УДК 343.8
ББК 67.409-1 V.I. ALEKSEYEV
А47
STRATEGY OF THE PENAL SYSTEM WITHIN THE PENAL POLICY OF THE STATE (1870-1877)
Annotation: the article is devoted to the law-making process in formation of the strategy of the penal system, modernization of the penal legislation. The aspect of the necessity of changes in the penal system was possible
on the basis of its previous analysis.
Key words: structure and logical connection between execution of the punishment and its elements, special juridical functions, court, penal policy, detention conditions, custodial security, short-term imprisonment.
ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ АЛЕКСЕЕВ, кандидат исторических наук, доцент кафедры теории, истории государства и международного права (Институт права, экономики и управления Тюменского государственного университета) E-mail: editor62@yandex.ru.
СТРАТЕГИЯ УГОЛОВНО-ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ В КОНТЕКСТЕ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА (1870-1877 гг.)
Аннотация: статья посвящена рассмотрению правотворческого процесса в сфере формирования стратегии уголовно-пенитенциарной системы, модернизации уголовно-пенитенциарного законодательства Аспект необходимости ее изменения стал возможным на основе предшествующего анализа исполнения наказания. Ключевые слова: уголовно-пенитенциарная система, специально-юридические функции, суд, пенитенциарная политика, условия содержания арестантов, тюремный режим, краткосрочное (тюремное) заключение.
Пенитенциарная политика уголовно-полити- В российской пенитенциарной науке концеп-
ческого периода (1872-1917 гг.) открывает ция пенитенциарной политики является самосто-
перспективы в ее осуществлении, поиска но- ятельной правовой категорией, соединяющей
вых форм в пенитенциарно-педагогическом различные структурные элементы. По этой при-
воздействии на заключенных. Законодатель чине формирование стратегии уголовно-пени-
при введении института пенитенциарно-педа- тенциарной системы при изложении ее содер-
гогического воздействия в уголовно-пенитен- жания может быть ограничено лишь правовы-
циарное законодательство учитывал, что к ми категориями структурно-понятийного ряда.
уголовной ответственности в виде лишения Своеобразие текущего этапа пенитенциарной
свободы привлекается с каждым годом все политики состояло в обеспечении тюремного ре-
большее количество преступников. Кроме жима в системе средств ее реализации, снижении
того, увеличение числа привлеченных к тю- уровня репрессивных элементов в системе зако-
ремному заключению свидетельствует о на- нодательства, повышении роли пенитенциарно-
ступившем пролетарском этапе в революци- педагогическойдеятельности. Гуманизация испол-
онно-освободительном движении. Это вынуж- нения наказания становится приоритетным надает российское правительство считаться с правлением в пенитенциарной политике государ-
объективным характером происходящих внут- ства. Законодатель в связи соблюдением принци-
ри страны событий, с требованиями предста- па индивидуализации наказания выделяет прин-
вителей различных групп населения о гумани- цип независимости в деятельности суда и высо-
зации уголовных наказаний. кий уровень юридического образования судей.
Развитие пенитенциарной мысли, в которой В правотворчестве в сфере реализации пра-важное место принадлежит принудительному вового режима осуществлен масштабный пе-лишению свободы путем заключения, указы- ревод пенитенциарной политики от возмездия,
вает на необходимость оздоровления условий устрашения к филантропическому и уголовно-
содержания арестантов и на этой основе непре- политическому периоду ее функционирования.
рывного влияния на их поведение. Стратегия уголовно-пенитенциарной системы
состояла в достижении единства наказания с мерами исправительного воздействия правовыми средствами с учетом соблюдения прав и личного достоинства заключенного.
Модернизация уголовно-пенитенциарного законодательства. Обоснование категории пенитенциарной политики государства необходимо для формирования исправительных учреждений в соответствии с целью уголовного наказания. Срочность наказания, в свою очередь, влияет на содержание карательно-воспитательного процесса, и с учетом прошлого опыта были внесены изменения в уголовно-пенитенциарное законодательство. На основе взаимодействия между элементами наказания и пенитенциарнопедагогического воздействия на арестантов регулятивная функция права становится более разнообразной. Концепция пенитенциарной политики в истории тюремного заключения связывается с необходимостьюприменения пенитенциарных мер и средств.
