Научная статья на тему 'Стрельба из лука в визуальных источниках культуры иранских народов'

Стрельба из лука в визуальных источниках культуры иранских народов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2955
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
изобретение лука / лук и стрелы / визуальные источники / арийский лук / лучники / сцены охоты / луки Вароруда / invention of archery / archery and arrows / visual sources / Aryan archery / archers / scenes of hunt / archeries of the Varorud

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Касымова Манижа

Статья посвящена изучению эволюции лука в визуальных источниках древности ираннего средневековья. Автор подробно анализирует источниковую базу: изображениялука на петроглифах, барельефах, настенной живописи, вазописи и торевтике. Данакраткая характеристика видов и типов лука, распространённых в ареале проживанияарийских, позже - ираноязычных племён и народностей - предков таджикского народа.Автор использовал определённый круг изобразительных источников арийского периода,эпохи Ахеменидов и Сасанидов, раннесредневековой Средней Азии. В статье рассмат-риваются батальные сцены, сцены охоты с использованием разных видов лука. По изоб-ражениям прослеживается эволюция лука от простых до сложных, композитных вари-антов. Автор на основе рассмотренных материалов приходит к заключению о важномвкладе иранских народов в развитие стрельбы из лука и в мировую культуру в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHERY IN VISUAL SOURCES OF THE IRANIAN PEOPLES` CULTURES

The article dwells on the studies of archery evolution through visual sources of antiquity and Early Middle Ages. The author analyzes in details the original base: depictions of archery in petroglyphs, bas-reliefs, wall painting, vase painting and tauretics. She gives brief characteristics of archery types and kinds spread in the areas of habitation connected with Aryans, later on – Iranian-speaking tribes and nationalities, ancestors of the Tajik people. The author used a certain quantum of depictive sources appertaining to Aryan period, epochs of Akhemenids and Sasanids, Early Middle Ages of Central Asia. The article includes battle scenes, those ones of hunt with utilization of different types of archery. Proceeding from the available depictions, you can trace back archery evolution comprising the range of simple variants up to complicated ones with fastidious structure. Designing on the premise of the materials dealt with the author comes to the conclusion about an important contribution of Iranian peoples into the art of archery being a part of world culture.

Текст научной работы на тему «Стрельба из лука в визуальных источниках культуры иранских народов»

УДК - 930.85 ББК- 63.3 (5 Ирн)

Касымова Манижа,

аспирант кафедры истории таджикского народа Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики (Таджикистан, Худжанд)

Kasymova Manizha,

post-graduate of the Tajik people history department under Tajik State University of Law, Business and Politics (Tajikistan, Khujand)

E-MAIL: maniga2003@rambler.ru

Ключевые слова: изобретение лука, лук и стрелы, визуальные источники, арийский лук, лучники, сцены охоты, луки Вароруда.

Статья посвящена изучению эволюции лука в визуальных источниках древности и раннего средневековья. Автор подробно анализирует источниковую базу: изображения лука на петроглифах, барельефах, настенной живописи, вазописи и торевтике. Дана краткая характеристика видов и типов лука, распространённых в ареале проживания арийских, позже - ираноязычных племён и народностей - предков таджикского народа. Автор использовал определённый круг изобразительных источников арийского периода, эпохи Ахеменидов и Сасанидов, раннесредневековой Средней Азии. В статье рассматриваются батальные сцены, сцены охоты с использованием разных видов лука. По изображениям прослеживается эволюция лука от простых до сложных, композитных вариантов. Автор на основе рассмотренных материалов приходит к заключению о важном вкладе иранских народов в развитие стрельбы из лука и в мировую культуру в целом.

Key words: invention of archery, archery and arrows, visual sources, Aryan archery, archers,

scenes of hunt, archeries of the Varorud

The article dwells on the studies of archery evolution through visual sources of antiquity and Early Middle Ages. The author analyzes in details the original base: depictions of archery in petroglyphs, bas-reliefs, wall painting, vase painting and tauretics. She gives brief characteristics of archery types and kinds spread in the areas of habitation connected with Aryans, later on - Iranian-speaking tribes and nationalities, ancestors of the Tajik people. The author used a certain quantum of depictive sources appertaining to Aryan period, epochs of Akhemenids and Sasanids, Early Middle Ages of Central Asia. The article includes battle scenes, those ones of hunt with utilization of different types of archery. Proceeding from the available depictions, you can trace back archery evolution comprising the range of simple variants up to complicated ones with fastidious structure. Designing on the premise of the materials dealt with the author comes to the conclusion about an important contribution of Iranian peoples into the art of archery being a part of world culture.

