Устойчивое развитие территорий,отраслей и производственных комплексов
УДК 339.18 ББК 65.291.592
© Сакал П., Фидлерова Х.
СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОЙ ЛОГИСТИКИ КАК ЧАСТЬ БИЗНЕС-СТРАТЕГИИ
В данной статье рассматривается стратегия устойчивой логистики, её социальныйкультурный, экологический и экономический аспекты, представлена модель устойчивой бизнес-логистики,учитывающей требования заинтересованных сторон, условия работы промышленного предприятия и содействующей достижению таких целей логистических процессов, которые касаются места, времени, устойчивости и надёжности поставок. Статья выходит при поддержке Словацкого агентства исследований и развития (соглашение № LPP-0384-09, «Концепция HCS модель 3E уз. Концепции корпоративной социальной ответственности - КСО»), подготовлена в рамках проекта КЕвА (культурный и образовательный грант Министерства образования Словакии), № 037STU-4/2012 «Введение предмета «Корпоративная социальная ответственность бизнеса» в учебную программу «Управление промышленным производством второй степени в МТИSTU Тгпауа (факультет материаловедения и технологии Словацкого технического университета в г. Трнава)».
Устойчивое развитие, устойчивая логистика, логистическая стратегия фирмы, логистические процессы.
Введение
Главной целью логистики в любой эффективным, но экономичным спосо-
организации или бизнесе является под- бом, что влечёт за собой разработку стра-
держка службы по работе с клиентами тегии устойчивой логистики в бизнесе.
САКАЛ Петер
профессор, руководитель аспирантов Словацкого технического университета [email protected]
ФИДЛЕРОВА Хелена доктор технических наук, исследователь Словацкого технического университета [email protected]
1. Устойчивая логистика как условие устойчивого развития.
В настоящее время существует множество способов понимания устойчивости и устойчивого развития в теории и на практике.
Устойчивость изучается на нескольких пространственно-временных уровнях в различных контекстах экологической, социальной и экономической организации, начиная с планеты Земля и заканчивая экономическими секторами, экосистемами, странами, экономиками, муниципалитетами, городами, районами, жизнью отдельных людей, процессами, товарами и услугами, профессиями, стилями жизни, моделями поведения и т. д.
Реальное понимание и закрепление понятия «устойчивое развитие» было изложено в докладе ООН «Наше общее будущее» (ВКОСР, 1987). Гру Харлем Брундтланд предложила трактовать данное понятие как развитие, учитывающее потребности нынешнего поколения без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять собственные потребности.
В Законодательном акте Словакии об окружающей среде 17/1992 даётся следующее определение: «Устойчивое развитие - это такое развитие, которое позволяет нынешнему и будущему поколениям удовлетворять свои основные жизненные потребности без потери природного разнообразия и с сохранением естественных функций экосистем».
В 1995 году Джон Элкингтон, соучредитель агентства «SustainAbility», сформулировал понятия «люди», «планета», «прибыль», ставшие в 1997 году ключевыми словами в названии первого доклада на тему устойчивого развития англо-голландской нефтяной компании «Shell».
Под составляющей «люди» понимается справедливая и выгодная практика ведения бизнеса с точки зрения трудовых отношений, общества и региона, в котором функционирует корпорация. Промышленное предприятие не должно использовать детский труд и обязано отслеживать случаи эксплуатации детского труда компаниями-подрядчиками, выплачивать достойную заработную плату своим работникам, заботиться о безопасности рабочей среды и нормированном рабочем дне, здравоохранении и образовании работников.
Под составляющей «планета» понимается обеспечение устойчивой защиты окружающей среды и пресечение негативных воздействий на неё через минимизацию потребления энергии и не возобновляемых ресурсов, сокращение производственных отходов, их утилизацию безопасным и законным способом.
Составляющая «прибыль» может быть охарактеризована как экономический доход, полученный предприятием после вычета стоимости всех затрат, включая стоимость вложенного капитала. Данный подход отличается от традиционного финансового понимания прибыли. В рамках устойчивости аспект прибыли необходимо рассматривать как реальную экономическую выгоду, получаемую обществом, т. е. реальное воздействие предприятия на экономическую среду.
