УДК 371
СТРАТЕГИЯ СИСТЕМНЫХ ИННОВАЦИЙ
В УПРАВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ
Г авриленко Е.Р.
Аннотация. С точки зрения дидактического аспекта, регионализация образования есть учёт региональных особенностей в содержании и организации учебного процесса. Автор рассматривает категорию «регионализм» применительно к образовательной системе, анализирует нормативно-правовые аспекты управления региональной системой образования, характеризует основные инновационные стратегии региональной образовательной системы. В статье рассмотрены основополагающие факторы, обеспечивающие развитие региональных образовательных систем, в том числе дополнительного профессионального образования, с учётом инновационного характера на основе их интеграции. Характеризуются основные инновационные стратегии образовательной системы. Актуализируется значимость инновационных процессов, направленных на определение места дополнительного профессионального образования в целостной образовательной системе. Отражены основные принципы, на основе которых развивается образование взрослых. Особое внимание уделено мониторингу региональных инновационных программ, стратегии инновационного поведения на уровне управления региональной образовательной системой в нормативно-правовом поле.
In terms of the didactic aspect, the regionalization of education consists in consideration of regional peculiarities in the content and organization of educational process. The author considers the category of «regionalism» in relation to the educational system, analyzes legal regulatory aspects of the regional education system and describes its basic innovative strategy.
The article deals with the fundamental factors providing development of regional education systems, including additional professional education, taking into account its nature of innovation on the basis of their integration. The basic innovative strategy of educational system is characterized. The value of innovative processes
aimed at identifying the place of additional professional training in the whole educational system is actualized. The basic principles, upon which the education of adult people is based, are revealed in the article.
Particular attention is paid to the monitoring of regional innovative programs, innovative behavior strategies at the management level in the legal field of the regional education system.
Ключевые слова: региональная нормативно-правовая база функционирования и развития образования; региональные инновационные программы развития образования; мониторинг региональных программ; стратегия системных инноваций в управлении образовательной системой региона; дополнительное образование в целостной региональной образовательной системе.
Regional legal rules of functioning and development of education, regional innovative programs of the development of education, the monitoring of regional programs, strategy of systemic innovation in the management of the regional educational system, additional education in an integrated regional education system.
В начале XXI века регионализация выступила основным фактором становления новой российской государственности и трансформации основных сфер жизнедеятельности общества - политической, социальной, экологической, правовой, образовательной. В связи с этим актуальными проблемами стали создание и апробация моделей управления образованием на региональном и муниципальном уровнях с учётом демографических и социальноэкологических условий. «Это наделение регионов правом и обязанностью выбора собственной образовательной стратегии, создания собственной программы развития образования в соответствии с региональными социальноэкономическими, географическими, культурнодемографическими и другими условиями» [3; с. 12].
Гавриленко Е.Р.
Стратегия системныхинноваций в управлении региональной системой образования
Создание региональной нормативноправовой базы функционирования и развития образования является основополагающим фактором, обеспечивающим гарантии граждан на образование, развитие образовательной системы. Эти изменения требуют реализации эффективных региональных инновационных программ развития образования, принципиального изменения образовательного законодательства.
Практика реализации региональных инновационных программ развития образования, создания законодательной базы системы образования свидетельствует о необходимости исследования проблем педагогического мониторинга региональных программ и определения самого объекта правового регулирования. Без опоры на результаты таких исследований невозможно гарантировать надёжность и эффективность существующих региональных образовательных систем. Из имеющихся современных публикаций по вопросам развития региональных образовательных систем и образовательного права необходимо отметить работы Е.В. Буслова, В.А. Грачёва, И.И. Калины, И.П. Смирнова, В.И. Шкатула.
Инновационные процессы, определяющие реформирование российского и регионального образования, не смогут обеспечить системных, устойчивых результатов без распространения практики нововведений на уровень управления образовательными системами в нормативноправовом аспекте. Стратегия инновационного поведения на уровне управления региональной образовательной системой в нормативноправовом поле может варьироваться от актив -но-приспособленной до активно-адапти-рующей. В первом случае управленческая система ориентируется преимущественно на изменения внутри регионального образования, стремится приспособить его к изменениям внешней среды: социальной, культурной, правовой, экономической.
Во втором случае инновации на управленческом уровне направлены не только на изменение системы образования в соответствии с потребностями внешней среды, но и воздействуют на внешнюю для образования среду с целью использования её возможностей для реализации образовательных целей. Активно-
адаптирующая инновационная стратегия, на наш взгляд, является более адекватной стреми-
тельному темпу перемен в обществе. Она определяет собой ведущий способ реализации государственной политики в образовании, когда органы управления образованием выступают в качестве заказчика по отношению к другим региональным системам. Тем самым реализуется возможность целенаправленно воздействовать на внешнюю для образования среду, создавая условия для изменения среды внутри системы образования.
Инновации в управлении образовательными системами делятся также на частичные и системные. Частичная стратегия управленческих нововведений предполагает реализацию отдельных инновационных проектов. Это путь создания так называемых «точек роста» в развитии образования.
