Т.В. Корчагина
Проанализированы энергетическая стратегия России на период до 2030 года, этапы ее реализации; выделены инновационные пути развития минерально-сырьевой базы ТЭК. Рассмотрены структура и величина запасов ископаемых энергоносителей, их качество, степень изученности и направления хозяйственного освоения.
Ключевые слова: энергетическая стратегия, ТЭК, минерально-сырьевая база, энергоресурсы, энергетический сектор, полезные ископаемые, уголь.
Россия обладает одним из крупнейших в мире запасов минерального сырья, который является основой энергетической безопасности страны и гарантированного обеспечения ее текущих и перспективных потребностей в углеводородном сырье, угле, уране для АЭС. Она занимает одно из ведущих мест в мировой системе оборота энергоресурсов, активно участвует в торговле ими и в международном сотрудничестве в данной сфере.
Структура и величина запасов ископаемых энергоносителей, их качество, степень изученности и направления хозяйственного освоения оказывают непосредственное влияние на экономические возможности страны и социальное развитие регионов. Основой для определения стратегических ориентиров развития сырьевой базы ТЭК является Долгосрочная государственная программа изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья.
По запасам угля наша страна занимает второе место в мире (19% мировых запасов), по объемам ежегодной добычи - пятое (5% мировой добычи); на ее счет приходится также 12% мировой торговли углем.
Общие ресурсы угля составляют более 4000 млрд т, в том числе балансовые запасы по состоянию на 1 января 2008 г. - 272,6 млрд т (категории А+В+С1 - 193,3 млрд т, категории С2 - 79,3 млрд т), забалансовые запасы -50,2 млрд т. Преобладающую долю ресурсов составляет энергетический уголь - 3641,9 млрд т (89%) и только 445,6 млрд т (11%) - коксующийся [2]. Разведанные запасы угля составляют 193,3 млрд т, в том числе бурого 101,2 млрд т, каменного - 85,3 млрд т (в том числе коксующегося - 39,8 млрд т), антрацитов - 6,8 млрд т (рис. 1) [5].
Основная доля угольных ресурсов сосредоточена в Сибири (64%) и на Дальнем Востоке (30%), на долю европейской части России и Урала приходится только 6%.
Энергетический сектор обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, способствует консолидации субъектов РФ, во многом определяет формирование основных финансово-экономических показателей страны [1].
В ходе реализации энергетической стратегии России на период до 2020 г. в целом завершена реструктуризация угольной промышленности, обеспе-
чившая ее трансформацию из планово-убыточной в рентабельную отрасль; осуществляется строительство новых высокоэффективных угольных производств, ввод новых мощностей по добыче угля (главным образом в Кузнецком бассейне).
Балансовый прирост мощностей по добыче угля за последние 5 лет превысил 80 млн т, по его обогащению - 40 млн т. Объем переработки угля на обогатительных фабриках увеличился с 85 млн т (30%) до 127 млн т (40%). Объем обогащения каменного энергетического угля увеличился в 2,7 раза. Увеличился также экспорт угля (с 60,7 до 97,5 млн т, или в 1,6 раза) [2].
■фпа-Н
Угольные бассейны и месторождения России (разведанные запасы угля, млрд т)
Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. исходит из новых ориентиров развития энергетического сектора в рамках общего перехода российской экономики на инновационный путь развития. Ее целью становится максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны, содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций.
К стратегическим целям развития угольной промышленности относятся: • надежное и эффективное удовлетворение внутреннего и внешнего спроса на высококачественное твердое топливо и продукты его переработки;
• обеспечение конкурентоспособности продукции отрасли в условиях насыщенности внутреннего и внешнего рынков альтернативными энергоресурсами;
• повышение уровня безопасности работы угледобывающих предприятий, снижение их вредного воздействия на окружающую среду.
