Научная статья на тему 'Стратегия социально-экономического развития Байкальской территории в региональной хозяйственной системе стран внутренней Азии'

Стратегия социально-экономического развития Байкальской территории в региональной хозяйственной системе стран внутренней Азии Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
121
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЙКАЛЬСКИЙ РЕГИОН / СТРАТЕГИЯ / РАЗВИТИЕ / АСИММЕТРИЯ / BAIKAL REGION / STRATEGY / DEVELOPMENT / ASYMMETRY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Томских Андрей Александрович

Рассматриваются вопросы развития Байкальской территории в свете стратегий национального и регионального уровней. Поставлены вопросы асимметричного развития приграничных территорий стран Внутренней Азии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategy of Baikal Territory's Social-economic Development in the Regional Economic System of the Inner Asia Countries

The article deals with the questions of the Baikal territory development in the light of the strategies of national and regional level. Questions of border territories asymmetric develop-ment of the Inner Asia countries have been raised by the author

Текст научной работы на тему «Стратегия социально-экономического развития Байкальской территории в региональной хозяйственной системе стран внутренней Азии»

УДК 911.7

Томских Андрей Александрович Andrei Tomskich

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БАЙКАЛЬСКОЙ ТЕРРИТОРИИ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ СТРАН ВНУТРЕННЕЙ АЗИИ

STRATEGY OF BAIKAL TERRITORY'S SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT IN THE REGIONAL ECONOMIC SYSTEM OF THE INNER ASIA COUNTRIES

Рассматриваются вопросы развития Байкальской территории в свете стратегий национального и регионального уровней. Поставлены вопросы асимметричного развития приграничных территорий стран Внутренней Азии

Ключевые слова: Байкальский регион, стратегия, развитие, асимметрия

The article deals with the questions of the Baikal territory development in the light of the strategies of national and regional level. Questions of border territories asymmetric develop-ment of the Inner Asia countries have been raised by the author

Key words: Baikal region, strategy, development, asymmetry

Работа выполнена при финансовой поддержке Аналитической ведомственной целевой программы (АВЦП) «Развитие научного потенциала высшей школы» № 2.1.3/10962

В последние десятилетия социально-экономическое развитие России планируется с учетом глобальных и региональных трендов развития экономики. В соответствии с пространственной составляющей сценариев «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» (далее «Концепции» ) в стране выделено 8 крупных макрорегионов [7]. В каждом макрорегионе по сценариям экономического развития России (инерционным, энерго-сырьевым, инновационным) разработаны региональные программы, согласующиеся с общероссийской стратегией. В основе макрорегио-нальных и региональных программ лежат идеи развития опорных территорий. Среди 28 потенциальных территорий определена Прибайкальская (Байкальская) губерния

в составе Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края [5].

С экономико-географической точки зрения Байкальский регион отличается хозяйственной, культурной и ландшафт -но-экологической однородностью [6]. Поэтому считают, что он может стать одной из ключевых опорных баз страны. Его состав продиктован спецификой хозяйственной специализации, промышленным и сельскохозяйственным потенциалом. В структуре занятости в промышленности почти 60 % приходится на обрабатывающие отрасли, 25 % — на отрасли по производству и распространению электроэнергии, газа и воды и почти 15 % — на добывающие отрасли [2]. В то же время регион неоднороден по своему развитию. Отраслями специализации являются Иркутская область — металлургия, машиностроение, химическая и целлюлозно-бумажная отрасли; Республика Бурятия — машиностроение, пищевая промышленность, животноводство; Забайкальский край — пищевая промыш-

ленность, добыча руд металлов и обогащение, машиностроение, производство неметаллических изделий, животноводство. В структуре экспорта региона более 40 % приходится на продукцию лесопромышленного комплекса (круглый лес, целлюлоза, обработанные пиломатериалы); около 34 % — металлургического (железные руды, алюминий); 18 % — машиностроительного ( самолеты, вертолеты) и около 4 % на химический и нефтехимический комплекс (синтетические смолы). По своему социально-экономическому типу регион принадлежит к «срединным», к регионам слабоос-военной и переходной зоны [2].

