МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070
Another example is Australia, where, thanks to an inflation targeting policy, external shocks did not affect the level of prices (70% of GDP - products of primary industries). After the Central Bank of the country began to control inflation, fluctuations in oil prices and the exchange rate of the national currency did not cause strong inflationary surges. Inflation for many years kept in the range of 0% - 4%.
However, we must bear in mind that inflation targeting in these countries was carried out during the period of stable economic growth, and now comes the recession, and it’s no fact that the effect will be positive. In addition, the funds of the Bank of Russia may be of need for avoiding bankruptcy of systemically important companies and maintaining their liquidity. It is important to note that a significant contribution to inflationary processes bring growing tariffs of natural monopolies, which are not amenable to regulation by the Bank of Russia.
The probability that inflation will remain high is in connection with the devaluation of the ruble (now more than 40%, and may further decline), sanctions in combination with counter sanctions (long-term measure), inflation expectations. Many experts believe that when the economy has entered a phase of stagnation, in order to achieve economic growth, we need a new monetary policy. In Russia now there are conflicting goals - to fight inflation and support the economy by increasing money supply. The Bank of Russia and the Russian Government have chosen inflation targeting.
Achieving the inflation target the Bank of Russia performs primarily by influencing the price of money in the economy - interest rates. Carrying out operations with credit institutions, the Bank of Russia directly affects only the most short-term rates of money market, seeking to bring them closer to the key rate. It is considered that this impact should be enough to change the key rate effect on interest rates on loans and deposits of banks, which affect decisions on consumption, saving and investment and, consequently, on economic activity and inflation.
The Bank of Russia sets the key rate in such a way to ensure the achievement of the inflation target in the medium term. This approach is explained by the fact that monetary policy affects the economy not immediately, but gradually, over time. In this regard, when making decisions about the level of the key rate the forecast of development of the economy is used. Unforeseen factors may cause significant fluctuations in inflation and deviations from the target level. [4]
Thus, given the characteristics of modern economic situation in Russia, the policy of targeting used by the Bank of Russia, may not be effective enough.
References:
1. World Bank: World. Development indicators. 2009, http:/devedata.
2. Hammad D. Center for the study of Central banking. Guide No. 29. The practice of inflation targeting - 2012.
3. Guidelines for the single state monetary policy for 2015 and the period 2016 and 2017. http://www.cbr.ru/.
4. Statement by the President of the Bank of Russia E. Nabibulinoj following the meeting of the Board of Directors on 13 March 2015. http://www.cbr.ru.
© I.V. Paskova, 2015
УДК 330
Ю.А. Аринушкина
Магистрант 2 курса ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарева» Россия, г. Саранск
СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ КАПИТАЛОМ КАК ИНСТРУМЕНТ
РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
Аннотация
Рассмотрены виды и особенности стратегий управления интеллектуальным капиталом в организациях, обоснована необходимость анализа факторов при выборе стратегии
70
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070
Ключевые слова
Интеллектуальный капитал, стратегия, факторы влияния Постепенный переход от индустриального общества к постиндустриальному обусловил формирование инновационного сектора экономики, индустрии знаний, преобладание высокой конкуренции во всех видах экономической деятельности. Это обстоятельство, с одной стороны, ограничивает действия российских организаций по выбору направления развития, а другой стороны, дает толчок для поиска новых возможностей. Учитывая, что наиболее ценным капиталом сегодня признается интеллектуальный капитал, усилия организаций должны быть направлены на формирование эффективной стратегии управления интеллектуальным капиталом (ИК).
В настоящее время в литературе не существует единого подхода к определению категории «интеллектуальный капитал». Ряд зарубежных ученых (Лев, Даум, Брукинг, Эдвинсон) под интеллектуальным капиталом понимает способность компании трансформировать знания и нематериальные активы в факторы, которые создают соответствующую стоимость. При этом в определении обозначен главный признак ИК как капитала - приносить доход. Мнение отечественных ученых в целом совпадает с зарубежными авторами. Гапоненко А. Л. предложил семь стратегий управления интеллектуальным капиталом [1]. Первые три стратегии основаны на формировании и использовании знаний отдельно в рамках человеческого, структурного и потребительского капитала. Следующие три стратегии предполагают взаимодействие человеческого и потребительского капитала, человеческого и структурного капитала, потребительского и структурного капитала. Эффективное управление интеллектуальным капиталом означает воздействие на все его элементы (седьмая стратегия) как совокупность взаимосвязанных частей для достижения наибольшего синергетического эффекта (таблица 1).
