Стратегия развития транспортной инфраструктуры Калининградской области: задачи и пути реализации
Е.И. Дятлова,
министр развития инфраструктуры Калининградской области
развитие транспортной инфраструктуры калиниградской области ориентировано на повышение географической доступности и качества перевозочных услуг, увеличение пропускной способности транспортных систем и снижение издержек грузовладельцев и пассажиров.
Целью развития транспортной инфраструктуры Калининградской области является повышение эффективности перевозок грузов и пассажиров, направленного на экономический рост региона и повышение качества жизни населения [1] .
Основными стратегическими направлениями развития инфраструктуры являются:
а) увеличение протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям;
б) повышение конкурентоспособности транспортной системы и реализация транзитного потенциала.
Через территорию региона проходят ответвления двух трансъевропейских транспортных коридоров: № 1-А—Рига — Калининград — Гданьск и № 9-Д — Киев — Минск — Вильнюс — Калининград, которые интегрированы с железными и автомобильными дорогами, а также морским портом Калининград (рис. 1).
дорожная инфраструктура
В целях обеспечения современной автомобильной связи Калининградской области со странами Европы, а также содействия увеличению грузопотоков и планомерного развития туризма продолжается развитие ответвлений трансъевропейских транспортных коридоров. Так, продолжение ответвления коридора № 1-А (Рига — Калининград —
рис. 1. ответвления трансъевропейских транспортных коридоров, проходящих через калининградскую область
рис. 2. схема «приморского кольца»
Гданьск) ведется на участках строительства обхода г. Советск с новым мостовым переходом через р. Неман, а также второй очереди реконструкции Берлинского моста. Окончена реконструкция значительного участка автодороги Калининград — Мамоново-2 (пос. Новосё-лово) — граница Республики Польша до погранперехода Мамоново-2 — Гжехот-ки, являющегося крупнейшим автомобильным пунктом пропуска в регионе.
В составе участка ответвления коридора № 9-Д (Вильнюс — Калининград) за короткий период выполнен капитальный ремонт федеральной трассы Калининград — Черняховск — Нестеров от пос. Талпаки до пос. Междуречье протяженностью более 12 км. Также здесь завершена реконструкция 17-ки-
лометрового участка под 4 полосы движения от Калининграда до пос. Холмы. Планируется строительство обхода г. Черняховск протяженностью чуть менее 40 км, обхода пос. Талпаки (5,5 км), а в дальнейшем — обхода г. Нестеров.
Правительством региона разработан и реализуется План развития сети автомобильных дорог Калининградской области, основным объектом которого является Кольцевой маршрут в районе Приморской рекреационной зоны (рис. 2). Из федерального бюджета были выделены финансовые средства, что позволило построить более 52 км этой скоростной трассы, соединившей областной центр, реконструируемый международный аэропорт «Храброво», курорты федерального значения Зеле-
ноградск и Светлогорск с подъездом к городу Пионерскому. Построенный участок трассы в 2015 г. был передан в федеральную собственность.
В августе 2017 г. в Калининградской области состоялось совещание по вопросу «О развитии транспортной инфраструктуры Северо-Запада России», в рамках проведения которого Президентом РФ В.В. Путиным была поддержана необходимость продолжения строительства следующих очередей строительства кольцевого маршрута в направлении городов Балтийск и Светлого с выходом на Северный обход города Калининграда [2].
Маршрут позволит соединить город Балтийск — важнейший форпост России, место базирования Балтийского флота,— и город Светлый с расположенными там крупнейшим предприятием по переработке сои, транспортным нефтяным терминалом «Лукойл» через Северный и Южный обходы города Калининграда с ответвлениями трансъевропейских транспортных коридоров 1-А, 9-Д и федеральной сетью автомобильных дорог: Калининград — Черня-ховск — Нестеров, Гвардейск — Неман до границы с Литовской республикой.
Частными инвесторами на территории Калининградской области планируется создание и развитие тамо-женно-логистических терминалов и транспортно-логистических центров, в т. ч. на территориях Мамоновского, Багратионовского и Советского городских округов и Нестеровского района.
На ближайший двухлетний период основным приоритетным направлением в сфере развития дорожной инфраструктуры будет оставаться подготовка к чемпионату мира по футболу 2018 г. (рис. 3). На острове Октябрьский в Калининграде завершены работы по устройству съездов с новой эстакады через реки Старая и Новая Преголя, ведется строительство улично-дорожной сети, обеспечивающей подъезд к основному стадиону, продолжается строительство эстакады «Восточная», идет реконструкция моста «Высокий». Также продолжается реконструкция Северного обхода Калининграда.
