ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
УДК 327
СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПОЛЬШИ В ЕС И РЕАКЦИЯ ПОЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА
Гришин Яков Яковлевич,
доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии Института международных отношений КФУ, Казань.
[email protected] Дуженький Василий Васильевич,
магистрант
кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии Института международных отношений КФУ, Казань.
Аннотация. В настоящей статье исследованы проблемы, связанные со вступлением Польши в Европейский союз. Проанализирована Стратегия национальной интеграции Польши, принятая в 1997 году, с целью выявления механизмов, с помощью которых происходила интеграция Польши в данное объединение, а также отклик польского общества на данные процессы. Актуальность изучения данного периода обусловлена тем, что процессы, которые происходили в Польше, находят свое отражение в современном мире. Прежде всего, это ассоциация Украины с Евросоюзом, которая происходит в рамках Восточного Партнерства, инициированного Польшей.
Ключевые слова: Польша, Европейский союз, стратегия интеграции, реакция общества.
Геополитические перемены в Центральной и Восточной Европе в начале 1990-х годов, связанные с распадом СССР, способствовали постепенным изменениям во внешней политике многих стран данного региона. Правительство Польши, все более смело смотрящее на запад, вело переговоры с Европейским сообществом. Путь вхождения Польши в ЕС не был одномоментным. Фактически процесс интеграции Польши в Европейский союз начался 8 апреля 1994 года в Афинах, когда Польша подала заявку на членство в данном объединении и уже через 10 лет 1 мая 2004 года. Польша стала полноправным членом Европейского союза.
Переориентация Польши на Европу произошла вследствие смены политических ориентиров внутри Польши. После парламентских выборов 1989 года стало очевидно, что Польская Объединенная Рабочая Партия прежней поддержкой и авторитетом в обществе более не обладает. Влияние СССР на Польшу ослабевало. Взамен прежней авторитарной политической системы в стране начались радикальные рыночные и демократические реформы, либерализация цен и приватизация госсобственности, инициированные новым правительством во главе с премьером Тадеушем Мазовецким.
Вскоре после распада СССР и полного прекращения срока действия Организации Варшавского договора Польша оказалась в некоем вакууме, который
необходимо было заполнить новыми внешнеполитическими ориентирами. Таким образом, республика обрела возможность стать частью общеевропейского сообщества.
Проанализировав отдельные выступления польских политиков того периода, можно сделать вывод, что, говоря о причинах интеграции с ЕС, они связывали свои стремления с общностью цивилизационного наследия, культуры и системы ценностей между Польшей и Европой[4].
Так или иначе, поляки видели себя неотъемлемой частью общего европейского континента со всем его многообразием экономических и политических связей.
Первом шагом на пути осуществления интеграции было подписание в декабре 1991 года. Европейского договора, на основании которого Польша стала ассоциированным членом Евросоюза. Заключение договора об ассоциации явилось стимулом для проведения многих политических и экономических реформ. В период ассоциации с ЕС в Польше были приняты правовые акты, призванные состыковать польское и европейское законодательство. Создавались также институциональные структуры, необходимые с точки зрения функционирования рыночной экономики и будущего членства в ЕС. В 1994 году польское правительство подало официальное заявление о желании стать членом ЕС.
В январе 1997 года Совет министров принял документ, озаглавленный как «Стратегия национальной интеграции»[3].
Данная стратегия охватывала задачи, направленные на проведение изменений в правовой, экономической и институциональной сфере, а также по подготовке польского общества к членству. Этот документ был первой попыткой целостного представления проблем и задач, связанных с интеграцией.
В документе:
- подчеркивается необходимость ускорения процесса трансформации польской экономики;
- определяются основные направления для улучшения экономики путем таких мер, как приватизация, демонополизация и структурирование предприятий государственного сектора;
- обращается внимание на необходимость активной поддержки процесса интеграции со стороны неправительственных организаций, предприятий и граждан.
- обращается внимание на необходимость параллельного развития польского сотрудничества с международными организациями и структурами в экономической сфере (ВТО и ОЭСР); в области внешней политики и политики безопасности (НАТО и ЗЕС); в области правосудия и внутренних дел (Совет Европы, ОБСЕ, ООН, Совет государств Балтийского моря).
Подготовку к интеграции с европейским сообществом поляки начали еще в 1996-м: специально созданный Комитет по Евроинтеграции занимался адаптацией польского законодательства к европейским стандартам.
На большинство интеграционных реформ Польши выделялись средства из Брюсселя. Выделяя средства, Европа требовала глубоких структурных изменений.
