И.В. Александров
СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА (НА ПРИМЕРЕ ЗАО «НКМЗ»)
Переход к рыночным отношениям со всей очевидностью показал, что решение проблем повышения продуктивности трудовой деятельности, усиления заинтересованности персонала в обеспечении стабильного положения предприятия и повышении его конкурентоспособности невозможно на базе прежних, традиционных подходов и методов работы с кадрами. И если на лучших отечественных предприятиях наблюдаются определенные позитивные организационно-экономические и
технико-технологические трансформации, то в сфере профессионального развития персонала обнаружились достаточно серьезные проблемы.
Внедрение современных
технологий, обновление структуры парка технологического оборудования,
создание высокоорганизованного
производства, их активная
компьютеризация, решение проблем развития и устойчивой деятельности предприятия требуют не только высокой квалификации и исполнительской дисциплины работников, но прежде всего их творческого участия в реализации стратегических задач развития предприятия, востребованности каждого работника как личности, обладающей высоким интеллектуальным
потенциалом.
Необходимость решения этой проблемы вызвана тем, что в период экономических трудностей, спада производства, изношенности основных фондов, применения устаревших производственных технологий,
свертывания объемов профессионального
обучения кадров существенно снизился общий уровень квалификации
работников предприятий всех отраслей промышленности.
В целом объемы профессиональной учебы кадров на производстве в Украине снизились за последние годы в 4 раза. Сегодня учебой охвачено лишь 8% работников от общей численности занятых в промышленности и других отраслях народного хозяйства Украины, в то время как в странах Европейского союза учебой охвачено приблизительно 20%, в Японии - 80%.
На профессионально-квалификационном уровне работающих сказывается то, что на многих предприятиях, в организациях, учреждениях Украины из-за увеличения уровня текучести кадров осуществляется прием на работу новых рабочих без предварительной профессиональной подготовки, что приводит к снижению эффективности их производственной деятельности и повышению риска травматизма.
Разработка концепции
непрерывного профессионального
развития персонала обусловлена необходимостью повышения
профессионального уровня работников путем создания эффективной системы непрерывного профессионального
обучения кадров на производстве с использованием современных учебных программ, научно обоснованных методических материалов, активных методов обучения, возможностей современных информационных
© Александров Игорь Валентинович - заместитель генерального директора. ЗАО «НКМЗ», Краматорск.
ISSN 1562-109X
технологий, новейшего учебно-производственного оборудования,
сертификации и аттестации персонала, а также осуществления комплекса мероприятий, направленных на обеспечение потребностей современного производства в рабочих, специалистах и управленцах высокой профессиональной мобильности.
Такая концепция должна определять политику непрерывного профессионального развития персонала, формирования и развития
интеллектуального потенциала и управления знаниями на предприятии и реализовываться в соответствии со стратегией инновационного развития предприятия.
Стратегия поэтапного ускоренного эволюционного развития ЗАО «НКМЗ» (рис.1) имеет целью создание конкурентоспособного элитного
предприятия мирового класса.
Основные этапы:
I этап (2000 - 2003 гг.) -достижение уровня процессоориентированной организации и сертификация предприятия в соответствии с требованиями MS ISO 9001:2000;
II этап (2003 - 2005 гг.) -достижение уровня самообучающейся интеллектуальной организации и уровня информатизированного предприятия;
III этап (2005 - 2010 гг.) -достижение уровня конкурентоспособного элитного предприятия мирового класса с высокоорганизованным, бездефектным производством «точно в срок» и высоким уровнем управления;
IV этап (2010 - 2015 гг.) -достижение высокого уровня удовлетворения существующих и будущих потребностей заказчика с высоким уровнем качества и сервисного обслуживания.
Реализация стратегии обеспечивается за счет выполнения Комплексной программы ускоренного эволюционного развития ЗАО «НКМЗ» на период до 2015 г., целевых долгосрочных программ развития и ежегодных программных приказов.
