ЭКОНОМИКА РОССИИ
СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НГК
В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И ЧЛЕНСТВА РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ*
В.Ю. Прейс, М.В. Черняев
Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В данной статье авторами определены концептуальные условия повышения эффективности функционирования нефтегазового комплекса, связанные с образования Таможенного союза и с присоединением России к ВТО. Обосновывается необходимость разработки нового подхода к пониманию стратегических основ функционирования и инновационного развития нефтегазового комплекса в условиях реализации Стратегии инновационного развития России (Стратегия 2020), а также образования Таможенного союза и вступления России в 2012 г. во Всемирную торговую организацию (ВТО). Также авторами обоснована необходимость разработки инновационной стратегии развития нефтегазового сектора с учетом новых требований стратегии «Инновационная Россия 2020».
Ключевые слова: повышение эффективности функционирования НГК России, стратегия инновационного развития России, таможенный союз, единое экономическое пространство, ВТО, энергетическая безопасность.
История вопроса. Стратегический контекст в теории корпоративного управления остается все еще мало изученным, несмотря на более 600 диссертационных работ, выполненных по данной проблеме, и более 8 работ, связанных с нефтегазовым комплексом.
В наиболее значимых последних работах зарубежных ученых и специалистов [1] по данной проблематике делается акцент на том, что назревает необходимость более детального анализа и проработки концепции корпоративного управления, а также совершенствования методологии его исследования.
В работах российских ученых [2. С. 146] основное внимание уделяется различным аспектам общей социально-экономической стратегии развития страны
* Исследование подготовлено при поддержке Российского гуманитарного фонда. Проект № 14-32-01272 на тему «Экономическая и технологическая эффективность инновационных экологически безопасных технологий, позволяющих повысить нефте- и газоотдачу нефтяных и газовых скважин».
и корпоративных стратегий предприятий [3. С.184], но «срединный», отраслевой уровень в стратегическом контексте, как правило, рассматривается значительно реже.
Анализ последних исследований, выполненных по проблематике стратегии развития нефтегазового комплекса России, показывает, что за последние 15 лет (1997—2013 гг.) выполнено всего 8 диссертационных работ, включая 2 докторские. И все они защищены до формирования основополагающего пакета законодательных актов, определяющих стратегию развития нефтегазового комплекса страны, включая присоединение России к ВТО.
Представляется, что сложившаяся ситуация говорит о том, что в аспекте инновационной стратегии развития НГК научно-исследовательских работ практически нет, что отражает общую ситуацию с инновационной активностью предприятий нефтегазового сектора относительно мировой практики крупных энергетических компаний. По данным компании Espacenet на 2013 г., российский нефтегазовый сектор в мировом контексте практически незаметен. Такие крупнейшие отечественные нефте- и газодобывающие компании, как «Роснефть», «Газпром», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Газпром нефть» по количеству зарегистрированных патентов не входят в десятку компаний — мировых лидеров по инновационной активности, что подтверждает недостаточную инновационную активность российских компаний.
Исследование, проведенное авторами, показывает, что основные идеи и ана-литико-статистические и иные материалы по проблеме инновационной стратегии развития НГК в современный период его развития содержатся в отдельных диссертациях, но преимущественно в периодической печати, монографиях и статьях ученых и специалистов в данной сфере.
Степень разработанности данной проблематики. Как отмечали авторы концептуальной работы по проблеме развития НГК еще в 1999 г., основной способ увеличения эффективности и повышения конкурентоспособности НКГ заключается в постоянных адаптивных изменениях согласно меняющимся условиям функционирования комплекса [4. С. 4—6]. К ним относятся: используемые технологии, система налогообложения, стратегии развития и функционирования ДК (добывающая компания), организационная структура комплекса.
О.В. Марьина в своем исследовании рассматривает значение технологических платформ для развития НГК России и необходимые условия для возможности осуществления внедрения инновационных технологий для повышения эффективности отечественного НГК [5. С. 116]. По нашему мнению, автор совершенно правомерно указывает в своей работе на то, что технологические платформы в контексте развития НГК России способствуют формированию позиции, ориентированной на государственные интересы как со стороны нефтегазовых компаний, так и со стороны остальных участников НГ кластера.
