В.Ш.Масленникова, Н.М. Угарова, В.Р.Шамсутдинова, Т.А.Фисина,
ИПППО РАО
Деятельность системы профессионального образования в настоящих социально- экономических условиях ориентирована на особенности, сложившиеся в существующем научно-образовательном пространстве, при этом профессиональные учебные заведения осваивают механизмы выживания и устойчивого развития. Пути развития этих учебных заведений различны, но все они ориентированы на инновационное развитие.
Решающим фактором, определяющим инновационное развитие системы профессионального образования, является стратегия интеграции обучения и воспитания. Профессиональная школа является центром науки, культуры и образования, образовательная деятельность которой базируется на сосредоточении инновационного потенциала. «Наука - инновации» - в этом безусловный элемент получения хорошего образования, качественной подготовки специалистов, а также улучшения финансово-экономического положения учебного заведения. Стратегический ресурс этого процесса -инновационная культура специалиста.
In current social and economical conditions the activity of professional education system is oriented to peculiarities shaped in existing scientific and educational field, meanwhile professional educational institutions master the mechanisms of survival and sustainable development. These educational institutions have different ways of development but all of them are oriented to innovative development.
The key factor which defines the innovative development of professional education system is the strategy of education and upbringing integration. Professional school is the center of science, culture and education, which educational activity is based on concentration of innovative potential. In “science - innovations” is an indisputable element of being well-educated, high-quality training of specialists, and also improvement of financial and economical state of an educational institution. A strategical resource of this process is a specialist's innovative culture.
Эффективная экономика развитых стран современного мира - во многом следствие того внимания, которое уделяется проблеме внедрения достижений науки в рыночную экономику. Система образования призвана обеспечивать достаточно высокий качественный уровень выпускаемых специалистов, в особенности, в рамках системы профессионального
образования. Определяющим в глубине и качестве такой подготовки должен стать инновационный процесс, который по своему содержанию является сложным, взаимовлияющим и взаимообогащающим процессом. Это позволит ориентировать современную систему профессионального образования не столько на образовательную деятельность, сколько на наукоемкую технологически выдержанную систему подготовки и переподготовки специалистов. С позиций социально-экономического развития именно профессиональная школа является центром науки, культуры и образования.
Формирование инновационной политики должно способствовать разработке концепции интеграции обучения и воспитания в системе профессионального образования, реализация которой будет содействовать организации и стимулированию инновационной деятельности в профессиональном учебном заведения и интеграции его в научно-техническое пространство. Образовательная деятельность в системе профессионального образования базируется на концентрации инновационного потенциала объединенного в системе профессиональных учебных заведений, следовательно, и стратегические, и тактические ориентиры вузов и ссузов построены на научно-инновационном фундаменте.
Сформированная стратегия и тактика развития учебного заведения любого уровня, с учетом и на основе их инновационного потенциала, позволит на всех стадиях инновационного цикла укрепить их конкурентные преимущества и занять свою нишу в условиях формирования механизма инновационного развития, то есть спрогнозировать потребности в объемах и формах образовательных услуг, разрабатывать и тиражировать на рынок продукты инновационной деятельности по подготовке современных высококлассных специалистов.
Деятельность системы профессионального образования в настоящих социально- экономических условиях достаточно серьезно ориентирована на особенности, сложившиеся в существующем научно-образовательном
пространстве, при этом профессиональные учебные заведения осваивают механизмы выживания и устойчивого развития. Пути развития этих учебных заведений различны, но идея и стратегические ориентиры во многом похожи, так как ориентированы на инновационное развитие.