Стрельба из лука - весьма древнее занятие, это одновременно способ добычи средств к существованию, военное дело, искусство и спорт, в целом - неотъемлемая часть челове-

СТРЕЛЬБА ИЗ ЛУКА В ВИЗУАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКАХ КУЛЬТУРЫ ИРАНСКИХ НАРОД ОВ

ARCHERY IN VISUAL SOURCES OF THE IRANIAN PEOPLES' CULTURES

13

Kasymova M. Archery in Visual Sources of the Iranian Peoples' Cultures

ческой культуры. Изобретённый в глубокой древности, ещё в эпоху среднекаменного века (мезолита), лук внёс поистине революционные изменения в жизнь человека, многократно усилил возможности человека, его физической, мускульной силы. Развитие человеческого общества, его переход от одной стадии к другой, интеллектуальные достижения и опыт сопровождались соответствующими изменениями в конструкции лука, его роли в жизни человека и функциональных назначениях. Изучение истории каждого народа, и таджиков в том числе, будет неполной без страниц, отражающих место лука в общей материальной и духовной культуре. Актуализация проблемы истории лука и стрельбы из лука напрямую связана с необходимостью всестороннего изучения отечественной истории.

В силу недолговечности материалов, из которых изготавливаются луки и стрелы, мы можем изучать их по фрагментарным источникам. Материалы по истории лука сохранились в письменных источниках, так, например, при описании вооружения древние авторы дают сведения о видах лука, способах стрельбы, об известных лучниках и т.п. Немаловажное значение имеют археологические источники: находки наконечников стрел, разных элементов композиционных луков из кости или металла и т.д. Пожалуй, полнее всего лук и стрельба из лука отражены в визуальных источниках: петроглифах, настенных росписях, вазописи, барельефах, торевтике, книжных иллюстрациях и т.п.

История лука и стрел как вида оружия и как вида современного спортивного состязания в истории иранских народов изучена очень слабо. Конечно, во многих исследованиях проблем древности лук и стрелы так или иначе фигурируют. Лук богато представлен в изобразительном искусстве древности, найденные наконечники стрел хорошо изучены в работах археологов. Почти во всех исследованиях по вооружению древнего населения даны материалы и по луку и стрелам. Среди работ, посвящённых истории лука, наиболее значимой представляется книга М.В. Шокарёва «История лука и арбалета» (9, с. 176). Эта работа примечательна широким охватом вопросов: здесь история лука, данные об устройстве, боевых качествах и видах лука (охотничьего и боевого оружия) и т.п.

К числу важных работ по истории лука можно отнести статью А.Г. Берсенева, А.Г. Епимахова и Д.Г. Здановича «Синташтинский лук: возможности реконструкции» (1, с. 150-154), которая является одной из немногих насыщенных материалом работ по рассматриваемой теме. Исследование выполнено на основе анализа находок погребений синташского типа на Южном Урале. Здесь археологи выявили 46 случаев нахождения фрагментов оружия дистанционного боя - это костяные остатки лука, колчанные наборы и наконечники стрел. Учёные выявили свидетельства использования композитного луков в синташтинское время, когда арийские племена жили на огромных просторах. Исследователи предлагают реконструкцию синташского лука в таком виде, как они его представляют. В то же время следует отметить, что предки таджиков - арийские племена и древние иранские народности - оставили много памятников искусства и культуры с изображением лука и стрельбы из него. Это следует из содержания работ по изучению петроглифов, настенных росписей, торевтике и т.п. К сожалению, вопрос о месте лука в образах древнего и средневекового изобразительного искусства остаётся до настоящего времени мало изученным.

В настоящее время точно не установлено место и время появления лука. Однако принято считать, что лук появился в эпоху среднего каменного века - в период мезолита. По поводу причины изобретения существуют несколько версий. Так, начало мезолита совпадает с окончательным оттаиванием ледников. Это привело к изменению ландшафта, климата и фауны. Освободившиеся ото льда пространства покрылись лесами, в которых

