УДК 37.014
В.И.Тарлавский, В.В.Шамарин
Стратегия как прогноз развития профориентационного потенциала
региона*
«Потенциал» в представлении ученых, еще со времен Аристотеля и Ф. Аквинского, предполагает перспективу развития того или иного процесса или явления - возможное состояние, предполагающее способность вещи быть не тем, что она есть, осуществлять движение и процесс. Сегодня для нас интегральный термин «потенциал» относительно функционирования и развития системы - это трехкомпонентная система, включающая в себя ресурсы, возможности и целенаправленное воздействие (управление). Именно компонент «возможности» направляет «потенциал» в будущее, отвечает за перспективы его развития. В статье на основе анализа справочной, экономической и педагогической научной литературы, в контексте системного и программно-целевого подходов, стратегия рассматривается нами как трехкомпонентная система: цель, план и модель. Также предложено авторское определение «стратегии развития профориентационного потенциала региона» как системы прогнозного характера.
Ключевые слова: профориентационный потенциал региона, прогноз, стратегия развития, цель, план, модель
V.I.Tarlavskiy, V.V.Shamarin
Strategy as a forecast of development of the vocational potential of the region
"Potential" in the view of scientists since the time of Aristotle and Aquinas F., suggests future development of a process or phenomenon - the possible state, involving the ability of things to be not what it is, to move and process. Today we integrated the term "potential regarding the functioning and development of the system is a three-component system, which includes resources, opportunities, and purposeful action (control). It feature" directs "potential" in the future, responsible for its development prospects. In article on the basis of the analysis of reference, economic and pedagogical scientific literature, in the context of systematic and target-oriented approaches, strategy is considered as a three-component system: goal, plan, and moael. Also proposed a definition of "strategy of development of the vocational potential of the region" as a system looking.
Keywords: vocational potential of the region, forecast, strategy development, goal, plan, model
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Воронежской области в рамках научного проекта № 15-16-36001
аучное исследование в процес- свойством профориентационного потенциала
се своего развития должно об- региона, как и любой системы, является его ращать внимание на проблемы нацеленность на будущее [9]. будущего, но не для того, чтобы наблюдать «Немыслимо предугадать события во всех
возможные варианты его развития, а прежде деталях, - пишет И.В. Бестужев-Лада, - но всего для того, чтобы это будущее можно было зато мыслимо определить перспективы разви-
планировать, управлять им через настоящее. тия того или иного явления с тем, чтобы вне-
Напомним, что профориентационный по- сти соответствующие поправки в наши сегод-
тенциал региона - это способность совокуп- няшние планы, программы, решения... Смысл ности ресурсов, заложенных в самом регионе прогноза в том и состоит, чтобы непрерыв-
и необходимых для функционирования регио- ным «прощупыванием» различных вариантов
нальной системы профориентации (прошлое будущего систематически повышать уровень
и настоящее), при целенаправленном воздей- планирования, программирования, проекти-
ствии (управлении) актуализировать возмож- рования, управления» [Цит. по 2, с. 216].
ности (будущее) развития региональной про- В Толковом словаре русского языка Т.Ф. фориентации. Важнейшим интегративным Ефремовой прогноз - предвидение развития
The State Counsellor, 2016
и исхода каких-либо событий, явлений на основании имеющихся данных.
В Толковом словаре С.И. Ожегова прогноз - основанное на специальном исследовании, развитии и исходе чего-нибудь.
Прогнозированию в педагогике посвящены работы В.И. Бестужева-Лады, Б.С. Гершунско-го, В.И. Журавлева, В.И. Загвязинского, Э.Г. Костяшкина, В.О. Кутьева, И.Я. Лернера, И.А. Липского, В.А. Лукова, Л.И. Лурье, А.Ф. Присяжной, В.А. Рождественского, В.А. Ситарова, М.Ю. Сорокиной, М.Н. Скаткина и др.
