рые в отличие от своих мужей не имеют доступа к другой оплачиваемой работе вблизи от дома.
В-третьих, развитие туризма помогает решать еще одну важнейшую общенациональную проблему - проблему экономической самоорганизации малых территориальных единиц: небольших административных районов, муниципалитетов, сельских поселений.
Появление собственных туристских объектов или собственных предприятий, работающих в сфере ту ризма, позволяет небольшим муниципальным сообществам коренным образом менять логику своего существования. С одной стороны, у них возникает основа для создания концеп-
ции развития, привязанной не только к собственным нуждам, но и к собственным возможностям. С другой стороны, при появлении собственных хозяйственных единиц муниципалитеты могут строить планы развития с опорой не только на субсидии из вышестоящих бюджетов, но и на собственные доходы. Кроме того, многие периферийные территории благодаря развертыванию деятельности в сфере туризма могут получить собственные идеи развития, которые будут объединять местное население логичной и понятной экономической целью. Это будет способствовать не только увеличению доходов домохозяйств, но и улучшению социальной обстановки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Яременко Ю. В. Теория и методология исследования многоуровневой экономики. Избранные труды в трех книгах. М.: Наука, 1997-1999.
2. Узя ков М. Н. Трансформация российской экономики и возможности экономического роста. М., 2000.
3. Ксенофонтов М. Ю. Теоретические и прикладные аспекты социально-экономического прогнозирования. М.: НСЭПН,
2002.
В. Г. ГУЛЯЕВ
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И ТУРИСТСКИХ ДЕСТИНАЦИЙ -ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
УДК 338.486:711.2
Рассмотрены основные показатели ратитим экономики и социальной сферы России. Предложена концептуальном модель устойчивого развипшя туризма в условиях финансово-экономического кришеа.
Ключевые слова: туризм, стратегия развития, туристские дестишции, антикризисное управление, финансово-экономический кризис, динамика кризиса.
The main indicators of economic and social development of Russia are considered Conceptual model of sustainable tourism development ill the financial and economic crisis is proposed
Key words: tourism, development strategy1, tourist destinations, crisis management, financial crisis, crisis dynamics.
Финансово-экономический кризис в мире назревай давно и был прогнозируем, а его катализатором стати США. Природа кризиса также достаточно изучена. Его корни уходят еще в 70-е годы прошлого века, когда в крупнейшей экономике мира, экономике США - эмитента мировой резервной валюты. - стал катастрофически расти дефицит бюджета, а также вну тренний и внешний долг.
Согласно заявлению главного финансового инспектора США Д. Уокера, после очередной аудиторской проверки выяснилось, что совокупные долгосрочные обязательства правительства достигли 43 трлн долл., что эквивалентно долгу в размере 145 тыс. долл. на каждого жителя страны. В эту сумму не входят личные задолженности граждан, в том числе по ипотечным кредитам. При их низкой учетной ставке (менее 1 %) совокупная семейная задолженность по таким кредитам составила около 20 % бюджета семьи. Низкая ставка ипотечного кредитования стимулировала массовое приобретение недвижимости, при этом семейные сбережения практически обнулились. В условиях кризиса банки потребовали возврата кредитов на новых кризисных условиях, а у заемщиков средств на погашение кредитов не оказалось. Это было началом кризиса ипотечного кредитования, переросшего в банковско-финансо-вый кризис и глобальный кризис экономики в целом.
Платежеспособный спрос населения США искусственно поддерживался за счет эмиссии платежных казначейских обязательств, низких кредитных ставок и низкой стоимости национальной ва-
люты. Вследствие особого статуса доллара как мировой резервной валюты и его бесконтрольной эмиссии накапливался внешний долг США перед большинством стран мира, банки которых приобретали эти казначейские обязательства для обеспечения экспортно-импортных операций в международной торговле. Таким образом, процветание американской экономики многие годы обеспечивалось не столько внутренними факторами ее роста, столько внешними заимствованиями.
В настоящее время основными держателями казначейских обязательств США являются страны Юго-Восточной Азии: Китай. Япония. Южная Корея. Тайвань В активах центральных банков данных стран сосредоточено более 2 трлн долл.1
За счет внешних заимствований в США финансиру ется около 90 % дефицита федерального бюджета, который составляет в настоящее время более 500 млрд долл.
