9. Данные социологического исследования предприятия ООО «ЭнергоПромСервис» г. Ростов-на-Дону, январь 2016.
10. Швец Л.Г. От управления персоналом и кадровой работы - к управлению человеческими ресурсами. концепция НК-менеджмента // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2013. № 3. С. 182-191
11. Овчаренко Р.К. Теоретические основы управления гражданской службой // Государственное управление. Электронный вестник. 2012. № 30. С. 6.
УДК 61 Ковалёва А. В.
ЮРИУ РАНХиГС Научный руководитель: к. п. н. Крицкая А. А.
СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ОСНОВА СТАБИЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
Аннотация: в статье анализируются основные положения Стратегии национальной безопасности, угрозы в различных сферах жизнедеятельности общества, обозначенные в ней.
Ключевые слова: национальная безопасность, политический процесс, угрозы безопасности, стабильность, государственное управление.
Российская Федерация - крупнейшее государство, обладающее значительными запасами ресурсов, огромным экономическим, техническим, научным потенциалом развития. В силу уникального стратегического положения на Евразийском континенте, наша страна является крупнейшим игроком на международной арене. В настоящее время заметно
активизировались действия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в Мире. Такие действия можно назвать, по меньшей мере, недальновидными, ведь современные угрозы мировой стабильности обусловливают необходимость паритетного взаимодействия и объединения усилий всего международного сообщества, повышения эффективности имеющихся форм и методов борьбы с ними. Попытки игнорировать интересы России при решении столь глобальных проблем способны подорвать международную безопасность и свести на нет позитивные изменения в международных отношениях.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью эффективной реализации декларируемой Россией политики национальной безопасности, отвечающей жизненно важным интересам граждан и учитывающей новые международные реалии. Основополагающим документов в данной сфере является «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации -официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу».
Стратегия даёт определения национальной безопасности, под которой следует понимать «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан России, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, государственная и
территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое
21
развитие Российской Федерации» . Национальная безопасность -чрезвычайно сложная многоуровневая функциональная система, в которой непрерывно происходят процессы взаимодействия и противоборства
21 Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"
жизненно важных интересов личности, общества, государства с угрозами
22
этим интересам. В Стратегии национальной безопасности декларируется следующее: Национальные интересы Российской Федерации - объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития. «Национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу заключаются:
• в обеспечении незыблемости конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности Российской Федерации;
• в укреплении национального согласия, политической и социальной стабильности, развитии демократических институтов;
• в повышении качества жизни, укреплении здоровья населения, обеспечении стабильного демографического развития страны;
• в сохранении и развитии культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
• в закреплении за Российской Федерацией статуса одной из лидирующих мировых держав, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских
23
отношений в условиях полицентричного мира».
Реализация вышеуказанных интересов напрямую влияет на доверие населения к власти, а значит на стабильность государства, его устойчивое функционирование и развитие, возможность отстаивать свою позицию на международной арене. К сожалению, на практике не всегда получается воплотить национальные интересы.24 Опираясь на определение, данное в указанной стратегии, под угрозой национальной безопасности следует
22 Понеделков А.В., Кузина С.И. Система внешних и внутренних угроз национальной безопасности России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. № 3. С. 106-113
23 Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N° 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
24 Артюхин О.А., Крицкая А.А., Султанов А.Д. Политические механизмы обеспечения военной безопасности: к вопросу субъектности // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 3. С. 385-388.
понимать «совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам».
В Стратегии национальной безопасности угрозы охарактеризованы отталкиваясь от основных приоритетов национальной безопасности, указанных в ней. Так, к угрозам в сфере государственной и общественной безопасности относятся преступные посягательства, направленные против личности, собственности, государственной власти, экономической безопасности; стихийные бедствия и техногенные аварии; подрывная деятельность иностранных государств, террористических организаций и радикальных общественных объединений; пропаганда идеологии сепаратизма, фашизма.