Авторы сборника работ по стратегическому управлению НГК рассмотрели проблемы стратегического управления ТЭК в период кризиса, его влиянию на развитие глобального энергетического рынка, а также особенностям функционирова-
ния и перспективам устойчивого развития нефтегазовых компаний в условиях изменения внешней среды. В работе обсуждаются прогнозы развития мировой энергетики, подчеркивается, что газовые рынки переживают форму трансформации из региональных в глобальные с созданием международных терминалов СПГ для интернационализации и глобализации поставок. Важное значение имеет вывод авторов о том, что необходимо уточнение экспортной стратегии России в условиях изменения направлений газовых потоков и общей ситуации на рынке в связи с разработками месторождений по добыче метана из угольных пластов и сланцевого газа.
Проблеме стратегического управления нефтегазовым комплексом в посткризисный период в условиях неопределенности посвящена работа Е.А. Телегиной [6. С. 204]. Автор считает, что можно во многом решить проблему ограниченности ресурсов газа путем активации угольной энергетики с использованием современных технологий сжигания угля, обеспечивающих не только большую энергоэффективность, но и большую экологичность угольной генерации.
Концептуально подходит к проблеме инновационного развития А.Е. Черепо-вицын [7. С. 212], один из немногих авторов, рассматривающих вопросы разработки инновационно-ориентированной стратегии развития НГК.
На наш взгляд, автор правомерно заявляет, что модель прогнозирования добычи углеводородов, построенная с опорой на результаты научных исследований, лежит в основе количественной оценки стратегии инновационного развития НГК региона.
В качестве механизма реализации стратегии инновационного развития предусматривается учет баланса интересов «государственные структуры управления — недропользователь», путем формирования специального фонда месторождений (табл. 1).
Таблица 1
Экономический механизм вовлечения в разработку месторождений специального фонда
Государство Компания-недропользователь
Выкупает «свою» зарезервированную часть нефти (20% от добытой) у недропользователя по цене ниже мировой на 50% и реализует ее на мировом рынке. Несет расходы на транспортировку нефти. Добытое для государства УВС не облагается налогами. Прибыль от реализации нефти является прибылью государства и направляется в федеральный бюджет и на содержание структур управления СФМ Несет все капитальные и эксплуатационные затраты по освоению ресурсов нефти месторождения. Налогами облагается только та часть добытой нефти, которая принадлежит компании (80%). Имеет льготы по уплате НДПИ в размере 20% от текущей ставки. Продает часть нефти государству по льготной цене — 50% от мировой. Продает «свою» часть нефти на внутренний рынок по цене ниже мировой на 30% (т.е. 70% от мировой). Максимальный объем экспорта нефти установлен на уровне 80% от общего объема продаж нефти компанией
Источник: [8. С. 23].
Подобный механизм разработки нерентабельных месторождений и добычи трудных запасов будет способствовать разработкам на данном фонде скважин, стимулируя недропользователя льготными условиями налогообложения. Государство сможет сократить расходы по созданию и обслуживанию коммерческих и стратегических резервов углеводородного сырья. Таким образом, это одна из определяющих составляющих для энергетической безопасности России.
Представляется, что на региональном уровне необходима оптимизация основных показателей сбалансированной системы инновационного развития НГК, обеспечивающая ускоренный экономический рост благодаря комплексному освоению и использованию имеющихся и вновь запущенных в оборот новых ресурсов и месторождений.
В целом, можно утверждать, что данное обстоятельство определяет необходимость нового подхода к пониманию стратегических основ функционирования и инновационного развития нефтегазового комплекса в условиях реализации стратегии инновационного развития России (Стратегия 2020); образования Таможенного союза и вступления России в 2012 г. во Всемирную торговую организацию (ВТО).