В перспективе основное внимание будет уделяться развитию сети автомобильных дорог, ведущих к «точкам роста» Калининградской области — индустриальным паркам и промзонам, находящимся внутри них. В развитие промышленного кластера в настоя-
рис. 3. объекты автодорожной инфраструктуры, реализуемые в г. калининграде в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу в 2018 г.
щее время строится сеть дорог к новой площадке Автотора. В районе игорной зоны «Янтарная» реконструирован участок дороги Куликово -Заостровье протяженностью 3,2 км. Для обеспечения подъезда к индустриальному парку «Храброво» выполнены работы по реконструкции участка автомобильной дороги Березовка — Храброво — Жемчужное. Ведутся работы по проектированию автомобильных дорог в индустриальном парке «Черняховск».
Особенностью автомобильных дорог Калининградской области является большое количество искусственных дорожных сооружений. В частности, в составе автомобильных дорог общего пользования регионального значения находится 667 мостов и путепроводов. Их общая протяженность — 12,6 тыс. погонных метров, площадь — 109,5 тыс. м2. Количество труб в составе автомобильных дорог регионального значения — 4 744 шт, их общая протяженность — 61,3 км. Ежегодно в среднем перестраивается 15 водопропускных труб, ремонтируется и реконструируется от 5 до 10 мостовых сооружений. Тем не менее более двухсот мостов нуждаются в капитальном ремонте или реконструкции для приведения их в соответствие с требованиями современных нормативов состояние. В этой связи в период до 2020 г. планируется увеличить количество отремонтированных мостов, т. к. старение и износ мостовых сооружений все еще опережает объемы работ по их ремонту и реконструкции.
При этом одним из значимых мероприятий в сфере дорожной деятельности всегда будет оставаться содержание автомобильных дорог Калининградской области, поскольку это является
важнейшим фактором обеспечения безопасности дорожного движения и поддержания транспортно-эксплуата-ционных характеристик существующей транспортной сети.
пути сообщения и объекты железнодорожного транспорта
Уникальность железнодорожного узла Калиниградской области состоит в наличии участков двойной колеи: европейской — 1435 мм и российской — 1520 мм, которые выходят в Польшу из Калининграда до станции Бранево и из Черняховска до станции Скандава, что позволяет отправлять и принимать грузы из России и стран СНГ в Европу и в обратном направлении без перестановки колесных пар.
В 2015 г. было подписано Постановление Правительства РФ № 423 о предоставлении из федерального бюджета бюджету Калининградской области средств на компенсацию части затрат на перевозку железнодорожным транспортом товаров, произведенных на территории Калининградской области, и сырья [3]. Федеральные бюджетные ассигнования на реализацию Постановления использованы в полном объеме: в 2016 г. — 500,5 млн руб., в 2017 г. — 467,9 млн руб. В июне 2017 г. Правительством РФ было издано Распоряжение № 1227-р об утверждении плана обеспечения транспортной доступности Калининградской области [4]. Пунктами 6,7,8 Плана предусмотрено установление сквозного тарифа на железнодорожные перевозки с участием паромной переправы Балтийск — Усть-Луга и заключение долгосрочных соглашений с грузоотправителями на основе принципа «бери или плати». В настоящее
время ФАС России разрабатывает соответствующую нормативную базу. После вступления ее в силу Минтрансу России поручено провести процедуру признания утратившим силу Постановления № 423.
В целях развития контейнерных перевозок через регион в направлении Азия — Европа и обратно Калининградской железной дорогой — филиалом ОАО «РЖД» прорабатывается вопрос организации транзита контейнерных поездов сообщения Китай — Европа — Китай через российско-польские пограничные переходы с перегрузом контейнеров на Калининградской железной дороге.
Для расширения логистических связей с евроазиатским пространством КЖД разработан новый маршрут, который позволит связать Калининград и южнокорейский порт Пусан, откуда в Россию идут автомобильные комплектующие. Сейчас грузы из Пусана доставляются морем, что занимает 45-50 суток. Согласно проекту нового маршрута путь из Южной Кореи в Находку и из Находки на контейнерном поезде в Калининград займет 12 суток. В результате принятых мер создались условия для привлечения как импортного, так и экспортного груза, в т. ч. в рамках международного проекта «Новый Шелковый путь».
