Научная статья на тему 'Стратегия разработки нового поколения тракторных прицепов'

Стратегия разработки нового поколения тракторных прицепов Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
165
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАКТОРНЫЕ ПРИЦЕПЫ / СЕМЕЙСТВО МАШИН / МЕТОД / ТЕХНИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ / СТАБИЛЬНОСТЬ / TRACTOR TRAILERS / MACHINE FAMILY / METHOD / TECHNICAL LEVEL / STABILITY

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Косолапов В. М., Шевцов А. В., Милев А. Д.

Агрессивность зарубежных производителей сельхозтехники на отечественном рынке и недостаточность централизованной поддержки привели к затяжному кризису в сельхозмашиностроении России. Эти факты сказались на производстве и реализации отечественных тракторных прицепов основных средств механизации трудоемких технологических процессов в сельском хозяйстве. Были изучены объемы реализации кормораздатчиков (типа КТ и КТУ), самосвальных прицепов (типа 2ПТС), тележек для внесения органических удобрений (типа ПРТ) и прицепов для перевозки измельченных кормов (типа ПСЕ) на отечественном рынке четырех заводов за три следующих друг за другом года в начале века. Каждый из заводов выпускает один-два типа из перечисленных прицепов. По средним за несколько лет ежемесячным объемам реализации машин можно проследить изменение спроса по месяцам года. Так, на кормораздатчики спрос возрастает в период перевода животных на стойловое содержание, на самосвальные прицепы в первом полугодии, на тележки для внесения органических удобрений весной и осенью, на при-цепы для перевозки измельченных кормов в мае-июле. Стабильность поступления финансовых средств достигается расширением производства тракторных прицепов. Производство семейства машин с высоким уровнем унификации, параметрами на уровне лучших мировых аналогов и с учетом сезонности спроса снижает степень риска производства и повышает стабильность поступления финансовых средств на предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Косолапов В. М., Шевцов А. В., Милев А. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The foreign agricultural machinery manufacturers' aggressiveness on domestic market and the lack of centralized support had led to the protracted crisis in the Russian farm machinery sector. These facts affected the domestic tractor trailers' produce and sales mechanization's main means of agriculture labour-intensive technological processes. The sale volumes of feeders (KT and KTU type), tipper trailers (2PTS type), organic fertilizer application's trucks (PRT type ) and feed mill trailers for transportation ( PSE type) on the domestic market of four plants for three next to each other years in the beginning of the century were studied. Every plant produces one or two types of these trailers. On average of several years cars' sales volume monthly you can trace the change in demand for the months of the year. So, demand for feeders is increasing in the animals stabling period's beginning, for tipper trailersin the first half of year, for organic fertilizer application's trucks in spring and in autumn, for feed mill trailers for transportation in May-July. The funding income stability is achieved by expanding of the tractor trailers' producing. The machines' family producing with a high level of unification, the best world analogues' parameters and taking into account the demand seasonality reduces the producing risk level and increases the enterprises' funds flow's stability.

Текст научной работы на тему «Стратегия разработки нового поколения тракторных прицепов»

УДК 636.085

СТРАТЕГИЯ РАЗРАБОТКИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ТРАКТОРНЫХ ПРИЦЕПОВ

В.М. Косолапое, член-корреспондент РАН, доктор сельскохозяйственных наук А.В. Шевцов, кандидат технических наук А.Д. Милев, старший научный сотрудник

ФГБНУ Всероссийский научно-исследовательский институт кормов имени В.Р. Вильямса E-mail: [email protected]

