iii. проблемы коммуникации и дискурса
стратегия самопрезентации как средство формирования имиджа в разных видах дискурса
А.В. АКСЕНОВА
strategy of self-presentation as a means of formation image in different types of discourse
A.V. AKSENOVA
В статье рассматривается специфика функционирования стратегии самопрезентации в научном, судебном и политическом видах дискурса. Все тактики самопрезентации классифицируются по нескольким наиболее важным основаниям, что помогает затем выделить общее и отличия в реализации указанной стратегии.
Ключевые слова: самопрезентация в научном дискурсе, самопрезентация в судебном дискурсе, самопрезентация в политическом дискурсе, тактики самопрезентации и параметры их классификации.
The article deals with the specifics of the operation strategy of self-presentation in the scientific, legal and political forms of discourse. All the tactics of self-classified by several of the most important reasons that helps then highlight common and differences in the implementation of this strategy.
Keywords: self-presentation in the scientific discourse, self-presentation in the judicial discourse, self-presentation in the political discourse, the tactics of self-presentation and the parameters of their classification.
Интенсификация процессов общения в современном мире требует от человека значительных усилий, направленных на управление мнением о себе. Инструментом создания необходимого впечатления служит коммуникативная стратегия самопрезентации. Все ученые, исследующие те или иные виды институционального дискурса, находят в своем материале стратегию самопрезентации. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что ее реальное наполнение в разных ситуациях существенно отличается. При общей цели улучшить свой имидж пути и средства ее достижения могут оказаться весьма различными. В связи с этим для независимой характеристики указанной стратегии должны быть изучены особенности ее функционирования в разных видах дискурса с целью установления особенностей, характерных для каждого вида.
Все тактики самопрезентации могут быть классифицированы по нескольким разным основаниям.
1. По способу выражения: прямые / косвенные. К первым относятся такие, где адресант напрямую прибегает к самоописанию, демонстрации своих мыслей и поступков. Чаще всего использование этих тактик обусловлено возникшими у аудитории сомнениями в правомерности притязаний оратора на ту или иную роль (будь
то эксперт, депутат, адвокат и т.п.). Косвенными считаем тактики, в которых самохарактеристика адресанта осуществляется с помощью демонстрации своего отношения (как положительного, так и отрицательного) к другим людям и событиям.
2. По отношению к статусу: дистанцирование / сокращение дистанции. К первой группе относятся тактики, подчеркивающие принадлежность адресанта к сообществу специалистов. Эта интенция может быть реализована с помощью отстраненного оценивания, деперсонализации, путем демонстрации статусного превосходства и специальных знаний. Напротив, сокращение дистанции предполагает персонализацию, деспециализацию, а также выражение солидарности с адресатом.
3. По знаку формируемого отношения: позитивный / негативный.
4. По направленности: внешний / внутренний. Если раньше в коммуникативных процессах господствовала ориентация массового сознания на содержание явления, то теперь во многих сферах общения возобладала ориентация на его внешнюю форму. Особенности человека, его профессиональная подготовка, широкая образованность, восприимчивость к нововведениям, готовность к творческому поиску всё более связываются не с проявлением духовной сущности человека, а с его внешним обликом, хорошими манерами и умением себя подать. Сегодня любой человек, будь то политик, деловой человек, специалист, может не достигнуть жизненных результатов, если не использует новые модели поведения, которые основаны на внешнем признании.
Для решения поставленной задачи нами было проанализировано три массива текстов, принадлежащих к разным видам дискурса: политическому, судебному и научному. Объем каждого массива равняется примерно 20 000 слов. Выбор именно этих видов дискурса обусловлен их ориентацией на разные способы воздействия (См. об этом [1:6]). Научный дискурс ориентируется исключительно на рациональные способы воздействия. Специфика научной аргументации такова, что она стремится к максимальной безличности, к предъявлению продукта исследования как объективно существующего. Судебная речь - это обращенное к суду выступление участника процесса, направленное на обоснование его позиции по рассматриваемому делу. Наиболее важными для судебной речи могут быть названы этические виды аргументов, а основной вид воздействия - убеждение. «Политический дискурс является мощным властным ресурсом, посредством которого государственные и общественные институты (и их представители) осуществляют свою самопрезентацию и легитимацию, конструируют и продвигают те или иные образы реальности, позиционируют социальные субъекты в политическом пространстве. Основная задача политического дискурса состоит в том, чтобы внушить адресату необходимость «политически правильных действий и/или оценок» [3:127]. В связи с этим наиболее востребованными оказываются эмоциональные способы воздействия.
