СТРАТЕГИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТ БУДУЩЕЕ Конаков Р.В.
Конаков Роман Викторович - слушатель, факультета подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России, Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации,
начальник, МО МВД России «Сысольский», подполковник полиции, г. Сыктывкар
Аннотация: в статье анализируется технология управления в системе органов внутренних дел, центральным звеном которой является принятие управленческих решений. Стратегическое управление в ОВД базируется на рассмотрении проблем законности и преступности в фокусе политических, социально-экономических, правовых и организационных аспектов. При стратегическом управлении повышенное внимание уделяется организации и осуществлению работ по совершенствованию форм и методов социального управления в правоохранительной сфере. Программы борьбы с преступностью, комплексные планы профилактики правонарушений, долгосрочные планы, директивы, установочные приказы и другие управленческие решения определяют перспективы развития органов внутренних дел и усиления борьбы с правонарушениями, а также помогают анализировать и держать под контролем политическую, правовую, экономическую и социальную обстановку. Ключевые слова: стратегия, преступность, профилактика, решение.
Преступность - масштабная социальная проблема, жертвами которой оказываются практически все слои населения: это и состоятельные граждане, и малоимущие, работающие и домохозяйки, государственные служащие и лица, работающие в частном секторе, городское и сельское население.
Стоит отметить, что по данным Информационного центра МВД по Республике Коми, в настоящее время уровень учтённой преступности в МО МВД «Сысольский» колеблется в пределах 1,8 тысячи на сто тысяч населения, т.е. на каждых 100 граждан приходится почти два преступления.
Неверно полагать, что преступления совершает только определённая категория лиц - представители низших, люмпенизированных социальных слоев населения. Стремление нажить капитал приводит к совершению различных мошеннических операций, вымогательств, угрозам физической расправы и другим противозаконным действиям не только со стороны так называемых потенциальных преступников -ранее судимых, не работающих, профессиональных мошенников, рэкетиров, и т.д., но и со стороны государственных чиновников, банковских служащих, предпринимателей. Коррупция стала способом чрезвычайно быстрого обогащения. Такие преступления фиксируются не только в городах, но и в районах. Так, по итогам 10 месяцев 2018 года в МО МВД «Сысольский» зарегистрировано 2 преступления коррупционной направленности. Типовым примером преступлений данного рода для отдела является дача взятки сотруднику полиции при выполнении государственной функции по контролю за безопасностью дорожного движения на федеральной трассе Сыктывкар-Чебоксары «Вятка». Ежегодно на территории обслуживания выявляется от 4 до 7 аналогичных фактов.
В криминологических характеристиках преступности имеется целый ряд факторов, учёт которых необходим при любой стратегии её профилактики. Речь идёт, прежде всего, о преступности несовершеннолетних и молодёжи. Реализацией в текущем году дополнительных мер удалось добиться спада детской преступности. В 2018 года в районе зарегистрировано 1 преступление, совершенное несовершеннолетними. Однако в 2017 году таких было - 0.
26
Существенное влияние на криминогенную обстановку оказывают безработные граждане и ранее судимые (ими совершается более 60% преступлений в районе). Сохраняется устойчивая связь между пьянством и ростом преступности. Наблюдается тенденция перемещения насильственных преступлений в сферу быта. Появилась тенденция к росту преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Если в 2017 году таких в МО МВД «Сысольский» было зарегистрировано 7, то за 2018 год -уже 17. За два месяца 2019 года - 6.
Борьба с преступностью - основополагающая в деятельности руководства МО МВД «Сысольский» и носит многогранный характер. Поэтому решение крупномасштабных задач осуществляется в рамках стратегического управления. Центральным звеном технологии управления является принятие управленческих решений.
В советский период стратегическим управлением в системе МВД можно считать создание штабных подразделений, основной стратегической задачей которых было и остается - создание в стране системы раскрытия преступлений «по горячим следам». В МО МВД «Сысольский» по горячим следам раскрывается каждое 2-е преступление, всего с начала этого года в течение суток было раскрыто 117 преступлений. Благодаря тому, что сокращается временной разрыв между совершением преступления и привлечением виновного к ответственности, достигается стратегический принцип неотвратимости наказания.
Еще одним стратегическим решением является создание системы профилактики преступлений, которая ориентирует органы внутренних дел на предупреждение, предотвращение и пресечение преступлений, профилактику правонарушений среди лиц, склонных к их совершению. Несмотря на общую тенденцию по Республике Коми к снижению активности территориальных органов по выявлению преступлений «профилактической» направленности, работа подразделений по охране общественного порядка в МО МВД России «Сысольский» в указанном направлении отмечена положительной динамикой (+1,8%): в отчётном периоде текущего года личным составом отдела выявлено 114 преступлений двойной превенции, или 30% от всех зарегистрированных. Эффективность данной работы на лицо, поскольку количество убийств и фактов причинения тяжкого вреда здоровью, а также других преступлений, совершённых на бытовой почве, снижено более чем на 30%.
