Научная статья на тему 'Стратегия как инструмент планирования деятельности'

Стратегия как инструмент планирования деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ЭТАЛОННАЯ МОДЕЛЬ / ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ / STRATEGY / MODELING / REFERENCE MODEL / ACTIVITY PLAN / MANAGEMENT MODELS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельников Юрий Борисович, Коростелева Евгения Александровна

Рассмотрены различные трактовки понятия «стратегия»; обоснована целесообразность интерпретации стратегии как механизма создания эталонных моделей деятельности и определения отличий понятий «стратегия» и «реализация стратегии». Выделены роль и место ошибок в реализации стратегии, некоторые компетенции, необходимые для исполнителя, реализующего стратегию, и предложены пути формирования этих компетенций в процессе обучения математике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мельников Юрий Борисович, Коростелева Евгения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategy as a Tool of Activity Planning

The paper considers various treatments of the concept «strategy», proves the advisability of interpreting strategy as a mechanism for creation of reference models of activity and distinguishing between the concepts “strategy” and “implementation of the strategy”. The paper identifies the role and place of the mistakes in the implementation of the strategy, specifies some competences necessary for the performer and suggests the ways to develop these competences while studying mathematics.

Текст научной работы на тему «Стратегия как инструмент планирования деятельности»

МЕЛЬНИКОВ Юрий Борисович

Кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой прикладной математики

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-27-37 e-mail: [email protected]

КОРОСТЕЛЕВА Евгения Александровна

Старший лаборант кафедры прикладной математики

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-27-37 e-mail: [email protected]

Стратегия как инструмент планирования деятельности

Ключевые слова стратегия; моделирование; эталонная модель; план деятельности; модели управления.

Рассмотрены различные трактовки понятия «стратегия»; обоснована целесообразность интерпретации стратегии как механизма создания эталонных моделей деятельности и определения отличий понятий «стратегия» и «реализация стратегии». Выделены роль и место ошибок в реализации стратегии, некоторые компетенции, необходимые для исполнителя, реализующего стратегию, и предложены пути формирования этих компетенций в процессе обучения математике.

Организаторы деятельности (руководители, менеджеры, учителя) долгое время за идеал принимали управление посредством системы алгоритмов, точнее говоря -плана деятельности, каждый пункт которого исполнитель воспринимал бы как описание алгоритма или ссылку на алгоритм. Однако в стремительно меняющихся условиях подобное управление возможно только для относительно кратковременных процессов; оно не позволяет оперативно адаптироваться к изменениям.

Существует несколько трактовок понятия «стратегия». Одни авторы понимают стратегию как «конкретный план достижения поставленной цели» [1. С. 13], причем план может быть разработан как на долгосрочную, так и на краткосрочную перспективу в зависимости от поставленной цели. Другие авторы трактуют стратегию как долгосрочное эффективное направление развития учреждения, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности на микро- и макроуровне. В таком понимании стратегию можно охарактеризовать как выбранное направление деятельности, в рамках которого функционирование должно привести предприятие к достижению стоящих перед ним целей (например, увеличение спроса определенного вида товара без понижения его цены, освоение новых сегментов рынка и проникновение на рынки сбыта конкурентов). Нередко стратегия трактуется как «обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных долгосрочных целей путем координации и распределения ресурсов предприятия» [2. С. 259].

Во всех традиционных трактовках стратегия тесно связана с моделированием: с одной стороны, стратегия рассматривается как модель определенного вида,

© Мельников Ю. Б., Коростелева Е. А., 2013

а с другой - как инструмент моделирования. Модель чаще понимают как искусственно созданный объект, обладающий существенными свойствами и характеристиками моделируемого объекта, а моделирование - как механизм построения модели исследуемого объекта для последующего его изучения и использования. Объект моделирования обычно представляется в виде системы моделей, отражающих особенности прототипа. Так, деятельность фирмы характеризуется экономическими показателями (экономические модели), кадровой политикой, межличностными отношениями (корпоративный стиль); важен также ее имидж в глазах потребителей, партнеров, конкурентов. Качество модели оценивается такими показателями, как «точность отражения определенных особенностей прототипа», «удобство использования модели для построения прогнозов, для анализа деятельности фирмы» и др., а также с помощью характеристик адекватности, т. е. качественного и количественного описания «похожести» модели на ее прототип. Адекватность всегда оценивается путем сравнения некой модели с эталонными моделями. Отметим, что, во-первых, эталонная модель обычно отличается от прототипа (его мы тоже рассматриваем как модель какого-то объекта), а во-вторых, термин «эталонная» не является синонимом слов «хорошая», «качественная».