14

Касымова М. Стрельба из лука в визуальных источниках культуры иранских народов

водились благородные олени, лоси, зубры, кабаны, косули и другие животные. Лесные животные были быстроногими и некоторые из них - нестадными. Для охоты на них прежние методы и орудия не годились. Именно это - новые условия жизни - привело к развитию высокосовершенной микролитической техники, метательного оружия, к изобретению лука и стрел (7, с. 54). Найденные на стоянках эпохи мезолита наконечники стрел показали, что для них широко использовались микролиты - кремневые изделия небольших размеров (длиной 1-2 см). Кремневые пластины подвергались дополнительной обработке. В эпоху мезолита люди научились делать орудия труда из микролитов - мелких частей камня. Привязанный к палке заостренный осколок камня превращал палку в дротик или копьё - оружие, способное поражать животное на определённом расстоянии. Человек стал бросать копьё или дротик, но часто птицы находились на определённой высоте или отдалённости, для преодоления которой мускульной силы человека было недостаточно. Стремление поражать птиц и животных, не позволяющих человеку приблизиться к себе, стало стимулом к созданию лука. Натянутая на согнутую палку тетива при распрямлении давала стреле механическую скорость, которая многократно превышала ту, которую давала мышечная сила человеческой руки. Изобретение лука и стрел и их использование стали огромным прогрессом для человечества. Дальнейшая работа по усовершенствованию лука привела к созданию более мощных, но мягких и практичных видов луков. О значении лука в истории человечества Ф.Энгельс писал: «Лук, тетива и стрела составляют уже очень сложное оружие, изобретение которого предполагает долго накапливаемый опыт и более развитые умственные способности, следовательно, и одновременное знакомство со множеством других изобретений» (10, с. 29).

Лук, изготовленный из разных пород дерева с использованием сухожилий в качестве тетивы, не мог сохраниться, поэтому не найдено практически ни одного лука мезолитического времени при раскопках стоянок мезолита. В то же время найдено много каменных наконечников стрел, древко которых истлело.

К числу наиболее ранних пунктов с остатками стрел на территории Таджикистана относится Истыкская пещера недалеко от поселка Чештебе Мургабского района, точная датировка которой - 7010 лет до н. э. (9-10 тыс. лет назад). В первом горизонте памятника, наряду с другими каменными орудиями труда (отщепы, нуклеусы, чопперы) найдены три наконечника стрел.

Хорошей иллюстрацией и визуальным источником по истории лука являются петроглифы - наскальные изображения. Среди петроглифов эпохи мезолита много сцен охоты на животных с применением лука и стрел. В гроте Шахты (ГБАО РТ) сохранились рисунки, нанесённые минеральной краской - охрой. Особый интерес представляют стрелы, которые нарисованы в теле животных: в фигуру яка вонзились сразу две стрелы, а третья стрела летит в морду зверя (6,с. 70-77).

В других частях Центральной Азии также найдены наскальные рисунки, в которых есть изображения человека, вооружённого луком. Эти петроглифы относятся к разным историческим эпохам: к мезолиту, неолиту и бронзовому веку. Часто изображены всадники с луком. По мнению учёных, подобные рисунки отражают сцены охоты древних людей.

На территории Таджикистана скопления петроглифов, содержащих изображения лука, отмечены в горах Кураминского и Туркестанского хребтов и на Памире. Так, например, в исторической науке получили широкую известность петроглифы Акджилга на Памире, выбитые на высоте 3800 м над уровнем моря. Среди изображений - лучники с большими луками, один - в островерхой шапке (4, с. 62-68).

15

Kasymova M. Archery in Visual Sources of the Iranian Peoples' Cultures

Большая часть петроглифов с луком относятся к бронзовому веку и эпохе раннего железа. Этническая принадлежность рисунков с изображением лучников трудно определяема, так как на рисунках нет явных признаков какого-либо этноса. Предположительно, рисунки на скалах с изображением лучников оставили сакские племена.

Предки таджиков - ираноязычные племена древности - очень рано познакомились с луком и широко использовали его на охоте, в войнах и состязаниях. Наличие множества изображений человека с луком на петроглифах ареала расселения древних ираноязычных племен (Южный Урал, Средняя Азия, Семиречье, Южная Сибирь и Алтай) указывает на его важность в жизни человека. Среди петроглифов много рисунков лучников, некоторые -на охоте, лучник, стреляющий в оленя, ритуальные танцы, есть и изображения сражающихся воинов. Иногда на петроглифах можно проследить тип наконечников стрел и их форму.

Судя по изображениям раннего периода, лук имел очень простую форму: тонкая палка, стянутая тетивой. Для стрел также использовались тонкие высушенные ветки деревьев. Сначала заострённые концы стрел постепенно стали снабжаться наконечниками из камня, позднее - из металла. По петроглифам трудно установить размер и форму древнейшего лука. Судя по древнейшим изображениям Египта и Месопотамии, размер лука достигал 1.5 - 1.8 м и имел треугольную форму. Во время раскопок погребения фараона Тутан-хамона учёные обнаружили около 50 видов луков. Эта находка позволяет выделить разные типы луков, которыми пользовались в тот период.

