Стратегия, как инструмент развития и оружие против конкурентов
Сысоева Елена Васильевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмента» ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации» Одинцовский филиал
В настоящее время большое значение в поддержке малого и среднего бизнеса оказывает государственная программа РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика». Однако, в условиях жесткой конкуренции самое главное влияние на эффективность деятельности организации оказывает грамотно разработанная стратегия ее развития, являющаяся поддержкой стабильного экономического роста и опорой в решении возникающих проблемных ситуаций, в чем заинтересованы владельцы бизнеса.
В статье рассмотрена интерпретация понятия стратегия со стороны военачальников и ученых в области стратегического менеджмента. Сделан акцент на том, что стратегия в бизнесе сегодня - это инструмент развития и оружие против конкурентов.
Выделены классические виды стратегий и рассмотрены их основные принципы и характеристики. Проанализирована матрица И.Ансоффа «продукт - рынок». Для исследования портфельных стратегий в организации применяется схема Бостонской консалтинговой группы, широко использующаяся на рынке портфельного инвестирования. Рассмотрена модель стратегий Майкла Портера: лидерство по издержкам, дифференциация и фокусирование.
Все виды глобальных стратегий охарактеризованы по таким основным параметрам, как: главный источник конкурентных преимуществ, размер сегмента, ассортимент продуктовой линии, наиболее слабые места.
Таким образом, в статье сделан вывод, что в каждой организации разрабатываются индивидуальные стратегии, зависящие от разных сфер деятельности, масштаба производства, стадии развития и прочее. Насколько эффективно будет разработана и внедрена стратегия, в дальнейшем своевременно скорректирована будет зависеть от руководителя, отвечающего за стратегическое развитие предприятия.
Ключевые слова: малое предпринимательство, бизнес, экономика, стратегия, стратегический менеджмент, вторжение на рынок, становление рынка, диверсификация, матрица «продукт-рынок», портфельные стратегии, стратегии Бостонской консалтинговой группы, стратегии роста, стратегии стабилизации, стратегии экономии, минимизация издержек, фокусирование, дифференциация.
X 2
о сч ю
О!
Развитие малого предпринимательства входит в состав приоритетных задач государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика». На государственном уровне предлагается поддержка и содействие развитию малого предпринимательства. Изучению темы развития малого и среднего бизнеса уделяется внимание, как в научной среде, так и в СМИ. Совершенствование стратегии развития является актуальной темой для экономических объектов на всех уровнях экономики, в том числе в малом и среднем бизнесе.
Результаты работы малого предпринимательства в развитых странах приносят экономике государств до 40% ВВП. Активное развитие малого предпринимательства способно существенно улучшить уровень жизни населения, посредством создания благоприятной конкурентной среды, что в свою очередь способствует повышению качества предоставляемых товаров и услуг населению. Именно малый бизнес способен удовлетворить индивидуальные потребительские запросы, а это значит, что развитие малых предприятий имеет не только важное экономическое значение, но и играет важную социальную роль в обществе.
Сегодня ситуация дефицита успешно действующих малых предприятий в России сохраняется. По данным статистики за последний год такие факторы как, неопределенность экономической ситуации в стране, недостаток собственных финансовых средств у владельцев малого бизнеса, высокий уровень инфляции, высокий процент коммерческого кредита, сложный механизм получения кредитов для реализации инвестиционных проектов и другие факторы значительно ограничивает экономическое развитие малого и среднего бизнеса.
Но, несмотря на наличие множества трудностей на пути развития, малый бизнес стремится к улучшению социально-экономических условий в обществе, а значит, необходимы действенные меры и средства для преодоления негативных влияний и достижения успеха в развитии малого предпринимательства.
Правильно разработанная стратегия развития предприятия является существенной поддержкой его стабильного экономического роста и опорой в решении возникающих проблемных ситуаций, в чем заинтересованы как владельцы малого бизнеса, так и наше государство.