С педагогической точки зрения прогнозирование в образовании, по мнению А.В. Рождественского [8, с.8], рассматривается как составная часть педагогической науки и практики, специфический вид научно-педагогического исследования, имеющий содержанием определение вероятных перспектив и вариантов развития образования (его целей и задач, содержания и структуры, педагогических функций, ресурсов и условий функционирования и совершенствования и т.д.). Причем одним из основных методов разработки педагогического прогноза является метод моделирования.
А.Ф. Присяжная [6, с. 11] определяет сущность педагогического прогнозирования как исследование возможных преобразований, тенденций развития и перспектив субъектов и объектов деятельности.
Отметим, что согласно классификационной схеме, предложенной Э. Янчем, следует различать два стратегических подхода к прогнозированию - поисковый (изыскательский) и нормативный. При поисковом про-гнозировании исследователь пытается определить будущее состояние объекта, исходя из логики развития, как самого объекта, так и внешней среды. Нормативное же прогнозирование предполагает будущее состояние объекта заданным. Поэтому главной задачей при нормативном прогнозировании является нахождение путей достижения этого состояния. Таким образом, при поисковом подходе к прогнозированию, исходя из средств, прогнозируют цели, в то время как при нормативном подходе, исходя из целей, прогнозируют средства их достижения [Цит. по 2, с. 92].
Рассматривая прогнозирование в качестве процесса познания, мы принимаем позицию Б.С. Гершунского [3], внесшего огромный вклад в разработку теоретико-методологического направления в области образовательно-педагогической прогностики, который считал образовательно-педагогическое прогнозирование лишь этапом (но этапом необходимым и обязательным), предваряющим разработку стратегий развития образования (сложная комплексная задача прогностического характера).
Вообще, термин «стратегия» используется в педагогике сравнительно недавно, но в военной сфере и экономике является одним из ключевых, при этом, не имея однозначной трактовки.
Этимология «стратегии» восходит к древнегреческому «strategos» (от «stratos» - войско и «ago» - веду), которое дословно можно перевести как «веду войско».
Термин «стратегия» исторически связан с военной сферой, поэтому в словарях он, прежде всего, определяется как высшая область военного искусства.
Так, в Толковом словаре С.И. Ожегова стратегия определяется как общий план ведения войны, боевых операций; наука о ведении войны, ведения войны; искусство руководства общественной, политической борьбой; а также вообще искусство планирования, руководства, основанного на правильных и далеко идущих.
Толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой трактует стратегию как науку и искусство ведения войны; общий план ведения войны и боевых операций; руководства общественной и политической борьбой; искусство какой-либо деятельности, основанное на точных.
Термин «стратегия» в экономике стал основанием для создания новой научной теории - стратегический менеджмент, где в работах по стратегическому планированию И. Ан-софф, Г. Минцберг, А. Чандлер определили его содержание.
Автор одной из первых работ в области стратегического планирования А. Чандлер считает, что стратегия - это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий, распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей.
И. Ансофф определяет стратегию как «набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности», при этом выделяет несколько отличительных особенностей стратегии [1].
1. Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечивает рост и укрепление позиций фирмы.
2. Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов методом поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, сосредоточить внимание на определенных участках или возможностях, во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.
3. Необходимость в данной стратегии от-
падает, как только реальный ход событий выведет организацию на желаемое развитие.
4. В ходе формулирования стратегий нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться достаточно обобщенной, неполной и неточной информацией о различных альтернативах.
5. При появлении более точной информации может быть поставлена под сомнение обоснованность первичной стратегии. Поэтому необходима обратная связь, позволяющая обеспечить своевременное переформулирование стратегии.
Г. Минцберг предпринял попытку дать наиболее обобщенное определение стратегии: «Стратегия - это модель (образец поведения) в потоке будущих действий или решений». Он рассматривает стратегию как единство «5Р»: план (plan), поведенческая модель (pattern), позиционирование (position), перспектива (perspective) и прием, отвлекающий маневр
(ploy) [5].
