Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
4. Из-за прямо пропорциональной зависимости сложности процесса применения метода и количеством критериев и альтернатив, может наступить «критическая точка», в которой принятие управленческого решения ЛПР станет нереальным.
Таким образом, можно сделать вывод, что МАИ является универсальным методом и имеет достаточно широкое применение, однако при его использовании возникают некоторые проблемы, которые необходимо учитывать. Также стоит отметить, что МАИ будет более эффективным, если его использовать в комплексе с другими методами принятия решений, для предотвращения математических противоречий и других сложностей и неточностей.
Библиографические ссылки
1. Saaty Thomas L. (2008-06). «Relative Measurement and its Generalization in Decision Making: Why Pairwise Comparisons are Central in Mathematics for the Measurement of Intangible Factors - The Analytic Hierarchy / Network Process».RACSAM (Review of the Royal Spanish Academy of Sciences, Series A, Mathematics) 102 (2): 251-318.
2. Ахметов О. А., Мжельский, М. Б. /Метод анализа иерархий как составная часть методологии оценки недвижимости // Актуальные вопросы оценочной деятельности. 2011. С. 15-26.
3. Литвак Б. Г. Разработка управленческого решения : учебник / под ред. Б. Г. Литвак. 4-е изд., испр. М. : Дело, 2008. 440 с.
© Богачева А. М., 2013
УДК 330.3
А. С. Бондаренко Научный руководитель - О. В. Гостева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ КАПИТАЛОМ ВИРТУАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дается определение понятия «интеллектуальный капитал» и «виртуальная организация», рассматривается их роль в современной экономике, раскрывается необходимость формирования стратегии управления интеллектуальным капиталом.
Существенные изменения, происходящие в последние десятилетия практически во всех странах мира, связаны, именно с инновационным характером экономики, порождающим принципиально новые требования к развитию всех структурных элементов общественного организма. Наиболее адекватное отражение специфика современного этапа развития экономики получила в концепции «экономики, основанной на знаниях (экономики знаний)» и экономике инновационного развития (экономики инноваций) [1].
Инновационная экономика - тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Предполагается, что при этом в основном прибыль создаёт интеллект новаторов и учёных, информационная сфера, а не материальное производство (индустриальная экономика) и не концентрация финансов (капитала). Главными факторами создания эффективной инновационной экономики являются системный подход в процессе ее реализации и доминирующая роль человеческого капитала [2].
На отраслевом уровне и в фирме воспроизводство человеческого капитала предполагает создание условий для использования человеческого капитала или его совершенствования, переподготовки, повышения квалификации. Главная цель — получить этот накопленный человеческий капитал для более эффективной работы фирмы или отрасли или превратить его в интеллектуальный капитал [3].
Интеллектуальный капитал - знания, навыки и производственный опыт конкретных людей, и нематериальные активы, включающие патенты, базы данных, программное обеспечение, товарные знаки и др., которые производительно используются в целях максимизации прибыли и других экономических и технических результатов. Сумма знаний всех работников компании и/или инструменты организации, увеличивающие совокупность знаний, т.е. всё то, что обеспечивает экономическую конкурентоспособность [4].
Развитие современной концепции информационного общества привело к возникновению новых социальных, психологических и экономических явлений. Одно из таких явлений — это виртуальная организация взаимодействия субъектов хозяйствования разных экономических систем. Такая форма организаций существуют только в Интернете.
Виртуальные организации - это форма объединения людей с целью получения прибыли, причем с наименьшими затратами на организацию бизнеса (затраты на аренду офиса, производственных площадей, исчезает необходимость в поездках для организации персональных встреч и переговоров). Основное преимущество виртуальных организаций — экономия времени. Затрачивается минимальное количество времени на поиск партеров, заключение сделок, сбыта, транспортировку, платежные операции. Организация несет минимальные расходы на оплату организации труда в денежном эквиваленте [5].