Также следует отметить, что с 2002 г. в соответствии с федеральной целевой программой развития Калининградской области велось строительство пограничной железнодорожной станции Чернышевское. Финансирование проекта осуществлялось за счет собственных средств ОАО «РЖД» и федерального бюджета. 25 августа руководителем Федерального агентства железнодорожного транспорта В.Ю. Чепцом был подписан приказ № 406 «Об открытии для постоянной эксплуатации железнодорожных путей общего пользования станции Чер-нышевское».
В рамках стратегии развития пассажирских перевозок железнодорожным транспортом на территории региона в настоящее время прорабатывается вопрос устройства в 2019-2025 гг. шести транспортно-пересадочных узлов (Брусничная, Московский рынок, Стадион, Чкаловск, Юго-Восток, Юго-Запад), предусмотренных генеральным планом городского округа «Город Калининград» до 2035 г. (рис. 4) [5].
водный транспорт
Калининградский морской порт является единственным незамерзающим портом России на Балтийском море и имеет выгодное географическое положение: расстояние до крупнейших портов на Балтике составляет от 300 до 700 км. Он связывает контейнерными линиями порты Голландии, Англии, Германии, Польши, Литвы, Финляндии и Швеции, а также имеет железнодорожные и автомобильные паромные линии с портами Засниц, Усть-Луга, Санкт-Петербург. В порт регулярно заходят пассажирские суда, перевозящие туристов из Польши.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина от 5 октября 2013 г. № Пр-2368 в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», реализуется проект «Строительство международного морского терминала для приема круизных и грузопассажирских судов в г. Пионерский Калининградской области как первый этап реализации мероприятия "Строительство морской портовой инфраструктуры в морском порту Калининград"».
В конце прошлого года проектная документация на строительство терминала получила положительное заключение в ФАУ «Главгосэкспертиза России».
Основными целями строительства терминала являются:
• обеспечение транспортной независимости и безопасности Калининградской области в условиях напряженной геополитической обстановки в Балтийском регионе;
• сокращение существующих инфраструктурных ограничений по заходу и приему паромных и круизных судов к терминалам морского порта Калининград;
• повышение конкурентоспособности портовой инфраструктуры Калининградской области;
• создание дополнительных преференций в рамках переговорных процессов с польской стороной по определению количества разрешений на грузовые автомобильные перевозки по территории Республики Польша;
• создание мультимодального транс-портно-логистического узла.
Планируется построить комплекс гидротехнических и береговых сооружений для приема круизных и паромных судов с пассажирооборотом не менее 250 тыс. человек в год и грузооборотом до 80 тыс. грузовых единиц в год.
Указанный потенциальный объем кру-изных пассажиров и грузов будет обеспечен за счет переориентации на Калининградскую область части туристов и грузов из соседних стран Евросоюза.
На упомянутом совещании по развитию транспортной инфраструктуры Северо-Запада России в том числе был рассмотрен вопрос строительства терминала. По итогам совещания Правительству Российской Федерации поручено обеспечить начало строительства терминала в текущем году [2]. С целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона и повышения конкурентоспособности его портового комплекса вторым этапом мероприятия «Строительство морской портовой инфраструктуры в морском порту Калининград» предусмотрено создание глубоководного порта в Калининградской области. Начать реализацию проекта планируется в долгосрочной перспективе при определении инвесторов и/или улучшении экономической ситуации.
В настоящее время ПАО «Газпром» на побережье Балтийского моря ведет работы по сооружению терминала по приему, хранению и регазификации сжиженного природного газа, в т. ч. с целью повышения энергетической безопасности региона. Терминал будет подключен к существующему газопроводу в районе Калининградского подземного хранилища газа.
Процесс регазификации СПГ будет осуществляться на плавучей регазифи-кационной установке. Доставка на нее газа планируется морским транспортом.
Терминал обеспечит возможность подачи газа потребителям Калининградской области в объеме до 2,7 млрд м3 газа в год. Проектом предусмотрено строительство в акватории Балтийского моря палового причала на удалении до 5 км от береговой линии в районе п. Заостровье, а также линейного газопровода с сопутствующими сооружениями от причала до точки врезки в существующий магистральный газопровод Минск — Вильнюс — Каунас — Калининград. Его суммарная протяженность составит около 13,8 км (морская часть — 5 км, сухопутная часть — 8,8 км). В соответствии с календарно-сетевым графиком реализации проекта получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию планируются до конца 2017 г.
