тенция продолжала расти. Это вполне соответствует одной из основных методических рекомендаций по экстенсивному чтению, а именно: уровень сложности художественного произведения должен быть немного выше того языкового уровня, который есть у студента. «Рост фоновых знаний напрямую зависит от характера взаимодействий в текстовом поле языка, при этом решающим фактором, влияющим на интерпретацию, является контекст употребления графического слова, точнее, совокупный опыт разнообразных контекстов его употребления в текстовом поле языка, которым обладает интерпретатор» [Кравченко, 2008, с. 271]. Из этого следует, что, только воспринимая слово в его «текстовом поле», можно активизировать когнитивные процессы восприятия и комплексного запоминания его свойств. Такие процессы могут положить начало созданию концепта, относительно близкого тому, который сформирован у носителя языка.
Итак, в случае отсутствия возможности овладеть иностранным языком посредством естественного ежедневного общения, положительная динамика изучения иностранного языка может быть достигнута только с помощью освоения его текстового поля, и в качестве последнего наиболее целесообразно использовать качественную художественную литературу.
Библиографический список
1. Гаспаров, Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования/ Б.М. Гаспаров. - М.: Новое литературное обозрение, 1996.
2. Карлсон, Ф. Ранняя генеративная лингвистика и эмпирическая методология/ Ф. Карлсон // Когнитивные категории в синтаксисе: кол. монография.
- Иркутск: ИГЛУ 2009. - С. 215-247.
3. Кравченко, А.В. Когнитивный горизонт языкознания/ А.В. Кравченко. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2008.
4. Оруэлл, Дж. Политика и английский язык [Электронный ресурс] / Дж. Оруэлл. - Режим доступа: http://www.orwell.ru/library/essays/politics/russian/r_ polit.
5. Проскурнин, Б.М.«Нищета» российского литературного образования, или О роли Пермского семинара в приобщении к хорошей литературе/ Б.М. Проскурнин // Тропа. Выпуск 2. - Пермь, 2008. - С. 6-14.
6. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика/ А.Н. Щепин: учеб. пособие для преподавателей и студентов. - 3-е изд. - М.: Фило-матис, 2007.
7. http ://www. richmond.k 12. va. us/readamillion/reading-quotes.htm
УДК 378.637
ББК 74.58
Т.В. Живокоренцева
стратегия реализации идей национальной образовательной инициативы «наша новая школа» в условиях профессионально-педагогического образования
В статье представлены идеи, стратегические ориентиры, содержание и первые результаты инновационного проекта «Взаимодействие Иркутского государственного лингвистического университета (ИГЛУ) с общеобразовательными учреждениями Иркутской области по повышению качества обучения иностранным языкам в контексте национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”».
Ключевые слова: национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; инновационный проект; коллективное практико-ориентированное исследование; опережающее образование; интеграционное согласование опытов; межкультурная коммуникация
© Живокоренцева Т.В., 2011
T. V Zhivokorentseva
TOWARDS AN EFFECTIVE STRATEGY OF IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL EDUCATIONAL INITIATIVE «OUR NEW SCHOOL»
The article describes the ideas, strategies, content and the first results of the innovative project «Cooperation of Irkutsk State Linguistic University with secondary schools towards better quality of teaching foreign languages in the context of the national educational initiative “Our New School”».
Key words: national educational initiative «Our New School», innovative project, group practical research, pro-active education, integration of experience, intercultural communication
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается, что в соответствии с изменениями школьной практики должны произойти изменения и в системе педагогического образования. Это создание особой инновационной многоуровневой профессионально-образовательной среды, в условиях которой возможно конструирование новой образовательной реальности, созвучной основным тенденциям развития разных систем и ступеней образования. Создание такой среды и предполагается осуществить в ходе реализации проекта «Взаимодействие ИГЛУ с общеобразовательными учреждениями Иркутской области по повышению качества обучения иностранным языкам в контексте национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”»*.
Разработка проекта осуществлялась при поддержке Министерства образования Иркутской области и Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ.
