Научная статья на тему 'Стратегия психологической подготовки сотрудников полиции в процессе профессионального обучения'

Стратегия психологической подготовки сотрудников полиции в процессе профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2167
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уразаева Г. И.

В данной статье рассматривается структура профессиональной подготовки сотрудников полиции на этапе обучения в юридических институтах МВД России. Системообразующим элементом в структуре профессионального обучения является психологическая подготовка полицейского к повседневным и экстремальным условиям служебной деятельности. В качестве структурных составляющих профессиональной подготовки описываются личностная и социально-психологическая готовность к деятельности, профессионально ориентированная психолого-педагогическая подготовка, специальная подготовка (углубленная факультативная подготовка по отдельным, профессионально значимым сферам психологического знания). Характеризуются задачи обучающего, а также формы и средства практико-ориентированной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия психологической подготовки сотрудников полиции в процессе профессионального обучения»

&

Г.И. Уразаева,

кандидат психологических наук, доцент (КЮИ МВД России)

СТРАТЕГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В данной статье рассматривается структура профессиональной подготовки сотрудников полиции на этапе обучения в юридических институтах МВД России. Системообразующим элементом в структуре профессионального обучения является психологическая подготовка полицейского к повседневным и экстремальным условиям служебной деятельности. В качестве структурных составляющих профессиональной подготовки описываются личностная и социально-психологическая готовность к деятельности, профессионально ориентированная психолого-педагогическая подготовка, специальная подготовка (углубленная факультативная подготовка по отдельным, профессионально значимым сферам психологического знания). Характеризуются задачи обучающего, а также формы и средства практико-ориентированной подготовки.

Высокая социальная значимость деятельности органов внутренних дел в современных условиях определяет необходимость оптимизации основных форм, подходов и технологий профессионального обучения курсантов и слушателей ведомственных образовательных учреждений МВД России [6].

Современные исследования подтверждают, что профессиональное развитие личности сотрудников правоохранительных органов обусловлено значительным числом причин и факторов, которые нуждаются в специальном изучении [1, 3, 4, 5, 10, 13 и др.]

Приоритетной задачей на этапе профессионального обучения курсантов и слушателей юридических институтов МВД России нам видится психологическая подготовка будущих сотрудников к повседневным и экстремальным условиям служебной деятельности.

Общей стратегической целью

психологической подготовки сотрудников полиции в процессе профессионального обучения в ведомственных учебных заведениях является качественное системное профессионально ориентированное

психологическое образование, которое предполагает развитие способностей практического использования полученных теоретических знаний психологии для решения проблем конкретного человека, реальной группы в юридически значимой ситуации.

Образом данной цели в учебновоспитательном процессе является подготовка социально адаптированных и активных, эффективных специалистов с развитым профессиональным самоопределением, то есть готовностью осознанно и самостоятельно

планировать и реализовывать перспективы своего профессионального развития [7, 8, 10, 11]. Для этого необходимо обучение студентов фундаментальным основам психологической науки, навыкам теоретического и практического овладения знаниями и методами построения общения и взаимодействия с людьми в различных условиях их жизнедеятельности [9, 12].

Указанная цель достигается посредством формирования у курсантов и слушателей особого типа рефлексивного мышления, в

основе которого лежит представление о сложности, амбивалентности содержания

психической деятельности и феноменов

поведения человека, понимание

неоднозначности существующих, устоявшихся форм и способов оценки поведения человека [2].

В данном случае наиболее целесообразно использование в качестве основы организации управления учебно-воспитательным процессом стратегии личностно-ориенти-рованного

обучения, модели совместной продуктивной и творческой деятельности педагога с

обучаемым как целостной учебновоспитательной ситуации [8, 12].

В рамках общей стратегической цели

выделим составляющие её частные цели обучения юридической психологии:

1) формирование профессионально

ориентированной психологической

готовности - теоретическое и практическое овладение основами психологических знаний и методами организации взаимодействия с людьми в различных условиях их жизнедеятельности;

2) формирование интеллектуальной готовности - развитие профессионального, рефлексивного мышления;

3) формирование личностной

готовности - личностной позиции в контексте субъект - субъектных отношений;

4) формирование социально-психологи-

ческой готовности - развитие основных видов социального поведения

(организационного, конвенционального, ритуального, ролевого, творческого), развитие адаптивности и вариативности личности будущего специалиста, его лидерских склонностей, деловой

инициативы, коммуникативно-

организационных способностей, навыков предприимчивости и выживаемости на основе нравственного, правового сознания.