Таблица 1
Стратегии управления интеллектуальным капиталом
Стратегия Характеристика
Первая Развитие индивидуальной компетенции работников путем их обучения, проведения тренингов
Вторая Формирование и использование знаний: информационные системы, базы данных, оргструктуры, авторские права, патенты, ноу-хау, лицензии и пр.
Третья Формирование и использование знаний во внешних связях организации. Стратегия опирается на маркетинговые технологии.
Четвертая Использование приемов и методов взаимодействия с потребителями, которые повышают индивидуальную компетенцию сотрудников организации.
Пятая Перенос индивидуального знания во внутрикорпоративные системы и закреплением его там с целью широкого использования другими сотрудниками.
Шестая Перенос знаний из сферы взаимодействия с внешними контрагентами организации во внутрикорпоративные системы и закреплением их там с целью широкого использования сотрудниками.
Седьмая Движение знаний одновременно между всеми видами интеллектуального капитала.
Отметим, что в мировой практике в последнее время получило широкое распространение «интеллектуальная организация», то есть организация, рассматривающая в качестве основной стратегии развития стратегию управления интеллектуальным капиталом. Среди таких организаций международная компания McKinsey, предоставляющая услуги в области управленческого консалтинга.
Стратегия управления ИК McKinsey основана на непрерывном развитии сотрудников, системе удержания и передачи знаний, развитии отношений с клиентами. Ключевых принципом стратегии и элементом организационной культуры является интеллектуальная честность - способность сказать клиенту правду о состоянии дел в компании. В 1997 году компания впервые ввела в употребление термин «война за талант» (the war for talent), обозначив этап перехода к новой эпохе экономической истории человечества -экономике знаний. Уже в следующем 1998 году Министерство торговли и промышленности Великобритании приняло стратегию трансформации британской экономики из input driven (то есть экономики, в основе которой лежат традиционные производительные силы - труд, земля, машины), в knowledge driven (базирующейся на знаниях, навыках и креативности сотрудников) [6].
Практика отечественных научных организаций в формировании стратегии управления интеллектуальным капиталом значительно отстает от зарубежной. Как правило, такая стратегия либо вообще отсутствует, либо применяется в рамках одной из первых шести видов.
71
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070
Госкорпорация «Росатом», в структуру которой входят научные организации, является одним из немногочисленных примеров организации, которая применяет стратегию управления интеллектуальным капиталом. Интеллектуальный капитал корпорации по стоимости нематериальных активов на 2013г. составлял 44,8 млрд руб., что составляет 31,8 % от стоимости финансового капитала. Человеческий капитал в рамках среднесписочной численности персонала составлял 256,4 тыс. чел. [7].
Управление интеллектуальным капиталом корпорации включает управление знаниями, интеллектуальной собственностью, информационными технологиями и др. Реализация стратегии управления ИК «Р» осуществляется в следующих направлениях:
- управление персоналом организации как основным носителем интеллектуального капитала; создание условий для развития научно-технических компетенций (обучение, проведение семинаров, сотрудничество с научными экспертами);
- развитие информационных технологий приобретения и поддержки знаний; обеспечение исследователей современными инструментами работы с научно-технической информацией (формирование Системы управления знаниями, ИТ-платформ);
- оценка интеллектуального капитала; структурирование портфеля интеллектуальных прав (увеличение секретов производства или ноу-хау, патентов), но при этом снижение затрат на создание одного
РИД.
- создание инновационной организационной культуры, способствующей генерации, распространению и обновлению знаний [4].
Управление человеческим капиталом корпорации включает реализацию стратегии управления персоналом, в рамках которой реализуются этапы основные управления персоналом. В целом мероприятия стратегии управления человеческим капиталом предполагают увеличение расходов на персонал, нематериальную мотивацию (знаки отличия, представление к наградам), развитие социального партнерства, обучение (реализация программ в сфере сотрудничества с вузами, выделение грантов студентам технических специальностей, организация конференций и т.д.), формирование стабильного кадрового резерва и т.д.
Что касается управления потребительским капиталом (социально-репутационным), в корпорации ведется активная политика коммуникации и информирования, проведения социологических исследований мнения общественности. Для этого используются различные каналы взаимодействия, включая прямой (информационные центры, выставки, форумы, семинары) и электронный доступ к информации. В целом стратегия управления является частью общей стратегии корпорации и способствует росту инновационной активности.