Актуальность проекта предопределена тревожной ситуацией, сложившейся с изучением иностранных языков в общеобразовательных школах Иркутской области. По данным Министерства образования Иркутской области, в школах остаются вакантными более 160 ставок учителей иностранного языка. За последние годы резко сократилось число школ с изучением немецкого языка, в единицах школ изучаются испанский и французский языки. Все реже выпускники ИГЛУ выбирают местом
* Научный руководитель проекта - доктор филологических наук, профессор, ректор ГОУ ВПО ИГЛУ Григорий Дмитриевич Воскобойник; автор идеи, руководитель проекта - кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики, директор Института образовательных технологий ГОУ ВПО ИГЛУ, Заслуженный учитель России Леонид Аполлонович Выговский; разработчик и координатор проекта - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Заслуженный учитель России Татьяна Владиленовна Живокоренцева.
своего трудоустройства школу или дошкольное учреждение.
В инновационных образовательных учреждениях не приживается система изучения учеником двух иностранных языков. По вопросам методики преподавания иностранного языка и новым образовательным технологиям учителя области не получают должной поддержки, соответствующих методических рекомендаций и пособий. Остается на уровне пожеланий внедрение инновационных технологий обучения иностранным языкам, в том числе в режиме дистанционного обучения.
Продолжает оставаться низким качество сдачи ЕГЭ по английскому языку. Число выбирающих иностранный язык для сдачи ЕГЭ ежегодно сокращается. В соседних краях и областях появились факультеты иностранного языка, которые начинают составлять серьезную конкуренцию ИГЛУ в области обеспечения гарантий качества профессиональнопедагогического образования.
Цель проекта: создание многовекторной инновационной системы социального и профессионального партнерства ИГЛУ с субъектами разных ступеней и систем образования, в том числе с общеобразовательными учреждениями Иркутской области, которая позволила бы влиять на качественные изменения результатов образования и закрепила лидирующие позиции университета в подготовке компетентных, социально и профессионально мобильных учителей иностранных языков в Восточно-Сибирском регионе.
Достижение обозначенной цели осмысливается инициаторами проекта в контексте концепции опережающего образования.
Понятие «опережающее образование» предложено президентом Международной академии ноосферы А. Урсулом.
Размышления об опережающем характере образования мы разместили в проблемном поле, границы которого обозначили следующими позициями:
1. Опережающее образование является основой новой философии образования; образования, «укрепляющего позитивные тенденции развития общества, предостерегающего от возможных тупиков и отрицательных последствий, ориентированного на раскрытие его ценности для... людей и для отдельной личности [Образование, 2002, с. 57].
2. Концепция опережающего образования ставит перед субъектом образования вопрос, сформулированный таким образом, что призывает обратиться к сущностным характеристикам образования, его целям, направленности, способам «оценивания» эффективности и качества.
3. Опережающее образование - это образование, базирующееся на широкой мировоззренческой основе, которая отражает основные направления развития общества, поддерживает перспективные позиции и предвосхищает их возможную реализацию в будущем.
4. Это образование, делающее акцент на ответственное участие в выработке и реализации ценностей общества - настоящего и будущего - в своей деятельности при взаимодействии с миром и людьми.
Таким образом, опережающее образование - это образование, обращенное к человеку будущего, направленное на развитие личности студента - будущего учителя иностранных языков как члена социума, ответственно участвующего в конструировании социальной реальности в ее движении к будущему.
Представляется важным подчеркнуть, что идея опережающего образования принята научными и научно-практическими сообществами и поддерживается на государственном уровне. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» эта идея представлена в контексте содержания образования, которое обеспечит «в системе общего среднего образования изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые будут востребованы в будущем» [Национальная образовательная инициатива, 2010].
В качестве значимых идей, поддерживающих концепцию «опережающего образова-
ния» и выступающих регулятивными идеями проекта, выделены:
• идея интеграции в образовании;
• идея самообучающейся организации.
Интеграция - одно из знаковых понятий современности. С позиций интеграции сегодня интерпретируются процессы, происходящие в мировом пространстве в целом, в отдельных странах, социальных общностях и институтах по отношению ко всем сферам жизнедеятельности человека, в том числе экономике, политике, образовании. Интеграция, ставшая одной из тенденций развития современности, рассматривается как ответная реакция на «вызовы», предъявляемые человечеству новой цивилизацией.