Наиболее активные профессиональные учебные заведения уже приняли стандарты новой социально-экономической системы, нашли инновационные подходы к организации научной и образовательно-воспитательной деятельности. Накопленный в мировой и российской практике разносторонний опыт современного управления профессиональным образованием уже позволяет перейти к его систематизации и анализу. Современный подход к реформированию системы профессионального образования заключается в необходимости интеграции обучения и воспитания (адекватным настоящим условиям управления), поскольку богатство современных государств определяется не только природными и технологическими параметрами, а в первую очередь, человеческим капиталом и формирование социально-ориентированного, компетентного специалиста становится важнейшей задачей социально- экономического развития страны. Организационные особенности и сущность профессионального образования и воспитания заключается в том, что оно должно служить удовлетворению потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, а также удовлетворению социально-экономических потребностей общества, научнотехнический и социальный прогресс которого немыслим без всесторонне образованных и профессионально - подготовленных, конкурентоспособных специалистов всех уровней. Поэтому профессиональные учебные заведения должны выступить связующим звеном, обеспечивающим взаимодействие образования и производства.
Необходимо подчеркнуть, что совершенствование инновационной
деятельности в профессиональном учебном заведении должно базироваться
на поиске и освоении новых теоретико-методологических подходов к современным концепциям подготовки специалистов.
Одним из решающих факторов, определяющим инновационную составляющую в развитии системы профессионального образования является стратегия интеграции обучения и воспитания и определения на её основе инновационной миссии профессионального учебного заведения, отражающей основные направления развития, в области образовательной, воспитательной, научной, инновационной деятельностях. Инновационная деятельность должна пронизывать все уровни интеграции обучения и воспитания, вовлекая в образовательную, воспитательную, научную, инновационную деятельность всех работников учебного заведения, студентов, аспирантов, докторантов. Модернизация системы
профессионального образования ориентирована на то, что наука является одной из основных составляющих в деятельности профессионального учебного заведения. «Наука - инновации» в этой среде, безусловный элемент получения хорошего образования, качественной подготовки специалистов, а также улучшения финансово-экономического положения вуза и ссуза.
Таким образом, в сегодняшних условиях становится необходимой разработка теоретических и практических основ интеграции обучения и воспитания, способствующей подготовке не только компетентного специалиста, но и социально-ориентированной личности.
Процесс инновационного развития в интеграции обучения и воспитания имеет две главные составляющие - реализацию инновационных проектов и развитие инновационного потенциала. Конкретность подхода к исследуемой проблеме требует точности понятийного аппарата, определяющего сущность и механизмы инновационного развития. Начнем с базовой дефиниции "инновация". Мы придерживаемся устоявшегося в профессиональном общении понимания инновации, или нововведения, как реализованного новшества независимо от сферы применения.
Само же новшество, т.е. научная, научно-техническая разработка, изобретение, становится инновацией, как правило, в виде товара, услуги, метода, технологии. Следовательно, инновационному циклу предшествуют научно-исследовательские, опытно-конструкторские или проектные работы, проектные методы, технологии. Их результаты в основном и создают тот задел, на базе которого начинается инновационная деятельность, в нашем случае деятельность по интеграции обучения и воспитания в конкретном профессиональном учебном заведении. Возникает вопрос, является ли сама идея инновацией? На наш взгляд, нет. Идея может быть инновационной или, точнее, потенциально инновационной, когда есть твердая уверенность в том, что, пройдя через стадии инновационного цикла, она материализуется в инновацию, т.е. продукт. При этом не исключено, что в некоторых случаях идея сама по себе может быть уже и новшеством. Важно отметить, что по аналогии с понятием "организация" инновация обозначает также и сам процесс реализации новшества. В широком же смысле инновация - синоним успешного развития социальной, экономической, образовательной, воспитательной, управленческой и других сфер на базе разнообразных нововведений. Создание инновационного продукта и идея в известной степени взаимосвязанные, но, по существу, самостоятельные циклы инновационного развития. Под инновационным развитием интеграции обучения и воспитания мы понимаем, прежде всего, цепь реализованных новшеств в осуществлении этого процесса. Всякое инновационное развитие
- это не только основной инновационный процесс, но и развитие системы факторов и условий, необходимых для его осуществления, т. е. инновационного потенциала. Собственно инновационный потенциал, представляет как бы ядро всего потенциала, органически входя в каждую его часть. Безусловно, между частями общего потенциала существуют более сложные диалектические связи, но бесспорно одно: инновационный
потенциал определяет как бы завершающую часть учебно-воспитательного
цикла и его реальные возможности, что существенно сказывается на конечном результате.