В этой связи инновационная стратегия развития НГК в современных условиях должна формироваться, функционировать и развиваться в фокусе указанных выше условий.
В контексте реализации Стратегии инновационного развития России (Стратегия 2020) в соответствии с п. 2 Распоряжения Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р федеральным органам исполнительной власти предписано руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации государственных программ Российской Федерации.
В части стратегического инновационного развития нефтегазового комплекса директивное значение имеют следующие положения Стратегии:
— увеличение эффективности и объемов переработки в концентрированных сырьевых секторах;
— увеличение эффективности, уменьшение ресурсоемкости, расширение переделов в сырьевых отраслях.
НГК входит в состав данных секторов, которые характеризуются присутствием на рынке мегакомпаний (в частности, с высокой государственной долей участия). Основное внимание будет уделяться внедрения инновационных технологий. Важным инструментом решения задач модернизации сырьевых секторов станут инновационные программы крупных компаний государственного сектора.
Инновационные программы ОАО «Газпром» и ОАО «Роснефть». Проведем анализ инновационных программ крупных компаний государственного сектора ОАО «Газпром» [9] и ОАО НК «Роснефть» [10].
В 2011 г. ОАО «НК Роснефть» и ОАО «Газпром» приняли программы инновационного развития и опубликовали их на сайтах своих компаний.
В Программе инновационного развития ОАО «НК Роснефть» стратегическая цель самого инновационного развития не указывается, но указывается в качестве
предназначения этой программы. Речь идет о создании и внедрении инновационных технологий с целью решения основных производственных задач, которые отражены в Стратегии развития ОАО «НК Роснефть». И далее выделяются 20 приоритетных направлений инновационной деятельности. Вместе с тем о вкладе компании в инновационное развитие всего национального нефтегазового комплекса в программе упоминаний нет.
В Программе ОАО «Газпром» в качестве стратегических целей компания выдвинула следующие:
— становление как лидера среди глобальных энергетических корпораций;
— освоение новых рынков;
— диверсификация видов деятельности;
— обеспечение надежности поставок.
Отметим, что об интересах государства в программе также не было сказано ни слова.
Таким образом, можно сделать вывод, что программы инновационного развития в государственных компаниях не предусматривают механизма влияния на стратегию развития всего нефтегазового сектора страны и рассматриваются наряду с другими функциональными программами организаций.
Если обратиться к анализу практики учета в инновационном развитии НГК факта образования Таможенного союза и Единого экономического пространства, то можно утверждать следующее.
В полной мере формирование стратегии инновационного развития НГК России возможно только при учете сформированной законодательной базы Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства. Если нормативно-правовая база ТС в настоящее время уже позволяет определить стратегические приоритеты инновационного развития, то относительно экономического пространства остаются нерешенными сущностные вопросы, прежде всего общего теоретического плана.
Понятие «экономического пространства». Особый интерес вызывает понятие «экономическое пространство», широко применяемое участниками ТС в самых разнообразных контекстах, хотя теоретически оно проработано недостаточно. И хотя данная теория имеет истоки в зарубежной экономической науке, отечественные ученые внесли свой вклад в развитие ее основных положений с учетом региональной специфики России [11. С. 152]. В зарубежной экономической науке данная проблема развивалась в рамках двух основных концептуальных подходов к пониманию экономического пространства: территориально-географического подхода, подразумевающего под собой «органическую теорию» государства как определенную форму хозяйства, имеющую физико-географический пространственный организм, подчиняющийся всеобщему закону «борьбы за существование — борьбы за пространство», и территориально-транспортного подхода, отражающего теорию размещения производства. В досоветский период в России проблемы, относящиеся к теории экономического пространства, рассматривалась такими учеными, как В.В. Вернадский, С.С. Хрулев, М.И. Туган-Барановский,
М.И. Фридман. В советский период в России проблема теории пространственного размещения хозяйства отразилась в плане ГОЭЛРО (Государственная комиссия по электрификации России), пятилетних планах развития народного хозяйства страны, концепции социалистического расселения и др. В постсоветский период частные проблемы экономического пространства активно рассматриваются в российской региональной экономической науке, представленной различными направлениями: экономико-географическим, экономико-правовым, комплексным.