Сегодня на первое место выступает необходимость повышения эффективности управления в системе Министерства через призму основных постулатов организации данной работы: актуальности, комплексности и системности подходов, практической значимости выводов, общей и точечной информированности уполномоченных лиц, а также конфиденциальности принимаемых решений. Чтобы представить будущую модель социальной безопасности, нужно чётко определить цели правоохранительной деятельности и факторы, влияющие на развитие ситуации в правоохранительной сфере. Только увидев черты будущего состояния социальной безопасности от вызовов и угроз преступности, можно суметь обеспечить уже сегодня его реализацию. В теории и практике управления принято рассматривать в качестве объекта стратегического управления внешнюю и внутреннюю среду. К внешней среде можно отнести совокупность внешних факторов и субъектов, которые активно влияют на положение и эффективность деятельности правоохранительной системы по обеспечению социальной безопасности, общей напряжённости обществ. В этой связи особую значимость приобретает система сбора, обработки и анализа статистических данных. Неправильное или некорректное их использование на практике может привести к неверной интерпретации получаемых результатов и, как следствие, снижению обоснованности принимаемых на их основе управленческих решений.
Борьба с преступностью требует постоянного и оперативного реагирования на любые изменения криминогенной ситуации со стороны не только руководителей районных подразделения органов внутренних дел, но и руководителей МВД по РК. Речь идёт об организации оперативного управления, направления резервов в районы,
27
требующие дополнительных материальных и людских ресурсов, организации взаимодействия больших сил и средств на отдельных критических участках. Здесь приобретает особую практическую значимость проблемный и сравнительный анализ вопросов по отдельным направлениям оперативно-служебной деятельности.
Передовым опытом в принятии управленческого решения руководством МВД по Республике Коми в этом направлении является организация специальных оперативно-профилактических операций и мероприятий, проводимых под условным названием «Район».
Эти мероприятия проводятся сотрудниками аппарата МВД по Республике Коми в целях оказания методической помощи сотрудникам районных отделов полиции, обеспечения общественного порядка и безопасности граждан, предоставления гражданам возможности получения государственных услуг, стабилизации оперативной обстановки, предупреждения совершения преступлений и административных правонарушений, безопасности дорожного движения на территории сельских поселений, удалённых от крупных городов и районных центров.
В рамках мероприятий проводятся встречи с населением по вопросам, связанным с деятельностью подразделений МО МВД России «Сысольский» и оказания гражданам государственных услуг.
Положительным примером в управлении силами и средствами в МО МВД России «Сысольский» является организация работы и налаженный функциональный механизм раскрытия преступлений и обеспечения безопасности дорожного движения в районе.
Актуальность и практическая значимость совершенствования стратегического и оперативного управления в процессе борьбы с преступностью обусловлена множеством факторов организационно-правового и социально-политического свойства и, прежде всего, изменением характера и тенденций самой преступности. К актуальным, непосредственно оказывающим влияние на складывающуюся оперативную обстановку, криминологическим характеристикам по территории обслуживания МО МВД России «Сысольский» относятся такие, как количество лиц ранее привлекавшихся к уголовной ответственности, населения злоупотребляющего спиртными напитками, граждан, состоящих на учёте в учреждениях системы здравоохранения, а также уровень безработицы, число занятого и социально активного населения.
Основная линия стратегического управления состоит в непрерывном наблюдении, изучении и анализе изменений в социальной среде в правоохранительной сфере. Сущность оперативного управления заключается в способности системы своевременно и качественно осуществлять комплекс мероприятий, связанных с решением постоянно возникающих конкретных задач в сфере борьбы с преступностью, выполнением неотложных служебных дел. Первостепенное значение в данной работе приобретают Штабы и Дежурные части территориальных органов. Производные от оперативного управления понятия «оперативные действия (мероприятия)», «оперативный план», «оперативное решение», «оперативный штаб» связаны с выполнением работ, не терпящих отлагательства, чрезвычайностью сложившейся обстановки, когда временной фактор управления имеет решающее значение.
Что же касается борьбы с преступностью, здесь особая роль отводится праву, ибо речь идёт об охране права как важнейшей социальной ценности, обеспечении правопорядка и законности.
Перспективным направлением стратегического управления является развитие конструктивного взаимодействия полиции и институтов гражданского общества в сфере обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина. С этой целью при МО МВД России «Сысольский» создан и активно функционирует Общественный совет, члены которого оказывают помощь сотрудникам полиции в
28
проведении профилактических мероприятий. Это важная стратегическая задача в управлении, которую и должен решать руководитель ОВД, тесно взаимодействуя с различного рода общественными организациями и волонтерскими движениями.
Особенно это имеет особую важность при розыске людей , когда общественники помогают в поисках пропавших детей. Немедленно перехватывают ориентировки и молниеносно распространяют их в соц . сетях. Так при взаимодействии граждан была обнаружена потерявшаяся девочка 11 лет в Сысольском районе Республики Коми.
Было незамедлительно принято решение о проведении поисковых мероприятий с привлечением полицией местных жителей и волонтеров. Было незамедлительно через СМИ проинформировано население района.
В стратегии, которая определяет будущее, должны быть заложены фундаментальные прогнозы, как минимум на ближайшее десятилетие вперед, необходимо анализировать и держать под контролем политическую, правовую, экономическую и социальную обстановку. В результате чего правоохранительная система должна заблокировать угрозы социальной безопасности общества.
Список литературы
1. Акмаева Р.И. Стратегический менеджмент. Учебное пособие - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009.
2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник М.: Проспект, 2008. С. 370.
3. Барулин В.С. Социальная философия, ч.1 - М.: Изд. МГУ, 1993.
4. Коробов В.Б. Стратегическое управление в правоохранительной сфере. М.: Юнити-Дана, 2010.
5. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 // Рос. Газета от 10.01.2016 г.
6. Стратегическое управление в правоохранительной сфере. Материалы международной научно-практической конференции. 31 октября 2008 г. М.: Академия управления МВД России, 2009.
7. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 23.