Выделяются так же угрозы в области повышения качества жизни граждан и экономического роста. К ним относятся экономические кризисы; санкции; экспортно-сырьевой уклад экономики; неравномерное развитие регионов, нецелевое расходование бюджетных средств; усиление дифференциации населения по уровню доходов; сохранение коррумпированности и криминализации хозяйственно-финансовых отношений. В области здравоохранения выявляются такие угрозы как: масштабные эпидемии, повышение доступности психотропных и наркотических веществ, распространение поддельных лекарственных средств, неквалифицированная медицинская помощь. Актуальными и злободневными являются проблемы в области культуры, а именно: распространение продукции массовой культуры, направленной на разложение духовно-нравственных и культурных ценностей, свойственных нашей стране (любовь к Родине, семья, справедливость), формирование образа общества потребления как приоритетного направления развития
государства и личности, пропаганда насилия и вседозволенности, а также противоправные посягательства на объекты культуры.25
Обеспечение национальной безопасности тесно связано с местом Российской Федерации на международной арене. Важнейшим аспектом, напрямую влияющим на обеспечение национальной безопасности, являются отношения нашей страны с наиболее значимыми международными организациями и альянсами. К ним, прежде всего, следует отнести Организацию Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН, СНГ, ШОС, НАТО и Европейский союз (ЕС). Однако заметны попытки со стороны США и их союзников втянуть Российскую Федерацию в длительную гонку вооружений и вынудить к проведению затяжных военных действий в различных странах мира, в том числе и близ наших границ. Здесь следует сказать о том, что Россия последовательно выступает за создание такой системы международных отношений, в которой применение военной силы будет сведено к недопущению и сглаживанию вооруженных конфликтов, а основным инструментом для разрешения противоречий будет выступать мирный переговорный процесс в рамках международного права.26 Но тем не менее, современная геополитическая обстановка такова, что нейтрализация угроз безопасности России в большей степени реализуется с помощью военной силы или угрозы её применения, поэтому значение её как инструмента по обеспечению национальных интересов только возрастает.
Являясь опорным документом, Стратегия национальной безопасности определила основные направления, в рамках которых необходимо проводить внутреннюю и внешнюю политику, исходя, в первую очередь, из национальных интересов и долгосрочных перспектив развития, выстраивать взаимодействие с другими государствами, отстаивать свои интересы. Это
25 Голобородько А.Ю. «Человеческое измерение» государственной культурной политики в системе национальной безопасности // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2013. № 2. С. 127
26 Султанов А.Д. Государственная политика стратегического планирования развития оборонно-промышленного комплекса России в условиях санкций запада // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 2. С. 272-276.
будет возможно, если мы сформируем такую национальную идею, которая будет способна консолидировать общество, определиться со сферой национальных интересов и наилучшими путями их достижения. Так же необходимо укрепление традиционного самосознания народа, его исторически сложившейся идентичности, обеспечение стабильности развития. Тогда будет возможно реальное отстаивание собственных интересов внутри страны и на международной арене, укрепление и поддержание национальной безопасности на необходимом для развития страны уровне.
Список использованной литературы
1. Закон РФ от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности" // "Российская газета", № 103, 06.05.1992.
2. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
3. Артюхин О.А., Крицкая А.А., Султанов А.Д. Политические механизмы обеспечения военной безопасности: к вопросу субъектности // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 3. С. 385-388.
4. Голобородько А.Ю. «Человеческое измерение» государственной культурной политики в системе национальной безопасности // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2013. № 2. С. 125-132
5. Идрисов Р. К вопросу о роли государства в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации // Право и жизнь. Независимый правовой журнал. № 37. 2001. С. 171-179.
6. Понеделков А.В., Кузина С.И. Система внешних и внутренних угроз национальной безопасности России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. № 3. С. 106-113
7. Султанов А.Д. Государственная политика стратегического планирования развития оборонно-промышленного комплекса России в условиях санкций запада // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 2. С. 272-276.
8. Трипольский В.Б. Направления совершенствования законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. // Государство и право. 2007. № 7.
9. Харченко С.Г., Ананьева Р.В. О необходимости дифференциации понятий «безопасность» и «национальная безопасность». Вестник Академии военных наук. 2010, №1(30), с. 54-59.
10. Воронцов С.А. Проблемы национальной безопасности через призму взаимоотношений религиозных и политико-правовых институтов государства // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015.№ 3 (58). С. 37-42.
11. Понеделков А.В., Воронцов С.А. Социально-политические аспекты демографических процессов, влияющие на национальную безопасность России // Власть. 2014. № 7. С. 180-185.
12.
УДК 338.45 Долгушина
М.А.
ЮРИУ РАНХиГС Науч. рук.:к.п.н., Крицкая А.А.
ВЛИЯНИЕ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
РЕГИОНА
Аннотация: В данной статье рассматривается актуальность и особенности реализации государственной кадровой политики на региональном уровне. Выделяются факторы, влияющие на повышения