УДК 378 ББК 74.48
А.В. Леденева
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛьНОй
активности обучающегося
В статье раскрывается сущность инновационных стратегий обучения в подготовке магистрантов педагогического образования. Выделяются возможности применения данных стратегий в развитии профессиональной активности. Даются рекомендации по использованию инновационных способов в образовательном процессе педагогического вуза. Подробно описана стратегия экспериментального обучения как основной способ развития профессиональной активности магистранта педагогического образования.
Ключевые слова: профессиональная активность, магистрант, инновационные стратегии обучения, стратегия экспериментального обучения.
A.V. Ledeneva
STRATEGY OF STUDENT'S PROFESSIONAL ACTIVITY DEVELOPMENT
The article reveals the essence of innovative learning strategies in training Masters of Education. It focuses on the possibility of using these strategies in the development of professional activity and provides recommendations for the using innovative methods in the educational process of pedagogical high school. The strategy of experiential learning as a major way to of development the Master's professional activity of pedagogical education is described in detail.
Key words: professional activity, Master student, innovative learning strategy, the strategy of experiential learning.
Профессиональная активность - это интегративное личностное образование, которое проявляется в определенных условиях профессиональной образовательной среды, в постановке и решении профессиональных задач, в выборе приемов актуализации профессиональных знаний в пространстве профессии [3]. Базовая модель профессиональной активности состоит из трех взаимосвязанных компонентов: Личностно-мотивационный компонент: физиологические и интеллектуальные параметры познавательных и профессиональных способностей; профессиональные мотивы, ценностные ориентации, интересы, профессиональная направленность личности, представляющая собой побудительную систему де-2 ятельности. Образовательный компонент:
Ф „ „
I совокупность знаний и умений личности, ^ позволяющих магистранту эффективно ^ выполнять профессиональные задачи.
Поведенческий компонент: внешне наблю-
даемые поступки, детерминированные внутренней деятельностью личности и объективными условиями внешней профессиональной среды.
В результате анализа научной литературы можно выделить следующие особенности профессиональной активности магистранта: является качественно-количественной мерой взаимодействия субъекта профессиональной деятельности (магистранта) с профессиональной средой; является внутренней по источникам детерминации (степень зависимости магистранта от развития его профессиональной деятельности, а также профессионального становления); при условии, что профессиональная активность является совокупностью обусловленных магистрантом моментов движения, она характеризует динамическую сторону его профессиональной деятельности; является самодвижением профессионального становления магистранта;
является результатом интеграции трудовой, интеллектуальной, волевой и др. видов активности в профессиональной деятельности; проявление и структура профессиональной активности имеет возрастные и индивидуальные особенности; представляет собой непрерывное саморазвитие и самосовершенствование, накопление профессионального опыта; формируется в профессиональной образовательной среде (часть мира магистранта, связанная с его профессиональным становлением, профессиональной деятельностью, профессиональной жизнью).
Типологические уровни профессиональной активности магистранта за рубежом в основном соответствуют отечественным показателям превалирующего содержательного уровня (профессиональная устойчивость, карьерная или профессионально-ориентированнная мотивация, направленность на непрерывное образование в формальном и неформальном его проявлении) над воспроизводственным уровнем у студентов гуманитарного профиля (наличие достаточно высокой мотивации и интереса к учебно-профессиональной деятельности при формализованном отношении к образовательному процессу, инновационный потенциал при решении профессиональных задач), в отличие от учащихся технических специальностей [5]. Эмпирические исследования показывают, что зуребежная специфика реализации профессиональной активности магистрантов проявляется в условиях низкой трудовой занятости, в связи с приобретаемой профессией, в особенности у студентов-гуманитариев (Россия — 24 %; г. за рубежом — 5,07 %), в то время как результаты по данным показателям у магистрантов технического профиля соотносятся с отечественными (Россия - 12 %; за рубежом - 13,98 %).
В основе развития профессиональной активности магистранта лежит концептуальная идея обучения на основе опыта, автором которой выступает американский ученый Дэвид Колб [2]. В модели экспериментального обучения (experiential learning) он включил широ-
кий спектр видов деятельности, которые отбирает преподаватель в образовательном процессе магистратуры. Данная модель была успешно апробирована в Case Western Reserve University относительно обучения взрослых.
Цикл обучения на основе опыта начинается с этапа включения магистранта в конкретный опыт, связанный с профессиональной деятельностью. Магистрант осуществляет рефлексивную практику этого опыта с разных точек зрения, находит его личностное значение. В результате данной рефлексии магистрант выводит несколько логических заключений и добавляет к своим собственным выводам теоретические конструкции других. Полученные выводы и конструкции являются вектором, направляющим решения и действия, которые в свою очередь приводят к новому опыту профессиональной деятельности.
Исследования, проведенные на базе инновационных площадок кафедры педагогики высшей школы ФГБОУ ВПО «ОГПУ» показали, что магистранты предпочитают поведение, соответствующее одной из стадий данного цикла: теоретизированию либо практическим действиям (такая закономерность относится как к магистрантам, так и к преподавателям) [1].