Аннотация. Агрессивность зарубежных производителей сельхозтехники на отечественном рынке и недостаточность централизованной поддержки привели к затяжному кризису в сельхозмашиностроении России. Эти факты сказались на производстве и реализации отечественных тракторных прицепов - основных средств механизации трудоемких технологических процессов в сельском хозяйстве. Были изучены объемы реализации кормораздатчиков (типа КТ и КТУ), самосвальных прицепов (типа 2ПТС), тележек для внесения органических удобрений (типа ПРТ) и прицепов для перевозки измельченных кормов (типа ПСЕ) на отечественном рынке четырех заводов за три следующих друг за другом года в начале века. Каждый из заводов выпускает один-два типа из перечисленных прицепов. По средним за несколько лет ежемесячным объемам реализации машин можно проследить изменение спроса по месяцам года. Так, на кормораздатчики спрос возрастает в период перевода животных на стойловое содержание, на самосвальные прицепы - в первом полугодии, на тележки для внесения органических удобрений - весной и осенью, на прицепы для перевозки измельченных кормов в мае-июле. Стабильность поступления финансовых средств достигается расширением производства тракторных прицепов. Производство семейства машин с высоким уровнем унификации, параметрами на уровне лучших мировых аналогов и с учетом сезонности спроса снижает степень риска производства и повышает стабильность поступления финансовых средств на предприятиях.

Ключевые слова: тракторные прицепы, семейство машин, метод, технический уровень, стабильность.

Многолетние испытания сельскохозяйственных машин, проведенные в отделе механизации ВНИИ кормов, позволили разработать более 80 агротехнических и исходных требований к созданию агрегатов. В ходе исследований накоплен значительный опыт по многим направлениям производства сельхозтехники (Ахламов и др., 2001; Бондарев и др., 2001; Косолапов, Трофимов, Трофимова, 2011; Косолапов, Трофимов, Шевцов, 2012; Косолапов, Шевцов, Соколков, Милев, 2013; Отрошко и др., 2005; Шевцов, Зотов, 2012).

Пусть изменчивость спроса или степень риска выпуска продукции характеризуется коэффициентом вариации д, который составил за год: для кормораздатчиков - 88,8%, самосвальных прицепов типа 2ПТС-4 -27,6%, разбрасывателей органических удобрений - 55,8% и прицепов для перевозки измельченных кормов - 108% (рис. 1). Поэтому производство одного типа прицепов нецелесообразно. Производители двух типов

прицепов, например, кормораздатчиков и самосвальных прицепов, меньше подвержены сезонности спроса, а при производстве всех четырех типов прицепов степень риска выпуска продукции снижается значительно (коэффициент вариации равен 18,4%).

Стабильность реализации важна для ритмичной работы, а для финансовой стабильности завода важна ежемесячная стабильность поступления денежных средств - особенности нашей системы налогообложения. Так, снижение реализации кормораздатчиков на 20% при таком же увеличении реализации самосвальных прицепов приведет к значительному снижению стабильности поступления финансовых средств. Стабильность поступления финансовых средств достигается расширением производства тракторных прицепов, например, до четырех вышеуказанных типов. Стабильность поступления финансовых средств повышается (коэффициент вариации 22,6%) (рис. 2).

Journal of VNIIMZH №3(19)-2015

167

||

д - среднее арифметическое значение выпуска кормораздатчиков; а - среднеквадратичное значение

выпуска прицепов; -д - коэффициент вариации I I кормораздатчики

Ряд 1 (д = 27,6 шт.; а = 24,1 шт.; -А = 88,8%) I I прицепы типа 2ПТС — 4 Ряд 2 (д = 31,8 шт.;а = 8,8 шт.; -д = 27,7%) □ разбрасыватели органических удобрений Ряд 3 (д = 21,0 шт.; а = 11,6 шт.; ^ = 55,8%) I I тележки для перевозки измельченных кормов Ряд 4 (д = 16,3 шт.; а = 17,6 шт.; -А = 108,0%) I I всего

Ряд 5 (д = 96,2 шт.; ст = 17,7 шт.; -А = 18,4%) Рис. 1. Объемы реализации продукции по месяцам года

шин

1

Месяцы

Ряд 1

Ряд □

Ряд □

Ряд

Ряд 5

кормораздатчики (д = 119,1 тыс. $; а = 102,2 тыс. $; -А = 85,8%) прицепы типа 2ПТС — 4 (д = 79,3 тыс. $; а = 22,0 тыс. $; -А = 27,7%) разбрасыватели органических удобрений (д = 112,3 тыс. $; а = 62,3 тыс. $; £ = 55,8%)

тележки для перевозки измельченных кормов (д = 27,5 тыс. $; а = 105,3 тыс. $; ^ = 108,0%)

