&
Г.И. Уразаева,
кандидат психологических наук, доцент (КЮИ МВД России)
СТРАТЕГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В данной статье рассматривается структура профессиональной подготовки сотрудников полиции на этапе обучения в юридических институтах МВД России. Системообразующим элементом в структуре профессионального обучения является психологическая подготовка полицейского к повседневным и экстремальным условиям служебной деятельности. В качестве структурных составляющих профессиональной подготовки описываются личностная и социально-психологическая готовность к деятельности, профессионально ориентированная психолого-педагогическая подготовка, специальная подготовка (углубленная факультативная подготовка по отдельным, профессионально значимым сферам психологического знания). Характеризуются задачи обучающего, а также формы и средства практико-ориентированной подготовки.
Высокая социальная значимость деятельности органов внутренних дел в современных условиях определяет необходимость оптимизации основных форм, подходов и технологий профессионального обучения курсантов и слушателей ведомственных образовательных учреждений МВД России [6].
Современные исследования подтверждают, что профессиональное развитие личности сотрудников правоохранительных органов обусловлено значительным числом причин и факторов, которые нуждаются в специальном изучении [1, 3, 4, 5, 10, 13 и др.]
Приоритетной задачей на этапе профессионального обучения курсантов и слушателей юридических институтов МВД России нам видится психологическая подготовка будущих сотрудников к повседневным и экстремальным условиям служебной деятельности.
Общей стратегической целью
психологической подготовки сотрудников полиции в процессе профессионального обучения в ведомственных учебных заведениях является качественное системное профессионально ориентированное
психологическое образование, которое предполагает развитие способностей практического использования полученных теоретических знаний психологии для решения проблем конкретного человека, реальной группы в юридически значимой ситуации.
Образом данной цели в учебновоспитательном процессе является подготовка социально адаптированных и активных, эффективных специалистов с развитым профессиональным самоопределением, то есть готовностью осознанно и самостоятельно
планировать и реализовывать перспективы своего профессионального развития [7, 8, 10, 11]. Для этого необходимо обучение студентов фундаментальным основам психологической науки, навыкам теоретического и практического овладения знаниями и методами построения общения и взаимодействия с людьми в различных условиях их жизнедеятельности [9, 12].
Указанная цель достигается посредством формирования у курсантов и слушателей особого типа рефлексивного мышления, в
основе которого лежит представление о сложности, амбивалентности содержания
психической деятельности и феноменов
поведения человека, понимание
неоднозначности существующих, устоявшихся форм и способов оценки поведения человека [2].
В данном случае наиболее целесообразно использование в качестве основы организации управления учебно-воспитательным процессом стратегии личностно-ориенти-рованного
обучения, модели совместной продуктивной и творческой деятельности педагога с
обучаемым как целостной учебновоспитательной ситуации [8, 12].
В рамках общей стратегической цели
выделим составляющие её частные цели обучения юридической психологии:
1) формирование профессионально
ориентированной психологической
готовности - теоретическое и практическое овладение основами психологических знаний и методами организации взаимодействия с людьми в различных условиях их жизнедеятельности;
2) формирование интеллектуальной готовности - развитие профессионального, рефлексивного мышления;
3) формирование личностной
готовности - личностной позиции в контексте субъект - субъектных отношений;
4) формирование социально-психологи-
ческой готовности - развитие основных видов социального поведения
(организационного, конвенционального, ритуального, ролевого, творческого), развитие адаптивности и вариативности личности будущего специалиста, его лидерских склонностей, деловой
инициативы, коммуникативно-
организационных способностей, навыков предприимчивости и выживаемости на основе нравственного, правового сознания.
Ведущими методологическими
принципами психологической подготовки сотрудников полиции выступают:
1) принцип системности (П.К. Анохин, Б.Ф. Ломов, Л.М. Аболин). Применительно к нашему вопросу он определяется следующим образом: если рассматривать профессиональное мастерство как системное, сверхчувственное качество специалиста, характеризующееся
единством интеллектуальных, волевых, эмоциональных и телесных моментов саморегуляции деятельности, то в основе формирования профессионального
мастерства будут лежать не отдельные, изолированные условия, действия и операции, а некоторая последовательность и взаимосвязь вышеперечисленных моментов саморегуляции деятельности (Л.М. Аболин);
2) принцип субъектности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.И. Слободчиков) - субъектности как рефлексивного и творчески
преобразующего отношения человека к
своей жизни как к предмету собственной деятельности (В.И. Слободчиков);
3) принцип толерантности (Л.М. Попов) -терпимо-уважительного отношения к другому человеку, его индивидуальным склонностям; способности адаптироваться к другому, войти в его положение и стимулировать его личностный рост;
4) принцип саморазвития и
самореализации (А. Маслоу, К. Роджерс) -реализации субъектом на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей
личностью;
5) принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн) -признания неразрывной взаимосвязи психики (сознания) и деятельности (поведения);
6) принцип приоритетов в шкале ценностей: приоритет общечеловеческих ценностей для всех людей любой нации, языка, расы, вероисповедения при соблюдении ценностей национальной культуры (М.И. Махмутов).
