СТРЕЛКОВАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
И.В. Ураков
Академия управления МВД России В последнее время органам внутренних дел приходится выполнять свои служебные обязанности в условиях напряженной оперативной обстановки, роста преступности, наличия современного автоматического огнестрельного оружия у организованных преступных сообществ, а также в условиях участившихся случаев нападения на сотрудников с целью завладения оружием. Предъявляются исключительно высокие требования к профессиональным качествам всех сотрудников милиции, в том числе и в плане владения оружием. Это находит свое отражение в директиве МВД России от 19 июня 1996 г. № 1 «О неотложных мерах по коренному улучшению работы с личным составом в системе Министерства внутренних дел РФ», где излагаются факты, свидетельствующие о том, что огневая подготовка работников милиции не находится на должном уровне.
Таким образом, с одной стороны, возросли требования к уровню владения табельным оружием, а с другой — в официальных документах отмечается слабая огневая выучка личного состава правоохранительных органов. Решение создавшейся проблемной ситуации делает актуальным научно-методическое обоснование вопросов совершенствования огневой подготовки слушателей (курсантов) учебных заведений МВД России. Кроме того, в Концепции подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников ОВД в системе подготовки кадров МВД России особое внимание придается первоначальной подготовке, поскольку она обязательна для всех учебных заведений, сотрудников ОВД, и оттого, насколько качественно будет освоен начальный уровень подготовки, во многом будет зависеть дальнейшая учеба, служба работника милиции и качество выполнения им служебных задач.
В то же время совершенствование подготовки сотрудников в учебных заведениях МВД РФ не всегда успевает реагировать на изменения, происходящие в обществе. В 2000 г. было зарегистрировано 327 случаев гибели сотрудников ОВД в результате огневого контакта с правонарушителями и 707 человек получили ранения при исполнении служебных обязанностей (11). Все это требует совершенствования огневой подготовки сотрудников в образовательных учреждениях системы МВД.
В настоящее время в образовательных учреждениях МВД России огневая подготовка проводится на основании приказа МВД РФ от 11 сентября 2000 г. № 955 «Об утверждении Наставления по огневой подготовке в органах внутренних дел Российской Федерации», при этом используется опыт несения службы сотрудниками милиции в «горячих точках». Здесь есть резервы по совершенствованию огневой подготовки слушателей (курсантов).
В науке эта проблема также получила теоретическое и научно-практическое обоснование. Так, в русле правовой подготовки данные аспекты предметно изучены в ходе диссертационных исследований (8; 13; 14).
Касаясь вопросов тактической подготовки, С.Д. Бойченко пишет о пользе моделирования в процессе подготовки: «В основе этих методов лежит принцип активного моделирования в учебно-тренировоч-ном процессе взаимодействий спортсменов в условиях вариативно-конфликтных ситуаций, адекватных боевым взаимодействиям с партнером и противодействующим противником». Для правильной оценки тактической подготовленности он предлагает разделить тактическое действие на три фазы: «1. Восприятие и анализ ситуации. 2. Мысленное решение тактической задачи. 3. Двигательное решение тактической задачи» (2).
В настоящее время для решения этого вопроса предпринимается ряд важных мер. Одним из путей снижения потерь среди сотрудников органов внутренних дел является специальное обучение тактике и методам обеспечения безопасности. Так, в русле юридической педагогики в МВД и профессионально-психологической подготовленности сотрудника к действиям в экстремальных условиях данные аспекты предметно изучены в трудах A.B. Буданова (3), А. М. Столяренко (12; 13).