Таким образом, общей теории экономического пространства на сегодняшний день как в зарубежной, так и отечественной науке не разработано и существует только ряд направлений развития как теоретических, так и практических аспектов данной теории, что подчеркивает актуальность проблематики и объясняет интерес к ней заинтересованных ученых мира. По нашему мнению, экономическое пространство выполняет функцию системообразующего, включающего в себя другие пространства, а саму проблему необходимо рассматривать на уровне теории экономического пространства.
Вместе с тем данный термин активно используется в международной практике и вошел в некоторые правовые акты. В заявлении глав государств России, Белоруссии, Казахстана от 23 февраля 2003 г. было заявлено о создании Единого экономического пространства (ЕЭП). В связи с этим было принято решение об образовании Группы высокого уровня (ГВУ), которая брала бы на себя функции по подготовке Соглашения о формировании ЕЭП. Спустя несколько месяцев, 19 сентября 2003 г., на саммите в Ялте президентами России, Белоруссии, Казахстана и Украины было подписано Соглашение о создании ЕЭП, предусматривающее разработку комплекса основных мер по формированию ЕЭП, для исполнения которого планировалось заключить порядка пятидесяти договоров. 20 апреля 2004 г. было ратифицировано Соглашение о формировании ЕЭП Государственной думой России. В этот же момент Верховная рада Украины ратифицировала Соглашение о формировании ЕЭП 20 апреля 2004 г. (с оговоркой участия Украины в ЕЭП в рамках, не противоречащих Конституции Украины). Белоруссия и Казахстан ратифицировали Соглашение в апреле 2004 г.
В настоящее время ситуация в этом процессе экономической интеграции сложилась оптимистично.
Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана был образован 1 января 2010 г.
С 1 июля 2010 г. отношения между Россией и Казахстаном регулируются единым Таможенным кодексом, с 4 июля к Таможенному союзу после согласования нескольких изъятий из общих правил присоединилась Белоруссия.
С 1 января 2012 г. начали действовать единые технические регламенты и принципы санитарного, ветеринарного и других видов контроля.
В конце 2011 г. была создана Евразийская экономическая комиссия как наднациональный орган трех стран, хотя практика ЕС создания таких структур не предусматривает.
К 2015 г. будет создано Единое экономическое пространство.
Стратегия инновационного развития нефтегазового комплекса России.
В части, касающейся определения стратегии инновационного развития НГК в условиях Таможенного союза и Единого экономического пространства, интерес вызывает Евразийская экономическая комиссия как возможный механизм формирования и принятия решений по нефтегазовым проектам и проблемам.
Особую значимость для инновационной стратегии развития НГК имеет присоединение России в 2012 г. к Всемирной торговой организации [12].
Несмотря на существующее среди экономистов мнение, что основные негативные последствия присоединения России к ВТО придутся на сельское хозяйство и легкую промышленность, следует иметь в виду следующие риски присоединения и складывающиеся в мировой практике взаимодействия стран — участниц ВТО обстоятельства, важные для функционирования и развития НГК.
1. Риски конкуренции с иностранными производителями нефтегазового оборудования, сокращающие возможности российских производителей и затрудняющие внедрение отечественных разработок.
2. Риски вступления в ВТО отражаются также и на российском рынке услуг нефтесервиса, оценка которого на сегодняшний день составляет 20—25 млрд долл. США и имеет значительный потенциал роста. Здесь требуется защита отечественных компаний, так как еще до присоединения к ВТО доля работ, выполняемых иностранными нефтесервисными компаниями на отечественных месторождениях, составляла 65%. Как отмечали участники большого круглого стола «О состоянии и развитии российского нефтесервиса в условиях членства России в ВТО», проведенного в ТПП, главной проблемой отечественного нефтесервиса и производителей нефтегазового оборудования (да и других наших бед) считается отсутствие связи с правительством России, которое принимает свои решения, не учитывая мнения профессиональных экспертов в данной области, мнения производителей и не ставит в известность своих налогоплательщиков о конкретных планах в изменении законодательства (в том числе вопросов, связанных с присоединением к ВТО).