В «Концепции» Байкальскому региону отведена роль «зоны новой» специализации, транспортно-транзитной зоны, зоны интенсивного ресурсного освоения и развития лесопромышленного комплекса. Ключевой агломерацией территории предполагается сделать Иркутск-Ангарск-Шелехов, функции которой будут состоять в развитии мультимодального транспортного узла, логистического центра, центра сервиса и технологического обеспечения горнодобывающей и нефтехимической промышленности. Для Читы и Улан-Удэ отведена роль центров производства и технологического обеспечения в горнодобывающей промышленности [7]. Сегодня главный инвестиционный потенциал всех субъектов региона состоит в природных ресурсах [12]. Это конкурентные преимущества. Для Иркутской области к ним относятся, прежде всего, гидроэнерго- и рекреационные ресурсы, пресная вода, нефть и газ. Для Республики Бурятия и Забайкальского края — топлив-ноэнергетические ( уголь) , рекреационные и земельные ресурсы, руды цветных металлов, пресная вода.

Другими важными документами, определяющими стратегию развития Байкальского региона на долгосрочный период, являются «Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года», «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» и программы социально-экономического развития субъ-

ектов федерации на тот же период [14; 15]. Согласно этим документам, целью развития Дальнего Востока и Байкальского региона определена такая задача, как закрепление населения. Для ее осуществления должен быть реализован комплекс мер по развитию экономики и обеспечению комфортной среды обитания человека на среднероссийском уровне.

Сценарии развития предусматривают крупные проекты мирового, общероссийского и федерально-регионального уровней. К мировым, прежде всего, необходимо отнести развитие трансконтинентального евразийского коридора, важнейшим узлом которого является регион. К общероссийским — развитие системы транспортировки нефти, газа и электроэнергии (Восточная Сибирь — Тихий океан (нефтепровод), объединение нефте- и газопроводов с трубопроводными системами запада страны) . К федерально-региональным: в Иркутской области — реализация совместно с Красноярским краем проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» (2006-2015); создание «Байкальской туристско-рекреа-ционной зоны», включая проект «Гора Соболиная»; строительство индустриального парка высокотехнологичных материалов и комплексное развитие перерабатывающей промышленности; в Республике Бурятия и в Забайкальском крае — «Комплексное развитие Забайкалья», «Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Забайкальского края и Республики Бурятия» (2007-2015); в Республике Бурятия — развитие особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань»; в Забайкальском крае — комплексное освоение полезных ископаемых юго-востока и севера [10; 15]. Кроме этого, субъекты реализуют собственные проекты, согласующиеся с национальными приоритетами.

Ключевым, для реализации федеральных и региональных инвестиционных проектов, служит взаимодействие России и субъектов Прибайкальской губернии со странами Азиатско-Тихоокеанского реги-

она. В первую очередь это использование выгоды экономико-географического положения «транспортного моста» между западноевропейскими странами и регионами России и северо-восточной Азией (коридор Восток — Запад). Кроме транзитной функции, в ближайшие годы должно раскрыться значение региона как формирующего экспортные поставки, прежде всего нефти, газа, руд цветных и черных металлов, продукции лесопереработки. Особенно актуальны связи региона с Китаем. В рамках стратегического партнерства 1 января 2010 г. запущен нефтепровод «Сибирь-Тихий океан» (Ангарск-Находка) с его ответвлением в КНР (Дацин), объемом транспортировки до 30 млн т сырой нефти в год. Перспективны планы экспорта электроэнергии с гидроэлектростанций Сибири и Дальнего Востока. Значимым событием в рамках развития долгосрочных отношений с Китаем послужит «Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР на 2009 — 2018 гг.», которая касается и социально-экономического развития Байкальской территории. Программа предусматривает координацию усилий между национальными планами развития. Со стороны России — это целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года»; Китая — «Программа по возрождению районов Северо-Востока Китая». Программа предполагает совместное освоение месторождений полезных ископаемых, строительство промышленных предприятий и развитие приграничной инфраструктуры, сотрудничество в сфере транспорта, науки и техники, охраны природы, туризма, гуманитарной сферы [11].