Лук является оружием дистанционного боя и очень востребован для охоты на быстрых животных на степных просторах. Именно поэтому лук получает широкое распространение у арийских племён в период эпохи бронзы. Арийские лучники на боевых колесницах были грозной военной силой. Стоя на платформе мобильных колесниц, лучники буквально засыпали противника шквалом стрел и обращали его в бегство.

Вероятно, не без влияния арийцев, составной лук распространяется на Ближнем и Среднем Востоке: здесь на барельефах частыми становятся изображения лучников, вооруженных модифицированными составными луками. По мнению учёных, синтез форм и технологий ассирийского и скифского луков способствовал возникновению всех последующих видов композитных луков на Древнем Востоке.

Главным сюжетом изображений становятся ассирийские цари в бою или на охоте, в обоих случаях они вооружены луком или поражают стрелой хищника (льва).

Позже, в период поздней бронзы и раннего железа, лук и стрелы были распространены и среди потомков ариев - скифов, саков и савроматов (8, с. 43). Замена бронзовых наконечников железными ещё более усилила убойность стрел. Хорошо известны изображения скифов с луками на сосудах из скифских курганов (Частые курганы, Куль-Оба и др.).

Сохранились сведения древних авторов о прекрасных лучницах - амазонках. Прекрасными стрелками из лука были кочевники древней Средней Азии - племена саков и массагетов, «имевших тугие луки» (Геродот). Сакские женщины стреляли из луков наравне с мужчинами. В руках этих кочевников лук превращался в грозное оружие. Часто в погребениях женщин, а иногда и девочек, находят колчаны с набором стрел.

Дионисий Периэгит сообщает, что «за Согдианой по течению Яксарта обитают саки, стрелами бьющиеся, из всех стрелков в мире самые искусные, не пускающие стрелы наудачу» (2, с.13).

Луки ираноязычных племён - саков и скифов - широко распространились в Древнем Иране. Уже среди ранних изображений Ахеменидов мы видим изображения лука. На барельефах дворца Дария в Персеполе, на Бехистунской скале персы изображены с луками

16

Касымова М. Стрельба из лука в визуальных источниках культуры иранских народов

в руках и колчаном стрел на боку. Судя по этим изображениям, в «моде» были небольшие луки со слегка выгнутыми в направлении выстрела концами. Вообще, такие луки, с узкими плечами, имеющими загнутые в противоположную от стрелка сторону концами, называются «скифскими». Исследователи полагают, что подобные луки имеют высокую убойную силу. Лук и стрелы стали одним из главных видов вооружения. В персидской армии для ведения дистанционного боя были специальные отряды лучников. Наряду с пешими воинами луком вооружались и всадники, кроме того, на боевых колесницах один из двух воинов тоже был лучником.

Очень ценную информацию о луке и стрелах древнего периода дают сцены охоты. Судя по источникам, особенно изобразительным, охота была излюбленным занятием правителей Древнего Ирана. Более того, для представителей иранской знати это было предметом гордости и престижа. На гробнице Дария была такая надпись: «Я был самым искусным наездником и стрелком из лука и лучшим охотником» (Страбон, XV. III,8). Как правило, объектом охоты были олени, куланы и другие быстроногие животные и поэтому оружием охоты были лук и стрелы. Охотник на кулана или оленя должен быть сильным, ловким и метким стрелком, так как надо было стрелять в зверя во время его гона, когда он бежит со скоростью 70 км в час. На изображениях подчеркнуто, что чаще всего охота проводилась в специальных загонах - парадизах (11, с. 20-21, 44-45).

Лук этого периода был сложносоставным: основой являлось хорошо обработанное дерево, по всей длине которого были расположены хорошо пригнанные друг к другу роговые пластины. Эти разнородные материалы, соединенные специальным клеем, взаимно дополняли и усиливали друг друга. Созданные по такой технологии изделия были прочными и упругими. Такие луки, как мы видим по барельефам, становились мощным и надежным оружием: на барельефах поверженные львы насквозь пробиты стрелами царя-охотника.