Актуализация проблемы интеграции в образовании обусловлена целым рядом факторов, среди которых проблема интеграции содержания образования. Инновационные процессы, связанные со сменой парадигмы образования, переосмыслением его целей, обновлением содержания, поиском эффективных методов, форм и средств обучения, обозначили не только продуктивные направления развития образования, значимые его эффекты, но и привели в какой-то мере к разрозненности, несогласованности, «лоскутности» в содержании образования на разных его уровнях и ступенях. Отсутствие «связанности» знаний считается одним из функциональных изъянов образования. В национальной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается, что идея интеграции в образовании нацелена на «создание у школьников целостного социальноориентированного взгляда на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов» [Национальная образовательная инициатива, 2010].
Идея самообучающейся организации (П.М. Сенге) в течение ряда лет операциона-лизируется в бизнес-организациях. Представление об обучающейся организации (Learning Organization) связывают с эффективной формой выживания и развития компании в нестабильной ситуации. П.М. Сенге, выдвигая идею самообучающейся организации, предложил в качестве необходимого условия успешной деятельности прохождение сотрудниками компании непрерывного обучения.
«Самообучающаяся организация - это организация, сознательно меняющая свои границы и перестраивающая свою функциональную структуру для более полной реализации своего главного предназначения или цели. В теории самообучающейся организации. стабильное функционирование, самовоспроизведение являются. ненормальным состоянием, остановкой в развитии. Такая организация все время находится в переходном периоде разрушения или трансформации старых оргформ, активного поиска и конструирования новых, в которых более интенсивно протекают процессы саморазвития или рождается новое качество. Это ее внутренняя норма, а не вынужденная, адаптационная реакция на изменение внешних условий» [Игнатьева, 2005, с. 51].
Таким образом, нацеливаясь на создание инновационной системы социального и профессионального партнерства в контексте реализации образовательной инициативы «Наша новая школа», инициаторы проекта задумывают ее как многоуровневую гуманитарную образовательную систему - систему развивающую и развивающуюся. При этом принципиальным является право выбора индивидуального места (самоопределения) каждого участника проекта не только внутри своего «горизонта», но и в «горизонтах» социальных и профессиональных партнеров.
Содержательное наполнение и реализация проекта осуществляется совместными усилиями сотрудников кафедр ГОУ ВПО ИГЛУ, педагогических коллективов школ города и области и других организаций.
Основными теоретическими положениями проекта стали положения, отражающие ведущие направления обновления системы образования, в том числе общего образования
- системы, где призваны работать наши выпускники.
Компетентностный подход, который упорядочивает систему социальных требований и ожиданий по отношению к выпускникам разных ступеней образования, направляет на поиски стратегий образования, адекватных специфике и целям разных образовательных систем. Результат образования в контексте компетентностного подхода фиксируется не только на уровне знаний обучающихся по конкретным дисциплинам, но и на уровне умения применять их в повседневной жизни
и профессиональной деятельности, использовать в дальнейшем обучении, а также на личностном (готовность и способность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, социальные компетенции, личностные качества) и ме-тапредметном (универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные, коммуникативные) уровнях.
Концепция непрерывного образования, основанная на принципах непрерывности, гибкости, быстрой динамике, связанной со сменой потребностей на рынке труда, на реализации концепта образования «не на всю жизнь, а через всю жизнь». В этом контексте современный человек должен не только обладать определенным объемом знаний, но и уметь учиться: искать и находить необходимую информацию, чтобы решать возникающие проблемы, постоянно приобретать дополнительные знания.
Развитие системы непрерывного образования рассматривается как одно из важнейших направлений инновационной образовательной деятельности, предполагающее непрерывность процессов в условиях взаимодействия разноуровневых образовательных систем. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» концепция непрерывного образования представлена как основополагающая идея в решении стратегической задачи, стоящей перед российским обществом, - стать конкурентным обществом в мире XXI в., обеспечив достойную жизнь каждому гражданину страны. В этих условиях важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни [Национальная образовательная инициатива, http://].
Системообразующим понятием проекта стало понятие «интеграционное согласование» (А. Жордан). Это понятие активно использовалось в работах лаборатории психолого-андрагогических проблем ИОВ РАО г. Санкт-Петербурга применительно к образованию взрослых (Е.А. Соколовская, Т.В. Шадрина, Г.С. Сухобская).