Понятие стратегии относится, несмотря на существующий научный подход в ее изучении больше к области искусства, чем науки, потому что нет строго неизменных принципов ее формирования. Именно поэтому данное понятие и интересно для исследователя, управленца, так как построение стратегии подразумевает разносторонний, а иногда креативный подход.
Стратегия в настоящее время применяется в очень разных сферах человеческой деятельности. Если кратко охарактеризовать суть этого понятия в рамках менеджмента, стратегия - это то, что ведет организацию к успешному развитию в конкурентной среде в условиях непредсказуемости внешних изменений.
Само слово «стратегия» (от stratos - войско, и ago - веду) имеет греческое происхождение и в большинстве словарей толкуется, как искусство войны. Первое упоминание понятия «стратегия» есть в словах одного из зарубежных европейских военачальников - военного теоретика и историка, Карла фон Клаузевица. Ему принадлежат слова: «Война - неотъемлемая часть конкуренции, такой же борьбы человеческих интересов и поступков. Самое трудное - возможно лучше подготовить победу; это - незаметная заслуга стратегии, за которую она редко получает похвалу». Упоминание понятия «стратегии» в словах известного европейского теоретика очень наглядно отражают сферу и назначение применения стратегии - это военное дело и продуманное стремление к победе. Отметим также, что Карл фон Клаузевиц в 1812-1814 годах служил в русской армии рядовым воином, т.к. не мог командовать, не зная русского языка. Исследователи по-разному оценивают вклад Клаузевица в развитие теории военного дела, но несомненно можно признать то, что Клаузевиц был одним из теоретиков, кто использовал научный, критический подход в изучении стратегий, ведущих к победе. В его работе «О войне» есть много ценных формулировок и замечаний, относящихся именно к стратегическому ведению войны. В его взглядах на управление военными действиями прослеживается понимание стратегии и как науки, и как искусства. [12]
В России одним из наших великих русских полководцев Александром Васильевичем Суворовым была написана книга «Наука побеждать» об искусстве ведения войны, в которой он описывал свою стратегию ведения войны, которая позволила ему не проиграть ни одного сражения.
Связь первоначального понятия стратегии и современной его трактовки очевидны. Особенно актуальна аналогия конкуренции с войной в настоящее время, учитывая происходящее в сфере политики и экономики на международном уровне. Неслучайно, стратегия, как искусство управления, проявилось именно в военном деле. Войны между царствами и империями в прошлом всегда велись с целью захвата территорий и ресурсов для собственного развития и процветания. Стратегия в бизнесе сегодня - это инструмент развития и оружие против конкурентов. Во всех сферах бизнеса круп-
ные компании стремятся охватить как можно больше сегментов рынка, занять наиболее прочную позицию в экономической среде и конечно, ради этих целей, ведется постоянная война с конкурирующими организациями. В этой ситуации экономической нестабильности стратегия становится одним из наиболее действенных инструментов управления.
В период после второй мировой войны в зарубежных организациях начинает внедряться стратегическое управление. Искусство стратегического управления существует с древнейших времен, и понятие стратегии несет в себе память о победах прошлого. Стратегический управленческий опыт накапливался веками и в XXI веке не теряет, а только увеличивает свое значение для развития систем управления в целом. Стратегический менеджмент, как научная дисциплина существует сравнительно недавно. Управленческие инструменты стратегического менеджмента входили в практику управления организациями постепенно. Потребность в построении стратегических планов возникла в связи с развитием крупнейших зарубежных организаций, мировых международных корпораций. Основателями исследований стратегий в бизнесе были Альфред Чандлер и Игорь Ан-софф.