Одно из ранних по времени исполнения изображение луков иранцев - это изображение ахеменидского царя на цилиндрической печати из сапфирина. Печать датирована V веком до н.э. Ахеменидский царь изображен во весь рост. На его правом плече лук и колчан стрел. Хотя видна только верхняя часть лука, мы можем сказать, что конец лука изогнут вперёд. В украшенном узорами колчане находятся 6 стрел (5, с. 86).

Сцена охоты, или «охотничьи сюжеты», характерны и для культуры Ирана в период правления династии Сасанидов (224 - 651 гг.). Эти сюжеты сохранились не только на рельефах, но повторяются и на резных камнях, штуке и торевтике с использованием одних и тех же приёмов, с луком в качестве главного оружия. Даже в тех случаях, когда герой сюжета держит другой вид оружия, мы видим присутствие лука. Например, на рельефе Фирузабада (сер. V в. н.э.) шах Шапур изображен сбивающим с коня парфянского вельможу. При этом на правом боку Шапура висит колчан со стрелами (5, с. 147).

На многих блюдах сасанидского периода изображены сцены охоты царя на животных. Царь (в одних случаях - это Шапур II, Пероз, в других - Хосров I или Бахрам) изображён стреляющим из лука. Художник показывает самый напряженный момент охоты. Всадник стреляет, обернувшись назад. Тетива натянута, лук сильно изогнут (5, с.164). На некоторых изображениях колчан пуст (5, с. 165), что, вероятно, свидетельствует об интенсивности применения оружия. Иногда вместо царя в сцене охоты изображён вельможа, но поза - оборот назад, сильно натянутая тетива и изогнутый лук - остаются общими (5, с. 170). Такой сюжет стрельбы на скаку, когда всадник, обернувшись назад, стреляет из лука в животное, является очень популярным в изобразительном искусстве Ирана (11, с. 53).

17

Kasymova M. Archery in Visual Sources of the Iranian Peoples' Cultures

В рельефе грота Так-и - Бостане в сцене охоты на кабанов шахиншах изображен стоя в лодке с натянутым луком, перед ним два кабана, поражённые его стрелами, на другой сцене шах показан уже пустившим стрелу. Сохранилась еще одна сцена охоты, теперь уже на оленей. Здесь царь тоже изображён дважды: в первом случае он летит на коне, натянув лук, затем, уже спустив стрелу, подъезжает к загону. Лук шаха имеет сложную, изогнутую в нескольких частях форму. Такой тип лука несёт в себе влияние соседей - тюрков, которые в этот период (вторая пол. VI в.) проникают на территорию Средней Азии.

Новый материал для изучения лука содержит изображение на одном серебряном с позолотой блюде из Эрмитажа. Этот памятник датирован позднесасанидским периодом -VII в. На блюде запечатлена сцена охоты шахиншаха Варахрана V (Бахрома). Содержание сцены - охота Бахрома на газелей. Как и другие шахи Ирана, Бахром вооружен луком и стрелами. Лук по форме похож на луки из более ранних памятников. Однако концы лука изогнуты. Интересно, что на этом изображении мы можем видеть, что использовались и особые наконечники. Так, одна пущенная Бахромом стрела имеет серповидный наконечник, который отсек рога газели.

В Восточном Иране - Вароруде - изображения лука часто встречаются при раскопках археологических памятников Бактрии, Согда и Хорезма. Здесь найдено много монет с изображением лучников. Наличие на реверсе монет лучника свидетельствует о важности лука и стрел как атрибута власти. На городище старого Мерва найдена ваза с росписью (V-VI вв.). На вазе изображена сцена охоты какого-то вельможи, стреляющего из лука в птицу. О луках Согда и Уструшаны можно судить по настенной живописи Афрасиаба и Калаи Кахкаха (VIII-IX вв.). К числу интересных находок, связанных с историей лука в культуре ираноязычных народов, следует отнести уникальный шит согдийского воина, найденный на горе Муг (Айнинский район, VII-VIII вв.). На этом избражении всадник хорошо вооружен, вероятно, и луком, т.к. к седлу воина прикреплён колчан, в котором несколько стрел с оперением. На настенной живописи Бунджиката (Калаи Кахкаха, VIII-IX вв., совр. Шахристан) есть сцена, на которой воины стреляют из лука (3, с. 692). На значительную роль лука в жизни среднеазиатского общества указывает изображение на одном из серебряных с позолотой блюд (VI в.), хранящихся в Эрмитаже (5, с. 197). Здесь мальчик с луком был символом дня и стрелы солнечного бога Митры.