Для указанных целей необходимо решить следующие задачи:
• завершить работу по закрытию убыточных и неперспективных угольных предприятий;
• обеспечить устойчивое и рациональное воспроизводство минерально-сырьевой базы угольной промышленности;
• улучшить структуру и территориальное размещение производственных мощностей по добыче и обогащению угля и повысить благодаря этому уровень использования ресурсного потенциала отрасли;
• продолжить развитие транспортной и портовой инфраструктуры перевозок угольных грузов по экономически обоснованным тарифам, обеспечить диверсификацию направлений их поставки;
• повысить эффективность государственного регулирования и корпоративного управления в угольной промышленности, обеспечить стабильное развитие организаций отрасли и рост их конкурентоспособности;
• повысить эффективность добычи, обогащения и переработки угля на основе совершенствования применяемых технологий и оборудования, а также внедрения передовых организационных решений;
• организовать производство высококачественной конечной продукции (синтетического жидкого топлива, этанола и других продуктов углехимии с высокой добавленной стоимостью), расширять комплексное использование угля и сопутствующих ресурсов, включая добычу шахтного метана;
• расширить масштабы природоохранных мероприятий в отрасли;
• обеспечить предприятия угольной промышленности квалифицированными специалистами, ориентированными на длительные трудовые отношения и развитие профессиональной карьеры.
К числу основных проблем в указанной сфере относятся:
• сокращение внутреннего спроса на энергетический уголь;
• экономическая зависимость предприятий отрасли от суммы экспортных доходов;
• высокая доля затрат на транспортировку в цене угольной продукции;
• недостаточные темпы обновления основных производственных фондов, высокий уровень износа оборудования и недостаточность средств на его модернизацию;
• низкое (по мировым стандартам) качество угольной продукции;
• недостаточность инвестиционных ресурсов для реализации масштабных инфраструктурных проектов по развитию ресурсно-производственного потенциала отрасли;
• отставание российского угольного машиностроения и вызванная этим растущая зависимость отрасли от импорта технологий и оборудования;
• сохранение социальной напряженности в угледобывающих регионах, обусловленной низкой занятостью населения, дефицитом и низким качеством социальных услуг, высоким уровнем травматизма в отрасли и общим экологическим неблагополучием;
• нарастающий дефицит квалифицированных трудовых кадров.
При рассмотрении перспектив развития угольной промышленности необходимо учитывать следующие тенденции:
• исчерпание потенциала развития действующих угольных бассейнов в европейской части страны и на Урале;
• замедление темпов освоения новых угольных месторождений;
• удорожание добычи и транспортировки угля.
В приведенной ниже таблице представлены потенциально возможные уровни добычи угля, рассчитанные исходя из имеющегося ресурсного потенциала отрасли с учетом развития новых объектов, сроков выбытия и реконструкции действующих предприятий. Как следует из приведенных данных, в 2015 г. общая добыча угля может составить 750 млн, в 2030 г. -1100 млн т, что будет обеспечено в основном за счет вовлечения в хозяйственный оборот ресурсов базовых бассейнов страны - Кузнецкого и Канско-Ачинского.
Потенциально возможные уровни добычи угля в России, млн т
Регионы, бассейны 2015 г. 2020 г. 2030 г.
Российская Федерация 560 750 1100
Европейская часть РФ - всего 90 95 106
Бассейны: Печорский 27 27 27
Донецкий 33 35 35
Подмосковный 7 8 16
Уральский 23 25 28
Азиатская часть РФ - всего 470 655 1000
Сибирь - всего 390 550 880
Западная Сибирь - всего 160 220 360
Кузнецкий бассейн 140 200 350
Восточная Сибирь - всего 250 335 520
Канско-Ачинский бассейн 160 240 440
Дальний Восток 80 120 130
В средне- и долгосрочной перспективе наряду с базовыми бассейнами значительное развитие получат новые месторождения Восточной Сибири и Дальнего Востока (Ургальское, Элегестское, Эльгинское, Апсатское). Кроме того, при экономической целесообразности добыча угля может развиваться на Сейдинском (Республика Коми) и Сосьвинском (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра) месторождениях, а также в Беринговском угольном бассейне (Чукотский автономный округ).
