Научная статья на тему 'Стратегия развития предпринимательской деятельности в рекреационной сфере на основе субрегиональных особенностей Крыма'

Стратегия развития предпринимательской деятельности в рекреационной сфере на основе субрегиональных особенностей Крыма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегия / развитие / предпринимательская деятельность / рекреационная сфера / инфраструктура / потенциал / субрегиональные особенности / strategy / development / entrepreneurial activity / recreational sphere / infrastructure / potential / subregional features

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Букреев Игорь Александрович

В целях эффективного использования ресурсов необходимо обеспечение лучшего направления их использования из имеющихся вариантов применения. В данном случае рассматривается развитие рекреационной деятельности на лучшей для этого применения территории региона. Носителем ресурсов является территория, на которой действуют различные рекреационные факторы и расположены рекреационные ресурсы в процессе использования которой необходимо учитывать её неоднородность и адаптированность под разные сегменты потребителей. Важную роль в этом процессе имеет стратегический анализ развития предпринимательской деятельности в рекреации с учётом субрегиональных особенностей региона. Так в результате анализа перспектив развития предпринимательства в регионе были выявлены субрегионы с высоким уровнем природного и историко-культурного потенциала, что является фундаментальной основой для развития рекреации, а также уровнем концентрации на территории, что делает альтернативную стоимость ресурса земля более высокой, поскольку развитие хозяйственной инфраструктуры сопровождается замещением природных и историко-культурных ресурсов. В свою очередь сбалансированность показателей концентрации фундаментальных и хозяйственных ресурсов рекреации делает рекреационную сферу субрегиона более конкурентоспособной, что можно и наблюдать на примере расчёта условного показателя конкурентоспособности на примере субрегионов Крыма. Также результаты анализа показывают, что субрегионы с меньшими показателями концентрации природных и историкокультурных ресурсов не всегда имеют более высокий показатель конкурентоспособности, поскольку также важны показатели рекреационной освоенности и интенсивности использования субрегиона. Исследование проводилось в рамках прикладной научноисследовательской работы АААА-А19-119012390078-9 «Разработка Концепции развития прибрежных дестинаций в Республике Крым до 2030 г.».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT STRATEGY OF ENTREPRENEURSHIP ACTIVITIES IN RECREATIONAL SPHERE ON THE BASIS OF SUBREGIONAL CHARACTERISTICS OF CRIMEA

There is a need for efficiently managing resources using available forms and methods. In this case, the recreational activities development should be conducted in the most suitable area of the region. The territory possesses the recreational factors and recreational resources, using of which should consider its heterogeneity and adaptability to different segments of consumers. An important role in this process play a strategic analysis of recreational entrepreneurial activity development, taking into account the subregional characteristics of the region. So, as a result of analyzing the development prospects for the entrepreneurship in the region, the author identify subregions with a high level of natural, historical and cultural potential, the fundamental basis for the recreation development, as well as the level of concentration in the territory, which makes the alternative cost of land resources higher because the development of economic infrastructure accompanied by the replacement of natural and historical-cultural resources. In turn, the balance of concentration indicators of recreational fundamental and economic resources makes the recreational sector of the subregion more competitive, as illustrated by the calculation of the conditional index of competitiveness of the Crimean subregions. Also, the results of the analysis show that subregions with lower concentrations of natural, historical and cultural resources do not always have a higher index of competitiveness, since indicators of recreational development and intensity of use of the subregion are also important.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития предпринимательской деятельности в рекреационной сфере на основе субрегиональных особенностей Крыма»

МАРКЕТИНГ

УСЛУГ И ТЕРРИТОРИЙ

УДК 330.341:316.4 DOI: 10.24411/1995-042X-2019-10210

БУКРЕЕВ Игорь Александрович

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) (Ялта, Респ. Крым, РФ);

старший преподаватель; e-mail: bukreev.igor@bk.ru

Стратегия развития предпринимательской деятельности в рекреационной сфере на основе субрегиональных особенностей Крыма