Таким образом, лук и стрельба из лука как важные компоненты человеческой культуры являются важным объектом исследования. Анализ изображений лука на визуальных источниках предоставляет огромный материал, требующий к себе особого внимания. Лук и стрельба из лука как вид занятий ираноязычных народов и как отдельный объект отечественной науки исследованы недостаточно. Изучение лука по изображениям позволит отразить историю этого вида материальной культуры. Сцены охоты или сражений сохранили разные положения лука: лук привязан к седлу, лук в руках лучника, момент натягивания тетивы, непрерывная линия, обозначающая траекторию полёта стрелы, пустой колчан, раненые и нападающие на охотника хищники, гон животных, убегающие животные, утыканные стрелами, и т.п., содержат важную информацию. Лук как продукт разума, интеллекта и трудовой деятельности человека является ценным источником, содержащим в себе чрезвычайно важную информацию, которую трудно получить, изучая другой источник: виды луков (простые, составные), боевые свойства луков (дальность полета стрелы, прицельную стрельбу, убойную силу и т.п.), тип наконечника стрел и т.д. Анализ изображения лука позволяет изучить особенности его изготовления, конструкции и техники и в целом оценить этот вклад иранских народов в мировую культуру.

18

Касымова М. Стрельба из лука в визуальных источниках культуры иранских народов

Список использованной литературы:

1. Берсенев А.Г, Епимахов А.В., Зданович Д.Г. Синташтинский лук: возможности реконструкции / А.Г.Берсенев , А.В. Епимахов,Д.Г. Зданович // VII исторические чтения памяти М.П. Грязнова. - Омск, 2008.- С. 150-154.

2. Григорьев В.В. О скифском народе саках. - СПб, 1871. - 48 с.

3. Древности Таджикистана. Каталог выставки. - Душанбе, 1985. - 344 с.

4. Жуков В.В., Ранов В.А. Древние колесницы на Памире/В.А. Жуков, В.А. Ранов //Памир. -1974. - №11. - 62-74.

5. Луконин В.Г. Искусство Древнего Ирана. - М. : Искусство, 1977. -232 с.

6. Ранов В.А. Рисунки каменного века в гроте Шахты/В.А.Ранов //Советская этнография. - 1961. - №6. - С. 70-77

7. Редер Д.Г, Черкасов Е.А. История древнего мира. Часть 1. Первобытное общество и Древний Восток. - М., 1979. - 288 с.

8. Смирнов К.Ф. Вооружение савроматов/К.Ф.Смирнов. //МИА СССР, 1961. - №101. -С.40-47

9. ШокарёвМ.В. История лука и арбалета. -М.:АСТ, 2001. - 246 с.

10. Энгельс Ф.Происхождение семьи, частной собственности и государства. - М.: Легпромиздат, 1978. - 48 с.

11. Эшонкулов У. История парадиза Древнего Согда. - Душанбе, 2007. - 180 с.

Reference Literature:

1. Bersenev A.G, Yepimahov A.V., Zdanovich D.G. Sintashtin’s archery: Potentialities for Reconstructions / A.G.Bersenev, A.V. Yepimahov, D.G. Zdanovich // The VII-th Historical Readings in Memories of M.P. Gryaznov. - Omsk, 2008.-pp. 150 - 154

2. Grigoryev V.V. About Scythian Tribe of Saks. - SPb, 1871. - 48 pp.

3. The Antiquities of Tajikistan. Catalogue of the Exhibition. - Dushanbe, 1985. - 344 pp.

4. Zhukov V.A., Ranov V.A. Ancient Chariots in the Pamir/V.A.Zhukov, V.A.Ranov //Pamir. - 1974. - # 11. - pp. 62 - 74

5. Lukonin V.G. Art of Ancient Iran. - M. : Art, 1977. - 232pp.

6. Ranov V.A. Drawings of the Stone Age in the Grotto of Shakhty/V.A.RANOV //Soviet Ethnography. - 1961. - # 6. - pp. 70-77.

7. Reder D.G, Cherkasov E.A. The History of the Ancient World. Part #1. Primeaval Society and Ancient East. - M., 1979. - 288pp.

8. Smirnov K.F. Arms of Savromats /K.F.Smirnov //MIA USSR, 1961. - # 101. - pp. 40-47

9. Shokaryov M.V. History of Archery and Arbalet. - M.:AST, 2001. - 246pp.

10. Engels F. Origin of Family, Private Property and State. - M. : Legpromizdat, 1978. - 48 pp.

11. Eshonkulov U. History of Ancient SughdParadise. - Dushanbe, 2007. - 180pp.

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.