Под пенитенциарными мерами подразумеваются не только те из них, которые относятся к преступникам, арестованным и заключенным в тюрьмы, но и всякая мера воздействия общества, вытекающая из приговора уголовного суда, по отношению к нарушившим установленные в законах нормы этики.
Помимо установления юридической функции взаимодействия уголовного наказания и средств пенитенциарно-педагогического воздействия на осужденных как активного действия права, ее специфика характеризуется обеспечением исполнения наказания. «Не случайно регулятивные функции, - отмечает М.П. Мелентьев, -иногда называют функциями управления»1. Государственная власть как орган, осуществляющий специфическое управление в местах лишения свободы, представляет собой совокупность различных отношений и в первую очередь с лицом, подвергнутым уголовной ответственности. Все это выливается в реальный карательно-воспитательный процесс.
Если существенным признаком наказания является непосредственная и преднамеренная направленность - причинение виновному определенных переживаний за совершенное преступление, то функция обеспечения взаимодействия названных элементов уголовно-пенитенциарного права способствуют реализации юридических прав и обязанностей осужденных. Так, ст. 5 Закона от 11 декабря 1879 г. осужденных к краткосрочному заключению устанавливает содержать в одиночном заключении, при этом обяза-
тельно заниматься в кельях работами. В нем впервые с установлением мер наказания и вида исправительного учреждения назначаются и средства пенитенциарного воздействия на арестантов. Закон является отражением существенных и необходимыхсвязей между элементами функций уголовного наказания и мерами пенитенциарно-педагогического содержания. Так, реализация пенитенциарной политики состоит в тесном единстве элементов уголовного и пенитенциарного права, выражает как правовой режим наказания, так и тюремный режим его исполнения. Кроме того, данная функция оказывает стимулирующее воздействие на возникновение, закрепление и реализацию управленческих функций, осуществляемых учреждениями и органами, исполняющими наказание. Иными словами, связь исправительного наказания с элементами права - одиночного заключения, охраны, надзора, применением труда обеспечивает новое качественное состояние тюремной сис-темы2.
Государственный Совет в связи с отменой телесных наказаний и проведением тюремной реформы выдвинул идею формирования новой концепции пенитенциарной политики, в которой приоритетными стали исправительные наказания (тюремное заключение, арест) с предоставлением права самостоятельности суду.
Анализ соотношения Уложения о наказаниях 1845 г. и Уголовного уложения 1903 г. показывает, что в последнем места исполнительного заключения подразделяются на краткосрочные, долгосрочные наказания с разрешением спектра пенитенциарного воздействия на арестантов. Эта исходная точка зрения в пенитенциарной политике имеет цель осуществления дифференциации и индивидуализации уголовных наказаний. Законодатель таким образом предусматривает применение более мягких санкций при краткосрочных наказаниях по сравнению с долгосрочными, формирует лестницу в соответствии с преступными деяниями так, чтобы высшее из принятых в кодексе наказаний было назначено за высшее деяние3.
Тюремное заключение обладает значительной гибкостью или делимостью как в отношении интенсивном, по содержанию, так и по объему тех разнообразных лишений и мер, которые могут быть соединены с ним, и по способам применения. Гибкость тюремного заключения сообщает ему высокую способность индивидуализирования каждого наказываемого, и оно может доходить до высокой степени репрессив-
ности, достигая цель устрашения более, чем другое наказание4.
В уголовно-пенитенциарном законодательстве устанавливается возможность необходимогосбли-жения тюремных и судебных учреждений. В системе интеграции названных элементов в стратегии уголовно-тюремного законодательства правосудие создает модель правового и нравственного воздействия на осужденных, господствующие стереотипы правового мышления и поведения5.
Изменение пенитенциарной политики связано с социально-интегративной ролью уголовно-пенитенциарного права, правоприменения как особой формы реализации права. Границей между различными состояниями проводимой пенитенциарной политики в значительной степени считается та форма права, в которой элементы снижения уголовно-правовой кары действующего законодательства ослаблены, а прежнее начало устрашения в наказании подвергалось научной практике.