Основные направления организации обучения, обеспечивающие психологическую подготовку сотрудников полиции: научное (в том числе теоретическое и прикладное) и практическое. Их единство обеспечивается 4х компонентной структурой процесса
обучения, профессиональной подготовки.
СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
I. Личностная и социально-психологическая готовность к деятельности
Основные системы управления:
личность в группе, интеллект, процесс саморегуляции.
Задачи обучающего:
1.1. Создание психолого-педагогических
условий для личностного роста и развития, преодоления обучающимися
субъективных проблем, актуализации у обучаемых нравственных ориентиров (диспозиций) в предстоящей работе с людьми.
1.2. Развитие у обучаемых адаптивности
и вариативности поведения,
конкурентоспособности личности.
1.3. Формирование у курсантов и
слушателей самоконтроля и самооценки действий, поведения, деятельности,
общения.
Рис. 1. Модель профессиональной
Формы и средства практикоориентированной подготовки:
• индивидуальное и групповое консультирование студентов;
• тренинги (саморегуляции,
коммуникативные, интеллектуальные);
• оптимальная дистанция между
преподавателями и обучающимися, формирование профессионально-
развивающей среды;
• индивидуальная работа с одаренными курсантами и слушателями в форме научно-исследовательской и социальнопсихологической подготовки (тренинги, конференции, круглые столы, семинары, кружки, факультативы, подготовка
взаимосвязи структурных составляющих подготовки по психолого-педагогическим
конкурсных научно-исследовательских работ и др.);
• наставничество с целью улучшения профессиональных навыков, тренировки перцептивных навыков и навыков концептуализации, реализации на практике профессиональных умений.
II. Профессионально ориентированная психолого-педагогическая подготовка Основные блоки в системе управления: знания, умения, навыки, формирующие умственные действия.
Задачи обучающего:
2.1. Развитие у обучаемых разных видов мышления: теоретического и
практического, продуктивного и
репродуктивного, аналитического и
интуитивного, творческого и
критического;
2.2. Формирование навыков обнаружения психологической информации в речи, поведении собеседника, в продуктах его творческой деятельности (от того, насколько качественно в своих специфических признаках она будет выделена, будет зависеть и качество всех остальных этапов ее переработки и использования).
Формы и средства практико-ориен-тированной подготовки:
• последовательная презентация
основных направлений академической и практической психологии, педагогики, юридической психологии (расширение аспектов анализа психики позволяет курсантам и слушателям определиться в собственном отношении к каждой из представленных парадигм и одновременно усмотреть возможные перспективы дальнейшего развития теоретических взглядов на предмет психологической, педагогической науки);
• отработка профессиональных умений и навыков на практических занятиях и постоянно действующих семинарах различной методологической ориентации;
• практикумы по формированию умения учиться;
• научно-практические и студенческие конференции;
• групповые активные методы обучения (прежде всего, проблемное обучение, интерактивное обучение).
В диалоговых учебно-воспитательных ситуациях развивается наиболее широкий спектр профессионально-важных качеств: от навыков активного слушания и ведения дискуссий до профессионально личностных качеств, таких как ответственность,
самоконтроль и др.
III. Специальная подготовка
(углубленная факультативная подготовка по отдельным, профессионально значимым сферам психологического знания)
Основные блоки в системе управления: специальные и социально-психологи-ческие
знания, умения, навыки, формирующиеся профессионально ориентированные
умственные действия.
Задачи обучающего:
3.1. Углубление профессиональной специализации (психологических основ диагностики уровня развития личности, группы, сформированности управленческих знаний, умений, навыков).
3.2. Совершенствование социально-
психологической и профессиональной ролевой подготовки: развитие системы
представлений о социальной роли юриста, развитие ролевого поведения.
