научно-методологические
проблемы
А.В. ЗИМИН,
ведущий научный сотрудник Научного центра, кандидат юридических наук, доцент
(Академия управления МВД России)
A.V. ZIMIN,
leading researcher of Scientific center, candidate of law science, associate professor (Management Academy of the Ministry for Internal Affairs of Russia)
УДК 342.7
Стратегия развития взаимодействия Мвд россии с институтами гражданского общества (проект)
strategy developments of interaction of the Ministry for Internal Affairs of Russia with institutes of civil society (project)
Автором предлагается проект Стратегии развития взаимодействия МВД России с институтами гражданского общества. Разработка документа предусмотрена Дорожной картой дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации, подготовленной расширенной рабочей группой при Министре внутренних дел Российской Федерации по дальнейшему реформированию органов внутренних дел [7, п. 2.2.]. Целью проекта Стратегии является определение стратегического направления развития взаимодействия МВД России с институтами гражданского общества и населением с указанием на цель, задачи и принципы такого взаимодействия, а также предложение его возможных и перспективных направлений и форм с учетом современных реалий общественной жизни России.
Стратегия, гражданское общество, взаимодействие органов внутренних дел (полиции), основные направления и формы развития взаимодействия, принципы взаимодействия.
The author offers the project of Strategy of development of interaction of the Ministry of Internal Affairs of Russia with institutes of civil society. Development of the document is provided by the Road map of further reforming of law-enforcement bodies of the Russian Federation prepared by the expanded working group at the Minister of Internal Affairs of the Russian Federation on further reforming of law-enforcement bodies (item 2.2.). The purpose of the project of Strategy is definition of the strategic direction of development of interaction of the Ministry of Internal Affairs of Russia with institutes of civil society and the population, with the instruction on the purpose, tasks and the principles of such interaction, and also the offer of its possible and perspective directions and forms taking into account modern realities of public life of Russia.
Strategy, civil society, interaction of law-enforcement bodies (police), main directions and forms of development of interaction, principles of interaction.
И <
ш о а С
и S bS
и и
У S
I—
о <
о ^
о н
и
0
1
< I
10
Сложные проблемы, встающие перед государством и обществом в современном мире, требуют и все более сложной, гибкой системы управления, предполагающей использование потенциала всего общества, что, в свою очередь, требует разработки механизма прямого участия граждан в формулировании целей и задач государства, оценке эффективности деятельности органов власти по их реализации. Поэтому в демократическом обществе в качестве важнейшего требования управления рассматривается обеспечение системного взаимодействия между органами власти и институтами гражданского общества. Выражением данного процесса является общемировая тенденция к переориентации органов публичной власти, в том числе органов правопорядка, на интересы общества, включая интересы конкретных граждан. Так, в сфере деятельности полиции изменение принципов государственного управления проявило себя в формировании новой концепции деятельности полиции, которая предполагает осуществление полицейских функций с участием всех заинтересованных и активных членов общества.
Высшее руководство страны (прежде всего в лице Президента РФ), руководство органов внутренних дел неоднократно заявляло о своей приверженности к идее такого взаимодействия, прилагало и прилагает конкретные усилия к его развитию и наполнению реальным, а не только декларативным содержанием.
Необходимо также добавить, что предлагаемый проект Стратегии можно рассматривать как «дерево целей», используя его положения как для определения наиболее приоритетных тем научных исследований в этой важнейшей сфере общественной жизни, так и для подготовки и проведения пилотных проектов, направленных на создание эффективного механизма реализации изложенных форм и направлений указанного взаимодействия.
I. Основные понятия
Институты (организации) гражданского общества — система представляющих общество институтов (организаций), деятельность которых направлена на защиту и реализацию гражданских прав и свобод.
Взаимодействие органов внутренних дел с институтами гражданского общества — объединение усилий сторон взаимодействия с целью защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее — граждане, лица) для охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.
Общественный контроль за деятельностью органов внутренних дел — предусмотренная действующим законодательством деятель-
ность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов внутренних дел, а также общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.
