В условиях нарастания глобальных кризисных тенденций выпускники представляют дополнительную потенциальную нагрузку для региональных рынков труда. Несоответствие уровня развития трудового потенциала выпускников критериям современной конкурентной борьбы, слабая подготовленность молодых специалистов к самовыживанию в новых условиях (а часто и отсутствие таковой) снижают уровень конкурентоспособности выпускников ВУЗов на рынке труда. В этом контексте можно сделать вывод: одна из наиболее актуальных задач - содействие трудоустройству молодежи - по-прежнему ждет своего решения через реализацию конкретных социальных проектов и программ. Литература
1. Гордин В.Э. Социальное программирование: Учеб. пособие СПб. : Изд-во СПбУ-ЭФ, 2006.
2. Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.businesspravo.ru/ (дата обращения 12.08.2013)
3. КОНЦЕПЦИЯ Федеральной целевой программы «Молодежь России» на 20122016 годы [Электронный ресурс]. URL: http://www.newparlament.ru/ (дата обращения 21.09.2011)
УДК 630.6:630.181.29:581.5(476.2)
СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА НА ЗАГРЯЗНЕННОЙ РАДИОНУКЛИДАМИ ТЕРРИТОРИИ Ермонина Инна Владимировна, к.э.н.
Беларусь, г.Гомель, ГНУ «Институт леса НАН Беларуси» В статье описана стратегия устойчивого развития лесного хозяйства на загрязненной радионуклидами территории. Определены ее цель, задачи, этапы и инструмент построения стратегии - социально-экономическая модель устойчивого развития лесхозов на загрязненной радионуклидами территории. Приведены цели и показатели модели, результаты ее апробации на примере Наровлянского специализированного лесхоза и Речицкого
опытного лесхоза.
Ключевые слова: устойчивое развитие, концепция, стратегия, лесное хозяйство, лесхоз, социально-экономическая модель, оценка, финансовая самостоятельность, лесосека, показатели.
ASTRATEGY OFSUSTAINABLEDEVELOPMENT OF FORESTRY IN RADIATION-CONTAMINATED AREAS Yermonina Inna Vladimirovna, Cand.Econ.Sci. Belarus, Gomel, Institute offorest of National Academy of Sciences of Belarus
Annotation: The paper is concerned with the strategy of sustainable development of forestry in radiation-contaminated areas, its objectives, challenges and stages and instrument of the strategy construction, namely, a socioeconomic model of sustainable development of administrative forestry enterprises located
in radiation-contaminated areas. The paper presents objectives, parameters and results of approbation of the model from a case study in the Narovlia specialized forestry enterprise and the Rechitsapilot forestry enterprise.
Keywords: sustainable development, concept, strategy, forestry, administrative forestry enterprise, socioeconomic model, assessment, financial self-sufficiency, felling area, parameters.
Введение. XX столетие принесло человечеству беспрецедентную по размерам Чернобыльскую аварию, в результате которой крупномасштабному радиоактивному загрязнению был подвергнут каждый четвертый гектар лесного фонда Беларуси, что составило около 2,0 млн.га или 44% всех загрязненных лесов. Долговременное радиоактивное загрязнение земель лесного фонда, медленный процесс самоочищения лесов, ограничение лесопользования и специфичность профессиональных обязанностей работников лесного хозяйства определяют особые условия функционирования лесхозов. Между тем, необходимость преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, реабилитации и устойчивого развития загрязненных радионуклидами территорий, повышения эффективности функционирования лесхозов обуславливают необходимость разработки специальной стратегии устойчивого развития лесного хозяйства в эколого-проблемном регионе.
Цель и методика исследований. Целью исследования является формирование стратегии устойчивого развития лесного хозяйства на загрязненной радионуклидами территории (далее стратегия). Методика исследования базировалась на положениях концепций, научно определяющих цели, содержание и специфику реабилитации и устойчивого развития загрязненных радионуклидами территорий, лесного комплекса и лесного хозяйства.
