Стратегия продвижения «российского измерения» в образовательных программах вузов ЕС и постсоветского пространства
С.А. Медведев, И.А. Томашов*
Растущая роль России на мировой арене вызывает необходимость переоценки значения «мягкой власти» в российской внешней политике. Развитие сотрудничества в сфере высшего образования является одним из путей улучшения имиджа России за рубежом. Сегодня Россия имеет достаточно возможностей, чтобы изменить свое положение на мировом образовательном рынке и из поставщика студентов и специалистов превратиться в экспортера своих образовательных услуг.
Продвижение «российского измерения» в образовательных программах вузов ЕС может стать первым серьезным шагом на пути интернационализации российского образования. Опыт различных европейских стран и ЕС в этом отношении представляется в высшей степени полезным и показывает, что правительство должно, прежде всего, поддерживать финансово и технически заинтересованных в изучении России и обучении в России иностранных студентов и специалистов. Представляется необходимым создание специального агентства по продвижению российского образования за рубежом и сети его офисов в разных странах Европы, а также разработка стратегии интернационализации российского образования и выдвижение конкретных инициатив по развитию «российского измерения» в европейском образовании.
Введение
В современном мире высшее образование испытывает на себе влияние, отражает и в определенной степени определяет ход развития социальных, экономических и политических процессов. Так, например, качество американского высшего образования вносит свой вклад в формирование позиции США как мирового лидера; университеты таких стран, как Канада, Австралия, Великобритания, способствуют формированию их благоприятного международного имиджа; в Европейском союзе сотрудничество в области образования
является важным элементом интеграционного проекта.
Россия как страна - участница Болонского процесса непосредственно включена в процессы глобализации высшего образования. Вместе с тем в интересах государства использовать многомерный подход к развитию российской образовательной системы, сочетая встраивание российского высшего образования в европейскую систему с его продвижением в качестве самостоятельного мирового центра разработки и транслирования новых знаний. Россия имеет опыт создания сильных научных школ и развития фундаментальной науки. И если государственные инвестиции в образование дадут ожидаемый результат, а международное сотрудничество российских вузов с зарубежными университетами будет развиваться, перспективы российского образования вполне оптимистичны.
Развитие образовательного сотрудничества с другими странами является одной из ключевых задач при реформировании российского высшего образования, способствующей достижению научных, культурных, социальных, экономических и политических целей, а именно:
• повышению качества преподавания;
• улучшению российской образовательной инфраструктуры;
• увеличению количества и улучшению качества проводимых в российских университетах научных исследований;
• становлению толерантности в российском обществе и повышению уровня межкультурного диалога в стране;
• повышению степени интереса к происходящим в стране процессам, а также улучшению образа России за рубежом.
Для разработки стратегии развития интернационализации российского образования необходим анализ зарубежного опыта развития международного сотрудничества в сфере образования. В качестве исходной точки особое внимание следует обратить на широко исполь-
* Материал подготовлен профессором ГУ ВШЭ Сергеем Александровичем Медведевым и студентом факультета прикладной политологии ГУ ВШЭ Игорем Андреевичем Томашовым.
зуемый в ЕС термин «европейское измерение» в образовании.
В узком смысле он означает изучение учащимися и исследователями истории, культуры и языков различных стран-членов. Продвижение «европейского измерения» нацелено на выработку межкультурного взаимопонимания и формирования европейской идентичности, углубление европейской интеграции. Оно подразумевает изучение истории Европейских Сообществ и Европейского союза, принятых ими юридических документов, теорий европейской интеграции и т.д. В результате ЕС появляется в массовом сознании и научном дискурсе как самостоятельный актор, граждане глубже понимают цели и задачи интеграции, формируется исследовательское сообщество, заинтересованное в развитии интеграционных процессов.
Вместе с тем продвижение «европейского измерения» - задача, реализация которой не ограничивается разработкой образовательных программ в области только социально-экономических наук и потому стимулирующая применение комплексного подхода к ее решению. По сути, любой образовательный и исследовательский проект, предусматривающий взаимодействие и сотрудничество между представителями разных стран ЕС (равно как и представителей ЕС и «третьих стран») способствует достижению межкультурного понимания и росту значимости самого ЕС как интеграционного проекта и международного института.
Россия зачастую участвует в проектах культурного и научного сотрудничества со странами Запада в качестве «младшего партнера», являясь скорее объектом, чем субъектом сотрудничества. Такая ситуация не дает возможности в полной мере реализовать его потенциал, не отвечает всем интересам заинтересованных лиц и институтов с российской стороны. Именно поэтому в интересах России выступить с рядом инициатив по развитию сотрудничества в культурной и образовательной сферах. По аналогии с широко известным термином «европейское измерение» в образовании они могут быть обозначены как комплекс мер по продвижению «российского измерения» в образовательных программах вузов стран ЕС и бывшего постсоветского пространства.
В данной статье предпринята попытка концептуализации нового для российского образовательного сообщества понятия «российское измерение» (англ. Russian Dimension)1. Его активное использование при развитии международного сотрудничества позволит России сформировать свой собственный образовательный бренд, улучшить имидж страны за рубежом в целом. Родство термина «российское измерение» с его европейским аналогом позволит позиционировать российское образование в качестве части европейского, что отвечает целям развития образовательного сотрудничества. Его использование в качестве бренда также открывает широкие возможности по «наполнению» такого бренда различным содержанием:
• В первую очередь, в узком смысле, «российское измерение» в образовании - это изучение за рубежом, как в вузах, так и в специальных образовательных центрах, российской истории, культуры, экономической, социальной и политической жизни, а также русского языка.