В.В. Мельников и И.С. Штапова [12] пришли к выводу, что все многообразие определений термина «стратегия» можно разделить на три группы: стратегия как система (И.Н. Герчикова и др.); стратегия как модель (Дж. Барни, Л.П. Владимирова, А.Т. Зуб и др.); стратегия как план (Минцберг Г., М. Мескон, А.А. Томпсон, Р. А. Фатхутдинов, А. Гершун и др.), выделяя при этом ключевые характеристики данного термина: системность, пространственно-временная характеристика, ре-сурсобеспеченность, воздействие внутренних и внешних факторов.
По мнению В.В. Мельникова и И.С. Шта-повой, стратегия - это сформулированный образ желаемого состояния системы в длительной перспективе, пути и средств его достижения с учетом складывающихся условий функционирования данной системы [12].
Л.С. Шеховцева, исследуя процесс формирования и моделирования стратегического целеполагания региона, считает, что стратегия региона - это комплекс установок, правил принятия решений и способов перевода системы из старого (существующего) положения в новое (целевое) состояние, обеспечивающее эффективное выполнение ее предназначения (миссии). Стратегия занимает двойственное положение. С одной стороны, она яв-ляется последним звеном в цепочке целевых ориентиров: миссия - видение - цели - стратегия (целевой аспект), а с другой стороны - начальным звеном в цепочке способов достижения целей: стратегия - стратегический план - программа - про-ект (реализационный аспект). Стратегия тесно связана со стратегическим планом, но не отождествляется с ним. Страте-
гия - это способ (модель) действий субъекта управления по отноше-нию к объекту управления во внешней и внутренней среде, план или инструмент управления объектом. Стратегический план - это план развития (изменения) объекта управления, его трансформации (перевода) в новое целевое состояние [11 с 19-20].
Определение термина «стратегия» в научно-педагогической литературе (Е.В. Бонда-ревская, Б.С. Гершунский, И.А. Зимняя, С.В. Кульневич, П.Г. Постников, О.А. Шушерина) осуществляется с различных позиций.
Стратегия любой масштабной и многоплановой деятельности, по мнению Б.С. Гершунского, - «это система концептуально доказательных предполагаемых действий, направленных на решение иерархизированных по значимости и эшелонированных по времени задач, позволяющих добиться желаемых промежуточных и конечных результатов. По своей сути, стратегия не столько отражает сущее в рассматриваемых явлениях и процессах, сколько ориентирована на обоснование должного, нормативных механизмов деятельности. Конечно, без знания особенностей и развернутых сущностных характеристик объектов стратегического поиска трудно рассчитывать на доказательное и аргументированное обоснование ожидаемого и желательного состояния объекта и путей (подходов, методов) движения к этому состоянию. Стратегия тех-нологизирует философское и политическое знание, ориентирует его на последовательное, в определенной мере - алгоритмизированное, решение различных социально-образовательных проблем» [3, а264].
Для нашего исследования важна позиция И.А. Зимней, которая, анализируя термин «стратегия», выделяет такие его характеристики, которые могут рассматриваться «как инвариантные безотносительно к сферам жизнедеятельности общества: связь с экономическим строем; обусловленность политикой государства, ставящей задачи перед стратегией; планирование и проведение подготовки объекта стратегического рассмотрения; определение конкретных целей и задач для исполнителей стратегии (объединений, организаций, сообществ); распределение кадров и технических средств для реализации стратегии, где сама стратегия - это комплекс, многомерное представление процесса актуального состояния, сохранения, развития или изменения, общий проект и проектирование его осуществления на определенный отрезок времени. Говоря об общей стратегии, необходимо также ответить на вопрос, стратегия какого процесса имеется в виду - процесса реализации: того, что актуально существует (стратегия сохранения); того, что изменяет-
The State Counsellor, 2016
ся или должно быть изменено (стратегия изменения); того, что развивается (стратегия развития); стратегия предотвращения. При всей условности такого разграничения можно определить доминанту одной из них» [4].