Реализация этой стратегии привела к существенным организационно-экономическим и технико-технологическим преобразованиям в ЗАО «НКМЗ».
1. Создан современный экономический механизм с функционированием корпоративной дивизиональной организационной структуры управления ЗАО «НКМЗ»; корпоративных систем: стратегического планирования, корпоративного хозрасчета, бюджетирования, управления стоимостью, управления контрактами, управления денежными потоками; системы корпоративного учета.
2. Проводится коренное технико-технологическое перевооружение металлургического, сварочного, механосборочного и инструментального производств с внедрением новейших прогрессивных технологий и нового поколения технологического оборудования, с созданием исключительных возможностей.
Только за последние четыре года на ЗАО «НКМЗ» введены в эксплуатацию более 100 единиц новых высокопроизводительных металлорежущих станков,
обеспечивающих высокую точность и качество обработки. Станочный парк пополняется новым
высокопроизводительным оборудованием известных фирм: «Вальдрих Кобург», «Глиссон Пфаутер», «Геркулес» (Германия), «Шкода» (Чехия), «Феррари», «INSSE» (Италия), КЗТС (Украина) и др. Создан уникальный участок по изготовлению принципиально новых видов инструмента, который повышает производительность станочных работ в
1,5-3 раза. Приобретаемое оборудование повышает производительность труда в 2-3 раза, что позволяет поднять конкурентоспособность предприятия, выйти на качественно новый уровень развития предприятия.
В результате внедрения передовых технологий в 2004 г. трудоемкость выпускаемой продукции снижена на 20%.
С учетом мировых тенденций в металлургическом производстве
проводится дальнейшая работа по совершенствованию производственной базы и применению прогрессивных технологий. На основе внедрения современной технологии а-сет процесса и применения нового оборудования дробеметной и абразивной очистки литья будет обеспечено качество отливок европейского уровня. Мы должны внедрить технологию вакуум-кислородного обезуглероживания для выплавки низкоуглеродистых
нержавеющих сталей; произвести техническое перевооружение
сталеплавильного производства с заменой мартеновского способа выплавки стали на электродуговую; создать
энергоэкономные технологические
процессы ковки, совершенствовать технологические процессы литья, термообработки, обеспечив более высокий выход годного.
3. Непрерывно обновляется и совершенствуется корпоративная компьютерная сеть предприятия.
4. Проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, проектирование и изготовление востребованной рынком конкурентоспособной наукоемкой техники и оборудования.
С 2000 г. объемы финансирования работ, направленных на создание новых видов оборудования и технологий, выросли более чем в 7 раз. Благодаря этому освоены новые номенклатуры высокоинтеллектуального оборудования: установки внепечной обработки стали
различной
емкости, машины непрерывного литья заготовок, композитные прокатные валки, прессы кривошипные
горячештамповочные, станки буровые шарошечные, шламовые насосы, проходческие и очистные комбайны, машины поддирочно-погрузочные,
скребковые конвейеры. Наряду с этим постоянно ведется совершенствование выпускаемых машин и оборудования.
Новая техника в объеме выпускаемой продукции составляет около 20%, хотя по оценкам мирового рынка и 10% - уже немало.
5. Обеспечена разработка и внедрение современных систем управления производством, технической подготовки производства и управления материальными потоками.
6. Внедрена эффективная система обеспечения качества и системы менеджмента качества в соответствии с требованиями MS ISO 9001:2000. Обеспечена сертификация предприятия в соответствии с требованиями MS ISO 9001:2000.
7. Обеспечено достижение уровня процессоориентированной организации с созданием и функционированием бизнес-процессов.
Инновационное развитие
предприятия позволило увеличить объемы производства продукции машиностроения и войти в новые сегменты рынка. При этом объем экспорта составляет около 70%.
Динамика объёмов производства и доля новой техники в товарном выпуске показана на рис. 2.