Приведем пример. Обозначим через А модель управления развитием муниципального района, носящую локально-хаотический характер. Такое управление характеризуется отсутствием глобального плана деятельности, действиями «по ситуации», без учета влияния предпринимаемых действий на ситуацию в целом, увязки с другими планами. Будем считать, что управление муниципальным районом осуществляется посредством модели В адаптивного характера, если планы деятельности детализированы в основном в среднесрочной перспективе, а действия за пределами горизонта порядка двух лет планируются в виде системы целей и конкретизируются только после анализа ситуации, которая сложится к определенному моменту. Особенностью этого типа управления является периодическое чередование фазы планирования очередного этапа деятельности и фазы выполнения плана. Наконец, пусть модель С управления развитием муниципального района носит планово-административный характер, если имеется долгосрочный план развития муниципального района и последующим строгим следованием этому плану в соответствии с установкой «достичь плановых показателей любой ценой». В подобных случаях эталонная модель деятельности предназначена для осуществления, корректировки и оценки деятельности.

В модели управления A эталонная модель деятельности практически не сформирована или носит подчеркнуто локальный, сиюминутный характер. В модели управления B уровень формализации эталонной модели значительно выше, но она не описывает в виде алгоритмов весь путь достижения окончательных целей (например, часть пунктов плана представляется исполнителю как описание вторичных целей, без указания на конкретный способ их достижения, причем поиск путей достижения этих целей осуществляется только после выполнения определенных пунктов исходного плана).

Наиболее полной является эталонная модель, используемая в модели С. Однако в случае неадекватности этой эталонной модели возможны тяжелые негативные последствия. Риск такого развития событий (вероятность выявления неадекватности модели) может быть весьма велик. Во-первых, локально-хаотическая модель A и адаптивная модель B, если они выбираются сознательно, рассчитаны на квалифицированного исполнителя с высоким уровнем самостоятельности, со способностью принимать верные решения в условиях неопределенности и, нередко, острого недостатка времени. Строгое следование заданному алгоритму обычно не требует этих качеств, т. е. планово-административная модель управления рассчитана на менее самостоятельного и квалифицированного исполнителя. Поэтому в последнем случае эталонные модели должны быть тщательнее проработаны и расписаны. Во-вторых, в силу значительно меньших возможностей исполнителя по принятию собственных решений в таких

планах должны быть заранее учтены отдаленные последствия предпринимаемых действий, предсказаны все возможные варианты развития событий. Поэтому в плановоадминистративной модели управления значительно выше риски, т. е. вероятность неадекватности модели и, в частности, значительные отклонения реальных результатов деятельности от эталонной модели. Если же исполнитель плана имеет возможность и способность внести необходимые и достаточно оперативные коррективы, то продуманность планов, учет отдаленных последствий и предварительная оптимизация могут обеспечить эффективность управления.

Привлечение высококвалифицированных (и, следовательно, дорогостоящих) исполнителей плана (в частности, разработчиков частных планов) оправдано в тех случаях, когда, во-первых, велик риск возникновения ситуации, требующей существенного изменения первоначальных планов, а во-вторых, детальная предварительная проработка плана не целесообразна в силу недостаточности ресурсов (дефицита времени, отсутствия необходимых для этого кадров, ограничений финансового характера и др.). Однако привлечение высококвалифицированных исполнителей может иметь и негативные последствия: при наличии большого числа инициативных исполнителей возможна несогласованность изменений первоначального плана; в процессе выполнения плана локальные цели естественным образом становятся приоритетными, вытесняя основную цель на периферию согласно поговорке «за деревьями леса не видно»; наконец, управление большим числом инициативных исполнителей требует специфической системы управления, и усилия по синхронизации их деятельности могут потребовать больших ресурсов, чем детальная разработка плана-алгоритма в рамках планово-административной модели управления.

Итак, мы выделили три типа управления:

1) хаотическое, спонтанное управление (деятельность по достижению цели начинается раньше, чем сформирован существенный фрагмент плана деятельности (локально-хаотическая модель A);

2) чередование фазы создания законченного фрагмента плана и фазы выполнения этого фрагмента плана (адаптивная модель B);

3) управление, в котором реализация плана начинается только после того, как план будет полностью сформирован (планово-административная модель С).

Хаотическое управление характерно для деятельности эвристического характера, для которой требуется инсайт, «озарение», а также для случая, когда исполнитель не обладает компетенциями, необходимыми для управления деятельностью.