всего (д = 408,2 тыс. $; ст = 92,2 тыс. $; ■А = 22,6%) Рис. 2. Поступление финансовых средств от реализации продукции по месяцам года

Однако ни один из рассмотренных заводов не способен наладить серийное производство всех четырех машин из-за их низкой степени унификации между собой. Кроме того, конструкции прицепов были разработаны 30-40 лет назад и являются морально устаревшими. На основе проведенных исследований и анализа тенденций развития аналогичной техники за рубежом предлагается стратегия разработки семейства тракторных полуприцепов. Полуприцепы имеют удельные показатели грузоподъемности и вместимости бункера (отношение к собственной массе) более высокие, а стоимости одной тонны изделий - более низкие; высокую маневренность и повышенную проходимость по сравнению с прицепами.

Семейство тракторных полуприцепов предусматривает разработку следующих ти-поразмерных рядов машин на базе унифицированных узлов и деталей (шасси, силовая передача, материалы и т.д.):

- кормораздатчики (табл. 1);

- разбрасыватели органических удобрений с горизонтальными (табл. 2) и вертикальными механизмами рабочими органами;

- оборудование для внесения минеральных удобрений грузоподъемностью до 10 т;

- емкости для перевозки измельченных листостебельных трав и работы с кормоубо-рочными комбайнами (табл. 3);

- тележки-подборщики с самозагрузкой кормов из цельных трав и с измельчением в емкости вместимостью до 25 м3;

- самосвальные на три стороны тракторные полуприцепы (табл. 4);

- загрузчики сухих комбикормов со шне-ковой (типа ЗСК) и пневматической системами саморазгрузки;

- машины для внутрипочвенного внесения жидких органических удобрений;

- машины для подбора на полях, перевозки и штабелировки на хранение прессованных в рулоны и крупные тюки соломы;

- мобильные сушилки зерновые и комбикормовые агрегаты на шасси тракторных прицепов.

Таблица 1. Типоразмерный ряд кормораздатчиков Назначение - транспортирование и дозированная раздача измельченных кормов на фермах и животно_водческих комплексах (к тракторам класса 14 кН)_

КТ-12

Модель

Значения показателей

320

V

12

О

4,5

М

3,2

кТ

Тип шин

16,5/70-18

КТ-15

360

15

3,6

14

15,5/65-18

КТ-18

400

18

4,0

14

16,5/70-18

Таблица 2. Типоразмерный ряд разбрасывателей органических удобрений Назначение - транспортирование и сплошное поверхностное внесение твердых органических удобрений, _а также для перевозки различных грузов_

Модель

Значения показателей

Цб V О М _кТ

Тип шин

РОУ-5

320

3,5

16,5/70-18

РОУ-7

360

3,5

14

15,5/65-18

РОУ-Ю

400

10

4,0

30

16,5/70-18

Таблица 3. Типоразмерный ряд емкостей для перевозки измельченных кормов Назначение - сбор и перевозка измельченной массы от кормоуборочных машин и транспортирование _других сельскохозяйственных грузов_

Модель

Значения показателей

Цб

V

О М кТ

Тип шин

320

12,5

4,5

3,2

16,5/70-18

360

25

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3,6

14

400

40

12

4,2

30

15,5/65-18

16,5/70-18

Лоигпа! оГ VNIIMZH №3(19)-2015

169

9

6

9

5

3

9

5

7

8

9

7

Таблица 4. Типоразмерный ряд самосвальных тракторных полуприцепов Назначение - перевозка штучных и сыпучих грузов по дорогам с твердым или грунтовым покрытиями и

разгрузкой на три стороны

Модель

Значения показателей

Ц6 V О М кТ

Тип шин

СТП-4,5

250

4,5

2,2

16,5/70-18

СТП-7

280

2,8

14

15,5/65-18

СТП-12

300

10

12

3,2

30

16,5/70-18

Условные обозначения в таблицах 1-4: Цб - базовая цена модели, тыс. руб.; V - вместимость кормораздатчика, м3; О - грузоподъемность, т; М - масса, т; кТ - класс тяги трактора, кН

5

9

8

7

За базу целесообразно принять шасси кормораздатчиков, т.к. они имеют самые жесткие ограничения по наружным габаритам и технологическим параметрам из-за эксплуатации в животноводческих помещениях [13].