Однако в списке ключевых проектов совместного сотрудничества Байкальского региона России находится 29 наименований. Из них только 2...4 могут быть отнесены к средним и верхним этажам производственных циклов, остальные в основном — к добыче и первичной переработке природных ресурсов региона. Например, в сопредельной с Прибайкальской губер-

нией территорией Автономным районом Внутренняя Монголия — 21 проект, провинции Хейлунцзян — 33, из которых нет ни одного по добыче сырья, все направления представляют собой вторую и третью стадии передела. Таким образом, налицо асимметрия в развитии приграничных территорий России и Китая. Для российской части это перспективы сырьевого придатка бурно развивающегося соседа, для китайской — развитие перерабатывающих и высокотехнологичных производств [4]. Реальность последнего иллюстрирует динамика и структура экспорта/импорта товарных групп России и Китая. В ней особенно отмечается диаметрально изменившаяся ситуация в области машиностроительной продукции и поставок нефти и нефтепродуктов. Если в 1998 г. в структуре экспорта из России основных товарных групп на продукцию машиностроения приходилось 25,3 %, то в 2006 г. уже только 1,2 %, а нефти и нефтепродуктов 3,2 и 53, 9 % соответственно. Зато импорт тех же товаров продукции машиностроения из Китая вырос с 5,2 до 29,0 % [8].

Российско-монгольские отношения в регионе имеют неоднозначное состояние. На три Байкальских субъекта (Иркутскую область, Республику Бурятия и Забайкальский край) приходится 60.70 % внешнеторгового оборота России и Монголии [1]. Современные взаимоотношения России и Монголии строятся согласно Улан-Баторской (2000 г.) и Московской декларациям (2006 г.), «Программе торгово-экономического сотрудничества» (2006 г.). На сегодняшний день это в первую очередь деятельность совместных предприятий, таких как «Эрдэнет», «Монголцветмет», «Улан-Баторская железная дорога». После принятия Улан-Баторской и Московской декларации российско-монгольский товарооборот постепенно возрос и в 2008 г. составил более 1300 млн долл. США, что больше, чем в 2007 г., на 65 %. При этом экспорт России составляет в нем почти 94 %. Однако торговый оборот России с Монголией несравним с оборотом СССР и МНР и составляет только 21,6 % от монгольского, и уступает

Китаю — 46,7. В отличие от главного регионального конкурента — Китая, он не сбалансирован, что беспокоит Монгольское руководство [13]. Так, сальдо с Россией в 2008 г. составляло минус 1159,9 млн долл. США, с Китаем плюс 449,6 млн долл. США [18]. В этом плане Китай по сравнению с Россией — более выгодный партнер, что определяет политику и интерес Монголии в отношении Китая и России [9].

Структура торгового баланса мало изменилась с социалистического периода, лишь снизился ее общий объем между странами и значительно уменьшился вес продукции машиностроительного комплекса России, ее место заняли США, Германия, Южная Корея и Китай. В экспорте из России преобладают энергоресурсы, в импорте

— концентраты руд металлов. Среди субъектов Байкальского региона, да и в целом нашей страны, ведущим торговым партнером Монголии является Иркутская область, на которую приходится до 50 % общего объема российско-монгольской торговли [9]. При этом область не имеет общей границы с Монголией, но соединена с ней прямым железнодорожным сообщением через Республику Бурятия. Основными отраслями сотрудничества является топливный комплекс, энергетика, горнорудная промышленность, сельское хозяйство и образование. В структуре экспорта Иркутской области «в Монголию 40...45 % занимают нефтепродукты; 30 % — электроэнергия и около 8 %

— горнообогатительное оборудование» [9]. Почти 80 % монгольских студентов, находящихся в России, традиционно обучаются в иркутских вузах.