Эталонная модель рассматривается как образец для сравнения. Поэтому чрезвычайно актуальным является вопрос о качестве как самой эталонной модели, так и конкретных характеристик адекватности, поскольку их неадекватность может привести к тяжелым (иногда катастрофическим) последствиям. Например, по сообщениям средств массовой информации, катастрофические последствия аварии на электростанции в Фукусиме были обусловлены неадекватностью эталонных моделей: станция не была рассчитана на столь сильное землетрясение, аварийное включение резервных источников питания для системы охлаждения было связано с прохождением бюрократических процедур и т. п.

В процессе деятельности эталонная и оцениваемая модели могут меняться местами: когда по результатам наблюдений формируется гипотеза, на этапе проверки следствия из этой гипотезы (при утверждении об ускорении экономического роста при определенном снижении налогов) выступают в качестве оцениваемой модели, а экспериментальные результаты - в качестве эталонных моделей. После признания гипотезы в качестве закона соответствующие следствия рассматриваются в качестве эталонных моделей (например, при выборе направления развития экономической структуры, муниципального образования и др.).

Отметим несколько дополнительных моментов. Во-первых, стратегия включает в себя систему планов и ряд других компонентов (ресурсов, механизмов оценивания и др.). Иными словами, план сам по себе стратегией не является, а входит в стратегию в качестве составной части. Например, сводный финансовый план нельзя рассматривать как стратегию, но он может быть компонентом стратегии развития муниципального образования или района.

Во-вторых, пункты плана деятельности воспринимаются исполнителем либо как ссылки на конкретный алгоритм действий, либо как описание цели, без конкретизации способа ее достижения. Планы, в которых все основные пункты воспринимаются исполнителем как описание целей, мы называем планами-целями. Планы-цели можно трактовать как модель деятельности в виде системы целей и задач, достижение которых приведет к реализации общей цели [3. С. 113].

В-третьих, в литературе широко применяются производные от слова «стратегия»: стратегическое планирование, стратегическое мышление, стратегическое решение.

По нашему мнению, значительное упрощение понятийного аппарата, использующего термин «стратегия», может быть достигнуто за счет разделения понятий «план» (как эталонная модель деятельности), «выполнение плана», «стратегия» (как механизм создания плана деятельности) и «реализация стратегии» (использование стратегии для создания частных планов) (см. таблицу).

Понятийный аппарат термина «стратегия»

Стратегия Реализация стратегии Эталонная модель Использование эталонной модели

Механизм создания эталонной модели Применение стратегии для создания конкретной эталонной модели Продукт реализации стратегии. Основа управления деятельностью предприятия, учреждения Деятельность организации в соответствии с созданной или выбранной системой эталонных моделей

В частности, при интерпретации стратегии как механизма создания эталонной модели стратегическое планирование следует трактовать как реализацию стратегии. Эта интерпретация имеет несколько преимуществ:

• четко выделяет роль и место важнейших компонентов процесса планирования: стратегии, плана и других видов эталонных моделей;

• позволяет разделить объективный и субъективный компоненты процесса планирования: стратегия и план деятельности или другие виды эталонных моделей имеют объективный характер, а реализация стратегии и выполнение плана (или использование других видов эталонных моделей) в значительной степени зависят от исполнителя, т. е. имеют субъективный характер.

Реализация стратегии начинается с определения системы целей, с оценки на адекватность и построения плана деятельности. При этом в рамках каждой стратегии рассматривается определенный класс целей. Например, в стратегию улучшения транспортной системы входят такие цели, как улучшение качества дорожного покрытия, увеличение пропускной способности магистралей, но неестественной для этой стратегии была бы цель «улучшить обеспечение современной медицинской техникой». Таким образом, обязательной составной частью стратегии является система целей, типовых для данной стратегии. Следует напомнить, что в стратегию могут включаться цели, не являющиеся для нее типовыми, общепринятыми.

Стратегия предназначена для облегчения процесса поиска путей достижения целей, поэтому естественно, что в стратегию входит система типовых планов достижения типовых целей. Например, в стратегии развития Екатеринбурга одной из типовых целей является улучшение демографической ситуации в городе. Типовой план-цель

достижения этой цели включает в себя такие пункты (представляющие собой вторичные цели), как «рост рождаемости», «снижение смертности», «прирост численности постоянного населения при помощи повышения качества жизни граждан». Для повышения качества жизни применяется типовой план, в который входят такие пункты, как «рост реальных доходов населения», «увеличение количества услуг и повышение их качества», «строительство новых поликлиник, родильных домов», «обновление медицинского оборудования в медицинских учреждениях», «строительство и капитальные ремонты школ, лицеев, детских садов» и т. п.

