СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Н.А. Мошкина, канд. юрид. наук, доцент
Саратовский национальный исследовательский государственного университет им. Н.Г. Чернышевского (Россия, г. Саратов)
Аннотация. В настоящее время вопросы стратегического планирования широко обсуждаются на всех уровнях власти. В данной статье проанализированы особенности стратегического планирования на уровне муниципальных образований, выделены элементы Стратегического плана развития муниципального образования, определены его цели. В работе рассмотрены полномочия органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования, а также основные принципы работы над планом развития муниципальных образований.
Ключевые слова: муниципальное образование, стратегическое планирование, муниципалитет, план развития, стратегия.
Со вступлением в силу Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [1] на федеральном, региональном и муниципальном уровнях началась активная работа по разработке Стратегий развития соответствующих территорий. Указанный Федеральный закон устанавливает правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования. Стратегическое планирование в Российской Федерации осуществляется не только на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, но и на уровне муниципальных образований. Фактически, сегодня можно говорить о том, что в российском государстве формируется новая система государственного планирования в условиях рыночной экономики.
Развитие муниципального образования невозможно без определения целей и приоритетов, без разработки соответствующей стратегии, которая позволит выстроить экономическую и социальную политику соответствующей терри-
тории. Работа над Стратегическим планом развития муниципального образования должна проводиться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, регулирующим общероссийские средства регионального планирования и стратегического управления.
Базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу является Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [2].
Одним из основных документов системы стратегического планирования развития Российской Федерации является Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанный Минэкономразвития РФ. Он определяет направления и ожидаемые результаты социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Фе-
дерации в долгосрочной перспективе. Долгосрочный прогноз формирует единую платформу для разработки долгосрочных стратегий, целевых программ, а также прогнозных и плановых документов среднесрочного характера.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе в законах субъектов Российской Федерации определять общие положения о порядке обеспечения согласованности долгосрочных целей и задач социально-экономического развития муниципальных образований с приоритетами и целями социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Так, например, в ст. 6 Закона Саратовской области № 56-ЗСО «О стратегическом планировании в Саратовской области» [3] установлено, что по решению Правительства области могут разрабатываться стратегии социально-экономического развития части территории Саратовской области, социально-экономические условия в пределах которой требуют выделения отдельных направлений, приоритетов, целей и задач социально-экономического развития при разработке документов стратегического планирования области.
В муниципальных районах и городских округах, разрабатываются, утверждаются (одобряются) документы стратегического планирования, необходимые для обеспечения бюджетного процесса. Вместе с тем по решению органов местного самоуправления могут разрабатываться, утверждаться (одобряться) и реализовываться стратегия социально-экономического развития муниципального образования и план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования. На сегодняшний день такие стратегии уже приняты в Санкт-Петербурге, Самаре, Ижевске, Иркутске и некоторых других городах.
Органы местного самоуправления наделены собственными полномочиями в сфере стратегического планирования,
перечень которых содержится в ст. 6 Федерального закона № 172-ФЗ:
а) определении долгосрочных целей и задач муниципального управления и социально-экономического развития муниципальных образований, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
б) разработке, рассмотрении, утверждении (одобрении) и реализации документов стратегического планирования по вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления;
в) мониторинге и контроле реализации документов стратегического планирования, утвержденных (одобренных) органами местного самоуправления;
г) иных полномочиях в сфере стратегического планирования, определенных федеральными законами и муниципальными нормативными правовыми актами.
Стратегический план развития муниципального образования должен быть иерархически согласован по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам с документами стратегического планирования Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Цели, включаемые в Стратегический план развития, должны быть общими для всех и восприниматься жителями соответствующего муниципального образования, как свои собственные. При этом главная цель Стратегии развития муниципального образования должна заключаться в создании комфортной и благоприятной среды для проживания населения. Рост уровня и качества жизни населения в муниципальных образованиях представляет собой главную целевую направленность стратегического планирования. При этом особый акцент необходимо делать на оптимальное удовлетворение потребностей местного сообщества путем решения острых социальных проблем.
Стратегический план должен работать на повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования, укреплять доверие к местной власти за счет поиска внутренних резервов и источников роста, привлечения частных инвестиций. Цель стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований - выход на самодостаточный уровень развития. Это - выбор приоритетов развития на основе использования резервов. В этой связи главный акцент в процессе реализации социально-экономического развития муниципального образования должен быть направлен на повышение привлекательности социально-экономических систем, что, в конечном итоге, будет способствовать привлечению дополнительных ресурсов в бюджет муниципального образования. Органы самоуправления муниципального образования должны создавать хозяйствующим субъектам на своей территории условия для вовлечения местных ресурсов в процесс социально-экономического развития, обеспечивать на этой основе рост доходной части местного бюджета; должны разрабатывать системы поддержки малого предпринимательства, а также включать отдельные проекты в государственные и муниципальные программы развития.
Стратегический план развития является элементом управления муниципальным образованием, следовательно, в нем должны быть определены не только перспективы собственного развития, но и установлена связь между
органами управления и населением, проживающим на данной территории. В этой связи в работе над данным планом приоритет должен иметь принцип, не закрепленный законодательно, но имеющий важное значение в процессе стратегического планирования, - принцип публичности, т.е. диалог и согласование интересов всех субъектов, которые заинтересованы в результатах стратегического планирования, а таковыми являются власть, бизнес и общественность. Отсюда вытекает необходимость применения и еще одного немаловажного принципа - принципа соучастия в разработке Стратегического плана развития муниципального образования тех, кто будет в дальнейшем его реализовы-вать. Представители разных сфер могут и должны встречаться и обсуждать важнейшие городские проблемы на совещаниях, семинарах, конференциях, проводимых в процессе разработки плана развития. Гласность и открытость в разработке и реализации плана - залог его успеха и соответствия потребностям городского сообщества.
В заключение отметим, что Стратегия развития муниципального образования должна быть уникальной и учитывать исторические и иные местные традиции, но механизмы ее реализации должны носить универсальный характер. Цель принятия Стратегического плана развития муниципального образования должна заключаться в устойчивом социально-экономическом развитии муниципального образования и обеспечении национальной безопасности.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 26 (ч.1). Ст. 3378.
2. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. 2). Ст. 212.
3. Закон Саратовской области № 56-ЗСО «О стратегическом планировании в Саратовской области» // Собрание законодательства Саратовской области. - 2015. -№15. - С. 292-294.
- экономика u ynpaeaenue -
THE STRATEGY OF DEVELOPMENT FOR MUNICIPALITIES AT
THE PRESENT STAGE
N.A. Moshkin, candidate of legal sciences, associate professor Saratov national research state university. N.G. Chernyshevsky (Russia, Saratov)
Abstract. Currently, strategic planning is widely Ob-sozdayutsya at all levels of government. This article analyses the peculiarities of strategic planning at the municipal level allocated to the elements you Strategic development plan of the municipality, defined his purpose. The paper discusses the powers of local authorities in the area of strategic planning, as well as the basic principles of work on development plan Muni-municipal entities.
Keywords: municipal education, strategic planning, municipal-palitet, development plan, strategy.