Республика Бурятия и Забайкальский край существенно уступают в социально-экономических связях с Монголией, хотя и имеют протяженную общую границу и прямое железнодорожное сообщение. По Республике Бурятия проходит основной железнодорожный путь, соединяющий через станцию Наушки Транссибирскую магистраль и Монгольскую железную дорогу. В Забайкальский край ведет малодеятельная дорога из Восточного аймака Монголии через Соловьевск. Дорога не соединена

с основными железнодорожными путями Монголии. Согласно такому транспортному положению субъектов, уровень их экономических связей остается низким. При этом с Республикой Бурятией граничат промышленно развитые аймаки Монголии (Булганский и Селенгинский), с Забайкальским краем — медленно развивающийся Восточный аймак.

Товарооборот Бурятии с Монголией составляет около 10 % российских показателей [9]. Главные экспортные товары Бурятии продовольственные (молочная продукция, мука, кондитерские изделия) и строительные материалы [1]; 90 % всего монгольского импорта в Бурятию составляет мясо и мясопродукты. На Республику Бурятия приходятся основные монгольские инвестиции. В основном это создание совместных предприятий: мясоконсервный завод в п. Иволгинск, ресторан «Модерн-Номадс» в Улан-Удэ, строительные фирмы ) [ 1 ]. Благодаря этнической общности населения региона, успешно развиваются гуманитарные связи, особенно в области образования и культуры. Перспективным элементом сотрудничества может стать зона свободной торговли «Алтан-Булак», на территории Монголии вблизи г. Кяхта (Россия) [9].

Забайкальский край имеет значительно меньший торговый оборот с Монголией — 0,9 % от общероссийского, что очень мало для приграничной территории. Главным экспортным товаром Забайкальского края является электроэнергия, которая поставляется в Восточный аймак Монголии. Другие контакты осуществляются в основном в гуманитарной сфере. Среди перспективных проектов сотрудничества отмечаются направления в области развития сети особо охраняемых природных территорий, совместной разработки полезных ископаемых (уранового месторождения Монголии — «Мардай», с использованием потенциала ПГХО г. Краснокаменск Забайкальского края) [9]. Толчком развитию монголо-забайкальских экономических отношений явилось бы строительство «Дороги тысячелетия [13]. В отношении Монголии

как у России, так и у Байкальского региона, в частности, нет ясной стратегии.

Как видно из сказанного, уровень внутренних государственных инвестиций России и Китая в приграничное развитие не сопоставим. Собственная экономика Байкальского региона слаба и без существенных прямых государственных инвестиций не сможет конкурировать с госпрограммами КНР на севере и западе страны. Эта ситуация для России чревата сменой расстановки сил в Северо-Восточной Азии [9]. Разработанные концепции и программы для Байкальского региона — это документы «стратегической периферии» [3]. Как отмечает Н. М. Сысоева, уход с территории прежних отраслей специализации также не способствует развитию малого и среднего бизнеса, как опоры экономического развития, так как он ограничивается суженным спектром деятельности, чаще всего потребительским [16]. По мнению И.П. Глазыриной, риски подписанной межправительственной программы Россия-КНР определяют зависимость социально-экономического развития Восточной Сибири и Дальнего Востока от

инвестиций из Китая («китайская игла») и отток населения с наших территорий [4]. Те же риски определены и для взаимоотношений Монголии и Китая. А. К. Тулохонов в своей работе показывает, что китайская угроза лежит не в плоскости демографии, а в интенсивном и плановом государственном развитии приграничной экономики сопредельных территорий с Россией в отличие от нашей страны [17].

В целом, в регионе Внутренняя Азия (Байкальский регион России, АВРМ Китая и Монголия) развивается поляризация в

О О 1 ТI»

экономической и социальной сфере. Китаи становится мощным глобальным и региональным лидером, в орбиту экономических интересов которого входят значительные территории Сибири и всей Монголии. В развитии данного макрорегиона все больше ощущается асимметрия не в пользу России, которую характеризуют такие контрасты, как плотность и численность населения, уровень освоенности территории, показатели экономического роста и емкость рынков, социальной сферы.