Для дальнейшего развития экспортного потенциала отрасли предусмотрены расширение портовой инфраструктуры (в портах Восточный, Ва-нино, Усть-Луга, Мурманский глубоководный) и строительство новых портов с высокопроизводительными угольными терминалами, в том числе на побережье Черного моря, а при экономической целесообразности - и на севере тихоокеанского побережья.
Намечаемое в рамках рационализации топливно-энергетического баланса страны увеличение доли угля потребует наряду с созданием условий для эффективной межтопливной конкуренции оптимизации издержек на производство угольной продукции при одновременном совершенствовании системы налогообложения в отрасли и применении схем гибкого тарифного регулирования на перевозку угля железнодорожным транспортом.
На первом этапе реализации энергетической стратегии России на период до 2030 г. в угольной промышленности планируются:
• реализация комплекса программных мер по стабилизации ситуации в отрасли в условиях снижения объемов производства;
• завершение мероприятий по реструктуризации отрасли;
• техническое перевооружение и интенсификация угольного производства;
• увеличение объемов обогащения угля;
• дальнейшее развитие экспортного потенциала отрасли.
Второй этап реализации энергетической стратегии, в части развития угольной промышленности, предусматривает формирование новых центров угледобычи на новых угольных месторождениях с благоприятными горногеологическими условиями, оснащение предприятий отрасли современной высокопроизводительной техникой и технологиями, отвечающими мировым экологическим нормам, снятие системных ограничений при транспортировке угольных грузов на внутренний и внешний рынки, развитие системы аутсорсинга, достижение максимальной переработки каменного энергетического угля с учетом требований внутреннего рынка, реализация пилотных проектов на базе российских технологий глубокой переработки угля и добычи шахтного метана.
Третий этап реализации энергетической стратегии предусматривает кардинальное повышение производительности труда при обеспечении мировых стандартов в области промышленной безопасности и охраны труда, экологической безопасности при добыче и обогащении угля, промышленное по-
лучение продуктов глубокой переработки угля (синтетическое жидкое топливо, этанол и др.) и сопутствующих ресурсов (метан, подземные воды, строительные материалы) [2].
В соответствии со стратегией социально-экономического развития Сибири до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. № 1120-р, конкурентными преимуществами социально-экономического развития Кемеровской области являются:
• высокий индустриальный потенциал;
• значительный объем собственных полезных ископаемых и природных ресурсов;
• компактная система расселения, хорошо развитая транспортная инфраструктура;
• развитая инфраструктура розничного потребительского рынка, высокий объем розничного товарооборота;
• эффективная система социальной защиты населения;
• высокая доля городского населения;
• развитая система образования, здравоохранения, культуры и спорта. Для Кемеровской области основным стратегическим приоритетом
на 2010-2020-е гг. будет дальнейшее повышение конкурентоспособности региона на внутреннем и внешнем рынках угля, внедрение инновационных технологий по его глубокой переработке [3]. Глубокая модернизация экономики региона предусмотрена и стратегией социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 г. [4].
В настоящее время в Кузбассе действуют 116 угледобывающих предприятий (61 шахт, 55 разрезов), 47 обогатительных фабрик и установок (учитывая введенные в 2010 г.). Их производственная мощность по добыче угля составляет 219 млн т в год, по переработке - 132 млн т (68% от добычи). В 2011 г. добыча угля в Кузнецком угольном бассейне составила 192,0 млн т, включая 53,6 млн т угля коксующихся марок (в 2009 г. - 53,8 млн т) [6].
По данным экспертов, в ближайшие 10 лет ожидается значительный рост спроса на уголь как в России, так и за ее пределами, в связи с чем в области ставится задача увеличить добычу угля на 100 млн т.
Литература
1. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года // Приложение к журналу «Энергетическая политика». - М.: ГУ ИЭС, 2003. - 136 с.
2. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 48. - Ст. 5836.
3. Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 33. - Ст. 4444.
4. Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года. URL: http://csr-nw.ru/upload/file_category_591.pdf
5. Яновский А.Б. О состоянии и мерах по развитию угольной промышленности России // Уголь. - 2011. - № 3.
6. Материалы департамента угольной промышленности и энергетики администрации Кемеровской области за 2011 г.