О предстоящем финансово-экономическом кризисе в США предупреждал известный экономический авторитет А. Гринспен. Он предсказывал, что громадный совокупный долг, дефицит бюджета и жизнь не по средствам спровоцируют кризис на рынке недвижимости, что, в свою очередь, затронет всю экономику страны.
Волна финансово-экономического «цунами» после США накрыла Европу и с той или иной скоростью достигла всех континентов.
1 В структуре золотовалютной корзины России доллары США составляют более 40 %.
Последствия экономического кризиса были разными и зависели от многих факторов: структуры экономики, бюджетной политики, нашчия антикризисных планов и программ на государственном уровне, размеров и эффективности государственной поддержки структурообразующих сегментов экономики и др.
В странах ЕС наиболее жесткие последствия экономического кризиса ощутили Греция. Испания. Португалия. Исландия. Впервые за сорок лет кризис поразил Великобританию. Крайне негативные последствия кризиса ощутили на себе страны Восточной Европы: Украина. Молдавия. Болгария, Венгрия и др. Особо жесткие социально-экономические последствия кризиса наблюдаются в Латвии.
Россия, глубоко интегрированная в мировую экономику, не осталась в стороне от мировых экономических потрясений. В силу различных причин страна оказалась не готовой к экономическому кризису, а многие чиновники, в том числе в верхних эшелонах власти, публично заявляли, что кризис России не страшен. он ее не затронет или последствия его будут минимальными. Но «...хотели как лучше, а получилось как всегда» - по сравнению с вышеперечисленными странами экономический кризис для России стал наиболее тяжелым в части последствий испытанием. На наш взгляд, здесь много причин различного свойства:
• экспортно-ориентированная структура экономики;
• отсутствие антикризисных планов и программ на уровне Правительства Российской Федерации и субъектов РФ;
• несовершенство банковско-финансо-вой системы и фондового рынка:
• низкая эффективность некоторых «пожарных» антикризисных мер на уровне правительства1;
• низкий уровень контроля субъектов банковско-финансовой сферы и фондового рынка, получивших государственную поддержку и др.
Глубокие негативные последствия кризиса в России не предотвратили ни значительные накопленные резервы', ни высокая докризисная экономическая, политическая и социальная стабильность.
Влияние кризиса на экономику и социальную сферу России представлено в табл. 1.
К числу наиболее пострадавших в кризисе отраслей следует отнести: «Строительство» - темпы прироста в 2008 г. были 118.2%, а в 2009-м составили 81,5%; «Обрабатывающие производства» - 107.6 % и 80,2 %, соответственно.
Более устойчивыми в данных условиях оказались «Сельское хозяйство» -110.8% в 2008 г. и 99.3% в 2009-м; «Платные услуги населению» - 105.9 % и 96,5 %, соответственно.
На жесткие последствия экономического кризиса в России налагаются и иные отягощающие факторы:
• высокие докризисные социальные обещания и гарантии;
• резкое падение экспортной выручки;
• вывод из страны около 70 млрд долл. («инвестиционное бегство»);
1 В течение 2008-2009 гг. правительством было предложено и в большинстве своем реализовано около 60 антикризисных мероприятий.
' Золотовалютные запасы России к началу кризиса составляли 618 млрд долл.; фонд будущих поколений накоплен в размере 3,5 трлн руб.: инвестиционный фонд - около 1 трлн руб.
• значительное снижение налоговых поступлений в доходную часть бюджетов всех уровней (более 20 %):
• высокие затраты на одновременно проводимые реформы почти в 20 отраслях экономики и социальной сферы;
• высокие затраты на строительство спортивных объектов в Сочи (Олимпиада-2014);
• частичное дотирование экономик Белоруссии. Абхазии. Южной Осетии и других стран;
• огромные масштабы коррупции и др.
Кризис выявил также целый ряд чисто
российских парадоксов.
1. Значительное число банков, «законсервировав» свою ликвидность, стали активно лоббировать се пополнение из бюджетных и иных источников антикризисной государственной поддержки,
а, получив ее, в ряде случаев стали выво-
Таблица 1 Основные показатели развитии
экономики и социальной сферы России п 2(И18-2009 гг/
8. Импорт товаров. 191.3 114.0
млрд долл.
По данным Росстата и Минэкономразвития России.
дить банковские активы за рубеж, в том числе в оффшоры.