К середине XX века в деловой окружающей среде стали преобладать процессы дестабилизации, возрастала непредсказуемость экономического развития. Повысившаяся конкурентная борьба за потребителей потребовали пересмотра главных положений в области долгосрочного планирования предприятия. Планирование в организациях стало целевым. Ресурсы предприятия рассматривались как средство достижения целей. Менеджеры в процессе планирования стали заниматься разработкой возможных альтернатив в соответствии с прогнозируемыми изменениями деловой окружающей среды. Это движение стало называться «стратегическое планирование» (strategic planning) и использовалось практически всеми развивающимися компаниями промышленно развитых государств. [14]
В 60-х-70-х годах XX века в наблюдениях Игоря Ансоффа и Альфреда Чaндлeрa даны характеристики основным моделям организационного поведения. Было отмечено значительное воздействие стратегии на развитие организационной структуры.
Альфред Чандлер — родоначальник современной истории бизнеса. Его публикации значительно повлияли на формирование стратегического управления. Чандлер первый, кто смог упорядочить информацию о формировании нынешнего крупного бизнеса и, следовательно, во многом способствовал развитию на практике нашего представления о таких серьезных определениях, как «стратегия», «структура организации» и «организационные способности». Альфред Чaндлeр - основатель известной фразы о том, что «структура следует за стратегией», и инициативным агитатором концепции того, что для достижения благополучия в конкурентной борьбе особенно важными
5
-о
-С
m
о т;
>
У
т; А
Н
2
0 2
ю
О!
являются внутренние параметры, а не внешние. Изучая теоретические основы менеджмента, учитывая практический опыт сегодня, необходимо однозначно согласиться с тем, что внутренние параметры организации в конкурентной борьбе играют не меньшую роль, чем внешняя среда организации.
Одно из первых понятий термина «стратегия» в менеджменте, которое массово используется, было сформулировано именно Альфредом Чандле-ром в 1962 году: «Стратегия есть определение основных долгосрочных целей и задач организации, принятие курса действий и размещение ресурсов, необходимых для выполнения этих целей». [11]
Понимание различия между процессом зарождения стратегии и процессом ее применения является чрезвычайно важной вехой на пути формирования стратегического управления. Выделение взаимосвязанных отдельных этапов в едином функционировании стратегического менеджмента компанией повышает эффективность управления в целом.
Теория стратегического управления впервые была всенародно озвучена Игорем Ансоффом на конгрессе в мае 1973 года, подготовленном Высшей школой менеджмента при Университете Ван-дербилта.
Автор дает формулировку, в соответствии с которой стратегия - это «набор правил для принятия решений, которых компания придерживается в своей работе». Исследователь выделяет принципы для четырех видов стратегий: [2, 3]
1. Принципы, применяющиеся при анализе показателей работы компании на данный момент и в будущем. Качественные критерии анализа чаще всего называют ориентиром, а количественные составляющие - задачей.
2. Принципы, на которых строятся взаимоотношения предприятия и её внешней среды, по которым выявляется, какие типы товаров, методики их продвижения будет развивать стратегия, где и как реализовывать свою продукцию, как именно преобладать над своими соперниками. Данный блок правил называется продуктово-рыночной или бизнес-стратегией.
3. Принципы, регулирующие отношения и операции в самой компании, называющиеся организационной концепцией.
4. Принципы, соответственно которым компания осуществляет свою ежедневную работу, называющиеся главными оперативными методами. [2, 3]
Согласно представлениям Ансоффа, у стратегий есть конкретные характерные особенности: [2]
• этап развития стратегии не заканчивается каким-то моментальным манёвром и нередко завершается постановкой единых целей, движение по которым принесет укрепление и стабилизацию положения компании;
• выбранная и обоснованная стратегия должна быть осуществлена;
• потребность в стратегии аннулируется, в случае если реальный процесс формирования приведет компанию к желаемым целям;
• в процессе построения стратегии невозможно предугадать весь потенциал, который раскроется при разработке плана определенных действий;
• без обратной связи благоприятное применение стратегии нереально;
• стратегия обусловлена главными целями в деятельности предприятия, при изменении направлений, стратегия также требует преобразования;
• стратегия и цели могут быть заменяемы между собой в отдельных случаях, но так же и на определенных ступенях развития. [2]
Важное различие от типа бизнес - школы Гарварда - это внедрение Ансоффом обратной связи, предоставляющей интерактивность процесса развития стратегического проекта и неизменность процедуры его осуществления. Игорь Ансофф -создатель модели, которую он назвал «вектор роста». Данная матрица предполагает применение стратегий для поддержания или расширения доли рынка: [13,14]
• вторжение на рынок;
• становление рынка;
• создание продукции;
• диверсификация.