Однако в стратегию могут входить типовые цели, для достижения которых отсутствует типовой план деятельности. Наличие таких ситуаций показывает, что стратегия должна включать в себя механизм развития стратегии. Этот механизм развития предполагает, во-первых, проведение анализа всех ресурсов (имеющихся, доступных, потенциально необходимых); во-вторых, использование метода аналогии (адаптация известных типовых планов, применяемых для достижения целей, в чем-то аналогичных рассматриваемой, в том числе типовых целей и планов, входящих в состав других стратегий); в-третьих, установление иерархии целей (по важности, по соответствию с глобальными целями, по привлекательности, по потребности в ресурсах, по порядку достижения и т. д.). Например, в 90-е годы XX века в Екатеринбурге наблюдался быстрый рост числа автомобилей, что привело в ряде случаев практически к параличу транспортной системы города. Традиционные для нашего города способы решения возникшей проблемы (ремонт дорог, расширение улиц, организация объезда «узких мест»), применяемые разрозненно и бессистемно, обеспечивали лишь частичное и временное облегчение ситуации. Результаты анализа способов решения этой задачи в других городах, в первую очередь в зарубежных мегаполисах, позволили постепенно снижать уровень перегрузки транспортных магистралей несмотря на продолжающееся увеличение числа транспортных средств. Для этого применяются: строительство развязок; упорядочение движения за счет совершенствования работы светофоров, организации одностороннего движения, организация парковок; увеличение привлекательности общественного транспорта; развитие метрополитена и др. Соответствующие типовые планы могут корректироваться по итогам реализации социально-экономического развития Екатеринбурга.

Процесс выявления компетенций, необходимых для реализации стратегии, схематично представлен ниже (см. рисунок).

Для успешной реализации стратегии исполнитель должен: знать систему целей, типовых для данной стратегии, и типовые планы, предназначенные для достижения типовых целей; уметь оценивать адекватность цели; выбирать оптимальный типовой план; оценивать его адекватность (например, завершенность); быть способным развивать и адаптировать типовой план к конкретной ситуации, организовать и контролировать его выполнение.

Следует отметить, что особенностью реализации стратегии, т. е. построения эталонной модели, в случае, когда оно не сводится к выполнению алгоритма, является особая роль ошибок в деятельности. Во-первых, нередко возникает необходимость выполнения действий, чреватых ошибками, причем ошибочность действий иногда может быть выявлена только постфактум. Например, при попытке замены пункта плана, воспринятого исполнителем как цель, на план достижения этой цели может выявиться отсутствие необходимого типового плана или неадекватность всех имеющихся типовых планов. Во-вторых, в механизм развития стратегии включается аппарат, основанный на преднамеренной ошибке (например, метод доказательства «от противного»). В-третьих, особую роль играет деление ошибок на устранимые и неустранимые, а также на ошибки этапа создания эталонной модели (например, этапа разработки плана деятельности) и этапа применения эталонной модели (например, выполнения плана).

Схема реализации стратегии

Опыт реализации стратегии формируется во время учебных занятий. Для этого можно, например, обучать математической деятельности как реализации стратегий [4]: стратегии поиска доказательства, стратегии составления уравнений [5. С. 93], стратегии решения уравнений, исследовательских стратегий [6] и др.

Источники

1. Вигман С. Л. Стратегическое управление в вопросах и ответах : учеб. пособие. М. : ТК Велби ; Изд-во «Проспект», 2004.

2. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: теория и практика : учеб. пособие для вузов. М. : Аспект Пресс, 2002.

3. Мельников Ю. Б., Поторочина К. С., Ткаленко Н. В. Стратегия как механизм планирования при обучении математике // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2008. № 9 (48).

4. Мельников Ю. Б. Алгебра и теория чисел. 4-е изд., испр. и доп. Екатеринбург : Изд-во УрГЭУ, 2010. Режим доступа: http://lib.usue.ru/resource/free/12/MelnikovAlgebra4/ index.html.

5. Мельников Ю. Б. Математическое моделирование: структура, алгебра моделей, обучение построению математических моделей. Екатеринбург : Урал. изд-во, 2004.

6. Мельников Ю. Б., Поторочина К. С. Алгебраический подход к математическому моделированию и обучению математической и «предматематической» деятельности // Ярослав. пед. вестн. 2010. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.