Реализация идеи «интеграционного согласования» опытов базируется на поиске
«конструктивных узлов связей» (Г.А. Аванесова) всех элементов и компонентов профессионально-педагогического образования (ценностей, смыслов и опытов субъектов образовательной деятельности; целей, содержания, стратегий организации образовательной деятельности, критериев и технологий оценки качества образования и др.). Принципиально важным результатом поиска «конструктивных узлов связей», фиксации «точек соприкосновения» этих элементов и компонентов, по убеждению участников проекта, станет целостная, ориентированная на стандарты качества модель профессиональнопедагогического образования на базе ИГЛУ как конкурентноспособная, открытая, оперативно изменяющаяся, живая, саморазвиваю-щаяся система.
Другим системообразующим понятием проекта стало понятие «межкультурная коммуникация» (И.И. Халеева, Н.Д. Гальскова), которое связывают с достижением стратегической цели обучения/изучения иностранных языков. Межкультурная коммуникация - термин, активно используемый сегодня в культурологических, лингвистических, философских и других исследованиях. Это понятие вызвано к жизни современным состоянием развития цивилизации, процессами глобализации культур и как следствие - появлением таких понятий, как мультикультурность и межкультурная интеграция.
Возможно, реализация проекта позволит обеспечить конструктивное взаимодействие субъектов разных систем и ступеней образования, представителей системы управления по созданию общего ценностно-смыслового поля и новой образовательной практики подготовки компетентных, социально и профессионально мобильных специалистов - учителей иностранных языков, способных реализовывать идеи национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и готовых конструктивно реагировать на «вызовы» современности, предъявляемые образованию.
В проекте обозначено три направления деятельности [Стратегия повышения качества подготовки специалистов, 2010, с. 4-5].
Первое — повышение профессиональной компетентности учителей иностранных языков. Содержание этого направления предполагает создание накопительной системы
повышения квалификации, позволяющей педагогам моделировать индивидуальный образовательный маршрут, выбирая содержание, формы и сроки образовательной программы по повышению своей профессиональной компетентности.
Второе направление — обновление содержания образования. На уровне содержания школьного образования планируется внедрение в школьную образовательную практику программ по изучению обучающимся двух иностранных языков; внедрение образовательных программ метапредметной направленности; создание учебных пособий, ориентированных на содержание государственных стандартов последнего поколения. На уровне содержания основных образовательных программ ИГЛУ - разработка и внедрение семинаров, практикумов, мастер-классов и др., обновление содержания педагогической практики, учебно-исследовательской деятельности студентов в контексте идей образовательной инициативы «Наша новая школа».
Третье направление - внедрение современных технологий взаимодействия школы и вуза. Это направление ориентировано на разработку и реализацию совместных образовательных проектов, в том числе исследовательских, информационных и др.; создание экспериментальных площадок по актуальным проблемам преподавания иностранных языков; организацию дистанционного обучения школьников.
В проекте условно выделено пять этапов.
Первый этап - подготовительный (2009-
2010 учебный год): разработка проекта, подбор и подготовка исполнителей, заключение договоров о сотрудничестве. На данном этапе определены организационные условия реализации проекта:
- создание временных исследовательских коллективов, проектных групп, опытнометодических и экспериментальных лабораторий и других сообществ межпредметной направленности из числа субъектов профессионального образования ИГЛУ по основным содержательным траекториям проекта;
- необходимость вовлечения студентов в процесс разработки содержания и реализацию проекта;
- создание сети базовых «учреждений-лабораторий», в которых будут разрабаты-
ваться и реализовываться совместные образовательные и социо-культурные проекты, востребованные конкретной практической деятельностью этих учреждений. В этих учреждениях-лабораториях целесообразно прохождение студентами производственной практики;
- создание инновационной инфраструктуры в ИГЛУ, в условиях которой студентам будет предоставлена возможность приобщаться к социально-педагогической деятельности с первого года обучения, приобретая опыт будущей профессиональной деятельности, в том числе инновационной направленности.