Одним из основных направлений деятельности в сфере развития инфраструктуры водного транспорта на среднесрочную перспективу остается взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и оказание содействия по вопросам поддержания проектных глубин Калининградского морского судоходного канала и содержания берегозащитных дамб в нормативном состоянии, а также проведения капитальных дноуглубительных работ на внутренних водных путях Калининградской области. Федеральной целевой программой развития Калининградской области до 2020 г. Росморречфлот определен государственным заказчиком мероприятия «Проведение капитальных дноуглубительных работ на внутренних водных путях Калининградской области с доведением гарантированных глубин — 1,6 м (1 этап)» с финансированием из федерального бюджета в 2019 и 2020 гг. по 80 млн руб. ежегодно. На сегодняшний день по внутренним водным путям выполняются отдельные разовые перевозки крупногабаритных грузов, проход судов рыболовецких колхозов к районам промысла в Куршский залив и обратно, рейсы на парусных и прогулочных судах в целях туризма.
Внутренние водные пути и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения находятся в федеральной собственности. В соответствии с действующим законодательством проведение путевых работ, а также содержание судоходных гидротехнических сооружений и организация технологической связи организаций внутреннего водного транспорта, осуществляются в Калининградской области Гвардейским районом водных путей и судоходства — филиалом ФБУ «Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей».
В регионе насчитывается 4610 рек. Однако большинство из них относится к разряду малых, длиной от 10 до 25-50 км. Рек длиной свыше 100 км всего 6: Неман, его приток Шешупе, Преголя с притоками Лавой, Анграпой и Инстручем. Однако в совокупности имеющийся природный ресурс малых и больших рек составляет огромный потенциал для становления и развития водного туризма. Так, сеть внутренних водных путей, проходящих по территории Калинин-
таблица. показатели эффективности функционирования транспортного комплекса калининградской области
наименование показателя Годы
2015 2016 2017 2018 2019 2020
Перевозка грузов железнодорожным транспортом, млн тонн 11,39 10,66 10,4 10,5 10,6 10,7
Переработка грузов портовым комплексом, млн тонн 12,6 11,7 11,3 11,4 11,5 11,6
Доля мощности транспортного комплекса Калининградской области, задействованной в грузовых перевозках, % 38 31 31 31 31 31
Количество грузов, переработанных транспортным комплексом Калининградской области, млн тонн 24 22,4 21,7 21,9 22,1 22,3
Доля автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального, местного значения, соответствующих нормативным требованиям к транспорт-но-эксплуатационным показателям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального значения, % 53,21 46,8 48,7 49,5 49,7 49,8
Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, млн чел. 2,8 3 2,8 2,8 2,8 2,8
Количество перевезенных пассажиров воздушным транспортом, млн чел. 1,54 1,57 1,6 2 2,1 2,2
Количество перевезенных пассажиров железнодорожным транспортом в дальнем следовании, млн чел. 0,44 0,5 0,44 0,45 0,46 0,46
Количество пассажиров, перевезенных транспортным комплексом Калининградской области в международном (междугороднем) сообщении воздушным транспортом и железнодорожным транспортом дальнего следования, млн чел. 1,98 2,07 2,04 2,45 2,56 2,66
Транспортная подвижность населения Калининградской области, км/чел. 4868 5085 5295 5534 5648 5795
градской области, имеет плотность почти в десять раз выше, чем в среднем по России.
В 2017 г. продолжаются работы по развитию грузопассажирского автопаромного и железнодорожного паромного терминалов в г. Балтийск, включая строительство контейнерного терминала пропускной способностью 300 тыс. ТЕи в год в рамках инвестиционного договора между ФГУП «Росморпорт» и ООО «БСК». В настоящее время на паромной переправе Балтийск — Усть-Лу-га работают три парома: «Амбал», «Петербург» и «Балтийск».
Распоряжением Правительства РФ об утверждении плана обеспечения транспортной доступности Калининградской области предусмотрено строительство трех новых паромов для работы на линии Балтийск — Усть-Луга в 2018-2020 гг. [4].
Аэропорт
Международный аэропорт «Храбро-во» является единственным аэропортом на территории Калининградской области, использующимся для регулярного воздушного пассажирского и грузового сообщения. Он входит в перечень аэродромов федерального значения национальной опорной аэродромной сети в качестве международного узлового. В 2017 г. аэропорт обеспечивает
на регулярной основе 8 внутренних и 9 международных направлений авиаперевозок и является вторым по объему пассажирских перевозок на территории Северо-Западного федерального округа (после аэропорта «Пулково» в Санкт-Петербурге). Аэродромная инфраструктура аэропорта находится в федеральной собственности и состоит на балансе ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)». Аэровокзальный комплекс находится в частной собственности.