Субъектами общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел в соответствии с Федеральным законом являются: Общественная палата РФ; общественные палаты субъектов РФ; общественные палаты (советы) муниципальных образований; общественные советы при МВД России и его территориальных органах; общественные наблюдательные комиссии и члены этих комиссий; общественные объединения и граждане РФ [3].
II. Общие положения
1. Взаимодействие органов внутренних дел с институтами гражданского общества направлено на совершенствование деятельности органов внутренних дел в сфере защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности. Стратегия развития взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества (далее — Стратегия) включает в себя цели, задачи, принципы, приоритетные направления взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества и механизм их реализации в контексте долговременной перспективы развития указанных отношений.
2. Идеология органов внутренних дел в отношении обозначенного взаимодействия направлена на развитие партнерских отношений с гражданским обществом с целью достижения более высокого уровня обеспечения личной, общественной и государственной безопасности как одного из ключевых элементов улучшения качества жизни в РФ. Сущностными признаками такого партнерства являются понимание функций органов внутренних дел как востребованных государственных услуг, предоставляемых гражданам и обществу; высокая степень активности граждан в самостоятельном инициировании общественно значимых проблем и участие в их решении; ориентация деятельности органов внутренних дел на общественное мнение в процессе повседневного принятия решений и их практического осуществления; всеобъемлющая система сотрудничества по вопросам реформирования и развития органов внутренних дел; всесторонняя и многоуровневая система общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел со стороны гражданского общества.
3. Настоящая Стратегия должна стать основой:
— организации системного взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества, деятельность которых направлена на развитие отношений общественно-государственного партнерства;
— реализации системы мер организационно-правового, информационного, культурно-воспитательного, научно-методического характера по всем направлениям взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества;
— разработки, апробации и реализации новых направлений и форм взаимодействия в пределах компетенции МВД России.
4. Правовую основу Стратегии составляют: Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, федеральные конституционные законы, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ, законы субъектов РФ, а также нормативные правовые акты МВД России [1].
III. Современное состояние взаимодействия МВД России и институтов гражданского общества В современном государстве обеспечение системного взаимодействия между органами власти и институтами гражданского общества рассматривается в качестве важнейшего условия повышения эффективности управления. Общественные объединения, иные негосударственные организации, являясь продуктом и одновременно условием развития гражданского общества, выполняют функции гражданской социализации, способствуют развитию правовой культуры населения, выстраиванию новых форм взаимодействия общества и государства. К числу таких институтов гражданского общества относятся политические партии, общественные организации (объединения), СМИ, землячества, профсоюзы, религиозные организации (объединения), казачьи общества, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, благотворительные фонды, а также другие организации (в первую очередь те из них, деятельность которых направлена на защиту гражданских прав и свобод). В контексте настоящей Стратегии под развитием взаимодействия понимается также создание условий для сотрудничества с наиболее активными гражданами, развитие партнерских отношений с населением в целом.
В рамках реализуемой в настоящее время концепции социально ориентированной модернизации МВД России основными приоритетами в организации деятельности сил правопорядка рассматриваются открытость, опора на население, обеспечение надлежащего внешнего взаимодействия, повышение уровня доверия.
Сегодня сотрудничество МВД России с институтами гражданского общества в деле защиты прав и свобод граждан, обеспечения общественной безопасности, борьбы с преступностью — задача, имеющая ярко выраженное общественно-политическое значение. Именно посредством такого взаимодействия в форме общественно-государственного партнерства граждане через различные институты гражданского общества в соответствии с действующим российским законодательством получают дополнительную возможность обеспечения своих законных интересов и непосредственного контроля за объемом и качеством оказываемых им правоохранительных услуг.
Значительную роль в усилении степени влияния гражданского общества на результаты деятельности органов внутренних дел должна сыграть формирующаяся система общественного контроля. Так, согласно п. 6 ст. 9 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, в ст. 50 указанного Федерального закона устанавливаются субъекты и формы общественного контроля [2].