Практика показала, что ориентация только на создание «точек роста» не обеспечивает реформирования всей системы, а снижение внимания к работе массовых адаптивных образовательных учреждений ведёт к ухудшению качества образования в регионе в целом. Высокий уровень учебных достижений учащихся нескольких «продвинутых» школ не компенсирует низкой образовательной подготовки боль -шей части учащихся в массовых школах, о чём красноречиво говорят результаты государственной итоговой аттестации девятиклассников и единого государственного экзамена выпускников средней (полной) общеобразовательной школы. Поэтому стратегия системных инноваций, которая ориентирует нововведения на достижение общего результата в образовании региона, более адекватна для того этапа реформирования, в который вступила Россия в целом и каждый регион в частности.
Системная стратегия прогнозирует изменение требований к образованию в перспективе, использует метод программно-целевого планирования на среднесрочную и более отдалённую перспективу, определяет приоритетные звенья, позволяющие реорганизовать региональное об -разование в целом, обеспечивает согласование связей между различными нововведениями. Остановимся на основных характеристиках стратегии системных инноваций в управлении образовательной системой региона.
1. Системный подход базируется на идее целостности развития образовательной системы региона. Он предполагает, что, вводя нов-
СОДЕИСГв
ГжД
ЧИППКРО
шества на управленческом уровне, органы управления имеют образ того, что они хотели бы получить в перспективе, и, исходя из этого, определяют последовательность действий. Цель выстраивания приоритетов на основе образа прогнозируемости состояния образования
- обеспечить такой переход к будущему состоянию, при котором, во-первых, не нарушается стабильное функционирование образовательного учреждения, во-вторых, выбор нововведений осуществляется на основе критерия результативности по отношению ко всей системе.
2. Системная стратегия управленческих инноваций ориентирована на результат. Желательный результат изменений представляет собой иерархическую структуру диагностируемых и контролируемых целей. Этот принцип управленческой стратегии в образовании представляется чрезвычайно важным в условиях российского образования. Десятилетиями складывалась в нашем образовании тенденция активно совершенствовать процессуальную сторону обучения, разрабатывать и внедрять новые формы и методы обучения, при этом недостаточное внимание уделялось постановке целей и диагностике главного результата работы образовательного учреждения и преподавателя - учебным и личностным достижениям обучающихся. Это приводило (и до сих пор приводит) к тому, что за успехами в организации процесса обучения теряется его результат. В условиях государственной политики введения независимого тестирования достижений выпускников общеобразовательных школ педагог и школа в целом оказываются неготовыми к ситуации ориентированности на реальный результат образовательного процесса.
3. Стратегия системных инноваций использует принцип опережающего управления: предвидение возможных осложняющих факторов позволяет реагировать на них до того, как их действие приведёт к негативным последствиям для системы образования. Для этого определяется система промежуточных целей. Особое место среди промежуточных целей занимает изменение организационной структуры и функциональных процедур внутри самой системы управления.
Активно-адаптирующая системная стратегия инноваций в управлении образованием ре-
гиона включает в себя программно-целевой подход к управлению. Он предполагает:
— установление социально обоснованных и реально достижимых к определённому сроку целей;
— разработку перечня необходимых действий по всем видам и направлениям деятельности образовательной системы и взаимодействующих с ней внешних организаций и структур региона;
— определение необходимых средств — финансовых, кадровых, материальнотехнических, информационных и других.
— определение ответственных исполнителей на уровне управленческих, образовательных, финансовых и других структур, организаций, учреждений, работников.
Становление новой образовательной практики требует системных изменений в деятельности всех образовательных учреждений, к которым относится и система дополнительного образования. Программа модернизации рассматрива -ет повышение квалификации в контексте дополнительного, многоступенчатого образования как новой образовательной парадигмы, ориентированной на образование взрослых.
Актуальными проблемами начала ХХ1 века являются создание и апробация моделей управления дополнительным образованием на региональном и муниципальном уровне (субрегиональном, межмуниципальном, на основе учебных и образовательных округов) с учетом демографических и социально-экономических условий.
Актуализируется значимость инновационных процессов, направленных на определение места дополнительного образования в целостной региональной образовательной системе, преемственности уровней образования, создание открытой профессиональной среды, психо-лого-педагогическое сопровождение процесса дополнительного образования. Исходной при этом остаётся проблема непрерывного профес -сионального образования, связи уровней начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, поиск оптимального механизма этих связей.
Касаясь анализа проблем дополнительного профессионального образования с позиций развития тенденций в контексте соотношения тра-
Гавриленко Е.Р.
