Научная статья на тему 'Стратегия национальной безопасности как основа стабильности российского государства'

Стратегия национальной безопасности как основа стабильности российского государства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
389
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ / СТАБИЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ковалёва А. В.

в статье анализируются основные положения Стратегии национальной безопасности, угрозы в различных сферах жизнедеятельности общества, обозначенные в ней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия национальной безопасности как основа стабильности российского государства»

9. Данные социологического исследования предприятия ООО «ЭнергоПромСервис» г. Ростов-на-Дону, январь 2016.

10. Швец Л.Г. От управления персоналом и кадровой работы - к управлению человеческими ресурсами. концепция НК-менеджмента // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2013. № 3. С. 182-191

11. Овчаренко Р.К. Теоретические основы управления гражданской службой // Государственное управление. Электронный вестник. 2012. № 30. С. 6.

УДК 61 Ковалёва А. В.

ЮРИУ РАНХиГС Научный руководитель: к. п. н. Крицкая А. А.

СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ОСНОВА СТАБИЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Аннотация: в статье анализируются основные положения Стратегии национальной безопасности, угрозы в различных сферах жизнедеятельности общества, обозначенные в ней.

Ключевые слова: национальная безопасность, политический процесс, угрозы безопасности, стабильность, государственное управление.

Российская Федерация - крупнейшее государство, обладающее значительными запасами ресурсов, огромным экономическим, техническим, научным потенциалом развития. В силу уникального стратегического положения на Евразийском континенте, наша страна является крупнейшим игроком на международной арене. В настоящее время заметно

активизировались действия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в Мире. Такие действия можно назвать, по меньшей мере, недальновидными, ведь современные угрозы мировой стабильности обусловливают необходимость паритетного взаимодействия и объединения усилий всего международного сообщества, повышения эффективности имеющихся форм и методов борьбы с ними. Попытки игнорировать интересы России при решении столь глобальных проблем способны подорвать международную безопасность и свести на нет позитивные изменения в международных отношениях.

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью эффективной реализации декларируемой Россией политики национальной безопасности, отвечающей жизненно важным интересам граждан и учитывающей новые международные реалии. Основополагающим документов в данной сфере является «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации -официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу».

Стратегия даёт определения национальной безопасности, под которой следует понимать «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан России, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, государственная и

территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое

21

развитие Российской Федерации» . Национальная безопасность -чрезвычайно сложная многоуровневая функциональная система, в которой непрерывно происходят процессы взаимодействия и противоборства

21 Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"

жизненно важных интересов личности, общества, государства с угрозами

22

этим интересам. В Стратегии национальной безопасности декларируется следующее: Национальные интересы Российской Федерации - объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития. «Национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу заключаются:

• в обеспечении незыблемости конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности Российской Федерации;

• в укреплении национального согласия, политической и социальной стабильности, развитии демократических институтов;

• в повышении качества жизни, укреплении здоровья населения, обеспечении стабильного демографического развития страны;

• в сохранении и развитии культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

• в закреплении за Российской Федерацией статуса одной из лидирующих мировых держав, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских

23

отношений в условиях полицентричного мира».

Реализация вышеуказанных интересов напрямую влияет на доверие населения к власти, а значит на стабильность государства, его устойчивое функционирование и развитие, возможность отстаивать свою позицию на международной арене. К сожалению, на практике не всегда получается воплотить национальные интересы.24 Опираясь на определение, данное в указанной стратегии, под угрозой национальной безопасности следует

22 Понеделков А.В., Кузина С.И. Система внешних и внутренних угроз национальной безопасности России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. № 3. С. 106-113

23 Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N° 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации»

24 Артюхин О.А., Крицкая А.А., Султанов А.Д. Политические механизмы обеспечения военной безопасности: к вопросу субъектности // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 3. С. 385-388.

понимать «совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам».

В Стратегии национальной безопасности угрозы охарактеризованы отталкиваясь от основных приоритетов национальной безопасности, указанных в ней. Так, к угрозам в сфере государственной и общественной безопасности относятся преступные посягательства, направленные против личности, собственности, государственной власти, экономической безопасности; стихийные бедствия и техногенные аварии; подрывная деятельность иностранных государств, террористических организаций и радикальных общественных объединений; пропаганда идеологии сепаратизма, фашизма.

