Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

СТРАТЕГИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
стратегия / внешнеэкономическая деятельность / стратегические цели / бизнес-стратегия / международный рынок / стратегическое позиционирование / strategy / foreign economic activity / strategic goals / business strategy / international market / strategic positioning

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Платонова Е. Д., Лю Хуа

В статье раскрывается теоретические и практические аспекты формирования стратегии внешнеэкономической деятельности компаний, показаны роль стратегического планирования и его этапы, а также значение стратегического позиционирования. Авторы показывают, что в современных условиях стратегический менеджмент должен играть более важную роль, а объем охвата стратегическим анализом должен быть шире, включая потенциальные международные рынки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY FOR FOREIGN ECONOMIC ACTIVITIES OF COMPANIES: THEORY AND PRACTICE IN MODERN CONDITIONS

The article reveals the theoretical and practical aspects of forming the strategy of foreign economic activity of companies, shows the role of strategic planning and its stages, as well as the importance of strategic positioning. The authors show that under modern conditions a strategic management should play a more important role and the scope of strategic analysis should be wider, including potential international markets

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

adopted. At the initiative of our country, the UN General Assembly proclaimed June 3 as World Bicycle Day.

Turkmenistan has laid strong foundations for international sports cooperation. In this regard, cooperation in the field of sports with more than 60 countries of the world is regulated on a bilateral legal basis. In addition, issues of sports cooperation find a worthy place in the declarations and statements of heads of state adopted following visits at the highest level, as well as in the final documents of intergovernmental commissions on the development of bilateral cooperation with foreign countries.

Turkmenistan hosted such major international competitions as the Amul-Khazar 2018 rally, the 2018 World Weightlifting Championships, track and field cross-country and a mass cycling marathon along the Silk Road route, the School Cultural and Sports Festival of the Caspian States. In 2009, the Silk Road Rally took place, running through the territories of Turkmenistan, Kazakhstan and Russia. In 2014, the Avaza National Tourist Zone hosted the competition for the World Windsurfing Cup, thus our country entered the annals of international sailing competitions for the first time.Turkmenistan is recognized as one of the centers of international sports cooperation. As part of this, interaction with the International Olympic Committee, the UN Bureau of Sport for Development and Peace, the UNESCO Intergovernmental Committee on Physical Culture and Sports, and the Olympic Council of Asia is expanding. Our country regularly makes concrete proposals aimed at developing mutually beneficial cooperation in this area and supporting the Olympic movement as an important factor in strengthening global peace, friendship and good neighborliness.

Turkmenistan has extensive experience and capabilities in organizing and holding major sporting events at the regional and international level. The successes and victories of Turkmen athletes at international competitions are clear evidence of the effectiveness of the state's strategy in this direction. All this will contribute to the further growth of the international authority of Turkmenistan as a sports state. References

1.Гурбангулы Бердымухамедов. Спорт - это путь к дружбе, здоровью и красоте. Ашхабад: 2017.

2. Нуннаев Х., Непесов Ш., Нурмухаммедов С. Успешные шаги туркменского спорта // Всемирный ученый.2024. № 24.

© Оразов Г., Поладов Т., Умаров Ш., 2024

УДК 339.544

Платонова Е.Д.,

Доктор экономических наук, МПГУ, г. Москва, РФ Лю Хуа,

Магистрант 3 курса, МПГУ г. Москва, КНР

СТРАТЕГИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В

СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация

В статье раскрывается теоретические и практические аспекты формирования стратегии внешнеэкономической деятельности компаний, показаны роль стратегического планирования и его этапы, а также значение стратегического позиционирования. Авторы показывают, что в современных условиях стратегический менеджмент должен играть более важную роль, а объем охвата стратегическим

анализом должен быть шире, включая потенциальные международные рынки.

Ключевые слова

стратегия, внешнеэкономическая деятельность, стратегические цели, бизнес-стратегия, международный рынок, стратегическое позиционирование

Platonova E.D.,

Doctor of Economic Sciences, Moscow State Pedagogical University,

Moscow, Russia Liu Hua,

3rd year Master's student, Moscow State Pedagogical University

Moscow, China

STRATEGY FOR FOREIGN ECONOMIC ACTIVITIES OF COMPANIES: THEORY AND PRACTICE IN MODERN CONDITIONS

Annotation

The article reveals the theoretical and practical aspects of forming the strategy of foreign economic activity of companies, shows the role of strategic planning and its stages, as well as the importance of strategic positioning. The authors show that under modern conditions a strategic management should play a more important role and the scope of strategic analysis should be wider, including potential international markets.