В целях эффективного использования ресурсов необходимо обеспечение лучшего направления их использования из имеющихся вариантов применения. В данном случае рассматривается развитие рекреационной деятельности на лучшей для этого применения территории региона. Носителем ресурсов является территория, на которой действуют различные рекреационные факторы и расположены рекреационные ресурсы в процессе использования которой необходимо учитывать её неоднородность и адаптированность под разные сегменты потребителей. Важную роль в этом процессе имеет стратегический анализ развития предпринимательской деятельности в рекреации с учётом субрегиональных особенностей региона. Так в результате анализа перспектив развития предпринимательства в регионе были выявлены субрегионы с высоким уровнем природного и историко-культурного потенциала, что является фундаментальной основой для развития рекреации, а также уровнем концентрации на территории, что делает альтернативную стоимость ресурса земля более высокой, поскольку развитие хозяйственной инфраструктуры сопровождается замещением природных и историко-культурных ресурсов. В свою очередь сбалансированность показателей концентрации фундаментальных и хозяйственных ресурсов рекреации делает рекреационную сферу субрегиона более конкурентоспособной, что можно и наблюдать на примере расчёта условного показателя конкурентоспособности на примере субрегионов Крыма. Также результаты анализа показывают, что субрегионы с меньшими показателями концентрации природных и историко-культурных ресурсов не всегда имеют более высокий показатель конкурентоспособности, поскольку также важны показатели рекреационной освоенности и интенсивности использования субрегиона. Исследование проводилось в рамках прикладной научно-исследовательской работы АААА-А19-119012390078-9 «Разработка Концепции развития прибрежных дестинаций в Республике Крым до 2030 г.».

Ключевые слова:

стратегия, развитие, предпринимательская деятельность, рекреационная сфера, инфраструктура, потенциал, субрегиональные особенности

Букреев И.А.

Стратегия развития предпринимательской деятельности в рекреационной сфере на основе субрегиональных особенностей Крыма

Введение. В условиях развивающихся рынков, ростом взаимосвязи, согласованности и постоянным укрупнением бизнеса Западная экономическая мысль предлагает рассматривать регионы по аналогии с поведением хозяйствующих субъектов из чего следует, что и предпринимательскую деятельность можно рассматривать в тех же масштабах, где особая роль отводится государству.

Поскольку потребление рекреационных продуктов происходит в рамках одной территории и понятие рекреации представляется комплексным, то регион можно рассматривать на уровне крупной организации, представляющей туристско-рекреационную отрасль, а предпринимательство на уровне региона, производящего рекреационный продукт.

В рыночных условиях регион являясь самостоятельным экономическим субъектом, действует и конкурирует на уровне национальной экономики и вступает в мировые конкурентные процессы, поэтому согласованность в действиях всех субъектов предпринимательской деятельности должна осуществляться как между структурными подразделениями в одной крупной организации, где соединение факторов производства и совершенствование социально-экономического механизма осуществляется на более высоком уровне.

Анализ последних публикаций. В работах отечественных учёных С.Ю. Цехлы [1, 3, 6], И.В. Бережной [2], И. М. Яковенко [4, 5] исследованы составляющие рекреационного потенциала и проблемы развития туризма и рекреации. Понятие «конкурентоспособность» применительно к сфере туризма рассматривается подробно в работах отечественных и зарубежных авторов как Э.Б. Адельсеи-товой и Л.Н. Джемилевой [7], С.Г. Нейздойми-нова [8], Р. А. Фатхутдинова [9], М. Мескона [10] и др. Проблемам стратегического развития посвящены труды многих зарубежных и отечественных учёных как И. Ансофф [11], X. Виссем [12], М. Портер [13, 21, 22], И.Г. Павленко [14, 15], О.В. Рудакова [15] и ряд других

специалистов.

Основное содержание. Республика Крым представляет собой уникальный регион Российской Федерации, имеющий мощный природно-климатический, ландшафтный, историко-культурный, рекреационно-курортный комплекс, являющийся основой для развития санаторно-курортной и туристской сферы [1]. Несмотря на ресурсные возможности региона, возникают проблемы относительно эффективного использования рекреационного потенциала (далее РП) и достаточности спроса на рекреационный продукт. Полуостров является лидером по разнообразию природоохранных и природных объектов - 153 (5 заповедников, 33 заказника, 105 памятников природы, 10 объектов садово-паркового искусства), 517 км пляжей разных типов (57% общей протяжённости береговой линии, 582 пляжа: 223 оздоровительных, 209 общего назначения, 82 лечебных, 68 детских), 120 действующих. А также более 30 разведанных источников минеральных вод, запасы лечебных грязей около 24 млн. м3, ландшафтное разнообразия: море, горы, леса, степи, 25 горных вершин; 160 пещер, более 170 иных ландшафтных объектов (табл. 1) [1-6].