• Во-вторых, равно как и термин «европейское измерение», «российское измерение» может означать активное развитие сотрудничества в образовательной и научной сферах, инициирование российской стороной программ мобильности студентов, исследователей и преподавателей.
• Наконец, в-третьих, продвижение «российского измерения» в образовательных программах вузов стран ЕС и бывшего постсоветского пространства может быть частью общей стратегии, направленной на наращивание экспорта российских интеллектуальных и образовательных услуг за рубеж. Развитие сотрудничества с Европой и выдвижение российской стороной инициатив в области развития образования могут повысить конкурентоспособность российского образования, позиционироваться как своеобразный «знак качества» российского образования, что привлечет в страну студентов со всего мира.
1 Возникновением данного понятия мы обязаны авторскому коллективу книги «Россия и ЕС на пути к общеевропейскому пространству высшего образования», подготовленной Институтом международных организаций и международного сотрудничества ГУ ВШЭ в 2007 г.
См. подробнее: Россия и ЕС на пути к общеевропейскому пространству высшего образования: сценарии будущего / Под ред. М.В. Ларионовой. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. С. 266.
Курс на продвижение «российского измерения» в образовательных программах других стран представляется важным стратегическим выбором. В интересах страны вовлечь специалистов по России в более тесное сотрудничество, создать межнациональное сообщество людей, заинтересованных в развитии позитивных отношений между Россией и странами Запада; модернизировать систему высшего образования, используя опыт других государств и повысив статус России как экспортера образовательных услуг; продвигать изучение русской культуры и языка за рубежом; использовать потенциал обучающихся и работающих за границей русскоязычных граждан. В целях разработки наиболее эффективной стратегии продвижения «российского образования» необходимо внимательно рассмотреть уже накопленный за рубежом опыт реализации различных проектов в этой сфере.
Европейские образовательные ТНК2
British Council (Великобритания)
Британский Совет (British Council) - одна из крупнейших в мире организаций, занимающихся продвижением национального образования, а также демонстрацией достижений в сферах науки и искусства. Основанный в 1934 г., в наши дни он имеет офисы в более чем 200 городах 110 стран мира и общий штат около 8 тыс. сотрудников. Основные направления деятельности Британского Совета - это распространение за рубежом информации о возможностях обучения в Великобритании, существующих стипендиях и условиях пребывания в стране; организация курсов изучения английского языка и администрирование экзаменов на уровень владения им (IELTS, Cambridge ESOL tests); реализация различных проектов в области культуры, науки, искусства, спорта.
Британский Совет является неминистерским департаментом правительства Великобритании, получающим финансирование Министерства иностранных дел. Вместе с тем большую часть средств Британский Совет зарабатывает самостоятельно, организуя курсы изучения английского языка, занимаясь администрированием экзаменов на уровень владе-
ния им, оказывая иные образовательные услуги по контрактам с зарубежными государственными и негосударственными организациями. Так, бюджет Британского Совета в 2006/07 гг. составил 551 млн фунтов стерлингов, из которых лишь только 196 млн фунтов стерлингов было получено из государственного бюджета.
Важно отметить, что Британский Совет является организацией «сетевого» типа и при реализации своих программ в разных регионах и странах мира делает акцент на различных программах и оказывает разнообразные услуги, активно используя возможности сети Интернет: сайты всех представительств Британского Совета имеют единый дизайн и связаны с главной корпоративной страницей организации (http://www.britishcouncil.org/), удобны в навигации, содержат множество полезной информации и отчеты о деятельности Британского Совета.
Британский Совет может быть назван одной из самых известных в мире организаций, занимающихся продвижением национального образования за рубежом. Важнейшими приоритетами стратегии развития Британского Совета до 2010 г. являются позиционирование британского образования в качестве ведущего международного образовательного бренда, а также увеличение вклада, вносимого Великобританией в развитие исследований и внедрение инноваций. Британский Совет использует в своей деятельности бренд Education UK, разработанный в 1999 г. в целях продвижения британского образования по всему миру. С его помощью оно позиционируется не просто как «качественное», но и современное, открытое, инновационное.
Получить информацию о возможностях обучения в Великобритании возможно, обратившись к сотрудникам представительств Британского Совета либо посетив сайт организации в сети Интернет. Среди его главных достоинств - наличие поисковой системы по интегрированной базе данных британских университетов, их факультетов и программ обучения, а также существующих стипендиальных программах и проводимых конкурсах. Удобство пользования услугами Британского Совета, а также его мировая известность несомненно вносят значительный вклад в продвижение британского образования за рубежом: более
2 Современные образовательные транснациональные корпорации (ТНК) - это в основном неправительственные организации с государственным и негосударственным финансированием и мощной государственной поддержкой (DAAD (Германия), British Council (Великобритания), CIMO (Финляндия), CampusFrance (Франция)). Подробнее см.: Яковлев А. Экспорт образования // http://www.expert.ru/printissues/expert/2004/28/28ex-mir/undefined.
40% приезжающих в Великобританию иностранных студентов так или иначе пользуются услугами организации.
Британский Совет занимается регулярной организацией выставок британского образования за рубежом. Также организация помогает вузам из разных стран налаживать партнерские контакты с университетами Соединенного Королевства. Особое место в деятельности Британского Совета занимает продвижение изучения английского языка за рубежом. Около половины его офисов организуют курсы английского языка, во многих из них можно сдать экзамен на уровень владения им. Ежегодно проводятся конференции и семинары для преподавателей, налажено взаимодействие со школами, вузами и лингвистическими центрами, помимо этого под эгидой Британского Совета в сети Интернет запущено несколько сайтов, посвященных изучению английского языка.