Рекомендуемая Ансоффом схема определения типа стратегии, применяемая при ее создании, принимает в расчёт разновидность изделия и рынка (новый или старый). Их контакт и определение стратегии, обуславливаемой совокупностью «продукт-рынок», характеризуется рекомендуемой Ан-соффом матрицей «продукт-рынок». Матрица И. Ансоффа изображена в табл 1.
Таблица 1
Рынок Продукт
Существующий Новый
Существующий • Консолидация • Вторжение на рынок Развитие продукта
Новый Становление рынка Диверсификация • связанная • несвязанная
Стратегия диверсификации считается одним из самых сложных видов стратегии, который используется в крупнейших мировых предприятиях. Связанная диверсификация - это понимание связанных, т.е. похожих видов деятельности. Стратегия связанной диверсификации может проводиться как слияние компаний, соглашениях о сотрудничестве.
Если выбрана такая стратегия, то предприятие направлено на изготовление похожих товаров, применяя уже имеющийся технологический потенциал производства. Также при этой стратегии возможен рост благодаря интеграции деятельности, где компания усиливает контроль за поставщиками или сама осуществляет упаковку и транспортировку продукции клиенту. Несвязанная стратегия диверсификации - это изучение совершенно нового вида деятельности. [7]
Для исследования портфельных стратегий может применяться конфигурация Бостонской консалтинговой группы (табл. 2), которая широко используется на рынке портфельного инвестирования.
Таблица 2
о о
2 с
Высокие «Звезды» «Проблемные дети»
Низкие «Денежные дойные коровы» «Собаки»
Высокая Низкая
Конкурентная позиция
На первоначальном этапе развития стратегическое управление формировалось в рамках крупного бизнеса. Стратегия стала способом преодоления неопределенности внешней среды. Для реализации рассмотренных классических стратегий развития требовались значительные финансовые ресурсы, которыми располагают только крупные предприятия.
Поэтому, менеджеру современной организации необходимо при выборе стратегии развития в первую очередь ориентироваться на финансовые возможности предприятия, а затем на остальные факторы развития. Объем финансовых ресурсов, которыми располагает предприятие для обновления и развития производства, является одним из главных ограничителей и показателей, на который нужно ориентироваться при формировании стратегии.
Большим достижением в концепции стратегического планирования послужил труд Майкла Портера «Конкурентные стратегии», изданный в 1980 году. Изложенные им общие стратегии конкуренции многими специалистами в сфере стратегического планирования все еще признаются самыми эффективными средствами для практической работы нынешних компаний. [9, 14]
Майкл Портер делил стратегии, на которые фирма может ориентироваться, на три вида: лидерство по издержкам, дифференциация и фокусирование. Модель М. Портера отображена на табл. 3.
Таблица 3
КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО
Низкие издержки Дифференциация
Широкая цель 1. Лидерство по издержкам 2. Дифференциация
Узкая цель 3а. Фокус на издержках 3б. Фокус на дифференциации
Стратегия представляет собой фундаментальное понятие предмета «стратегический менеджмент». Как мы уже отметили, первоначально стратегическое планирование в предпринимательстве применялось в управлении крупными организациями.