Рекреационная освоенность Республики Крым по субрегионам значительно варьируется. Так оценивая субрегион Большой Ялты в сравнении с Республикой Крым наблюдается значительное превосходство последнего (табл. 2).

Среди наиболее существенных проблем использования рекреационного комплекса Республики Крым можно назвать сезонную зависимость. В субрегионе Большая Ялта ситуация складывается более благоприятно, чем в среднем по региону, так около 80% предприятий комплекса способны функционировать круглогодично, почти все они работают в сезонном режиме, с мая по октябрь.

Данные анализа показали, что соотношение между интенсивностью использования РП Крыма и Большой Ялты на протяжении периода 2014-2017 гг. характеризуется соотношением 1,33 (табл. 3.).

Таблица 1 - Наличие природно-рекреационных ресурсов в городах-курортах Республики Крым

(сост. на основе [1-6])

Вид ресурсов Курортная зона (курортно-рекреационный субрегион)

Большая Алушта Большая Ялта Черноморский р-н Керченский п-в Сакский р-н Судак Феодосия Бахчисарайский р-н

Климатические + + + + + + + +

Ландшафтные + + + - - + + -

Пляжные + + + + + + + -

Морские + + + + + + + +

Минводы / лечебные грязи +/- +/- +/+ +/- +/+ -/- +/- +/-

Культурно-исторические ресурсы + + + + + + + +

Рекреационно-курортный комплекс + + + + + + + +

Таблица 2 - Рекреационная освоенность территории Республики Крым и Большой Ялты в 2014-2017 гг.1

Год Кол-во рекреационных комплексов, единиц Баз размещения, ед./км2 Кол-во мест размещения, тыс. Мест размещения, ед./км2

Крым

2014 750 0,028 121,4 4,66

2015 770 0,029 158,1 6,08

2016 767 0,029 156,5 6,01

2017 770 0,029 158,0 6,02

Большая Ялта

2014 169 0,597 36,8 130,0

2015 156 0,551 30,5 107,7

2016 156 0,551 35,7 126,1

2017 156 0,551 36,7 127,1

Таблица 3 - Интенсивность использования рекреационно-туристского комплекса Крыма и Большой Ялты в 2014-2017 гг.

Показатель \ Год 2014 2015 2016 2017

Коэффициент Крым 49,2 55,7 62,3 66,8

заполняемости, % Бол. Ялта 77,1 79,3 80.6 83,8

Индекс интенсивности использования РК 1,2 1,3 1,34 1,34

1 Таблицы 2, 3 сост. по данным Министерства курортов

и туризма Республики Крым. URL: https://mtur.rk.gov.ru/ru/index; Управления федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю. URL: http://crimea.gks.ru/.

В условиях постоянного углубления разделения труда и как следствия высокого экономического развития и интеграционных процессов возрастает роль предпринимательства в необходимости специализации субрегионов на основе их природных и историко-культурных особенностей, что в общем приводит к росту конкурентных преимуществ как субрегионов, так и региона в целом. Развитие предпринимательства в рекреационной сфере позволяет адаптироваться на постоянно меняющийся потребительский спрос, формировать новые и развивать старые сегменты рынка, что способствует эффективности производства и распределения ресурсов. В последнее время наблюдается развитие преимущественно пляжного отдыха и снижение сегмента потребителей лечебной функции, что сопровождается переориентированием предпринимательства преимущественно в область оздоровления и отдыха [7-10].

В такой ситуации стоит отметить важность сегмента потребителей функции лечения так как для этого может использоваться период межсезонья, что требует роли государства в предпринимательстве на этом более высоком уровне. Так от наличия необходимых условий ресурсного обеспечения предпринимательства (экономические и институциональные ресурсы) зависят конкурентные преимущества развития рекреационной сферы.

Букреев И.А.