Таким образом, разработка и производство не отдельных типов тракторных прицепов, а семейства машин с высоким уровнем унификации, параметрами на уровне лучших мировых аналогов и с учетом сезонности спроса снижает степень риска производства и повышает стабильность поступления финансовых средств на предприятие.

Для заводов-производителей стратегия разработки нового поколения тракторных полуприцепов предполагает:

- анализ реализации своей продукции за последние 3-5 лет по месяцам с целью выявления сезонности спроса, степени риска и стабильности поступления финансовых средств;

- на основе анализа выявить "голодные" месяцы, т.е. месяцы, в которые реализация продукции идет плохо либо вообще отсутствует;

- из выбранных машин считать предпочтительными те, которые наиболее близки по технологии изготовления к изделиям ос-

новного производства, либо рассмотреть возможность модернизации изделий основного производства под новые машины;

- определить технику, пользующуюся спросом в "голодные" месяцы в регионе завода, лучшие зарубежные и отечественные аналоги, наличие конкурентов;

- разработать бизнес-план освоения новой техники и технического перевооружения предприятия с определением возможных затрат на модернизацию производства, источников финансирования и возможных сроков возврата средств;

- организационно-правовые вопросы;

- экспорт продукции позволяет учитывать сезонность спроса в глобальном плане.

ФГБНУ ВНИИМЖ выполняет в настоящее время выполняет роль головной научной организации в стране по проблемам механизации и автоматизации животноводства. Институтом разработана система технологий и машин для механизации процессов в животноводстве до 2020 года [14].

При создании системы машин до 2030 г. предлагается переходить к созданию не отдельных машин или их типоразмерных рядов, а семейств машин, объединенных единством конструкторских и технологических решений.

Литература:

1. Пат. 2187924 РФ. Косилка для ускоренного провяливания трав / Ахламов Ю.Д. и др. Опубл. 28.02.01

2. Пат. 2137342 РФ. Комбайн для фракционной уборки растений / Бондарев В.А. и др. Опубл. 12.05.98

3. Совершенствование технологий заготовки и хранения кормов / В.А. Бондарев и др. // Кормопроизводство. 2001. № 3. С. 27.

4. Кормопроизводство - стратегическое направление в обеспечении продовольственной безопасности России / Косолапов В.М. и др. М., 2009. 200 с.

5. Инновационная система кормопроизводства России / Косолапов В.М. и др. // Вестник ВНИИМЖ. 2012. №1.

6. Обоснование способа и устройства дистанционного регулирования скорости продольного транспортёра кормораздатчика / В.М. Косолапов и др. // Вестник ВНИИМЖ. 2013. №3. С. 191-195.

7. Пат. 2285380 РФ. Агрегат для уборки растений / Отрошко С.А. и др. Опубл. 21.01.05

8. Справочник по кормопроизводству / В.М. Косолапов и др. М., 2011.

9. Шевцов А.В. Разрушающее воздействие на агроэко-системы с.-х. техники // Научное обеспечение селекции и семеноводства с.-х. культур в Поволжском регионе. Самара, 2013. С. 209-212.

10. Шевцов А.В. Воздействие на агроэкосистемы с.-х. техники // Ресурсный потенциал растениеводства -основа обеспечения продовольственной безопасности. Петрозаводск, 2012. С. 177.

11. Механизация кормопроизводства / А.В. Шевцов и др. // ВНИИ кормов им. В.Р. Вильямса на службе российской науке и практике. М., 2014. С. 817-855.

12. Шевцов А.В., Зотов А.А. Техническая дигрессия лугов // Кормопроизводство. 2012. №6. С. 47-48.

13. Кормановский Л.П. Опыт реконструкции и технологической модернизации молочных ферм. М., 2010.

14. Система технологий и машин для механизации и автоматизации производства продукции животноводства и птицеводства на период до 2020 г. / Морозов Н.М. и др. М., 2013. 213 с.