Как справедливо отмечает A.M. Столяренко, профессионально-психологическая подготовленность сотрудника — не просто желательная добавка к его мастерству, но обязательная составная часть профессионального умения. В своей работе (10) он указывает на то, что молодой специалист, прошедший полный курс профессионально-психологической подготовки, за 4-6 месяцев достигает уровня соответствующей грани мастерства, которая без переподготовки, стихийно, путем проб и ошибок, на основе уроков правоохранительной деятельности возникает у практика лишь через 8-10 лет. На основе указанного А. М. Столяренко делает вывод, что профессионально-психологическая подготовка — это особый вид профессиональной подготовки, и ее целью выступает практическая подготовка сотрудников правоохранительных органов к успешной профессиональной деятельности в сложных по своим объективным, психологическим особенностям условиях. Основными задачами профессионально-психологической подготовки, определяющими ее основное содержание, А. М. Столяренко считает:
— вооружение сотрудников психологическими знаниями в полном объеме, обеспечивающем понимание ими трудностей правоохранительной деятельнос-
ти в экстремальных условиях, их выявление, анализ, учет при принятии решений и выполнении профессиональных действий;
— развитие профессионально-психологической ориентированности личности сотрудников — устойчивой установки их на грамотное преодоление психологических трудностей правоохранительной деятельности;
— формирование профессионально-психологических умений и навыков;
— профессиональное развитие необходимых для успешных действий психологических качеств;
— развитие и укрепление профессионально-пси-хологической устойчивости;
— психологическая закалка (повышение надежности) важнейших профессиональных навыков и умений, обеспечивающая их наилучшее проявление в трудных условиях (12).
Проанализировав ситуации, в которых работникам ОВД необходимо было обеспечивать свою безопасность, можно сделать вывод, что профессионализм сотрудника в значительной мере зависит от его профессионально-психологических качеств, являющихся результатом специальных занятий и тренинга, а также постоянной работы над своим личным ростом. На это указывает в своих работах А. И. Папкин и вводит такое понятие, как психологический потенциал, который обеспечивает надежность деятельности работника органов внутренних дел в опасных для жизни и здоровья ситуациях. По определению А.И. Папкина, такой потенциал сотрудника структурно образуется из: а) соответствующих компонентов его индивидуальной профессиональной концепции; б) морально-психологических качеств; в) познавательных и интеллектуальных качеств; г) эмоционально-волевых качеств; д) коммуникативных качеств.
Многие ученые, характеризующие деятельность работников органов внутренних дел, также склоняются к тому, что условия, в которых приходится работать, можно охарактеризовать как эмоционально экстремальные. На важность эмоциональной устойчивости указывает Я. Я. Велик (1). Психологическая подготовка сотрудника для осуществления поставленной передним задачи одновременно ставит целью формирование установки на достижение необходимой задачи и выживание при наличии любой угрозы. Эмоциональная устойчивость уменьшает отрицательное воздействие негативных факторов, способствует проявлению готовности к активным действиям, предупреждает крайний стресс. На основе вышеизложенного можно предположить, что эмоциональная устойчивость — один из важнейших психологических факторов надежности, эффективности и успеха деятельности сотрудника в экстремальной обстановке при обеспечении своей безопасности.
Педагогические аспекты и методика огневой подготовки изучены в диссертациях A.B. Будановым (3), Ф.М. Зезюлиным (5), В.В. Наздрачевым (7), A.A. Хва-стуновым (12) и др.
Анализ литературы и зарубежного опыта показывает, что умению владеть оружием уделяется значительное внимание при подготовке сотрудников пра-
воохранительных органов и в России, и за рубежом. В частности, в США особое внимание уделяют подготовке по четырем направлениям:
1. Умение применять оружие в соответствии с законом.
2. Умение эффективно использовать оружие, т.е. метко стрелять в различных ситуациях, из различных положений и из различных видов оружия, быстро перезаряжать. Держать оружие в боевой готовности.
3. Умение сделать противника безопасным с помощью применения огнестрельного оружия.
4. Владение правилами безопасности при ношении и применении оружия.
Следует отметить, что хотя в приказе МВД РФ от 11 сентября 2000 г. № 955 «Об утверждении Наставления по огневой подготовке в органах внутренних дел Российской Федерации» есть много положительных моментов, но существует ряд недостатков подготовки сотрудников органов внутренних дел к применению огнестрельного оружия, и основной из них заключается в том, что обучаемые, как правило, стреляют по мишеням, а мишень как таковая не может дать полного представления об огневом контакте с правонарушителем, так как она — предмет неодушевленный и не может изменять положения и принимать ответные меры на стрельбу сотрудников (показателен также и тот факт, что стендовые стрелки, привыкшие к определенному методу стрельбы по тарелкам, не попадают по диким уткам на охоте).