Стратегия развития предпринимательской деятельности в рекреационной сфере на основе субрегиональных особенностей Крыма

Так многие природные ресурсы и в том числе воздух в Крыму уникальность и целебное качество которого широко известно разрушается в результате стихийного развития предпринимательской деятельности в регионе, поскольку многие сегменты потребителей отводят не столь важную ему роль в сравнении с другими рекреационными благами в меру своего материального достатка, а также процесс развития рекреационной сферы не имеет чёткой согласованности среди предпринимателей и потребителей по его сохранению, а деятельность каждого по отдельности субъекта в этом направлении не рассматривается значимой.

Каждый сегмент потребителей по-разному оценивает важность тех или иных ре-

Оценить состояние и вести мониторинг развития предпринимательства в рекреационной сфере субрегионов в структуре Крыма можно с помощью относительного показателя конкурентоспособности. Некоторые субрегионы как Большая Ялта, Большая Алушта имеют значительное превосходство рекреационного потенциала (далее РП) по отношению к другим субрегионам Республики Крым, что косвенно подтверждается потоками туристов около половины которых приходиться на эти два субрегиона. Развитие региона Б. Ялта на протяжении всего периода в условиях автономии и Республики Крым отмечалось более высокими показателями развития относительно других субрегионов Крыма.

Крымский регион традиционно делится на пять рекреационных субрегионов [18-20]:

- Западный берег (центр - Евпатория);

- Южный берег (Ялта, Алушта);

сурсов в рекреации для себя. Так статистика Market Metrix показала, что для туристов эконом-сегмента важно наличие свободного доступа к Интернету и менее важно питание и инфраструктура. Потребители туристского продукта эконом класса, которых отличает высокая чувствительность к цене, качеству и ассортименту услуг относятся терпимо. Для среднего сегмента питание и инфраструктура имеют более важное значение, чем для эконома класса, потеснив доступ к Интернету и другие удобства. Для люкс-сегмента требования к наличию Интернета, инфраструктуре и питанию распределились в равных долях. Туристы luxury сегмента ценят сбалансированность всех показателей и на высоком уровне (табл. 4.).

- Юго-восточный берег (Феодосия);

- Восточный берег (Керчь);

- Центральный и Северный Крым (Симферополь, Бахчисарай, Горный Крым).

В нашем анализе уделяется внимание в развитии рекреации таким субрегионам как: Большая Ялта, Большая Алушта, Феодосия, Судак, Керченский полуостров, Черноморский район, Сакский и Бахчисарайский районы.

Относительная оценка конкурентоспособности (ООК) учитывает основные показатели состояния и развития рекреационной сферы региона, которые являются результатами действия сил природы и предпринимательской активности. Так, например, Большая Ялта развивается более быстрыми темпами относительно Республики Крым, поскольку обладает существенным РП и высокой его концентрацией в расчёте на единицу площади, что делает рекреацию более качественной.

Таблица 4 - Отношение сегментов потребителей к рекреационным ресурсам

Сегменты / значимость ресурсов Море Инфраструктура Места размещения Ландшафт Климат (лечебный воздух) Архитектура Социальный комфорт

Luxury сегмент высокое высокое высокое высокое высокое хорошо высокое

Люкс сегмент высокое высокое высокое хорошо нормальное по интересу хорошо

Средний сегмент хорошо нормальное хорошо терпимо нормальное по интересу хорошо

Эконом класс терпимо терпимо терпимо терпимо терпимо по интересу терпимо

ООКрс = уРПпик * РПии * РПро = = 3312,13/1,1 * 1,34 * 127/6,02=6,63 , (1)

где РПпик - коэффициент территориальной концентрации природного и историко-культурного потенциала; РПии - коэффициент интенсивности использования РП; РПро - коэффициент (экстенсивной) рекреационной освоенности РП; к - показатель корня равный числу элементов под корнем (3).

Так показатель рекреационной концентрации РП является результатом действия природной, историко-культурной и хозяйственной составляющей, которая представлена рекреационным комплексом. Концентрация может быть высокой и за счёт природной составляющей РП при незначительной инфраструктуре, поэтому следующий показатель учитывал рекреационную освоенность территории. Третий показатель учитывал интенсив-

ность использования потенциала.