В качестве механизма реализации проекта выбрано коллективное практикоориентированное исследование. Практикоориентированное исследование, выполняемое в образовательном учреждении, всемерно поддержано современной стратегией образования. Любое практико-ориентированное исследование направлено на оптимизацию существующих практик. Для него характерен специфический механизм взаимодействия исследовательской и образовательных практик: построение диспозитивных схем и преобразование практики «перемежаются» в процессе «выращивания» нового опыта.
Второй этап - проблематизация (20102011 учебный год): методологическое самоопределение участников проекта с целью выделения общих теоретико-методологических оснований предстоящей проектной деятельности, ценностного самоопределения субъектов проектировочной деятельности в полипа-радигмальном пространстве, осознания участниками проекта единого смыслового и понятийного поля педагогической деятельности.
Третий этап - собственно проектировочный (2010-2011 учебный год): выращивание проекта «снизу», организация проектировочного процесса. Цель данного этапа - определение основных содержательных составляющих проекта, обозначение проблемного поля социального и профессионального партнерства ИГЛУ с образовательными учреждениями города и области, выделение перспективных направлений работы.
Четвертый этап - основной (2011-2012; 2012-2013 учебные годы): апробация проекта, его непосредственное осуществление и вне-
дрение. На данном этапе участниками проекта осуществляется рефлексивно-коррекционная деятельность: анализ промежуточных результатов работы, обсуждение и внесение необходимой корректировки, уточнение целей, задач, способов осуществления проектной деятельности. На данном этапе предполагается:
1. Издание серии научно-методических пособий для школы по различным аспектам обучения коммуникативной компетенции: лингвистическому, межкультурному, методике преподавания ИЯ.
2. Внедрение в практику общеобразовательных школ программ дистанционного обучения, в том числе метапредметной направленности.
3. Создание механизмов функционирования накопительной системы повышения квалификации учителей иностранного языка, разработка программно-методического обеспечения.
4. Оптимизация содержания профессионального образования студентов ИГЛУ в контексте идей национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (спецкурсы, практикумы, обновление содержания учебноисследовательской деятельности студентов и др.).
5. Институализация новых форм образовательной практики в системе взаимодействия ИГЛУ с социальными и профессиональными партнерами (лаборатории, творческие группы, проектные группы, экспериментальные площадки и др.).
Пятый этап - заключительный (20132014 учебный год) - обобщение и оформление результатов работы.
Обозначим первые результаты проекта. На данный период времени содержание проекта представлено несколькими составляющими.
1. Профессиональное развитие педагогов. Экспертиза деятельности учителя иностранного языка.
В рамках данного направления разработана и проведена комплексная диагностика профессиональной компетентности учителей иностранных языков Иркутской области.* Диагностика представлена следующими компонентами: диагностика языковой компетентности (разработчик - профессор кафедры ме-
* Авторы идеи: доцент кафедры педагогики Т.В. Живоко-ренцева; доцент кафедры педагогики О.Ф. Чупрова.
тодики преподавания ИЯ А.В. Матиенко, зав. кафедрой немецкого языка Е.М. Кутянина, кандидат филологических наук, доцент кафедры французского языка Л.В. Широколобова); тест «Самодиагностика методической компетенции» (разработчик - зав. кафедрой методики преподавания ИЯ А.А. Казанцева); анкета «Выстраивание индивидуального образовательного маршрута учащегося» (разработчики - Т.В. Живокоренцева, О.Ф. Чупрова); анкета «Самооценка компетентности педагога в организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса и в формировании культуры здоровья» (разработчики - профессор кафедры психологии Э.А. Житницкая, доцент кафедры психологии О.А. Молокова). Результаты диагностики стали основанием для разработки программ повышения профессиональной компетентности учителей иностранных языков.
2. Метапредметное обучение (руководители - доктор психологических наук А.В. Глазков, кандидат педагогических наук Т.В. Живо-коренцева).
Содержание данного направления проекта ориентировано на достижение метапред-метных результатов образования. Ориентация на достижение метапредметных результатов обучения отражена в содержании новых ГОС всех ступеней образования, в частности, в идее формирования у обучающихся ключевых компетентностей, обеспечивающих эффективную деятельность в различных сферах жизнедеятельности, в том числе профессиональной. Под метапредметными результатами образования мы понимаем освоенные обучающимися способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Метапредметные результаты профессионального образования, вслед за О. Лебедевым, можно представить как совокупность достижений студентов в области исследовательской, проектной и коммуникативной культуры [Лебедев, 2009, с. 20].