Одним из эффективных средств повышения огневой подготовки сотрудников ОВД, слушателей и курсантов учебных заведений системы МВД к действиям в реальных условиях является применение игрового метода обучения, в частности, введение в учебные занятия такой игры, как пэйнтбол. Пэйнтбол хорош как для отработки взаимодействия групповых операций, так и для индивидуальной подготовки. В процессе занятий могут моделироваться любые ситуации риска. Особенно эффективны занятия с применением ггэйнтбола для отработки быстроты реакции, пространственной ориентировки и защиты, с элементами рукопашного боя, появляющихся на фоне огневого контакта противоборствующих сторон. Пэйнтбол приучает к тому, что огневое единоборство происходит на расстоянии от 1,5 до 5 метров и длится от 1,5 до 2 секунд. За это время один из участников единоборства выбывает из строя. Достоинством пэйнтбола является умение стрелка вести противоборство на опережение, т.е. если он не убьет противника, то противник убьет стрелка. В настоящее время, говоря о пэйнтболе, стараются сделать акцент на том, что он широко применяется американскими спецслужбами для подготовки кадрового состава. Это действительно так, его используют американские службы правопорядка в ситуативных играх на поражение (13).
Следует отметить такие недостатки данного вида подготовки,как:
— высокая стоимость (стоимость тренинга одного человека в день — в среднем равняется 100 долларам);
— необходимость применения защитных средств, что влияет на качество подготовки сотрудников;
— в процессе занятия используется не табельное оружие, что не позволяет работнику органов внутренних дел в полной мере освоить навыки применения стрелкового оружия;
— отсутствие звука от работы частей и механизмов табельного оружия, выбрасывания стреляной гильзы, понимания всей реальности боевой ситуации, психологического воздействия на участников противоборства.
В связи с этим хотелось бы предложить метод, широко используемый полицией за рубежом и применяемый для обучения навыкам стрельбы, максимально приближенным к реальным условиям. Основа данного метода заключается в применении специального патрона с красящей пулей (аналог пэйнтбола). Существенное отличие такого метода от пэйнтбола выражается в применении обучаемыми табельного оружия. В ходе данного вида занятия отрабатываются основные приемы и методы стрельбы, что связано с привыканием к личному табельному оружию, возможностью поразить противника раньше, чем противник «убьет» тебя, умением стрелять из разных положений и уходить с линии огня. При проведении занятий с использованием «красящей пули» нет необходимости моделировать звуки выстрелов, так как используется стандартный боевой патрон, только вместо настоящей пули ставится капсула с краской. Взаимодействие боевых частей пистолета происходит как и при настоящем выстреле (отдача, выбрасывание стреляной гильзы, перезаряжание оружия). Имеется и ряд затруднений для использования данного метода обучения:
— отсутствие на вооружении органов внутренних дел специального учебного патрона с «красящей пулей»;
— потребность в защитных средствах при использовании учебного патрона с «красящей пулей».
Для повышения стрелковой подготовленности сотрудников органов внутренних дел и уверенного владения табельным огнестрельным оружием в кризисных и опасных ситуациях возможно обучение с помощью «лазерного патрона». Данный метод обучения позволяет использовать табельное огнестрельное оружие, где вместо боевого патрона применяется учебный патрон со световым лучом. Обучаемый с лазерным «оружием» принимает исходное положение в 4-5 метрах от противника, по сигналу преподавателя обучаемые должны извлечь оружие, снять с предохранителя, дослать патрон в патронник и произвести выстрел на опережение, Задача обучающегося — уловить начало действий противника и упредить его в выхватывании своего пистолета из кобуры и производстве выстрела. Преподаватель (судья) фиксирует и сличает время действий противников, показывает, кто упредил, и насколько. Отрабатываются действия с выниманием пистолета из различно расположенной кобуры (прикрепленной к поясному ремню спереди или сзади, на плече или подмышкой, на ноге и пр.), но именно той, которая будет у сотрудника на практике. В США такой способ стрельбы называется «пойнтфайринг» — неприцельная стрельба (15), в Австрии — «инстинктивная стрельба», в Германии — стрельба без прицеливания. У нас мож-
но встретить такие названия данного вида стрельбы, как, стрельба «навскидку», «в упор», «рефлекторная стрельба». Необходимо отметить, что использование этого метода возможно при рубежном и итоговом контроле обучающихся.