Коэффициент интенсивности использования РП можно также характеризовать как эффективность рекреационного освоения территории, так как инфраструктура используется более интенсивно, что в сравнении с Р. Крым существенно выше в Б. Ялта, Б. Алушта и Феодосия. Показатель территориальной концентрации РП зависит от уровня РП и методики его оценки. Так в оценке потенциала можно было бы учитывать больше показателей обеспеченности объектами инфраструктуры, которые влияют на качество жизни населения (объекты образования, здравоохранения, культуры, ЖКХ).

При развитии того или иного вида рекреационной деятельности необходимо учитывать его соответствие согласно концентрации ресурсов на данной территории (табл. 5).

Таблица 5 - Субрегиональные особенности развития рекреационной деятельности

(сост. на основе [7-10; 14; 16; 17; 21; 22])

Ресурсы / Субрегионы Большая Ялта Большая Алушта Судак Феодосия Керченский п-ов Черноморский р-н Сакский р-н Бахчисарайский р-н

Природные и историко-

культурные ресурсы (фун- 12,13 13,74 2,29 3,95 20,14 8,17 8,97 7,48

даментальные)

Хозяйственные ресурсы 6,44 2,48 2,32 2,13 3,12 0,85 0,77 1,83

Потенциал субрегиона 18,57 16,22 4,61 6,08 23,26 9,02 9,74 9,31

Концентрация (фундамен-

тальных) природных и исто- 11,03 5,14 1,11 2,95 1,80 1,41 1,04 1,23

рико-культурных ресурсов

Концентрация потенциала 16,88 6,07 2,23 4,54 2,08 1,56 1,13 1,53

Площадь территории 1,10 2,67 2,07 1,34 11,19 5,78 8,65 6,10

Конкурентоспособность 6,63 1,52 1,56 2,71 0,82 0,92 0,92 1,03

Виды деятельности зависят непосредственно от сегментов потребителей и ресурсного обеспечения, что в итоге создаёт необходимость в правильном определении направлений использования территории региона. В каждом случае используемые ресурсы имеют альтернативную стоимость использования не только в других сферах деятельности, но и непосредственно в разрезе рекреационного направления. Так неоднородность

рекреационной территории региона при производстве однородного рекреационного блага использует ресурс земля, альтернативная стоимость территориальных сегментов которого разная. Альтернативная стоимость ресурса земля будет ниже в местах, где меньшая природная и историко-культурная концентрация на единицу площади. Такое положение дел требует активной предпринимательской позиции в рамках региональной стратегии

Букреев И.А.

Стратегия развития предпринимательской деятельности в рекреационной сфере на основе субрегиональных особенностей Крыма

развития через сегментацию потребителя рекреационного блага и соответствующих для этого субрегионов.

Субрегионы с высоким уровнем фундаментального потенциала в абсолютном выражении могут быть использованы в разных направлениях рекреации для разных сегментов рекреантов, но показатель концентрации доказывает о необходимости ориентации на более материально состоятельный сегмент рекреантов, что более щадяще по отношению к природной составляющей (Большая Ялта, Большая Алушта и Феодосия).

В плане развития рекреации для сегмента эконом класса можно было бы использовать Сакский и Судакский субрегионы, а также часть Бахчисарайского субрегиона со стороны моря, так как прочая часть имеет историко-культурную значимость для сегмента по данному интересу.

Так стоит отметить, что взятые такие субрегионы как Сакский район и Керченский полуостров имеют в своём составе Саки и Керчь, которые имеют значительные отличия в концентрации потенциала по отношению к их субрегиональной принадлежности. Касательно специализации эти города в составе субрегионов могут быть как бальнеологические курорты. А также в Саках есть перспектива дальнейшего развития лечебного и оздоровительного отдыха так как город является грязелечебным курортом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стоило бы отметить специализацию по городу Евпатория на детском отдыхе и семейном оздоровлении. Относительно низкого показателя конкурентоспособности по Ленинскому району стоит отдельно рассматривать такие сегменты как село Курортное, которое отличается наличием высокой концентрацией бальнеологического лечебно-оздоровительного комплекса.