Keywords

strategy, foreign economic activity, strategic goals, business strategy, international market, strategic positioning

Разработка стратегии внешнеэкономической деятельности предполагает постановку стратегических целей на международных рынках. Это сложный и систематический процесс, который включает в себя учет многих уровней и факторов внешней и внутренней среды. В условиях современной турбулентности международных отношений («новой реальности»), если компания стремится закрепиться на международном рынке и добиться успеха, менеджмент компании должен четко сформулировать свои стратегические цели, чтобы целенаправленно формировать стратегии внешнеэкономической деятельности вообще, и выхода на международный рынок, в частности.

Для современного менеджмента разработка актуальной стратегии базируется на тех теоретических основах, которые были заложены в 1950-х годах прошлого века, когда американские ученые в области менеджмента выделили как минимум два элемента стратегического целеполагания: корпоративная цель; программы действий по достижению данной цели.

Зародившись в середине прошлого века, теория стратегического менеджмента быстро нашла своих поклонников и последователей. Известный американский ученый в области менеджмента Альфред Д. Чендлер (Alfred D. Chandler ) в 1962 году предположил, что корпоративная бизнес-стратегия состоит из трех частей: долгосрочные цели предприятия; программа действий по достижению целей; генерирование ресурсов, необходимых и достаточных для реализации цели[1]. В работах И. Ансоффа, К. Кристенсена, Дж. Штайнера закладывались основы стратегического анализа, а авторы издаваемых журналов Long Range Planning (1968), The Planning Review (1972) и Journal of Business Policy (1970) предлагали свои решения в области стратегии внешнеэкономической деятельности компаний.

Идею о том, что стратегия - это долгосрочный план активно поддержали ученые в области менеджмента Х. Минцберг (H. Mintzberg) и Джеймс Брайан Куинн( James Brian Quinn) , который указал, что стратегия бизнеса - это долгосрочный план, но в то же время на стратегию влияют изменения в

окружающей среде компании, и надо менеджменту мыслить нестандартно, не зацикливаясь на мнениях гуру менеджмента, так как условия ведения бизнеса продолжают быстро изменяться и впереди[2]. Их предположения сбываются - сейчас время «черных лебедей» и «новой реальности».

Постоянный интерес к выработке бизнес-стратегий среди исследователей во всем мире подтверждают данные инструмента Google Trends. По поисковому словосочетанию «business strategy» был выстроен график (рис. 1).

1 чнв. 200.. 1 vap. 2010 г 1 мая 2016г. 1 шоп. 2022г.

Рисунок 1 - Динамика поисковых запросов в системе Google в 2004-2023 гг. по поисковому словосочетанию «business strategy» в категории «Бизнес и промышленность»[3]

График показывает, что значительный интерес у пользователей наблюдался в начале периода исследуемого периода - 2004-2006 гг. В этот период проходила проверка основных постулатов теории стратегического планирования, которая основана на предпосылке или допущении, что будущее можно предсказать. Стратегию рассматривали как способ адаптации собственных условий фирмы к возникающим возможностям в условиях продолжающейся НТР и массового внедрения технологических достижений. Суть этого подхода заключается в убеждении, что стратегия вообще, а внешнеэкономической деятельности, в частности, заключается в ответе на вопрос: «Как соотнести имеющиеся у фирмы возможности с особенностями конкурентной среды и менеджменту создать конкурентные преимущества, обеспечивающие компаниям новые ниши рынка, где возможно присвоение дополнительных экономических выгод (рент), недоступных соперникам на внутренних и международных рынках?»

Одно из ведущих направлений развития стратегического менеджмента является теория стратегического позиционирования, которая делится на две основные школы - школу внешней среды и школу внутренней среды.

Школа внешней среды фокусируется на анализе окружающей компанию среды и считает, что стратегия должна формулироваться в рамках ограничений внешней среды, а корнем стратегии является «позиционирование» на рынке. Возможности внешней среды являются основой для формулирования внешнеэкономической стратегии, и при появлении рыночных возможностей, более привлекательных, чем текущий доминирующий бизнес, необходимо скорректировать стратегические ресурсы для выхода на новое поле деятельности, а также провести диверсификацию деятельности компании.

Представители школы внутренней среды принимают определение собственных уникальных ресурсов и возможностей в качестве отправной точки для формулирования стратегии и выступают за то, чтобы сосредоточиться на существующем основном бизнесе, если только отрасль, в которой изначально доминировал бизнес, не пришла в упадок и не проиграла конкурентам на «своем поле». Они против того, чтобы легко вовлекаться в несвязанные бизнесы, чтобы ослабить основной бизнес. Китайские авторы небезосновательно считают, что школа внешней среды делает акцент на конкурентных преимуществах, а школа внутренней среды - на ключевых компетенциях [4].

Представителем теории позиционирования со стратегической точки зрения является Майкл Э.