Что для нашего исследования есть «стратегия»?
Специфика нашего исследования предполагает доминанту «развитие» и, следовательно, разработку именно стратегии развития, а анализ справочной, экономической и педагогической научной литературы и обобщение имеющихся работ по данному направлению позволяет нам в контексте системного подхода, который для нас является методологической платформой, рассматривать стратегию развития как трехкомпонентную систему:
1. Цель, установление которой определяет направление развития.
2. План распределения ресурсов, взаимодействие которых необходимо для достижения поставленной цели.
3. Модель, которая определяет содержание стратегии развития, отражает процесс взаимодействия ресурсов для достижения цели и реализации направлений развития.
В целях конкретизации положений системного подхода к определению термина «стратегия» мы используем программно-целевой подход, который выступает в качестве одного из наиболее эффективных подходов к исследованию больших систем, к процессам и объектам различной природы и содержания, как средство практического осуществления и углубления системного подходов (В.Г. Афанасьев, А.Г. Аганбегян, Б.С. Гершунский, И.И. Калина, И.А. Липский, А.Г. Лобко, Б.А. Райз-берг, И.К. Шалаева, Г.Н. Швецова).
Программно-целевой подход - это методологический подход, состоящий в четком определении целей управления, выделении необходимых ресурсов для осуществления программ и формирования органов, осуществляющих руководство (Г.Н. Швецова [10]).
Программно-целевой подход, по мнению Б.А. Райзберга, проявляется в выработке и практическом воплощении путей развития, продвижения из настоящего в будущее социально-экономических систем самого разного рода, масштаба, назначения, исходя из намеченных целей и программ целевого использования располагаемых и предвидимых ресурсов. Суть подхода, состоит, с одной стороны, в обязательном наличии выраженной целевой ориентации намечаемых действий и, с другой стороны, - в организации совокупности таких действий, подчинении их определенной логике, сведении в упорядоченную систему, увязанную в пространстве и времени, что собственно и придает намечаемым мерам программный характер. Все формы, виды
деятельности, охватывающие планирование, прогнозирование, организацию, координацию, финансирование на программно-целевой основе, используют общую методологию, называемую программно-целевой. Такая методология наиболее характерна для процессов выработки и реализации государственных управленческих решений, связанных с проблемными задачами выхода из неблагоприятных ситуаций, возникающих в самых разных областях жизни, экономики, производства, обмена, потребления и устремления к благоприятным возможностям, перспективам, которые открывает будущее [7, с. 10]
Анализ научно-педагогической и экономической литературы позволяет нам выделить ориентиры использования программно-целевого подхода в определении термина «стратегия».
Программно-целевой подход предусматривает:
1. Четкое определение целей стратегии. «Вначале четко формулируют цели, а затем определяют средства для их достижения (Б.С. Гершунский). Цель как универсальное понятие означает мысленно представляемый, желаемый, ожидаемый, намечаемый итог направленных действий. В то же время цель есть мотив осуществления деятельности и средство интеграции отдельных действий, составляющих деятельность, в единую целостную систему. Тем самым цель - это ориентир движения, который придает направленность, венчает процесс и воплощает получение конечного результата. Цель характеризуется также как объект вожделений человека, семьи, социальных групп, организаций, общества, государства (Б.А. Райзберг [7, с. 10]). Причем целевая часть является исходным пунктом программно-целевого подхода. Необходимо первоначально выделить главную (генеральную) цель стратегии, а потом взаимосвязанные между собой подцели, достижение которых обеспечивает реализацию главной цели. Такая иерархия целей получила название «дерева целей», которое должно коррелировать с выявленными ключевыми проблемами развития профориентационного потенциала региона;
2. Выделение ресурсов для достижения целей. Речь идет о всех ресурсах, необходимых для достижения цели, и как следствие, развития системы: финансовых, материально-технических, правовых, кадровых, научно-методических, информационных и т.д. Важно увязать воедино цели с ресурсами, достигнуть соответствие целей (или подцелей) и наличия ресурсов, необходимых для достижения этих целей;
3. Определение механизмов достижения целей. Важно найти организационный механизм
взаимодействия ресурсов для достижения целей. Целевые установки в соответствии с «деревом целей» трансформируются в систему конкретных действий и мероприятий (через управление). Построение прогнозно-стратегической модели позволит четко выделить эти механизмы, включая органы управления.