В соответствии с Подпрограммой «Гражданская авиация» ФЦП «Развитие транспортной системы России (20102020 годы)» [6] в области реализуется проект «Вторая очередь реконструкции и развития аэропорта "Храброво"», который предусматривает реконструкцию аэродромных объектов на средства федерального бюджета (сроки реконструкции 2014-2017 гг.) и аэровокзального комплекса на средства частного инвестора (срок ввода в эксплуатацию всего аэровокзального комплекса — 30 марта 2018 г). Пропускная способность аэропортового терминала после завершения реконструкции будет увеличена до 1250 пас/час, или 3,5 млн пас/год. При этом пиковая пропускная способность в дни проведения ЧМ-2018 составит 1950 пас/ час в одном направлении, что соответствует требованиям ФИФА.
Почтово-грузовой комплекс международного аэропорта «Калининград» используется для приемки, отправки и обработки как прямых, так и транзитных грузов и почты различного назначения по направлениям Россия, Европа и Азия. Производственные мощности терминала позволяют обрабатывать до 50 т груза в сутки.
оценки и прогнозы
Совокупная доля мощности транспортного комплекса Калининградской области, задействованной в грузовых перевозках, в 2016 г. составила 31 % от имеющейся, что показывает высокий потенциал транспортной отрасли региона, особенно с учетом начинающегося роста дефицита мощностей морских портов Северо-Западного федерального округа, а также эффективность проводимой правительством региона работы по развитию транспортных коридоров и Калининградского транспортного узла в целом. По итогам реализации вышеназванных мероприятий прогнозируется, что показатели эффективности функционирования транспортного комплекса Калининградской области возрастут в 2020 г. по сравнению с 2017 г. Так, например:
• перевозка грузов железнодорожным транспортом увеличится на 3 %;
• переработка грузов портовым комплексом увеличится на 3%;
• количество грузов, переработанных транспортным комплексом Калининградской области, увеличится на 3 %;
• доля автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального значения увеличится на 2 %;
• количество перевезенных пассажиров воздушным транспортом увеличится на 37 %;
• количество пассажиров железнодорожным транспортом в дальнем следовании увеличится на 4,5%;
• количество пассажиров, перевезенных транспортным комплексом Калининградской области в международном (междугороднем) сообщении увеличится на 30 %;
• транспортная подвижность населения области увеличится на 9 %.
Таким образом, предпринимаемые правительством Калининградской области в содействии с федеральными властными структурами меры позволят
в среднесрочной перспективе активно поддержать положительные тенденции в развитии транспортного комплекса региона и выполнить задачи, поставленные в стратегических документах (табл.). □
литература
1. Постановление правительства Кали-ниградской области от 17 февраля 2014 года № 65 «О Государственной программе Калининградской области «Развитие транспортной системы»». URL: http://docs.cntd.ru/ document/460288903
2. Совещание по развитию транспортной инфраструктуры Северо-Запада России. URL: http://www.kremLin.ru/ events/president/news/55 344. Перечень поручений по итогам совещания по вопросам развития транспортной инфраструктуры Северо-Запада России. URL: http://www.kremLin.ru/acts/ assignments/orders/55641
3. Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2015 года № 423 «О предоставлении из федерального бюджета бюджету Калининградской области иных межбюджетных трансфертов на компенсацию части затрат российских
юридических лиц на перевозку железнодорожным транспортом общего пользования готовых товаров, произведенных на территории Калининградской области, на территорию Российской Федерации, а также перевозку с территории Российской Федерации сырья, строительных материалов и комплектующих для производства указанных товаров на территории Калининградской области». URL: http:// docs.cntd.ru/document/420271424
4. Распоряжение Правительства РФ от 13 июня 2017 г. № 1227-р «Об утверждении плана обеспечения транспортной доступности Калининградской области, направленный на развитие паромного сообщения». URL: http://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/71598452/
5. Генеральный план городского округа «Город Калининград». URL: http://www. kLgd.ru/construction/gr_documents/ proekt_generaLnogo_pLana_2035.php
6. Постановление Правительства от 5 декабря 2001 года N 848 «О федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (20102020 годы)»». URL: http://docs.cntd.ru/ document/901807416