2500
2000 •
X о. 1500 ■
X с 1000 ■
2
500 ■
15%
494
тет-
17%
Ъ4Г
Т7%
847
19%
ТГ36"
-22%
1553
25%
2е5е
2еее
2001
2002 2003 год
□ доля выпуска новой техники □ объем товарной продукции
2004 2005 2006 (прогноз) (план)
Рис. 2. Динамика объёмов производства и доля новой техники в товарном выпуске Виды выпускаемой продукции и география рынков сбыта показаны на рис. 3.
0
6
2005, № 5 (31)
Рис. 3. Виды выпускаемой продукции и география рынков сбыта
Однако эти преобразования ярко высветили актуальнейшую задачу подготовки высокопрофессиональных управленцев, специалистов и рабочих, способных решать весь комплекс сложных задач в условиях инновационного развития предприятия. Приоритетным стал вопрос формирования интеллектуального потенциала предприятия и непрерывного профессионального развития персонала ЗАО «НКМЗ».
Интеллектуальная организация строится на интеллекте персонала и его обучении. Цель предприятия - развивать интеллектуальные способности, которые добавят новую стоимость производимым изделиям и услугам с точки зрения потребителя.
Обучение - это постоянный и непрерывный процесс, нацеленный на приобретение новых навыков и знаний.
Система формирования интеллектуального потенциала и непрерывного профессионального развития персонала включает:
систему повышения квалификации руководителей и специалистов; систему формирования и подготовки резерва руководящих кадров; систему подготовки рабочих кадров, в том числе станочников; систему экономического обучения управленцев, специалистов, рабочих; систему обучения информационным технологиям управленцев, специалистов, рабочих;
систему обучения по идеологии качества в рамках MS ISO 9001:2000; систему обучения по вопросам охраны труда и технике безопасности; систему творческого развития (ТРИЗ, ФСА и др.);
систему оценки профессионально-квалификационного уровня персонала; систему социальной защиты - возможность переподготовки и получения специальности, необходимой предприятию;
систему обучения специалистов фирм-заказчиков.
Реализация программ в рамках этих систем позволяет значительно повысить интеллектуальный потенциал и профессиональный уровень персонала ЗАО «НКМЗ».
Для соответствия интеллектуального и профессионального уровня персонала требованиям современного производства в рамках его инновационного развития создан современный учебно-производственный и организационно-методический комплекс по профессиональному обучению, состоящий из:
центра инженерной подготовки (ЦИП) специалистов, линейного персонала, студентов, обучающихся по кредитно-модульной системе (программа «3-2-1»);
центра подготовки рабочих кадров (ЦПРК) станочников, линейного персонала, студентов (по программе «3-2-1»);
двух центров подготовки специалистов, станочников и студентов (по программе «32-1») (ЦПСС-1, ЦПСС-2) по системе ПУ «Sinumerik - 810D/840D/840Di»;
тренингового центра экономического обучения для повышения квалификации специалистов экономических специальностей и руководителей подразделений;
учебного полигона освоения компьютерных информационных систем для подготовки специалистов, линейного
персонала, студентов;
учебного полигона создания АСУ ТП для обучения специалистов фирм-заказчиков; специализированных предметных аудиторий для подготовки персонала по профессиям и специальностям, поднадзорным органам Госнадзорохрантруда Украины;
учебно-производственно-методической базы в цехах, отделах и управлениях предприятия;
библиотеки учебных программ и учебно-методических материалов ОРП; научно-технической библиотеки ЗАО «НКМЗ».
Реализация программ профессионального обучения и развития персонала на базе этого комплекса позволяет вести в настоящее время профессиональное обучение и
развитие персонала на самом высоком уровне и соответствовать требованиям современного производства.
Для достижения мирового уровня профессиональной подготовки и развития персонала в процессе обучения необходимо использование новейших информационных технологий.