CampusFrance (Франция)
Во Франции стратегия привлечения в страну иностранных студентов была разработана и начала реализовываться около десяти лет назад, а последний ее масштабный пересмотр был осуществлен совсем недавно - в 2007 г., когда появилась новая структура, призванная популяризовать в мире французское образование - агентство CampusFrance. За последние годы число студентов, ежегодно приезжающих во Францию, удвоилось, и на сегодняшний день страна занимает третье место в мире по количеству обучающихся в стране иностранцев. Так, в 2006 г. в университетах Франции обучалось 265 тыс. студентов из-за рубежа, что немного превосходит аналогичный показатель Германии.
Идея создания национального агентства по продвижению французского высшего образования возникла в середине 1990-х гг. в ответ на заметное понижение международной привлекательности Франции в этой сфере. В 1998 г. было объявлено о создании агентства EduFrance, перед которым были поставлены экономические, политические и социальные цели: увеличение экспорта французских образовательных услуг, привлечение во Францию молодых представителей элит из-за рубежа, улучшение имиджа страны в мире.
Постепенно агентство EduFrance получило известность и признание со стороны университетского сообщества и иностранных студентов. Вместе с тем французская модель продвиже-
ния национального образования критиковалась за организационную слабость. Дело в том, что EduFrance занималось только рекламой и распространением информации, а непосредственно распределение стипендий французского правительства, развитие программ межуниверситетского сотрудничества и обеспечение пребывания иностранных студентов и преподавателей во Франции курировали различные агентства: например, Egide и CNOUS. Все это затрудняло претворение в жизнь единой стратегии по продвижению национального образования.
В 2000-е гг. активно налаживалось взаимодействие между EduFrance, Egide и CNOUS, в результате которого возникла идея создания и размещения в сети Интернет единого каталога, содержащего информацию о французских образовательных программах. В 2006 г. было объявлено о создании агентства CampusFrance путем слияния агентств EduFrance и Egide и налаживания тесных партнерских отношений с CNOUS, занимающимся организацией пребывания иностранных студентов, получающих гранты французского правительства. Для повышения привлекательности французского образования началась реализация новых стипендиальных программ, были расширены возможности университетов по развитию международного сотрудничества. Особое внимание уделялось двум аспектам: повышению качества работы с желающими учиться во Франции молодыми людьми и упрощению процедур выдачи виз для студентов.
Новое агентство CampusFrance начало свою деятельность осенью 2007 г. На данный момент в 30 странах мира открыто более 80 офисов агентства, в том числе шесть - в России. Организация объединяет около 200 французских вузов, которые подписали с ней временный контракт на три года. Основная особенность созданной структуры по продвижению французского образования за рубежом заключается в ее централизованности: теперь французские вузы принимают заявки от иностранных кандидатов только после регистрации на сайте CampusFrance, обязательной для них также является процедура прохождения интервью в офисе организации. Предполагается, что использование такой схемы в интересах как абитуриентов и студентов, так и французских университетов и правительства. Она ускоряет процедуру рассмотрения досье абитуриента в вузе, позволяет кандидату следить за продвижением своего досье, упрощает для
французской стороны оценку эффективности усилий по продвижению национального образования, а также позволяет отслеживать траекторию академического и карьерного роста иностранного студента.
DAAD (Германия)
На сегодняшний день DAAD является крупнейшей организацией Германии, занимающейся продвижением за рубежом национального высшего образования, и имеет 14 зарубежных представительств и 48 информационных центров по всему миру. Бюджет DAAD составляет около 250 млн евро в год. Организация руководит распределением около 50 тыс. стипендий, 60% которых получают иностранные граждане3. Ежегодный бюджет для академического обмена с Россией равен 20 млн евро. DAAD является самоуправляемой организацией, получающей финансирование из нескольких источников: немецких федеральных министерств (министерств по образованию и исследованиям, экономическому развитию и сотрудничеству, а также министерства иностранных дел), фондов ЕС, немецких промышленных предприятий и т.д.
DAAD реализует более 200 различных программ по нескольким основным направлениям: выделение стипендий для иностранцев и немцев, продвижение положительного имиджа немецкого образования за рубежом, поддержание интереса к изучению немецкого языка, культуры и истории, а также сотрудничество в области образования с развивающимися странами. Среди ключевых целей деятельности DAAD можно выделить привлечение в Германию представителей интеллектуальной элиты других государств, расширение возможностей обучения и работы для представителей немецкой студенческой и академической элиты, повышение качества немецкого образования путем его интернационализации. Членами DAAD являются около 230 вузов и 130 студенческих коллективов. В России организация ведет работу через московское представительство и два информационных центра - в Санкт-Петербурге и Новосибирске - и помимо программ, полностью финансируемых немецкой стороной, реализует несколько двусторонних проектов с рос-
сийскими коллегами: «Михаил Ломоносов», «Николай Вавилов», «Иммануил Кант».
Программы DAAD предназначены для представителей широкого спектра специальностей, ступеней обучения и академической карьеры: студентов-специалистов, бакалавров и магистров, аспирантов и молодых ученых, журналистов. Для студентов, интересующихся немецкой системой образования, существует возможность совершения ознакомительной поездки в Германию, включающей посещение нескольких университетов. Для студентов-германистов и тех, кто изучает немецкий язык, выделяются специальные стипендии, покрывающие расходы на обучение на летних курсах языка, либо на обучение в течение семестра в немецком университете. Молодые люди, желающие пройти обучение на магистерских программах в немецких университетах, также могут претендовать на получение стипендии DAAD. Важно отметить, что DAAD не оказывает непосредственную помощь в поиске программы и при зачислении в вуз. Кандидат должен предоставить в организацию документы, подтверждающие его заинтересованность в обучении и зачислении в университет.