Портер (Michael E. Porter) из Гарвардской школы бизнеса в США. В 80-е годы прошлого века школа позиционирования, представленная М. Портером, активно развивалась, затрагивая вопросы выработки стратегии внешнеэкономической деятельности и целесообразности выхода на международные рынки. Суть теории и метода стратегического позиционирования М. Портера заключается в поиске и определении идеальной позиции, подходящей для развития в условиях различных ограничений внешней среды, когда бизнес транснационализируется и на международном рынке оперируют крупные ТНК развитых стран. В этом смысле теория стратегического позиционирования компании на международных рынках продолжает исследования Кеннета Эндрюса (Kenneth R. Andrews), которого по праву считают одним из ранних авторов теории стратегического управления компанией[5].

Суммируя теоретические положения, можно заключить, что стратегическое планирование внешнеэкономической деятельности играет жизненно важную роль в развитии компании и проходит определенные этапы, которые заключается в следующем:

1. Прояснение целей и направлений. Стратегическое планирование целей направлено на будущие цели и определение направлений решений и действий, а также обеспечивает синергию между отделами и сотрудниками в достижении общих целей.

2. Выявление и использование возможностей. Анализируя и оценивая внешнюю рыночную среду и конкурентов, стратегическое планирование целей может помочь компаниям выявить рыночные тенденции, изменения спроса и возникающие возможности, чтобы воспользоваться этими возможностями и быстро отреагировать на изменения рынка.

3. Формирование консенсуса. Планирование стратегических целей играет важную роль в достижении консенсуса в организации. Благодаря глубокому общению и сотрудничеству оно не только позволяет высшему руководству и лицам, принимающим ключевые решения, достичь консенсуса, но и укрепляет связи между различными подразделениями.

4. Заранее реагировать на риски. Стратегическое планирование целей позволяет предприятиям всесторонне анализировать внутреннюю и внешнюю среду, заранее предвидеть потенциальные проблемы и принимать меры по смягчению последствий рисков, а иногда даже превращать риски в возможности.

5. Оптимизация ресурсов. Планирование стратегических целей помогает компаниям эффективно распределять ресурсы, оптимизировать деятельность, добиваться роста и прибыльности бизнеса.

6. Обеспечение долгосрочного успеха. Планирование стратегических целей имеет решающее значение для долгосрочного успеха предприятия, помогая ему создать устойчивое конкурентное преимущество, сохранить первоначальную цель и использовать ограниченные ресурсы для максимизации своей стоимости.

7. Определение миссии информационной системы. Обеспечьте основу для будущей оценки, например, целей, ограничений и общей структуры MIS, а также текущего состояния организации и текущего состояния бизнес-процессов.

8. Содействие применению информационных систем. Благодаря развитию планирования, выявлению проблем и более точному определению задач, которые должны быть решены информационной системой управления для достижения целей предприятия, чтобы способствовать применению информационных систем и приносить больше экономической выгоды.

Стратегия компании во внешнеэкономической деятельности разрабатывается менеджерами высшего звена, которые в основном анализируют информацию и предложения менеджеров среднего звена, используя результаты стратегического анализа (SWOT-анализ, 4P, матрица Ансоффа и др.). Безусловно, руководители ключевых бизнес-единиц участвуют в разработке внешнеэкономической стратегии компании, особенно, если стратегия связана с возглавляемой ими бизнес-единицей. В этом отношении справедливо то, что корпоративная стратегия во внешнеэкономической деятельности

выстраивается на анализе корпоративных данных о международных рынках для выбора конкретного перспективного для компании рынка. Анализируя и сравнивая собственные данные и данные конкурентов, определяется стратегия внешнеэкономического развития компании.

При разработке практических аспектов корпоративной стратегии в области внешней деятельности большое внимание уделяется результатам PESTLE анализа, а, именно, таким факторам как политические (political factors), экономические (economic factors), социально-культурные (social and cultural factors), технологические (technological factors), правовые (legal), экологические (environmental / ecological). Основываясь на анализе внешних ресурсах и внешних факторах окружающей среды компании, определяют долгосрочную линию поведения на международном рынке и делают выбор в пользу выхода на конкретный страновой рынок.