Заключение. В процессе спонтанного развития предпринимательства в рекреационной деятельности на территории с высокой концентрацией природных ресурсов более материально состоятельная публика будет находиться в одном пространстве с сегментом эконом класса, что ухудшает социальный климат, замещает более быстрыми темпами не восстановимую или трудно восстановимую природную составляющую курорта и делает рекреацию менее полезную для Luxury сегмента и более дорогую для эконом сегмента.

Поскольку потребители разных сегментов по разному относятся к полезности рекреационных ресурсов, то в результате такого стихийного развития предпринимательства сегменты среднего и эконом классов будут искать рекреацию в прочих субрегионах с меньшей природной концентрацией вызывая тем самым их спонтанное развитие, а более материально состоятельные за рубежом и все это на фоне безвозвратно уничтоженного или трудно восстановимого природного потенциала в долгосрочном периоде.

Так стратегия развития предпринимательства в рекреации должна согласовываться на региональном и более высоком уровне так как местные власти субрегионов не заинтересованы в прочем сценарии развития относительно того, что складывается стихийно, так как в краткосрочном периоде они ещё и столкнуться с проблемой оттока потребителей среднего и эконом класса сегментов. На государственном уровне поддержка развития внутреннего туризма за счёт скрытых протекционистских мер не единственный способ развития региона Крым, также не менее важным является поддержка развития предпринимательства в рекреационной сфере, ориентированной на разные сегменты потребителей согласно субрегиональным особенностям.

Список источников:

1. Цехла С.Ю., Симченко Н.А., Полищук Е.А. Развитие структуры кадрового обеспечения санаторно-курортного комплекса Республики Крым // Экономика региона. 2015. №3. С.149-160.

2. Устойчивый Крым. Курортополис Большая Ялта / В.С. Тарасенко, В.Г. Ена, И.В. Бережная. Симферополь: ИТ «Ариал», 2010. 392 с.

3. Цьохла С.Ю. Концепция економiчного розвитку курортно-рекреацмноУ сфери УкраУни // Ресурсный потенциал приоритетных направлений развития Автономной Республики Крым: Монография / Под ред. Подсолонко В.А., Бузни А.Н. Симферополь: ДИАЙПИ, 2012. 617 с.

4. Яковенко И.М. Рекреационное природопользование: методология и методика исследований: Монография. Симферополь: Таврия, 2003. 335 с.

5. Яковенко И.М. О дефинициях теории рекреационного природопользования // Культура народов Причерноморья. 2005. №64. С. 22-27.

6. Цьохла С.Ю. Трансформащя рекреацшноУ дiяльностi та туристичних репональних риншв курортно-рекреацшних послуг: Монографiя. Омферополь: Таврiя, 2008. 352 с.

7. Адельсеитова Э.Б., Джемилева Л.Н. Обеспечение конкурентоспособности туристской фирмы на основе качества турпродукта // Культура народов Причерноморья. 2012. №236. С. 10-13.

8. Нездойминов С.Г. Туристский поток — фактор конкурентоспособности региона // Ars Administrandi. 2014. №3. С. 78-83.

9. Фатхутдинов Р.А. Концепция новой теории управления конкурентоспособностью и конкуренцией // Современная конкуренция. 2007. №1. С. 73-86.

10.Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1993. 704 с.

11.Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Прогресс, 1998. 519 с.

12.Виссем X. Стратегический менеджмент и предпринимательство: Возможности для будущего процветания. М.: БИБФИЗМАТ, 2000. 271 с.

13.Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М: Альпина Бизнес Букс, 2008. 715 с.

14.Павленко И.Г. Стратегические направления развития рекреационного комплекса АР Крым // Экономика Крыма. 2008. №23. С. 73.

15.Рудакова О.В., Павленко И.Г. Развитие методологических принципов исследования коммуникаций в бизнесе // Экономика Крыма. 2014. №1. С. 40-43.

16.Букреев И.А. Проблемы и перспективы развития туристско-рекреационной отрасли региона Большая Ялта // Региональная экономика: теория и практика. 2018. Т.16. №9. С. 17771790.

17.Букреев И.А. Оценка рекреационного потенциала Большой Ялты и перспективы его развития // Региональная экономика: теория и практика. 2016. №7(430). С. 187-196.

18.Матюхина А.А. Рекреационный бизнес Крыма // Культура народов Причерноморья. 2012. №230. С. 45-48.