Непременным условием реализации пенитенциарной политики является взаимодействие уголовно-пенитенциарного и уголовно-процессуального законодательства, которые были выражены в их функциях. Их ценность проявлялась в динамике общественных отношений и представляла собой модель правового воздействия. Кроме того, суду предоставлялась самостоятельность в формировании судейскогоусмотрения по поводу применения уголовного наказания. Установление процессуальных норм призвано прежде всего гарантировать правильное применение норм уголовно-пенитенциарного права.
Условия содержания арестантов, соблюдение законности при исполнении наказания. Законодательство определяет содержание исполнения наказания: его порядок, условия отбывания. М.Г. Детков отмечает, что реализация карательной политики находится в прямой зависимости от ее влияния на поведение заключенных. Он пишет, что «в тюремном быте отражается забота государства о человеке, преступившем закон, создании ему условий отбывания наказа-ния»6. «Крупное достоинство тюремного заключения состоит в том, что оно может прибегать не только к мерам физического воздействия на наказываемого... но и к мерам духовного или психического на него воздействия»7. Несомненно, что тюремное заключение обладает значительным потенциалом исправления арестантов. Тюремное заключение есть наказание гуманное8.
В 60-70-х годах XIX столетия в деятельности правительственных комиссий по формированию стратегии уголовно-исполнительной си-
стемы осуществляется разработка условий исполнения наказаний. Этико-политическое направление в пенитенциарной политике рассматривается как нравственная задача справедливого возмездия. Следовательно, в эволюции института лишения свободы происходят большие изменения, в том числе отмена отдельных элементов уголовно-правовой кары, тюремного режима, появление общих тенденций и закономерностей в реализации исправления нравственности осужденных.
Система исправительных учреждений в пореформенный период имеет большое значение для расширения или сужения границ индивидуализации . В уголовно-пенитенциарном законодательстве предусматривается широкий спектр разнообразных мер и средств пенитенциарнопедагогического воздействия на осужденных и отдельных мер правоохранительного и воспитательного характера. Функционально связаны с индивидуализацией исполнения наказания и полномочии суда в выборе вида и меры уголовной санкции и ее исполнения. Установлен совершенно новый комплекс норм права, в котором изложено содержание правил об арестантах «разряда исправляющихся» (ст. 312-322 Устава
о содержании под стражей 1890 г.). В законе подчеркнута структурно-логическая связь элементов наказания с элементами тюремного режима. Так, прямо установлено, что наказание тюрьмою отбывается в одиночном заключении9. Правовые предписания закона регулярно дублировались циркулярами главного тюремного управления: а) воспретить назначение арестантов на внешние работы; б) надзирателям не допускать сношений с вольными людьми, в случае опасения побегов препровождаемых арестантов учредить особые предупредительные связки10.
Уголовно-правовая кара органически связана с мерами пенитенциарно-правового воздействия на осужденных. Нормативный аспект пенитенциарной политики, формирующий социальное взаимодействие, особенно в процессе труда арестантов, повышает его нравственное значение, представляет собой структурно-логическую связь элементов права нравственного исправления. Разумеется, нормативные обобщения обусловливаютдействия уголовно-пенитенциарного права. Каждая из правовых норм действует и реализуется с учетом этих нормативных обобщений. Сущностные качества нормативных предписаний состоят в структурно-логических связях элементов, которые содержатся в разных источниках.
Другой целью уголовного наказания является предупреждение преступлений. В связи с этим следует отметить, что уголовно-пенитенциарное законодательство уголовно-политического периода пенитенциарной политики индивидуализирует меру воздействия к арестантам. К таким средствам воздействия относятся одиночное заключение (темный, светлый карцер), надзор за осужденными, меры взыскания, меры поощрения, охрана осужденных.
В пенитенциарной политике уголовно-политического периода предусматривается обширный спектр нравственного и юридического исправления арестантов. К ним в первую очередь законодатель относит: арестантский труд, духовно-нравственное воздействие, школьное обучение, индивидуально-воспитательную работу. Совокупность названных мер и средств пенитенциарного воздействия непременно несет заряд нравственного оздоровления арестантов. Так, поощрение арестантов как пенитенциарное средство служит конечной цели заключения -исправление преступника, а очевидными признаками такого исправления являются труд и хорошее поведение, причем успехи в работе вполне могут быть вознаграждены.