1. В научном дискурсе указанная стратегия имеет следующие особенности:
1) по способу выражения. Прямая самопрезентация в целом не свойственна научному дискурсу. В условиях официальных научных обсуждений роль данной тактики незначительна: она проявляется в связи с другими интенциями субъекта (сформировать представления, убедить в правоте), нередко играющими существенную роль в этом контексте. Небольшими вкраплениями элементов прямой самопрезентации могут считаться указания на собственный вклад в разработку темы или подчеркивание собственной позиции: по нашему мнению..., как показывают наши наблюдения..., по нашим подсчетам и под.
Гораздо чаще встречаются элементы косвенной самопрезентации, с помощью которых подчеркивается принадлежность к авторитетной научной школе, самостоятельность исследования, масштабность проделанной работы и т.п. В некоторых случаях адресант с помощью этой стратегии старается подчеркнуть свой авторитет в научном мире.
2) по отношению к статусу. Самопрезентация в научной речи всегда тяготеет к полюсу «дистанцирование», которое может осуществляться в нескольких направлениях.
Прежде всего, ученый дистанцируется от объекта исследования, поскольку в его задачу входит только объективный анализ реального положения дел, а не оценка допустимости или желательности того или иного решения (тех или иных ценностных ориентиров). «Непосредственное наблюдение и научный анализ говорят только о том, что в обществе происходит и что в нем возможно, но не могут ответить на вопрос о том, что желательно» [2:150]. В связи с этим даже в тех случаях, когда объектом исследования являются не одобряемые в обществе явления (самоубийства, кражи и т.п.), в научном тексте они описываются неэмоционально и неоценочно.
Во-вторых, используется тактика деперсонализации. В связи с этим авторы научных публикаций стремятся представить результаты своих исследований очищенными от всего личного, как объективно существующую в реальности истину.
В-третьих, наблюдается стремление дистанцироваться от широкого круга рядовых исследователей и приблизиться к кругу выдающихся (наиболее авторитетных) ученых. В связи с этим ссылка на мнение авторитетных экспертов, известных специалистов, знаменитых ученых является важнейшим приемом повышения авторитетности научного труда: В процессе создания имиджа в СМИ важное место принадлежит «мифологизации» героя (партии, блока или кандидата) и ситуации (реальных политических событий). Еще академик А.Ф. Лосев высказывал мысль о том, что «миф - это модель, по которой следует творить будущее» (В.В. Колобов).
Наконец, дистанцирование часто проявляется в том, что текст насыщается специальными терминами и понятиями, что является результатом демонстрации статусного превосходства. С одной стороны, это считается оправданным, поскольку «делает это содержание недоступным для недостаточно подготовленных читателей (защита текста) и организует адекватный для обсуждения данной проблемы темп речи» [4:12]. Однако, с другой стороны, в научной практике давно отмечено, что обычно корифеи науки способны описать даже очень сложный предмет простым и понятным языком, в то время как начинающие ученые стремятся к излишней усложненности языка.
3) по знаку формируемого отношения. Самопрезентация в научном дискурсе всегда положительная. Это значит, что ученый всегда стремится повысить (или закрепить) свой статус в ученом сообществе.
4) по направленности. В научной речи имидж сугубо внутренний. Внешние проявления личности ученого могут быть вообще неизвестны адресату (если общение письменное - через чтение трудов), и сведены к минимуму (если общение происходит на научной конференции).
2. Специфика самопрезентации в судебном дискурсе может быть оценена следующим образом:
1) по способу выражения. Прямая самопрезентация используется в судебной речи, однако это случается достаточно редко: в ситуации, когда выдвинутые про-
тив адвоката обвинения или упреки требуют сначала укрепить свой имидж в глазах присяжных, поскольку в сознании слушателей имеется стойкое убеждение в том, что осуждать и оправдывать может только безупречный, с точки зрения нравственности, человек. Поэтому указание на свои высокие моральные принципы и благие намерения является важной составной частью аргументации оратора: Если сейчас, в настоящую минуту, увлеченный заблуждением ума и давно накопившейся желчью от семейного спора, Григорий Первушин не сознает важности для себя этого семейного интереса, то мы не должны обращать на это внимание. Адвокат служит правосудию, но никогда не будет орудием мести и вражды. И если в душе его верителя еще гнездится неостывшая досада на брата - адвокат ее не знает, ее не слышит. (Ф.Н. Плевако. Дело Первушиных) Из этого примера видно, что для укрепления своей позиции оратор использует универсальные ценности (честь, справедливость и под.), поскольку их безусловный характер должен стать основательным фундаментом формирования его имиджа.