19.Лукьянова Л.Г., Цыбух В. И. Рекреационные комплексы. К.: Высш. шк., 2004. 346 с.

20.Калинникова И.О. Управление социально-экономическим потенциалом региона. СПб.: Питер, 2012. 240 с.

21.Porter M. Competitive Strategy. New York, 1980. 396 р.

22.Porter M. Competitive Advantage // New York: The Free Press, 1985. 557 р.

не

Букреев И.А.

Стратегия развития предпринимательской деятельности в рекреационной сфере на основе субрегиональных особенностей Крыма

Igor A. BUKREEV V. I. Vernadsky Crimean Federal University,

Humanities and Education Academy (Branch) (Yalta, Crimea);

Senior Lecturer; e-mail: bukreev.igor@bk.ru

DEVELOPMENT STRATEGY OF ENTREPRENEURSHIP ACTIVITIES IN RECREATIONAL SPHERE ON THE BASIS OF SUBREGIONAL CHARACTERISTICS OF CRIMEA

There is a need for efficiently managing resources using available forms and methods. In this case, the recreational activities development should be conducted in the most suitable area of the region. The territory possesses the recreational factors and recreational resources, using of which should consider its heterogeneity and adaptability to different segments of consumers. An important role in this process play a strategic analysis of recreational entrepreneurial activity development, taking into account the subregional characteristics of the region. So, as a result of analyzing the development prospects for the entrepreneurship in the region, the author identify subregions with a high level of natural, historical and cultural potential, the fundamental basis for the recreation development, as well as the level of concentration in the territory, which makes the alternative cost of land resources higher because the development of economic infrastructure accompanied by the replacement of natural and historical-cultural resources. In turn, the balance of concentration indicators of recreational fundamental and economic resources makes the recreational sector of the subregion more competitive, as illustrated by the calculation of the conditional index of competitiveness of the Crimean subregions. Also, the results of the analysis show that subregions with lower concentrations of natural, historical and cultural resources do not always have a higher index of competitiveness, since indicators of recreational development and intensity of use of the subregion are also important.

References

1. Tsechla, S. Yu., Simchenko, N. A., & Polishhuk, E. A. (2015). Razvitie struktury kadrovogo obespecheniya sanatorno-kurortnogo kompleksa Respubliki Krym [Development of the staffing structure of the sanatorium-resort complex of the Republic of Crimea]. Ekonomika regiona [Economy of the Region], 3, 149-160. (In Russ.).

2. Tarasenko, V. S., Ena, V. G., & Berezhnaya, I. V. (2010). Ustojchivyj Krym. Kurortopolis Bolshaya Yalta [Sustainable Crimea. Kurortopolis Big Yalta]. Simferopol: IT "Arial". (In Russ.).

3. Tszochla, S. Yu. (2012). Koncepcziya ekonomichnogo rozvitku kurortno-rekreaczijnoi sferi Ukrainy [The concept of economic development of the resort and recreation sphere of Ukraine] // Resursny potencial prioritetnyh napravlenij razvitiya Avtonomnoj Respubliki Krym [Resource potential of the priority directions of development of the Autonomous Republic of Crimea]: A monograph. Simferopol: DIAJPI. (In Ukr.).

4. Yakovenko, I. M. (2003). Rekreacionnoe prirodopolzovanie: metodologiya i metodika issledo-vanij [Recreational nature management: research methodology and methodology]: A monograph. Simferopol: Tavriya. (In Russ.).

5. Yakovenko, I. M. (2005). O definiciyax teorii rekreacionnogo prirodopolzovaniya [On the definitions of the theory of recreational environmental management]. Kultura narodov Prichernomor-ya [Culture of the peoples of the Black Sea region], 64. 22-27. (In Russ.).

Keywords:

strategy, development, entrepreneurial activity, recreational sphere, infrastructure, potential, subregional features

6. Yszochla, S. Yu. (2008). Transformacziya rekreaczijnoi diyalnosti ta turistichnih regionalnih rinkiv kurortno-rekreaczijnih poslug [Transformation of recreational activity and tourist regional markets of resort and recreation services]: A monograph. Simferopol: Tavriya. (In Ukr.).