Проведение занятий в магистратуре с использованием модели обучения на основе опыта позволило сделать некоторые выводы относительно стадий развития профессиональной активности магистранта. Основываясь на дальнейших исследованиях Д. Колба, который выявил закономерность о том, что успешность модели будет подтверждена, если обучающийся пройдет все четыре последовательных цикла, было определено, что в группе всегда преобладает тот или иной тип личности, который задает первоначальный цикл обучения: теоретик - проводит анализ теоретических подходов к изучению проблемы (задачи, ситуации); прагматик - исследует проблему с позиции того, как это скажется на нем; активист - занимается получением конкретного опыта; мыслитель - размышляет, предлагает варианты решения для обсуждения [4].
к
о
е
ф
2 го т
ю о
S I-
о о
X
са s
Ё го
о
X -О
с; го
X
о
S
о
о ф
-&
о ^
с
го
Ф I-
го
I-
О
Однако проведенные исследования на базе кафедры педагогики высшей школы с магистрантами показали, что данные стили не выявляют все области профессиональной деятельности магистранта. Поэтому была предложена следующая логика развития профессиональной активности, которая выстраивается в целостную стратегию обучения (рис. 1). Данная стратегия успешно применяется на занятиях с магистрантами в ФГОБОУ ВПО «ОГПУ» с 2012 года, а также на научно-исследовательских семинарах, лабораториях и круглых столах, консалтингах и тьюториалах на инновационных площадках Оренбурга.
Первый цикл стратегии: конкретный опыт (КО) - стиль обучения ориентирован на восприятие и получение опыта. Все суждения и решения принимаются на основе конкретных ощущений.
Приоритетные методы обучения: семинары, наставничество, межличностное общение (диалог).
Второй цикл стратегии: рефлексивное наблюдение (РН) - обучение предполагает беспристрастное и рефлексивное осмысление информации.
Приоритетные методы обучения: лекция, выступления с докладом, наблюдение, мастер-классы экспертов.
/— -\
Конкретный
опыт
ч У
/■— -N
Рефлексивное
наблюдение
V У
Аккомодационная , , Ассимилирующая
с ■ч
Активное
экспериментирование
Ч У
Я с
—\
Абстрактная
ко нцепту а л из алия
ч
Рис. 1. Стратегия развития профессиональной активности магистранта
Третий цикл стратегии: абстрактная концептуализация (АК) - аналитический, концептуализированный подход к обучению, обучение опирается на логическое мышление и рациональные оценки.
Приоритетные методы обучения: аналитика, сравнительный анализ, кабинетные методы сбора и обработки информации.
четвертый цикл стратегии: активное экспериментирование (АЭ) - обучение основано на деятельностном подходе, опирается на эксперименты. го Приоритетные методы обучения:
I проекты, презентации, групповые дискус-ч сии, командные ролевые и деловые игры. ^ Исследования, проводившиеся в те-
^ чение трех лет, показали, что всех ма-
гистрантов, в зависимости от уровня проявления профессиональной активности (ПА) на каждом цикле стратегии, можно разделить на четыре основные группы: дивергентная ПА, ассимилирующая ПА, конвергентная ПА и аккомодационная ПА.
Аккомодационная ПА (преобладание АЭ и КО). Оптимальная сфера для этих магистрантов - сфера практического жизненного опыта. Можно выделить следующие методы обучения для аккомо-даторов:
• практический жизненный опыт (апробация, эксперимент); - взаимодействие с другими людьми (наставничество, групповая работа); - руководство, лидерство.
Дивергентная ПА (преобладание КО и РН). Магистранты с подобной профессиональной активностью уверенно чувствуют себя в ситуациях, требующих генерации новых идей и выработки альтернативных перспектив. Методы обучения для дивергентов:
• визуальное представление информации (подготовка презентаций);
• генерация новых идей и выработка альтернатив (мозговой штурм);
• работа в группе (дискуссия, ролевые деловые игры);
• активная коммуникация (полилог).
Ассимилирующая ПА (преобладание РН
и АК). Магистранты с такой профессиональной активностью лучше всего подходят для обработки больших объемов информации и изложения ее в точной, компактной и логичной форме. Предпочтительные методы обучения для ассимиляторов:
• обработка и анализ информации (аналитический отчет);
• лекции, чтение, работа с абстрактными понятиями (вывод формул, посто-ренние алгоритмов);
• поиск и обработка информации (интерпретация).
Конвергентная ПА (преобладание АК и АЭ). Магистранты, которым присуща
такая профессиональная активность, умело используют на практике разного рода идеи и теории.
К методам обучения, соответствующим данному стилю можно отнести:
• практическую апробацию идей и теорий (эксперимент);
• решение теоретических и технических задач (задачи, кейсы);
• построение моделей (исследование, моделирование ситуаций).