За основу оценки состояния инновационного потенциала необходимо принять возможности, которыми располагают учебные профессиональные заведения для собственной инновационной деятельности в интеграции обучения и воспитания, связанные в основном с их инновационной инфраструктурой. Стратегический ресурс этого процесса - инновационная культура.
Мировой опыт свидетельствует о том, что преодолеть инновационную стагнацию только с помощью инвестиций невозможно. Так, по мнению комиссии западноевропейских экспертов, изложенному в 1995 г. в "Зеленой книге", состояние инноваций в Европейском союзе можно было оценить как неудовлетворительное. Это во многом связано со склонностью предприятий уходить от риска, а также с многочисленными препятствиями на пути творчества новаторов, канцелярщиной, волокитой. Подобные помехи отрицательно влияют на координацию усилий, людские ресурсы и правовую среду, что в итоге ограничивает возможности превращения научных прорывов и технологических достижений в коммерческий успех.
Многие проблемы, таким образом, лежат в иной плоскости, нежели финансовой. Известный менеджер, президент Фраунгоферского общества ФРГ, профессор Х.-Ю. Варнеке считает, что практически все конечные цели, такие как увеличение сегмента рынка и улучшение качества продукции, лучше всего достигаются посредством стратегий, воздействующих на социальную систему. Техника и технология играют в этом процессе значительно меньшую роль. Разобщенность культуры и искусства, с одной стороны, и естествознания и техники, с другой, утверждает он, грозит обернуться катастрофой.
Процесс формирования инновационно восприимчивой среды чрезвычайно сложен. По мнению К. Циолковского, изложенному в его статье "Двигатели прогресса", где он специально рассматривает проблему использования новшеств, причина неправильного отношения к открытиям и изобретениям кроется в человеческих слабостях. Он вывел целую систему факторов, стоящих на пути реализации новшеств - инертность, косность, консерватизм; недоверие к неизвестным именам, себялюбие, узкий эгоизм, непонимание общечеловеческого и собственного блага; временные убытки, противодействие непривычному со стороны работников, нежелание переучиваться, корпоративные интересы, профессиональная зависть. Представляется, что вывод Циолковского, сделанный более 70 лет назад, является первой попыткой постановки данной проблемы.
Показательно, что в наши дни он перекликается с мнением экспертов ЕС, которые отмечают, что вследствие целого ряда причин "...идея, даже самая плодотворная, большей частью гибнет. В лучшем случае хорошая мысль тормозится и задерживается на десятки и сотни лет... Человечество же остается в страшном убытке... "
Авторы "Зеленой книги" исходят из того, что понятиями, противоположными инновации, являются архаизм и рутина. Борьба между ними, в принципе, необходима, так как далеко не всегда новое лучше старого.
Здоровый консерватизм, например, мог бы предостеречь российских реформаторов от многих скороспелых и легковесных решений, последствия которых дорого обходятся обществу. Добавим, что некоторые из них не страдали и от избытка общей культуры. Достаточно вспомнить, какой критике в 70-е годы подвергались труды Р. Арона, Дж. Гэлбрейта, У. Ростоу, Я. Тинбергена и других западных ученых, пытавшихся найти модель конвергенции социализма и капитализма. Показывая достоинства западной модели цивилизации, они вместе с тем вскрывали ее недостатки, стремясь
найти решение, которое позволило бы использовать те или иные преимущества социализма.
Казалось бы, история дала прекрасную возможность проверить в 90-е годы на практике истинность таких построений. Однако рекомендации были внедрены с точностью до наоборот - недостатки капитализма в гипертрофированном виде перекочевали на российскую почву, а преимущества социализма были уничтожены. Объяснить случившееся только недостаточной эрудицией отцов реформы - явно упрощенный подход. Причина гораздо глубже - инновационная культура общества, его способность отделять "зерна от плевел" оказались недопустимо низкими.