В рамках обозначенного направления создана виртуальная школа «Ступени к успеху», определены механизмы ее функционирования. Виртуальная школа «Ступени к успеху»
- школа дистанционного обучения для учащихся 8-11 классов, студентов системы НПО и СПО. Обучение в школе предполагает по-
следовательное продвижение обучающегося в освоении дистанционных образовательных программ для успешного позиционирования себя в информационно-образовательном пространстве. На данном этапе работы школа предлагает следующие дистанционные курсы: «Управление личной карьерой или как стать лидером» (автор старший преподаватель кафедры педагогики Т. А. Жданко); «Технология принятия решений или как сделать выбор» (автор старший преподаватель кафедры информатики Т.В. Багрий); <^еЬ-технологии и Я» (автор доцент кафедры информатики А.М. Пуляевская); «Читай по-английски» (автор учитель иностранного языка МОУ «Ангарский лицей № 2» Е.В. Бабукова).
Прошла режим пилотного эксперимента образовательная программа «Будущее Сибири»: поле развития метапредметных компетенций учащихся».
Основная идея программы - создание команд учителей для реализации метапредмет-ных проектов на материале программы «Будущее Сибири» (автор программы кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Т.Ф. Ушева).
Активно внедряется проект «Здоровье через образование». Проект предполагает воспитание культуры здоровья у студентов и учащихся старших классов в процессе обучения иноязычному общению (авторы проекта: профессор кафедры методики преподавания иностранного языка В.А. Шерстяникина, доцент кафедры методики преподавания ИЯ
Н.И. Торунова, профессор кафедры психологии Э.А. Житницкая).
3. Лингвапарк (руководитель проекта кандидат филологических наук, заведующая кафедрой теоретической лингвистики Л.В. Тата-ринова). Проект предполагает формирование и совершенствование ИКТ-компетентности обучающихся и преподавателей как одной из составляющих ключевых, базовых и общепрофессиональных компетенций. В целях информационной, методической и лингвистической поддержки учителей иностранного языка и обучающихся общеобразовательных школ происходит создание на основе базовых школ ИГЛУ лингвапарка современных образовательных и коммуникативноинформационных технологий. Для этого, реализуя в рамках проектной деятельности инже-
нерный подход, силами студентов и преподавателей отделения теоретической и прикладной лингвистики осуществляется создание учебно-методического сопровождения процесса обучения основам межкультурной коммуникации в школе. Каталог и демоверсии существующих продуктов находятся в свободном доступе по интернет-адресу кафедры на сайте ИГЛУ [email protected] и на страницах студенческого сайта www.studentspl.ucoz.ru. Это позволяет осуществлять оп-line связь с потенциальными потребителями создаваемых электронных образовательных продуктов, а также мониторинг и менеджмент потребительского спроса.
4. Методическая поддержка обучения иностранному языку. Создание учебных пособий и учебно-методических комплексов (руководитель кандидат педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков А.В. Матиенко). Проект нацелен на обеспечение научного сопровождения процесса обучения иностранным языкам в общеобразовательных учреждениях и направлен на обеспечение целенаправленной, комплексной поддержки учебной дисциплины «Иностранный язык» для повышения эффективности и качества языкового образования в общеобразовательных учреждениях и учреждениях СПО в г. Иркутске и Иркутской области. Продукция, опубликованная в ходе реализации проекта, будет применена в практике общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и других учебных заведений, заинтересованных в качественном обучении иностранному языку в соответствии с последними научными достижениями в области лингвистики и методики преподавания иностранных языков.* Данные учебно-методические
* В рамках данного направления изданы следующие материалы для учителей школ: Волосян, И.А. Structural usage of the article: Структурное использование артикля: практикум для учащихся средней школы с углубленным изучением английского языка (10-11 классы), студентов лингвистических университетов и факультетов иностранных языков (I-II семестры); Волосян, И.А. Tenses in the Active Voice: Времена в активном залоге в современном английском языке: практикум для учащихся средней школы с углубленным изучением английского языка (10-11 классы), студентов лингвистических университетов и факультетов иностранных языков (I-II семестры); Осипова, Р.В., Боженко, А.В. The Way They Speak: пособие для учащихся средней школы с углубленным изучением английского языка (10-11 классы), студентов 1-го курса факультета английского языка; Аулициемс, В.Ю. Традиции зимних праздников в немецкоговорящих странах: учеб. по-
материалы планируется презентовать участникам традиционного Областного методического дня для учителей иностранных языков в октябре 2011 г.
