ISSN 2221-7347
Экономика и право
УДК 334.02
С.Ш. Акобян
СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
В современной экономике повышены требования инвесторов, потребителей и государства к предприятию. Реализовать свою стратегию на рынках возможно только при использовании инноваций. Высокий уровень требований требует от менеджеров выработки стратегии инновационной деятельности.
Ключевые слова: предприятие, стратегия, инновация.
Конкурентное окружение побуждает бизнесменов активно внедрять инновации, современные технологии и рационально использовать ограниченные ресурсы. Давая потребителю право выбора, рыночная конкуренция обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя действовать неэффективным предприятиям.
Нынешнее время - время новых производственных и управленческих технологий, интернационализации конкуренции, глобализации мировой экономики, быстро меняющихся условий окружающей среды, широкого применения системного подхода в управлении - ставит перед руководством предприятий новые возможности [1].
В конкурентных экономических условиях предприятия самостоятельно ищут покупателей, чтобы обеспечить максимизацию прибыли, расширение объема продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция вынуждает предприятия к эффективным действиям на рынке, заставляет их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества.
Руководство предприятий находятся в постоянном поиске новых методом и инструментов управления предприятием и рычагов повышения конкурентоспособности. Современные предприятия используют широкий набор маркетинговых инструментов и средств. Развивают потребительский патриотизм повышающий лояльность клиентов и потребителей [2].
Достижение и поддержание конкурентных преимуществ - это не только желание, но и основная стратегическая цель каждого предприятия торговли товаров и услуг.
Любое предприятие, как бы успешно оно не функционировала, должно быть нацелено на освоение новых технологических процессов, позволяющих производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами, иначе она окажется в кризисной ситуации. Другими словами она нуждается в грамотной инновационной политике.
Совершенствование анализа и ведение инновационной деятельности предприятия способствует увеличению ее конкурентоспособности на рынке. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике являются основой экономического развития.
Выбор инновационной стратегии является залогом успеха инновационной деятельности. Однако практика показывает, что в большинстве предприятий стратегиям инновационного развития не придают огромного значения. Инновационное развитие чаще всего отождествляют с хозяйственно-производственным уровнем принятия решений.
В этой связи особую актуальность приобретает формирование механизма, направленного на стимулирование и эффективное управление инновационными процессами, т.е. механизма диагностики инновационного потенциала предприятия и механизма разработки инновационных мероприятий в комплексе представляющих инновационную стратегию развития предприятия. Очень важно, чтобы при этом в экономике реализовывалась инновационная политика государства [3].
© Акобян С.Ш., 2013.
91
Новый университет. 2013. № 10 (32)
ISSN 2221-7347
В условиях рыночной экономики уровень конкурентоспособности и финансовой устойчивости предприятия зависит от инновационной стратегии. Поэтому проблема выбора инновационной стратегии приобретает сегодня большое значение и актуальность.
В настоящее время понятие «стратегия» используется в различных сферах деятельности, включая экономическую, маркетинговую, финансовою, инновационную и другие. Инновационными стратегиями могут быть: инновационная деятельность предприятия, направленная на получение новых продуктов, технологий и услуг; переход к новым организационным структурам; применение новых видов ресурсов и подходов к использованию традиционных ресурсов
[5].
Сущность современного этапа развития как национальной экономики в целом, так и отдельных предприятий отражает такая категория, как «инновационное развитие».
Инновационное развитие предприятия представляет собой не только основной инновационный процесс, но и развитие системы факторов и условий, необходимых для его осуществления, т.е. инновационного потенциала (рис. 1).
Рис. 1. Процесс инновационного развития предприятия
Следовательно, можно сказать, что инновационная стратегия предприятия должна отражать содержание и основные направления инновационного развития предприятия.
Доля средств, выделяемых на инновационную деятельность предприятия, в общем объеме финансирования определяется его руководством индивидуально и зависит от ряда факторов, основными из которых являются: Отраслевая принадлежность предприятия; базовая стратегия предприятия; объем финансовых ресурсов [5].
В процессе разработки бюджета инновационной деятельности на предприятии для определения и оценки затрат по отдельным инновационным проектам и эффективности инновационной деятельности в целом могут использоваться экономические и технологические критерии, такие как объем продаж, достижение лидирующего положения на рынке, доход на единицу вложений. Последовательность обоснования и разработки инновационной стратегии предприятия представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Схема формирования инновационной стратегии
92
ISSN 2221-7347
Экономика и право
Необходимо отметить, что большие возможности в сфере формирования инновационной стратегии предоставляют компьютерные технологии. Причем необходимо пользоваться именно специфическими, инновационными возможностями этих технологий.
В заключении следует подчеркнуть, что стратегия инновационного развития предприятия должна включать в себя действенные инструменты, которые должны быть направлены на продвижение конкурентоспособных продуктов предприятия, что, в конечном итоге, отразится в стратегическом развитии территории, отрасли и рынков.
Библиографический список
1. Бельских И.Е. Корпоративные коммуникации промышленного предприятия: в поисках эффективной национальной стратегии // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. № 5. С. 24-31.
2. Бельских И.Е. Стратегия развития потребительского патриотизма в России на основе деловой этики предпринимателей // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 19. С. 46-51.
3. Бельских И.Е. Факторы экономического роста: стратегия национального развития России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 30. С. 15-20.
4. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент. М.: Магистр, 2008.
5. Жаров А.И. Стратегия и тактика инноваций / А.И. Жаров, Н.Н. Изосимова. М.: Финансы и статистика, 2005. 392 с.
Статья поступила в редакцию 14.10.2013.
АКОБЯН Сабина Шаэновна - студент Волгоградского государственного технического университета.
93