В настоящее время в ФГБОУ ВПО «ОГПУ» при подготовке магистрантов педагогического образования делается слишком большой упор на теоретические методы обучения, которые соответствуют рефлективному наблюдению (РН) и абстрактной концептуализации (АК), которым обычно посвящается едва ли не все время аудиторных занятий. В связи с этим возникает необходимость внедрения в образовательный процесс магистратуры инновационных методов обучения, которые будут способствовать укреплению таких важных циклов стратегии, как конкретный опыт и активное экспериментирование в практике деятельности преподавателя. Данная проблема послужит предметом нашего следующего исследования.
Библиографический список
1. Еремина, А.П. Мониторинг качества освоения основной профессиональной образовательной программы (на примере подготовки магистрантов педагогического образования ФГБОУ ВПО «ОГПУ») [Текст] / А.П. Еремина // Мир инноваций: научно-методический сборник по направлению подготовки магистров 44.04.01 «Педагогическое образование». - Оренбург: Экспресс, 2015. -С.63-71.
2. Заир-Бек, Е.С. Новые учебные стратегии в программах подготовки магистрантов-педагогов [Текст] / Е.С. Заир-Бек // Педагогическое образование в эпоху перемен: результаты научных исследований и их использование в образовательной практике Опыт исследований в рамках научного направления «Интегративная открытая развивающаяся система непрерывного педагогического образования»: сборник статей по материалам Международной научной конференции. Научные редакторы: Г.А. Бордовский, В.А. Козырев, Н.Ф. Радионова. - СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2009. - С. 142-152.
3. Леденева, А.В. Сущность профессиональной активности магистранта [Текст] / А.В. Леденева // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: сб. науч. трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 16 ч. - Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2015. - Ч. 10. - С. 109-111.
4. Kayes, D.C. Experiential learning in teams. Simulation and Gaming / D.C. Kayes, A.D. Kayes, A. Kolb. - 2005. - № 36(3). - Р. 330-354.
5. Kriskovets, T.N. The role of the scientific communication in the development of postgraduates' professional career strategy. Innovations in education ed. by L. Shlossman / T.N. Kriskovets, L.V. Merculova. Vienna. - 2014. - P. 121-134.
к
о
e
<u
з 2 го т
ю о
s I-
о о
X
са s
го
о
X -Û
го
X
о s
о
о ф
-&
о с
го
ф I-
го
I-
о
References
1. Yeremina A.P. Monitoring the quality of the development of the basic professional educational programs (by the example of training Masters of Education of FSBEI HPO "SPU"). Mir innovacii nauchno-metod-icheskii sbornik po napravleniiu podgotovki magistrov 44.04.01 «Pedagogicheskoe obrazovanie». Orenburg: Express, 2015. P. 63-71. [in Russian].
2. Zair-Bek E.S. New learning strategies in the training Master students of Education. Pedagogicheskoe obrazovanie v epokhu peremen: rezultaty nauchnykh issledovanii i ikh ispolzovanie v obrazovatelnoi praktike Opyt issle-dovanii v ramkakh nauchnogo napravleniia "Integrativnaia otkrytaia razvivaiushhaiasia sistema nepreryvnogo peda-gogicheskogo obrazovaniia": sbornik statei po materialam Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Sankt-Peterburg: Rossiiskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet im. A.I. Gertsena, 2009. S. 142-152. [in Russian].
3. Ledeneva A.V. The essence of the Master's professional activity. Teoreticheskie i prikladnye voprosy nau-ki i obrazovaniia. Sbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii: v 16 chastiakh. Tambov: OOO "Konsaltingovaya kompaniya YUkom", 2015. CH. 10. S. 109-111. P. 109-111. [in Russian].
4. Kayes D.C., Kayes A., Kolb D.A. Experiential learning in teams. Simulation and Gaming 2005. N° 36 (3). P. 330-354.
5. Kriskovets T.N., Merculova L.V. The role of the scientific communication in the development of postgraduates' professional career strategy. Innovations in education ed by L. Shlossman. Vienna, 2014. P. 121-134.
Сведения об авторах:
Леденева Анастасия Владимировна,
аспирант кафедры педагогики высшей школы, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Российская Федерация. E-mail: a.v.ledeneva@bk.ru
Information about the authors: Ledeneva Anastasiya Vladimirovna,
Post graduate student,
Department of Pedagogy of Higher School, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia. E-mail: a.v.ledeneva@bk.ru
УДК 4Р(07) ББК 74.268.12
О.Г. Мишанова
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЯЗЫКОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Статья анализирует специфические особенности начального языкового образования в разных образовательных системах, раскрывает сущностные характеристики каждого уровня языкового образования; значение подготовленности детей в области социально-коммуникативного взаимодействия; трудности в реализации методических и лингводидактических основ изучения языковых явлений; имеющийся в науке методический опыт по развитию языковой личности и перспективные направления дальнейших исследований в области языкознания.
Ключевые слова: методика, обучение языку и речи, разделы языкознания, педагогические условия, лингводидактические формы, методы и средства речевого развития и коммуникативной подготовки.
O.G. Mishanova
INITIAL LANGUAGE TRAINING AND EDUCATION: PROBLEMS, EXPERIENCE AND PROSPECTS
The article analyzes the specific features of the initial language education in different educational systems, reveals the essential characteristics of each level of language education; importance of training