Риски развития отечественного наукоемкого нефтегазового производства и нефтегазового сервиса, связанные с либерализацией доступа иностранных технологий в Россию.
В целом, можно утверждать, что данное обстоятельство определяет необходимость нового подхода к пониманию стратегических основ функционирования и инновационного развития нефтегазового комплекса в условиях реализации Стратегии инновационного развития России (Стратегия 2020), присоединение России в 2012 г. к Всемирной торговой организации, начало деятельности в январе 2012 г. Таможенного союза, Единого экономического пространства России, Белоруссии, Казахстана с перспективой присоединения к нему Армении, Украины и Молдовы.
Также Стратегия инновационного развития НГК должна учитывать внутренние и внешние вызовы для России в современных условиях в части развития нефтегазового сектора экономики.
Среди внешних вызовов наиболее значимыми являются, по нашему мнению, следующие:
— наличие технико-технологического прорыва в добыче трудноизвлекаемого углеводородного сырья в мировой энергетике;
— коренное улучшение логистико-инфраструктурных и собственно транспортных технологий перемещения энергетических ресурсов;
— повышение энергетической эффективности крупнейших экономик мира.
К внутренним вызовам мы можем отнести следующие:
— уменьшение рентабельных запасов в традиционных регионах добычи с развитой инфраструктурой (Западная Сибирь, Урал, Поволжье);
— сложные природные условия и неразвитость инфраструктуры новых регионов добычи (Восточная Сибирь, Дальний Восток, Крайний Север);
— низкий уровень развития ресурсов и опыта для реализации шельфовых и других сложных проектов и мегапроектов, оказывающих существенного влияние на экономику не только регионов, но и страны в целом.
В этой связи перед Россией в области государственной политики в нефтегазовой отрасли можно обозначить такие приоритетные направления, как разработка мер стимулирования передовых технологий повышения нефтеотдачи и разработка мер стимулирования практики использования в России газомоторного топлива, что необходимо также учитывать в стратегии инновационного развития НГК России.
Авторы данного исследования полагают, что Стратегия инновационного развития НГК России должна выполняться посредством формирования и реализации и федеральных целевых программ и национальных инновационных проектов, в том числе на основе государственно-частного партнерства, относительно которых действует развитая российская и согласованная с международными стандартами и процедурами законодательная и методическая базы.
На первом этапе реализации стратегии инновационного развития НГК предполагается создать инновационную систему НГК, в рамках которой будут создаваться и реализовываться инновационные программы:
— повышения эффективности добычи нефти и газа;
— повышения эффективности переработки;
— повышения эффективности транспортировки;
— повышения эффективности инновационных решений в сбыте продукции НГК.
Если обратиться к примерам, то в компании «Роснефть» в последние годы реализовываются инновационные программы, связанные с выполнением требований нового Технического регламента, и выпуск топлив классов Евро-3, Евро-4 и Евро-5 для полного обеспечения российских потребителей.
В планах компании увеличение глубины переработки нефти, снижение доли производства мазута, реконструирование и строительство установок риформинга, изомеризации, алкилирования для производства высокооктановых компонентов бензина; каталитического крекинга для производства высококачественных компо-
нентов бензинов и увеличения глубины переработки нефти; гидрокрекинга для производства высококачественных компонентов бензинов, дизельного и авиационного топлива, увеличения глубины переработки нефти; гидроочистки для выполнения требований Технического регламента по содержанию серы в продукции и др.