В состав проекта «Создание системы обучения автоматизированному проектированию изделий, разработке
и нормированию технологических процессов, созданию управляющих программ в сквозной компьютерной системе технической подготовки производства (КСТ1111)» входят:
системы разработки управляющих программ для станков с ЧПУ фрезерной группы СИМАТРОН;
системы разработки управляющих программ для станков с ЧПУ токарной группы ТЕХТРАН;
системы верификации управляющих программ VeriCut;
системы автоматизированного объемного конструкторского проектирования и моделирования Solid Works;
системы инженерного расчета Cosmos Works;
системы автоматизированного проектирования и нормирования техпроцессов; компьютерной системы технической подготовки производства.
Данным проектом организуется обучение конструкторов, технологов механосборочного, металлургического, сварочного производства работе в CAD/CAM/CAE, САПР-Т и КСТПП системах, в том числе подготовке и верификации управляющих программ.
Основная задача обучения - это моделирование рабочего процесса конструкторско-технологического проектирования в едином информационном пространстве, выработка навыков параллельной работы конструктор-технолог и взаимодействия всех участников технической подготовки производства.
Реализация проекта решает следующие задачи:
обучение инженеров-конструкторов технологии автоматизированного группового параллельного проектирования;
обучение инженеров-конструкторов технологии и приемам работы в специализированных прикладных системах под управлением КСТПП в едином информационном пространстве;
моделирование процессов конструкторского проектирования и разработки техдокументации на изделия позаказно;
обучение специалистов конструкторских и технологических подразделений работе в сквозной информационной системе технической подготовки производства;
обучение инженеров-технологов системе автоматизированного проектирования и нормирования техпроцессов, приемам параллельной разработки техпроцессов, приемам разработки и верификации управляющих программ в едином информационном пространстве КСТПП для обеспечения создания универсального АРМ-технолога;
моделирование видлв токарной, фрезерной, токарно-расточной, токарно-карусельной, сверлильной обработки на базе трехмерных моделей;
ознакомление обучаемых с программными продуктами по автоматизированному проектированию, управлению данными об изделии, созданию управляющих программ и других, предлагаемых рынком и использованных на предприятиях Украины и за рубежом;
автоматизированный контроль уровня усвоения изучаемого материала участниками учебного процесса и подготовленности их к практическому применению получаемых знаний на конкретном рабочем месте;
формирование и подготовку высококомпетентного резерва, способного постоянно наращивать свой творческий потенциал, совершенствовать профессиональное мастерство.
В рамках стратегического управления бизнес-системой ЗАО «НКМЗ» выделены основные процессы:
1. Создание новых видов продукции, управление инвестициями в НИОКР, послепродажное обслуживание.
2. Управление персоналом.
3. Техническая подготовка производства.
4. Производство продукции.
Решение проблем управления бизнес-процессами, оптимизации трудоемкости и стоимости бизнес-процессов,
формализация всех видов деятельности и функций в бизнес-процессах требует совершенствования систем и стандартов в рамках бизнес-процессов.
В части эффективного управления персоналом актуальной становится проблема сертификации и аттестации персонала.
В настоящее время в ЗАО «НКМЗ» реализуется проект «Управление знаниями в рамках самообучающейся организации». Реализация этого проекта тесно увязывается с необходимостью созда-
ния «Учебно-научно-производственного комплекса упреждающей подготовки высокопрофессионального персонала, обеспечивающего развитие предприятия».
Учебно-научно-производственный комплекс представляет собой взаимоувязанную структуру подготовки высокопрофессиональных рабочих и специалистов для ЗАО «НКМЗ», начиная с профориентационной работы в общеобразовательных школах, подготовки учащихся училищ, колледжей и студентов ДГМА с ориентацией на профессии, необходимые для ЗАО «НКМЗ» с параллельным обучением их на учебно-производственной базе НКМЗ. В настоящее время концепция создания такого комплекса нашла реализацию в выполнении отдельных целевых программ.
