscow: GEOTAR-Media; 2011. (in Russian)
4. Sokolova O.R., Sayfutdinov R.G. On course of gastris and duodenal ulcers among traffic policemen of State Inspectorate of Road Traffic Safety. Sibirskiy vestnik gepatologii i gastroenter-ologii. 2007; (21): 38-9. (in Russian)
5. Shogenov A.G., Murtazov A.M. Psychosomatic disorders in workers of special units of Department of the Interior: rate, secondary prevention. Meditsina truda i promyshlennaya ekologiya. 2007; (5): 10-2. (in Russian)
6. Borisova S.E. Psychological features of occupational activity of traffic policemen of road patrol service of State Inspectorate of Road Traffic Safety. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie psyedu.ru. 2012; (2). Available at: http://psyjournals.ru/psyedu_ ru/2012/n2/53505_full.shtml. (in Russian)
7. Tomei G., Ciarrocca M., Capozzella A., Fiaschetti M., Tomao E., Cangemi C. et al. Hemopoietic system in traffic police exposed to urban stressors. Ind. Health. 2008; 46(3): 298-301.
8. Suvorov G.A., Pal'tsev Yu.P., Pokhodzey L.V, Prokopenko L.V, Rubtsova N.B., Tikhonova G.I. Physical factors and stress. Medit-sina truda ipromyshlennaya ekologiya. 2002; (8): 1-4. (in Russian)
9. Sokolova O.I., Kryukov A.I., Pankova V.B. Working conditions and status of organ of hearing in traffic policemen of road patrol service in Moscow. Vestnik otolaringologii. 2006; (4): 31-4. (in Russian)
10. Pallesen S., Bjorvatn B., Mageroy N., Saksvik I.B., Waage S., Moen B.E. Measures to counteract the negative effects of night work. Scand. J. Work. Environ. Health. 2010; 36(2): 109-21.
11. Potapova M.V. Occupational activity conditions and health status of traffic policemen of State Inspectorate of Road Traffic Safety in Tatarstan Republic. Meditsinskiy vestnikMVD. 2007; (4): 468. (in Russian)
12. Liu Y., Tao S., Yang Y., Dou H, Yang Y., Coveney R.M. Inhalation exposure of traffic police officers to polycyclic aromatic hydrocarbons (PAHs) during the winter in Beijing, China. Shi. Total. Environ. 2007; 383(1-3): 98-105.
13. Liu Y.N., Tao S., Dou H., Zhang T.W., Zhang X.L., Dawson R. Exposure of traffic police to Polycyclic aromatic hydrocarbons in Beijing, China. Chemosphere. 2007; 66: 1922-8.
14. Zhang W.T., Dou H., Liu Y.N., Zhang X.L., Tao S. Exposure of traffic police in Haidian district to PAHs. Huan. Jing. Ke. Xue. 2006; 27: 224-7.
15. Mikhaylichenko K.Yu., Kas'yanenko A.A., Shchelkunova I.G., Grechko A.V. Risk of development of environmentally - stipulated diseases in traffic policemen of road patrol service. Gigiena i sanitariya. 2010; (3): 39-42. (in Russian)
16. Troshin V.V., Andreev A.G. Nerve system status in traffic policemen of road patrol service of State Inspectorate of Road Traffic Safety. In: Proceedings of the V All-Russian Forum «Health of the Nation - the Basis of Russia's Prosperity» [Materialy V Vserossiyskogo foruma «Zdorov'e natsii - osnova protsvetaniya Rossii»]. Moscow; 2009; 1: 147-9. (in Russian)
17. Beelen R., Hoek G., Houthuijs D., van den Brandt P.A., Gold-bohm R.A., Fischer P. et al. The joint assotiation of air pollution and noise from road traffic with cardiovascular mortality in a cohort study. Occup. Environ. Med. 2009; 66(4): 243-50.
18. Davies H.W., Vlaanderen J.J., Henderson S.B., Brauer M. Correlation between co-exposures to noise and air pollution from traffic sources. Occup. Environ. Med. 2009; 66(5): 347-50.
19. Lowden A., Moreno C., Holmback U., Lennernas M., Tucker P. Eating and shift work - effects on habits, metabolism and performance. Scand. J. Work. Environ. Health. 2010; 36(2): 150-62.
Поступила 30.06.15 Принята к печати 17.11.15