2. Если параметр надежности и экономической устойчивости' в банках большинства стран ЕС равен 1:6, то в России такой показатель равен в среднем 1:20, а количество банков - 300 и 3000, соответственно. Вследствие перечисленных выше факторов банковско-финансовая сфера России стала усугубляющим фактором кризиса, когда налогоплательщики страны компенсировали просчеты и злоупотребления банкиров.
3. В течение только 2008 г. на антикризисные меры государственной поддержки было выделено из различных источников 1.089 трлн руб., из них 785 млрд - на укрепление банковско-финансового сектора и фондового рынка, и только 304 млрд руб. - на поддержание реального сектора экономики. В США за этот же период на меры антикризисной поддержки было направлено около 700 млрд долл., из них в банковский сектор только 200 млрд, а в реальный сектор экономики - около 500 млрд (соотношение, аналогичное России, только наоборот!).
Низкий уровень государственной поддержки реального сектора экономики в России и проблемы его кредитования со стороны банков спровоцировали резкое падение уровня производства (см. табл. 1), рост безработицы и проблемы градообразу ющих территорий. При этом государственная поддержка отраслей экономики не была прозрачной и равно-
1 Соотношение собственных и привлеченных (заемных) средств.
Показатель Период сравнения
Январь-авпет 2008 г. Январь-август 2009 г.
1. Темпы прироста ВВП. % 107.4 89.8
2. Индекс промышленного производства. % 105,3 86.0
3. Инвестиции в основной капитал. % 116.9 81.4
4. Реальные доходы населения. % 107.1 99.3
5. Оборот розничной торговли. % 115.7 95.3
6. Объем платных услуг населению. % 105.9 96.5
7. Экспорт товаров, млрд долл. 329.8 180,9
доступной, а приоритетом здесь пользовались госкорпорации
4. При достаточно высоких накопленных к началу кризиса резервах' Россия оказалась самой кризисонезащищенной страной. Почему?
5. Для стимулирования платежеспособного спроса населения в условиях кризиса обычно понижаются кредитные ставки. В США она была 0,5 %, в странах ЕС - 1.5 %. а в России в 2008 г. - 13 %.
6. Восстановление реального сектора экономики всегда корреспондируется с либерализацией налогового пресса. Если в числе антикризисных мероприятий и были реализованы некоторые меры снижения налогового бремени, то в целом они не принесли должного результата. Так. снижение налога на прибыль юридических лиц на четыре процентных пункта, а также некоторое снижение единого натога на доходы малого бизнеса было «нейтрализовано» повышением на восемь процентных пу нктов ставки страховых взносов в Пенсионный фонд. Фонды социального и медицинского страхования.
7. Инфляция в большинстве развитых стран имела низкий стагнирующий уровень - 1,5—3,0 %, в то же время в России в 2008 г. она была 13 %, в 2009-м снизилась до 9 %.
8. По сравнению с рядом развитых стран, где в условиях кризиса снижались расходы на государственное управление и было реализовано сокращение значительного числа чиновников всех уровней, в России это не стало эффективной антикризисной мерой. В ряде случаев заработная плата чиновников и бонусные выплаты менеджменту были обратно
1 Только по золотовалютным резервам (618 млрд долл.) Россия была на третьем месте в мире после Китая и Японии.
пропорциональны эффективности или получаемым организацией доходам.
9 В у словиях кризиса в России не выполнил свою социально-экономическую миссию олигархический капитал'.
Динамика кризиса в России по сегментам рынка отражена на рис. 1.
Антикризисные мероприятия правительства были связаны с принятием ряда экстраординарных решений.
1. На покрытие дефицита бюджета3 пришлось «расконсервировать» фонд будущих поколений.
2. На меры антикризисной поддержки было направлено около 1/3 золотовалютных резервов России.
Рис. 1. Пространственно-временная динамик:! кризиса в России
3. Впервые за семь лет страна вынуждена прибегнуть к внешним займам (на 2010 г. - около 60 млрд долл.).
4. Для покрытия дефицита Пенсионного фонда пришлось пойти на его бюджетные дотации - более 600 млрд руб. ежегодно.
По мнению специалистов, до 2012 г. у гроза повторения кризиса сохраняется. В России, кроме перечисленных выше усугубляющих факторов и парадоксов, одной из возможных будущих внутренних угроз могут стать огромные докризисные займы на внешних финансовых рынках ряда субъектов Федерации,
: По экспертным оценкам. 10 богатейших олигархов России владеют 31 % ее экономики. в США - 1.5 %.