В современном бизнесе стратегия воспринимается как одно из главных средств в организации деятельности любой компании и не только коммерческой. Стратегия определяет направление развития организации. Управляющий предприяти-
ем во многом опирается именно на стратегию развития при принятии важных решений, касающихся перспектив.
Хочется выделить в современной научной литературе классификацию стратегий Ричарда Дафта, американского профессора Школы менеджмента университета Вандербилта, одного из наиболее цитируемых повсюду авторов книг по менеджменту.
Согласно Дафту, фундаментальная стратегия -это «единый план ключевых действий» с помощью которого руководство предприятия предполагает достичь поставленных задач. Дафт выделяет три типа стратегий: стратегии роста, стабилизации и экономии.
Стратегия роста может быть основана как на внутренних источниках, так и на внешних. Как и в теории Ансоффа, внутренний рост предприятия предполагается путем разработки или изменения товаров, либо через освоение новых рынков реализации товаров и услуг.
Стратегия стабилизации подразумевает сокращение объемов производства и ориентацию на жесткий контроль в управлении предприятием, что свойственно компаниям на стадии зрелости.
Стратегия экономии означает, что компания переживает фазу кризиса и либо уменьшает количество своих подразделений, либо продает или приостанавливает целые направления предпринимательства, когда производится масштабное сокращение штатов и затрат. [4]
В настоящее время в России стратегический менеджмент находится в стадии становления, т.к. российская экономика прошла более короткий путь развития рыночных отношений в сравнении с зарубежными компаниями, что обусловливает более медленное внедрение технологий стратегического управления. Но уже сейчас на государственном уровне ощущается потребность в совершенствовании стратегического менеджмента по всем направлениям деятельности.
В отечественной теоретической литературе в сфере стратегического управления также, как и в зарубежной есть много определений термина «стратегия» и продолжают появляться новые, но основной трудностью для исследований в области стратегического менеджмента в России является отсутствие достаточно широкой научно-практической базы, которая есть у зарубежных исследователей в этой сфере.
Согласно определению Б. Г. Литвака, стратегия - это управленческий инструмент, который включает в себя: долговременные масштабные задачи, обусловливающие деятельность компании; методы, посредством которых осуществляется достижение стратегических задач; возможности, применяемые для достижения стратегических задач; систему менеджмента, позволяющую достигать стратегические задачи. [7]
Согласно определению А.Т. Зуба, стратегия -это обобщенная схема действий, которые нужны для осуществления поставленных долгосрочных задач с помощью организации и распределения возможностей предприятия. [5]
5
-о
-С
гп
о т;
>
У
т; А
С.А. Попов дает формулировку единой стратегии фирмы как ее деловой теории существования и формирования на конкретное стратегическое будущее, изложенную в виде механизма главных управленческих решений и проекта четких функций, способных осуществить данную теорию и обеспечить фирме конкурентные привилегии и оптимальную эффективность. [8]
В практической деятельности стратегического менеджмента Б. Г. Литвак разграничивает стратегии на конкретные, точно изложенные руководством компании, и не конкретные, то есть стратегии предприятия, которые не существуют в виде грамотно обдуманных и утвержденных руководством компании определений.
По типу преобразований, которые осуществляются в деятельности компании, Б.Г. Литвак акцентирует внимание на стратегиях ограниченного роста, роста, сокращения и их комбинирование. Для сформировавшихся компаний стратегия ограниченного роста наиболее свойственна.
У них есть возможности, технологии, управление, то есть всё, что необходимо для осуществления эффективной деятельности. Стратегические задачи в этих компаниях организуются по принципу «от достигнутого» и не подразумевают стремительных преобразований в работе. [7]
Стратегии роста предусматривают получение значительно более масштабных показателей деятельности компании, например таких как: увеличение количества производимых товаров или предоставления услуг; освоение других видов деятельности; обновление и развитие производства; реорганизация системы менеджмента; увеличение имеющихся рынков реализации или поиск новых. [7]
Стратегия сокращения применяется тогда, когда по различным обстоятельствам для администрации компании более рациональным оказывается сокращение количества производимых товаров или оказываемых услуг, прекращение функционирования одного из направлений деятельности, ликвидации компании. Для стратегии сокращения свойственно уменьшение уровня задач, относительно тех, которые планировались заранее. [7]
Из масштабных стратегий конкуренции можно выделить такие как: [7]
- минимизация издержек,
- фокусирования,
- дифференциации,
- инноваций,
- быстрого реагирования.