Особое место в программах DAAD занимает материальная поддержка желающих обучаться за рубежом немецких граждан и продвижение в других странах изучения Германии и немецкого языка. DAAD реализует такие проекты, как приглашение в Германию иностранных преподавателей и командировки немецких преподавателей за рубеж; создание и обеспечение деятельности Центров немецких исследований в зарубежных университетах (существуют в восьми университетах США и Канады); развитие международного межуниверситетского сотрудничества. Активная деятельность DAAD по продвижению немецкого образования, языка, культуры и искусства дополняется усилиями множества различных фондов и организаций. Отдельно следует упомянуть о деятельности Института им. Гёте, имеющего 147 представительств в 83 странах мира: именно представительства Института предлагают наиболее качественные курсы немецкого языка, организуют экзамены на уровень владения им, а также проводят множество культурных мероприятий, способствующих улучшению имиджа Германии.
3 German Academic Exchange Service. The Development of DAAD from 1950-2005 // http://www.daad.de/portrait/ en/1.4.1.html.
Стратегия ЕС по продвижению «европейского измерения» в образовании
В течение последних лет развитие сотрудничества в области образования было одним из наиболее динамичных направлений реализации интеграционной стратегии ЕС. Образовательные учреждения европейских стран инициировали все новые совместные проекты, зачастую осуществлявшиеся ими в рамках программ ЕС, направленных на повышение качества образования, продвижение «европейского измерения» в образовании, стимулирование мобильности студентов. При этом сотрудничество развивалось на нескольких уровнях, было налажено эффективное взаимодействие между руководящими органами ЕС, представителями стран -членов ЕС, а также других государств.
О важности сотрудничества в области образования в контексте развития интеграционных процессов в Европе говорится уже давно. Так, в ст. 57 Римского договора 1957 г. подчеркивалась необходимость принятия в ЕЭС нормативных актов, регулирующих взаимное признание в странах - членах дипломов, сертификатов и подтверждающих образование и квалификацию документов. Следующим важным шагом начального этапа развития общеевропейского пространства высшего образования стало принятие Европейской ассоциацией преподавателей в 1968 г. Европейской хартии образования, в которой впервые был использован термин «европейское измерение» в образовании и было заявлено об организации факультативных курсов по изучению Европы4.
В 1970-е гг. развитие сотрудничества в сфере образования было признано в качестве одного из направлений интеграционного строительства. В марте 1974 г. была принята Резолюция министров образования о сотрудничестве в сфере образования, ставившая задачу «развития общей перспективы» в сфере образования по трем ключевым направлениям: активизация человеческого потенциала и инноваций в образовании; обеспечение реализации права на образование детей рабочих-иммигрантов; продвижение «европейского измерения» в образовании.
Цели продвижения «европейского измерения» были сформулированы в резолюции Совета ЕС от 24 мая 1988 г. Они вполне актуальны и сегодня, вот их полный перечень:
• «формирование у молодых людей чувства европейской идентичности и четкого понимания ценностей европейской цивилизации, на основе которых европейцы намерены строить свое развитие сегодня, в частности, принципов демократии, социальной справедливости и уважения прав человека;
• подготовка молодых людей к принятию активного участия в экономическом и социальном развитии Сообщества...;
• знакомство молодых людей как с преимуществами, которые предоставляет развитие Сообщества, так и с порождаемыми им вызовами расширения общего экономического и социального пространства;
• улучшение их знаний о Сообществе и его членах, об их истории, культуре, экономике и социальной жизни, а также укрепление понимания значимости кооперации стран - членов ЕЭС с другими странами Европы и мира»5.
В Маастрихтском договоре 1992 г. развитию сотрудничества в области образования было уделено особое внимание, продвижение «европейского измерения» позиционировалось в качестве его важнейшей цели, а ЕС были переданы новые полномочия в сфере образования. И вскоре, в 1993 г., Комиссией ЕС была принята «Зеленая книга» по продвижению «европейского измерения» в образовании.
В документе подчеркивалось, что в связи с переходом ЕС на качественно новый уровень своего развития роль европейского образования, которое призвано готовить молодых людей к выходу на общеевропейский рынок труда, теперь изменяется. Чтобы заложить основы успешной траектории жизненного пути выпускников и открыть перед ними новые возможности, современное образование должно уделять особое внимание языковой подготовке студентов, стимулированию межкультурного диалога и взаимопонимания, изучению истории и теорий европейской интеграции. Вместе с тем в итоге изменения в образовании не ограни-
4 European Association of Teachers. A few dates // http://www.aede.eu/index.php?id=dates_and_documents; Н.П. Литвинова. От «европейского измерения» в образовании к Болонскому процессу // http://edu.of.ru/attach/ 17/2984.ppt
5 Цит. по: Green Paper on the European Dimension of Education // http://aei.pitt.edu/936/01/education_gp_COM_ 93_457.pdf.
чились лишь корректировкой учебных планов, было усилено сотрудничество между всеми европейскими образовательными учреждениями, возросла мобильность студентов, преподавателей и исследователей.
Важно отметить, что «европейское измерение» в образовании не является альтернативой «национальным измерениям», а напротив, призвано их усилить и обогатить, распространяя ценности демократии и толерантности и способствуя увеличению знаний о других культурах. В целом среди конкретных действий по реализации данных целей можно выделить следующие:
• Изучение языков стран - членов ЕС, их истории, а также современной политической, социальной и культурной жизни.
• Реализация программ мобильности и обмена студентами, преподавателями и исследователями, в том числе путем налаживания партнерств между образовательными учреждениями и создания консорциумов университетов.
• Повышение квалификации преподавателей и сотрудников образовательных учреждений с целью стимулировать их участие в мероприятиях по продвижению «европейского измерения» в образовании.