Результаты исследования. Ведущую роль в определении концептуальных основ формирования стратегии отводится Концепции национальной безопасности Республики Беларусь и Концепции Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. Стратегия интегрирует в себе положения Концепции региональной экономической политики, Концепции реабилитации населения и территорий, Концепции развития лесного комплекса Республики Беларусь до 2015 года и Концепции устойчивого развития лесного хозяйства Республики Беларусь до 2015 года.
Целью стратегии является рост качества жизни работников лесного хозяйства на загрязненной радионуклидами территории на основе усиления финансовой самостоятельности лесхозов, социальной защиты работников лесного хозяйства, при условии получения нормативно чистой лесной продукции и минимизации коллективной дозы облучения. Важнейшими задачами стратегии являются: сохранение здоровья работников лесного хозяйства на загрязненной радионуклидами территории; рост доходов, рационализация социальной защиты работников лесного хозяйства на основе уси-
ления финансовой самостоятельности лесхозов; улучшение бытовых и социально-культурных условий проживания работников лесного хозяйства на загрязненной радионуклидами территории (особенно в сельской местности); повсеместный непрерывный радиационный мониторинг лесных ресурсов и лесной продукции; восстановление хозяйственного потенциала лесного хозяйства с обеспечением радиационно безопасных условий труда и производства нормативно чистой и конкурентоспособной лесной продукции.
Реализация задач социальной компоненты стратегии осуществляется на основе: проведения комплекса мероприятий, включающих максимальную механизацию всех видов лесохозяйственных работ; применение средств химии; обеспечение работников лесного хозяйства специальным транспортом; обеспечение индивидуальными средствами защиты и дозиметрическими приборами; создание для работающих необходимых социально-бытовых условий; усовершенствование социальных льгот и оплаты труда в лесном хозяйстве, связанного с постоянным воздействием радиационного фактора на здоровье работающих.
В качестве направлений устойчивого социального развития лесхозов на загрязненной радионуклидами территории необходимо выделить следующие: радиационная защита, организация и условия труда; оплата и стимулирование труда, пенсионное обеспечение, образовательный уровень и привлечение кадров, здоровье, жилищные условия и развитие личного подсобного хозяйства, социальная сфера, использование свободного времени.
В разные периоды времени приоритетность в решении задач стратегии устойчивого развития лесного хозяйства на загрязненной радионуклидами территории может изменяться, но радиационный мониторинг лесных ресурсов, контроль производимой продукции и предотвращение миграции радионуклидов на чистые территории остаются приоритетными направлениями во всех временных периодах.
На этапе 2006-2010 гг. важнейшими задачами являются: медицинская защита, оздоровление и рост доходов работников лесного хозяйства, защитные мероприятия в лесном хозяйстве, повышение эффективности производственной деятельности лесхозов.
На этапе 2011-2015 гг. должно быть обеспечено улучшение качества жизни работников лесного хозяйства на базе роста их доходов, усиления финансовой самостоятельности лесхозов.
На этапе 2016-2020 гг. в условиях улучшения радиационной обстановки и восстановления хозяйственного потенциала лесного хозяйства на загрязненной радионуклидами территории, лесхозы должны максимально интегрироваться в экономический комплекс страны, обеспечив переход к новой технологической стадии развития.
Инструментом построения стратегии является социально-экономическая модель устойчивого развития лесхозов на загрязненной радионуклидами
территории (СЭМУРЛ) - модель устойчивого развития, которая представляет собой конструируемую систему сбалансированных между собой экологических, экономических и социальных процессов, определяющих основу воспроизводства главных ресурсов отрасли (производственных, природных) и направленных на усиление финансовой самостоятельности лесхозов и социальной защиты работников лесного хозяйства, при условии получения нормативно чистой лесной продукции и минимизации коллективной дозы облучения.
Модель базируется на общих принципах функционирования лесхозов на загрязненной радионуклидами территории: устойчивости, реабилитации, районирования, экологоориентированного и многоцелевого лесопользования; экологической, экономической, социальной безопасности и частных -комплексности, радиологической безопасности, экологизации продукции, оптимальности и социальных гарантий.
