УДК 338.2
А.Б. Лисянский*
СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МЕБЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ САМАРСКОГО РЕГИОНА
В статье представлена Стратегия инновационного развития мебельных предприятий Самарского региона, определены ее основные цели, задачи и этапы реализации. Рассмотрены вопросы создания мебельного кластера Самарской области. Приведены планируемые результаты Стратегии на период до 2020 года.
Ключевые слова: инновационная модель развития, институциональные условия, комплексная модернизация, оптимизация, интеграция, конкурентоспособность, инвестиции, кластерная политика.
В основу Стратегии развития мебельной промышленности Самарской области (далее — Стратегия) заложен переход мебельной индустрии на инновационную модель развития, направленную на усиление ее конкурентных преимуществ, повышение выпуска качественной, эффективно используемой продукции последнего поколения. Уделено также особое внимание вопросам импортозамещения, технического перевооружения, снабжения отрасли профессиональными кадрами.
Осуществление мероприятий Стратегии позволит усилить позицию, освоить новые области на внутреннем и межрегиональном рынках и повысить конкурентоспособность компании, что благоприятно будет влиять на организацию новых рабочих мест [1].
Целью Стратегии инновационного развития является формирование условий для повышения эффективности производственного развития отрасли, роста конкурентоспособности выпускаемой продукции, обеспечение экономической эффективностью производства.
Для того чтобы достичь поставленных целей Стратегии, необходимо решить следующие основные задачи:
1) создания институциональных предпосылок для инновационного развития мебельной промышленности, которые включают меры государственной поддержки;
2) стимулирования и усиления конкуренции, развития условий деловой среды, развитие смежных отраслей;
3) повышения эффективности предприятий и комплексного усовершенствования отрасли;
4) получения наилучших результатов системы обеспечения сырьем;
5) стимулирования развития более разнообразного ассортимента выпускаемой продукции и разработки инновационных новых продуктов;
6) объединения в систему межрегиональных рынков предприятия.
* © Лисянский А. Б., 2013
Лисянский Александр Борисович ([email protected]), кафедра экономики Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
Согласно долгосрочным направлениям развития региональной экономики, была разработана Стратегия в соответствии с основными приоритетами государственной политики России.
Стратегию необходимо реализовать в три этапа (см. таблицу).
Таблица
Этапы реализации стратегии мебельной промышленности Самарской области
№ этапа Цели Решаемые задачи
I Предполагает формирование и активизацию базовых условий для устойчивого дальнейшего роста отрасли при создании новых предприятий и развитии имеющихся производств [2] 1. Развитие имеющихся производств за счет: - помощи инвестиционному развитию предприятий в русле имеющихся мер государственной поддержки; - повышения уровня инвестиционной привлекательности производств мебельной промышленности;. - укрепления позиций предприятий на местном рынке, продвижения на потенциальных рынках сбыта
2. Подготовка новых производств и организация их: - разработка программных документов по развитию мебельной промышленности в Самарской области; - развитие и создание в соответствии с программными документами существующих и новых производств; - возобновление работы с инвесторами по привлечению иностранных инвестиций в мебельную промышленность
3. Комплексное реформирование отрасли, за счет развития современных подходов к сосредоточению деловой активности
Стратегия инновационного развития мебельных предприятий Самарского региона
Окончание таблицы
II Предполагает создание новых производств, привлечение группы инвесторов, организацию наилучших экономических условий для развития мебельной промышленности в Самарской области и повышение объемов инвестиций в развитие технологий [3] 1. Повышение объема привлекаемых инвестиций в отрасль по целому ряду направлений: технологическая модернизация, организация новейших производств, сопутствующие производства, научно-прикладная инфраструктура (сертификационные центры, лаборатории), сопутствующие производства
2. Ввоз недостающего сырья за счет построения межрегиональных связей
3. Развитие и создание новейших региональных брендов продукции мебельной промышленности
4. Изменение программ среднего и высшего специального образования с учетом предъявляемых требований к предприятиям отрасли
III Переход мебельной промышленности на инновационную модель развития, увеличение объема выпуска качественной продукции нового поколения, усиление ее конкурентных преимуществ. Предполагает получение результатов от вложенных инвестиций, а также закрепление системной модели развития отрасли [4] 1. Формирование и реализация «экспортной» модели развития промышленности
2. Развитие и планирование инфраструктуры, которая соответствует «экспортным» приоритетам последующего развития мебельной промышленности в регионе: региональные дистрибуционные центры, представительства компаний в регионах сбыта, логистические мощности для наиболее рентабельного экспорта продукции
3. Изменение направлений и уровней инвестиций с учетом изменения проекта развития промышленности: поддержание высокого объема инвестиций для снабжения
Главным приоритетным направлением промышленной политики Самарской губернии стала кластерная политика, создание кластера мебельной промышленности, под которым понимается структура отношений хозяйствующих субъектов с органами государственной власти региона по поводу увеличения их конкурентоспособности при формировании и развитии кластера.
Целесообразность создания мебельного кластера Самарской области определяются глобальностью задач Стратегии и многофакторным влиянием на эффективность работы мебельной отрасли Самарской области. Здесь до настоящего времени не сложилось мощных вертикально-интегрированных структур, способным противостоять рыночным вызовам современности. Существующие связи между отраслевыми и межотраслевыми структурами не отвечают интеграционному потенциалу. Например, отсутствует постоянно действующая предсказуемая связь с финансовыми и инвестиционными институтами. Вместе с тем в условиях глобализации экономики и вступления России в ВТО потребность в такой интеграции очевидна, если предположить, что хозяйствующие субъекты заинтересованы в сохранении и укреплении своих позиций на рынке.