Выводы и предложения. Несомненно, что для реализации подобных планов необходима определенная инфраструктура инноваций. Для создания и генерирования инноваций в нефтегазовом секторе предлагается создание на основе объединения научно-исследовательских и образовательных учреждений и организаций всех форм собственности национальных центров превосходства, которые будут выполнять НИОКРы и внедрение новых технологий, инновационных продуктов и услуг, соответствующих мировому уровню, направленных на инновационное развитие нефтегазовой отрасли РФ.
Основные цели, задачи и направления деятельности центров превосходства будут определяться исходя из приоритетов государственной научно-технической и инновационной политики и результатов научно-технического прогнозирования, перечня приоритетных направлений реализации Стратегии 2020, преференций и ограничений для НГК, определяемых условиями членства России во Всемирной торговой организации, Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве.
Исходя из зарубежного опыта, к основным направлениям деятельности национальных центров превосходства можно отнести следующие:
— проведение НИОКР от научного прогнозирования НИОКР до внедрения результатов в производство и их коррекции согласно изменению технологий;
— научно-методическое и консультационное обеспечение компаний, входящих в НГК;
— выполнение экспертной деятельности и научно-технологичное прогнозирование;
— реализация образовательных программ повышения квалификации руководителей и работников НГК на основе профессиональных стандартов.
В целях создания инновационной среды и инфраструктуры предлагается создание при Минэнерго России единого портала инноваций по принципу «открытых инновационных проектов». Единый портал должен содержать и декларировать наиболее приоритетные направления инновационного развития ТЭК страны, его потребности в инновационных решениях, включая участие предприятий малого бизнеса, технологические платформы, действующие и планируемые к формированию в рамках НГК, в том числе в форме государственно-частного партнерства, например, существующие в настоящее время технологические платформы «Технологии экологического развития», «Глубокая переработка углеводородных ресурсов», «Технологии добычи и использования углеводородов».
Для привлечения инициаторов и участников инновационных проектов в сфере НГК создается система постоянно действующих конкурсов, форумов, инновационных интернет-конференций и т.п.
В качестве основной формы реализации инновационных программ предлагается использовать проектный подход с применением современных информацион-
ных технологий управления портфелями проектов в рамках офисов управления множеством проектов, оправдавший себя в отечественной и мировой практике.
Применительно к НГК такими проектами могут быть, к примеру, инновационные технологии повышения уровня использования попутного нефтяного газа.
Важным представляется также инновационный проект создания оборудования и уникальных технологий для освоения месторождений арктического шельфа. В настоящее время готовится проект создания международного центра шельфовых разработок в Санкт-Петербурге с участием российской компании «Роснефть» и нефтегазового магната Exxon Mobil. Этот центр помимо основной деятельности предусматривает разработку и применение систем промышленной безопасности и экологического мониторинга с учетом рисков разработок морских месторождений.
Таким образом, формирование и реализация новой инновационной Стратегии развития НГК России, с учетом членства России в международных экономических организациях, является важной государственной задачей, а также одним из факторов обеспечения энергетической безопасности России.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Бехт М., Болтон П., Роель А. Корпоративное управление и контроль // Европейский институт корпоративного управления. Финансовое управление. — 2002. — № 2.
[2] Костенко С.И. Формирование стратегии развития нефтегазового комплекса. — М., 2006.
[3] Старюк П.Ю. Влияние корпоративного управления на стоимость российских компаний. — М., 2008.
Конопляник А.А., Арбатов А.А., Грушевенко Э.В., Мастепанов A.M. Основные концептуальные положения развития нефтегазового комплекса России // Нефтегазовая вертикаль. — 2000. — № 1. — С. 4—6.
Марьина О.В. Технологические платформы как инновационная основа кластерного развития нефтегазового комплекса // Экономические науки. — 2012. — № 3. — С. 116. Телегина Е.А. Стратегическое управление нефтегазовым комплексом в посткризисный период. — М., 2010.
Череповицын А.Е. Концептуальные подходы к разработке инновационно-ориентированной стратегии развития нефтегазового комплекса: Монография. — Санкт-Петербург, 2008. Череповицын А.Е. Стратегия инновационного развития нефтегазового комплекса Северо-Запада России: Автореф. дисс. ... д-ра экон. наук. — Санкт-Петербург, 2009. URL: http://www.gazprom.ru/about/strategy/innovation/ — Программа инновационного развития ОАО «Газпром».