Основная доля ИК приходится на научные организации, в том числе и вузы, чья деятельность непосредственно связана с формированием и развитием интеллектуального капитала. По данным Высшей школы экономики, на долю исследований и разработок опытных заводов и промышленных предприятий приходится всего 8,9%; доля научных организаций и вузов РФ, занимающихся исследованиями и разработками в 2013 г. составила 48,4 и 15,8 % соответственно, что составляет более половины всех организаций. Разработка стратегии управления ИК является одной из предпосылок устойчивого и конкурентоспособного развития вузов.
Интеллектуальный капитал вузов имеет отличительные особенности. Человеческий капитал вуза включает знания и компетенции, предпринимательские и организационные способности профессорскопреподавательского состава, научных сотрудников, аспирантов и студентов. Структурный капитал включает организационную культуру университета, базы знаний, регулирующие документы, а также интеллектуальную собственность и инфраструктуру. Третий компонент ИК можно назвать клиентским (отношенческим), поскольку он состоит из связей с заказчиками исследований, поставщиками, поддерживающими структурами (государственными структурами, научными учреждениями, бизнессообществом), включает имидж вуза и удовлетворенность клиентов.
В качестве миссии многих федеральных университетов (Сибирский федеральный университет, Санкт-Петербургский государственный университет и др.) обозначено развитие интеллектуального капитала и опережающего наукоемкого образования, подготовка высококвалифицированных кадров, генерация глобально значимых знаний и технологий, направленных на расширение экономического
72
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070
потенциала и мировой конкурентоспособности отраслей экономики. Задачи федеральных и национальных исследовательских университетов существенно пересекаются, соответствуя целям, направленным на развитие как внешней, так и внутренней среды вуза. Стратегической миссией национальных исследовательских университетов обозначено содействие динамичному развитию научно-
технологического комплекса страны и обеспечение его необходимыми кадровыми ресурсами [3].
Мордовский государственный университет [8] является ведущим вузом в регионе и системообразующим в сфере высшего образования Республики Мордовия. Стратегия управления ИК в МГУ им. Н.П. Огарева направлена на развитие системы генерирования и воспроизводства современных знаний и человеческого капитала, востребованных мировым сообществом. Ключевой задачей и стратегической основой МГУ им. Н.П. Огарева является активное осуществление инновационной деятельности.
Интеллектуальный капитал любой организации создается в результате взаимодействия всех элементов, оказывая определенный синергетический эффект. В ходе исследовании нами был проведен корреляционно-регрессионный анализ динамики инновационных проектов в вузе в зависимости от факторов, предполагаемых к включению в модель. Было отобрано 5 факторов, оказывающих наибольшее влияние на результативный показатель: численность ППС, прошедших стажировки и программы повышения квалификации по Программе развития вуза, чел. (Х1); численность ППС, аспирантов и докторантов, участвующих в НИОКР на платной основе (Х2); число полученных университетом патентов, шт. (Х3); число организаций инновационной инфраструктуры в регионе, ед. (Х4); число инновационно активных предприятий в регионе, ед. (Х5) (таблица 2).
Все факторы, включенные в модель, должны быть линейно независимы, и каждый из них должен оказать определенное влияние на результативный показатель. В итоге были выявлены частные коэффициенты корреляции, которые позволяют сделать вывод о силе воздействия каждого из рассматриваемых факторов на результат:
Таблица 2
Исходные данные для корреляционно-регрессионного анализа инновационной
системы МГУ им. Н.П. Огарева
Год Y Количество инновационных проектов Х1 Численность ППС прошедших стажировки и программы повышения квалификации в сфере инновационного предпринимательства Х2 Численность ППС, аспирантов и докторантов, участвующих в НИОКР на платной основе Х3 Число полученных университетом патентов, шт. Х4 Число организаций инновационной инфраструктуры в регионе Х5 Число инновационноактивных предприятий в регионе
2009 80 130 481 43 16 33
2010 105 122 564 52 25 34
2011 108 139 590 61 29 45
2012 142 165 562 69 37 48
2013 154 200 583 105 46 62
2014 162 230 587 74 47 62
Тух 1*х2*х3*х4*х5_0,891856 Тух 2*х1*х3*х4*х5_0,772572 Тух 3*х1*х2*х4*х5_0,858097 Тух 4*х1*х2*х3*х5_0,986846 Тух 4*я:1*я:2*я:3*П5—0,947479
Анализ парных коэффициентов корреляции показал, что между количеством инновационных проектов в МГУ им. Н.П. Огарева и обозначенными факторами существует прямая сильная связь. Например, при увеличении числа обучающихся преподавателей, объем инновационных проектов увеличивается (тух = 0,891856). Однако, согласно проведенному анализу, зависимыми друг от друга оказались факторы: число
73
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070
организаций инновационной инфраструктуры в РМ (Х4) и инновационно активных предприятий в РМ (Х5), а это делает модель неинтерпретируемой и обуславливает необходимость удаления некоторых факторов из модели.