Лидерство по издержкам, изученное в теории М. Портера, можно также отнести к стратегии минимизации издержек. Стратегия фокусирования представляет собой сосредоточение действий компании на поддержание весьма ограниченного участка рынка.
На первый взгляд, сосредоточение действий Н компании в более ограниченной области деятельности предоставляет шанс достичь очевидного конкурентного перевеса благодаря повысившейся специализации. И в то же время, нужно быть убе-со жденным, что более ограниченная область дея-2 тельности компании позволит достичь необходи-
мого уровня реализации товаров или предоставляемых услуг. [6, 7]
В противопоставление стратегии фокусирования стратегия дифференциации, изученная в теории Портера, подразумевает изготовление более разнообразного перечня товаров или увеличение перечня предоставляемых услуг при поддержании их единого функционального предназначения. Стратегия дифференциации предполагает более полное удовлетворение спроса потребителей или заказчиков и повышение их численности путем увеличения ассортимента предлагаемых покупателю товаров или услуг. [7]
Значительная степень конкуренции на большей части нынешних рынков реализации увеличивает напряженность конкуренции, где зачастую выигрывает тот, кто готов предоставить покупателю более качественные товары, дополнительные функциональные возможности и отличный уровень сервиса.
Это осуществляется путем результативно проведенной стратегии инноваций, заключающейся в сосредоточении действий на модернизацию технологий, оборудования, процесса изготовления, введение в перечень продукции качественно новых изделий или услуг с помощью включения инновационных концепций. [6, 7]
Стратегия быстрого реагирования подразумевает высокую степень применения в управлении компанией принципа обратной связи. Она подразумевает быстрое приспособление производства или сферы услуг к изменяющимся потребностям обслуживаемого компанией сегмента рынка реализации.
Быстрое реагирование на изменения рынка предоставляет компаниям, которые выбрали данную стратегию, первыми продвигать свои товары или услуги на рынок, удовлетворяющие вновь появившуюся потребность.
При жесткой конкуренции часто выигрывает тот, кто при подобных равных условиях первым предложит свою продукцию. [7] Все вышеперечисленные типы стратегий охарактеризованы по основным параметрам в табл. 4. [7]
Таблица 4
Характеристика глобальных стратегий
Параметры стратегии Минимиз ация издержек Фокусирование Дифференциация Инновации Оперативное реагирование
Главный Низкая Наличие у Действител Создание Получение
источник стои- товаров ьные или новой временного
конку- мость уникальных декла- продукции статуса
рентных товаров особенно- рируемые или тех- монопольно-
преиму- стей отличия от нологии го произво-
ществ товаров конкурентов дителя
Размер Обшир- Обширная Узкая с Любая Любая
сегмента ная особыми потребностями
Ассорти- Узкая Широкая Любая Любая Любая
мент про-
дуктовой
линии
Наиболее Сущест- Появление Исчезнове- Риск не Исчезнове-
слабые венное изделий- ние сегмен- достигнуть ние предме-
места измене- имитаторов, та, появле- главной та для дан-
ние тех- большие ние продук- цели ной страте-
нологии расходы на рекламу ции конкурентов гии
Таким образом, интерес исследователей к данной сфере менеджмента достаточно высок. Выделены основные классификации стратегий выдающимися исследователями в области стратегического менеджмента. Предприятиям разных сфер деятельности, разного масштаба и находящихся на разных стадиях развития будут соответствовать различные виды стратегий. То, насколько эффективно будет разработана и внедрена, а в дальнейшем своевременно скорректирована стратегия развития предприятия, будет зависеть от того, насколько руководитель, отвечающий за стратегическое развитие предприятия будет компетентен в сфере стратегического менеджмента.