Literatura:

1. Pat. 2187924 RF. Kosilka dlya uskorennogo provyali-vaniya trav / Ahlamov YU.D. i dr. Opubl. 28.02.01

2. Pat. 2137342 RF. Kombajn dlya frakcionnoj uborki rastenij / Bondarev V.A. i dr. Opubl. 12.05.98

3. Sovershenstvovanie tekhnologij zagotovki i hraneniya kormov / V.A. Bondarev i dr. // Kormoproizvodstvo. 2001. № 3. S. 27.

4. Kormoproizvodstvo - strategicheskoe napravlenie v obespechenii prodovol'stvennoj bezopasnosti Rossii / Kosolapov V.M. i dr. M., 2009. 200 s.

5. Innovacionnaya sistema kormoproizvodstva Rossii / Kosolapov V.M. I dr. // Vestnik VNIIMZH. 2012. №1.

6. Obosnovanie sposoba i ustrojstva distancionnogo regu-lirovaniya skorosti prodol'nogo transportyora kormo-razdatchika / V.M. Kosolapov i dr. // Vestnik VNIIMZH. 2013. №3. S. 191-195.

7. Pat. 2285380 RF. Agregat dlya uborki rastenij / Otrosh-ko S.A. i dr. Opubl. 21.01.05

8. Spravochnik po kormoproizvodstvu / V.M. Kosolapov i dr. M., 2011.

9. SHevcov A.V. Razrushayushchee vozdejstvie na agro-ehkosistemy s.-h. tekhniki // Nauchnoe obespechenie se-lekcii i semenovodstva s.-h. kul'tur v Povolzhskom re-gione. Samara, 2013. S. 209-212.

10. SHevcov A.V. Vozdejstvie na agroehkosistemy s.-h. tekhniki // Resursnyj potencial rastenievodstva - osnova obespecheniya prodovol'stvennoj bez-opasnosti. Petrozavodsk, 2012. S. 177.

11. Mekhanizaciya kormoproizvodstva / A.V. SHevcov i dr. // VNII kormov im. V.R. Vil'yamsa na sluzhbe ros-sijskoj nauke i praktike. M., 2014. S. 817-855.

12. SHevcov A.V., Zotov A.A. Tekhnicheskaya digressiya lugov // Kormoproizvodstvo. 2012. №6. S. 47-48.

13. Kormanovskij L.P. Opyt rekonstrukcii i tekhnologi-cheskoj modernizacii molochnyh ferm. M., 2010.

14. Sistema tekhnologij i mashin dlya mekhanizacii i av-tomatizacii proizvodstva produkcii zhivotnovodstva i pti-cevodstva na period do 2020 g. / Morozov N.M. i dr. M., 2013. 213 s.

THE NEW GENERATION OF TRACTOR'S TRAILERS DEVELOPING'S STRATEGY V.M. Kosolapov, RAN corresponding member, doctor of agricultural sciences A.V. Sheyvtsov, candidate of technical sciences A.D. Milev, senior researcher

FGBNY ALL-Russian research Institute of feed named after V.R. Williams

Abstract. The foreign agricultural machinery manufacturers' aggressiveness on domestic market and the lack of centralized support had led to the protracted crisis in the Russian farm machinery sector. These facts affected the domestic tractor trailers' produce and sales - mechanization's main means of agriculture labour-intensive technological processes. The sale volumes of feeders (KT and KTU type), tipper trailers (2PTS type), organic fertilizer application's trucks (PRT type) and feed mill trailers for transportation (PSE type) on the domestic market of four plants for three next to each other years in the beginning of the century were studied. Every plant produces one or two types of these trailers. On average of several years cars' sales volume monthly you can trace the change in demand for the months of the year. So, demand for feeders is increasing in the animals stabling period's beginning, for tipper trailers- in the first half of year, for organic fertilizer application's trucks - in spring and in autumn, for feed mill trailers for transportation in May-July. The funding income stability is achieved by expanding of the tractor trailers' producing. The machines' family producing with a high level of unification, the best world analogues' parameters and taking into account the demand seasonality reduces the producing risk level and increases the enterprises' funds flow's stability. Keywords: tractor trailers, machine family, the method, the technical level, stability.

Journal of VNIIMZH №3(19)-2015

171

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.