За последние 10 лет негативные последствия этого не были устранены, более того, они интенсивно усугублялись. Яркий пример - бюрократизм чиновников, который был и остается силой тотального отторжения всего нового, как в сфере государственного управления, так и во многих корпорациях. Продвижение не только новых, но и обычных рутинных решений требует колоссальных усилий. По существу, мы имеем дело с проявлением антиинновационной культуры, если термин культура вообще здесь применим. Поэтому рассматриваемая проблема - это не только и не столько судьба новшеств, в различных сферах, но и всего государства. Существует неограниченный диапазон проявления инновационной культуры
- от создания условий эффективного использования инновационного потенциала (личности, предприятия, организации) в интересах развития общества до обеспечения максимальной взвешенности в его реформировании. С участием инновационной культуры можно реально добиться в сфере экономики - ускорения и повышения эффективности внедрения новых технологий и изобретений, в сфере управления - реального противодействия бюрократическим тенденциям, в сфере образования -содействия раскрытию инновационного потенциала личности и его реализации, в сфере культуры - оптимизации соотношения между
традициями и обновлением, различными типами и видами культур. Именно инновационная культура обеспечивает восприимчивость людей к новым идеям, их готовность и способность поддерживать и реализовывать новшества во всех сферах жизни. Инновационная культура отражает целостную ориентацию человека, закрепленную в мотивах, знаниях, умениях и навыках, а также в образах и нормах поведения. Она показывает как уровень деятельности соответствующих социальных институтов, так и степень удовлетворения людей участием в них и его результатами.
Инновационная культура, как особая форма человеческой культуры, предполагает тесную взаимосвязь с другими ее формами, прежде всего с правовой, управленческой, предпринимательской, корпоративной. Через инновационную культуру можно добиться существенного влияния на всю культуру профессиональной деятельности и производственных отношений людей. При интернациональной сущности инновационной культуры усилия по ее развитию должны опираться на культурные традиции страны и сферы деятельности. Она в состоянии вооружить практику методами оценки и пресечения использования новшеств, способных причинить вред человеку, обществу, природе.
Настала необходимость разработки программы формирования инновационной культуры в целом и в различных сферах деятельности, в том числе в процессе интеграции обучения и воспитания.
В условиях усиливающейся глобализации всех сфер социальной действительности важнейшей особенностью педагогики является превращение интеграции в ведущую закономерность, основную тенденцию ее развития. В отечественной и мировой практике имеется достаточно богатый опыт исследования инновационных проблем интеграции. Основательный вклад в развитие инновационных, интегративных проблем внесли специализированные научные сборники, посвященные анализу
интеграционных процессов в области образовательно- воспитательной теории и практики.
Педагогическая интеграция в самом широком значении слова - это процесс и результат развития, становления и формирования многомерной человеческой целостности в условиях осуществления инновационно -педагогической деятельности. При этом, развитие - это процесс поступательного изменения физических, душевных и духовных свойств человека; становление - возникновение физических, душевных и интеллектуально-духовных свойств человека; формирование - обретение физическими, душевными и интеллектуально-духовными
новообразованиями относительной устойчивости, законченности.
Проделанный анализ источников позволяет утверждать что педагогическая интеграция исследуется на всех уровнях её функционирования - методологическом, теоретическом, и практическом и позволяет сделать вывод о том, что в научно- педагогической литературе накоплен достаточно богатый опыт исследования проблем интеграции, как инновационного процесса в педагогике, свидетельствующий о наличии базового источника их анализа в условиях превращения инновационных, интеграционных процессов в ведущую закономерность развития образовательно-воспитательной теории и практики.