Таким образом, для нас, в контексте системного и программно-целевого подходов, стратегия развития - это трехкомпонентный термин - система прогнозного характера, включающая в себя цель («дерево целей»), план (распределение необходимых ресурсов для достижения целей) и модель (отражает механизм достижения целей с учетом имеющихся ресурсов), взаимодействие которых нацелено на представление процесса развития
системы в перспективе.
Стратегия развития профориентационно-го потенциала региона - это трехкомпонент-ный термин - система прогнозного характера, включающая в себя цель («дерево целей»), план (распределение необходимых ресурсов для достижения целей) и модель (отражает механизм достижения целей с учетом имеющихся ресурсов), взаимодействие которых нацелено на представление процесса развития региональной профориентации как системы в перспективе.
Дальнейшее исследование будет нацелено на обоснование компонентов стратегии развития профориентационного потенциала региона: формулирование целей («дерева целей»), определение плана и разработку модели.
литература
1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия: [Пер. с англ.] / И. Ансофф, Э. Дж. Макдоннелл; Пер. С. Жильцов. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 414 с.
2. Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика // Б.С. Гершунский. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 768 с.
3. Гершунский Б.С. Философия образования для 21 века // Б.С. Гершунский - М.: Московский психолого-социальный институт, 1998.- 432 с.
4. Зимняя И.А. Стратегия воспитания: возможности и реальность. Интеграция науки и высшего образования. -2006 - №1 - с. 67-74
5. Минцберг Г. Стратегическое сафари: Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента / Г. Минцберг, Б. Альстранд, Ж. Лампель ; Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2013. 367 с.
6. Присяжная А.Ф. Педагогическое прогнозирование в системе непрерывного педагогического образования (методология, теория, практика) // Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. - Екатеринбург, 2006. - 44 с.
7. Райзберг Б.А. Целевые программы в системе государственного управления экономикой // Б.А. Райзберг. - М: Лаборатория Книги, 2012. - 332 с.
8. Рождественский А.В. Прогнозирование в области образования как научно-педагогическая проблема // Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Москва, 2005. - 24 с.
9. Тарлавский В.И. Сущность и структура профориентационного потенциала региона // Казанский педагогический журнал. - 2015. - №6, Ч.2.- С.272 - 274
10. Швецова Г.Н. Программно-целевое управление региональной образовательной системой // Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. - Чебоксары, 2009. - 44 с.
11. Шеховцева Л.С. Формирование и моделирование стратегического целеполагания региона как субъекта экономического развития // Автореф. дисс. ... д-ра экон. наук. - Калиниград, 2008. - 44 с.
12. Штапова И.С., Мельников В.В. Генезис понятия «Стратегическое планирование» [Электронный ресурс]. -2014. - №6. - URL: http://www.science-education.rU/pdf/2014/6/864.pdf
Информация об авторах: тарлавский Валерий Ильич
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры морально-психологического обеспечения (боевых действий авиации) ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А.Гагарина» (г. Воронеж). Эл. почта: [email protected]
Шамарин Вячеслав Владимирович
Руководитель Центра делового образования Торгово-промышленной палаты Воронежской области
Information about the authors: Tarlavskiy Valeriy Il'ich
PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of moral-psychological support
(military air operations) Military and Air Academy of a name of prof. E.Zhukovsky and Yu. A. Gagarin" (Voronezh). E-email: [email protected]
Shamarin Vyacheslav Vladimirovich
Head of the Center of Business Education of the Chamber of Commerce of the Voronezh region