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» установлено, что под общественным контролем понимается деятельность субъектов указанного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений [3, ч. 1 ст. 4].
В соответствии с п. «и» раздела 2 Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» разработаны и утверждены постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2012 г. № 1284 Правила оценки гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также применения результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей [4, 5]. Вопросы рассматриваемого взаимодействия нашли отражение и в подзаконных актах МВД России, например,
и <
ш о а С
и S bS
и и
У S
I—
о <
о ^
о н
и
о X
< X
11
И <
ш о а С
и S bS
и и
У S
I—
о <
о ^
о н
и
0
1
< I
12
в Концепции совершенствования взаимодействия подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2009—2014 гг. [6].
Таким образом, несмотря на то что к настоящему моменту в России сложилось понимание необходимости объединения усилий гражданского общества и органов внутренних дел, общественно-государственное партнерство в этом направлении только начинает формироваться. Его уровень и содержание, с одной стороны, характеризуют современное состояние управленческой деятельности в сфере внутренних дел, а с другой — являются критерием зрелости самого гражданского общества, степени развитости политико-правовой культуры и активности граждан.
МВД России во исполнение задач, поставленных руководством страны, проводит целенаправленную работу по организации взаимодействия с институтами гражданского общества. Органы внутренних дел в пределах своих полномочий взаимодействуют с общественными объединениями и организациями в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдении законности и правопорядка, а также поддерживают реализацию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка. Создаются условия для обеспечения эффективного участия институтов гражданского общества в разработке основных направлений государственной политики в области внутренних дел, укрепления законности, повышения правовой культуры населения и сотрудников органов внутренних дел.
В целях обеспечения защиты прав и свобод граждан при формировании и реализации государственной политики в области внутренних дел осуществляется взаимодействие с Общественной палатой РФ, функционируют Общественный совет при МВД России и общественные советы при территориальных органах МВД России.
В соответствии с ранее подписанным Меморандумом о сотрудничестве с Уполномоченным по правам человека в РФ организовано взаимодействие с правозащитными организациями по вопросам выработки и реализации решений, направленных на соблюдение и восстановление нарушенных прав и свобод граждан. В рамках взаимодействия с представителями различных конфессий проводятся совместные мероприятия по профилактике преступности среди несовершеннолетних, преодолению радикализма и экстремизма, особенно среди молодежи, реализуются меры по недопущению проявлений ксенофобии и национально-религиозной неприязни, предотвращению этнонациональ-
ных конфликтов, по духовно-нравственному воспитанию сотрудников органов внутренних дел, осуществляется участие в других социально значимых акциях.
Постепенно внедряются современные информационные и коммуникационные технологии для информирования населения о деятельности органов внутренних дел. Все более активно используются информационные возможности, предоставляемые на официальных сайтах МВД России и территориальных органов внутренних дел.
В свою очередь, значительная часть гражданского общества настроена на выстраивание конструктивных отношений с органами внутренних дел в области создания и совершенствования действенных механизмов обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан, общества и государства. В обществе все более проявляется понимание того обстоятельства, что решение наиболее беспокоящих граждан проблем в правоохранительной сфере требует их активного участия в этом процессе.
Именно на пути развития такого взаимодействия возможна существенная корректировка деятельности органов внутренних дел в сторону более эффективной защиты интересов личности, общества и государства от противоправных посягательств. В современных условиях сложно обеспечить такую защиту на надлежащем уровне без выстраивания отношений общественно-государственного партнерства, без обеспечения высокого уровня доверия граждан к правоохранительным структурам. Указанные обстоятельства, а также наличие закономерной связи между уровнем взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества и состоянием правопорядка, уровнем защищенности личности, общества и государства от преступных посягательств определяют необходимость его концептуального оформления.
IV. Цель, задачи и принципы взаимодействия МВД России с институтами гражданского общества
1. Стратегия исходит из необходимости системной организации прямой и обратной связи органов внутренних дел с гражданским обществом, способствующей максимальному использованию общего потенциала в сфере борьбы с преступностью, обеспечения правопорядка, прав и свобод граждан и установления общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел.