Инновационный подход к определению педагогической интеграции в самом широком смысле слова на основе выведенного диалектического принципа изоморфизма, как процесса и результата развития, становления и формирования человеческой целостности в условиях осуществления интегративной педагогической деятельности, обосновывает
полипарадигмальность генеалогии педагогической интеграции, генетически исходным основанием, которой являются отношения, складывающиеся изначально между воспитанием и обучением. Согласно классификации парадигм, рассматривая полипарадигмальность, как основу инновационного
подхода, в качестве методологического подхода в интеграции обучения и воспитания, мы выделяем следующие парадигмы:
• когнитивно-информационная парадигма, идеи которой исходят из устойчивых представлений о необходимости передачи личности максимального количества из всех накопленных человечеством знаний, умений и навыков, отражающих сформированность компетенций. Эта парадигма трактует направленность образовательно-воспитательного процесса совершенно определенным образом, ориентируя педагогов на предметные программы, фиксированные, поддающиеся оценке, результаты, селективный отбор многообещающих обучаемых с их последующим углубленным обучением. Желания, потребности личности здесь, как правило, не учитываются;
•личностная парадигма, в которой приоритетной идеей является актуальность не интеллектуального, а эмоционального и социального развития личности. В коллективах, придерживающихся этой педагогической парадигмы, внимательно наблюдают, обсуждают личностный рост и развитие обучаемых, много внимания уделяют их интересам и проблемам. Преподаватели затрачивают много усилий на отбор методов и постановку целей, которые они стараются приспособить к индивидуальному развитию каждой личности. Производится сравнительный анализ успехов студента в свете его предыдущих достижений. Обучение и воспитание в такой педагогической парадигме обретает более широкое основание. Студент рассматривается как личность, которая сама может выбирать такой путь обучения и воспитания, который поможет достичь ей лучших результатов. Нередко границы учебных предметов размываются, обучение идет по областям знаний, делается попытка связать различные области знаний и реальную практику. Результаты таких попыток: проективное обучение и воспитание, тематическое обучение и воспитание, обучение и воспитание по интересам. Учебно-воспитательный материал планируется и преподносится таким образом, чтобы помочь студенту как можно эффективнее
взаимодействовать с окружающим миром за стенами учебного заведения. При таком подходе нормы и требования, предъявляемые к студентам, не могут быть жестко фиксированы;
•культурологическая парадигма, идеи которой, не отвергая мысли о необходимости вооружения студентов знаниями и умениями, помогающими выжить в быстро меняющемся мире, возвращают педагога к главному, к задаче формирования личности. Но в ней в отличие от личностной парадигмы не фетишизируется свободное воспитание, а рассматривается свобода и принуждение как взаимодополняющие друг друга начала, ибо полное отрицание принуждения в обучении и воспитании это- отрицание культуры. Главная задача в этой парадигме - передача ценностей культуры следующим поколениям, которые, в силу разных причин, могут и не осознавать необходимости в этом. Отсюда и неизбежные элементы педагогического принуждения. А идея парадигмы о достижении полноты и целостности миросозерцания - выходит далеко за рамки прагматической когнитивно - информационной педагогики;
•компетентностная парадигма, идеи которой выделились из прагматической, когнитивно - информационной парадигмы образования. Но в отличие от нее в представляемой парадигме осознается невозможность и бессмысленность бесконечного расширения передаваемой следующим поколениям информации, которая, с одной стороны, нарастает лавинообразно, а с другой - устаревает каждые 3-4 года. В рамках этой парадигмы ожидаемый результат образовательно-воспитательного процесса -не система знаний, умений и навыков, а набор, заявленных государством и обществом, ключевых компетенций, без которых невозможна деятельность современного человека в интеллектуальной, профессиональной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Компетентностная парадигма нацелена на усиление практической ориентации и инструментальной направленности профессионального образования и обуславливает подготовку человека умелого и мобильного,
владеющего не набором фактов, а способами и технологиями их получения;
• синергетическая парадигма - с точки зрения этой парадигмы мировой педагогический процесс есть открытая макросистема, где свободно перемещаются образовательно- воспитательные теории, направления. С позиции синергетики в образовательно- воспитательной деятельности нет абсолютной бесструктурности, но и нет абсолютного порядка, даже хаос становится предметом педагогической науки. Более того и хаос, и случайность, и дезорганизация могут быть не только разрушительными, но и в определенных обстоятельствах заключают в себя созидательное и конструктивное. Синергетический подход к интеграции обучения и воспитания основан на использовании свойств нелинейности, открытости педагогических систем, их способности адаптироваться к условиям окружающей среды на основе самоорганизации.