Создание такого комплекса позволяет ставить задачу упреждающей подготовки кадров для ЗАО «НКМЗ». Основными составляющими системы упреждающей подготовки кадров являются:
система профориентации и отбора одаренных учащихся и студентов через общеобразовательные школы, училища, колледжи, малую Академию наук при ДГМА, вузы;
система адаптационного обучения специалистов и рабочих в соответствии с требованиями рабочего места;
система подготовки специалистов по программе «3-2-1» совместно с ДГМА; система подготовки инженерных и научных кадров в рамках Болонского процесса; система методов активной подготовки руководителей - лидеров и их резерва с использованием горизонтальной ротации;
система приобретения «поливалентной» квалификации и повышения мобильности рабочих кадров;
система подготовки персонала фирм-заказчиков.
Комплексное выполнение программ в рамках бизнесс-процесса «Развитие персонала» позволит успешно вести упреждающую подготовку высококвалифицированных кадров для ЗАО «НКМЗ», способных решать самые сложные вопросы в рамках инновационного развития предприятия.
Формирующаяся система позволяет также готовить управленцев - лидеров, способных стратегически мыслить, прогнозировать будущее и ставить новые цели и задачи инновационного развития предприятия.
Однако следует отметить ряд проблем формирования кадрового состава предприятий, основными из которых являются:
несоответствие базовой профессиональной подготовки требованиям современного производства;
отсутствие экономического механизма обеспечения соответствия между требованиями рынка труда развивающихся предприятий и наличием трудовых ресурсов;
отсутствие системы планирования формирования и восполнения рынка труда в соответствии с требованиями производства и экономики;
не приведены в соответствие законодательные акты (законы), а в отдельных случаях - находятся в противоречии: «Об образовании», «Об охране труда», «О лицензировании...», «О соответствии...» и др.;
отсутствие единой государственной централизованной системы, которая выполняла бы функции исследования, разработки и внедрения прогрессивных методов работы с персоналом, учебно-методических материалов, наглядных пособий и технических средств обучения.
Для повышения эффективности системы развития персонала на предприятии и партнерства с учебными заведениями при подготовке кадров целесообразно:
снятие налога с суммы средств, вложенных в систему развития персонала;
разработка программ подготовки преподавателей;
совершенствовние программ обучения с учетом специфики современного производства;
менее громоздкая система лицензирования предприятия на право ведения работ по переподготовке и повышению квалификации работников для собственных нужд предприятия.
Вышеуказанные проблемы требуют решения не только на предприятии, но и на региональном и государственном
уровнях.
Литература
1. Алехина О.Е. Стимулирование развития работников организации // Управление персоналом. - 2002. - №31. - С.50-52.
2. Амоша А.И. Экономическая эффективность улучшения условий труда (предпосылки, анализ, прогнозирование). - Донецк: ИЭП НАН Украины, 1998. - 378 с.
3. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / Пер. с англ. - СПб: Питер, 1999. - 416 с.
4. Друкер П., Ф. Задачи менеджмента в XXI веке: Учеб. пособие / Пер. с англ. - М.: Издат. дом «Вильямс», 2000. - 272 с.
5. Панков В.А. Управление стоимостью наукоемкого машиностроительного предприятия: теория и практика. - К.: Наук. думка, 2003. - 424 с.
6. Скударь Г.М. Управление конкурентоспособностью крупного акционерного общества. Проблемы и решения. - К.: Наук. думка, 1999. - 496 с.
7. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. - СПб: Питер, 2000. - 416 с.
8. Стюарт Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций //Новая постиндустриальная волна на Западе /Под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Academia, 1999. - С.377.
9. Sveiby K.E. (2004) Methods for Measuring Intangible Assets Jan 2001, updated April 2001, May 2002, October 2002, April 2004. Available Online: Ссылка: http://www.sveiby.com/articles/MeasureIntangibleAssets.html
10. Интеллектуальные активы: идентификация, оценка, управление // Интеллектуальная собственность. - 2000. - №5. - С. 40-44.