’ Дефицит бюджета страны на 2010 г. составил 6.5 % ВВП.
а также корпораций и предприятий под их гарантии, достигшие 500 млрд долл.
В условиях кризиса часть заемщиков оказалась некредитоспособной и была выну ждена пойти на новые заимствования под реструктуризацию старых долгов. Кроме того, удельный вес «плохих» долгов физических лиц в банковском секторе достиг 15 %.
Общая картина динамики кризиса в промышленном производстве почти аналогична в сегменте сферы услуг, в частности в туризме. В общей структуре сферы услуг ту ризм как высокорисковый вид бизнеса пострадал наиболее существенно. Если в целом рынок платных услуг населению сократился на 5,5 %, то объемы предоставленных услуг в туризме в 2009 г. упали по сравнению с докризисным периодом 2008 г. почти на 11,6 %. При этом объемы услуг размещения снизились на 16,7 %, объемы санаторно-оз-доровительных услуг упали на 10,9 %, услуги физической культуры и спорта -на 9,6 %.
В условиях кризиса туристский рынок изменился и качественно. Значительно сузился рынок дешевых стандартных ту ров для населения с невысокими доходами, при этом коэффициент досту пности населения к туристским услугам снизился, по экспертным оценкам, с 9,1 до 7.9%'.
По оценке Российского союза турин-дустрии. сокращение численности туристских организаций в 2008-2009 гг. составило 12-15 %, а безработным
1 Под коэффициентом досту пности населения к туристским услугам понимается отношение численности населения, воспользовавшегося туристскими услугами не менее одного раза в календарном году, к общей численности населения страны (авторская трактовка).
в этой сфере стал каждый седьмой сотрудник.
По прогнозам специалистов, отечественный туристский рынок с его высоким докризисным потенциалом мог бы восстановиться в прежних объемах в 2012 г. при условии реализации концепции устойчивого развития туризма в целом и его туристских дестинаций в частности". Данный принцип был провозглашен ЮНВТО и является основным приоритетом Всемирной туристской организации.
К сожалению, разработанная Росту-ризмом «Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2015 года»’ не учитывает в полной мере принцип устойчивого развития ту ризма и не имеет его антикризисного сценария. Оптимистический одновариантный прогноз развития туризма в условиях кризиса не оправдался. а данная стратегия в целом требует серьезной корректировки.
Общая динамика основных целевых показателей развития туризма до 2015 г. представлена в табл. 2.
Анализируя табл. 2, следует отметить, что в условиях кризиса объемные показатели развития услуг размещения упали в среднем на 17 %. а это означает, что предлагаемый прогноз по первому и второму этапу стал нереальным. Аналогичные изменения претерпели и остальные параметры прогноза.
Вызывает также сомнение у специалистов. как при объеме платных ту ристских услуг 729 млрд руб. в год4 (данные
" Под устойчивым развитием туризма понимается его экономическая эффективность, социальная направленность и экологическая безопасность.
3 Утверждена приказом Ростуризма от 6 мая 2008 г. № 51.
1 По данным Росстата, представленным в
2008 г.) можно привлечь почти один триллион рублей в качестве инвестиций в основной капитал туристской индустрии? Если предположить, что в рамках данного объема услуг 25 % прибыли (около 91 млрд руб.) будет направлено на инвестиции, то надежность кредитоспособности заемщика1 в части соотношения собственных и заемных инвестиционных средств будет 1:900: даже если всю оставшуюся после налогообложения прибыль направить на инвестиции (что маловероятно). то и при этом варианте данное соотношение составит 1:364 при рекомендуемом соотношении 1:4.
При такой кредитоспособности заемщика перспектива привлеченных инвестиций практически нулевая
Стратегическим инвестором для туризма и туристских дестинаций может выслупить государство. как в большинстве стран, где туризм приносит в доходную часть бюджета 20-50 %:
Турция. Египет,
Кипр. Чехия, Франция, Италия. Испания и др. Однако
в России вклад туризма в доходну ю часть бюджета очень низкий (около 2,0-3,5 %). Кроме того, из-за пассивной структуры въезда-выезда из страны ежегодно вывозится более
12 млрд долл. Третьим пессимистическим аргументом является сам кризис В структуре антикризисных мероприятий правительства туризм не стал социально-экономическим приоритетом, требующим мер первостепенной государственной поддержки, хотя ту ристская сфера, в соответствии с действу ющим ’законодательством, признана приоритетным на-
Таблица 2
Динамика основных целевых показателен развития ту ризма в России
сборнике официально ное обслуживание нас 2009).