5. Набирает силу такое направление проекта как учебно-исследовательская деятельность студентов и школьников.
По линии научно-исследовательской деятельности студентов складывается проблематика студенческих научно-исследовательских работ по проблемам интракультурной коммуникации. Результатом данной деятельности станут наработки, которые позволят обобщить и систематизировать уже имеющиеся знания или подготовить основу для получения новых лингвокультурных знаний в области языковой политики. Полученные лингвокультурные знания могут быть внедрены в содержание курсов соответствующих дисциплин. Артефактами проекта будут публикации, заявки на соискание грантов на научноисследовательскую работу (руководитель проекта кандидат филологических наук, декан гуманитарно-педагогического факультета П.И. Болдаков).
В этом учебном году открыт студенческий Клуб интракультурной коммуникации. В ходе Недели науки в ИГЛУ участники клуба сделали доклады на секции «Проблемы межкуль-турной и интракультурной коммуникации». Лучшие студенческие работы были представлены на интернет-конференции ИГЛУ «Стратегия реализации национальной образовательной инициативы “Наша новая школа” в сетевом взаимодействии образовательных систем» (2-6 мая 2011 г.) в секции «Современные пути реализации языковой политики на образовательной площадке Восточно-Сибирского региона».
По линии руководства учебноисследовательской деятельностью школьников в ходе интернет-конференции (2-6 мая
2011 г.) обобщен опыт работы кафедры русского языка и литературы ИГЛУ (кандидат педагогических наук, зав. кафедрой русского языка и литературы А.Х. Никитина, кан-
собие по развитию межкультурной компетенции для изучающих немецкий язык: школьников, студентов младших курсов (материалы, представленные в пособии, могут быть использованы при организации внеклассной работы учащихся); Береснева, И.И. Основы русской пунктуации: учеб.-метод. пособие для подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку
дидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Е.М. Горбунова); представлены идеи организации учебноисследовательской деятельности школьников на уроках иностранного языка кафедрой английской филологии (кандидат филологических наук, зав. кафедрой Ю.Н. Карыпкина).
6. Повышение квалификации учителей базовых школ ИГЛУ (специалист по УМР руководители проекта Л.Б. Федотова; кандидат филологических наук, профессор кафедры теоретической лингвистики С.К. Воронова) осуществляется в рамках накопительной системы. В 2010-2011 учебном году сертификаты о повышении квалификации получили более 300 учителей иностранного языка. Электронная база накопительной системы повышения квалификации в сравнении с прошлым годом пополнилась на 189 человек и составляет порядка 500 учителей иностранного языка.
Более 30 модулей и программ подготовлено преподавателями кафедр для моделирования учителями иностранных языков индивидуальных образовательных маршрутов повышения квалификации.
7. Механизмы взаимодействия разноуровневых образовательных систем (руководитель - директор Института образовательных технологий, профессор кафедры педагогики Л.А. Выговский).
Разработана и открыта новая дополнительная профессиональная образовательная программа «Менеджмент в образовании». Программа предназначена для руководителей образовательных учреждений дошкольного, общего, начального профессионального и среднего профессионального образования. Цель программы - профессиональная переподготовка действующих руководителей общеобразовательных учреждений, а также подготовка резерва управленческих кадров. Обучение по данной программе обновляет знания слушателей о структурах, проблемах и тенденциях развития российской системы образования и общества в целом, в том числе в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», дает системную подготовку по проблемам управления образовательными учреждениями в условиях модернизации системы российского образования.
В стадии работы три магистерские программы: «Управление образовательными си-
стемами», «Учебно-исследовательская и проектная деятельность в образовании», «Мониторинг качества образования».