Для реализации нового проекта виртуальные объединения привлекают информационные ресурсы, ко-
Секция «Управление современными предприятиями, отраслями, комплексами»
торые позволяют пользоваться услугами высококвалифицированных специалистов без изменения места их проживание и порой без официального оформления сотрудничества. Формируется сетевая организационная структура, состоящая из неоднородных компонентов, расположенных в различных местах. Зачастую сетевая структура создается на ограниченный период времени, что является одной из важнейших характеристик виртуальной организации - временной характер объединения.
Ключевым фактором при формировании таких коллективов является вопрос доверия, кроме того, в виртуальных коллективах необходимо решать проблемы накопления созданных «новаторств» и эффективного управления в онлайн проектах. Психологическая разобщенность в распределенном рабочем пространстве так же снижает чувство ответственности у работников, что ведет к негативным последствиям для организации.
На сегодняшний день степень проработки вопроса управления знаниями представлена рядом общепринятых стратегий: управление знаниями как бизнес-стратегия (знания как центр всей деятельности компании), управление интеллектуальным капиталом (развитие и поддержание интеллектуальных активов), формирование знаний (генерирование новых знаний), обмен знаниями (структурирование знаний с целью четкого распределения между работниками или группами).
С распространением же организаций нового типа требуются новые подходы к управлению сотрудника-
ми. Широкая распределенность в пространстве и во времени требуют иного мышления руководителей: отказ от всестороннего контроля, перехода от сопод-чиненности к неформальной координации, взаимного доверия, преодоления пережитков иерархического управления, разработка и реализация таких стратегий управления интеллектуальным капиталом которые приведут к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем конкурентов.
Библиографические ссылки
1. Колесов В. П. Экономика знаний : монография. М. : Инфра, 2008.
2. Трошин А. В. Человеческий капитал как фактор развития инновационной экономики // Научно-практический журнал «Современная экономика: проблемы и решения». 2010. № 9.
3. Грузков И. В., Грузков В. Н. Воспроизводство человеческого капитала: философско-экономический анализ : монография / под ред. проф. Л. Л. Редько. Ставрополь : СГПИ, 2010.
4. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал. СПб. : Питер, 2001.
5. Ханс А. Вютрих, Андреас Ф. Филипп. Виртуализация как возможный путь развития управления, 2006.
© Бондаренко А. С., 2013
УДК 005.5
А. В. Бутрина Научный руководитель - А. В. Кукарцев Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
УПРАВЛЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫМ КОНФЛИКТОМ НА ПРИМЕРЕ ПРОМЫШЛЕННОГО
ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «КЗХ «БИРЮСА»
Рассматривается конфликт, который произошел в 2012 году на промышленном предприятии ОАО «КЗХ «Бирюса», и способы его разрешения.
Для успешного управления крайне важно понимание и признание конфликта закономерным явлением в обществе. Более того, необходимо понимать, что конфликт является движущей силой развития, как небольшой организации, так и общества в целом. Здесь очень важным шагом со стороны руководителя является признание возможности активного и позитивного воздействия на конфликт.
Менеджер согласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта в организации и призван разрешать его всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. В среднем руководители тратят около 20 % своего рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов.
Рассмотрим самый распространенный тип конфликта.
Межличностный конфликт чаще всего проявляется в борьбе руководителей за ресурсы, капитал или
рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Межличностный конфликт может также проявиться в столкновении различных типов характера, темперамента. Иногда люди просто не в состоянии ладить друг с другом.
Такой межличностный конфликт произошел в 2012 году на базовом предприятии СибГАУ ОАО «Красноярском заводе холодильников «Бирюса». Но сначала кратко о заводе «Бирюса».
ОАО «КЗХ «Бирюса» - третья по объему экспорта бытовой холодильной техники в России после компаний и Ьв. Компания «Бирюса» занимает седьмое место по объемам продаж бытовой холодильной техники в России. Общая численность работников ОАО «КЗХ «Бирюса» на 31.12.2012 г. составила 2087 человек.
Кроме того предприятие принимает выпускников учебных заведений на стажировку в том числе и студентов СибГАУ, что позволяет им приобрести про-