Часть этих изменений также составляют процессы ведения бизнеса и логистические процессы, которые связывают компанию с окружающей средой, другими фирмами, поставщиками, клиентами, людьми, регионами и обществом.
С точки зрения авторов, устойчивая логистика - это процесс планирования, реализации и координации движения материальных и информационных ресурсов от места происхождения/производства к месту потребления, включая
переработку, ликвидацию и повторное использование продукции. Основная цель устойчивой логистики - удовлетворение потребностей заказчика при минимизации негативного влияния на окружающую среду и общество.
Когда речь идёт об устойчивой логистике, необходимо рассматривать экологический, экономический и социальный аспекты устойчивого развития логистики в бизнесе.
Экологический аспект устойчивой логистики предполагает ликвидацию негативных воздействий на окружающую среду, возникающих при поставке сырья, материалов, полуфабрикатов в процессе производства, распределения до потребления, утилизации, ликвидации и повторного использования.
Экологические цели должны достигаться на протяжении всей цепочки процесса логистики промышленной фирмы, в том числе реверсивной логистики.
Их можно разделить на следующие основные группы:
1) Выполнение требований закона в отношении многих компонентов окружающей среды (вода, сточные воды, вредные вещества, загрязнение воздуха, отходы). Правовые требования - Акт 17/1992, Закон об упаковке 223/2001.
2) Добавленная экологическая стоимость - применение добровольных экологических инструментов, например экологической маркировки, НСТ (наилучшая существующая технология).
Экономический аспект устойчивой логистики заключается в том, что логистика рассматривает экономический аспект с самого начала, так как одной из её основных задач является минимизация затрат на протяжении всей логистической цепочки - в процессе логистических поставок, производства, распределения и обратной логистики.
Социальный аспект устойчивой логистики изучает реальное и возможное воздействие на общество, людей, регионы, культуру через логистические процессы фирмы и её взаимодействие с окружающей средой. Необходима координация нескольких внутренних и внешних логистических процессов в соответствии с принципами корпоративной социальной ответственности.
2. Стратегия устойчивой логистики в бизнесе.
Тесная связь между стратегией устойчивой логистики и стратегией бизнеса может быть одним из важнейших факторов, обеспечивающих преимущество и повышающих конкурентоспособность бизнеса путём снижения затрат или в качестве поддержки стратегии дифференциации.
С традиционной точки зрения, стратегическое управление понимается как цикл мероприятий, первым из которых должен стать анализ окружения фирмы, включая потребителей, конкурентов, поставщиков, внешних партнёров, инфраструктуру, финансы и законодательство, человеческие ресурсы, а также анализ бизнеса относительно продуктов, услуг, денежных потоков, распределения и продажи, закупки, научных исследований и тенденций, сотрудников, корпоративной культуры фирмы, организации и управления, технических, экономических и экологических условий.
Результаты указанного анализа являются основой для мировоззрения фирмы (почему фирма существует, что мы хотим), главные цели фирмы представляют в количественной форме объёмы продаж и производства. Видение бизнеса анализируется возможностями и рисками, а результаты становятся фундаментом бизнес-стратегии.
Если фирма понимается как система, то бизнес-стратегия - это комплекс альтернатив для ведения бизнеса в различных ситуациях для достижения целей фирмы. Выбранная стратегия преобразуется в частичную реализацию проектов.
Бизнес-стратегия определяет частные цели в стратегическом плане, которые затем конкретизируются в оперативном планировании.
Стратегические логистические задачи по Ламберту:
• интеграции первичной и вторичной логистических цепочек;
• оптимизация процесса первичной и вторичной логистических цепочек;
• улучшение процессов в развитии продукта;
• влияние на клиентов для достижения наибольшего эффекта в логистических процессах;
• уменьшение издержек;
• сотрудничество с поставщиками в складировании, упаковке, экологической устойчивости и качестве;
• повышение гибкости в изменении объёмов, сроков и свойств продукции;
• снижение затрат на логистику.
Цели оперативной логистики, например:
а) сокращение количества транспортных средств, имеющихся на предприятии и не используемых по назначению;
б) увеличение объёма работы для каждого сотрудника при сортировке;
в) сокращение времени на выполнение заказа;
г) ограничение сроков ожидания продукта потребителем;
д) снижение затрат на транспорт.