В реализации усовершенствованной стратегии развития малого предприятия ключевыми факторами успеха необходимо считать:
- профессиональный подход в управлении предприятием,
- применение новых технологий работы,
- эффективная маркетинговая стратегия.
Все предложения формируются на основе научного подхода и бизнес -моделей, которые успешно реализуются в экономической практике в России и за рубежом.
Литература
1. ГОСТ Р 50646-2012 Услуги населению. Термины и определения (дата введения: 01.01.2014г.) //URL: http://docs.cntd.ru/document/1200102288 (дата обращения: 25.11.2018)
2. Ансофф И. Стратегическое управление / И.Ансофф - М.: Изд. «Экономика», 1989- 145с.
3. Виханский О.С. Стратегическое управление / О.С.Виханский - М., Экономистъ, 2006. - 296с.
4. Дафт Р. Менеджмент / серия МВА, 10 издание - СПб.: Питер СПб, 2017 г. - 656 с.
5. Зуб, А. Т. Стратегический менеджмент: учебник и практикум для академического бакалавриата / А.Т. Зуб - М.: Издательство Юрайт, 2018. — 375 с. //URL: www.biblio-online.ru/book/38AFD36C-9EEC-4AE6-8860-77B43DFEAF8A (дата обращения 19.10.2018)
6. Котлер Ф., Бергер Р., Бикхофф Н. Стратегический менеджмент по Котлеру / под редакцией Ф.Котлера, Р.Бергера, Н.Бикхоффа - М., Альпина Паблишер, 2017, - 143 с.
7. Литвак Б.Г. Стратегический менеджмент / Б.Г.Литвак - М.: Юрайт, 2016, - 507 с.
8. Попов, С. А. Стратегический менеджмент: учебник для бакалавриата и магистратуры / С.А. Попов - М.: Издательство Юрайт, 2018. — 463 с. //URL:www.biblio-online.ru/book/DBE70720-9A58-
4122-88AE-AEAF1C2750AF_(дата обращения
19.10.2018)
9. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 453с.
10. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 716 с.
11. Виттингтон Р. «Чандлер, Альфред Дюпон-мл. (1918) Chandler, Alfred Dupont, Jr.», University of Oxford. Основы менеджмента. //URL:https://lib.sale/osnovyi-menedjmenta-besplatno/chandler-alfred-dyupon-1918-chandler-alfred-63819.html (дата обращения 30.09.2018)
12. Клаузевиц К. О войне // URL: http://www.koob.ru/clausewitz/ (дата обращения 09.12.2018)
13. Костюнина Ю.В. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России / статья от 27.11.2017. // URL: http://sci-article.ru/stat.php?i=1511360695 (дата обращения: 19.10.2018)
14. Рябенко В. Классический подход к стратегическому управлению И.Ансоффа, статья от 22.08.2014 г. //URL: https://magref.ru/klassicheskiy-podhod-k-strategicheskomu-upravleniyu-i-ansoffa/2/ (дата обращения: 30.09.2018)
Strategy as a tool for development and a weapon against competitors Sisoeva E.V.,
Moscow State Institute of International Relations (University) of the
Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation Currently, the state program of the Russian Federation "Economic development and innovative economy" has a great importance in supporting small and medium-sized businesses. However, in conditions of tough competition, the most important influence on the effectiveness of an organization's activity is provided by a well-designed strategy for its development, which is the support of stable economic growth and a support in solving problem situations that arise, in which business owners are interested. The article discusses the interpretation of the concept of strategy by military leaders and scientists in the field of strategic management. It is emphasized that today's business strategy is a tool for development and a weapon against competitors. The classic types of strategies are highlighted and their basic principles and characteristics are considered. The matrix of I. Ansoff "product - market" is analyzed. To study the portfolio strategies in the organization, the Boston Consulting Group scheme is used, which is widely used in the portfolio investment market. Michael Porter's strategy model is considered: cost leadership, differentiation and focusing. All kinds of global strategies are characterized by such basic parameters as: the main source of competitive advantages, the size of the segment, the range of the product line, the weakest points. Thus, the article concludes that each organization develops individual strategies depending on different spheres of activity, scale of production, stage of development, and so on. How effectively the strategy will be developed and implemented will be adjusted in a timely manner in the future depending on the manager responsible for the strategic development of the enterprise.