URL: http://www.rosneft.ru/Development/ — Программа инновационного развития ОАО НК «Роснефть».
Бияков О.А. Теория экономического пространства: методологический и региональный аспекты. — Томск: Изд-во Томского университета, 2004.
URL: http://www.wto.сом — Официальный сайт Всемирной Торговой Организации (ВТО).
LITERATURA
Bekht M., Bolton P., Roel A. Korporativnoe upravlenie i control // Evropeiskiy Institut Korpo-rativnogo Upravleniya. Finansovoe upravlenie. — 2002. — № 2. Kostenko S.I. Formirovanie strategii razvitiya neftegazovogo kompleksa. — M., 2006.
[3] Staryuk P.Yu. Vliyanie korporativnogo upravleniya na stoimost rossiyskikh kompaniy. — M., 2008.
[4] Konoplyanik A.A., Arbatov A.A., Grushevenko E.V., Mastepanov A.M. Osnovnye kontseptualnye polozheniya razvitiya neftegazovogo kompleksa Rossii // Neftegazovaya vertical. — 2000. — № 1. — S. 4—6.
[5] Marina O.V. Tekhnologicheskie platformy kak innovatsionnaya osnova klasternogo razvitiya neftegazovogo kompleksa // Ekonomicheskie nauki. — 2012. — № 3. — S. 116.
[6] Telegina E.A. Strategicheskoe upravlenie neftegazovym kompleksom v postkrizisny period. — M., 2010.
[7] Cherepovitsyn A.E. Kontseptualnye podkhody k razrabotke innovatsionno-orientirovannoy strategii razvitiya neftegazovogo kompleksa: Monografiya. — Sankt-Peterburg, 2008.
[8] Cherepovitsyn A.E. Strategiya innovatsionnogo razvitiya neftegazovogo kompleksa Severo-Zapada Rossii: Avtoref. diss. ... d.e.n. — Sankt-Peterburg, 2009.
[9] URL: http://www.gazprom.ru/about/strategy/innovation/ — Programma innovatsionnogo razvitiya OAO «Gazprom».
[10] URL: http://www.rosneft.ru/Development/ — Programma innovatsionnogo razvitiya ОАО NK «Rosneft».
[11] Biyakov O.A. Teoriya ekonomicheskogo prostranstva: metodologicheskiy i regionalniy as-pekty. — Tomsk: Izdatelstvo Tomskogo universiteta, 2004.
[12] URL: http://www.wto.сом — Ofitsialny sayt Vsemirnoy Torgovoy Organizatsii (VTO).
WORKING OUT AN INNOVATIVE STRATEGY FOR THE DEVELOPMENT OF THE OIL & GAS COMPLEX IN THE CONTEXT OF GLOBAL ENERGY DEVELOPMENT AND THE ENTRANCE OF THE RUSSIAN FEDERATION TO THE WORLD TRADE ORGANIZATION
V.Yu. Preys, M.V. Chernyaev
Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The present paper determines the conceptual conditions for enhancing the efficiency of the Oil & Gas complex functioning, the conditions connected with the launching of the Customs Union and the entrance of the Russian Federation to the World Trade Organization. The author points out that there is a need to develop a new approach to the problem of strategic bases for the functioning and innovative development of the oil & gas complex in the light of the implementation of the innovative strategy for the development of Russia, the launching of the Customs Union and the entrance of the Russian Federation to the World Trade Organization. Besides, the present research substantiates the necessity of working out an innovative strategy for the development of the Oil & Gas sector taking into consideration new demands of the Strategy "Innovative Russia 2020".
Key words: enhancing the efficiency of Oil & Gas complex functioning in Russia, the strategy of innovative development of Russia, Customs Union, Common Economic Space, World Trade Organization (WTO), energy safety.