• Налаживание международных парт-нерств между образовательными учреждениями, государственными органами, представителями гражданского общества и бизнеса в целях обмена опытом и создания и использования новых механизмов сотрудничества.
• Изучение современных процессов трансформации ЕС, истории и теории европейской интеграции.
ЕС активно реализует заявленные цели развития образования и продвижения «европейского измерения» в образовании в течение последних лет. Первые крупные программы сотрудничества в области образования были запущены еще в конце 1980-х гг., а на сегодняшний день в сотрудничестве со странами - членами ЕС, их представителями и партнерами из «третьих стран» реализуется ряд масштабных проектов. Так, например, программа «Жан Монне» поддерживает исследования в области европейской интеграции, программы «Эразмус» и
«Эразмус Мундус» призваны развивать мобильность студентов, преподавателей и исследователей, «Темпус» - способствовать успешному проведению институциональных реформ в «третьих странах», рамочные программы ЕС по научным исследованиям, технологическому развитию и демонстрационной деятельности -вносить вклад в создание единого европейского научного пространства.
Одним из наиболее успешных проектов является программа «Жан Монне». Она нацелена на стимулирование исследований в области европейской интеграции и преподавание соответствующих дисциплин в учреждениях высшего образования по всему миру. Около 250 тыс. человек оказываются ежегодно вовлеченными в проекты, реализуемые под эгидой данной программы, открытой в 1990 г. А в 2007 г. программа была значительно расширена и выведена на тот же уровень значимости для ЕС, которым обладают программы «Эразмус» и «Леонардо да Винчи» путем включения в программу «Образование в течение всей жизни».
Программа «Жан Монне» реализуется по трем основным направлениям:
• Поддержка проектов по исследованиям европейской интеграции на уровне университетов, включая создание кафедр «Жан Монне», центров совершенства, учебных курсов и модулей, а также поддержку научных и академических ассоциаций профессоров и исследователей, специализирующихся в области европейской интеграции.
• В наши дни программа «Жан Монне» представлена в 61 стране на пяти континентах, а начиная с 1990 г. она помогла осуществить около 3 тыс. проектов в области европейских исследований, включая создание 138 европейских центров совершенства «Жан Монне», 708 кафедр «Жан Монне» и более 2 тыс. учебных модулей и курсов по соответствующей тематике.
• Поддержка на постоянной основе шести особых академических организаций, преследующих цели общеевропейского значения, таких как Колледж Европы в Брюгге6 и Европейский университет во Флоренции7.
6 Bruges College of Europe http://www.coleurop.be/.
7 Florance European University Institute http://www.iue.it/.
• Поддержка европейских образовательных ассоциаций, имеющих представительства в не менее чем 12 странах -членах ЕС.
Программа «Жан Монне» является эффективным средством продвижения исследований в сфере европейской интеграции. Ее годовой бюджет составляет в последние годы около 4,4 млн евро; около трети суммы направляется на поддержку преподавательской деятельности, остальное - на поддержку исследований.
Примерами продвижения «европейского измерения» в образовании через налаживание партнерств между образовательными учреждениями, стимулирование мобильности студентов и преподавателей и привлечение в Европу талантливой молодежи из «третьих стран» являются программы «Эразмус», целевой группой которой являются граждане стран - членов ЕС, и «Эразмус Мундус», ориентированной в значительной степени на граждан «третьих стран». Программа «Эразмус» была запущена в 1987 г. с целью увеличить число студентов вузов, проводящих интегрированный период обучения на территории другого государства -члена ЕС. И эта цель была достигнута: к 2002 г. уже миллион студентов прошел обучение по программам «Эразмус», а к 2010 г. планируется достигнуть 3-миллионной отметки. В рамках программы «Эразмус» студенты получают возможность провести определенный период обучения (от 3 до 12 месяцев) в одной из других стран, участвующих в программе. Непременным условием программы является признание отправляющим вузом курсов и кредитов, прослушанных студентом за рубежом.
Программой «Эразмус» поддерживаются и ряд других форматов сотрудничества и инициативы по развитию образования:
• Организация стажировок студентов по специальности за рубежом.
• Мобильность преподавателей и административного персонала учебных заведений с целью обмена опытом и повышения квалификации.
• Организация интенсивных языковых курсов по изучению менее распространенных и преподаваемых в ЕС европейских языков в самих странах-членах, где эти языки наиболее используемы.
• Разработка инновационных образовательных программ с последующей их реализацией на основе проектов сотрудничества между университетами.
• Развитие сотрудничества между образовательными учреждениями и бизнесом в целях совершенствования учебных программ и расширение возможностей успешного трудоустройства выпускников вузов.
Программа «Эразмус» направлена на продвижение «европейского измерения» в образовании и играет немалую роль в укреплении общеевропейской идентичности принимающих в ней участие студентов, преподавателей и сотрудников вузов. Для продвижения «европейского измерения» в международном пространстве ЕС был инициирован ряд других программ: например, «Темпус», «Атлантис». Одной из наиболее успешных программ такого рода можно назвать и программу «Эразмус Мундус». Ее стратегической целью является позиционирование ЕС в качестве образовательного центра совершенства мирового значения.
Программа «Эразмус Мундус» нацелена также на оказание поддержки созданию европейских магистерских программ высокого качества и увеличение привлекательности европейского высшего образования в «третьих странах». Совокупный бюджет программы «Эразмус Мундус» в 2004-2008 гг. составил около 230 млн евро, большая часть которых была израсходована на финансирование стипендий для студентов, преподавателей и исследователей. Основой программы «Эраз-мус Мундус» является создание магистерских курсов по разнообразной тематике консорциумами европейских вузов, представляющими по меньшей мере три европейские страны. Студенты проходят обучение в нескольких университетах и получают двойные, множественные либо совместные дипломы. Всего за первые годы существования программы было открыто 80 магистерских программ, выделено 2325 стипендий для студентов-иностранцев, организовано 19 партнерств между консорциумами и вузами «третьих стран», начато 23 проекта по повышению привлекательности европейского образования8.