3.3. Развитие навыков профессиональной рефлексии.
Формы и средства практико-ориенти-рованной подготовки:
• общепрофессиональные дисциплины, спецкурсы, факультативы, тренинги, практика, социально-психологические практикумы (в рамках социальной психологии, конфликтологии);
• привлечение к учебному процессу высококвалифицированных практикующих специалистов;
• стимулирование и подкрепление
профессионально ориентированной
активности обучающихся (поддерживая желание курсантов и слушателей самостоятельно обеспечивать себя, стоит обосновать необходимость делать это, используя те навыки и способности, которые являются ценными в будущей профессии);
• привлечение к практической
деятельности через прикладные проекты (например, разработка рекламы своего вуза открывает обучающимся
возможности для своей профессиональной самореализации);
• поддержка профессионально-общест-
венных и научных студенческих объединений (идентифицируя себя с профессиональным сообществом,
курсанты чувствуют свою
самостоятельность, что укрепляет и стабилизирует профессионально-личностную позицию).
Таким образом, в процессе обучения обеспечиваются условия для развития уникальных способностей,
индивидуальности каждого обучающегося. У курсантов развивается профессиональное сознание, мышление, происходит научение опыту анализа психологических феноменов в контексте жизненного пути человека, формируется умение применить
академические психологические знания в практике социального взаимодействия.
Эффективность современных технологий обучения и подготовки специалиста нового типа непосредственно зависит от преподавателей вуза, субъектов
управления, умеющих выбрать и успешно реализовать технологию, адекватную целям и задачам развития обучаемых.
Литература
1.Бабичев И.В. Акмеологические факторы развития профессионально-важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов: дис.канд.психол.наук. - М., 2011. - 161 с.
2. Барышева Т.Д. Психолого-акмеологические технологии развития рефлексивности обучающихся в профессиональном образовании // Дополнительное профессиональное образование: от спроса до признания. Тезисы докладов 7-й Всероссийской конференции Межгосударственной ассоциации последипломного образования, РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина. — М., 2011. — С.5-6.
3. Вольнов Р.В. Психолого-правовые особенности обеспечения психологической безопасности личности: дис. .. .канд.психол.наук по спец. 19.00.06 (юридическая психология).. - М., 2011. -185 с.
4. Еремеев С.Г. Психологическое воздействие следователя на участников уголовного судопроизводства, его правомерность и допустимость: дис. .канд.психол.наук. - М., 2010. - 278 с.
5. Кузнецов Л.Ю. Негативные эмоциональные состояния у сотрудников органов внутренних дел в опасных ситуациях профессиональной деятельности и пути их психологической профилактики: дис.канд.психол.наук. - М., 2010. - 217 с.
6. Модернизация российского образования: тренды и перспективы. Книга 2 / Т.Д. Барышева и др.; отв. ред. А.А. Киселев. — Краснодар: АНО «Центр социально-политических исследований «Премьер», 2012. — 362 с.
7. Недосека Е.В., Недосека О.Н. Социальная адаптация: учеб. пособие. - Мурманск: Изд-во МГГУ. - 2011. - 140 с.
8. Планирование и организация изучения качества воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования : метод. рекомендации / авт.-сост. : Т. А. Сезень и др. ; под ред. О. С. Поповой, С. Р. Бутрим.-Минск : РИПО, 2011. - 257с.
9. Секреты педагогического мастерства: монография / В.Э. Черник и др. ; под общ. ред. Е.В. Коротаевой, С.С. Чернова. — Книга 4. — Новосибирск: ЦРНС, 2009. — 172 с.
10. Старостин С.Н. Влияние профессиональной идентичности сотрудников органов внутренних дел на выбор стратегий поведения в служебных конфликтах: дис....канд.психол.наук.- М., 2011. - 139 с.
11. Тузова О.Н. Адаптация личности. Теория и практика: монография. — Мурманск: МГПУ, 2009. — 107 с.
12. Тучкова Т.В. К вопросу об условиях и механизмах создания психологической безопасности образовательной среды // Психологическая безопасность личности в образовательном пространстве: материалы I Всероссийской виртуальной научно-практической конференции 1-30 ноября 2010 г. / отв. ред. М.Ю. Двоеглазова. — Мурманск: МГГУ, 2011. — С.129-133.
13. Шихова А.П. Профессиональный стресс в деятельности сотрудников специализированных подразделений дознания: дис. .канд.психол.наук. - СПб., 2009. - 177 с.