Ведущими методологическими

принципами психологической подготовки сотрудников полиции выступают:

1) принцип системности (П.К. Анохин, Б.Ф. Ломов, Л.М. Аболин). Применительно к нашему вопросу он определяется следующим образом: если рассматривать профессиональное мастерство как системное, сверхчувственное качество специалиста, характеризующееся

единством интеллектуальных, волевых, эмоциональных и телесных моментов саморегуляции деятельности, то в основе формирования профессионального

мастерства будут лежать не отдельные, изолированные условия, действия и операции, а некоторая последовательность и взаимосвязь вышеперечисленных моментов саморегуляции деятельности (Л.М. Аболин);

2) принцип субъектности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.И. Слободчиков) - субъектности как рефлексивного и творчески

преобразующего отношения человека к

своей жизни как к предмету собственной деятельности (В.И. Слободчиков);

3) принцип толерантности (Л.М. Попов) -терпимо-уважительного отношения к другому человеку, его индивидуальным склонностям; способности адаптироваться к другому, войти в его положение и стимулировать его личностный рост;

4) принцип саморазвития и

самореализации (А. Маслоу, К. Роджерс) -реализации субъектом на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей

личностью;

5) принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн) -признания неразрывной взаимосвязи психики (сознания) и деятельности (поведения);

6) принцип приоритетов в шкале ценностей: приоритет общечеловеческих ценностей для всех людей любой нации, языка, расы, вероисповедения при соблюдении ценностей национальной культуры (М.И. Махмутов).

Основные направления организации обучения, обеспечивающие психологическую подготовку сотрудников полиции: научное (в том числе теоретическое и прикладное) и практическое. Их единство обеспечивается 4х компонентной структурой процесса

обучения, профессиональной подготовки.

СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

I. Личностная и социально-психологическая готовность к деятельности

Основные системы управления:

личность в группе, интеллект, процесс саморегуляции.

Задачи обучающего:

1.1. Создание психолого-педагогических

условий для личностного роста и развития, преодоления обучающимися

субъективных проблем, актуализации у обучаемых нравственных ориентиров (диспозиций) в предстоящей работе с людьми.

1.2. Развитие у обучаемых адаптивности

и вариативности поведения,

конкурентоспособности личности.

1.3. Формирование у курсантов и

слушателей самоконтроля и самооценки действий, поведения, деятельности,

общения.

Рис. 1. Модель профессиональной

Формы и средства практикоориентированной подготовки:

• индивидуальное и групповое консультирование студентов;

• тренинги (саморегуляции,

коммуникативные, интеллектуальные);

• оптимальная дистанция между

преподавателями и обучающимися, формирование профессионально-

развивающей среды;

• индивидуальная работа с одаренными курсантами и слушателями в форме научно-исследовательской и социальнопсихологической подготовки (тренинги, конференции, круглые столы, семинары, кружки, факультативы, подготовка

взаимосвязи структурных составляющих подготовки по психолого-педагогическим

конкурсных научно-исследовательских работ и др.);

• наставничество с целью улучшения профессиональных навыков, тренировки перцептивных навыков и навыков концептуализации, реализации на практике профессиональных умений.

II. Профессионально ориентированная психолого-педагогическая подготовка Основные блоки в системе управления: знания, умения, навыки, формирующие умственные действия.

Задачи обучающего:

2.1. Развитие у обучаемых разных видов мышления: теоретического и

практического, продуктивного и

репродуктивного, аналитического и

интуитивного, творческого и

критического;

2.2. Формирование навыков обнаружения психологической информации в речи, поведении собеседника, в продуктах его творческой деятельности (от того, насколько качественно в своих специфических признаках она будет выделена, будет зависеть и качество всех остальных этапов ее переработки и использования).

Формы и средства практико-ориен-тированной подготовки:

• последовательная презентация

основных направлений академической и практической психологии, педагогики, юридической психологии (расширение аспектов анализа психики позволяет курсантам и слушателям определиться в собственном отношении к каждой из представленных парадигм и одновременно усмотреть возможные перспективы дальнейшего развития теоретических взглядов на предмет психологической, педагогической науки);

• отработка профессиональных умений и навыков на практических занятиях и постоянно действующих семинарах различной методологической ориентации;

• практикумы по формированию умения учиться;

• научно-практические и студенческие конференции;

• групповые активные методы обучения (прежде всего, проблемное обучение, интерактивное обучение).

В диалоговых учебно-воспитательных ситуациях развивается наиболее широкий спектр профессионально-важных качеств: от навыков активного слушания и ведения дискуссий до профессионально личностных качеств, таких как ответственность,

самоконтроль и др.

III. Специальная подготовка

(углубленная факультативная подготовка по отдельным, профессионально значимым сферам психологического знания)

Основные блоки в системе управления: специальные и социально-психологи-ческие

знания, умения, навыки, формирующиеся профессионально ориентированные

умственные действия.