2. Целевыми ориентирами развития взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества являются:
— повышение уровня защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных
граждан, лиц без гражданства;
— повышение уровня эффективности противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности;
— формирование системы общественно-государственного партнерства применительно к области деятельности органов внутренних дел;
— эффективное функционирование механизма общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел;
— расширение участия гражданского общества в решении комплексных социально значимых задач, стоящих перед органами внутренних дел;
— повышение уровня доверия граждан к деятельности органов внутренних дел.
3. Достижение указанных целей обеспечивается посредством решения следующих задач:
— совершенствование правовых и организационных основ развития взаимодействия;
— повышение уровня открытости и прозрачности в деятельности органов внутренних дел в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций;
— информационное обеспечение процесса взаимодействия и его результатов, включающее в себя популяризацию необходимости такого взаимодействия среди сотрудников органов внутренних дел, представителей общественных объединений и иных негосударственных организаций, а также граждан.
4. Взаимодействие органов внутренних дел с институтами гражданского общества осуществляется на основе следующих принципов:
— соблюдение Конституции РФ, законодательства РФ, общепризнанных принципов и норм международного права в области защиты прав и свобод человека;
— приоритетность защиты прав и свобод человека и гражданина, социальное партнерство в процессе осуществления мер по повышению уровня защиты прав и свобод граждан;
— объединение усилий для достижения оптимального социально значимого результата с наименьшими затратами;
— консолидация усилий на приоритетных направлениях совместной деятельности в области правоохраны и защиты прав граждан;
— компетентность сторон взаимодействия как условие профессионального подхода к решению имеющихся проблем;
— понимание возможности различных позиций в подходах к решению имеющихся проблем
и уважительное отношение сторон взаимодействия друг к другу;
— осуществление общественного контроля на основе добровольности, равноправия и законности;
— комплексность и системность в принятии и реализации социально-экономических, правовых, организационных, культурно-воспитательных и иных мер, направленных на расширение сферы взаимодействия;
— коллегиальность в выработке совместных решений, адекватность форм и методов взаимодействия уровню сложности решаемых проблем;
— информационная открытость в реализации совместных задач, обеспечение доступности информации о принимаемых мерах и их результатах;
— взаимодействие с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления;
— недопустимость незаконного вмешательства в деятельность представителей гражданского общества в оперативно-разыскную, уголовно-процессуальную деятельность и производство по делам об административных правонарушениях;
— недопустимость привлечения органами внутренних дел граждан, иных представителей гражданского общества для содействия в мероприятиях, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью.
V. Основные направления и формы развития
взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества
1. К основным направлениям развития
взаимодействия относятся следующие:
— защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
— создание действенной системы общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел;
— предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений, розыск лиц, производство по делам об административных правонарушениях;
— обеспечение правопорядка в общественных местах;
— обеспечение безопасности дорожного движения;
— профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
— пропаганда правовых знаний, гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание, сохранение и популяризация отечественного исторического и культурного наследия, поддержка проектов в области культуры и искусства;
и <
ш о а С
и S bS
и и
У S
I—
о <
о ^
о н
и
о X
< X
13
и <
ш о а С
и S bS
и и
У S
I—
о <
о ^
о н
и
0
1
< I
14
— укрепление межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений, профилактика экстремизма и ксенофобии, налаживание отношений сотрудничества с представителями национальных диаспор;
— оказание поддержки, материальной помощи нуждающимся ветеранам, инвалидам органов внутренних дел, членам семей погибших сотрудников органов внутренних дел, проведение благотворительных акций по оказанию помощи другим социально уязвимым группам населения (детям-сиротам, инвалидам и др.);
— повышение уровня защиты прав сотрудников органов внутренних дел.