Законодательство нужно было привести в соответствие с европейским. В сфере предпринимательства требовалась институциональная поддержка малого и среднего бизнеса, чтобы он был конкурентным на открытом рынке Европы,
а в аграрном секторе должна была ускориться модернизация. Еще одним условием было повышение уровня развития более бедных регионов.
В Стратегии национальной интеграции говорится о подготовке польского общества к европейской интеграции и повышении уровня знаний о данном процессе среди населения.
Упоминается, что в Польше еще много мифов и страхов, связанных со вступлением в ЕС, которые не охвачены объективными знаниями, и поэтому могут быть источником неоправданных ожиданий или разочарований относительно членства Польши в ЕС. В документе заявлена необходимость всеобъемлющей информационной стратегии, охватывающей различные социальные группы, в том числе учеников и студентов[1].
Главным фундаментом евроскептицизма была деревня, глубинка, пожилые, консервативные люди. Вопросы, связанные с сельским хозяйством, были трудными ввиду относительно большой доли населения Польши, занятого в сельском хозяйстве и опасений польских крестьян относительно возможности эффективно конкурировать на европейском рынке с крестьянами из ЕС.
Польские крестьяне опасались, что после вступления в Евросоюз в Польшу хлынут европейские фермеры, которые скупят дешевую польскую землю. Кроме того, фермеры остерегались, что не смогут конкурировать со своими западными коллегами, дешевая сельскохозяйственная продукция которых заполнит полки польских магазинов. Многие также считали, что цены поднимутся: товары и услуги подорожают. После вступления в ЕС цены действительно поднялись, но вместе с ними повысились и заработные платы.
Весной 1998 года на встрече в Люксембурге Европейский Совет пригласил Польшу начать переговоры о вступлении. Данные переговоры завершились в декабре 2002 года.
16 апреля 2003 года в Афинах был подписан Договор о вступлении, определяющий условия членства Польши, а вместе с ней также девяти других государств (Кипр, Чехия, Литва, Латвия, Эстония, Мальта, Словакия, Словения и Венгрия) в Европейском союзе.
7-8 июня 2003 года в Польше был проведен референдум. «За» объединенную Европу высказались 77,45 % поляков, «против» - 22,55 % В голосовании приняли участие 58,85 % граждан[5].
Договор о вступлении был ратифицирован и вступил в силу 1 мая
2004 года.
Подводя итоги можно отметить, что в процессе интеграции Польше пришлось адаптировать свою правовую систему к ЕС, модернизировать функционирование различных государственных учреждений и реструктурировать принадлежащие государству промышленные предприятия. Законодательство нужно было привести в соответствие с европейским. В сфере предпринимательства требовалась институциональная поддержка малого и среднего бизнеса, чтобы он был конкурентным на открытом рынке Европы, а в аграрном секторе должна была ускориться модернизация. Еще одним условием было повышение уровня развития более бедных регионов.
В связи с этим не обошлось и без опасений, связанных с евроскеп-тицизмом. Последним важным эпизодом в истории процесса интеграции стал всенародный референдум, состоявшийся 7 и 8 июня 2003 года, в котором граждане польского государства подтвердили, что хотят быть частью единой Европы.
Литература
1. Anna Zielinska-Gl^bocka. Opinia w sprawie rz^dowego dokumentu "Narodowa Strategia Integracji" przyj?tego przez rad? ministrow 28 stycznia 1997 r. Uniwersytet Gdanski. - URL : http://biurose.sejm.gov.pl/teksty_pdf_97/e-126.pdf
2. Katarzyna Kolodziejczyk. Poland in the European Union. Ten years of Membership. UNISCI Journal, N° 40. 2016. 9-26.
3. Narodowa Strategia Integracji Spolecznej dla Polski. Warzawa. 28.01.1997 r. - URL: https://www.mpips.gov.pl/userfiles/File/mps/NSIS.pdf
4. Oswiadczenie ministra spraw zagranicznych Rzeczypospolitej Andreja Olechowskiego w Sejme Rzeczypospolitej Polskiej na temat prizystapienia Polski do Unii Europejskiej. Warzawa, 7 kwietnia 1994 r. - URL: http://www.zbiordokuentow.pl/ 1994/2/2.html.
5. Poland. Referendum on Joining the EU, 2003. - URL: https://www. electoralgeography .com/ en/countries/p/poland/2003 -eu-referendum-poland
6. Договор о Европейском союзе. Раздел VIII. Статья 49 // Документы Европейского союза. Европейское сообщество. - М., 2001. - С. 40.