После проведения соответствующего анализа было обосновано удаление из модели последовательно фактора Х4 - число инновационно активных предприятий в регионе, а затем Х5 - число организаций инновационной инфраструктуры в регионе. В результате получена модель, включающая три факторных признака:
-101,553+0,472Х1+0,231Х2+0,283Х3 (1)
Изменение количества инновационных проектов в вузе на 87,9 % вызвано влиянием отобранных и включенных в модель факторов. Связь между факторами можно считать весьма высокой (R=0,969363). При увеличении численности ППС, прошедших стажировки и программы повышения квалификации и участвующих в НИОКР, на 1 человека количество инновационных проектов в среднем по совокупности увеличится на 0,472 ед. и на 0,231 ед. При росте полученных университетом патентов количество инновационных проектов увеличится на 0,283. Можно сделать вывод о целесообразности использования на практике данной регрессионной зависимости.
Полагаясь на результаты регрессионного анализа и методику Гилевой Т.А. [2, 67] мы также построили схему, согласно которой максимальный приоритет представляют ресурсы II зоны (обучение, участие в НИОКР, развитие инфраструктуры и удовлетворенность клиента), имеющие наиболее высокую значимость, т. е. они являются основными «создателями стоимости» вуза. Далее следуют ресурсы III (интеллектуальная собственность) и IV зон (инновационный имидж вуза). При этом III зона включает «проблемные» ресурсы, которые оказывают высокое воздействие на стоимость интеллектуального капитала, но отдача от них может быть снижена из-за отрицательного влияния со стороны других видов интеллектуального капитала.
Рисунок 1- График воздействия составляющих интеллектуального капитала МГУ им. Н.П. Огарева
на результаты инновационной деятельности
Следовательно, помимо развития человеческого капитала МГУ им. Н.П. Огарева следует создавать предпосылки для формирования стратегии в области развития клиентского капитала (отношенческого), а в дальнейшем комплексной стратегии в отношении развития всех элементов капитала вуза. Основываясь на вышеперечисленном на этапе формирования интеллектуального капитала мы выделили необходимость:
- привлечения к участию в инновационную деятельность молодых сотрудников и студентов (проведение семинаров, выставок и обучения; информирование и помощь в оформлении заявок на инновационные конкурсы различного уровня; привлечение к работе в инновационной инфраструктуре в
74
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070
рамках проектных команд; активная пропаганда имиджа предпринимателя наукоемкого бизнеса);
- интеграции исследований вуза и внедренческих и крупных (государственных) предприятий (компаний) для максимального использования инновационных возможностей вуза с предварительным поиском заказчиков и активной маркетинговой деятельностью;
- налаживания эффективного информационного обмена между участниками инновационных процессов, устраняющего разрывы в инновационном цикле и сокращающего его продолжительность. Развитие интеллектуального капитала вуза должно включать:
- развитие программ стимулирования и поддержки сотрудников, а также повышения квалификации посредством получения практических навыков;
- заключение договоров с предприятиями и вузами о сотрудничестве (сетевое взаимодействие), в том числе посредством оказания разнообразного спектра услуг (заключение лицензионных договоров, предоставление материальной базы, маркетинговые исследования и др.);
- реализацию инновационных проектов по новым перспективным направлениям, а также повышение эффективности деятельности отдельных факультетов;
- совершенствование организационной инновационной (предпринимательской) культуры и укрепление имиджа МГУ им. Н.П. Огарева в инновационной среде.
Реализация интеллектуального капитала МГУ им. Н.П. Огарева должна сопровождаться:
- развитием механизма коммерциализации разработок;
- развитие деятельности малых инновационных предприятий (привлечение инвестиций, заказов, партнеров и экспертов; повышение квалификации сотрудников; разработка нормативно-методического обеспечения деятельности МИПов);
- увеличением использования объектов инновационной инфраструктуры (предоставление услуг) и материальной базы.