2. В рамках вышеуказанных основных направлений взаимодействие может осуществляться в форме:
— привлечения потенциала общественных, в том числе правозащитных, организаций к участию в разработке государственной правовой политики в сфере внутренних дел и контролю за ее реализацией;
— обеспечения безопасности граждан и общественного порядка на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах; во время проведения спортивных, зрелищных мероприятий, митингов, демонстраций, шествий, богослужений, иных религиозных обрядов и церемоний, а также других публичных мероприятий;
— выявления причин преступлений и административных правонарушений и анализа условий, способствующих их совершению, разработки мер по их устранению;
— содействия в выявлении и пресечении административных правонарушений, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности органов внутренних дел, а также в раскрытии и расследовании преступлений;
— выявления лиц, склонных к совершению преступлений, проведения с ними индивидуальной профилактической работы;
— содействия в осуществлении розыска лиц, совершивших преступления, подозреваемых и обвиняемых в их совершении; скрывшихся от органов дознания, следствия или суда; несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, пропавших без вести несовершеннолетних лиц;
— содействия в предупреждении, выявлении и пресечении экстремистской деятельности
общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан; содействия в противодействии терроризму, обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан; проведения независимой экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов;
принятия при чрезвычайных ситуациях неотложных мер по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействия в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб; обеспечения общественного порядка при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий; содействия в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории РФ или в отдельных ее местностях; осуществления надзора за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения;
принятия в соответствии с федеральным законодательством мер по выявлению в ходе избирательных кампаний, при подготовке и проведении референдумов противоречащей закону предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума; содействия в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в помещениях для голосования и на территориях вокруг них; проведения консультирования по правовым вопросам, находящимся в сфере компетенции органов внутренних дел, а также психологической помощи нуждающимся жителям; участия в профилактике негативных явлений в подростковой и молодежной среде; развития детских и молодежных общественных движений; поддержки детских, молодежных общественных объединений и общественных объединений, осуществляющих работу с детьми и молодежью, в области популяризации физической культуры, здорового образа жизни; организации обучающих семинаров для представителей гражданского общества, желающих принять участие в правоохранительной деятельности;
участия в правовой и воспитательной работе с личным составом органов внутренних дел, в профилактике чрезвычайных происшествий, нарушений законности со стороны сотрудников органов внутренних дел; в других формах, соответствующих основным направлениям развития взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества.
VI. Механизм реализации основных направлений развития взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества
1. В целях согласования общественно значимых интересов граждан РФ, органов внутренних дел, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, при МВД России и его территориальных органах образуются общественные советы, которые формируются на основе добровольного участия в их деятельности граждан РФ, представителей общественных объединений.
2. В целях создания благоприятных условий, способствующих укреплению общественного порядка и предупреждению социальной, религиозной и межнациональной напряженности:
— организуются совместно с Общественной палатой РФ, Уполномоченным по правам человека в РФ и другими правозащитными организациями мероприятия, направленные на совершенствование услуг, оказываемых населению правоохранительными органами;
— совершенствуются направления и формы взаимодействия подразделений системы МВД России с традиционными для России конфессиями (Русской Православной Церковью, духовными управлениями мусульман России, еврейскими религиозными организациями, Буддийской традиционной сангхой России), а также другими религиозными объединениями в реализации общественно значимых социальных и благотворительных программ;
— осуществляется участие в заседаниях федеральных органов власти, в семинарах, конференциях, совещаниях совместно с представителями общественных объединений, национально-культурных автономий по вопросам взаимодействия с органами внутренних дел.
3. В целях более полного учета общественного мнения в работе органов внутренних дел, создания режима делового партнерства при выработке решений в вопросах укрепления законности и общественного порядка, обеспечения прав человека и гражданина в сфере деятельности органов внутренних дел, усиления взаимопонимания:
— организуются семинары, конференции, круглые столы с участием представителей сторон взаимодействия;
— совместно организуются учебные занятия с различными группами населения по вопросам обеспечения безопасности и поддержания правопорядка;
— представители гражданского общества приглашаются к участию в открытых совещаниях подразделений органов внутренних дел по подведению итогов работы;
— представители органов внутренних дел принимают участие в деятельности различных общественных образований при органах государственной власти (рабочих групп, общественных, консультационных и научно-консультационных советах);
— образуются совместные рабочие группы для участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности органов внутренних дел;
— осуществляются систематические рабочие встречи руководителей подразделений органов внутренних дел с представителями гражданского общества;
— при необходимости проводится общественное обсуждение наиболее важных проблем, возникающих в деятельности органов внутренних дел и затрагивающих права и законные интересы граждан.