8 ERASMUS MUNDUS // http://ec.europa.eu/education/programmes/mundus/programme/back_en.html. Отчет о результатах промежуточной оценки программы ERASMUS MUNDUS 2004-2008 // Россия и ЕС на пути к общеевропейскому пространству высшего образования: сценарии будущего / Под ред. М.В. Ларионовой. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. С. 289-304.
Предложения по продвижению «российского измерения» в образовании
Программы разных европейских государств и ЕС по развитию образования широко известны во всем мире. Положение России, географически и культурно тесно связанной с европейскими странами и ЕС, предоставляет стране уникальные возможности по развитию равноправного сотрудничества с ЕС, в том числе в сфере высшего образования. «Российское измерение» в образовании может позиционироваться и как часть «европейского измерения», что позволит продвигать его через уже существующие в ЕС программы, софинансируя их и изменяя, дополняя и обогащая их содержание, и как самостоятельная российская инициатива по формированию в стране «экономики знаний», развитию российского образования и его интеграции в мировое образовательное пространство.
Современное российское образование остается слабо интернационализированным, особенно если учесть размер страны и интеллектуальный потенциал российских студентов, преподавателей и ученых. Образовательное сообщество и государство не имеют четких ориентиров и стратегии популяризации российского образования за границей, слаба система продвижения «российского измерения» в образовательных программах зарубежных вузов и поддержки обучающихся в России иностранных студентов.
Во времена СССР страна была ориентирована (правда, в значительной степени по идеологическим причинам) на привлечение иностранных студентов, целевую группу составляли граждане социалистических и дружественных государств Восточной Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. Были разработаны различные формы поддержки иностранцев, специально для них разрабатывались учебные программы, в Москве был основан Университет дружбы народов.
В 1990-е гг. на фоне общего экономического и социального кризиса и масштабных реформ российским вузам стало, с одной стороны, сложнее поддерживать существовавшие программы обучения и поддержки иностранных студентов, но с другой - открылись новые возможности интернационализации и сотруд-
ничества с зарубежными партнерами. На Россию распространилось действие различных программ ЕС, были открыты представительства таких организаций, как Британский Совет, DAAD, EduFrance, появились возможности по обмену опытом, студентами, преподавателями, а также по созданию совместных образовательных программ с университетами западных стран. К сожалению, одним из негативных последствий перемен стал отток талантливой молодежи и квалифицированных специалистов из России за рубеж. Сложилась противоречивая ситуация: высокий уровень знаний и квалификации выезжающих студентов и специалистов характеризовал качество российского образования исключительно с лучшей стороны, но неразвитость образовательной и научной инфраструктуры не позволяла удержать их в России.
В 2000-е гг. период кризиса в российском образовании закончился, было увеличено его финансирование, Россия стала одной из участниц Болонского процесса. В последние годы начали реализовываться новые амбициозные программы, такие как национальный проект «Образование», Инновационная образовательная программа, создание федеральных и исследовательских университетов. Современная Россия экономически, политически и культурно вплотную подошла к новому рубежу развития образовательной системы страны - и вызов нового этапа развития заключается в интернационализации российского образования и реализации комплекса мер по продвижению «российского измерения» в образовательных программах вузов ЕС и постсоветского пространства. Второе особенно важно в этом отношении еще и потому, что Россию и страны ближнего зарубежья объединяет общая история и культура, множество экономических и политических связей. На сегодняшний день в России находится около 100 тыс. иностранных студентов, стажеров и аспирантов, около трети из которых - представители стран СНГ9.
Продвижение «российского измерения» в образовании - это вызов, отвечать на который предстоит реализацией новых проектов не только за рубежом, но и в самой стране. Как показывает опыт зарубежных стран, продвижение образовательного бренда должно находиться в неразрывной связи с созданием качественной образовательной инфраструктуры, учреждением стипендиальных и грантовых программ для иностранцев, обеспечением ка-
9 Тема месяца: иностранные студенты // Современное образование. Апрель 2005 г. Вып. № 4 (97) // http:// www.edit.muh.ru/newspaper/so_2005/04/st6.htm.
чества и объективности механизмов их реализации, повышением квалификации преподавателей и сотрудников вузов.
Необходимо уделить особое внимание решению насущных проблем обучающихся в России студентов-иностранцев, среди которых особенно выделяются проблемы безопасности, финансирования обучения, правовой основы их пребывания в стране, включая сложность получения студенческих виз и существующий запрет на работу для иностранных студентов; имеются также и социальные проблемы, включая медицинское обслуживание (иностранные студенты не имеют права на бесплатное медицинское обслуживание). Более того, хотя участие страны в Болонском процессе способствует облегчению признания зарубежных дипломов в России и российских дипломов - за рубежом, у них все равно могут возникнуть при этом определенные сложности.
Россия является далеко не первой страной, ставящей перед собой задачу интернационализации образования и продвижения «национального измерения» в образовательных программах зарубежных стран. Как показывает опыт разработки и реализации стратегий популяризации образования, наиболее эффективно эту задачу можно решить путем создания специального агентства и сети его представительств в разных странах мира. В компетенцию такого агентства должно входить:
• Распространение информации о возможностях прохождения для иностранцев обучения и стажировок в России, включая проведение презентаций в зарубежных вузах; организация и участие в образовательных выставках; консультирование иностранных абитуриентов.