Гораздо чаще самопрезентация осуществляется косвенным образом: оратор подчеркивает присущие ему честность, справедливость, профессионализм и т.п., не прибегая к самохарактеристике. Тогда эта стратегия может быть представлена следующими тактиками:
- Оценивание, подкрепленное какими-либо весомыми аргументами: С этой целью для формирования у суда мнения следователь в повествовательной форме изложил рассказ (а по-другому я его назвать не могу) о том, "что в г. Кирове в 90-х годах были организованы преступные группировки, которые занимались вымогательством денег и имущества. Между группировками возникали конфликты" ну и т.д. Язык данного изложения был бы хорош для художественного романа, но никак не для обвинительного заключения, в котором должны содержаться факты и доказательства. (Ю.А. Свирин. Дело Гирша). Здесь оценивание является инструментом критики прокурора и одновременно позиционирования собственного более высокого профессионального уровня.
- Акцентирование. В своей речи адвокат делает акцент на каких-либо особенно важных соображениях с целью сделать свою позицию более весомой и выигрышной: Ваша честь! Я не утверждаю, что изложенные мною выводы являются категорически и единственно верными. Я обратил Ваше внимание с той лишь целью, чтобы доказать, что наряду с версией, изложенной в обвинении, существуют не завершенные проверкой другие конкретные версии об организаторах трагедии, до окончания проверки которых обвинение Френкеля (на основании которого заявлено рассматриваемое ходатайство) является заведомо необоснованным. (С.П. Гребенщиков Дело Френкеля).
2) что касается отношения к статусу, то для судебного дискурса эта характеристика не является особенно значимой. Статус адвоката точно определен УПК и не нуждается в корректировке.
3) по знаку формируемого отношения. Как уже упоминалось, роль адвоката, оценивающего деяния других людей, обязательно требует повышения своего престижа в глазах адресата, подчеркивания нравственности своей позиции. Поэтому адвокат всегда стремится к формированию безусловно положительного имиджа.
4) по направленности. Имидж адвоката совмещает в себе как внешние, так и внутренние элементы. Разумеется, клиента прежде всего привлекает успешность адвоката и его репутация, однако респектабельный внешний вид и уверенность в себе могут оказаться решающим аргументом в пользу сотрудничества с ним.
3. В политическом дискурсе стратегия самопрезентации имеет существенные отличия по сравнению с другими видами.
1. По способу выражения. В политической коммуникации прямая самопрезентация занимает центральное место. Политик прибегает к открытой и разнообразной самохарактеристике, предъявляя адресату те свои (реальные или мнимые) черты, которые укрепляют его имидж в глазах электората: Где бы я ни бывал, я стараюсь найти время поплавать. Плаваю по тысяче метров. И 30—40 минут занимаюсь в спортзале (В.В. Путин) Имидж «спортивного человека» имеет своей целью удовлетворить потребности граждан в здоровом, сильном и энергичном руководителе.
Выбор тех черт, которые должен акцентировать политик для укрепления своего имиджа, зависит от настроений его электората. Так, Ю.В. Щербатых отмечает следующую особенность: «...в дотационных регионах с низким уровнем жизни, где сильны прокоммунистические настроения, в предвыборной программе и выступлениях кандидата следует делать упор на социальную справедливость, а в сильных регионах подчеркиваются возможности кандидата в привлечении инвестиций и развитии бизнеса. В соответствии с этим в первом случае создается образ «честного борца», во втором случае - «сильного и уверенного в себе человека». Понятно, что при формировании имиджа «борца» с властью и эксплуататорами не стоит использовать дорогие костюмы и шикарные машины, в то время как эти компоненты явятся органической частью имиджа второго кандидата» [5:95].
2. По отношению к статусу. В политике более уместно подчеркивание своей близости к народу, заботы о нуждах простых людей: На протяжении всей предвыборной кампании я ездил по стране и прислушивался к мнению избирателей, чтобы потом как можно полнее представлять себе, что же именно люди ждут от президента (С.М. Миронов). Имидж человека, ориентированного на учет потребностей электората, является наиболее важным для политика.