Проект модели стратегии устойчивой
логистики соблюдает требования всех заинтересованных сторон - от внутренней или внешней бизнес-среды (в первую очередь ключевых клиентов и сотрудников), ставит основные цели устойчивой
логистики, такие как место, время, устойчивость и надёжность поставок.
Затраты на стратегию устойчивой логистики - от маркетинга, производства, финансовых процессов и логистики
- предоставляют в то же время некоторую информацию для других бизнес-процессов.
Процессы логистики и маркетинга находятся в тесной связи друг с другом, так как маркетинг предоставляет информацию о продукции, ценах, поддержке сбыта и каналах распределения, например, количество продуктов, разделённое по видам клиентов, доля продукции по регионам, интересам.
Производственные процессы показывают результаты в форме выделения текущей и планируемой продукции оборудования, объёмов производства и ассортимента выпускаемой продукции.
Финансовые процессы также дают некоторую информацию. Например,
оценка затрат, план активов, доступность капитала в настоящем и будущем.
Стратегия устойчивой логистики
должна учитывать будущую цель организации и миссию бизнеса, определяющую задачи организации, её основные ценности, общую стратегию развития бизнеса, а также частные стратегии для их выполнения (рисунок).
Затем должны быть определены конкретные выгоды стратегического планирования. Когда цели указаны, могут быть созданы альтернативы для логистической стратегии или процедуры, которые помогут в достижении целей. Каждый вариант стратегии следует рассматривать с точки зрения его влияния на другие функции бизнеса, а также анализ затрат.
Реализация стратегии - это процесс её планомерного осуществления, в том числе предложений программ, конкретизирующих ряд процедур и шагов по функциональным областям организационного и информационного характера.
Модель стратегии устойчивой логистики и её взаимодействие с внутренней и внешней бизнес-средой.
Важной частью является также формирование бюджета. Как только определена логистическая стратегия, нужно удостовериться, что вся структура логистики будет подчинена стратегии устойчивой логистики. Последний этап
- оценка и контроль, включающий мониторинг достигнутых результатов через обратную связь.
Заключение
Следование стратегии устойчивого развития логистики позволяет доставлять продукцию в нужное время в нужное место, прорабатывая вопросы надёжности и устойчивости процессов и качества продукции, дифференциации и требований экологической маркировки, устранения негативных воздействий на окружающую среду и общество.
ЛИТЕРАТУРА
1. Bezakova, Z. Zelene inovacie - vyzva pre trvalo udrzatel’ny rozvoj Slovenska. In Trvalo udrzatel’ny rozvoj regionov a podnikov pomocou inovativnych a zelenych technologii / Z. Bezakova, A. Zauskova. - Trnava: FMK UCM, 2012.
2. Kucerova, M. Suggestions for improving the efficiency and effectiveness of quality management in the business practice in Slovakia / M. Kucerova, J. Vanova, D. Ruskova // Kvalita inovacia prosperita. - Vol. 15. - 2011. - № 2. - P. 9-17.
3. Lambert, D.M. Logistika / D.M. Lambert, J.R. Stock, L.M. Ellram. - Praha: Computer Press, 2000. -589 p.
4. Prachar, J. Poslani, cile a strategie logistickeho systemu podniku v 21 stoleti / J. Prachar // Vedecky casopis procesny manazer, Slovenskej asociacie procesneho riadenia. - Vol. VII. - 2012. - № 1.
5. Sakal, P. et al. Strategicky manazment v praxi manazera / P. Sakal. - Trnava: Tripsoft, 2007. - 703 p.
6. [Electronic resource]. - Available at: http://www.un-documents.net/our-common-future.pdf
7. Slovak center of strategic studies. [Electronic resourse]. - Available at: www.scss.sk
8. [Electronic resource]. - Available at: http://publview.stuba.sk/view_publ.php?dv=1&kd=-2&roh =-1&a=80459&chb_pdr=-1&nz_typ=4
9. [Electronic resource]. - Available at: http://publview.stuba.sk/view_publ.php?dv=1&kd=-2&roh=-1&a=29765&chb_pdr=-1&nz_typ=4 27.12.2012