4. В целях повышения роли и значения институтов общественного контроля, выявления нарушений прав человека, других недостатков:
— совершенствуется система общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания;
— организуются посещения дежурных частей для контроля за соблюдением прав граждан;
— осуществляется практика отчетов сотрудников органов внутренних дел перед населением;
— размещается информация по вопросам общественного контроля за осуществляемой органами внутренних дел деятельностью на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
— рассматриваются направленные итоговые документы, подготовленные по результатам общественного контроля;
— в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов РФ и муниципальными нормативными правовыми актами, учитываются предложения, рекомендации и выводы, содержащиеся в итоговых документах, подготовленных по результатам общественного контроля.
5. В целях более полной реализации общественных и государственных интересов в деятельности органов внутренних дел предусматривается участие представителей гражданского общества в:
— разработке проектов концептуальных документов по реформированию и развитию органов внутренних дел;
— проведении общественной экспертизы проектов ведомственных нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы человека;
и <
ш о а С
и S bS
и и
У S
I—
о <
о ^
о н
и
о X
< X
15
и <
ш о а С
и S bS
и и
У S
I—
о <
о ^
о н
и
0
1
< I
16
— проведении общественной экспертизы проектов целевых программ, касающихся деятельности органов внутренних дел и представляющих общественный интерес, а также программ развития отдельных направлений деятельности. Информация о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения размещается на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
6. В целях ориентации деятельности органов внутренних дел на достижение конечных социально значимых результатов в качестве одного из основных критериев официальной оценки эффективности их деятельности используется общественное мнение. Для объективности результатов изучение общественного мнения по проблемам, относящимся к области компетенции органов внутренних дел, включая уровень безопасности личности, проводится на основе вневедомственных источников социологической информации. Результаты изучения общественного мнения размещаются для всеобщего ознакомления на официальных сайтах МВД России и территориальных подразделений органов внутренних дел.
7. В целях взаимодействия по конкретным направлениям деятельности органов внутренних дел (профилактика подростковой преступности, борьба с наркоманией, охрана общественного порядка и т. д.) совместно с представителями гражданского общества создаются целевые консультативные и совещательные органы, рабочие и экспертные группы.
8. В целях повышения уровня безопасности личности, общества и государства, воспитания у граждан активной позиции по оказанию содействия сотрудникам органов внутренних дел в предупреждении, выявлении и раскрытии преступлений и правонарушений органы внутренних дел в установленном законом порядке взаимодействуют с добровольными народными дружинами, оперативными отрядами, казачьими общественными формированиями, частными охранными предприятиями, детективными агентствами и другими структурами правоохранительной направленности, осуществляют совместные профилактические мероприятия.
9. В целях реализации интеллектуального, информационного и организационного ресурса институтов гражданского общества допускается заключение различных соглашений, меморандумов, договоров как общего характера, так и по конкретным направлениям взаимодействия.
10. В целях оказания социальной помощи гражданам сотрудники органов внутренних дел совместно с представителями гражданского общества принимают участие в деятельности специализированных социальных служб (кризисные центры, многопрофильные центры,
телефоны доверия и т. д.), используют возможности средств массовой информации для освещения информации о социально значимых и общественно полезных проектах и целевых программах, отдельных мероприятий, реализуемых участниками взаимодействия.
11. В целях повышения уровня правовой грамотности и правосознания населения и самих участников взаимодействия разрабатываются и реализуются соответствующие совместные воспитательные и просветительские программы.
12. В целях совершенствования нормативно-правовой основы взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества организуется мониторинг практики осуществления взаимодействия в целях выявления проблемных вопросов, обобщения положительного опыта с последующей проработкой наиболее актуальных и перспективных направлений его развития.