• Разработка и организация мероприятий, способствующих повышению интереса к изучению России и русского языка: например, проведение среди разных целевых групп конкурсов и олимпиад; повышение квалификации преподавателей русского языка за рубежом; организация в вузах циклов встреч с представителями российской интеллектуальной, творческой, экономической и политической элиты; экспертная оценка и поддержка существующих за рубежом курсов изучения России, а также проводимых исследований, включая написание дипломных и докторских работ.
• Администрирование стипендиальных и грантовых программ российского правительства, предпринимательского сооб-
щества и отдельных вузов: распространение информации; помощь в подготовке документов; возможно, централизованный сбор заявок и организация их изучения российскими и зарубежными экспертами; помощь получателям грантов в подготовке их визита в Россию и по прибытии в страну; обеспечение своевременности денежных выплат; оценивание успешности программ.
• Выполнение посреднической и координационной роли в процессе налаживания институциональных связей между российскими и зарубежными образовательными учреждениями с целью формирования долгосрочных партнерств и сотрудничества по таким аспектам образовательного процесса, как обмен студентами, преподавателями и исследователями, организация программ двойных дипломов, проведение трансграничных исследований, выездных школ и конференций.
Зарубежный опыт показывает, что такому агентству возможно также передать весь набор функций по популяризации русского языка и культуры, включая администрирование экзаменов на уровень знания русского языка, организацию выставок, книжных ярмарок, кинофестивалей, проведение тематических встреч и дискуссий. Вместе с тем возможен и вариант создания отдельной организации для выполнения этих целей, как было сделано в Германии, где существуют DAAD и Институт им. Гёте, и во Франции, где недавно были созданы агентства CampusFrance и CulturesFrance. Впрочем, на начальном этапе деятельности будет целесообразнее не рассредоточивать внимание, силы и средства между различными организациями, а сконцентрироваться на создании работающей сети представительств за рубежом одной образовательной ТНК.
Инфраструктура, которую можно задействовать для организации эффективного агентства подобного рода, в России недостаточно развита, дополнительные трудности создают большие размеры страны, технологическая и лингвистическая сложность коммуникации между участниками процесса (недостаточный уровень использования Интернета в образовании, зачастую невысокий уровень знания иностранных языков россиянами и русского - иностранцами). Однако существует организация, ресурсы и опыт которой можно было бы задействовать при создании агентства и его представительств за рубежом - это Российский
центр международного научного и культурного сотрудничества при МИД России (Росзарубеж-центр). Эта организация имеет более чем восьмидесятилетнюю историю и представительства в 75 странах.
Вместе с тем годовой бюджет Росзару-бежцентра составляет порядка 10 млн долларов в год10, что значительно меньше бюджетов аналогичных зарубежных организаций. Отстает Росзарубежцентр и в других отношениях: например, сайт организации в сети Интернет не переведен на английский язык. Разница становится особенно заметна, если сравнить эти интернет-страницы с сайтами таких организаций, как Британский Совет, Институт им. Гёте, Институт им. Сервантеса. Именно поэтому следует подчеркнуть, что реализация комплекса мер по продвижению «российского измерения» в образовательных программах вузов стран ЕС и постсоветского пространства будет практически невозможна без создания в сети Интернет мощного информационного ресурса, посвященного возможностям обучения в стране и поддерживаемого как минимум на четырех языках - русском, английском, немецком и французском.
Такой сайт должен представлять заинтересованному лицу наиболее полную информацию о российской образовательной системе, существующих стипендиальных и грантовых программах, условиях обучения и жизни иностранцев в России. Кроме того, необходимо разработать и поддерживать регулярно обновляемую базу данных существующих в России программ обучения для иностранцев на бакалаврском, магистерском и докторском уровнях, а также специализированных тематических школ и языковых курсов.
Необходимо, чтобы несколько десятков ведущих российских вузов выработали единую стратегию интернационализации российского образования. Такой подход позволит сформировать российское «ядро» интеграции в мировое образовательное сообщество и обеспечить качество реализации инициатив по продвижению «российского образования». В свете перспективы интернационализации российского образования ведущие российские вузы должны объединяться в консорциумы для осуществления таких проектов, как проведение международных многоуровневых исследовательских проектов, реализация магистерских программ,
целевой группой которых будут в том числе и иностранцы.
Условия современной информационной и потребительской экономики таковы, что исключительную важность приобретает деятельность по позиционированию России в мировом образовательном пространстве, «брендинг» российского образования. К работе над этим аспектом продвижения «российского измерения» в образовании следует отнестись с особым вниманием. Реальными же основаниями создания такого бренда должны стать мощный интеллектуальный потенциал России, ее богатая культура и история, динамичный характер экономического и социального развития в последние годы, большой опыт сотрудничества с зарубежными странами в области образования.
В числе конкретных мер по повышению привлекательности российского образования стоит выделить не только уже рассмотренное выше создание специализированного агентства по продвижению российского образования, сети его представительств за рубежом и сайта такой организации в сети Интернет, но и, в частности, такие инициативы:
• Улучшение материально-технической базы образовательных учреждений, принимающих иностранцев. С этой целью необходимо провести инвентаризацию и сертификацию учебных помещений, лабораторий, библиотек, общежитий и последующую работу над улучшением инфраструктуры.
• Повышение квалификации сотрудников российских образовательных учреждений с целью преодоления возможных административных барьеров при прохождении иностранцами обучения в российских вузах и сотрудничестве с зарубежными коллегами.
• Финансовое и административное обеспечение привлечения в российские вузы специалистов из-за рубежа, включая как работающих за границей соотечественников, так и иностранных граждан. Это должно расширить возможности интернационализации российских вузов и способствовать проведению структурных реформ российского образования.