Описанный вид подготовки позволяет сформировать навыки быстрого извлечения своего табельного оружия, скоростной стрельбы, ухода с линии огня. При скоростной стрельбе имеет значение чувство времени (скорости, темпа), которое вырабатывается одновременно с подъемом руки, нажимом на спусковой крючок и прицеливанием.
Тем не менее, нередко стрельбы осуществляются по-старинке, игнорируя приближение занятий к реальным условиям деятельности сотрудника органов внутренних дел, удовлетворяясь высокими показателями стрельб в простых условиях, оказывая «медвежью услугу» сотрудникам и делу.
Совершенствование огневой подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России является основной задачей на современном этапе, потому что от того, насколько хорошо сотрудник ОВД владеет табельным огнестрельным оружием, зависят его жизнь и здоровье.
ЛИТЕРАТУРА
1. БеликЯ.Я. Психическая саморегуляция в экстремальных действиях деятельности. — М., 1989. — 59 с.
2. Бойченко С.Д. Общие основы тактики фехтования. — Минск, 1982. —50 с.
3. Буданов A.B. Педагогические основы обеспечения личной безопасности сотрудников ОВД. Дис... д-ра пед. наук. — М.: Академия МВД РФ, 1997. — 536 с.
4. Волков A.A. Психологическая подготовка слушателей рядового и младшего начальствующего состава милиции в учебных центрах МВД и УВД: Дис... канд. псих, наук, —М.: Академия МВД РФ, 1987. — 257 с.
5. Зезюлин Ф.М. Совершенствование подготовки слушателей (курсантов) учебных заведений МВД к действиям против вооруженного преступника: Дис... канд. пед. наук. — М.: Академия МВД РФ, 1995. — 215 с.
6. Золотнытский И. А. Повышение эффективности обучения стрельбе из нестандартных положений методами совершенствования вестибулярной устойчивости: Дис... канд. пед. наук. — М.: МЮИ, 1997. — 160 с.
7. Наздрачев В В. Методика совершенствования боевой подготовки курса образовательных учреждений МВД России: Автореф. дис... канд. пед. наук. — М.: Московская академия МВД РФ. — М., 2000. — 24 с.
8. Новиков B.C. Применение огнесгрельного оружия сотрудниками милиции по законодательству РФ: Дис... канд. юрид. наук. — М.: Академия МВД РФ, 1996. — 235 с.
9. Обеспечение морально-психологической подготовки сотрудников ОВД. — М.: Академия МВД СССР, 1990. — 10с.
10. Огневая подготовка сотрудников спецподразделений и правоохранительных органов США // Борьба с преступностью за рубежом. №4 — М: ВИНИТИ, 2000. — С.28-31.
11. Состояние преступности в России за 2000 г. — М: ГИЦМВД РФ, 2000, — 17 с.
12. Столяренко А. М. Юридическая педагогика: Курс лекций. — М. Изд-во «ЭКСМО», 2000. — С.392-393.
13. Столяренко A.M. Психологическая подготовка юриста в условиях перестройки образования и демократизации общества // Вопросы психологии. — 1989. — №4. — С. 16-23.
14. Хвастунов А.А. Методика огневой подготовки в системе первоначальной обучения сотрудников ОВД: Автореф. дис... канд. пед. наук. — М.: Московский юридический институт МВД России, 1995. — 23с.