13. В целях реализации принципов прозрачности и открытости, информационного обеспечения процесса взаимодействия и его результатов предусматривается:
— проведение постоянного мониторинга общественного мнения о деятельности органов внутренних дел, а также мониторинга процесса взаимодействия с институтами гражданского общества, результаты которого регулярно доводятся до сведения государственных и муниципальных органов, институтов гражданского общества и граждан через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;
— информационная поддержка деятельности общественных объединений и иных негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги во взаимодействии с органами внутренних дел;
— информирование общественности о взаимодействии МВД России и территориальных органов внутренних дел с общественными организациями в осуществлении деятельности, направленной на защиту прав и свобод человека и гражданина, общественных и государственных интересов;
— совершенствование открытых информационных ресурсов, отражающих информацию о направлении, формах, методах и результатах взаимодействия, повышение их содержательного уровня, удобства доступа и использования;
— включение информации о целях, задачах, направлениях, формах и методах взаимодействия в изучаемые дисциплины образовательных организаций МВД России, а также в программу обучающих семинаров, проводимых общественными и иными негосударственными организациями в рамках гражданского обучения;
— создание на официальных федеральном и региональных сайтах органов внутренних дел специальных разделов, отражающих текущую и перспективную информацию по вопросам взаимодействия с институтами гражданского общества, об используемых формах и направлениях сотрудничества, реализуемых мероприятиях, опыте совместной деятельности, существующих проблемах, иной информации, касающейся вопросов взаимодействия.
14. В целях объединения имеющихся ресурсов для достижения оптимального социально значимого результата с наименьшими затратами органы внутренних дел при выполнении возложенных на них обязанностей могут использовать возможности общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством РФ, а также оказывать содействие представителям гражданского общества в осуществлении их деятельности, включая проведение конференций, семинаров, консультаций и других научно-просветительских мероприятий.
VII. Ожидаемые результаты реализации Стратегии развития взаимодействия МВД России с институтами гражданского общества
Реализация настоящей Стратегии позволит:
— активизировать процессы самоорганизации гражданского общества и развития общественного контроля в деятельности органов внутренних дел;
— улучшить качество оказываемых населению государственных услуг в правоохранительной
Список литературы
1. 2.
3.
4.
5.
Конституция Российской Федерации. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // СПС Гарант. Об основах общественного контроля в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ // СПС Гарант. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления: Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 // СПС КонсультантПлюс. Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия
сфере, обеспечении личной и общественной безопасности граждан;
повысить степень гарантированности прав и свобод граждан в деятельности органов внутренних дел;
поднять уровень доверия к органам внутренних дел со стороны населения; создать условия для качественного изменения подхода к борьбе с преступностью на основе выстраивания партнерских отношений между органами внутренних дел и гражданами (населением);
создать действенный механизм взаимодействия с институтами гражданского общества, обеспечивающий эффективное выполнение задач, возложенных на органы внутренних дел; обеспечить открытость принятия решений и высокую степень их общественной поддержки; укрепить правовую основу взаимоотношений гражданского общества и органов внутренних дел;
повысить качество принимаемых правовых документов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел, за счет использования экспертных ресурсов гражданского общества;
обоснованно прогнозировать приоритетные направления развития деятельности органов внутренних дел;
формировать положительный опыт, более оперативно распространять наиболее эффективные формы и методы взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества.
решении о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей (с изменениями и дополнениями): постановление Правительства РФ от 12 декабря 2012 г. № 1284 // СПС Гарант.
6. Об утверждении Концепции совершенствования взаимодействия подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2009—2014 годы: приказ МВД России от 1 января 2009 г. № 1 // СПС КонсультантПлюс.
7. Дорожная карта дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации. URL: http://mvd.ru/document/829054 (дата обращения: 14.10.2014).
E-mail: [email protected]
и <
ш о а С
и S bS
и и
У S
I—
о <
о ^
о н
и
о X
< X
17