Все это позволит разработать программу развития инновационной и предпринимательской деятельности МГУ им. Н.П. Огарева, а главное эффективную стратегию управления интеллектуальным капиталом, которая станет дорожной картой для студентов и сотрудников университета в вопросах коммерциализации знаний.
Таким образом, несмотря на незавершённость исследований в области теории интеллектуального капитала, стратегия развития интеллектуального капитала на сегодняшний день становится инструментом развития не только крупных зарубежных компаний, но и российских организаций, в числе которых промышленные государственные корпорации, научные и образовательные учреждения. Как показал проведенный анализ на примере МГУ им. Н.П. Огарева, интеллектуальный капитал зависит от развития всех его элементов, поэтому необходимо комплексное, системное воздействие посредством реализации стратегии. При этом в настоящее время ввиду приоритета инновационной деятельности организациям, которые обладают значительным человеческим и структурным капиталом, следует формировать базу клиентских отношений с целью достижения наибольшего эффекта от коммерциализации и инновационной деятельности.
Список использованной литературы:
1. Гапоненко А.Л., Орлова Т.М. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал. - М.: Эксмо, 2008.
2. Гилева Т.А. Обоснование программы развития интеллектуального капитала как инструмента роста стоимости предприятия //Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки// N° 2(192). - 2014. -с. 63-70.
3. Назарова И.Б. Кадровые стратегии российских вузов-лидеров: планы и реализация / И.Б. Назарова./ Экономика высшей школы: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / ФИРО// Вып. 6М. - 2011. - 80 с.
4. Осипов В.А. Управление интеллектуальным капиталом в условиях инновационного развития предприятия - автореферат диссертации на соискание ученой степени к.э.н., г. Санкт-Петербург, 2004.
5. Управление знаниями в инновационной экономике/Под ред. Б.З.Мильнера. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009.
75
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070
6. Лиховцева Е. Интеллектуальный капитал //«Эксперт Северо-Запад»// №22 (619).- 2013. Режим доступа: http://expert.ru/northwest/2013/22/intenektualnyij -kapital/
7. Отчет госкорпорации «Росатом». Режим доступа: http://www.rosatom.ru/aboutcorporation/nauka/
8. Отчет о результатах самообследования ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева» за 2014 г. Режим доступа: http://www.mrsu.ru/
© Ю.А. Аринушкина, 2015
УДК 331.3
И.В. Артюхова
К.э.н., доцент Л. О. Гаврилова
Магистрант
Факультет международной экономики Крымский Федеральный Университет им. В. И. Вернадского Г. Симферополь, Российская Федерация
МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕРСОНАЛА
Аннотация
В статье рассмотрены система организационного стимулирования труда, ее особенности, традиционные методы стимулирования труда, а также методы мотивации, ориентированные на определенные сферы деятельности. Изучены основные условия и факторы, необходимые для внедрения системы мотивации на предприятии.
Ключевые слова
Стимулирование персонала, механизм формирования мотивации, методы мотивации, организационное стимулирование трудовой деятельности, система организационного стимулирования
труда.
XXI век - время развитых технологий и искусственного разума, преподносит повышение значимости персонала как ключевого фактора эффективной деятельности предприятия. Это обуславливает повышенный интерес для развития и усовершенствования работника как специалиста со стороны руководителя, так и со стороны самого работника. Персонал становится главным инструментов в процессе достижения прибыли и конкурентоспособности предприятия. Для осуществления эффективного контроля на предприятии разрабатывается система организационного стимулирования трудовой деятельности.
Управление персоналом на современных отечественных предприятиях основано на том, что люди в процессе трудовой деятельности рассматриваются одновременно, в качестве работников, обеспечивающих реализацию экономических целей предприятия, и как развивающиеся личности и сотрудники, принадлежащие к единой организационной системе.
Успех работы предприятия зависит от конкретных людей, их знаний, компетентности, квалификации, дисциплины, мотиваций, способности решать проблемы, восприимчивости к обучению. Поэтому, для того чтобы предприятие функционировало эффективно, необходимо правильно организовать труд работников, при этом постоянно контролируя деятельность работников, используя различные эффективные методы управления персоналом, основанные на научных законах. Для этого на предприятии создается система организационного стимулирования труда [1].
76