На методологическом уровне выявлены и основные принципы и закономерности интеграции обучения и воспитания. Основные принципы:
- парадигмальности, характеристиками которого являются допустимость сосуществования нескольких методологических систем, в рамках которых выстраиваются целостные, законченные модели образовательно-воспитательного процесса, выраженные в форме педагогических теорий, технологий, систем обучения и воспитания;
- ориентации процессов социализации, индивидуализации и персонализации личности на различные парадигмальные установки;
- использования педагогом различных парадигм на стратегическом (методологическом) и оперативном уровнях.
Выявленные закономерности интеграционных процессов обучения и воспитания отражают следующие тенденции:
- продуктивность интеграции достигается при условии качества взаимоотношений всех структур учебного заведения, деятельность которых должна быть направлена на повышение эффективности образовательновоспитательного процесса;
- эффективность интеграции обучения и воспитания повышается при условии динамики качественного роста ее структурно-изоморфных составляющих;
- высокий уровень качества профессиональной подготовки специалистов достигается при условии выполнения требований всеми субъектами интегративного взаимодействия в профессиональном учебном заведении;
- конструированию образовательно-воспитательного процесса, как системно-информационного, так и профессионально-ориентированного способствуют интеграция всех видов ресурсов (информационных, учебноматериальных, финансовых, кадровых) и наличие интегративных управленческих структур в целях согласования и координации развития учебного заведения.
Разработанная модель интеграции обучения и воспитания на основе полипарадигмальности, включает в себя: личностно- ориентированный, культурологический и аксиолого-отношенческий, системный и синергетический, системно- ролевой и системно- функциональный, компетентностный подходы. Инновационность модели заключается в том, что совокупность вышеобозначенных подходов носит интегративноцелостный характер, а главное, каждый методологический подход является основополагающим и приоритетным в раскрытии определенного компонента модели интеграционных процессов обучения и воспитания в системе профессионального образования. Так, системный и синергетический
подходы являются основой разработки компонентов модели целевых и организационных процессов интеграции обучения и воспитания, соответственно культурологический и аксиолого-отношенческий подходы основой разработки содержания модели интеграционных процессов обучения и воспитания; системно-ролевой, системно-функциональный и личностно-ориентированный подходы являются приоритетными при разработке процессуального компонента. При оценке эффективности
реализации модели интеграционных процессов обучения и воспитания в результативном компоненте особая роль принадлежит компетентностному подходу, на основе которого разрабатывается модульная методика комплексной оценки уровня сформированности социально-
профессиональной компетентности как показателя эффективности интеграции обучения и воспитания в системе профессионального образования.
Результат развития личности в рамках полипарадигмального инновационного подхода - это человек как субъект познания, человек данной культуры, как принадлежащая к определенной социальной среде личность, как самобытная личность. Соответственно предметом развития являются познавательные, когнитивные образования и структуры; ценностные ориентации и установки; социальные роли и функции; связи и отношения с людьми, имеющими для человека личную высокую значимость.
Вышесказанное о сущности педагогической интеграции обучения и воспитания позволяет сделать вывод о том, что её исходным специфическим признаком является её антропонаправленность: человек есть предмет и цель педагогической интеграции, её абсолютный системообразующий фактор, который порождает (обуславливает) её, направляет её движение и способствует её развитию. На каких бы уровнях педагогической деятельности, в каких бы формах педагогическая интеграция обучения и воспитания не осуществлялась, в любом случае её конечным результатом станут качественные преобразования в человеке. Человек представляет собой единство трех сущностей: природной, культурной и социальной.
Соответственно этому и воспитание и обучение надо рассматривать в трех измерениях - как существо природное, культурное и социальное, не односторонне, а целостно. Как существо социальное - он часть социума и продукт общественного развития, как существо культурное, он продукт первого и второго.
Литература:
1 .Богданова Р.У. Реанимация или обновление (Основные подходы к воспитанию студентов в инновационном вузе // Студенчество, Диалоги о воспитании.- 2008.- № 2.- С.7-9.
2 Масааки Имаи. Кайдзен: путь к снижению затрат и повышению качества. - М.: Альпина Бизнес Букс, Приоритет, 2007.-345с.