7. Adeltseitova, E. B., & Dzhemileva, L. N. (2012). Obespechenie konkurentosposobnosti turistskoj firmy na osnove kachestva turprodukta [Ensuring the competitiveness of the tourism company on the basis of the quality of the tourist product]. Kultura narodov Prichernomorya [Culture of the peoples of the Black Sea region], 236. 10-13. (In Russ.).

8. Nezdojminov, S. G. (2014). Turistskij potok - faktor konkurentosposobnosti regiona [Tourist flow - a competitiveness factor of the region]. Ars Administrandi, 3. 78-83. (In Russ.).

9. Fatkhutdinov, R. A. (2007). Koncepciya novoj teorii upravleniya konkurentosposobnostyu i konkurenciej [The concept of a new theory of competitiveness and competition management]. Sovremennaya konkurenciya [Modern competition], 1, 73-86. (In Russ.).

10. Meskon, M., Albert, M., & Khedouri, F. (1993). Osnovy menedzhmenta [Fundamentals of Management]. Moscow: Delo. (In Russ.).

11. Ansoff, I. (1998). Strategicheskoe upravlenie [Strategic Management]. Moscow: Progress. (In Russ.).

12.Vissem, X. (2000). Strategicheskij menedzhment i predprinimatel^stvo: Vozmozhnosti dlya bu-dushhego proczvetaniya [Strategic Management and Entrepreneurship: Opportunities for Future Prosperity]. Moscow: BIBFIZMAT. (In Russ.).

13. Porter, M. (2008). Konkurentnoe preimushhestvo: Kak dostich vysokogo rezultata i obespechit ego ustojchivost [Competitive Advantage: How to achieve high results and ensure its sustainabil-ity]. Moscow: Alpina Biznes Buks. (In Russ.).

14. Pavlenko, I. G. (2008). Strategicheskie napravleniya razvitiya rekreacionnogo kompleksa AR Krym [Strategic directions for the development of the recreational complex of the Autonomous Republic of Crimea]. Ekonomika Kryma [Economy of Crimea], 23, 73. (In Russ.).

15. Rudakova, O. V., & Pavlenko, I. G. (2014). Razvitie metodologicheskix principov issledovaniya kommunikacij v biznese [Development of methodological principles for the study of communications in business]. Ekonomika Kryma [Economy of Crimea], 1, 40-43. (In Russ.).

16. Bukreev, I. A. (2018). Problemy i perspektivy razvitiya turistsko-rekreacionnoj otrasli regiona Bolshaya Yalta [Problems and prospects of development for the tourism and recreational sector of the region of Big Yalta]. Regionalnaya ekonomika: teoriya i praktika [Regional Economics: Theory and Practice], 16(9), 1777-1790. (In Russ.).

17. Bukreev, I. A. (2016). Ocenka rekreacionnogo potenciala Bolshoj Yalty i perspektivy ego razvitiya [Assessing the recreational potential of Big Yalta and its development prospects]. Regionalnaya ekonomika: teoriya i praktika [Regional Economics: Theory and Practice], 7(430), 187-196. (In Russ.).

18. Matyukhina, A. A. (2012). Rekreacionnyj biznes Kryma [Recreational business of Crimea]. Kultura narodov Prichernomorya [Culture of the peoples of the Black Sea region], 230, 45-48. (In Russ.).

19. Lukyanova, L. G., & Tsybukh, V. I. (2004). Rekreacionnye kompleksy [Recreational Complexes]. Kiev: Vysshaya shkola. (In Russ.).

20. Kalinnikova, I. O. (2012). Upravlenie socialno-ekonomicheskim potencialom regiona [Managing the socio-economic potential of the region]: A manual. St. Petersburg: Piter. (In Russ.).

21. Porter, M. (1980). Competitive Strategy. New York.

22. Porter, M. (1985). Competitive Advantage. New York: The Free Press.

Букреев И.А. Стратегия развития предпринимательской деятельности в рекреационной сфере на основе субрегиональных особенностей Крыма // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13. Вып. 2. С. 110-118. DOI: 10.24411/1995-042X^019-10210.

Bukreev, I. A. (2019). Development strategy of entrepreneurship activities in recreational sphere on the basis of subregional characteristics of Crimea. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 13(2), 110118. doi: 10.24411/1995-042X-2019-10210. (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.