Обсуждение одного из механизмов взаимодействия разноуровневых образовательных систем состоялось в ходе виртуального круглого стола «TERRA LINGÜISTICA» под руководством доктора филологических наук, зав. кафедрой теоретической лингвистики Н.Н. Казыдуб. Участники круглого стола обсуждали проблемы и перспективы модели «Ученик-студент-магистрант-аспирант-профессор» в лингвистическом образовании.
Итоги реализации проекта за 2010-2011 учебный год подведены в ходе межрегиональной интернет-конференции «Стратегия реализации национальной образовательной инициативы “Наша новая школа” в сетевом взаимодействии образовательных систем» (26 мая 2011 г.), причем последняя становится традиционной. В конференции приняли участие 105 человек, среди них: более 60 преподавателей, студенты, магистранты, аспиранты ИГЛУ, учителя иностранных языков Сибирского региона, преподаватели вузов России.
География интернет-конференции представлена следующими городами и регионами Москва, Томск, Иркутск, Ангарск, Шелехов, Усть-Илимск, Бурятия.
Знаковыми в реализации проекта стали следующие события: регистрация научноисследовательской темы института образовательных технологий ИГЛУ - «Проблемы повышения качества профессиональнопедагогического образования в условиях взаимодействия разноуровневых образовательных систем» (регистрационный номер 01201066290); присвоение статуса федеральной экспериментальной площадки проекту «Одаренные дети» (научный руководитель Л.А. Выговский), разработанному совместно с лицеем Иркутского государственного университета.
Анализ промежуточных результатов работы, с одной стороны, обозначили множество продуктивных идей реализации проекта, с другой - недостаточную проработанность показателей качественных изменений результатов образования в сетевом взаимодействии образовательных систем и механизмов их взаимодействия в условиях социокультурного и профессионального диалога. Участниками
проекта обозначено проблемное поле сотрудничества и намечены перспективы дальнейшей работы.
Библиографический список
1. Игнатьева, Г.А. Самообучающаяся организация как модель развивающего обучения педагога в системе повышения квалификации/ Г. А. Игнатьева// Психологическая наука и образование. - 2005. -№4. - С. 47-57.
2. Лебедев, О. Оценка школьного образования при переходе ЕГЭ/ О. Лебедев//Народное образование.
- 2009. - №4. - С.18-27.
3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. - URL: http:// mon.gov.ru/dok/akt/6591.
4. Образование взрослых: цели и ценности/Под ред. Г.С. Сухобской, Е.А. Соколовской, Т.В. Шадриной.
- СПб.: ИОВ РАО, 2002.
УДК 378.225
ББК 74.05
И.В. Григорьева
ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ -СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
В статье рассматривается феномен «медиаобразовательного пространства вуза» как пространства нового профессионального образования соотносящегося с целями и задачами образовательной политики РФ, а также с ее отдельными документами и программами. Обосновывается информационно-интеллектуальный статус виртуального методического кабинета преподавателя как механизма организации медиаобразовательного пространства вуза через определение его дидактического потенциала, функций, структуры и web-инструментов для его разработки.
Ключевые слова: вуз; профессиональное образование; информационное общество; медиа-образовательное пространство; медиакомпетентность; виртуальный методический кабинет; web 2.0
I.V. Grigoreva
THE TEACHER’S VIRTUAL WORKSHOP AS A STRATEGIC MEANS OF ONLINE EDUCATION PROCESS IN THE MODERN UNIVERSITIES
The article discusses the phenomenon of online educational process as the context of state-of-the art learning/teaching technologies relevant to priorities of the Russian Federation educational policy and highlighted in particular documents and programs. The intellectual and informational significance of the teacher’s virtual workshop is substantiated through description of its didactic potential, functions, structure and web-based tools for its development.
Key words: higher education institute; professional education; information society; online education; online competence; virtual workshop; web 2.0
5. Стратегия повышения качества подготовки специалистов в лингвистическом университете в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: материалы науч.-практ. конф. (Иркутск, 6 мая 2010 г.)/ Под ред. Л.А. Вы-говского, Т.В. Живокоренцевой. - Иркутск: ГОУ ВПО ИГЛУ, 2010.