Задачи обучающего:

3.1. Углубление профессиональной специализации (психологических основ диагностики уровня развития личности, группы, сформированности управленческих знаний, умений, навыков).

3.2. Совершенствование социально-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

психологической и профессиональной ролевой подготовки: развитие системы

представлений о социальной роли юриста, развитие ролевого поведения.

3.3. Развитие навыков профессиональной рефлексии.

Формы и средства практико-ориенти-рованной подготовки:

• общепрофессиональные дисциплины, спецкурсы, факультативы, тренинги, практика, социально-психологические практикумы (в рамках социальной психологии, конфликтологии);

• привлечение к учебному процессу высококвалифицированных практикующих специалистов;

• стимулирование и подкрепление

профессионально ориентированной

активности обучающихся (поддерживая желание курсантов и слушателей самостоятельно обеспечивать себя, стоит обосновать необходимость делать это, используя те навыки и способности, которые являются ценными в будущей профессии);

• привлечение к практической

деятельности через прикладные проекты (например, разработка рекламы своего вуза открывает обучающимся

возможности для своей профессиональной самореализации);

• поддержка профессионально-общест-

венных и научных студенческих объединений (идентифицируя себя с профессиональным сообществом,

курсанты чувствуют свою

самостоятельность, что укрепляет и стабилизирует профессионально-личностную позицию).

Таким образом, в процессе обучения обеспечиваются условия для развития уникальных способностей,

индивидуальности каждого обучающегося. У курсантов развивается профессиональное сознание, мышление, происходит научение опыту анализа психологических феноменов в контексте жизненного пути человека, формируется умение применить

академические психологические знания в практике социального взаимодействия.

Эффективность современных технологий обучения и подготовки специалиста нового типа непосредственно зависит от преподавателей вуза, субъектов

управления, умеющих выбрать и успешно реализовать технологию, адекватную целям и задачам развития обучаемых.

Литература

1.Бабичев И.В. Акмеологические факторы развития профессионально-важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов: дис.канд.психол.наук. - М., 2011. - 161 с.

2. Барышева Т.Д. Психолого-акмеологические технологии развития рефлексивности обучающихся в профессиональном образовании // Дополнительное профессиональное образование: от спроса до признания. Тезисы докладов 7-й Всероссийской конференции Межгосударственной ассоциации последипломного образования, РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина. — М., 2011. — С.5-6.

3. Вольнов Р.В. Психолого-правовые особенности обеспечения психологической безопасности личности: дис. .. .канд.психол.наук по спец. 19.00.06 (юридическая психология).. - М., 2011. -185 с.

4. Еремеев С.Г. Психологическое воздействие следователя на участников уголовного судопроизводства, его правомерность и допустимость: дис. .канд.психол.наук. - М., 2010. - 278 с.

5. Кузнецов Л.Ю. Негативные эмоциональные состояния у сотрудников органов внутренних дел в опасных ситуациях профессиональной деятельности и пути их психологической профилактики: дис.канд.психол.наук. - М., 2010. - 217 с.

6. Модернизация российского образования: тренды и перспективы. Книга 2 / Т.Д. Барышева и др.; отв. ред. А.А. Киселев. — Краснодар: АНО «Центр социально-политических исследований «Премьер», 2012. — 362 с.

7. Недосека Е.В., Недосека О.Н. Социальная адаптация: учеб. пособие. - Мурманск: Изд-во МГГУ. - 2011. - 140 с.

8. Планирование и организация изучения качества воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования : метод. рекомендации / авт.-сост. : Т. А. Сезень и др. ; под ред. О. С. Поповой, С. Р. Бутрим.-Минск : РИПО, 2011. - 257с.

9. Секреты педагогического мастерства: монография / В.Э. Черник и др. ; под общ. ред. Е.В. Коротаевой, С.С. Чернова. — Книга 4. — Новосибирск: ЦРНС, 2009. — 172 с.

10. Старостин С.Н. Влияние профессиональной идентичности сотрудников органов внутренних дел на выбор стратегий поведения в служебных конфликтах: дис....канд.психол.наук.- М., 2011. - 139 с.

11. Тузова О.Н. Адаптация личности. Теория и практика: монография. — Мурманск: МГПУ, 2009. — 107 с.

12. Тучкова Т.В. К вопросу об условиях и механизмах создания психологической безопасности образовательной среды // Психологическая безопасность личности в образовательном пространстве: материалы I Всероссийской виртуальной научно-практической конференции 1-30 ноября 2010 г. / отв. ред. М.Ю. Двоеглазова. — Мурманск: МГГУ, 2011. — С.129-133.

13. Шихова А.П. Профессиональный стресс в деятельности сотрудников специализированных подразделений дознания: дис. .канд.психол.наук. - СПб., 2009. - 177 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.