3. По знаку формируемого отношения. В отличие от других видов дискурса, здесь возможно формирование не только положительных, но и отрицательных характеристик адресанта, при условии, что с их помощью создается именно тот образ, который был запланирован. Вполне типичным примером в этом отношении является В.В. Жириновский, который сформировал в сознании россиян образ скандалиста и грубияна. Смысл такого имиджа в том, чтобы реализовать главное свое назначение: способствовать неповторимости, узнаваемости его владельца. Во всех этих отрицательных, на первый взгляд, характеристиках есть и положительный смысл: они представляют политика как активного борца и защитника бедных, акцентируют, что он не такой, как все, и т.п. Ср., также: И здесь появляется эта железная леди: эпатажная, скандальная, оппозиционер всем и каждому. Подобное поведение - яркий способ напомнить о себе окружающим, своеобразная работа на зрителя, реклама.
4. По направленности. Внешний имидж оказывается гораздо более важным, чем внутренний. Чаще всего простые люди незнакомы лично с политиками, ничего не знают об их делах, плохо разбираются в программах. Поэтому вывод о пригодности к политической деятельности делается по тому, как человек выглядит и как себя ведет: Мне нравятся комментарии простых людей о Дубинине — «посмотрите на его лицо, честное и открытое» (Ю. Казаков). Ирина Мицуновна безусловно выглядела шикарно (впрочем, как всегда) — энергичная, стремительная, с модным взлохмаченным ежиком на голове, в элегантном костюме (М. Черный)
В нашей общественной практике человек, способный оказывать влияние на людей своей внешностью и поведением, называется харизматической личностью. Такие политики воспринимаются как выдающиеся, способные радикально изменить ситуацию, обладающие авторитетом. В харизматических личностях очень много эмоционального, трудно поддающегося анализу, что вызывает психологическое заражение и энтузиазм: У Медведева с харизмой все в порядке, что позволяет ему легко задевать публику (О. Швецова).
Таким образом, в разных условиях коммуникации стратегия самопрезентации занимает различное место в общей структуре дискурса. В политической ситуации это место центральное, определяющее преобладание направленности субъекта на самопрезентацию над другими стратегиями. В научном и судебном дискурсах стратегия самопрезентации может быть оценена как второстепенная, причем она представлена достаточно имплицитными примерами. Оратор, конечно, должен укреплять свой имидж, но делается это ненавязчиво. Поэтому демонстрируются не столько индивидуальные, сколько статусно важные черты, основной акцент приходится на деперсонализацию. В то же время в политике предполагается отчетливое прорисовывание своего портрета, демонстрация оригинальных (по крайней мере, явно узнаваемых) индивидуальных особенностей, очевидная персонализация.
Ученый и адвокат всегда стремятся к созданию положительного имиджа, к повышению своего статуса. Для политика повышение статуса напрямую связано с оригинальностью и непохожестью. Если приобретение этих качеств требует предъявления отрицательных черт (чаще всего это скандальность, непредсказуемость, грубость и т.п.), адресант идет на это.
Самой дифференцированной оказывается содержательная характеристика аргументации в рамках самопрезентации в исследуемых сферах. В научной речи основной упор делается на знания, квалификацию и научные достижения исследователя. Таким образом, для самопрезентации используются только рациональные аргументы. В судебной речи адресант акцентирует свою нравственность, право оценивать событие преступления и его участников. Таким образом, здесь используются преимущественно этические аргументы. В политической речи субъект чаще всего стремится подчеркнуть свою близость к народу, способность решать проблемы электората. Таким образом, в аргументации используются как этические, так и эмоциональные аргументы.
Литература
1. Анисимова Т.В. Манипуляция как объект лингвистического исследования // Вестник МГОУ Серия «Русская филология». 2012. №2. С. 5-9.
2. Гуторов В.А. Политическая аргументация и генезис политической философии: методологические аспекты // Мысль. 2006. №6. С. 149-159.
3. Демьянков В.З. Интерпретация политического дискурса в СМИ // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 116-133.
4. Карасик В.И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: Сборник научных трудов. Волгоград: Перемена, 2000. С. 3-22.
5. ЩербатыхЮ.В. Психология выборов: манипулирование массовым сознанием: механизмы воздействия. М.: ЭКСМО, 2005. 399 с.