15. NRA police pistol combat rules. USA. — National Rifle Association, 1992. — 31p.
К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
Т.С. Купавцев
Академия управления МВД России Современная социальная ситуация характеризуется высоким уровнем преступности, которая проникает во все сферы жизнедеятельности людей. Преступления имеют ряд существенных отличий от преступлений "советского периода", это особый цинизм, применение оружия, техники и специальных средств, высокий уровень организации совершаемых противоправных действий и др. Перед сотрудниками милиции встают все более трудные задачи, которые порой приходится выполнять в ситуациях, близких к экстремальным, требующих от них высокого профессионализма. Это выражается в определенной сумме знаний, умений, навыков, в обладании профессионально важными качествами, в число которых входит и подготовленность сотрудника в физическом отношении.
Сотрудник органов внутренних дел должен обладать такими физическими качествами, как сила, быстрота, выносливость, гибкость, координационные способности, знание теоретических основ физического воспитания, практические умения выполнения действий, связанных с использованием специальных средств, табельного оружия, боевых приемов борьбы и других действий, способствующих успешной профессиональной деятельности. Этим набором знаний, умений, навыков и профессиональных качеств сотрудник должен овладеть на этапе профессионального становления при обучении в образовательном учреждении МВД России в процессе занятий по физической подготовке. Необходимо принять во внимание и тот факт, что на этапе диагностирования физической подготовленности абитуриента проверяется наличный уровень развития лишь общей выносливости (бег 3000 м — мужчины, 1000 м — женщины), быстроты (бег 100 м) и силы (подтягивание — мужчины, комплексное упражнение — женщины) (2,4) и никак не проверяется уровень развития таких качеств, как координационные способности (точность выполнения движений в пространстве, времени и при мышечных усилиях, способ-
ность к равновесию, способность к пространственной ориентировке), наиболее необходимые для овладения умениями и навыками приемов борьбы, и гибкость, как способность к достижению наибольшей амплитуды движений.
Согласно нормативным документам МВД России «.. .занятия организуются в рабочее время из расчета сто часов в год. В зависимости от уровней физической подготовки, условий и материальной базы занятия по физической подготовке проводятся 1 - 2 раза в неделю общей продолжительностью два часа (продолжительность занятия может также определяться в академических часах)» (2, 3). Федеральный компонент примерного учебного плана по специальности «правоохранительная деятельность» отводит 560 часов на физическую подготовку курсантов, из них 60 часов — на самостоятельную работу и 100 часов — на факультативные занятия. Данная нагрузка равномерно распределяется на 8 семестров, т.е. по 100 часов аудиторных и 40 часов самостоятельных занятий на семестр.
Примерный тематический план по физической подготовке (2), на который ориентируются подразделения МВД России, в том числе и образовательные учреждения, включает в себя три раздела программы: 1. Боевые приемы борьбы. 2. Преследование и ускоренное передвижение. 3. Учебно-боевая практика. Даже слабо разбирающемуся в теории физического воспитания человеку понятно, что для полноценного, качественного усвоения учебного материала по физической подготовке этого времени явно недостаточно. Имеет место факт нерационального распределения объема материала между аудиторными заня тиями и занятиями по самоподготовке, более того, исследования показывают, что самостоятельная работа по физической подготовке в образовательных учреждениях МВД России организовывается эпизодически, без должного методического обеспечения этого процесса. Конечно, возникают определенные трудности в организации самостоятельной работы по физической подготовке. В частности, сложность в техническом отношении упражнений, которые должны отрабатываться и закрепляться до уровня двигательного навыка под непосредственным руководством преподавателя, во избежание закрепления ошибок. Кроме того, курсанты иногда вынуждены пропускать аудиторные занятия по причине заступления на службу, в наряд. В результате курсант, завершающий обучение, имеет пробелы в подготовке, которые еще предстоит заполнить и довести до необходимого уровня. Очевидно, необходимо иначе, чем прежде, организовывать процесс физической подготовки курсантов в образовательных учреждениях МВД России. Резервы кроются в оптимальном сочетании аудиторных занятий и самостоятельной работы курсантов.
Одним из путей повышения эффективности занятий по физической подготовке является учет специфических задач самостоятельных занятий и занятий под руководством преподавателя, которые должны быть направлены на формирование и совершенствование умений и навыков боевого раздела физической подготовки, который является приоритетным в станов-