В настоящее время многие быстро прогрессирующие компании из стран с развивающимися экономиками стоят перед проблемой формирования стратегий, которые бы определяли их стратегические преимущества на международном рынке. В этой связи закономерно то, что по данным инструмента Google Trends, поисковые запросы по словосочетанию «business strategy» наибольшую популярность приобрели в странах Африки, где компании формируются свои новые корпоративные стратегии (рис.2)

Рисунок 2 - Поисковые запросы в системе Google в 2004-2023 гг. по поисковому словосочетанию «business strategy» в категории «Бизнес и промышленность» по странам и регионам

В процессе стратегического управления китайскими предприятиями в постоянно меняющейся среде, в том числе обусловленной санкциями со стороны стран коллективного Запада и угрозами их расширения, геополитические факторы усилили своё давление на выбор международного рынка. Несмотря на то, что китайские предприятия давно и активно торгуют на американском рынке, в 2023 году в стратегическом планировании во многих китайских организациях отразились значительные перемены, связанные с переориентацией рынков. На данный момент повлияло снижение товарооборота Китая с США: в 2022 году оборот торговли товарами и услугами США с Китаем 758,4 млрд дол. США. При этом китайский экспорт составил 562,9 млрд дол. США, а импорт - 195,5 млрд дол. США[6]. В 2023 году эти показали составили, соответственно, 575 млрд дол. США, 427,2 млрд дол. США, 147,8 млрд дол. США [7].

Ответом китайских предприятий, по мнению известного китайского предпринимателя Тао Цзуй[8], является то, что предприятия перешли от традиционной ориентации на прибыль к диверсифицированному развитию предприятия на основе ценности как элемента корпоративной стратегии, стимулирующей развитие. Действительно, в последние годы экономическая, политическая и культурная среда в мире меняется и усложняется, а конкуренция между предприятиями в различных странах и регионах становится все более жесткой с применением ценовой конкуренции. В современных условиях стратегический менеджмент должен играть более важную роль, а объем охвата стратегическим анализом должен быть шире, включая потенциальные международные рынки. Новые факторы «новой реальности» требуют от менеджмента предприятий фундаментальных и методологических знаний,

сформированных менеджеристских компетенций, деятельного и творческого подхода к формированию внешнеэкономической стратегии, а также умения определить направления оптимального распределения ресурсов, пути создания условий для объединения усилий и полного использования стратегических уникальных преимуществ[9]. Это возможно на основе интеграции стратегической теории и практики, которая имеет решающее значение.

При завершении процесса стратегического планирования необходимо перейти к практике, и сформулировать политику, связанную со реализацией стратегии, чтобы можно было найти оптимальный путь достижения стратегических целей предприятия. Реализация стратегии внешнеэкономической деятельности компаний требует «проактивного стиля управления, основанного на видении будущего образа фирмы и на ее динамических организационных способностях к обновлению с учетом изменений внешней среды»[10].

Выбор компаниями конкретной стратегии внешнеэкономической деятельности и выход на международный рынок является отражением долгосрочного вектора я развития компании, нахождения лучшей диверсификации цепочки поставок и увеличения доходов предприятия. Стратегия внешнеэкономической деятельности является самым непосредственным выражением черт корпоративной среды и представляет собой направление, в котором лица, принимающие корпоративные решения, несут полную ответственность за успех и процветание компании.

Список использованной литературы: 1.Strategy and Structure: Chapters in the History of the Industrial Enterprise. By Chandler Alfred D.Jr. M. I. T. Press Research Monographs. Cambridge, Mass.: M. I. T. Press. 1962. Pp. 463.

2. Mintzberg H., Quinn J.B. The Strategy Process: Context and Cases. URL:

https://www.researchgate.net/publication/31652731_The_Strategy_Process_Context_and_Cases_H_Mintzber g_JB_Quinn (дата обращения 04.04.2024)

3.Google Trend. - URL: https://trends.google.com/trends/explore?cat=12&date=2004-01-01%202024-01-01&q=business%20strategy&hl=ru (дата обращения 02.04.2024)

[Даоке Баба. Теория и практика стратегического позиционирования - аналитические инструменты стратегического позиционирования [Электронный документ]. - URL:http://www.doc88.com/p-10885282267.html (дата обращения 27.03.2024

5. Kenneth R. Andrews (1971). The Concept of Corporate Strategy, Homewood, IL: Dow Jones-Irwin, 1971.pp. 1846

6.The People's Republic of China. - URL:https://ustr.gov/countries-regions/china-mongolia-taiwan/peoples-republic-china# (дата обращения 28.04.2024)

7.Total value of U.S. trade in goods with China 2014-2023. - URL: https://www.statista.com/statistics/277679/total-value-of-us-trade-in-goods-with-china-since-2006/# (дата обращения 30.04.2024)

Цзуй. Трудности и меры оптимизации стратегического управления государственными предприятиями [J]. Инвестиции и предпринимательство], 2024.35(04).Pp.136-138.

9. Платонова Е.Д. О методологическом потенциале деятельностного подхода в экономических исследованиях в условиях «новой реальности»// Современные тенденции развития науки и мирового сообщества в эпоху цифровизации: Сборник научных статей - Махачкала: Издательство АЛЕФ, 2023. C.20-26.

10.Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления.- 2-е изд. - СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента»; Издат. Дом С.-Петерб. гос. Ун-та, 2008.

© Платонова Е.Д., Лю Хуа, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.