Keywords: small business, business, economy, strategy, strategic management, market intrusion, market development, diversification, product-market matrix, portfolio strategies, strategies of the Boston consulting group, growth strategies, stabilization strategies, cost-saving strategies, cost minimization , focusing, differentiation. References
1. GOST R 50646-2012 Public services. Terms and definitions (introduction date: 01/01/2014) // URL: http://docs.cntd.ru/document/1200102288 (appeal date 25.11.2018) 2. Ansoff I. Strategic Management / I. Ansoff - M .: Izd. Economics, 1989-145c. 3. Vikhansky O.S. Strategic Management / O.S.Vikhansky - M., Economist, 2006. - 296 p.
4. Daft R. Management / MBA Series, 10th Edition - St. Petersburg:
Peter St. Petersburg, 2017 - 656 p.
5. Tooth, A. T. Strategic management: a textbook and a workshop
for academic bachelor / A.T. Tooth -M.: Yurayt Publishing House, 2018. - 375 p. // URL: www.biblio-online.ru/book/38AFD36C-9EEC-4AE6-8860-77B43DFEAF8A (appeal date 19/10/2018)
5 "Ö
-C
m
о т;
>
У
т; А
6. Kotler, F., Berger, R., Bikkhoff, N. Strategic Management for
Kotler / edited by F. Kotler, R. Berger, N. Beekhoff - M., Alpina Publisher, 2017, - 143 p.
7. Litvak B.G. Strategic Management / B.G.Litvak - Moscow: Yurayt,
2016, - 507 p.
8. Popov, S. A. Strategic management: a textbook for undergraduate and graduate programs / SA Popov - Moscow: Yurayt Publishing House, 2018. - 463 p. //URL:www.biblio-online.ru/book/DBE70720-9A58-4122-88AE-AEAF1C2750AF (appeal date 19/10/2018)
9. Porter M. Competitive strategy: A methodology for analyzing industries and competitors. Per. from English - M .: Alpina Publisher, 2016. - 453s.
10. Porter M. Competitive advantage: How to achieve high results and ensure its sustainability. Per. from English - M .: Alpina Publisher, 2016. - 716 p.
11. Whittington R. "Chandler, Alfred Dupont Jr. (1918) Chandler, Alfred Dupont, Jr., University of Oxford. Fundamentals of management. //URL:https://lib.sale/osnovyi-menedjmenta-besplatno/chandler-alfred-dyupon-1918-chandler-alfred-63819.html (the date of circulation is 30.09.2018)
12. Clausewitz K. About the war // URL: http://www.koob.ru/clausewitz/ (appeal date 09.12.2018)
13. Kostyunina Yu.V. Problems of development of small and medium enterprises in Russia / article dated 11/27/2017. // URL: http://sci-article.ru/stat.php?i=1511360695 (access date: 10/19/2018)
14. Ryabenko V. The classical approach to the strategic management of I. Ansoff, article of August 22, 2014 // URL: https://magref.ru/klassicheskiy-podhod-k-strategicheskomu-upravleniyu-i-ansoffa/2/ ( circulation date: 09/30/2018)
X 2
0 cs
fO
01