• Материальное обеспечение создания в российских вузах программ, читаемых
10 Москва учла ошибки Лондона // Коммерсантъ. 23 апреля 2008 г. № 69 (3886) // http://www.kommersant. ru/doc.aspx?DocsID=885684.
на английском языке, которые способны значительно расширить целевую аудиторию потенциальных покупателей российских образовательных услуг.
• Обеспечение распространения новейших достижений российской науки за рубежом, в частности, оказание поддержки инициативам по публикации российскими исследователями статей в зарубежных реферируемых журналах.
• Предоставление стипендий и грантов иностранным студентам, преподавателям и исследователям, обучающимся и работающим в России. При этом наиболее привлекательной с точки зрения маркетинга стратегией будет реализация нескольких стипендиальных и гран-товых программ по разным направлениям подготовки и финансирующихся из разных источников.
• Обеспечение в стране своевременной и полной реализации основных положений Болонского процесса и распространение за рубежом информации о степени интернационализации российских вузов. Особое внимание стоит уделить такому аспекту, как признание за границей российских дипломов и периодов обучения.
В целях продвижения «российского измерения» в образовательных программах вузов ЕС и постсоветского пространства необходимо также реализовать ряд мер, нацеленных на поддержку преподавательской и исследовательской деятельности:
• Создание и чтение специализированных курсов по истории, культуре, международной политике, экономике, системе государственного управления, правовой и законодательной системе, социальной политике России на русском и иностранных языках. Необходимо выделять зарубежным преподавателям специальные гранты на разработку таких курсов; организовывать выезд российских преподавателей в целях чтения зарубежным студентам специализированных курсов, не ограничиваясь при этом дисциплинами «гуманитарного блока».
• Создание специальных кафедр и Центров российских исследований в зарубежных вузах «с нуля», либо путем придания особого статуса уже существующим структурам, занимающимся изучением России. Такие кафедры и центры должны финансироваться совместно российской
стороной и ее партнером и регулярно отчитываться о своей деятельности. Российская сторона должна поддерживать такие центры организацией специальных конференций для работающих в них исследователей, проведением круглых столов и дискуссий.
• Проведение конкурсов и распределение грантов, направленных на продвижение «российского измерения» в образовании. Гранты могут выдаваться отдельным авторам и авторским коллективам для проведения исследований, написания и публикации научных работ и книг. Особое внимание необходимо уделять молодым исследователям из-за рубежа, заинтересованным в изучении России.
Наконец, еще одним ключевым направлением продвижения «российского измерения» в образовании является стимулирование изучения за рубежом русского языка и культуры. Реализации этой цели соответствуют следующие меры:
• Обновление программ обучения русскому языку, включая составление современных учебников и учебных материалов, создание специализированных сайтов в сети Интернет, призванных популяризовать изучение русского языка и максимально упростить доступ иностранцев к необходимым учебным материалам.
• Повышение квалификации преподавателей русского языка за рубежом, организация для них специализированных семинаров и выездных школ.
• Развитие системы специализированных экзаменов по русскому языку в целях повышения престижа владения им и облегчения процедур принятия в российский вуз. Однако оно не должно стать препятствием на пути интернационализации российского образования. Приглашая в страну зарубежных студентов, преподавателей и специалистов, российская сторона должна быть готова оказывать им всемерную помощь в изучении русского языка, организовывать для них специальные курсы.
Заключение
Таков в общих чертах комплекс мер по продвижению «российского измерения» в образовательных программах вузов ЕС и постсоветского пространства. Особый упор, как было показа-
но, следует сделать на слове «комплекс», так как разрозненными усилиями отдельных вузов и некоторых фондов занять прочные позиции на мировом рынке образовательных услуг и вывести «российские исследования» на качественно иной уровень не представляется возможным. Если на политическом уровне будет принято решение о масштабной реализации проекта по продвижению «российского измерения» в образовании, то перед Россией встанет амбициозная задача по созданию национального агентства, призванного развивать международное сотрудничество в области образования, и сети его представительств за рубежом, а также по выдвижению ряда инициатив в области образования, направленных на стимулирование проведения «российских исследований» и привлечение в Россию иностранных студентов.
Предстоит сделать также большую работу по позиционированию России на мировом рынке образовательных услуг, созданию и распространению бренда Russian Dimension. Впрочем, особое внимание стоит уделить не только деятельности по продвижению бренда, но и созданию нормативно-правовых рамок развития сотрудничества в области высшего образования между Россией и другими странами. В частности, критически важно расширить и детализировать раздел о сотрудничестве в области образования, науки и культуры в но-
вом Базовом соглашении между Россией и ЕС. Затем можно будет перейти и на совершенно особый характер отношений с ЕС в этих сферах, добившись подписания отдельного договора о сотрудничестве в области образования, наподобие тех, которые уж существуют между ЕС и США, Австралией и Японией. И только когда «европейское» и «российское» измерения сложатся в одну реальность, можно будет говорить о формировании общеевропейского пространства высшего образования.
Литература
Литвинова Н.П. От «европейского измерения» в образовании к Болонскому процессу // http://edu. of.ru/attach/17/2984.ppt.
Москва учла ошибки Лондона // Коммерсантъ. № 69 (3886). 23 апреля 2008 г. (http://www.kommersant.ru/ doc.aspx?DocsID=885684).
Россия и ЕС на пути к общеевропейскому пространству высшего образования. Сценарии будущего. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.
Тема месяца: иностранные студенты // Современное образование. Апрель 2005. Вып. № 4 (97). (http:// www.edit.muh.ru/newspaper/so_2005/04/st6.htm).
Green Paper on the European Dimension of Education // http://aei.pitt.edu/936/01/education_gp_C0M_93_ 457.pdf.