Оценка потенциала региональных организаций для создания мебельного кластера определяется наличием всех необходимых составляющих для такой консолидации.
Основными образующими структурами кластера становятся производители ДСП и ДВП и мебельные предприятия Самарской области, производящие конечный продукт.
Устойчивое развитие мебельного кластера в основном зависит от прямого доступа к прогрессивным источникам инновационных знаний и нынешних технологий, а также от сосредоточения существенных объемов финансовых ресурсов. Важная роль в процессе инновационной ориентации кластера отводится наличию современной инфраструктуры финансового и интеллектуального капитала.
Объективными факторами, способными объединить в мебельный кластер субъекты бизнеса, административные и общественные организации, структуры подготовки кадров и науки, выступают проблемы, характерные для Самарской области и современного рынка комплектующих материалов:
1) Избыточные мощности для традиционных видов изделий и рынков;
2) Отсутствие сформированного отраслевого проектирования предприятий;
3) Методы диверсификации товара находятся в стадии опытных образцов и НИОКР;
4) Необходимость снижения таможенной нагрузки на поставляемое оборудование и комплектующие;
5) Потребность в повышении качества, конструкционных и экологических характеристик изделий;
6) Важность гарантированного сырьевого обеспечения на длительную перспективу.
Наиболее результативные составляющие, выработанные мировой практикой
кластеризации, должна включить в себя самарская модель управления кластерным развитием, причем максимальный эффект будет достигаться за счет их комбинации и учета региональной и отраслевой специфики. Важность кластерного образования для экономики и населения региона; преимущества и недостатки территории базирования кластера; возможности и угрозы внешней среды; стадия жизненного цикла кластера — этими критериями необходимо пользоваться для принятия решения о выборе модели управления кластером.
Целью кластерной политики Самарской области является увеличение конкурентоспособности действующих предприятий и экономики региона с помощью формирования условий для создания и развития кластера мебельной промышлен-
Стратегия инновационного развития мебельных предприятий Самарского региона
ности. Объект кластерной политики — это не отдельные предприятия, а их внутри -и межотраслевое взаимодействие, которое реализуется с помощью проектов и программ кластерного развития.
Задачи кластерной политики Самарской области направлены на формирование благоприятных условий для создания и развития конкурентоспособного кластера на территории Самарского региона и состоят из:
— проведения диагностики существующих кластеров на территории Самарской области;
— поддержания кластерных инициатив;
— стимулирования развития кластеров;
— мониторинга деятельности кластеров и оценки результативности проводимой кластерной политики.
Степень развития инфраструктуры и инновационного климата в области, а также направленность стратегических задач, которые стоят перед регионом, определяют осуществление кластерной политики региона по следующим этапам.
I этап - 2012-2015 годы.
Главный упор делается на формирование условий развития внутри- и межсекторного кооперационного сотрудничества и связей между предприятиями области для совместного производства продукции, конкурентоспособной на мировом и российском рынках. Здесь же будет осуществляется поддержка на основе методической помощи в институционализации и обнаружении кластерных инициатив.
II этап - 2015-2020 годы.
Главный упор кластерной политики направлен на создание основных факторов успеха для конкурентоспособного кластера в Самарской области и привлечение денежных средств на развитие инфраструктурных факторов, которые способны стимулировать кластерное развитие экономики области в целом.
III этап - 2020-2025 годы.
Заключается в создании условий для укрепления позиций кластера мебельной промышленности Самарского региона на мировых рынках, увеличения их экономического эффекта для экономики области с помощью ускоренного роста инновационной и предпринимательской активности в рамках мебельного кластера и за его пределами.
Планируемые результаты Стратегии на период до 2020 года:
1. Достижение эффективной деятельности структур мебельного комплекса в рамках частного партнерства;
2. Согласованность основных направлений развития мебельного комплекса с развитием смежных отраслей экономики области в форме самарского мебельного кластера: машиностроительного комплекса, строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и других отраслей - и рост регионального потребления изделий из древесины в 2 раза;
3. Развитие производства конкурентоспособной лесопродукции MDF и OSB;
4. Обеспечение инвестиционной привлекательности региона с целью привлечения финансовых ресурсов;
5. Решение социальных и экологических проблем области, связанных с развитием мебельной промышленности.
В настоящее время ядро мебельного кластера Самарской области начинает формироваться вокруг производств с наибольшей глубиной переработки сырья. Примером может служить динамично развивающееся плитное производство.
Кластеризация в настоящей Стратегии обусловливает процесс объединения компаний вокруг конкретной функциональной ниши - создание регионального
центра технологий производства мебельной продукции и установление взаимосвязей между ними для улучшения их конкурентоспособности.
Библиографический список
1. Капитонов С.В., Тюкавкин Н.М. Разработка организационно-экономического механизма устойчивого развития отрасли промышленности с помощью системы базовых экономических показателей // Основы экономики, управления и права. 2012. № 6(6). С. 83-87.
2. Семенова А. Управление инновационными процессами // Экономист. 2005. № 5.
3. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). М.: Политиздат, 2010.
4. Поляков С.Г. Мониторинг инновационных процессов в научно-технической сфере // Инновации. 2003. № 5.
A.B. Lisyanskiy*
THE STRATEGY OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF FURNITURE ENTERPRISES OF SAMARA REGION
This paper presents the strategy of innovative development of furniture enterprises of the Samara region; the basic goals, objectives, and implementation phases of the Strategy are identified. Also, the problems of creating furniture cluster have been considered. The expected results of the Strategy for the period up to 2020 are given.
Key words: innovative model of development, institutional conditions, comprehensive modernization, optimization, integration, competitiveness, investments, cluster policy.
* Lisyanskiy Alexander Borisovich ([email protected]), the Dept. of Economy, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.