Выделяются так же угрозы в области повышения качества жизни граждан и экономического роста. К ним относятся экономические кризисы; санкции; экспортно-сырьевой уклад экономики; неравномерное развитие регионов, нецелевое расходование бюджетных средств; усиление дифференциации населения по уровню доходов; сохранение коррумпированности и криминализации хозяйственно-финансовых отношений. В области здравоохранения выявляются такие угрозы как: масштабные эпидемии, повышение доступности психотропных и наркотических веществ, распространение поддельных лекарственных средств, неквалифицированная медицинская помощь. Актуальными и злободневными являются проблемы в области культуры, а именно: распространение продукции массовой культуры, направленной на разложение духовно-нравственных и культурных ценностей, свойственных нашей стране (любовь к Родине, семья, справедливость), формирование образа общества потребления как приоритетного направления развития

государства и личности, пропаганда насилия и вседозволенности, а также противоправные посягательства на объекты культуры.25

Обеспечение национальной безопасности тесно связано с местом Российской Федерации на международной арене. Важнейшим аспектом, напрямую влияющим на обеспечение национальной безопасности, являются отношения нашей страны с наиболее значимыми международными организациями и альянсами. К ним, прежде всего, следует отнести Организацию Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН, СНГ, ШОС, НАТО и Европейский союз (ЕС). Однако заметны попытки со стороны США и их союзников втянуть Российскую Федерацию в длительную гонку вооружений и вынудить к проведению затяжных военных действий в различных странах мира, в том числе и близ наших границ. Здесь следует сказать о том, что Россия последовательно выступает за создание такой системы международных отношений, в которой применение военной силы будет сведено к недопущению и сглаживанию вооруженных конфликтов, а основным инструментом для разрешения противоречий будет выступать мирный переговорный процесс в рамках международного права.26 Но тем не менее, современная геополитическая обстановка такова, что нейтрализация угроз безопасности России в большей степени реализуется с помощью военной силы или угрозы её применения, поэтому значение её как инструмента по обеспечению национальных интересов только возрастает.

Являясь опорным документом, Стратегия национальной безопасности определила основные направления, в рамках которых необходимо проводить внутреннюю и внешнюю политику, исходя, в первую очередь, из национальных интересов и долгосрочных перспектив развития, выстраивать взаимодействие с другими государствами, отстаивать свои интересы. Это

25 Голобородько А.Ю. «Человеческое измерение» государственной культурной политики в системе национальной безопасности // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2013. № 2. С. 127

26 Султанов А.Д. Государственная политика стратегического планирования развития оборонно-промышленного комплекса России в условиях санкций запада // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 2. С. 272-276.

будет возможно, если мы сформируем такую национальную идею, которая будет способна консолидировать общество, определиться со сферой национальных интересов и наилучшими путями их достижения. Так же необходимо укрепление традиционного самосознания народа, его исторически сложившейся идентичности, обеспечение стабильности развития. Тогда будет возможно реальное отстаивание собственных интересов внутри страны и на международной арене, укрепление и поддержание национальной безопасности на необходимом для развития страны уровне.

Список использованной литературы

1. Закон РФ от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности" // "Российская газета", № 103, 06.05.1992.

2. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";

3. Артюхин О.А., Крицкая А.А., Султанов А.Д. Политические механизмы обеспечения военной безопасности: к вопросу субъектности // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 3. С. 385-388.

4. Голобородько А.Ю. «Человеческое измерение» государственной культурной политики в системе национальной безопасности // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2013. № 2. С. 125-132

5. Идрисов Р. К вопросу о роли государства в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации // Право и жизнь. Независимый правовой журнал. № 37. 2001. С. 171-179.

6. Понеделков А.В., Кузина С.И. Система внешних и внутренних угроз национальной безопасности России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. № 3. С. 106-113

7. Султанов А.Д. Государственная политика стратегического планирования развития оборонно-промышленного комплекса России в условиях санкций запада // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 2. С. 272-276.

8. Трипольский В.Б. Направления совершенствования законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. // Государство и право. 2007. № 7.

9. Харченко С.Г., Ананьева Р.В. О необходимости дифференциации понятий «безопасность» и «национальная безопасность». Вестник Академии военных наук. 2010, №1(30), с. 54-59.

10. Воронцов С.А. Проблемы национальной безопасности через призму взаимоотношений религиозных и политико-правовых институтов государства // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015.№ 3 (58). С. 37-42.

11. Понеделков А.В., Воронцов С.А. Социально-политические аспекты демографических процессов, влияющие на национальную безопасность России // Власть. 2014. № 7. С. 180-185.

12.

УДК 338.45 Долгушина

М.А.

ЮРИУ РАНХиГС Науч. рук.:к.п.н., Крицкая А.А.

ВЛИЯНИЕ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

РЕГИОНА

Аннотация: В данной статье рассматривается актуальность и особенности реализации государственной кадровой политики на региональном уровне. Выделяются факторы, влияющие на повышения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.