1 Интегральный пок параметр мгновенной говых активов и соо1
И Привлеченных ИН1
(в трактовке автора)
Годы 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2015
Этапы реализации стратегии Первый этап Второй этап
Въезд иностранных граждан в Россию, млн чел. 22.5 22.9 23.7 27.2 28.5 29.8 31.5 35-36
Численность обслуженных в средствах размещения, млн чел. 26.6 28.7 31.5 33.0 35.0 37.5 40.0 46-48
Число гостиниц, тыс. ед. 5.4 5.9 6.8 7.5 8.3 9.2 10.2 13-14
Число ночевок. млн 55.1 58.4 64.5 97.2 107.9 119.6 131.8 156.0
Объем платных услуг размещения, млрд руб. 74.7 92.6 107.5 130.1 157.5 190.5 224.8 370.0
Инвестиции в основной капитал в туризме, млрд ру б. 599.0 709.7 983.3 1257.0 1531.0 1804.6 22782 2898,5
правлением экономики
Претендуя на меры прямой государственной поддержки, следовало бы сначала в самой отрасли устранить факторы, усугубляющие се инвестиционный рейтинг, а также решить целый ряд неотложных проблем экономического, управленческого и структурного характера:
• разработать и внедрить долгосрочную многовариантную антикризисную стратегию устойчивого развития туризма и туристских дестинаций как основной приоритет в данной сфере:__________________
Национальный проект «Здоровье населения Российской Федерации»
Сегмент Национального проекта «Туризм и ту ристские дестинации»
Стратегия устойчивого развития туризма и ту ристских дестинаций
і
Экономиче- Социальная Экологиче-
ская эффек- направлен- ская безопас-
тивность ность ность
Целевая комплексная программа развития туризма, включающая:
V
Единый Инвс- Много- Анти- Социаль-
кадастр стици- вари- кризис но-эконо-
турист- онн\ ю антныи зис- М111 юс к\ ю
ских стра- прогноз ныи эксперти-
ресур- тегию разви- сцена- зу устой-
сов тия рии чивого
разви- развития
і і
фщрп.пкни» заюа £ох и иоабря 1Ш г
Об ОСНОВ&ЇП*}НЮ&ГО^іЩад в Рос-
лійской.^аВршгм
и туристских дестинации
Рис. 2. Концептуальная модель устойчивого развития туризма
• на ее основе создать среднесрочную программу развития туризма в Российской Федерации:
• сформировать Единый кадастр туристских ресурсов и паспорта туристских дестинаций;
• разработать методику экономической оценки туристских ресурсов;
• оптимизировать структуру туристских потоков по въезду-выезду в пользу въезда и сократить утечку твердой валюты за рубеж путем оптимизации баланса внешнеторговых операций по статье «Туризм»;
• сформировать научно обоснованную инвестиционну ю стратегию ту ризма и туристских дестинаций:
• легализовать теневой финансовый туристский оборот;
• поэтапно довести коэффициент доступности туристских услу г до 50 %, изменив стату с элитного туризма на статус народного туризма;
• признать на государственном уровне туризм в качестве самостоятельной отрасли экономики;
• стратегию и программу устойчивого развития туризма включить в структуру национального проекта «Здоровье населения Российской Федерации»;
• создать самодостаточну ю нормативно-правовую базу туризма в виде Ту ристского кодекса и др.
Концептуальная модель устойчивого развития туризма представлена на рис. 2.
Таким образом, в условиях глубокой интеграции отечественного туризма в между народный туристский рынок, при наличии жесткой конкуренции, многочисленных факторов риска в ту ристской деятельности и вероятности кризисных явлений в экономике важнейшим инструментом антикризисного управления, на наш взгляд, является стратегия устойчивого развития ту ризма1 и туристских дес-тинаций'.
1 Гуляев В. Г., Селиванов И. А. Туризм: экономика, управление, устойчивое развитие. М.: Советский спорт. 2008. (Профессиональное ту ристское образование).
: Экспертиза устойчивости туризма (по материалам Ассамблеи регионов Европы): руководство по проведению. Химки: РМАТ, 2010.