В пенитенциарной политике юридическая конструкция условно-досрочного освобождения может рассматриваться как особая форма погашения наказания с возможностью освобождения от наказания лишением свободы до истечения его срока за хорошее поведение арестанта . Для заключенного эта мера является льготой, которая дается либо отнимается по усмотрению тюремной администрации11. Следует отметить, что исправительно-трудовое поощрение органически связано с уголовно-правовым. В Уставе о содержащихся под стражей (1890 г.) установлена система поощрений.
Пенитенциарная политика на основе документов по тюремному преобразованию и в последующем вступивших в силу законов направлена на улучшение содержания арестантов, обеспечение вещевым довольствием, соблюдение ими гигиены, поддержание их здоровья.
В новых исторических условиях формируется уголовно-пенитенциарная система, которая с самого начала стала функционировать как отрасль государственного управления. При анализе тюремных преобразований становится очевидным, что управление должно быть централизованным.
В стратегии уголовно-пенитенциарной системы тюремное управление обладает прямыми вертикальными связями и тесно связано с обратными связями. Назначение прямых связей от субъекта управления к объекту предназначено для устранения противоречий внутри пенитенциарной системы. В пенитенциарной политике достичь устойчивых результатов в исполнении наказания можно, когда информационные потоки от одного элемента - субъекта управления - к другому в иерархии управления достигают цели. Правовая информация, содержащая важнейшие направления пенитенциарной политики, - это информация государства о содержании норм уголовно-пенитенциарного права, функционировании других правоохранительных и судебныхорганов. Другими словами, информация понимается как функциональное свойство тюремного управления. Функционально-кибернетическая концепция тюремного управления обладает двумя необходимыми признаками. Во-первых, информация характеризует взаимодействие, связь, как минимум, двух объектов, во-вторых, уровень организации приема информации должен быть высоким для ее использования в управлении12.
Таким образом, выявление внутренних системообразующих связей при исследовании уголовно-пенитенциарного права свидетельствует не только о новой технологии исполнения наказания, имея в виду снижение карательных элементов, но и о формировании современной стратегии в тюремном преобразовании. Социально-интегративная роль уголовно-пенитенциарного права обусловлена практической необходимостьюкоординации всех пенитенциарно однородных элементов, связанных с правовым воздействием на заключенных. Его интегративные качества зависят как от иерархических связей субъекта управления, так и от связи координации, связи управления и информационно-коммуникативных связей.
1 МелентьевМ.П. Функции советскогоисправительно-трудовогоправа. Рязань, 1984. С. 7.
2 См.: Алексеев В.И. Пенитенциарная политика: система, элементы (1872-1917 гг.) // Уголовно-пенитенциарная система: право, экономика управление. 2008. № 3. С. 30.
3 См.: Сергеевский Н.Д. Русскоеуголовное право. СПб., 1915. С. 86.
4 См.: ФойницкийИ.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением СПб., 1889. С. 319-320.
5 См.: Алексеев В.И. Специально-юридические методы в исследовании пенитенциарной политики (XIX -начало XX в.). Ч. 1. // Уголовно-исполнительнаясистема: право, экономика управление. 2012. № 5. С. 31.
6ДетковМ.Г. Тюрьма, лагеря и колонииРоссии. М., 1999. С. 37.
7 Фойницкий И.Я. Указ соч. С. 319.
8 См.: СергеевскийН.Д. Указ соч. С. 147.
9 См.: Уголовноеуложение1903 г. // Российское законодательствоX-XX веков М., 1994. С. 278.
10 См.: ЦиркулярГлавноготюремногоуправления 1908. № 22; 1909. № 20 // Сборник циркуляров изданных по Главному тюремному управлению в 1879-1900 годах: в 2 ч. СПб., 1911.
11 См.: Там же. 1909. № 4.
12 См.: Алексеев В.И. Пенитенциарная политика: система, элементы (1872-1917 гг.). С. 33.