Главная цель СЭМУРЛ - устойчивое развитие лесхозов и улучшение качества жизни работников лесного хозяйства на загрязненной радионуклидами территории. Устойчивое развитие лесхозов определяется понятием устойчивого развития и предполагает комплексное решение проблем экологического, экономического и социального развития лесхозов и сохранение условий для воспроизводства их лесоресурсного потенциала в режиме сбалансированности и социальной ориентации.
Подцелями функционирования СЭМУРЛ, вытекающими из главной цели являются: в области экологических процессов - соблюдение радиаци-онно-безопасных условий труда, допустимого нормативного уровня содержания радионуклидов в лесном сырье и готовой продукции; в области экономических процессов - рост финансовой самостоятельности лесхозов, увеличение размера экологоориентированного и многоцелевого лесопользования; в области социальных процессов - усиление социальной защищенности и улучшение качества жизни работников лесного хозяйства на загрязненной радионуклидами территории.
По своей структуре СЭМРЛ состоит из трех взаимосвязанных блоков: экологического, экономического и социального. Экологический блок направлен на снижение годовых дозовых нагрузок работников лесного хозяйства и уровня радиоактивного загрязнения лесной продукции на основе радиационного контроля и методов снижения накопления радионуклидов в древесных растениях; экономический - на увеличение размера эколого-ориентированного и многоцелевого лесопользования на основе роста финансовой самостоятельности лесхозов с учетом радиоактивного загрязнения их территории и социальный - на рост качества жизни работников лесного хозяйства на основе реабилитации загрязненных территорий и укрепления экономики лесхозов.
В целях недопущения чрезмерных экономических рисков и снижения уровня жизни работников лесного хозяйства в СЭМУРЛ используются показатели экологической, экономической и социальной безопасности. Для
достижения устойчивости модели контролируются все показатели безопасности.
Ожидаемый годовой экономический эффект от реализации СЭМУРЛ к 2015 году по Наровлянскому спецлесхозу составит 990,6 млн. руб., по Ре-чицкому опытному лесхозу - 151,1 млн. руб. (в ценах и условиях 2010 года). Социальная эффективность реализации СЭМУРЛ в лесхозах заключается в достижении устойчивого их развития и росте качества жизни работников лесного хозяйства, увеличении в среднем на 35% их доходов, а экологическая - в снижении на 10-15% доз облучения работников лесного хозяйства; обеспечении экологоориентированного и многоцелевого лесопользования с получением нормативно чистой лесной продукции.
Заключение. Одной из актуальных задач достижения стабильного социально-экономического развития Республики Беларусь при условии сохранении благоприятной окружающей среды и рационального использования природно-ресурсного потенциала является максимально возможная нейтрализация последствий Чернобыльской катастрофы. Ее осуществление в лесном хозяйстве возможно на основе формирования стратегии устойчивого развития лесного хозяйства на загрязненной радионуклидами территории, разработки и реализации на практике СЭМУРЛ.
УДК 336.221:336.531.2
НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ефремова Татьяна Александровна, к.э.н., доцент Мезяева Лилия Владиславовна, студент Россия, г.Саранск, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева
В статье рассмотрены ключевые задачи, основные проблемы, методы и инструменты налогового регулирования и стимулирования инвестиционной деятельности. Дана классификация инструментов налогового стимулирования и определено их значение в регулировании экономики страны.
Ключевые слова: налог, инвестиции, инвестиционная деятельность, стимулирование, налоговая льгота
TAXINCENTIVESOFINVESTING ACTIVITIES
Efremova Tatyana Aleksandrovn, Cand.Econ.Sci., associateprofessor Mezyaeva Liliya Vladislavovn, student Russia, Saransk, Ogarev Mordovia state university
Annotation: This article examines the key challenges, key issues, methods and instruments of tax regulation and stimulation of investment activity. The classifi-