Стратегия системныхинноваций в управлении региональной системой образования
диционного и инновационного, необходимо подчеркнуть одну из доминирующих — заметное развитие сферы услуг, их разнообразие и сложность. Представляя систему ДПО как одну из важнейших, необходимо отметить, что происходит фактическое установление в качестве общечеловеческих ценностей идеи глобализма стабильного мира, возможностей свободного выбора места проживания, места работы, гражданства, сферы занятости, места получения образования, повышения квалификации и т.д. Судя по расширению рынка образовательных услуг, в системе дополнительного профессионального образования в ближайшее время ос -новные изменения в структуре ценностей будут сводиться к тому, что:
— у потребителей образовательных услуг укрепится желание экономии личного времени для творческого развития и реализации своих способностей и повышения квалификации;
— станут более активными попытки в продвижении по карьерной лестнице в результате повышения профессионализма, совершенствования личностной и деловой культуры, использования новых информационных возможностей;
— качественные образовательные услуги будут использоваться и для творческого и эмоционального удовлетворения, для создания более глубоких и сложных интеллектуальных и творческих продуктов;
— всё более нарастающая ситуация неопределенности поведения индивида в глобализирующемся мире приведет его к пониманию необходимости постоянно заниматься самообразованием, повышать свою квалификацию.
Регионализация дополнительного образования складывается из двух взаимодополняющих объективных процессов: укрепления единства и целостности России; повышения уровня самостоятельности и комплексности регионов.
Уточнение на региональном уровне перечня специализаций, профилей подготовки, магистерских программ и дополнительных профессиональных образовательных программ педагогического профиля, направленных на подготовку кадров и повышения квалификации для опережающего решения является актуальной задачей модернизации образования взрослых.
При разработке региональной образовательной политики важно учесть, что модерни-
зация системы образования невозможна без решения трех ключевых проблем:
— укрепления единого образовательного пространства на основе углубления его фунда-ментализации в соответствии с федеральным компонентом федерального государственного образовательного стандарта в сфере высшего образования;
— создания новой многоуровневой системы профессионального образования, интегрирующий начальное, среднее, высшее, послевузовское дополнительное образование;
— регионализации систем общего и профессионального образования на основе их интеграции.
Но при этом должны быть учтены, прежде всего, жизненно важные интересы и Федерации (геополитическая стабильность, общность, единство культурно-образовательного пространства и т.д.), и регионов (преодоление диспропорций в образовательных потенциалах и возможностях, создание предпосылок к разделению и кооперации образовательного труда, в том числе через активное межрегиональное взаимодействие, через формирование и реализацию региональных вариантов образовательной политики и выход на целостность и «самодостаточность» региональных систем).
В основу развития содержательного, программно-методического обеспечения повышения квалификации работников образования должны быть положены общие требования к основным образовательным программам послевузовского образования, а также ряд новых тенденций, направлений, которые необходимо учитывать в процессе повышения квалификации работников образования на региональном уровне: активное становление национальных систем дополнительного образования; дифференциация учреждений дополнительного образования взрослых по профилю, по продолжительности; стремление к повышению культурологической компетентности; перемещение об -разовательной функции на рабочее место; организация системы дополнительного образования взрослых собственной методологии и методов обучения, особого характера организации учебного процесса.
Для решения стоящих перед обществом задач образования взрослых необходимо предос-
СОДЕИСГв
ГжД
ЧИППКРО
тавить возможности, которые позволяют человеку развивать познавательную деятельность с учётом возрастных особенностей; производить в окружающей среде нужные изменения; принимать участие во всех видах деятельности и вступать в межкультурные и деловые коммуникации с другими людьми и т.д.
Принципы, на основе которых развивается образование взрослых: новые базовые знания и навыки для всех; увеличение инвестиций в человеческие ресурсы; инновационные методики преподавания и учения; новая система оценки полученного образования; развитие тьюторст-ва; приближение образования к рабочему месту и дому.
Региональная система дополнительного образования нуждается в эффективном использовании кадровых, информационных, научных, организационных, финансовых, материальных ресурсов; в поиске новых ресурсов: межрегионального сотрудничества, сетевого взаимодействия и других.
Межрегиональное сотрудничество является весьма существенным фактором формирования профессионального сообщества, которое возникает тогда, когда складываются общие ценности, появляются механизмы влияния на государственную образовательную политику и ме-
ханизмы защиты корпоративных интересов, в данном случае интересов региональной образовательной системы.
Разработка и тем более реализация инновационной модели управления образованием региона требует создания мониторинговой системы отслеживания качества образовательной деятельности на уровне региона, муниципальных образований, образовательных учреждений, отдельных педагогов. Только на основе анализа выявленных тенденций в состоянии образования на уровне региона возможны обоснованные управленческие инновации.
Литература
1. Петровичев, В.М. Региональное образование: организация, управление развитием / В.М. Петровичев. - Тула, 1994.
2. Преобразование научно-инновационной сферы в регионе: понятийный аппарат/ Под ред. А.Е. Кочута. - СПб.: ИСЭП РАН, 1995.
3. Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования // Вестник образования. - 1992. - № 10.
4. Шкатула, В.И. Образовательное законодательство: теоретические и практические проблемы. Общая часть / В.И. Шкатула. - М., 1996.