Литература

1. Атанов Н.И. Роль региональных представительств России в приграничном сотрудничестве с Монголией (на примере Республики Бурятия) // ЭВ МОД. Научно-информационный журнал на монгольском и русском языках. — № 1. — 2007 (2). — С. 20-21.

2. Атлас социально-экономического развития России. ФГУП «Производственное картососта-вительское объединение «Картография». — 2009. — 216 с.

3. Гаврилова Н. Стратегическая периферия. Байкальский регион оторвался от Сибири // Восточно-Сибирская правда [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.vsp.ru/ politic/-2009/04/25/462174.

4. Глазырина И.П. Минерально-сырьевой комплекс Забайкалья: опасные иллюзии и имитация модернизации // ЭКО. — 2011. — № 1. — С. 19-35.

5. Гранберг А.Г., Кистанов В.В., Адамеску А.А. Государственно-территориальное устройство России. — М.: ООО Издательско-Консалтинговое Предприятие «Дека», 2003. — 448 с.

6. Ишмуратов Б.М., Напрасников А.Т., Задорожный В.Ф. Влияние Байкальского региона на развитие России: мат. междунар. науч.-практ. конф. // Трансграничье в изменяющемся мире: Россия-Китай-Монголия. — Чита: Забакал. гос. гум.-пед. ун-т., 2006. — С. 105-109.

7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года // Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. (в ред. распор. Правительства РФ от 08.08.2009 № 1121-р.). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=82134.

8. Котельников А.А. Сотрудничество с КНР // Международное сотрудничество и внешнеэ-

кономические связи Читинской области в 2007 году: сб. материалов / гл. ред. А. Н. Новосельцев; Комитет междунар. сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Читинской области.

— Чита: Экспресс-издательство, 2007. — С.16-46.

9. Мещанинов М.Б. Регионы России в торгово-экономическом сотрудничестве с Монголией.

- М.: ЛИБРОКОМ, 2009. - 168 с.

10. Перечень первоочередных инвестиционных проектов в Сибирском федеральном округе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.economy.gov.ru/minec/ activitysections/econreg/ investproject/doc20101214_09.

11. Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР на 2009-2018 годы. 2009. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.1sn.ru/35602.html.

12. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов 2009-2010 гг.: новый потенциал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.raexpert.ru/ratings/regions/2010.

13. Романов А.Ю. Внешнеэкономические связи с Монголией // Международное сотрудничество и внешнеэкономические связи Читинской области в 2007 году: сб. материалов / Гл. ред. А.Н. Новосельцев; Комитет международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Читинской области. — Чита: Экспресс-издательство, 2007. — С. 47-58.

14. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.economy. gov.ru/minec/ activity/sections/econreg/investproject/doc20100309_011.

15. Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.sibfo.ru/strategia/strdoc.php.

16. Сысоева Н.М. Процессы хозяйственного освоения Сибири и современные проблемы территориального развития // География и природные ресурсы. — 2007. — № 3. — С. 37-41.

17. Тулохонов А. К. О приоритетах развития Азиатской России в условиях глобализации: мат. науч. практич. конференции // Социально-эколого-экономические проблемы развития приграничных регионов России — Китая — Монголии. — Чита, 2010. — С. 158-162.

18. Цыбенова Е.Б. Итоги социально-экономического развития Монголии за 12 месяцев 2008 года // Международное сотрудничество, внешнеэкономические связи и туризм Забайкальского края в 2008 году: Министерство международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Забайкальского края. — Чита: Экспресс-издательство, 2009. — С. 44-51.

Коротко об авторе_Briefly about the author

Томских А. А., канд. геогр. наук, профессор ка- A. Tomskich, Candidate of Geographical Sciences, федры географии, теории и методики преподавания professor, geographical department, Zabaikalsky state

географии, Забайкальский государственный гума- humanitarian and pedagogical university named after

нитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чер- N.G. Chernyshevsky нышевского (ЗабГГПУ) [email protected]

Научные интересы: экономическая, социальная Scientific interests: economics, social end political

и политическая география geography

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.